Сергей Васильев. Забытый «автор одного фильма»

Серию очерков о советских кинорежиссёрах — номинантах и участниках европейских кинофестивалей, продолжает история Сергея Васильева, чья биография чаще всего связывается с дуэтом «братьев Васильевых». Но приз Каннского фестиваля он получил в итоге за самостоятельную режиссёрскую работу.


Обычно, когда говорят о режиссёре Сергее Васильеве, имеют в виду его совместные работы с однофамильцем Георгием Васильевым. Творческий дуэт этих двух режиссёров получил название «братья Васильевы». Именно под этим псевдонимом в 1934 году они сняли свой главный фильм «Чапаев», принёсший им профессиональное признание и всенародную известность.

Георгий и Сергей (справа) Васильевы в 1930-е годы в кабинете Ленфильма

То самое знакомство, случившееся за столами «Госкино», произошло в 1925 году. С этого момента начинается их совместная деятельность, которая и определит их творческую судьбу на 20 лет. Изначально Васильевы занимаются монтажом советских и зарубежных картин на студии «Совкино», подгоняя их под идеологические стандарты. В это время они много общаются с Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым. Виктор Шкловский даже назвал их «сыновьями Эйзенштейна» и писал об этом следующее:

«Они работали рядом с ним, они видели его руки на плёнке, они были в числе его первых учеников».

Благодаря совместной работе в «Совкино» с мастерами искусства будущие режиссёры приобрели богатейший опыт, который впоследствии помог им при решении собственных творческих задач.

Режиссёрским дебютом братьев Васильевых можно считать документальную картину «Подвиг во льдах» (1928), где в титрах их фамилии значились ещё отдельно. Данная работа позволила молодым режиссёрам лучше понять, как создаётся кино. После этого наступает небольшая пауза. В 1929 году издаётся книга Сергея Васильева «Монтаж кино», также начинающий кинематографист читает лекции на режиссёрских курсах в «Совкино». Георгий Васильев в это время работает в творческой мастерской Сергея Эйзенштейна.

Сергей Васильев

В 1930 году братья Васильевы снимают свой первый художественный фильм «Спящая красавица». В титрах режиссёры уже под псевдонимом. Успеха картина не получила, и молодые режиссёры были вынуждены искать новые пути решений творческих задач. Следующей их работой становится посвящённый первой рабочей пятилетке фильм «Личное дело» (1932). Лента не сохранилась, но в ней Васильевы обозначили переход к более серьёзному кино.

Вышедший в 1934 году фильм «Чапаев» становится главным в творческой биографии режиссёров. Изначально предполагалось, что картина выйдет без звука, так как руководство «Ленфильма» побаивалось доверять дорогостоящую постановку начинающим кинематографистам. Но на практике оказалось, что Васильевы справились с поставленной задачей более чем успешно, и «Чапаев» стал символом советского кино. Главным зрителем картины стал Иосиф Сталин, посмотревший её 38 раз. Это и решило дальнейшую судьбу фильма.

Постер фильма «Чапаев»

1930-е годы стали переломным этапом советского кино. На смену монтажного кино 20-х годов пришло основанное на сценарии и драматургии — повествовательное. С этого момента к созданию фильмов начинают привлекаться профессиональные сценаристы и писатели. Кроме этого, в кино появляется звук, а вместе с ним повествовательная основа — звучащее слово. Вышедшие на «Ленфильме» в 1934 году «Чапаев» и «Юность Максима» явились наиболее яркими образцами новой формы.

С этого момента взаимодействие, заключающее в себе взаимоузнавание массовой аудитории и экранного героя, становится главной особенностью советского кино. Ведь для того, чтобы зритель начал сопереживать событиям на экране, необходимо наличие объекта, с которым он будет себя отожествлять. В связи с этим верными будут слова, сказанные Сергеем Васильевым по поводу характера картины:

«Когда действуют Петька или Чапаев, зритель чувствует их близкими самому себе, чувствует в них таких же людей, как он сам, как каждый сидящий в зале, но как людей, имеющих качества, которые хочется иметь, которых ещё не имеешь и которые всё-таки можно иметь».

Особенностью «Чапаева» было то, что он снят просто и без изысков. На первый план выходят герои картины и сюжет, из-за чего создатели вынуждены остаться в тени своего творения. Применённый братьями Васильевыми приём отсутствия автора станет одним из ключевых в советском кино 1930-х годов. Для зрителя при просмотре картины куда важнее герои, показанные на экране, а не те, кто её снял.

После «Чапаева» братья Васильевы не смогли преодолеть заданную ими слишком высокую планку и свой следующий фильм «Волочаевские дни» (1937) снимали под грузом ответственности предыдущей картины. Поэтому «Волочаевские дни» выглядели чем-то вторичным, хоть критики и зрители остались благосклонными.

В 1942 году выходит первая серия задуманной картины «Оборона Царицына» о событиях 1918 года. В отличие от «Чапаева» фильм не нашёл одобрения Сталина, в связи с чем съёмки второй части было решено оставить.

Следующим и последним совместным фильмом Сергея и Георгия Васильевых стал «Фронт» (1943). Он в отличие от «Обороны Царицына» пришёлся по душе вождю. Тема смены старых генералов Гражданской, которые не смогли адаптироваться к новому характеру ведения войны во Второй мировой, как нельзя лучше отображала идеи правящей верхушки. Через три года после выхода фильма 18 июля 1946 года Георгий Васильев умирает от наследственного туберкулёза. Творческий дуэт братьев Васильевых прекращает своё существование.

Георгий и Сергей (справа) Васильевы, 1934 год

Сергей Васильев уходит в административную работу. В конце 1940-х и начале 1950-х он возглавляет Ленинградское отделение союза кинематографистов СССР, а также работает художественным руководителем «Ленфильма».

В 1954 году он с радостью принимается за съёмки картины о событиях Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов. Дело в том, что затрагиваемая в картине тема очень близка режиссёру. Его отец — непосредственный участник той самой кампании, и детство Сергея Васильева было наполнено рассказами отца о сражениях. Именно поэтому он с радостью принимает предложение руководства советской кинематографии о съёмках советско-болгарской картины.

Постер фильма «Герои Шипки»

«Герои Шипки» представляют собой большое историческое кинополотно, наполненное крупными планами сражений. Преобладание массовых сцен и отсутствие центрального героя — формообразующая черта данной картины. Сюжет практически отсутствует, его ход диктует сама история описываемых событий. Камера статична, что позволяет добиться погружения зрителя в действия на экране, он как бы занимает позицию стороннего наблюдателя. Съёмки фильма проводились на местах реальных исторических событий. Также в съёмках участвовало несколько тысяч советских и болгарских солдат, что и позволило снять столь крупные батальные сцены.

Восьмой по счёту Каннский кинофестиваль 1955 года оказался едва ли не самым успешным для отечественного кинематографа. В жюри сидел советский режиссёр Сергей Юткевич, а в основной программе конкурса приняли участие сразу три советские картины — «Большая Семья» Иосифа Хейфица, «Ромео и Джульетта» Льва Арнштама и «Герои Шипки». Примечательно, что призов были удостоены все три картины. «Ромео и Джульетта» одержал победу в номинации «Лучший лирический фильм», актёры «Большой семьи» (16 человек) получили приз за лучший актёрский ансамбль, который был вручён вместо привычных «За лучшую мужскую» и «За лучшую женскую» роли. Сергей Васильев был награждён призом как лучший режиссёр и таким образом стал первым советским постановщиком в этой номинации.

Фильм «В дни Октября» (1958), снятый по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», стал последним в биографии Сергея Васильева. Режиссёр вновь вынужден вернуться к революционной теме, несмотря на то, что он понимал — успех «Чапаева» не повторить. Если говорить о художественных особенностях картины, то по отношению к другим фильмам, снятым на эту тему, выглядит она вторичной. Интерес вызывает факт присутствия среди персонажей Каменева, Зиновьева и Троцкого, которые ранее не были изображены в советских фильмах по идеологическим причинам.

16 декабря 1959 года Сергея Васильева не стало. Его могила на Новодевичьем кладбище в Москве находится рядом с могилой его друга, коллеги и однофамильца Георгия Васильева. По-другому быть и не могло. Пусть они вовсе и не являлись братьями, но в историю кино они вошли как «братья Васильевы», авторы фильма «Чапаев».

Поделиться