Русский трип-хоп. 10 альбомов

Трип-хоп был опре­де­лённо люби­мым, но не самым прижив­шемся стилем элек­трон­ной музыки 1990-х в России. Кори­феи жанра нашей стране отве­чают взаим­но­стью, это прояв­ля­ется не только в актив­ных гастро­лях. Massive Attack пере­пе­вали «Граж­дан­скую оборону» и Янку Дяги­леву, у Tricky было совмест­ное выступ­ле­ние с рэпе­ром Сявой, а в послед­нем альбоме арти­ста поучаст­во­вали Баста, Скрип­то­нит и Смоки Мо. А вот боль­ших россий­ских звёзд, кото­рые бы испол­няли исклю­чи­тельно трип-хоп, нет. Хоть элементы трип-хопа встре­ча­ются в твор­че­стве многих отече­ствен­ных арти­стов в диапа­зоне от «Ивану­шек International» до Дель­фина.

Под трип-хопом пони­ма­ется преиму­ще­ственно элек­трон­ная музыка с ярко выра­жен­ным битом невы­со­кого темпа, на кото­рый нани­заны сэмплы и скрэтчи. Вокал пред­став­ляет собой разме­рен­ную читку, напо­ми­на­ю­щую бормо­та­ние, или же часто женское пение в поп-стили­стике. В подборке 10 альбо­мов, кото­рые можно было отне­сти к россий­скому трип-хопу. Кого-то с натяж­кой, а кого-то напря­мую. В подборке только арти­сты с песнями на русском языке.


Стук Бамбука в XI часов – Легкое дело холод (1991 год)

Ижев­ская группа, опере­див­шая своим звуча­нием время. Исчезла, оста­вив неиз­гла­ди­мый след своей сверх­мрач­ной элек­тро­ни­кой с краси­вым женским вока­лом. По сути, именно таким обра­зом можно было описы­вать трип-хоп. Альбом попал в подборку лучших пласти­нок 1990-х.


Девушкин сон – Искатели жемчуга (1998 год)

Появив­ша­яся в Кургане группа была признана журна­лом «Птюч» надеж­дой 1997 года. Нельзя сказать, что надежда не оправ­да­лась. Группа «Девуш­кин сон» твор­че­ски реали­зо­ва­лась, но другое дело, что коллек­тив мог быть извест­нее. «Иска­тели жемчуга» — это каче­ственно сделан­ный поп-проект, усво­ив­ший самые акту­аль­ные веяния эпохи и с прекрас­ным вока­лом Елены Ильи­ной и Ирины Шмако­вой. Идеально для фоно­вого прослу­ши­ва­ния.



Борис Гребенщиков и Deadушки – S/t (1998 год)

Компо­зи­ции «Аква­ри­ума» Борис Гребен­щи­ков пере­пел под аран­жи­ровки Deadу­шек, элек­трон­ного проекта участ­ни­ков группы «Стран­ные игры» Виктора Соло­губа и Алек­сея Рахова. Полу­чи­лось весьма инте­ресно и неод­но­родно. Это смотр дости­же­ний элек­трон­ных стилей 1990-х с вока­лом вели­кого БГ. Конечно, быст­рого брейк-бита на пластинке больше, чем трип-хопа, но разме­рен­ные компо­зи­ции с альбома заво­ра­жи­вают.


Рада и Терновник – Любовь моя печаль (1999 год)

«Рада и Тернов­ник», рок-группа, осно­ван­ная певи­цей Радой Анчев­ской, в 1999 году выпу­стила эталон­ный трип-хоп альбом. Это был экспе­ри­мент для коллек­тива, кото­рому были свой­ственны фолк-мотивы, но экспе­ри­мент удался. По мнению музы­каль­ных крити­ков, трип-хоп в испол­не­нии «Рады и Тернов­ника» весьма гармо­нично соче­та­ется с русской песен­ной тради­цией. С этим утвер­жде­нием можно только согла­ситься.

 


Джан Ку – Последняя капля (2003 год)

Петер­бург­скую «Джан Ку» причис­ляли к альтер­на­тив­ной сцене, заро­див­шейся в леген­дар­ном «ТамТаме». Им было харак­терно тяжё­лое звуча­ние и довольно воин­ствен­ное настро­е­ние песен. В начале 2000-х «Джан Ку» начали экспе­ри­мен­ти­ро­вать с элек­тро­ни­кой. Таким обра­зом был запи­сан четвер­тый альбом коллек­тива «Послед­няя капля» — здесь трип-хоп встре­чался с альтер­на­тив­ной. Песня «Шторм» даже попала в между­на­род­ную компи­ля­цию «Noir: Smooth Female Trip Hop». Но лучшие песни «Послед­ней капли» — «Чемпи­оны любви» и «Абсент».



Пpoekt Пpoekt – Городу неудачников посвящается (2005 год)

Группа из Твери испол­няла атмо­сфер­ную приджа­зо­ван­ную элек­тро­нику с печаль­ными речи­та­ти­вами Алек­сея Румян­цева, буду­щего фронт­мена глав­ного гранж-коллек­тива послед­них лет «Пионер­ла­герь Пыль­ная Радуга». Дебют­ный альбом «Городу неудач­ни­ков посвя­ща­ется» был запи­сан в домаш­них усло­виях, что не поме­шало сделать много­слой­ное и масштаб­ное звуча­ние. «Проеkt Проеkt» полу­чил вполне заслу­жен­ное прозва­ние «Твер­ской Портис­хэд».


Весна на улице Карла Юхана – Прости-прощай (2005 год)

«Прости-прощай» — самая минор­ная пластинка из диско­гра­фии петер­бург­ской группы, начи­нав­шей с гитар­ного нойза. У «Весны на улице Карла Юхана» полу­ча­лась лёгкая добрая музыка, часто прохо­дя­щая под тэгом easy listening. У них, конечно, печаль, но печаль свет­лая. Лучшая компо­зи­ция альбома, а быть может, и подборки – песня «Милый».


Розовые очки от ferre – Мы могли бы и на «Додже» поехать (2006 год)

В сере­дине 2000-х самые пере­до­вые около­хип-хоп-арти­сты груп­пи­ро­ва­лись на лейбле «2−99». Среди самых видных подпи­сан­тов лейбла был дуэт «Розо­вые очки от ferre», состо­я­щий из рэпера Gillia и певицы Enfleurage. Это были насто­я­щие энту­зи­а­сты трип-хопа. Второй лонг­плей группы «Мы могли бы и на «Додже» поехать» состоял из раска­чи­ва­ю­щих слож­но­со­чи­нён­ных битов с текстами в духе абстракт­ного хип-хопа.  Если что-то и ставить в каче­стве самых экспе­ри­мен­таль­ных и неком­мер­че­ских приме­ров жанра, то опре­де­лённо этот альбом.

Вторая часть 


Встреча Рыбы – (танцы около) (2007 год)

Челя­бин­ская группа – почти что оркестр. Дебют­ный альбом (танцы около) полу­чился очень свежим для своего времени, совер­шенно нешаб­лон­ным и точно недо­оце­нён­ным. Порой слышится фанк, порой эйсид-джаз, а порой арт-роко­вые мотивы, тексты же песен носили фило­соф­ский харак­тер. «Встречу Рыбы» отли­чает тот факт, что участ­ники весьма умелые инстру­мен­та­ли­сты.



Sheridan – Самозащита (2010 год)

Кумир форума hih-hop.ru Маша Шери­дан фито­вала с бабан­ги­дой. Но это далеко не един­ствен­ная добро­де­тель девушки из Находки. «Само­за­щита» — это цепля­ю­щий по подаче с меткими стро­ками, но созна­тельно плохо запи­сан­ный трип-хоп. Маша Шери­дан декла­ми­рует Маяков­ского, адап­ти­руя его поэзию к биту, и упоми­нает «убийц Осипа Мандель­штама». Машу Шери­дан не только приятно слушать, но в её твор­че­ство стоит и вслу­ши­ваться.

Поделиться