Сергей Васильев. Забытый «автор одного фильма»

Серию очер­ков о совет­ских кино­ре­жис­сё­рах — номи­нан­тах и участ­ни­ках евро­пей­ских кино­фе­сти­ва­лей, про­дол­жа­ет исто­рия Сер­гея Васи­лье­ва, чья био­гра­фия чаще все­го свя­зы­ва­ет­ся с дуэ­том «бра­тьев Васи­лье­вых». Но приз Канн­ско­го фести­ва­ля он полу­чил в ито­ге за само­сто­я­тель­ную режис­сёр­скую работу.


Обыч­но, когда гово­рят о режис­сё­ре Сер­гее Васи­лье­ве, име­ют в виду его сов­мест­ные рабо­ты с одно­фа­миль­цем Геор­ги­ем Васи­лье­вым. Твор­че­ский дуэт этих двух режис­сё­ров полу­чил назва­ние «бра­тья Васи­лье­вы». Имен­но под этим псев­до­ни­мом в 1934 году они сня­ли свой глав­ный фильм «Чапа­ев», при­нёс­ший им про­фес­си­о­наль­ное при­зна­ние и все­на­род­ную известность.

Геор­гий и Сер­гей (спра­ва) Васи­лье­вы в 1930‑е годы в каби­не­те Ленфильма

То самое зна­ком­ство, слу­чив­ше­е­ся за сто­ла­ми «Гос­ки­но», про­изо­шло в 1925 году. С это­го момен­та начи­на­ет­ся их сов­мест­ная дея­тель­ность, кото­рая и опре­де­лит их твор­че­скую судь­бу на 20 лет. Изна­чаль­но Васи­лье­вы зани­ма­ют­ся мон­та­жом совет­ских и зару­беж­ных кар­тин на сту­дии «Сов­ки­но», под­го­няя их под идео­ло­ги­че­ские стан­дар­ты. В это вре­мя они мно­го обща­ют­ся с Сер­ге­ем Эйзен­штей­ном и Гри­го­ри­ем Алек­сан­дро­вым. Вик­тор Шклов­ский даже назвал их «сыно­вья­ми Эйзен­штей­на» и писал об этом следующее:

«Они рабо­та­ли рядом с ним, они виде­ли его руки на плён­ке, они были в чис­ле его пер­вых учеников».

Бла­го­да­ря сов­мест­ной рабо­те в «Сов­ки­но» с масте­ра­ми искус­ства буду­щие режис­сё­ры при­об­ре­ли бога­тей­ший опыт, кото­рый впо­след­ствии помог им при реше­нии соб­ствен­ных твор­че­ских задач.

Режис­сёр­ским дебю­том бра­тьев Васи­лье­вых мож­но счи­тать доку­мен­таль­ную кар­ти­ну «Подвиг во льдах» (1928), где в тит­рах их фами­лии зна­чи­лись ещё отдель­но. Дан­ная рабо­та поз­во­ли­ла моло­дым режис­сё­рам луч­ше понять, как созда­ёт­ся кино. После это­го насту­па­ет неболь­шая пау­за. В 1929 году изда­ёт­ся кни­га Сер­гея Васи­лье­ва «Мон­таж кино», так­же начи­на­ю­щий кине­ма­то­гра­фист чита­ет лек­ции на режис­сёр­ских кур­сах в «Сов­ки­но». Геор­гий Васи­льев в это вре­мя рабо­та­ет в твор­че­ской мастер­ской Сер­гея Эйзенштейна.

Сер­гей Васильев

В 1930 году бра­тья Васи­лье­вы сни­ма­ют свой пер­вый худо­же­ствен­ный фильм «Спя­щая кра­са­ви­ца». В тит­рах режис­сё­ры уже под псев­до­ни­мом. Успе­ха кар­ти­на не полу­чи­ла, и моло­дые режис­сё­ры были вынуж­де­ны искать новые пути реше­ний твор­че­ских задач. Сле­ду­ю­щей их рабо­той ста­но­вит­ся посвя­щён­ный пер­вой рабо­чей пяти­лет­ке фильм «Лич­ное дело» (1932). Лен­та не сохра­ни­лась, но в ней Васи­лье­вы обо­зна­чи­ли пере­ход к более серьёз­но­му кино.

Вышед­ший в 1934 году фильм «Чапа­ев» ста­но­вит­ся глав­ным в твор­че­ской био­гра­фии режис­сё­ров. Изна­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что кар­ти­на вый­дет без зву­ка, так как руко­вод­ство «Лен­филь­ма» поба­и­ва­лось дове­рять доро­го­сто­я­щую поста­нов­ку начи­на­ю­щим кине­ма­то­гра­фи­стам. Но на прак­ти­ке ока­за­лось, что Васи­лье­вы спра­ви­лись с постав­лен­ной зада­чей более чем успеш­но, и «Чапа­ев» стал сим­во­лом совет­ско­го кино. Глав­ным зри­те­лем кар­ти­ны стал Иосиф Ста­лин, посмот­рев­ший её 38 раз. Это и реши­ло даль­ней­шую судь­бу фильма.

Постер филь­ма «Чапа­ев»

1930‑е годы ста­ли пере­лом­ным эта­пом совет­ско­го кино. На сме­ну мон­таж­но­го кино 20‑х годов при­шло осно­ван­ное на сце­на­рии и дра­ма­тур­гии — повест­во­ва­тель­ное. С это­го момен­та к созда­нию филь­мов начи­на­ют при­вле­кать­ся про­фес­си­о­наль­ные сце­на­ри­сты и писа­те­ли. Кро­ме это­го, в кино появ­ля­ет­ся звук, а вме­сте с ним повест­во­ва­тель­ная осно­ва — зву­ча­щее сло­во. Вышед­шие на «Лен­филь­ме» в 1934 году «Чапа­ев» и «Юность Мак­си­ма» яви­лись наи­бо­лее ярки­ми образ­ца­ми новой формы.

С это­го момен­та вза­и­мо­дей­ствие, заклю­ча­ю­щее в себе вза­и­мо­узна­ва­ние мас­со­вой ауди­то­рии и экран­но­го героя, ста­но­вит­ся глав­ной осо­бен­но­стью совет­ско­го кино. Ведь для того, что­бы зри­тель начал сопе­ре­жи­вать собы­ти­ям на экране, необ­хо­ди­мо нали­чие объ­ек­та, с кото­рым он будет себя отож­деств­лять. В свя­зи с этим вер­ны­ми будут сло­ва, ска­зан­ные Сер­ге­ем Васи­лье­вым по пово­ду харак­те­ра картины:

«Когда дей­ству­ют Петь­ка или Чапа­ев, зри­тель чув­ству­ет их близ­ки­ми само­му себе, чув­ству­ет в них таких же людей, как он сам, как каж­дый сидя­щий в зале, но как людей, име­ю­щих каче­ства, кото­рые хочет­ся иметь, кото­рых ещё не име­ешь и кото­рые всё-таки мож­но иметь».

Осо­бен­но­стью «Чапа­е­ва» было то, что он снят про­сто и без изыс­ков. На пер­вый план выхо­дят герои кар­ти­ны и сюжет, из-за чего созда­те­ли вынуж­де­ны остать­ся в тени сво­е­го тво­ре­ния. При­ме­нён­ный бра­тья­ми Васи­лье­вы­ми при­ём отсут­ствия авто­ра ста­нет одним из клю­че­вых в совет­ском кино 1930‑х годов. Для зри­те­ля при про­смот­ре кар­ти­ны куда важ­нее герои, пока­зан­ные на экране, а не те, кто её снял.

После «Чапа­е­ва» бра­тья Васи­лье­вы не смог­ли пре­одо­леть задан­ную ими слиш­ком высо­кую план­ку и свой сле­ду­ю­щий фильм «Воло­ча­ев­ские дни» (1937) сни­ма­ли под гру­зом ответ­ствен­но­сти преды­ду­щей кар­ти­ны. Поэто­му «Воло­ча­ев­ские дни» выгля­де­ли чем-то вто­рич­ным, хоть кри­ти­ки и зри­те­ли оста­лись благосклонными.

В 1942 году выхо­дит пер­вая серия заду­ман­ной кар­ти­ны «Обо­ро­на Цари­цы­на» о собы­ти­ях 1918 года. В отли­чие от «Чапа­е­ва» фильм не нашёл одоб­ре­ния Ста­ли­на, в свя­зи с чем съём­ки вто­рой части было реше­но оставить.

Сле­ду­ю­щим и послед­ним сов­мест­ным филь­мом Сер­гея и Геор­гия Васи­лье­вых стал «Фронт» (1943). Он в отли­чие от «Обо­ро­ны Цари­цы­на» при­шёл­ся по душе вождю. Тема сме­ны ста­рых гене­ра­лов Граж­дан­ской, кото­рые не смог­ли адап­ти­ро­вать­ся к ново­му харак­те­ру веде­ния вой­ны во Вто­рой миро­вой, как нель­зя луч­ше отоб­ра­жа­ла идеи пра­вя­щей вер­хуш­ки. Через три года после выхо­да филь­ма 18 июля 1946 года Геор­гий Васи­льев уми­ра­ет от наслед­ствен­но­го тубер­ку­лё­за. Твор­че­ский дуэт бра­тьев Васи­лье­вых пре­кра­ща­ет своё существование.

Геор­гий и Сер­гей (спра­ва) Васи­лье­вы, 1934 год

Сер­гей Васи­льев ухо­дит в адми­ни­стра­тив­ную рабо­ту. В кон­це 1940‑х и нача­ле 1950‑х он воз­глав­ля­ет Ленин­град­ское отде­ле­ние сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов СССР, а так­же рабо­та­ет худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем «Лен­филь­ма».

В 1954 году он с радо­стью при­ни­ма­ет­ся за съём­ки кар­ти­ны о собы­ти­ях Рус­ско-турец­кой вой­ны 1877–1878 годов. Дело в том, что затра­ги­ва­е­мая в кар­тине тема очень близ­ка режис­сё­ру. Его отец — непо­сред­ствен­ный участ­ник той самой кам­па­нии, и дет­ство Сер­гея Васи­лье­ва было напол­не­но рас­ска­за­ми отца о сра­же­ни­ях. Имен­но поэто­му он с радо­стью при­ни­ма­ет пред­ло­же­ние руко­вод­ства совет­ской кине­ма­то­гра­фии о съём­ках совет­ско-бол­гар­ской картины.

Постер филь­ма «Герои Шипки»

«Герои Шип­ки» пред­став­ля­ют собой боль­шое исто­ри­че­ское кино­по­лот­но, напол­нен­ное круп­ны­ми пла­на­ми сра­же­ний. Пре­об­ла­да­ние мас­со­вых сцен и отсут­ствие цен­траль­но­го героя — фор­мо­об­ра­зу­ю­щая чер­та дан­ной кар­ти­ны. Сюжет прак­ти­че­ски отсут­ству­ет, его ход дик­ту­ет сама исто­рия опи­сы­ва­е­мых собы­тий. Каме­ра ста­тич­на, что поз­во­ля­ет добить­ся погру­же­ния зри­те­ля в дей­ствия на экране, он как бы зани­ма­ет пози­цию сто­рон­не­го наблю­да­те­ля. Съём­ки филь­ма про­во­ди­лись на местах реаль­ных исто­ри­че­ских собы­тий. Так­же в съём­ках участ­во­ва­ло несколь­ко тысяч совет­ских и бол­гар­ских сол­дат, что и поз­во­ли­ло снять столь круп­ные баталь­ные сцены.

Вось­мой по счё­ту Канн­ский кино­фе­сти­валь 1955 года ока­зал­ся едва ли не самым успеш­ным для оте­че­ствен­но­го кине­ма­то­гра­фа. В жюри сидел совет­ский режис­сёр Сер­гей Ютке­вич, а в основ­ной про­грам­ме кон­кур­са при­ня­ли уча­стие сра­зу три совет­ские кар­ти­ны — «Боль­шая Семья» Иоси­фа Хей­фи­ца, «Ромео и Джу­льет­та» Льва Арн­шта­ма и «Герои Шип­ки». При­ме­ча­тель­но, что при­зов были удо­сто­е­ны все три кар­ти­ны. «Ромео и Джу­льет­та» одер­жал побе­ду в номи­на­ции «Луч­ший лири­че­ский фильм», актё­ры «Боль­шой семьи» (16 чело­век) полу­чи­ли приз за луч­ший актёр­ский ансамбль, кото­рый был вру­чён вме­сто при­выч­ных «За луч­шую муж­скую» и «За луч­шую жен­скую» роли. Сер­гей Васи­льев был награж­дён при­зом как луч­ший режис­сёр и таким обра­зом стал пер­вым совет­ским поста­нов­щи­ком в этой номинации.

Фильм «В дни Октяб­ря» (1958), сня­тый по кни­ге Джо­на Рида «Десять дней, кото­рые потряс­ли мир», стал послед­ним в био­гра­фии Сер­гея Васи­лье­ва. Режис­сёр вновь вынуж­ден вер­нуть­ся к рево­лю­ци­он­ной теме, несмот­ря на то, что он пони­мал — успех «Чапа­е­ва» не повто­рить. Если гово­рить о худо­же­ствен­ных осо­бен­но­стях кар­ти­ны, то по отно­ше­нию к дру­гим филь­мам, сня­тым на эту тему, выгля­дит она вто­рич­ной. Инте­рес вызы­ва­ет факт при­сут­ствия сре­ди пер­со­на­жей Каме­не­ва, Зино­вье­ва и Троц­ко­го, кото­рые ранее не были изоб­ра­же­ны в совет­ских филь­мах по идео­ло­ги­че­ским причинам.

16 декаб­ря 1959 года Сер­гея Васи­лье­ва не ста­ло. Его моги­ла на Ново­де­ви­чьем клад­би­ще в Москве нахо­дит­ся рядом с моги­лой его дру­га, кол­ле­ги и одно­фа­миль­ца Геор­гия Васи­лье­ва. По-дру­го­му быть и не мог­ло. Пусть они вовсе и не явля­лись бра­тья­ми, но в исто­рию кино они вошли как «бра­тья Васи­лье­вы», авто­ры филь­ма «Чапа­ев».


Читай­те дру­гие ста­тьи цик­ла «Совет­ские режис­сё­ры евро­пей­ских фести­ва­лей»:

Поделиться