Сергей Бондарчук. Творческий путь актёра и режиссёра

В отече­ствен­ном кино боль­шое собы­тие — 25 сентября 2020 года отме­ча­ется сто лет со дня рожде­ния Сергея Бондар­чука, автора филь­мов «Судьба чело­века» (1959 год), «Война и мир» (1967 год) и «Они сража­лись за Родину» (1975 год). К торже­ствен­ной дате запла­ни­ро­вано много кино­по­ка­зов и меро­при­я­тий, выйдут доку­мен­таль­ные фильмы. VATNIKSTAN вспо­ми­нает биогра­фию мэтра совет­ского кино­экрана и расска­зы­вает, за какую роль он полу­чил Сталин­скую премию первой степени, с кем он сопер­ни­чал за право экра­ни­зи­ро­вать «Войну и мир» и почему из-за Бондар­чука Стэнли Кубрику пришлось отка­заться от фильма о Напо­леоне.


На войну из театрального училища

Сергей Бондар­чук родился 25 сентября 1920 года в селе Бело­зёрка, сейчас это Херсон­ская область Укра­ины. Его отец, Фёдор Петро­вич Бондар­чук, был комму­ни­стом-двадца­ти­пя­ти­ты­сяч­ни­ком. Он входил в число пере­до­вых город­ских рабо­чих-добро­воль­цев, кото­рых отпра­вили на вспо­мо­га­тель­ные работы в колхозы и МТС. После рожде­ния сына семья пере­ехала в Таган­рог, а затем в Ейск, где Бондар­чук окон­чил сред­нюю школу. С 1937 по 1938 год он высту­пал в Ейском драма­ти­че­ском театре. В 1937 году Сергей посту­пил в Ростов­ское теат­раль­ное училище. Актриса Нонна Мордю­кова, кото­рая тесно обща­лась с семьёй Бондар­чука, так писала о начале его твор­че­ского пути:

«Мы ещё учились в школе, а он уже был студен­том теат­раль­ного училища в Ростове и присы­лал оттуда фото­гра­фии в ролях. В каких — забыла, но всегда на карточ­ках он выгля­дел красав­цем прямо-таки сног­сши­ба­тель­ным».

В 1941 году Сергей Бондар­чук запи­сался добро­воль­цем в Крас­ную Армию. До 1942 года он рабо­тал актё­ром Театра Крас­ной Армии в Гроз­ном. О фрон­то­вых расска­зах мужа вспо­ми­нает Ирина Скоб­цева:

«Была страш­ная фугас­ная атака на Гроз­ный. Каза­лось, что земля горит и железо плавится. Стоял жуткий запах горе­лого чело­ве­че­ского мяса. Сергей укрылся в окопе, кото­рый в любую секунду мог стать его моги­лой. Неожи­данно к краю окопа подо­шла собака, опалён­ная, в язвах, с пере­би­тым хвостом. „Сейчас точно набро­сится“, — решил Сережа. Они встре­ти­лись глазами и долго-долго смот­рели друг на друга. Взгляд этой собаки, полный ужаса, Сергей Фёдо­ро­вич запом­нил на всю жизнь. Позже в одной из сцен „Войны и мира“ он снял глаза волка, кото­рый также смот­рел на людей как на чудо­вищ».

Победу Бондар­чук встре­тил в Таллине. После войны продол­жил карьеру в армии, служил под Моск­вой, но вскоре решил вернуться к актёр­ской работе — нужно было учиться. В 1947 году Сергей Бондар­чук прошёл всту­пи­тель­ные испы­та­ния в мастер­скую Сергея Гера­си­мова во ВГИК. За отлич­ные отметки от приём­ной комис­сии его зачис­лили сразу на третий курс. Актриса Клара Лучко, присут­ство­вав­шая при прослу­ши­ва­нии, вспо­ми­нает:

«Он прочи­тал нам гого­лев­скую „Птицу-тройку“ и заво­ро­жил своим голо­сом: с пере­ли­вами, с оттен­ками. Я бы срав­нила его голос с хоро­шим вином, кото­рое доста­точно поню­хать, и от одних арома­тов может закру­житься голова, неда­ром же дегу­ста­торы гово­рят: букет. А у Серёжи Бондар­чука такой „букет“ в голосе был. Богат­ство, красота инто­на­ций и глубина глаз притя­ги­вали к нему мгно­венно, ему, каза­лось, и делать, играть ничего не надо — просто сказать фразу, посмот­реть, и сразу веришь ему, попа­да­ешь в плен его личност­ного обая­ния. А ведь он чело­век нелю­ди­мый, из породы молчу­нов, на вопросы отве­чал одно­сложно, больше бурчал».

В это же время Сергей Гера­си­мов, имя кото­рого сейчас носит ВГИК, решил экра­ни­зи­ро­вать роман Алек­сандра Фаде­ева «Моло­дая гвар­дия». На роль одного из членов одно­имён­ной орга­ни­за­ции Бондар­чук не подхо­дил по возрасту. Однако Гера­си­мов разре­шил студенту самому выбрать любую другую роль в картине. Сергей выбрал роль Валько, и фильм «Моло­дая гвар­дия» (1948 год) стал первым в его кине­ма­то­гра­фи­че­ской карьере.


Народный артист СССР

Извест­ность пришла к Бондар­чуку после глав­ной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951 год). За неё он полу­чил Сталин­скую премию первой степени. Васи­лий Лано­вой вспо­ми­нает:

«Раскры­тием на экране образа Тараса Григо­рье­вича Шевченко Бондар­чук заявил себя как побе­ди­тель и сразу вошёл в золо­той фонд нашего кино­ис­кус­ства».

В 1952 году Сергею Фёдо­ро­вичу присуж­дают звание народ­ного арти­ста СССР. Протек­цию ему соста­вил лично Иосиф Сталин, впечат­лён­ный актёр­ским мастер­ством. Именно поэтому заслу­жен­ный артист РСФСР Сергей Бондар­чук, минуя звание «Народ­ный артист РСФСР», сразу полу­чил статус «Народ­ный артист СССР». С этой стра­ни­цей его биогра­фии связан полу­ми­фи­че­ский сюжет. Одна­жды после поста­новки, в театр позво­нил Васи­лий Сталин. В трубку он сказал, чтобы Бондар­чук гото­вил «пол-литра за сюрприз» и ехал в ресто­ран «Арагви». Сергей поду­мал, что это розыг­рыш, но в знаме­ни­тый ресто­ран на Твер­ской площади поехал. Там его прово­дили в отдель­ную комнату, где действи­тельно сидел Васи­лий Сталин и футбо­лист Всево­лод Бобров. Васи­лий поло­жил на стол журнал «Огонёк», где на первой стра­нице был порт­рет Сергея Бондар­чука в сцени­че­ском образе Шевченко. Внизу была надпись «Заслу­жен­ный деятель искусств РСФСР Сергей Бондар­чук». Это звание было пере­чёрк­нуто ручкой, а сверху напи­сано «Народ­ный артист СССР». И подпись — «И. Сталин».

Сергею Фёдо­ро­вичу тогда был 31 год. Он стал одним из самых моло­дых обла­да­те­лей звания «Народ­ный артист СССР». Милость прави­тель­ства надолго осве­тила жизнь кино­де­я­теля. Коли­че­ство же врагов начи­нало увели­чи­ваться.

В 1956 году Михаил Шоло­хов в газете «Правда» опуб­ли­ко­вал рассказ «Судьба чело­века». Через неко­то­рое время Сергея Бондар­чука пригла­сили озву­чить его для программы по радио. Испол­не­ние арти­ста услы­шал сам Шоло­хов и востор­женно писал Бондар­чуку:

«Теперь я не пред­став­ляю другого арти­ста, кото­рый мог бы так прочесть: вы прочи­тали лучше, чем я напи­сал».


«Судьба чело­века», 1959 год

В это же время Сергей Бондар­чук искал подхо­дя­щий сцена­рий режис­сёр­ской работы и в итоге решил оста­но­виться на «Судьбе чело­века». Фильм вышел на экраны в 1959 году, стал кассо­вым хитом и лучшим филь­мом 1959 года по опросу журнала «Совет­ский экран», взял награды на ММКФ, в Карло­вых Варах и Мель­бурне, а Сергей Фёдо­ро­вич полу­чил Ленин­скую премию.


Триумф «Войны и мира»

В начале 1960-х годов совпало сразу два обсто­я­тель­ства: прибли­жа­лось 150-летие Боро­дин­ской битвы, а в 1959 году на экраны СССР вышел амери­кан­ский фильм «Война и мир». Гран­ди­оз­ный успех голли­вуд­ской картины заста­вил руко­во­ди­те­лей совет­ского кине­ма­то­графа заду­маться об экра­ни­за­ции романа, ведь един­ствен­ная кине­ма­то­гра­фи­че­ская поста­новка «Войны и мира» в России была осуществ­лена до этого лишь в 1915 году режис­сё­ром Яковом Прота­за­но­вым.

С Сергеем Бондар­чу­ком за право осуще­ствить госу­дар­ствен­ный заказ сопер­ни­чал клас­сик соци­а­ли­сти­че­ского реализма, осно­ва­тель Союза кине­ма­то­гра­фи­стов СССР Иван Пырьев. Выби­рать должна была комис­сия Мини­стер­ства куль­туры СССР во главе с Екате­ри­ной Фурце­вой, но Пырьев зара­нее снял свою канди­да­туру. Впослед­ствии между двумя режис­сё­рами возникла размолвка, и до конца жизни Пырьева они не здоро­ва­лись друг с другом.

Пошив костю­мов кури­ро­вало Мини­стер­ство лёгкой промыш­лен­но­сти СССР, лоша­дей и воин­ские подраз­де­ле­ния для съёмоч­ной группы предо­ста­вило Мини­стер­ство обороны СССР. Во время работы над филь­мом сфор­ми­ро­вался отдель­ный кине­ма­то­гра­фи­че­ский кава­ле­рий­ский полк в составе около 1500 всад­ни­ков, кото­рый впослед­ствии снимался во многих других отече­ствен­ных филь­мах: «Белое солнце пустыни» (1970 год), «Бег» (1970 год), «Битва за Москву» (1985 год), «Сибир­ский цирюль­ник» (1998 год).

Эпизоды Шенгра­бен­ского и Аустер­лиц­кого сраже­ний 1805 года снимали в Закар­па­тье, натур­ные съёмки Боро­дин­ского сраже­ния — возле города Доро­го­буж в Смолен­ской обла­сти, неда­леко от реаль­ной Старой Смолен­ской дороги. Съёмки битвы начали 25 авгу­ста 1963 года — в день 151-й годов­щины Боро­дин­ского сраже­ния. В массовке было задей­ство­вано около 15 тысяч чело­век пехоты, в кава­ле­рии был полк в 950 сабель. На поста­новку бата­лии израс­хо­до­вали 23 тонны взрыв­чатки и 40 000 литров керо­сина, 15 000 ручных дымо­вых гранат, 2000 шашек и 1500 снаря­дов.

Во время работы над филь­мом созда­тели прибе­гали к нова­тор­ским приё­мам. Съёмки неко­то­рых сцен Боро­дин­ского сраже­ния велись с помо­щью камеры, кото­рую укре­пили на канат­ной дороге длиной 120 метров, протя­ну­той над полем. Проле­тая на высоте, камера снимала «с летя­щего пушеч­ного ядра». Для погру­же­ния в атмо­сферу первого бала Наташи Росто­вой опера­тор Анато­лий Петриц­кий встал на роли­ко­вые коньки, а асси­стент пере­дви­гал его среди валь­си­ру­ю­щих пар. Эти приёмы вошли в доку­мен­таль­ный фильм о ходе съёмок кино­ленты, кото­рый до сих пор исполь­зуют как учеб­ный мате­риал для опера­то­ров.

Дважды во время работы над кино­э­по­пеей «Война и мир» Сергей Бондар­чук пере­жи­вал клини­че­скую смерть. Первый раз в июле 1964 года, когда шли пави­льон­ные съёмки. Второй сердеч­ный приступ был в июне 1965, когда первые две серии спешно гото­ви­лись к премьер­ному показу в Крем­лёв­ском Дворце съез­дов. 14 марта 1966 года в кино­те­атре «Россия» состо­я­лась премьера первой серии фильма «Война и мир: Андрей Болкон­ский». В прокате 1966 года она собрала ауди­то­рию в 58 милли­о­нов зрите­лей.

15 апреля 1969 года в Лос-Андже­лесе на цере­мо­нии вруче­ния премии «Оскар» за 1968 год фильм «Война и мир» полу­чил награду за лучший фильм на иностран­ном языке, опере­див работы Милоша Формана и Фран­суа Трюффо. В июне 1969 года, в разгар проката в США, амери­кан­ский кино­кри­тик Роджер Эберт писал:

«Бондар­чуку удалось удер­жаться на тонкой грани между зрелищ­ным, чело­веч­ным и интел­лек­ту­аль­ным. Даже самые продол­жи­тель­ные и крова­вые баталь­ные сцены не утом­ляют, а прико­вы­вают взгляд. Бондар­чук доно­сит до зрителя все детали эпиче­ской драмы, не проиг­ры­вая в зрелищ­но­сти и одно­вре­менно посто­янно возвра­ща­ясь к фунда­мен­таль­ной теме Толстого — людям, попав­шим в жернова исто­рии».


«Война и мир: Андрей Болкон­ский», 1966 год

На цере­мо­нии награж­де­ния Сергей Бондар­чук отсут­ство­вал, награду полу­чала хруп­кая Людмила Саве­льева, испол­ни­тель­ница роли Наташи Росто­вой. Сергей Фёдо­ро­вич был занят рабо­той над новым проек­том — итальян­ский продю­сер Дино Де Лаурен­тис пред­ло­жил ему снять исто­ри­че­ский фильм о Напо­леоне. В картину удалось привлечь целое созвез­дие актё­ров из разных стран — СССР, Италии, Фран­ции, Канады, Вели­ко­бри­та­нии и США. Даже в неболь­ших эпизо­дах заняты звёзд­ные актёры. По-насто­я­щему круп­ных ролей в фильме только две — это Напо­леон (Род Стай­гер) и фельд­мар­шал Веллинг­тон (Кристо­фер Плам­мер), все осталь­ные персо­нажи полу­чают роли лишь в неболь­ших, зача­стую оторван­ных друг от друга эпизо­дах. Фильм «Ватер­лоо» 1970 года прова­лился в прокате, собрав 3 милли­она долла­ров при бюджете в 25 милли­о­нов. Столь круп­ный провал заста­вил между­на­род­ных продю­се­ров отвер­нуться от поста­но­вок костю­ми­ро­ван­ных баталь­ных кино­лент. По этой причине другой видный режис­сёр, Стенли Кубрик, был вынуж­ден свер­нуть работы над филь­мом о Напо­леоне.


«Они сражались за родину» и другие поздние работы

В 1975 году к 30-летию Победы в Вели­кой Отече­ствен­ной войне Сергей Фёдо­ро­вич экра­ни­зи­ро­вал роман Миха­ила Шоло­хова «Они сража­лись за Родину». В фильме снима­лись Васи­лий Шукшин, Вяче­слав Тихо­нов, сам Сергей Бондар­чук, Геор­гий Бурков, Юрий Нику­лин, Нонна Мордю­кова.

Прямо во время съёмок ушёл из жизни Васи­лий Шукшин. В трёх недо­сня­тых сценах вместо него пришлось задей­ство­вать другого актёра — сокурс­ника Шукшина Юрия Соло­вьёва. Мест­ные жители, участ­во­вав­шие в эпизо­дах, вспо­ми­нают слож­ный период съёмок, соро­ка­гра­дус­ную жару и пове­де­ние съёмоч­ной группы:

«Усло­вия были ужас­ные. Мело­вая пыль, жара. Всех пона­чалу удивило, что актёры простыми в жизни оказа­лись. Нико­гда ни на что не жало­ва­лись. Как-то пере­рыв был неболь­шой в съём­ках. Мимо семе­нили паца­нята с удоч­ками на Дон. Юрий Нику­лин и напро­сись с ними, мол, удочку дадите. Так вере­ни­цей и шли. Только скоро ребята все снасти побро­сали — за животы схва­ти­лись — это им Нику­лин анек­доты стал расска­зы­вать. Потом и на рыбалке самой так. Он один сидел с удоч­кой — осталь­ные от смеха ката­лись! Какая там рыбалка!».


«Они сража­лись за Родину», 1975 год

Стили­стика фильма во многом шла враз­рез с приня­тым помпезно-офици­оз­ным изоб­ра­же­нием войны. Кино­кар­тина «Они сража­лись за Родину» пока­зы­вала горь­кое и драма­ти­че­ское отступ­ле­ние совет­ских войск в 1942 году с точки зрения самих солдат.

Посто­ян­ные съёмки, разъ­езды, обра­ботка филь­мов отни­мали у Сергея Бондар­чука время на семью и детей. Ирина Скоб­цева, вспо­ми­нает, каким он был в семей­ной жизни:

«Жизнь наша была коче­вая: всё время на съём­ках, дети Алёнка и Федя нахо­ди­лись под опекой моих роди­те­лей. Как-то Сергей Фёдо­ро­вич пошёл на рынок, купил крас­ных яблок. Ночью залез на дерево под окном и на ниточки привя­зал их к веткам. Как будто они за ночь выросли. Это был удиви­тель­ного таланта чело­век, к чему бы он ни прика­сался. Абсо­лютно непри­хот­ли­вый в быту. Он никому не достав­лял неудобств».

Пере­лом­ный момент в судьбе Сергея Бондар­чука насту­пил после исто­ри­че­ского пятого съезда Союза кине­ма­то­гра­фи­стов, кото­рый прошёл в мае 1986 года в Кремле. Кино­кри­тик Андрей Плахов, деле­гат съезда и самый моло­дой его спикер, так оцени­вает итоги съезда:

«Пресса начала зада­ваться вопро­сом, почему не поль­зу­ются зритель­ским успе­хом статус­ные совет­ские фильмы: идео­ло­ги­че­ски правиль­ные, они оказы­ва­лись коммер­че­ски проваль­ными, на них сгоняли солдат или школь­ни­ков, а в отчёт­ных цифрах посе­ща­е­мо­сти прак­ти­ко­ва­лись приписки. Пятый съезд кине­ма­то­гра­фи­стов СССР, отно­ше­ние к кото­рому было и оста­ётся неод­но­знач­ным, сменил руко­вод­ство союза, факти­че­ски покон­чил с партий­ной цензу­рой в кино, снял с полки десятки филь­мов и объявил пере­ход проката на рыноч­ные рельсы».

Ход исто­рии сменил старых кино­де­я­те­лей свежими даро­ва­ни­ями, Сергей Бондар­чук вместе с осталь­ными авто­рами «старой школы» был вынуж­ден сойти с пути моло­дых твор­цов. Силы кине­ма­то­гра­фи­стов во главе с новым пред­се­да­те­лем Элемом Климо­вым были брошены на восста­нов­ле­ние «полоч­ных» филь­мов, кото­рые раньше не пропус­кала цензура.

Замы­сел третьей экра­ни­за­ции Шоло­хова возник у Сергея Бондар­чука давно. Вопло­щать его в жизнь прихо­ди­лось в тяжё­лое время. Совет­ские зрители помнили блиста­тель­ную работу Сергея Гера­си­мова «Тихий Дон» 1957 года. Актёр Евге­ний Самой­лов вспо­ми­нает диалог учителя и ученика:

«Дай мне спокойно умереть, Серёжа, а потом снимай так, как ты дума­ешь».

Что делал Бондар­чук с рома­ном «Тихий Дон», было известно мало. Работа над сери­а­лом, кото­рая длилась два года, была прервана сменой власти в России и банк­рот­ством итальян­ского продю­сера. На всё имуще­ство продю­сер­ского центра был нало­жен арест, в том числе и на 160 тысяч метров отсня­той плёнки. Выку­пить у Италии кино­ма­те­ри­алы удалось Констан­тину Эрнсту для «Первого канала» лишь в 2005 году, фильм закан­чи­вал Фёдор Бондар­чук.

В послед­нем прижиз­нен­ном интер­вью Сергей Фёдо­ро­вич Бондар­чук кажется очень живым, он действи­тельно полон сил. Он стара­ется не ругать совре­мен­ни­ков за то, что они сместили его с кино­экрана, за то, что осви­стали. Сергей Бондар­чук гово­рит разме­ренно, вкратце делится дета­лями работы над сцена­ри­ями, шутит.

Сергей Бондар­чук скон­чался 20 октября 1994 года в Москве от инфаркта миокарда. Перед смер­тью его испо­ве­до­вал и прича­стил иеро­мо­нах Тихон (Шевку­нов).


Посмот­рите также «Пять совет­ских филь­мов о рабо­чих».

Поделиться