Российские фильмы про школу и подростков 1990-х и 2000-х

Сентябрь прочно ассо­ци­и­ру­ется с нача­лом учеб­ного года даже у тех, кто давно поки­нул школь­ные стены. В носталь­ги­че­ском настро­е­нии иногда хочется снова погру­зиться в эту атмо­сферу, и лучший способ сделать это — кино или сериал. Совет­ские фильмы о школе («Чучело», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Вам и не снилось» и даже «Доро­гая Елена Серге­евна») хороши, но не акту­альны для тех, чьё детство пришлось на 90-е и начало нуле­вых годов.

VATNIKSTAN выбрал 10 самых приме­ча­тель­ных отече­ствен­ных филь­мов о школь­ни­ках и подрост­ках. В обзор вошли фильмы разных форма­тов, вклю­чая доку­мен­таль­ное кино и сери­алы, вышед­шие на экраны в период с 1990 по 2010 год.


Рождённые в СССР (1991 и 1998 годы)

В 1989 году теле­ком­па­ния «Остан­кино» и британ­ская Granada Television запу­стили масштаб­ный доку­мен­таль­ный проект. Они нашли 20 семи­лет­них детей со всего СССР и засняли их повсе­днев­ную жизнь, расспро­сили о взгля­дах, пред­став­ле­ниях и мечтах. Через семь лет съёмоч­ная группа снова нашла этих детей уже четыр­на­дца­ти­лет­ними и узнала, как изме­ни­лась их жизнь. Позже, в 2005 и 2012 годах вышли выпуски «21 год» и «28 лет». В 2019 году ожида­ется часть «35 лет», но точной инфор­ма­ции о дате выхода нет.

Первые два выпуска приме­ча­тельны не только тем, что пока­зы­вают превра­ще­ние малень­ких детей в подрост­ков со сфор­ми­ро­ван­ными взгля­дами на жизнь. В объек­тиве оказы­ва­ются две страны — позд­ний СССР и Россия образца 1998 года. А затем обсто­я­тель­ства меня­ются. Полу­чи­лось, что дети, не меняв­шие место житель­ства, живут в разных стра­нах: России, Литве, Грузии, Кирги­зии. Также неко­то­рые герои пере­ехали в США и Изра­иль.

«Рождён­ные в СССР» инте­ресно смот­реть из-за кадров реаль­ной жизни. Здесь города и деревни со всех угол­ков России и пост­со­вет­ского простран­ства. Съемоч­ная группа побы­вала в квар­ти­рах, на улицах, на пляжах, в школах, в детских домах, в мага­зи­нах и сохра­нила доку­мен­таль­ные свиде­тель­ства жизни горо­дов и дере­вень в те годы.


Проснуться в Шанхае (1991 год)

Режис­сёр и сцена­рист Нико­лай Седнев создал искрен­нюю исто­рию взрос­ле­ния и любви на фоне распа­да­ю­щейся страны. Действие фильма проис­хо­дит в солнеч­ной Одессе. Зритель узнаёт исто­рию двух подрост­ков, Лены и Вита­лика, кото­рые по стече­нию обсто­я­тельств оста­ются без опеки взрос­лых. Остроты ситу­а­ции добав­ляет непри­язнь между роди­те­лями детей. Это свое­об­раз­ная отсылка и к клас­си­че­ской траге­дии «Ромео и Джульетта», и к совре­мен­нику — ленте «Вам и не снилось».

Фильм приме­ча­те­лен атмо­сфе­рой начала 1990-х годов, где надежды на лучшее и любовь проби­ва­ются через нищету и скуд­ный быт. В ленте не звучит идео­ло­ги­че­ских лозун­гов, соци­аль­ные проблемы раскры­ва­ются в отрыве от поли­ти­че­ских реалий, что боль­шая редкость для кине­ма­то­графа того пери­ода. Глав­ные роли испол­нили актёры без профес­си­о­наль­ного обра­зо­ва­ния.


Простые истины (с 1999 по 2003 год)

Довольно извест­ный россий­ский сериал о школь­ной жизни в начале 2000-х годов можно охарак­те­ри­зо­вать как семей­ную «мыль­ную оперу». Насчи­ты­вает 350 серий, с успе­хом шёл четыре года по несколь­ким россий­ским теле­ка­на­лам. Сцена­ри­сты стре­ми­лись осве­щать акту­аль­ные проблемы школь­ни­ков и учите­лей, не затра­ги­вая самые острые темы и стара­ясь все конфликты сводить к юмору или счаст­ли­вой концовке.

Персо­нажи напи­саны макси­мально типич­ными, такими, чтобы каждый зритель мог узна­вать их и ассо­ци­и­ро­вать со своими знако­мыми: отлич­ницы, хули­ганы, мест­ные звёзды, моло­дые учитель­ницы и стро­гие завучи. В то же время заслуга созда­те­лей ленты в отсут­ствии деле­ния героев на «плохих» и «хоро­ших». Они стре­мятся объек­тивно пока­зать каждого, хотя сгла­жи­вают острые углы и исполь­зуют самые баналь­ные сюжет­ные ходы.

Съёмки прохо­дили в москов­ской школе №1240, а в кадр часто попа­дали не только актёры, но и обыч­ные школь­ники. Домаш­ние сцены снима­лись в квар­ти­рах на Патри­ар­ших прудах. Для многих россий­ских акте­ров «Простые истины» оказа­лись стар­то­вой площад­кой карьеры.


Лиля навсегда (2002 год)

Исто­рия, поло­жен­ная в основу фильма, произо­шла на самом деле в 2000 году с литов­ской девоч­кой Дангу­оле Раса­лайте и в своё время вско­лых­нула всю Швецию. Глав­ную роль испол­нила 15-летняя Оксана Акинь­шина. Её геро­иня Лиля живёт где-то на пост­со­вет­ском простран­стве (герои гово­рят по-русски, съёмки прохо­дили в Эсто­нии, но место действия нико­гда не назы­ва­ется прямо, а имену­ется «этой стра­ной»). Мать бросает геро­иню ради пере­езда в США с новым мужем, а тётя выго­няет её из квар­тиры. Лиля терпит униже­ния и наси­лие сначала от тётки, потом — от учите­лей и одно­класс­ни­ков. Впро­чем, это только начало траги­че­ских собы­тий, кото­рые приве­дут геро­иню на край моста. Это фильм о неже­лан­ных и забы­тых детях, кото­рым в самый труд­ный момент не к кому обра­титься — их отвер­гают родствен­ники, сверст­ники и госу­дар­ство.

Драму снял швед­ский режис­сёр Лукас Мудди­сон. За работу он полу­чил титул лучшего режис­сёра года, а фильм собрал букет наград евро­пей­ских и амери­кан­ских кино­фе­сти­ва­лей.


Одиссея 1989 или Умняк (2003 год)

Глав­ный герой ленты, Денис, приез­жает из деревни в неболь­шой город, чтобы посту­пить в техни­кум. Однако само­сто­я­тель­ная город­ская жизнь оказы­ва­ется не такой, как ему пред­став­ля­лось. Его затя­ги­вает в мир стран­ных знакомств, беско­неч­ных разбо­рок и нарко­ти­ков. Фоном повест­во­ва­ния стано­вится мрач­ный город, где некуда пойти и негде отдох­нуть. Зритель видит поко­ле­ние моло­дых людей, кото­рому не повезло жить в пере­лом­ную эпоху, когда одна страна уже распа­лась, а другая — ещё не появи­лась. У моло­дых людей нет перспек­тив, поэтому реаль­ному миру они пред­по­чи­тают иллю­зор­ный.

Режис­сёр Илья Хоти­ненко расска­зал, что над сцена­рием фильма рабо­тал около пяти лет, в то время как съёмки заняли всего 12 дней. Продол­жи­тель­ность — чуть больше часа. Помимо проду­ман­ного повест­во­ва­ния фильм отли­ча­ется атмо­сфер­ным видео­ря­дом: чёрно-белая картинка сменя­ется нере­а­ли­стич­ными синими, зелё­ными и крас­ными кадрами виде­ний героев.


Игры мотыльков (2004 год)

Ещё одна лента о поте­рян­ных и труд­ных подрост­ках. Глав­ный герой картины в испол­не­нии Алек­сея Чадова — Костя, моло­дой музы­кант, кото­рый мечтает попасть на «Первый канал» и просла­виться на всю страну. Но злоупо­треб­ле­ние алко­го­лем и стрем­ле­ние покра­со­ваться перед друзьями приво­дит к траге­дии: Костя угоняет авто­мо­биль и сбивает чело­века. Его мать готова продать квар­тиру ради взятки, чтобы сын избе­жал тюрьмы, но тот из упрям­ства отправ­ля­ется за решётку. Всего через год он возвра­ща­ется совсем другим чело­ве­ком…

Фильм осно­ван на пове­сти Влади­мира Желез­ни­кова, второе назва­ние пове­сти — «Чучело-2». Впро­чем, ничего общего со знаме­ни­той исто­рией про школь­ную травлю этот фильм не имеет ни по сюжету, ни по атмо­сфере. Герои тут немного старше: им 16–18 лет, они учатся в техни­ку­мах, а не в школах. Взрос­лые совер­шают ещё более необ­ду­ман­ные поступки, чем подростки (для срав­не­ния в «Чучеле» герой Юрия Нику­лина, да и другие взрос­лые персо­нажи, отли­ча­лись боль­шей взве­шен­но­стью реше­ний). «Игры мотыль­ков» полу­чили несколько призов кино­фе­сти­ва­лей, в том числе за лучшую мужскую роль.


Розыгрыш (2008 год)

Действие фильма проис­хо­дит в обыч­ной москов­ской школе, в центре внима­ния нахо­дятся отно­ше­ния одно­класс­ни­ков друг с другом и учите­лями. Новый ученик прихо­дит в класс и начи­нает оспа­ри­вать пози­ции мест­ного лидера — не самого прият­ного само­влюб­лён­ного парня, кото­рый развле­ка­ется трав­лей моло­дой учитель­ницы. Именно от его лица ведётся повест­во­ва­ние, что добав­ляет фильму немного нефор­маль­но­сти (обычно рассказ­чи­ком стано­вится поло­жи­тель­ный персо­наж).

Одну из глав­ных ролей сыграл Noize MC, он же напи­сал саунд­трек. Учите­лей и роди­те­лей играют Юрий Кузне­цов, Дмит­рий Дюжев, Дмит­рий Хара­тьян. Фильм — ремейк одно­имён­ного фильма 1976 года Влади­мира Мень­шова, продю­се­ром высту­пил Павел Лунгин (инте­ресно, что его отец, Семён Лунгин, писал сцена­рий к ориги­наль­ному фильму).


Все умрут, а я останусь (2008 год)

Фильм о неделе из жизни трёх москов­ских девя­ти­класс­ниц (ленту снимали в Стро­гино). Конец учеб­ного года волнует их не из-за оценок, а из-за гряду­щей диско­теки. В их мире учителя и роди­тели не авто­ри­теты, а в подрост­ко­вой иерар­хии прихо­дится проти­во­сто­ять более «силь­ным» стар­ше­класс­ни­кам. Инте­ресы геро­инь описы­ва­ются фразой одной из них: «Пусть будет диско­тека, и у меня будет парень».

Отдель­ного упоми­на­ния достойна опера­тор­ская работа: боль­шую часть времени опера­тор Алишер Хамид­ход­жаев держал камеру в руках, стаби­ли­зи­ру­ю­щее обору­до­ва­ние почти не исполь­зо­ва­лось. Это позво­лило достичь эффекта живого присут­ствия, когда зритель вместе с девоч­ками прохо­дил по школь­ным кори­до­рам, бежал по улицам к ларьку за сига­ре­тами и прятался в комнате от рассви­ре­пев­шего отца.

Вышед­ший на исходе нуле­вых «Все умрут, а я оста­нусь» поде­лил обще­ство на два лагеря. Первые считали, что всё пока­зан­ное в фильме — вымы­сел, «чернуха» и преуве­ли­че­ние, не имею­щие ника­кого отно­ше­ния к реаль­но­сти. Вторые, как бы страшно это ни звучало, узнали себя, свою школу и отме­тили реали­стич­ность ленты. Фильм полу­чил специ­аль­ный приз Канн­ского кино­фе­сти­валя «Золо­тая камера» и ещё несколько между­на­род­ных и россий­ских наград.


Школа (2010 год)

Сериал «Школа» Вале­рии Гай Герма­ники до сих пор счита­ется скан­даль­ным и вызы­вает неод­но­знач­ную обще­ствен­ную реак­цию. В цензу­ри­ро­ван­ной версии его транс­ли­ро­вали на «Первом канале» всего одна­жды, с 11 января по 27 мая 2010 года. Лента вызвала бурную обще­ствен­ную реак­цию, а за транс­ля­ци­ями и обсуж­де­ни­ями следила треть россиян. Съёмки шли парал­лельно и закон­чи­лись только 2 апреля, снимали в москов­ской школе №945 на Орехо­вом буль­варе. Показ сопро­вож­дался нега­тив­ной реак­цией неко­то­рых депу­та­тов Госу­дар­ствен­ной Думы и работ­ни­ков школ со всех концов страны.

«Школа» расши­рила «мир» «Все умрут, а я оста­нусь» и пока­зала, что проис­хо­дит в жизни совре­мен­ных труд­ных подрост­ков в тече­ние учеб­ного года. У проек­тов много общего, вклю­чая съёмку с рук для эффекта живого наблю­де­ния за геро­ями. Нет смысла укла­ды­вать сюжет сери­ала в корот­кий синоп­сис: здесь раскры­ва­ются десятки узна­ва­е­мых и уникаль­ных персо­на­жей. Они свободно взаи­мо­дей­ствуют в общем простран­стве, а их обще­ние и конфликты нередко приво­дят к непред­ска­зу­е­мым послед­ствиям. О сцена­рии режис­сёр гово­рила так: «Я не могу ничего приду­мы­вать, потому что у меня с фанта­зией слабо­вато. Поэтому я из жизни всё беру. Я снимаю о том, что я знаю…».


Читайте также наш мате­риал «Пере­стро­еч­ное кино про подрост­ков».

Поделиться