Сергей Бондарчук. Творческий путь актёра и режиссёра

В оте­че­ствен­ном кино боль­шое собы­тие — 25 сен­тяб­ря 2020 года отме­ча­ет­ся сто лет со дня рож­де­ния Сер­гея Бон­дар­чу­ка, авто­ра филь­мов «Судь­ба чело­ве­ка» (1959), «Вой­на и мир» (1967) и «Они сра­жа­лись за Роди­ну» (1975). К тор­же­ствен­ной дате запла­ни­ро­ва­но мно­го кино­по­ка­зов и меро­при­я­тий, вый­дут доку­мен­таль­ные филь­мы. VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет био­гра­фию мэт­ра совет­ско­го кино­экра­на и рас­ска­зы­ва­ет, за какую роль он полу­чил Ста­лин­скую пре­мию пер­вой сте­пе­ни, с кем он сопер­ни­чал за пра­во экра­ни­зи­ро­вать «Вой­ну и мир» и поче­му из-за Бон­дар­чу­ка Стэн­ли Куб­ри­ку при­шлось отка­зать­ся от филь­ма о Наполеоне.


На войну из театрального училища

Сер­гей Бон­дар­чук родил­ся 25 сен­тяб­ря 1920 года в селе Бело­зёр­ка, сей­час это Хер­сон­ская область Укра­и­ны. Его отец, Фёдор Пет­ро­вич Бон­дар­чук, был ком­му­ни­стом-два­дца­ти­пя­ти­ты­сяч­ни­ком. Он вхо­дил в чис­ло пере­до­вых город­ских рабо­чих-доб­ро­воль­цев, кото­рых отпра­ви­ли на вспо­мо­га­тель­ные рабо­ты в кол­хо­зы и МТС. После рож­де­ния сына семья пере­еха­ла в Таган­рог, а затем в Ейск, где Бон­дар­чук окон­чил сред­нюю шко­лу. С 1937 по 1938 год он высту­пал в Ейском дра­ма­ти­че­ском теат­ре. В 1937 году Сер­гей посту­пил в Ростов­ское теат­раль­ное учи­ли­ще. Актри­са Нон­на Мор­дю­ко­ва, кото­рая тес­но обща­лась с семьёй Бон­дар­чу­ка, так писа­ла о нача­ле его твор­че­ско­го пути:

«Мы ещё учи­лись в шко­ле, а он уже был сту­ден­том теат­раль­но­го учи­ли­ща в Росто­ве и при­сы­лал отту­да фото­гра­фии в ролях. В каких — забы­ла, но все­гда на кар­точ­ках он выгля­дел кра­сав­цем пря­мо-таки сногсшибательным».

В 1941 году Сер­гей Бон­дар­чук запи­сал­ся доб­ро­воль­цем в Крас­ную армию. До 1942 года он рабо­тал актё­ром Теат­ра Крас­ной Армии в Гроз­ном. О фрон­то­вых рас­ска­зах мужа вспо­ми­на­ет Ири­на Скобцева:

«Была страш­ная фугас­ная ата­ка на Гроз­ный. Каза­лось, что зем­ля горит и желе­зо пла­вит­ся. Сто­ял жут­кий запах горе­ло­го чело­ве­че­ско­го мяса. Сер­гей укрыл­ся в око­пе, кото­рый в любую секун­ду мог стать его моги­лой. Неожи­дан­но к краю око­па подо­шла соба­ка, опа­лён­ная, в язвах, с пере­би­тым хво­стом. „Сей­час точ­но набро­сит­ся“, — решил Сере­жа. Они встре­ти­лись гла­за­ми и дол­го-дол­го смот­ре­ли друг на дру­га. Взгляд этой соба­ки, пол­ный ужа­са, Сер­гей Фёдо­ро­вич запом­нил на всю жизнь. Поз­же в одной из сцен „Вой­ны и мира“ он снял гла­за вол­ка, кото­рый так­же смот­рел на людей как на чудовищ».

Побе­ду Бон­дар­чук встре­тил в Тал­лине. После вой­ны про­дол­жил карье­ру в армии, слу­жил под Моск­вой, но вско­ре решил вер­нуть­ся к актёр­ской рабо­те — нуж­но было учить­ся. В 1947 году Сер­гей Бон­дар­чук про­шёл всту­пи­тель­ные испы­та­ния в мастер­скую Сер­гея Гера­си­мо­ва во ВГИК. За отлич­ные отмет­ки от при­ём­ной комис­сии его зачис­ли­ли сра­зу на тре­тий курс. Актри­са Кла­ра Луч­ко, при­сут­ство­вав­шая при про­слу­ши­ва­нии, вспоминает:

«Он про­чи­тал нам гого­лев­скую „Пти­цу-трой­ку“ и заво­ро­жил сво­им голо­сом: с пере­ли­ва­ми, с оттен­ка­ми. Я бы срав­ни­ла его голос с хоро­шим вином, кото­рое доста­точ­но поню­хать, и от одних аро­ма­тов может закру­жить­ся голо­ва, неда­ром же дегу­ста­то­ры гово­рят: букет. А у Серё­жи Бон­дар­чу­ка такой „букет“ в голо­се был. Богат­ство, кра­со­та инто­на­ций и глу­би­на глаз при­тя­ги­ва­ли к нему мгно­вен­но, ему, каза­лось, и делать, играть ниче­го не надо — про­сто ска­зать фра­зу, посмот­реть, и сра­зу веришь ему, попа­да­ешь в плен его лич­ност­но­го оба­я­ния. А ведь он чело­век нелю­ди­мый, из поро­ды мол­чу­нов, на вопро­сы отве­чал одно­слож­но, боль­ше бурчал».

В это же вре­мя Сер­гей Гера­си­мов, имя кото­ро­го сей­час носит ВГИК, решил экра­ни­зи­ро­вать роман Алек­сандра Фаде­е­ва «Моло­дая гвар­дия». На роль одно­го из чле­нов одно­имён­ной орга­ни­за­ции Бон­дар­чук не под­хо­дил по воз­рас­ту. Одна­ко Гера­си­мов раз­ре­шил сту­ден­ту само­му выбрать любую дру­гую роль в кар­тине. Сер­гей выбрал роль Валь­ко, и фильм «Моло­дая гвар­дия» (1948) стал пер­вым в его кине­ма­то­гра­фи­че­ской карьере.


Народный артист СССР

Извест­ность при­шла к Бон­дар­чу­ку после глав­ной роли в филь­ме «Тарас Шев­чен­ко» (1951). За неё он полу­чил Ста­лин­скую пре­мию пер­вой сте­пе­ни. Васи­лий Лано­вой вспоминает:

«Рас­кры­ти­ем на экране обра­за Тара­са Гри­го­рье­ви­ча Шев­чен­ко Бон­дар­чук заявил себя как побе­ди­тель и сра­зу вошёл в золо­той фонд наше­го киноискусства».

В 1952 году Сер­гею Фёдо­ро­ви­чу при­суж­да­ют зва­ние народ­но­го арти­ста СССР. Про­тек­цию ему соста­вил лич­но Иосиф Ста­лин, впе­чат­лён­ный актёр­ским мастер­ством. Имен­но поэто­му заслу­жен­ный артист РСФСР Сер­гей Бон­дар­чук, минуя зва­ние «Народ­ный артист РСФСР», сра­зу полу­чил ста­тус «Народ­ный артист СССР».

С этой стра­ни­цей его био­гра­фии свя­зан полу­ми­фи­че­ский сюжет. Одна­жды после поста­нов­ки, в театр позво­нил Васи­лий Ста­лин. В труб­ку он ска­зал, что­бы Бон­дар­чук гото­вил «пол-лит­ра за сюр­приз» и ехал в ресто­ран «Араг­ви». Сер­гей поду­мал, что это розыг­рыш, но в зна­ме­ни­тый ресто­ран на Твер­ской пло­ща­ди поехал. Там его про­во­ди­ли в отдель­ную ком­на­ту, где дей­стви­тель­но сидел Васи­лий Ста­лин и фут­бо­лист Все­во­лод Боб­ров. Васи­лий поло­жил на стол жур­нал «Ого­нёк», где на пер­вой стра­ни­це был порт­рет Сер­гея Бон­дар­чу­ка в сце­ни­че­ском обра­зе Шев­чен­ко. Вни­зу была над­пись «Заслу­жен­ный дея­тель искусств РСФСР Сер­гей Бон­дар­чук». Это зва­ние было пере­чёрк­ну­то руч­кой, а свер­ху напи­са­но «Народ­ный артист СССР». И под­пись — «И. Сталин».

Сер­гею Фёдо­ро­ви­чу тогда был 31 год. Он стал одним из самых моло­дых обла­да­те­лей зва­ния «Народ­ный артист СССР». Милость пра­ви­тель­ства надол­го осве­ти­ла жизнь кино­де­я­те­ля. Коли­че­ство же вра­гов начи­на­ло увеличиваться.

В 1956 году Миха­ил Шоло­хов в газе­те «Прав­да» опуб­ли­ко­вал рас­сказ «Судь­ба чело­ве­ка». Через неко­то­рое вре­мя Сер­гея Бон­дар­чу­ка при­гла­си­ли озву­чить его для про­грам­мы по радио. Испол­не­ние арти­ста услы­шал сам Шоло­хов и вос­тор­жен­но писал Бондарчуку:

«Теперь я не пред­став­ляю дру­го­го арти­ста, кото­рый мог бы так про­честь: вы про­чи­та­ли луч­ше, чем я написал».

В это же вре­мя Сер­гей Бон­дар­чук искал под­хо­дя­щий сце­на­рий режис­сёр­ской рабо­ты и в ито­ге решил оста­но­вить­ся на «Судь­бе чело­ве­ка». Фильм вышел на экра­ны в 1959 году, стал кас­со­вым хитом и луч­шим филь­мом года по опро­су жур­на­ла «Совет­ский экран», взял награ­ды на Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле, в Кар­ло­вых Варах и Мель­бурне, а Сер­гей Фёдо­ро­вич полу­чил Ленин­скую премию.


Триумф «Войны и мира»

В нача­ле 1960‑х годов сов­па­ло сра­зу два обсто­я­тель­ства: при­бли­жа­лось 150-летие Боро­дин­ской бит­вы, а в 1959 году на экра­ны СССР вышел аме­ри­кан­ский фильм «Вой­на и мир». Гран­ди­оз­ный успех гол­ли­вуд­ской кар­ти­ны заста­вил руко­во­ди­те­лей совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа заду­мать­ся об экра­ни­за­ции рома­на, ведь един­ствен­ная кине­ма­то­гра­фи­че­ская поста­нов­ка «Вой­ны и мира» в Рос­сии была осу­ществ­ле­на до это­го лишь в 1915 году режис­сё­ром Яко­вом Протазановым.

С Сер­ге­ем Бон­дар­чу­ком за пра­во осу­ще­ствить госу­дар­ствен­ный заказ сопер­ни­чал клас­сик соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, осно­ва­тель Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов СССР Иван Пырьев. Выби­рать долж­на была комис­сия мини­стер­ства куль­ту­ры СССР во гла­ве с Ека­те­ри­ной Фур­це­вой, но Пырьев зара­нее снял свою кан­ди­да­ту­ру. Впо­след­ствии меж­ду дву­мя режис­сё­ра­ми воз­ник­ла раз­молв­ка, и до кон­ца жиз­ни Пырье­ва они не здо­ро­ва­лись друг с другом.

Пошив костю­мов кури­ро­ва­ло мини­стер­ство лёг­кой про­мыш­лен­но­сти СССР, лоша­дей и воин­ские под­раз­де­ле­ния для съё­моч­ной груп­пы предо­ста­ви­ло мини­стер­ство обо­ро­ны СССР. Во вре­мя рабо­ты над филь­мом сфор­ми­ро­вал­ся отдель­ный кине­ма­то­гра­фи­че­ский кава­ле­рий­ский полк в соста­ве око­ло 1500 всад­ни­ков, кото­рый впо­след­ствии сни­мал­ся во мно­гих дру­гих оте­че­ствен­ных филь­мах: «Белое солн­це пусты­ни» (1970), «Бег» (1970), «Бит­ва за Моск­ву» (1985), «Сибир­ский цирюль­ник» (1998).

Эпи­зо­ды Шен­гра­бен­ско­го и Аустер­лиц­ко­го сра­же­ний 1805 года сни­ма­ли в Закар­па­тье, натур­ные съём­ки Боро­дин­ско­го сра­же­ния — воз­ле горо­да Доро­го­буж в Смо­лен­ской обла­сти, неда­ле­ко от реаль­ной Ста­рой Смо­лен­ской доро­ги. Съём­ки бит­вы нача­ли 25 авгу­ста 1963 года — в день 151‑й годов­щи­ны Боро­дин­ско­го сра­же­ния. В мас­сов­ке было задей­ство­ва­но око­ло 15 тысяч чело­век пехо­ты, в кава­ле­рии был полк в 950 сабель. На поста­нов­ку бата­лии израс­хо­до­ва­ли 23 тон­ны взрыв­чат­ки и 40 000 лит­ров керо­си­на, 15 000 руч­ных дымо­вых гра­нат, 2000 шашек и 1500 снарядов.

Во вре­мя рабо­ты над филь­мом созда­те­ли при­бе­га­ли к нова­тор­ским при­ё­мам. Съём­ки неко­то­рых сцен Боро­дин­ско­го сра­же­ния велись с помо­щью каме­ры, кото­рую укре­пи­ли на канат­ной доро­ге дли­ной 120 мет­ров, про­тя­ну­той над полем. Про­ле­тая на высо­те, каме­ра сни­ма­ла «с летя­ще­го пушеч­но­го ядра». Для погру­же­ния в атмо­сфе­ру пер­во­го бала Ната­ши Росто­вой опе­ра­тор Ана­то­лий Пет­риц­кий встал на роли­ко­вые конь­ки, а асси­стент пере­дви­гал его сре­ди валь­си­ру­ю­щих пар. Эти при­ё­мы вошли в доку­мен­таль­ный фильм о ходе съё­мок кино­лен­ты, кото­рый до сих пор исполь­зу­ют как учеб­ный мате­ри­ал для операторов.

Два­жды во вре­мя рабо­ты над кино­э­по­пе­ей «Вой­на и мир» Сер­гей Бон­дар­чук пере­жи­вал кли­ни­че­скую смерть. Пер­вый раз в июле 1964 года, когда шли пави­льон­ные съём­ки. Вто­рой сер­деч­ный при­ступ был в июне 1965-го, когда пер­вые две серии спеш­но гото­ви­лись к пре­мьер­но­му пока­зу в Крем­лёв­ском Двор­це съез­дов. 14 мар­та 1966 года в кино­те­ат­ре «Рос­сия» состо­я­лась пре­мье­ра пер­вой серии филь­ма «Вой­на и мир: Андрей Бол­кон­ский». В про­ка­те 1966 года она собра­ла ауди­то­рию в 58 мил­ли­о­нов зрителей.

15 апре­ля 1969 года в Лос-Андже­ле­се на цере­мо­нии вру­че­ния пре­мии «Оскар» за 1968 год фильм «Вой­на и мир» полу­чил награ­ду за луч­ший фильм на ино­стран­ном язы­ке, опе­ре­див рабо­ты Мило­ша Фор­ма­на и Фран­с­уа Трюф­фо. В июне 1969 года, в раз­гар про­ка­та в США, аме­ри­кан­ский кино­кри­тик Род­жер Эберт писал:

«Бон­дар­чу­ку уда­лось удер­жать­ся на тон­кой гра­ни меж­ду зре­лищ­ным, чело­веч­ным и интел­лек­ту­аль­ным. Даже самые про­дол­жи­тель­ные и кро­ва­вые баталь­ные сце­ны не утом­ля­ют, а при­ко­вы­ва­ют взгляд. Бон­дар­чук доно­сит до зри­те­ля все дета­ли эпи­че­ской дра­мы, не про­иг­ры­вая в зре­лищ­но­сти и одно­вре­мен­но посто­ян­но воз­вра­ща­ясь к фун­да­мен­таль­ной теме Тол­сто­го — людям, попав­шим в жер­но­ва истории».

На цере­мо­нии награж­де­ния Сер­гей Бон­дар­чук отсут­ство­вал, награ­ду полу­ча­ла хруп­кая Люд­ми­ла Саве­лье­ва, испол­ни­тель­ни­ца роли Ната­ши Росто­вой. Сер­гей Фёдо­ро­вич был занят рабо­той над новым про­ек­том — ита­льян­ский про­дю­сер Дино Де Лау­рен­тис пред­ло­жил ему снять исто­ри­че­ский фильм о Напо­леоне. В кар­ти­ну уда­лось при­влечь целое созвез­дие актё­ров из раз­ных стран — СССР, Ита­лии, Фран­ции, Кана­ды, Вели­ко­бри­та­нии и США. Даже в неболь­ших эпи­зо­дах заня­ты звёзд­ные актё­ры. По-насто­я­ще­му круп­ных ролей в филь­ме толь­ко две — это Напо­ле­он (Род Стай­гер) и фельд­мар­шал Вел­линг­тон (Кри­сто­фер Плам­мер), все осталь­ные пер­со­на­жи полу­ча­ют роли лишь в неболь­ших, зача­стую ото­рван­ных друг от дру­га эпизодах.

Фильм «Ватер­лоо» 1970 года про­ва­лил­ся в про­ка­те, собрав 3 мил­ли­о­на дол­ла­ров при бюд­же­те в 25 мил­ли­о­нов. Столь круп­ный про­вал заста­вил меж­ду­на­род­ных про­дю­се­ров отвер­нуть­ся от поста­но­вок костю­ми­ро­ван­ных баталь­ных кино­лент. По этой при­чине дру­гой вид­ный режис­сёр, Стэн­ли Куб­рик, был вынуж­ден свер­нуть рабо­ты над филь­мом о Наполеоне.


«Они сражались за родину» и другие поздние работы

В 1975 году к 30-летию Побе­ды в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне Сер­гей Фёдо­ро­вич экра­ни­зи­ро­вал роман Миха­и­ла Шоло­хо­ва «Они сра­жа­лись за Роди­ну». В филь­ме сни­ма­лись Васи­лий Шук­шин, Вяче­слав Тихо­нов, сам Сер­гей Бон­дар­чук, Геор­гий Бур­ков, Юрий Нику­лин, Нон­на Мордюкова.

Пря­мо во вре­мя съё­мок ушёл из жиз­ни Васи­лий Шук­шин. В трёх недо­сня­тых сце­нах вме­сто него при­шлось задей­ство­вать дру­го­го актё­ра — сокурс­ни­ка Шук­ши­на Юрия Соло­вьё­ва. Мест­ные жите­ли, участ­во­вав­шие в эпи­зо­дах, вспо­ми­на­ют слож­ный пери­од съё­мок, соро­ка­гра­дус­ную жару и пове­де­ние съё­моч­ной группы:

«Усло­вия были ужас­ные. Мело­вая пыль, жара. Всех пона­ча­лу уди­ви­ло, что актё­ры про­сты­ми в жиз­ни ока­за­лись. Нико­гда ни на что не жало­ва­лись. Как-то пере­рыв был неболь­шой в съём­ках. Мимо семе­ни­ли паца­ня­та с удоч­ка­ми на Дон. Юрий Нику­лин и напро­сись с ними, мол, удоч­ку дади­те. Так вере­ни­цей и шли. Толь­ко ско­ро ребя­та все сна­сти побро­са­ли — за живо­ты схва­ти­лись — это им Нику­лин анек­до­ты стал рас­ска­зы­вать. Потом и на рыбал­ке самой так. Он один сидел с удоч­кой — осталь­ные от сме­ха ката­лись! Какая там рыбалка!».

Сти­ли­сти­ка филь­ма во мно­гом шла враз­рез с при­ня­тым пом­пез­но-офи­ци­оз­ным изоб­ра­же­ни­ем вой­ны. Кино­кар­ти­на «Они сра­жа­лись за Роди­ну» пока­зы­ва­ла горь­кое и дра­ма­ти­че­ское отступ­ле­ние совет­ских войск в 1942 году с точ­ки зре­ния самих солдат.

Посто­ян­ные съём­ки, разъ­ез­ды, обра­бот­ка филь­мов отни­ма­ли у Сер­гея Бон­дар­чу­ка вре­мя на семью и детей. Ири­на Скоб­це­ва, вспо­ми­на­ет, каким он был в семей­ной жизни:

«Жизнь наша была коче­вая: всё вре­мя на съём­ках, дети Алён­ка и Федя нахо­ди­лись под опе­кой моих роди­те­лей. Как-то Сер­гей Фёдо­ро­вич пошёл на рынок, купил крас­ных яблок. Ночью залез на дере­во под окном и на ниточ­ки при­вя­зал их к вет­кам. Как буд­то они за ночь вырос­ли. Это был уди­ви­тель­но­го талан­та чело­век, к чему бы он ни при­ка­сал­ся. Абсо­лют­но непри­хот­ли­вый в быту. Он нико­му не достав­лял неудобств».

Пере­лом­ный момент в судь­бе Сер­гея Бон­дар­чу­ка насту­пил после исто­ри­че­ско­го пято­го съез­да Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов, кото­рый про­шёл в мае 1986 года в Крем­ле. Кино­кри­тик Андрей Пла­хов, деле­гат съез­да и самый моло­дой его спи­кер, так оце­ни­ва­ет ито­ги съезда:

«Прес­са нача­ла зада­вать­ся вопро­сом, поче­му не поль­зу­ют­ся зри­тель­ским успе­хом ста­тус­ные совет­ские филь­мы: идео­ло­ги­че­ски пра­виль­ные, они ока­зы­ва­лись ком­мер­че­ски про­валь­ны­ми, на них сго­ня­ли сол­дат или школь­ни­ков, а в отчёт­ных циф­рах посе­ща­е­мо­сти прак­ти­ко­ва­лись при­пис­ки. Пятый съезд кине­ма­то­гра­фи­стов СССР, отно­ше­ние к кото­ро­му было и оста­ёт­ся неод­но­знач­ным, сме­нил руко­вод­ство сою­за, фак­ти­че­ски покон­чил с пар­тий­ной цен­зу­рой в кино, снял с пол­ки десят­ки филь­мов и объ­явил пере­ход про­ка­та на рыноч­ные рельсы».

Ход исто­рии сме­нил ста­рых кино­де­я­те­лей све­жи­ми даро­ва­ни­я­ми, Сер­гей Бон­дар­чук вме­сте с осталь­ны­ми авто­ра­ми «ста­рой шко­лы» был вынуж­ден сой­ти с пути моло­дых твор­цов. Силы кине­ма­то­гра­фи­стов во гла­ве с новым пред­се­да­те­лем Эле­мом Кли­мо­вым были бро­ше­ны на вос­ста­нов­ле­ние «полоч­ных» филь­мов, кото­рые рань­ше не про­пус­ка­ла цензура.

Замы­сел тре­тьей экра­ни­за­ции Шоло­хо­ва воз­ник у Сер­гея Бон­дар­чу­ка дав­но. Вопло­щать его в жизнь при­хо­ди­лось в тяжё­лое вре­мя. Совет­ские зри­те­ли пом­ни­ли бли­ста­тель­ную рабо­ту Сер­гея Гера­си­мо­ва «Тихий Дон» 1957 года. Актёр Евге­ний Самой­лов вспо­ми­на­ет диа­лог учи­те­ля и ученика:

«Дай мне спо­кой­но уме­реть, Серё­жа, а потом сни­май так, как ты думаешь».

Что делал Бон­дар­чук с рома­ном «Тихий Дон», было извест­но мало. Рабо­та над сери­а­лом, кото­рая дли­лась два года, была пре­рва­на сме­ной вла­сти в Рос­сии и банк­рот­ством ита­льян­ско­го про­дю­се­ра. На всё иму­ще­ство про­дю­сер­ско­го цен­тра был нало­жен арест, в том чис­ле и на 160 тысяч мет­ров отсня­той плён­ки. Выку­пить у Ита­лии кино­ма­те­ри­а­лы уда­лось Кон­стан­ти­ну Эрн­сту для «Пер­во­го кана­ла» лишь в 2005 году, фильм закан­чи­вал Фёдор Бондарчук.

В послед­нем при­жиз­нен­ном интер­вью Сер­гей Фёдо­ро­вич Бон­дар­чук кажет­ся очень живым, он дей­стви­тель­но полон сил. Он ста­ра­ет­ся не ругать совре­мен­ни­ков за то, что они сме­сти­ли его с кино­экра­на, за то, что осви­ста­ли. Режис­сёр гово­рит раз­ме­рен­но, вкрат­це делит­ся дета­ля­ми рабо­ты над сце­на­ри­я­ми, шутит.

Сер­гей Бон­дар­чук скон­чал­ся 20 октяб­ря 1994 года в Москве от инфарк­та мио­кар­да. Перед смер­тью его испо­ве­до­вал и при­ча­стил иеро­мо­нах Тихон (Шев­ку­нов).

Поделиться