Сергей Васильев. Забытый «автор одного фильма»

Серию очер­ков о совет­ских кино­ре­жис­сё­рах — номи­нан­тах и участ­ни­ках евро­пей­ских кино­фе­сти­ва­лей, продол­жает исто­рия Сергея Васи­льева, чья биогра­фия чаще всего связы­ва­ется с дуэтом «братьев Васи­лье­вых». Но приз Канн­ского фести­валя он полу­чил в итоге за само­сто­я­тель­ную режис­сёр­скую работу.


Обычно, когда гово­рят о режис­сёре Сергее Васи­льеве, имеют в виду его совмест­ные работы с одно­фа­миль­цем Геор­гием Васи­лье­вым. Твор­че­ский дуэт этих двух режис­сё­ров полу­чил назва­ние «братья Васи­льевы». Именно под этим псев­до­ни­мом в 1934 году они сняли свой глав­ный фильм «Чапаев», принёс­ший им профес­си­о­наль­ное призна­ние и всена­род­ную извест­ность.

Геор­гий и Сергей (справа) Васи­льевы в 1930-е годы в каби­нете Ленфильма

То самое знаком­ство, случив­ше­еся за столами «Госкино», произо­шло в 1925 году. С этого момента начи­на­ется их совмест­ная деятель­ность, кото­рая и опре­де­лит их твор­че­скую судьбу на 20 лет. Изна­чально Васи­льевы зани­ма­ются монта­жом совет­ских и зару­беж­ных картин на студии «Совкино», подго­няя их под идео­ло­ги­че­ские стан­дарты. В это время они много обща­ются с Сергеем Эйзен­штей­ном и Григо­рием Алек­сан­дро­вым. Виктор Шклов­ский даже назвал их «сыно­вьями Эйзен­штейна» и писал об этом следу­ю­щее:

«Они рабо­тали рядом с ним, они видели его руки на плёнке, они были в числе его первых учени­ков».

Благо­даря совмест­ной работе в «Совкино» с масте­рами искус­ства буду­щие режис­сёры приоб­рели бога­тей­ший опыт, кото­рый впослед­ствии помог им при реше­нии собствен­ных твор­че­ских задач.

Режис­сёр­ским дебю­том братьев Васи­лье­вых можно считать доку­мен­таль­ную картину «Подвиг во льдах» (1928), где в титрах их фами­лии значи­лись ещё отдельно. Данная работа позво­лила моло­дым режис­сё­рам лучше понять, как созда­ётся кино. После этого насту­пает неболь­шая пауза. В 1929 году изда­ётся книга Сергея Васи­льева «Монтаж кино», также начи­на­ю­щий кине­ма­то­гра­фист читает лекции на режис­сёр­ских курсах в «Совкино». Геор­гий Васи­льев в это время рабо­тает в твор­че­ской мастер­ской Сергея Эйзен­штейна.

Сергей Васи­льев

В 1930 году братья Васи­льевы снимают свой первый худо­же­ствен­ный фильм «Спящая краса­вица». В титрах режис­сёры уже под псев­до­ни­мом. Успеха картина не полу­чила, и моло­дые режис­сёры были вынуж­дены искать новые пути реше­ний твор­че­ских задач. Следу­ю­щей их рабо­той стано­вится посвя­щён­ный первой рабо­чей пяти­летке фильм «Личное дело» (1932). Лента не сохра­ни­лась, но в ней Васи­льевы обозна­чили пере­ход к более серьёз­ному кино.

Вышед­ший в 1934 году фильм «Чапаев» стано­вится глав­ным в твор­че­ской биогра­фии режис­сё­ров. Изна­чально пред­по­ла­га­лось, что картина выйдет без звука, так как руко­вод­ство «Ленфильма» поба­и­ва­лось дове­рять доро­го­сто­я­щую поста­новку начи­на­ю­щим кине­ма­то­гра­фи­стам. Но на прак­тике оказа­лось, что Васи­льевы спра­ви­лись с постав­лен­ной зада­чей более чем успешно, и «Чапаев» стал симво­лом совет­ского кино. Глав­ным зрите­лем картины стал Иосиф Сталин, посмот­рев­ший её 38 раз. Это и решило даль­ней­шую судьбу фильма.

Постер фильма «Чапаев»

1930-е годы стали пере­лом­ным этапом совет­ского кино. На смену монтаж­ного кино 20-х годов пришло осно­ван­ное на сцена­рии и драма­тур­гии — повест­во­ва­тель­ное. С этого момента к созда­нию филь­мов начи­нают привле­каться профес­си­о­наль­ные сцена­ри­сты и писа­тели. Кроме этого, в кино появ­ля­ется звук, а вместе с ним повест­во­ва­тель­ная основа — звуча­щее слово. Вышед­шие на «Ленфильме» в 1934 году «Чапаев» и «Юность Максима» явились наибо­лее яркими образ­цами новой формы.

С этого момента взаи­мо­дей­ствие, заклю­ча­ю­щее в себе взаи­мо­узна­ва­ние массо­вой ауди­то­рии и экран­ного героя, стано­вится глав­ной особен­но­стью совет­ского кино. Ведь для того, чтобы зритель начал сопе­ре­жи­вать собы­тиям на экране, необ­хо­димо нали­чие объекта, с кото­рым он будет себя отожеств­лять. В связи с этим верными будут слова, сказан­ные Сергеем Васи­лье­вым по поводу харак­тера картины:

«Когда действуют Петька или Чапаев, зритель чувствует их близ­кими самому себе, чувствует в них таких же людей, как он сам, как каждый сидя­щий в зале, но как людей, имею­щих каче­ства, кото­рые хочется иметь, кото­рых ещё не имеешь и кото­рые всё-таки можно иметь».

Особен­но­стью «Чапа­ева» было то, что он снят просто и без изыс­ков. На первый план выхо­дят герои картины и сюжет, из-за чего созда­тели вынуж­дены остаться в тени своего творе­ния. Приме­нён­ный братьями Васи­лье­выми приём отсут­ствия автора станет одним из ключе­вых в совет­ском кино 1930-х годов. Для зрителя при просмотре картины куда важнее герои, пока­зан­ные на экране, а не те, кто её снял.

После «Чапа­ева» братья Васи­льевы не смогли преодо­леть задан­ную ими слиш­ком высо­кую планку и свой следу­ю­щий фильм «Воло­ча­ев­ские дни» (1937) снимали под грузом ответ­ствен­но­сти преды­ду­щей картины. Поэтому «Воло­ча­ев­ские дни» выгля­дели чем-то вторич­ным, хоть критики и зрители оста­лись благо­склон­ными.

В 1942 году выхо­дит первая серия заду­ман­ной картины «Оборона Цари­цына» о собы­тиях 1918 года. В отли­чие от «Чапа­ева» фильм не нашёл одоб­ре­ния Сталина, в связи с чем съёмки второй части было решено оста­вить.

Следу­ю­щим и послед­ним совмест­ным филь­мом Сергея и Геор­гия Васи­лье­вых стал «Фронт» (1943). Он в отли­чие от «Обороны Цари­цына» пришёлся по душе вождю. Тема смены старых гене­ра­лов Граж­дан­ской, кото­рые не смогли адап­ти­ро­ваться к новому харак­теру веде­ния войны во Второй миро­вой, как нельзя лучше отоб­ра­жала идеи правя­щей верхушки. Через три года после выхода фильма 18 июля 1946 года Геор­гий Васи­льев умирает от наслед­ствен­ного тубер­ку­лёза. Твор­че­ский дуэт братьев Васи­лье­вых прекра­щает своё суще­ство­ва­ние.

Геор­гий и Сергей (справа) Васи­льевы, 1934 год

Сергей Васи­льев уходит в адми­ни­стра­тив­ную работу. В конце 1940-х и начале 1950-х он возглав­ляет Ленин­град­ское отде­ле­ние союза кине­ма­то­гра­фи­стов СССР, а также рабо­тает худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем «Ленфильма».

В 1954 году он с радо­стью прини­ма­ется за съёмки картины о собы­тиях Русско-Турец­кой войны 1877–1878 годов. Дело в том, что затра­ги­ва­е­мая в картине тема очень близка режис­сёру. Его отец — непо­сред­ствен­ный участ­ник той самой кампа­нии, и детство Сергея Васи­льева было напол­нено расска­зами отца о сраже­ниях. Именно поэтому он с радо­стью прини­мает пред­ло­же­ние руко­вод­ства совет­ской кине­ма­то­гра­фии о съём­ках совет­ско-болгар­ской картины.

Постер фильма «Герои Шипки»

«Герои Шипки» пред­став­ляют собой боль­шое исто­ри­че­ское кино­по­лотно, напол­нен­ное круп­ными планами сраже­ний. Преоб­ла­да­ние массо­вых сцен и отсут­ствие централь­ного героя — формо­об­ра­зу­ю­щая черта данной картины. Сюжет прак­ти­че­ски отсут­ствует, его ход диктует сама исто­рия описы­ва­е­мых собы­тий. Камера статична, что позво­ляет добиться погру­же­ния зрителя в действия на экране, он как бы зани­мает пози­цию сторон­него наблю­да­теля. Съёмки фильма прово­ди­лись на местах реаль­ных исто­ри­че­ских собы­тий. Также в съём­ках участ­во­вало несколько тысяч совет­ских и болгар­ских солдат, что и позво­лило снять столь круп­ные баталь­ные сцены.

Вось­мой по счёту Канн­ский кино­фе­сти­валь 1955 года оказался едва ли не самым успеш­ным для отече­ствен­ного кине­ма­то­графа. В жюри сидел совет­ский режис­сёр Сергей Ютке­вич, а в основ­ной программе конкурса приняли участие сразу три совет­ские картины — «Боль­шая Семья» Иосифа Хейфица, «Ромео и Джульетта» Льва Арнштама и «Герои Шипки». Приме­ча­тельно, что призов были удосто­ены все три картины. «Ромео и Джульетта» одер­жал победу в номи­на­ции «Лучший лири­че­ский фильм», актёры «Боль­шой семьи» (16 чело­век) полу­чили приз за лучший актёр­ский ансамбль, кото­рый был вручён вместо привыч­ных «За лучшую мужскую» и «За лучшую женскую» роли. Сергей Васи­льев был награж­дён призом как лучший режис­сёр и таким обра­зом стал первым совет­ским поста­нов­щи­ком в этой номи­на­ции.

Фильм «В дни Октября» (1958), снятый по книге Джона Рида «Десять дней, кото­рые потрясли мир», стал послед­ним в биогра­фии Сергея Васи­льева. Режис­сёр вновь вынуж­ден вернуться к рево­лю­ци­он­ной теме, несмотря на то, что он пони­мал — успех «Чапа­ева» не повто­рить. Если гово­рить о худо­же­ствен­ных особен­но­стях картины, то по отно­ше­нию к другим филь­мам, снятым на эту тему, выгля­дит она вторич­ной. Инте­рес вызы­вает факт присут­ствия среди персо­на­жей Каме­нева, Зино­вьева и Троц­кого, кото­рые ранее не были изоб­ра­жены в совет­ских филь­мах по идео­ло­ги­че­ским причи­нам.

16 декабря 1959 года Сергея Васи­льева не стало. Его могила на Ново­де­ви­чьем клад­бище в Москве нахо­дится рядом с моги­лой его друга, коллеги и одно­фа­мильца Геор­гия Васи­льева. По-другому быть и не могло. Пусть они вовсе и не явля­лись братьями, но в исто­рию кино они вошли как «братья Васи­льевы», авторы фильма «Чапаев».

Поделиться