Сергей Юткевич. Вечный авангардист

Цикл очер­ков о совет­ских режис­сё­рах, полу­чив­ших извест­ность на евро­пей­ских кино­фе­сти­ва­лях, продол­жает исто­рия Сергея Ютке­вича – автора ярких кино­лент о Ленине, экра­ни­за­ции «Отелло» и анима­ци­он­ных филь­мов по произ­ве­де­ниям Маяков­ского.


Масштабы лично­сти Сергея Ютке­вича даже сего­дня опре­де­лить крайне сложно. Его имя было известно как в Совет­ском Союзе, так и за его преде­лами. Он – един­ствен­ный совет­ский кино­ре­жис­сёр, трижды удосто­ен­ный приза Канн­ского кино­фе­сти­валя за лучшую режис­суру.

Виктор Шклов­ский писал:

«Его твор­че­ский путь гово­рит о посто­ян­ных мета­мор­фо­зах худож­ника, остав­ше­гося, тем не менее, абсо­лютно верным своей отправ­ной точке; и вот этот посто­ян­ный разрыв в соче­та­нии с полной верно­стью и создают цель­ность его тонкого и много­гран­ного твор­че­ства, где Ютке­вич, возму­жав, не предал ни одного из идеа­лов юности».

Нача­лом твор­че­ской деятель­но­сти Сергея Ютке­вича можно считать годы Граж­дан­ской войны, когда он рабо­тал актё­ром и помощ­ни­ком режис­сёра в теат­рах Киева и Сева­сто­поля. В это же время он знако­мится с юным Григо­рием Козин­це­вым, начи­на­ю­щим, как и он, свой путь в искус­стве. В 1921 году Ютке­вич пере­ез­жает в Москву, где вместе с Сергеем Эйзен­штей­ном посту­пает в ГВЫРМ (Госу­дар­ствен­ные высшие режис­сёр­ские мастер­ские) к Всево­лоду Мейер­хольду.

В 1922 году совместно с Козин­це­вым и Трау­бер­гом Ютке­вич выпус­кает мани­фест «Эксцен­тризм», став­ший теоре­ти­че­ской плат­фор­мой Фабрики эксцен­три­че­ского актёра (ФЭКС). Через 4 года Ютке­вич стано­вится руко­во­ди­те­лем собствен­ного Экспе­ри­мен­таль­ного кино­кол­лек­тива (ЭККЮ). При этом он парал­лельно продол­жает свою работу худож­ни­ком и оформ­ляет фильмы Абрама Роома «Преда­тель» (1926) и «Третья Мещан­ская» (1927). Эти собы­тия можно считать для буду­щего режис­сёра опре­де­ля­ю­щими, так как они ещё не раз найдут отго­лоски в его судьбе.

Постер фильма «Кружева»

Первой режис­сёр­ской рабо­той Ютке­вича станет кино­кар­тина «Кружева» (1928). Острая игра актё­ров, смеше­ние лирики и эксцен­трики, а также мастер­ская работа опера­тора Евге­ния Шней­дера и автор­ский монтаж Ютке­вича позво­лят фильму стать одним из самых ярких дебю­тов 20-х годов. Критики обви­нят ленту в форма­лизме, после чего моло­дой режис­сёр поки­нет Москву и пере­едет в Ленин­град, где форма­лизм суще­ство­вал во всей своей широте. Выра­же­нием царя­щего форма­лизма служила знако­мая Сергею Ютке­вичу ФЭКС, но вскоре и ей суждено было прекра­тить суще­ство­ва­ние.

Поста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О пере­стройке лите­ра­турно-худо­же­ствен­ных орга­ни­за­ций» утвер­дило в совет­ском искус­стве единый метод соци­а­ли­сти­че­ского реализма. Таким обра­зом, это озна­чало конец форма­лизма. В этом же году на «Ленфильме» выхо­дит совмест­ная работа Эрмлера и Ютке­вича «Встреч­ный». Фильм почти сразу признают этало­ном ново­при­ня­того жанра, а имя Ютке­вича станет глав­ным на студии «Ленфильм». Леонид Трау­берг в своих воспо­ми­на­ниях позже напи­шет:

«С. И. Ютке­вич сделал не только „Встреч­ный“. Он сделал „Ленфильм“. Он был одним из тех, с кем кино высту­пало с развёр­ну­тыми знамё­нами».

Кадр из фильма «Встреч­ный» с испол­ни­те­лем глав­ной роли Влади­ми­ром Гарди­ным

Картина Эрмлера и Ютке­вича также инте­ресна тем, что она станет первой для обоих режис­сё­ров рабо­той со звуком, приход кото­рого они примут с радо­стью. Это собы­тие озна­ме­нует начало нового пери­ода как в твор­че­стве режис­сё­ров, так и всего отече­ствен­ного кино.

Через два года после появ­ле­ния на экра­нах «Встреч­ного» на «Ленфильме» выхо­дит «Чапаев» братьев Васи­лье­вых, а после него следуют «Юность Максима» Козин­цева и Трау­берга, «Семеро смелых» Гера­си­мова и «Депу­тат Балтики» Зархи и Хейфица. Эти фильмы будут считаться глав­ными приме­рами соцре­а­лизма в кино, а «Ленфильм» негласно призна­ётся лучшей кино­сту­дией страны.

Вскоре ленфиль­мовцы всту­пят в острую поле­мику с Сергеем Эйзен­штей­ном и обра­зуют анти­эй­зен­штей­нов­скую коали­цию, роль лидера кото­рой будет отве­дена Сергею Ютке­вичу. Буду­щее теперь будет отожеств­ляться с соци­а­ли­сти­че­ским реализ­мом, а монтаж аттрак­ци­о­нов Эйзен­штейна отой­дёт в прошлое. Однако, соцре­а­лизм – это совсем не то, к чему стре­мился Ютке­вич, кото­рый долго не мог вписаться в новый канон. Ведь не просто так Козин­цев причис­лял его к поко­ле­нию худож­ни­ков 1920-х годов, да и после «Встреч­ного» режис­сёр долго не мог снять ничего значи­мого.

Сергей Ютке­вич на лекции во ВГИКе. 1930-е годы

В конце 1934 года созда­ётся «Первая худо­же­ствен­ная мастер­ская под руко­вод­ством С. Ютке­вича». К тому времени такие кино­ма­стер­ские, как ФЭКС, КЭМ и коллек­тив Куле­шова, уже прекра­тили своё суще­ство­ва­ние. 1930-е будут тяго­теть к клас­си­че­ским формам, а нова­тор­ства и экспе­ри­менты отой­дут на второй план или просто исчез­нут.

Но Ютке­вич стара­ется идти своей доро­гой, и его мастер­ская в 1937 году экра­ни­зи­рует «Женитьбу» Гоголя, а также выпус­кает фильм «Тайга золо­тая». Обе картины были сняты с экра­нов, а экра­ни­за­ция пьесы Маяков­ского «Клоп» закрыта ещё на подго­то­ви­тель­ном этапе. После постиг­ну­тых неудач мастер­ская распа­лась, а для Сергея Ютке­вича начи­на­ется новый период в твор­че­стве.

Пере­лом­ным момен­том стано­вится картина «Чело­век с ружьём» (1938). Начи­на­ется персо­наль­ная лени­ни­ана Сергея Ютке­вича. До этого образ вождя рево­лю­ции исполь­зо­вался в карти­нах «Октябрь» Эйзен­штейна, «Москва в Октябре» Барнета (фильм утерян), «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Ромма, а также в «Выборг­ской стороне» Козин­цева и Трау­берга.

Постер фильма «Чело­век с ружьём»

Нова­тор­ство Ютке­вича заклю­ча­ется в том, что он решает взять сакрально-мону­мен­таль­ную личность Ленина, чтобы сделать рассказ о рево­лю­ции рево­лю­ци­он­ным языком. Через 9 лет после выхода фильма в статье «Разгадка поэзии» (1947) Сергей Ютке­вич напи­шет, что «даль­ней­шее разви­тие исто­рико-рево­лю­ци­он­ной темы будет проис­хо­дить на поэти­че­ской основе».

«Чело­век с ружьём» стано­вится первой ступе­нью в этом деле. Режис­сёр пыта­ется создать сказку о Ленине, сохра­няя при этом исто­ри­че­скую конкре­тику. Вождь миро­вого проле­та­ри­ата, кото­рого сыграл Максим Штраух, пред­стаёт обык­но­вен­ным смерт­ным, гово­ря­щим не лозун­гами, а простым, чело­ве­че­ским языком. Фильм поль­зу­ется боль­шим успе­хом, выгля­дит совре­мен­ным, а сцена с чайни­ком в Смоль­ном, где Ленин разго­ва­ри­вает с солда­том Шадри­ным о войне, стано­вится кано­ни­че­ской.

Однако в следу­ю­щий раз Ютке­вич по опре­де­лён­ным причи­нам возь­мётся снимать фильм о Ленине лишь в 1947 году. Но рассказ об идее Ленина элек­три­фи­ци­ро­вать страну под назва­нием «Свет над Россией» постиг­нет неудача. Картину объявят «ошибоч­ной в идейно-поли­ти­че­ском и слабой в худо­же­ствен­ном отно­ше­нии». Вслед­ствие чего прокат­ное удосто­ве­ре­ние будет отозвано.

В 1946 году Сергей Ютке­вич в составе совет­ской деле­га­ции попа­дает на Первый между­на­род­ный Канн­ский фести­валь со своей карти­ной «Здрав­ствуй, Москва!». Приза режис­сёр удостоен не был, но и само появ­ле­ние на между­на­род­ном фести­вале уже гово­рит о многом.

В следу­ю­щий раз совет­ские кине­ма­то­гра­фи­сты окажутся на Западе только в 1954 году. В составе той деле­га­ции Сергей Ютке­вич окажется самой знаме­ни­той фигу­рой. Он обща­ется с такими пред­ста­ви­те­лями искус­ства как Жан Кокто, Жан-Поль Сартр, Анри Матисс и Пабло Пикассо. Таким обра­зом, режис­сёр чувствует себя в родной стихии. А выдви­ну­тая на конкурс картина «Вели­кий воин Алба­нии Скан­дер­бег» прино­сит Ютке­вичу приз за лучшую режис­суру.

Пабло Пикассо и Сергей Ютке­вич (справа). Фото 1959 года

В 1956 году Ютке­вич в очеред­ной раз едет на Канн­ский фести­валь. На этот раз он везёт с собой снятую в 1955 году экра­ни­за­цию Шекс­пира «Отелло». Режис­сёр пере­но­сит бессмерт­ные диалоги клас­сика на экран, экспе­ри­мен­ти­руя с цветом и техни­кой съёмки. Фильм стано­вится значи­мым собы­тием в миро­вом кине­ма­то­графе. Ютке­вич во второй раз полу­чает золо­тую паль­мо­вую ветвь в номи­на­ции «Лучший режис­сёр».

Под влия­нием фильма Кала­то­зова и Урусев­ского «Летят журавли» Ютке­вич снимает «Рассказы о Ленине» (1957). Старая тема приоб­ре­тает новые формы. Фильм выдви­га­ется на Ленин­скую премию, но после разгром­ной критики шансы полу­чить эту премию сводятся к нулю. Ютке­вич вынуж­ден на время отойти от ленин­ской темы и отдаёт свои силы театру и препо­да­ва­тель­ской деятель­но­сти.

С 1954 года и до конца 1960-х Ютке­вич препо­даёт во ВГИКе режис­сёр­ское мастер­ство. А в сере­дине 1950-х совместно с Вален­ти­ном Плуче­ком Сергей Ютке­вич ставит в театре сатиры «Клопа» и «Баню», что стало значи­тель­ными собы­ти­ями теат­раль­ной «отте­пели».

Кадр из фильма «Рассказы о Ленине»

Стоит отме­тить, что в 1958 году Сергей Ютке­вич во второй раз стано­вится членом жюри Канн­ского фести­валя. Того самого, на кото­ром глав­ный приз едино­гласно достался совет­ской картине «Летят журавли». Тесное обще­ние с евро­пей­ской твор­че­ской элитой делает режис­сёра своим чело­ве­ком на Западе. В 1961 году Ютке­вича снова пригла­шают в жюри, а через 5 лет он прие­дет в Канны в каче­стве режис­сёра со своим новым филь­мом о Ленине.

В начале 1960-х Сергей Ютке­вич продол­жает свои экспе­ри­менты, резуль­та­том кото­рых стано­вится выход анима­ци­он­ной версии пьесы Влади­мира Маяков­ского «Баня» (1962). Стран­ный синтез доку­мен­таль­ных кадров и муль­ти­пли­ка­ции делает «Баню» новым словом в кино. В 1976 году подоб­ным обра­зом режис­сёр экра­ни­зи­рует «Клопа». Фильм полу­чит назва­ние «Маяков­ский смеётся».

Постер фильма «Маяков­ский смеётся»

На этом экспе­ри­менты режис­сёра не закан­чи­ва­ются, и в 1965 году на экраны выхо­дит одна из самых значи­мых картин Сергея Ютке­вича «Ленин в Польше». В очеред­ной раз объек­том нова­тор­ских реше­ний стано­вится образ Влади­мира Ильича. Ютке­вич продол­жает разви­вать образ Ленина, напол­няя его глуби­ной.

Весь фильм мы слышим внут­рен­ний моно­лог Ленина, кото­рый читает игра­ю­щий вождя актёр Максим Штраух. Герой как бы гово­рит со зрите­лем и таким обра­зом Ленин пред­стаёт собе­сед­ни­ком, расска­зы­ва­ю­щим свою исто­рию. Кадры не иллю­стри­руют текст, а текст не объяс­няет кадры. С помо­щью этого приёма Ютке­вичу удаётся создать слож­ный контра­пункт.

Режис­сёр пыта­ется макси­мально прибли­зить исто­ри­че­ские собы­тия и поме­щён­ный внутри них образ вождя миро­вого проле­та­ри­ата к зрителю. На экране част­ная жизнь героя взаи­мо­дей­ствует с обще­ствен­ной жизнью и стано­вится её частью, впле­та­ясь в ткань исто­рии. Худо­же­ствен­ные откры­тия, сделан­ные Ютке­ви­чем в этом фильме, инте­ресны и сего­дня. В 1966 году режис­сёр удосто­ится золо­той паль­мо­вой ветви Канн­ского кино­фе­сти­валя. «Ленин в Польше» станет одной из глав­ных, если не глав­ной карти­ной, снятой когда-либо о Ленине.

Слева направо: режис­сёр Сергей Гера­си­мов, сцена­рист Геор­гий Мдивани, опера­тор Евге­ний Андри­ка­нис, режис­сёр Сергей Ютке­вич. Нью-Йорк, 1958 год

В 1969 году Сергей Ютке­вич снимает «Сюжет для неболь­шого рассказа» о жизни Антона Чехова. Очеред­ная игра режис­сёра с кано­нами кине­ма­то­графа и выход за рамки жанра не остав­ляют равно­душ­ными жюри Между­на­род­ного кино­фе­сти­валя в Вене­ции, и картина полу­чила памят­ную медаль.

Послед­ним филь­мом Ютке­вича стал «Ленин в Париже» (1981), снятый напо­до­бие преды­ду­щего фильма о Ленине, только в других деко­ра­циях. Здесь мы опять слышим ленин­ский моно­лог, а глав­ную роль испол­няет уже не Максим Штраух, а Юрий Каюров.

В 1982 году на 39-м Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­вале Сергей Ютке­вич стано­вится обла­да­те­лем Золо­того льва за вклад в миро­вой кине­ма­то­граф. Эту же награду в 1982 году полу­чили вместе с ним такие режис­сёры, как Луис Буню­эль, Жан-Люк Годар и Акира Куро­сава. Таким обра­зом, Сергей Ютке­вич был постав­лен на одну ступень с признан­ными гран­дами миро­вого кино.

Сергей Ютке­вич в пожи­лом возрасте

Помимо этого успеха в начале 1980-х Ютке­вичу всё-таки удалось осуще­ствить свою давнюю мечту, и он ставит в Москов­ском музы­каль­ном камер­ном театре «Незна­комку» и «Бала­ган­чик» Блока. Приме­ча­тельно, что до этого пока­зать Блока на сцене удава­лось лишь Всево­лоду Мейер­хольду, учени­ком кото­рого был Сергей Ютке­вич.


Подводя итог, следует сказать, что Ютке­вич явля­ется одной из самых значи­мых фигур отече­ствен­ного кино­ис­кус­ства. Его твор­че­ство охва­ты­вает буквально все стадии разви­тия совет­ского кино, начи­ная с 1920-х и закан­чи­вая 1980-ми. Всё это время он не пере­ста­вал удив­лять и, оста­ва­ясь в аван­гарде, шёл на экспе­ри­мент и нахо­дил новые пути реше­ния постав­лен­ных задач. Имя Сергея Ютке­вича навсе­гда впле­тено в исто­рию миро­вого кине­ма­то­графа.

Поделиться