Русский трип-хоп. 10 альбомов

размещено в: Культура | 0

Трип-хоп был определённо любимым, но не самым прижившемся стилем электронной музыки 1990-х в России. Корифеи жанра нашей стране отвечают взаимностью, это проявляется не только в активных гастролях. Massive Attack перепевали «Гражданскую оборону» и Янку Дягилеву, у Tricky было совместное выступление с рэпером Сявой, а в последнем альбоме артиста поучаствовали Баста, Скриптонит и Смоки Мо. А вот больших российских звёзд, которые бы исполняли исключительно трип-хоп, нет. Хоть элементы трип-хопа встречаются в творчестве многих отечественных артистов в диапазоне от «Иванушек International» до Дельфина.

Под трип-хопом понимается преимущественно электронная музыка с ярко выраженным битом невысокого темпа, на который нанизаны сэмплы и скрэтчи. Вокал представляет собой размеренную читку, напоминающую бормотание, или же часто женское пение в поп-стилистике. В подборке 10 альбомов, которые можно было отнести к российскому трип-хопу. Кого-то с натяжкой, а кого-то напрямую. В подборке только артисты с песнями на русском языке.


Стук Бамбука в XI часов – Легкое дело холод (1991 год)

Ижевская группа, опередившая своим звучанием время. Исчезла, оставив неизгладимый след своей сверхмрачной электроникой с красивым женским вокалом. По сути, именно таким образом можно было описывать трип-хоп. Альбом попал в подборку лучших пластинок 1990-х.


Девушкин сон – Искатели жемчуга (1998 год)

Появившаяся в Кургане группа была признана журналом «Птюч» надеждой 1997 года. Нельзя сказать, что надежда не оправдалась. Группа «Девушкин сон» творчески реализовалась, но другое дело, что коллектив мог быть известнее. «Искатели жемчуга» – это качественно сделанный поп-проект, усвоивший самые актуальные веяния эпохи и с прекрасным вокалом Елены Ильиной и Ирины Шмаковой. Идеально для фонового прослушивания.



Борис Гребенщиков и Deadушки – S/t (1998 год)

Композиции «Аквариума» Борис Гребенщиков перепел под аранжировки Deadушек, электронного проекта участников группы «Странные игры» Виктора Сологуба и Алексея Рахова. Получилось весьма интересно и неоднородно. Это смотр достижений электронных стилей 1990-х с вокалом великого БГ. Конечно, быстрого брейк-бита на пластинке больше, чем трип-хопа, но размеренные композиции с альбома завораживают.


Рада и Терновник – Любовь моя печаль (1999 год)

«Рада и Терновник», рок-группа, основанная певицей Радой Анчевской, в 1999 году выпустила эталонный трип-хоп альбом. Это был эксперимент для коллектива, которому были свойственны фолк-мотивы, но эксперимент удался. По мнению музыкальных критиков, трип-хоп в исполнении «Рады и Терновника» весьма гармонично сочетается с русской песенной традицией. С этим утверждением можно только согласиться.

 


Джан Ку – Последняя капля (2003 год)

Петербургскую «Джан Ку» причисляли к альтернативной сцене, зародившейся в легендарном «ТамТаме». Им было характерно тяжёлое звучание и довольно воинственное настроение песен. В начале 2000-х «Джан Ку» начали экспериментировать с электроникой. Таким образом был записан четвертый альбом коллектива «Последняя капля» – здесь трип-хоп встречался с альтернативной. Песня «Шторм» даже попала в международную компиляцию «Noir: Smooth Female Trip Hop». Но лучшие песни «Последней капли» – «Чемпионы любви» и «Абсент».



Пpoekt Пpoekt – Городу неудачников посвящается (2005 год)

Группа из Твери исполняла атмосферную приджазованную электронику с печальными речитативами Алексея Румянцева, будущего фронтмена главного гранж-коллектива последних лет «Пионерлагерь Пыльная Радуга». Дебютный альбом «Городу неудачников посвящается» был записан в домашних условиях, что не помешало сделать многослойное и масштабное звучание. «Проеkt Проеkt» получил вполне заслуженное прозвание «Тверской Портисхэд».


Весна на улице Карла Юхана – Прости-прощай (2005 год)

«Прости-прощай» – самая минорная пластинка из дискографии петербургской группы, начинавшей с гитарного нойза. У «Весны на улице Карла Юхана» получалась лёгкая добрая музыка, часто проходящая под тэгом easy listening. У них, конечно, печаль, но печаль светлая. Лучшая композиция альбома, а быть может, и подборки – песня «Милый».


Розовые очки от ferre – Мы могли бы и на «Додже» поехать (2006 год)

В середине 2000-х самые передовые околохип-хоп-артисты группировались на лейбле «2-99». Среди самых видных подписантов лейбла был дуэт «Розовые очки от ferre», состоящий из рэпера Gillia и певицы Enfleurage. Это были настоящие энтузиасты трип-хопа. Второй лонгплей группы «Мы могли бы и на «Додже» поехать» состоял из раскачивающих сложносочинённых битов с текстами в духе абстрактного хип-хопа.  Если что-то и ставить в качестве самых экспериментальных и некоммерческих примеров жанра, то определённо этот альбом.

Вторая часть 


Встреча Рыбы – (танцы около) (2007 год)

Челябинская группа – почти что оркестр. Дебютный альбом (танцы около) получился очень свежим для своего времени, совершенно нешаблонным и точно недооценённым. Порой слышится фанк, порой эйсид-джаз, а порой арт-роковые мотивы, тексты же песен носили философский характер. «Встречу Рыбы» отличает тот факт, что участники весьма умелые инструменталисты.



Sheridan – Самозащита (2010 год)

Кумир форума hih-hop.ru Маша Шеридан фитовала с бабангидой. Но это далеко не единственная добродетель девушки из Находки. «Самозащита» – это цепляющий по подаче с меткими строками, но сознательно плохо записанный трип-хоп. Маша Шеридан декламирует Маяковского, адаптируя его поэзию к биту, и упоминает «убийц Осипа Мандельштама». Машу Шеридан не только приятно слушать, но в её творчество стоит и вслушиваться.