Русский брит-поп. 10 альбомов

Брит-поп нельзя назвать полно­цен­ным музы­каль­ным жанром. Скорее, это журна­лист­ский штамп, кото­рый исполь­зо­вался к появив­шимся в сере­дине 1990-х новым гитар­ным коллек­ти­вам из Вели­ко­бри­та­нии. Ключе­вые группы брит-попа — Oasis, Blur, Pulp, Suede, Radiohead — сменили в хит-пара­дах гран­же­ров и превра­ти­лись в наци­о­наль­ных героев. При этом стили­сти­че­ски у обозна­чен­ных групп было много разли­чий, но всё-таки некая эсте­тика сфор­ми­ро­ва­лась: мело­дизм, унасле­до­ван­ный у The Beatles, психо­де­ли­че­ские, глэм-роко­вые и фолк-элементы, а во внеш­нем виде — растя­ну­тые лонг­с­ливы и олим­пийки с поло от лэд-куль­туры или же твидо­вые пиджаки.

Глав­ным годом в исто­рии брит-попа был 1995-й. Тогда стар­то­вала глав­ная битва брит-попа — разду­тое прес­сой проти­во­сто­я­ние за первен­ство в чартах между Blur и Oasis. 1995 годом дати­ро­ваны мощней­шая пластинка Pulp “Different Class” и альбом Radiohead “The Bends”, кото­рый сфор­ми­ро­вал надрыв­ный стиль группы. Брит-поп стал попу­ля­рен по всему миру, и в России начали появ­ляться группы, явно вдох­нов­лён­ные британ­цами.

Брит-поп сразу нашёл отклик в столи­цах. Стили­сти­кой активно инте­ре­со­ва­лись продю­серы. Первая волна русско­языч­ного брит-попа появи­лась в 1996–1997 годах. Это было замет­ное явле­ние того времени. «Мумий Тролль», дебю­ти­ро­вав­ший с запи­сан­ным в Вели­ко­бри­та­нии альбо­мом, стал народ­ной груп­пой. Затем брит-поп нахлы­нул в первой поло­вине 2000-х. Самым ярым пропа­ган­ди­стом направ­ле­ния был недолго, но ярко просу­ще­ство­вав­ший русский вари­ант журнала NME. Другие СМИ тоже были лояльны к русским брит-поппе­рам. Егор Тимо­феев и Никита Козлов каза­лись полно­цен­ными звёз­дами шоу-бизнеса, Рома Зверь таким точно стал. В отече­ствен­ных усло­виях брит-поп транс­фор­ми­ро­вался и приоб­ре­тал особые черты. Среди русских роке­ров старой волны было принято не любить новую гитар­ную музыку. Появи­лось презри­тель­ное опре­де­ле­ние «рока­попс». Но этот «рока­попс» лишь продол­жал укоре­няться в России.

VATNIKSTAN выбрал десять самых важных отече­ствен­ных брит-поп альбо­мов. Неко­то­рые из этих пласти­нок больше подхо­дят под опре­де­ле­ние «рока­по­пса», а неко­то­рые будто бы взяты прями­ком из Вели­ко­бри­та­нии. Выборка состав­ля­лась только из русско­языч­ных альбо­мов.



Мечтать — Лётчик (1996 год)

Если бы в сере­дине 1990-х было в ходу поня­тие «гламур», то его бы приме­нили к нико­ла­ев­ским студен­там, двум Олегам — Горш­кову и Пругло — попав­шим под крыло москов­ского продю­сера Алек­сандра Шуль­гина. Группа дебю­ти­ро­вала с напич­кан­ными хитами альбома «Лётчик». «Мечтать» нещадно пере­де­лы­вали поп-клас­сику (срав­ните заглав­ный хит альбома и Shocking Blue “Venus”), писали печаль­ные баллады («Февраль») и песни в духе новой роман­тики («Тук-Тук»). Они были перво­про­ход­цами легко­вес­ной эстет­ской стили­стики, проти­во­по­лож­ной предельно серьёз­ному русскому року. Впослед­ствии участ­ники «Мечтать» разру­га­ются с Шуль­ги­ным и группа прекра­тит своё суще­ство­ва­ние. Только в 2010 году Олег Горш­ков выпу­стит сольно альбом «Время Мечтать», кото­рый считают вторым альбо­мом группы.


Старый приятель — Не плачь (1996 год)

Группа, тяго­те­ю­щая к москов­скому биту в духе «Браво», очаро­вала саму Аллу Пуга­чёву. В 1997 году прима­донна россий­ской эстрады назвала коллек­тив глав­ным музы­каль­ным откры­тием. Для «Старого прия­теля» были харак­терны бодрость духа, соче­та­е­мая с сенти­мен­таль­но­стью, мело­дич­ность и рок-н-ролль­ные мотивы. Глав­ные хиты — прони­зан­ные опти­ми­стич­ной печа­лью «Не плачь» и «Москов­ская любовь». Моск­вичи были после­до­ва­тель­ными поклон­ни­ками The Beatles, как и боль­шин­ство брит-поп групп. Песни вошли в кате­го­рию «не знаю, откуда знаю», но сами «Старый прия­тель» звёз­дами не стали.


Свинцовый туман — Зима (1997 год)

Если преды­ду­щие альбомы подборки — яркие дебюты, то «Зима» — это третья пластинка коллек­тива. «Свин­цо­вый туман» раньше всех адап­ти­ро­вал ново­мод­ный гитар­ный саунд из Вели­ко­бри­та­нии к россий­ским усло­виям. Группе удалось даже пога­стро­ли­ро­вать в Ирлан­дии и Шотлан­дии в 1990 году. Их англо­филь­ский дебют­ник вышел ещё в 1994 году. Но именно «Зиму» можно назвать глав­ным альбо­мом коллек­тива. Стар­тует альбом с глав­ной компо­зи­ции «Свин­цо­вого тумана», танце­валь­ной «Я знаю». Но в целом альбом больше в духе группы The Verve. «Свин­цо­вый туман» счита­лись самыми продви­ну­тыми арти­стами поко­ле­ния.


Мумий Тролль — Морская (1997 год)

«Мумий Тролль» на обложке журнала «ОМ»

Как оказа­лось, пионеры брит-попа гото­вили почву для действи­тельно боль­шого альбома, кото­рый стал симво­лом эпохи и одним из лучших в 1990-е. Собрав­ши­еся ещё в пере­стро­еч­ные годы влади­во­стокцы после паузы в несколько лет поста­вили всё на музыку и не прога­дали. «Морская» запи­сы­ва­лась в Лондоне. Проник­но­вен­ные компо­зи­ции, мощь кото­рых ощуща­лась ещё по ранним непро­фис­си­о­наль­ным запи­сям коллек­тива, полу­чила оболочку уровня пере­до­вых арти­стов жанра. Альбом был настолько броне­бой­ным по своей силе, что каждая песня звучит как гимн поко­ле­ния.


МультFильмы — МультFильмы (2000 год)

Егор Тимо­феев на обложке журнала «Моло­дой», 2001 год

Если в 1990-е эпицен­тром русского брит-попа была Москва, то в 2000-е боль­шин­ство ярких арти­стов было из Санкт-Петер­бурга. «Муль­тFильмы» чётко опре­де­лили свои источ­ники вдох­но­ве­ния. Фронт­мен Егор Тимо­феев заявил: «на столе зеркаль­ном еле слышно спорят три кассеты Pulp, Oasis и Blur». Пред­став­ля­ется, что для «Муль­тFиль­мов» первая группа из пере­чис­лен­ных — самая важная. «Муль­тFильмы» адап­ти­ро­вали брит-поп для студен­че­ской среды. На одно­имён­ном альбоме группы были простые песни с дворо­вой роман­ти­кой, при этом очень каче­ственно запи­сан­ные с много­мер­ными аран­жи­ров­ками. На момент начала 2000-х каза­лось, что «Муль­тFильмы» — следу­ю­щие после «Мумий Тролля» боль­шие звёзды, но глав­ной звез­дой Егор Тимо­феев стал только для журнала NME.


Танцы Минус — Флора-фауна (2000 год)

Петер­буржцы «Танцы Минус» появи­лись ещё в 1990-е. Группа участ­во­вала в компи­ля­ции продви­ну­того рока «2000 % живой энер­гии» в 1996 году. Затем музы­канты во главе с Вяче­сла­вом Петку­ном пере­ез­жают в Москву. Всерос­сий­скую извест­ность «Танцы Минус» полу­чили благо­даря супер­хиту — посвя­ще­нию столице «Город», вышед­шему на втором альбоме. Но «Танцы Минус» — совсем не группа одной песни, альбом «Флора-фауна» состоит из креп­ких компо­зи­ций. Это уверен­ный в себе рок от группы, кото­рая упор­ным трудом доби­лась востре­бо­ван­но­сти.


Торба-на-Круче — Не псих (2001 год)

Собрав­шийся в Санкт-Петер­бурге коллек­тив во главе с киров­ча­ни­ном Максом Ивано­вым испол­нял нервоз­ный рок в духе альбома “The Bends” Radiohead и только что появив­шихся британ­цев Muse. Песни с «Не психа» попа­дали в рота­цию и на MTV, и на «Наше радио». Своей надрыв­ной мане­рой Макс Иванов в какой-то степени пред­вос­хи­тил эмо-сцену. Группа с истошно орущим вока­ли­стом «Я не псих» воспри­ни­ма­лась как необыч­ное явле­ние для сдер­жан­ной отече­ствен­ной рок-сцены начала 2000-х.


Сегодняночью — Кофе и сигареты (2002 год)

Никита Козлов из «Сегод­ня­но­чью», 2002 год

«Кофе и сига­реты» — это образ­цо­вый русско­языч­ный брит-поп альбом. Исто­рия созда­ния тоже кано­ни­че­ская. Группа, собран­ная, по утвер­жде­ниям фронт­мена Никиты Козлова, чуть ли не как бойз­бенд, заво­е­вала первые места во всевоз­мож­ных хит-пара­дах, о них писали глян­це­вые журналы, но при этом «Сегод­ня­но­чью» были убыточны. Группу не звали в гастроли. Музы­каль­ный критик и продю­сер Алек­сандр Кушнир заяв­лял, что у фирмы-изда­теля “CD Land” из-за подпи­сан­тов возникли долги в размере $180000. Но альбом полу­чился очень стиль­ным и, возможно, даже напле­ва­тель­ским к контек­сту того времени. «Кофе и сига­реты» повест­вует о мире богем­ных повес. Самая далё­кая от народа группа, продви­га­е­мая на массо­вый рынок.


Звери — Районы-кварталы (2004 год)

Изна­чально «Звери» счита­лись груп­пой, кото­рая могла бы разо­гре­вать «Сегод­ня­но­чью». Но первое впечат­ле­ние музы­каль­ных крити­ков было обман­чи­вым: Рома Зверь, иници­а­тор группы, был героем из народа, а не эсте­том. Хоть дебют­ник «Зверей» промо­ути­ро­вался с помо­щью NME, уже на самом старте стало понятно, что группа гораздо более radio friendly, чем другие персо­нажи мате­ри­а­лов журнала. Рома Зверь в посто­ян­ной олим­пийке скорее вобрал внеш­нюю эсте­тику. На самом деле «Звери» совер­шенно не стес­ня­лись дворо­вого рока. Более того, заглав­ная песня альбома — это своего рода соци­аль­ное выска­зы­ва­ние.


Twiggys — Twee (2013 год)

Удиви­тельно, но у самой стиль­ной москов­ской брит-поп группы 2000-х нет ни одного полно­цен­ного альбома. “Twee” — это сбор­ник песен коллек­тива. VATNIKSTAN удалось пооб­щаться с Анто­ном Вави­ло­вым, лиде­ром Twiggys. На данный момент проект Twiggys закрыт. По словам Антона Вави­лова, ему «в рамках Twiggys сказать больше нечего», но Антон продол­жает зани­маться твор­че­ством и в тече­ние весны обещает релиз ретро-направ­лен­но­сти. Хоть Twiggys коммер­че­ского успеха не доби­лась, так как появи­лись «либо слиш­ком рано, либо слиш­ком поздно», у группы были предан­ные поклон­ники, а «До свида­ния, лето!» и «Поце­луи радио­стан­циям» были насто­я­щими хитами.

Поделиться