Сергей Юткевич. Вечный авангардист

Цикл очер­ков о совет­ских режис­сё­рах, полу­чив­ших извест­ность на евро­пей­ских кино­фе­сти­ва­лях, про­дол­жа­ет исто­рия Сер­гея Ютке­ви­ча — авто­ра ярких кино­лент о Ленине, экра­ни­за­ции «Отел­ло» и ани­ма­ци­он­ных филь­мов по про­из­ве­де­ни­ям Маяковского.


Мас­шта­бы лич­но­сти Сер­гея Ютке­ви­ча даже сего­дня опре­де­лить крайне слож­но. Его имя было извест­но как в Совет­ском Сою­зе, так и за его пре­де­ла­ми. Он — един­ствен­ный совет­ский кино­ре­жис­сёр, три­жды удо­сто­ен­ный при­за Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля за луч­шую режиссуру.

Вик­тор Шклов­ский писал:

«Его твор­че­ский путь гово­рит о посто­ян­ных мета­мор­фо­зах худож­ни­ка, остав­ше­го­ся, тем не менее, абсо­лют­но вер­ным сво­ей отправ­ной точ­ке; и вот этот посто­ян­ный раз­рыв в соче­та­нии с пол­ной вер­но­стью и созда­ют цель­ность его тон­ко­го и мно­го­гран­но­го твор­че­ства, где Ютке­вич, воз­му­жав, не пре­дал ни одно­го из иде­а­лов юности».

Нача­лом твор­че­ской дея­тель­но­сти Сер­гея Ютке­ви­ча мож­но счи­тать годы Граж­дан­ской вой­ны, когда он рабо­тал актё­ром и помощ­ни­ком режис­сё­ра в теат­рах Кие­ва и Сева­сто­по­ля. В это же вре­мя он зна­ко­мит­ся с юным Гри­го­ри­ем Козин­це­вым, начи­на­ю­щим, как и он, свой путь в искус­стве. В 1921 году Ютке­вич пере­ез­жа­ет в Моск­ву, где вме­сте с Сер­ге­ем Эйзен­штей­ном посту­па­ет в ГВЫРМ (Госу­дар­ствен­ные выс­шие режис­сёр­ские мастер­ские) к Все­во­ло­ду Мейерхольду.

В 1922 году сов­мест­но с Козин­це­вым и Трау­бер­гом Ютке­вич выпус­ка­ет мани­фест «Экс­цен­тризм», став­ший тео­ре­ти­че­ской плат­фор­мой Фаб­ри­ки экс­цен­три­че­ско­го актё­ра (ФЭКС). Через 4 года Ютке­вич ста­но­вит­ся руко­во­ди­те­лем соб­ствен­но­го Экс­пе­ри­мен­таль­но­го кино­кол­лек­ти­ва (ЭККЮ). При этом он парал­лель­но про­дол­жа­ет свою рабо­ту худож­ни­ком и оформ­ля­ет филь­мы Абра­ма Роо­ма «Пре­да­тель» (1926) и «Тре­тья Мещан­ская» (1927). Эти собы­тия мож­но счи­тать для буду­ще­го режис­сё­ра опре­де­ля­ю­щи­ми, так как они ещё не раз най­дут отго­лос­ки в его судьбе.

Постер филь­ма «Кру­же­ва»

Пер­вой режис­сёр­ской рабо­той Ютке­ви­ча ста­нет кино­кар­ти­на «Кру­же­ва» (1928). Ост­рая игра актё­ров, сме­ше­ние лири­ки и экс­цен­три­ки, а так­же мастер­ская рабо­та опе­ра­то­ра Евге­ния Шней­де­ра и автор­ский мон­таж Ютке­ви­ча поз­во­лят филь­му стать одним из самых ярких дебю­тов 20‑х годов. Кри­ти­ки обви­нят лен­ту в фор­ма­лиз­ме, после чего моло­дой режис­сёр поки­нет Моск­ву и пере­едет в Ленин­град, где фор­ма­лизм суще­ство­вал во всей сво­ей широ­те. Выра­же­ни­ем царя­ще­го фор­ма­лиз­ма слу­жи­ла зна­ко­мая Сер­гею Ютке­ви­чу ФЭКС, но вско­ре и ей суж­де­но было пре­кра­тить существование.

Поста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) от 23 апре­ля 1932 года «О пере­строй­ке лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ных орга­ни­за­ций» утвер­ди­ло в совет­ском искус­стве еди­ный метод соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. Таким обра­зом, это озна­ча­ло конец фор­ма­лиз­ма. В этом же году на «Лен­филь­ме» выхо­дит сов­мест­ная рабо­та Эрм­ле­ра и Ютке­ви­ча «Встреч­ный». Фильм почти сра­зу при­зна­ют эта­ло­ном ново­при­ня­то­го жан­ра, а имя Ютке­ви­ча ста­нет глав­ным на сту­дии «Лен­фильм». Лео­нид Трау­берг в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях поз­же напишет:

«С. И. Ютке­вич сде­лал не толь­ко „Встреч­ный“. Он сде­лал „Лен­фильм“. Он был одним из тех, с кем кино высту­па­ло с раз­вёр­ну­ты­ми знамёнами».

Кадр из филь­ма «Встреч­ный» с испол­ни­те­лем глав­ной роли Вла­ди­ми­ром Гардиным

Кар­ти­на Эрм­ле­ра и Ютке­ви­ча так­же инте­рес­на тем, что она ста­нет пер­вой для обо­их режис­сё­ров рабо­той со зву­ком, при­ход кото­ро­го они при­мут с радо­стью. Это собы­тие озна­ме­ну­ет нача­ло ново­го пери­о­да как в твор­че­стве режис­сё­ров, так и все­го оте­че­ствен­но­го кино.

Через два года после появ­ле­ния на экра­нах «Встреч­но­го» на «Лен­филь­ме» выхо­дит «Чапа­ев» бра­тьев Васи­лье­вых, а после него сле­ду­ют «Юность Мак­си­ма» Козин­це­ва и Трау­бер­га, «Семе­ро сме­лых» Гера­си­мо­ва и «Депу­тат Бал­ти­ки» Зар­хи и Хей­фи­ца. Эти филь­мы будут счи­тать­ся глав­ны­ми при­ме­ра­ми соц­ре­а­лиз­ма в кино, а «Лен­фильм» неглас­но при­зна­ёт­ся луч­шей кино­сту­ди­ей страны.

Вско­ре лен­филь­мов­цы всту­пят в острую поле­ми­ку с Сер­ге­ем Эйзен­штей­ном и обра­зу­ют анти­эй­зен­штей­нов­скую коа­ли­цию, роль лиде­ра кото­рой будет отве­де­на Сер­гею Ютке­ви­чу. Буду­щее теперь будет ото­жеств­лять­ся с соци­а­ли­сти­че­ским реа­лиз­мом, а мон­таж аттрак­ци­о­нов Эйзен­штей­на отой­дёт в про­шлое. Одна­ко, соц­ре­а­лизм — это совсем не то, к чему стре­мил­ся Ютке­вич, кото­рый дол­го не мог впи­сать­ся в новый канон. Ведь не про­сто так Козин­цев при­чис­лял его к поко­ле­нию худож­ни­ков 1920‑х годов, да и после «Встреч­но­го» режис­сёр дол­го не мог снять ниче­го значимого.

Сер­гей Ютке­вич на лек­ции во ВГИ­Ке. 1930‑е годы

В кон­це 1934 года созда­ёт­ся «Пер­вая худо­же­ствен­ная мастер­ская под руко­вод­ством С. Ютке­ви­ча». К тому вре­ме­ни такие кино­ма­стер­ские, как ФЭКС, КЭМ и кол­лек­тив Куле­шо­ва, уже пре­кра­ти­ли своё суще­ство­ва­ние. 1930‑е будут тяго­теть к клас­си­че­ским фор­мам, а нова­тор­ства и экс­пе­ри­мен­ты отой­дут на вто­рой план или про­сто исчезнут.

Но Ютке­вич ста­ра­ет­ся идти сво­ей доро­гой, и его мастер­ская в 1937 году экра­ни­зи­ру­ет «Женить­бу» Гого­ля, а так­же выпус­ка­ет фильм «Тай­га золо­тая». Обе кар­ти­ны были сня­ты с экра­нов, а экра­ни­за­ция пье­сы Мая­ков­ско­го «Клоп» закры­та ещё на под­го­то­ви­тель­ном эта­пе. После постиг­ну­тых неудач мастер­ская рас­па­лась, а для Сер­гея Ютке­ви­ча начи­на­ет­ся новый пери­од в творчестве.

Пере­лом­ным момен­том ста­но­вит­ся кар­ти­на «Чело­век с ружьём» (1938). Начи­на­ет­ся пер­со­наль­ная лени­ни­а­на Сер­гея Ютке­ви­ча. До это­го образ вождя рево­лю­ции исполь­зо­вал­ся в кар­ти­нах «Октябрь» Эйзен­штей­на, «Москва в Октяб­ре» Бар­не­та (фильм уте­рян), «Ленин в Октяб­ре» и «Ленин в 1918 году» Ром­ма, а так­же в «Выборг­ской сто­роне» Козин­це­ва и Трауберга.

Постер филь­ма «Чело­век с ружьём»

Нова­тор­ство Ютке­ви­ча заклю­ча­ет­ся в том, что он реша­ет взять сакраль­но-мону­мен­таль­ную лич­ность Лени­на, что­бы сде­лать рас­сказ о рево­лю­ции рево­лю­ци­он­ным язы­ком. Через 9 лет после выхо­да филь­ма в ста­тье «Раз­гад­ка поэ­зии» (1947) Сер­гей Ютке­вич напи­шет, что «даль­ней­шее раз­ви­тие исто­ри­ко-рево­лю­ци­он­ной темы будет про­ис­хо­дить на поэ­ти­че­ской основе».

«Чело­век с ружьём» ста­но­вит­ся пер­вой сту­пе­нью в этом деле. Режис­сёр пыта­ет­ся создать сказ­ку о Ленине, сохра­няя при этом исто­ри­че­скую кон­кре­ти­ку. Вождь миро­во­го про­ле­та­ри­а­та, кото­ро­го сыг­рал Мак­сим Штра­ух, пред­ста­ёт обык­но­вен­ным смерт­ным, гово­ря­щим не лозун­га­ми, а про­стым, чело­ве­че­ским язы­ком. Фильм поль­зу­ет­ся боль­шим успе­хом, выгля­дит совре­мен­ным, а сце­на с чай­ни­ком в Смоль­ном, где Ленин раз­го­ва­ри­ва­ет с сол­да­том Шад­ри­ным о войне, ста­но­вит­ся канонической.

Одна­ко в сле­ду­ю­щий раз Ютке­вич по опре­де­лён­ным при­чи­нам возь­мёт­ся сни­мать фильм о Ленине лишь в 1947 году. Но рас­сказ об идее Лени­на элек­три­фи­ци­ро­вать стра­ну под назва­ни­ем «Свет над Рос­си­ей» постиг­нет неуда­ча. Кар­ти­ну объ­явят «оши­боч­ной в идей­но-поли­ти­че­ском и сла­бой в худо­же­ствен­ном отно­ше­нии». Вслед­ствие чего про­кат­ное удо­сто­ве­ре­ние будет отозвано.

В 1946 году Сер­гей Ютке­вич в соста­ве совет­ской деле­га­ции попа­да­ет на Пер­вый меж­ду­на­род­ный Канн­ский фести­валь со сво­ей кар­ти­ной «Здрав­ствуй, Москва!». При­за режис­сёр удо­сто­ен не был, но и само появ­ле­ние на меж­ду­на­род­ном фести­ва­ле уже гово­рит о многом.

В сле­ду­ю­щий раз совет­ские кине­ма­то­гра­фи­сты ока­жут­ся на Запа­де толь­ко в 1954 году. В соста­ве той деле­га­ции Сер­гей Ютке­вич ока­жет­ся самой зна­ме­ни­той фигу­рой. Он обща­ет­ся с таки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми искус­ства как Жан Кокто, Жан-Поль Сартр, Анри Матисс и Паб­ло Пикассо. Таким обра­зом, режис­сёр чув­ству­ет себя в род­ной сти­хии. А выдви­ну­тая на кон­курс кар­ти­на «Вели­кий воин Алба­нии Скан­дер­бег» при­но­сит Ютке­ви­чу приз за луч­шую режиссуру.

Паб­ло Пикассо и Сер­гей Ютке­вич (спра­ва). Фото 1959 года

В 1956 году Ютке­вич в оче­ред­ной раз едет на Канн­ский фести­валь. На этот раз он везёт с собой сня­тую в 1955 году экра­ни­за­цию Шекс­пи­ра «Отел­ло». Режис­сёр пере­но­сит бес­смерт­ные диа­ло­ги клас­си­ка на экран, экс­пе­ри­мен­ти­руя с цве­том и тех­ни­кой съём­ки. Фильм ста­но­вит­ся зна­чи­мым собы­ти­ем в миро­вом кине­ма­то­гра­фе. Ютке­вич во вто­рой раз полу­ча­ет золо­тую паль­мо­вую ветвь в номи­на­ции «Луч­ший режиссёр».

Под вли­я­ни­ем филь­ма Кала­то­зо­ва и Уру­сев­ско­го «Летят журав­ли» Ютке­вич сни­ма­ет «Рас­ска­зы о Ленине» (1957). Ста­рая тема при­об­ре­та­ет новые фор­мы. Фильм выдви­га­ет­ся на Ленин­скую пре­мию, но после раз­гром­ной кри­ти­ки шан­сы полу­чить эту пре­мию сво­дят­ся к нулю. Ютке­вич вынуж­ден на вре­мя отой­ти от ленин­ской темы и отда­ёт свои силы теат­ру и пре­по­да­ва­тель­ской деятельности.

С 1954 года и до кон­ца 1960‑х Ютке­вич пре­по­да­ёт во ВГИ­Ке режис­сёр­ское мастер­ство. А в сере­дине 1950‑х сов­мест­но с Вален­ти­ном Плу­че­ком Сер­гей Ютке­вич ста­вит в теат­ре сати­ры «Кло­па» и «Баню», что ста­ло зна­чи­тель­ны­ми собы­ти­я­ми теат­раль­ной «отте­пе­ли».

Кадр из филь­ма «Рас­ска­зы о Ленине»

Сто­ит отме­тить, что в 1958 году Сер­гей Ютке­вич во вто­рой раз ста­но­вит­ся чле­ном жюри Канн­ско­го фести­ва­ля. Того само­го, на кото­ром глав­ный приз еди­но­глас­но достал­ся совет­ской кар­тине «Летят журав­ли». Тес­ное обще­ние с евро­пей­ской твор­че­ской эли­той дела­ет режис­сё­ра сво­им чело­ве­ком на Запа­де. В 1961 году Ютке­ви­ча сно­ва при­гла­ша­ют в жюри, а через пять лет он при­е­дет в Кан­ны в каче­стве режис­сё­ра со сво­им новым филь­мом о Ленине.

В нача­ле 1960‑х Сер­гей Ютке­вич про­дол­жа­ет свои экс­пе­ри­мен­ты, резуль­та­том кото­рых ста­но­вит­ся выход ани­ма­ци­он­ной вер­сии пье­сы Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го «Баня» (1962). Стран­ный син­тез доку­мен­таль­ных кад­ров и муль­ти­пли­ка­ции дела­ет «Баню» новым сло­вом в кино. В 1976 году подоб­ным обра­зом режис­сёр экра­ни­зи­ру­ет «Кло­па». Фильм полу­чит назва­ние «Мая­ков­ский смеётся».

Постер филь­ма «Мая­ков­ский смеётся»

На этом экс­пе­ри­мен­ты режис­сё­ра не закан­чи­ва­ют­ся, и в 1965 году на экра­ны выхо­дит одна из самых зна­чи­мых кар­тин Сер­гея Ютке­ви­ча «Ленин в Поль­ше». В оче­ред­ной раз объ­ек­том нова­тор­ских реше­ний ста­но­вит­ся образ Вла­ди­ми­ра Ильи­ча. Ютке­вич про­дол­жа­ет раз­ви­вать образ Лени­на, напол­няя его глубиной.

Весь фильм мы слы­шим внут­рен­ний моно­лог Лени­на, кото­рый чита­ет игра­ю­щий вождя актёр Мак­сим Штра­ух. Герой как бы гово­рит со зри­те­лем и таким обра­зом Ленин пред­ста­ёт собе­сед­ни­ком, рас­ска­зы­ва­ю­щим свою исто­рию. Кад­ры не иллю­стри­ру­ют текст, а текст не объ­яс­ня­ет кад­ры. С помо­щью это­го при­ё­ма Ютке­ви­чу уда­ёт­ся создать слож­ный контрапункт.

Режис­сёр пыта­ет­ся мак­си­маль­но при­бли­зить исто­ри­че­ские собы­тия и поме­щён­ный внут­ри них образ вождя миро­во­го про­ле­та­ри­а­та к зри­те­лю. На экране част­ная жизнь героя вза­и­мо­дей­ству­ет с обще­ствен­ной жиз­нью и ста­но­вит­ся её частью, впле­та­ясь в ткань исто­рии. Худо­же­ствен­ные откры­тия, сде­лан­ные Ютке­ви­чем в этом филь­ме, инте­рес­ны и сего­дня. В 1966 году режис­сёр удо­сто­ит­ся золо­той паль­мо­вой вет­ви Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля. «Ленин в Поль­ше» ста­нет одной из глав­ных, если не глав­ной кар­ти­ной, сня­той когда-либо о Ленине.

Сле­ва напра­во: режис­сёр Сер­гей Гера­си­мов, сце­на­рист Геор­гий Мди­ва­ни, опе­ра­тор Евге­ний Анд­ри­ка­нис, режис­сёр Сер­гей Ютке­вич. Нью-Йорк, 1958 год

В 1969 году Сер­гей Ютке­вич сни­ма­ет «Сюжет для неболь­шо­го рас­ска­за» о жиз­ни Анто­на Чехо­ва. Оче­ред­ная игра режис­сё­ра с кано­на­ми кине­ма­то­гра­фа и выход за рам­ки жан­ра не остав­ля­ют рав­но­душ­ны­ми жюри Меж­ду­на­род­но­го кино­фе­сти­ва­ля в Вене­ции, и кар­ти­на полу­чи­ла памят­ную медаль.

Послед­ним филь­мом Ютке­ви­ча стал «Ленин в Пари­же» (1981), сня­тый напо­до­бие преды­ду­ще­го филь­ма о Ленине, толь­ко в дру­гих деко­ра­ци­ях. Здесь мы опять слы­шим ленин­ский моно­лог, а глав­ную роль испол­ня­ет уже не Мак­сим Штра­ух, а Юрий Каюров.

В 1982 году на 39‑м Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­ва­ле Сер­гей Ютке­вич ста­но­вит­ся обла­да­те­лем Золо­то­го льва за вклад в миро­вой кине­ма­то­граф. Эту же награ­ду в 1982 году полу­чи­ли вме­сте с ним такие режис­сё­ры, как Луис Буню­эль, Жан-Люк Годар и Аки­ра Куро­са­ва. Таким обра­зом, Сер­гей Ютке­вич был постав­лен на одну сту­пень с при­знан­ны­ми гран­да­ми миро­во­го кино.

Сер­гей Ютке­вич в пожи­лом возрасте

Поми­мо это­го успе­ха в нача­ле 1980‑х Ютке­ви­чу всё-таки уда­лось осу­ще­ствить свою дав­нюю меч­ту, и он ста­вит в Мос­ков­ском музы­каль­ном камер­ном теат­ре «Незна­ком­ку» и «Бала­ган­чик» Бло­ка. При­ме­ча­тель­но, что до это­го пока­зать Бло­ка на сцене уда­ва­лось лишь Все­во­ло­ду Мей­ер­холь­ду, уче­ни­ком кото­ро­го был Сер­гей Юткевич.

Под­во­дя итог, сле­ду­ет ска­зать, что Ютке­вич явля­ет­ся одной из самых зна­чи­мых фигур оте­че­ствен­но­го кино­ис­кус­ства. Его твор­че­ство охва­ты­ва­ет бук­валь­но все ста­дии раз­ви­тия совет­ско­го кино, начи­ная с 1920‑х и закан­чи­вая 1980-ми. Всё это вре­мя он не пере­ста­вал удив­лять и, оста­ва­ясь в аван­гар­де, шёл на экс­пе­ри­мент и нахо­дил новые пути реше­ния постав­лен­ных задач. Имя Сер­гея Ютке­ви­ча навсе­гда впле­те­но в исто­рию миро­во­го кинематографа.


Читай­те дру­гие ста­тьи цик­ла «Совет­ские режис­сё­ры евро­пей­ских фести­ва­лей»:

Поделиться