Капитан Сергей Курёхин

16 июня исполнилось 64 года человеку, который был поистине настоящим «человеком перестройки». Он не стал сверхзвездой уровня Цоя или первым актером, но тем не менее его творчество и неистовая активность помогали многим и задавали тренды. Он занимался и музыкой, и театром, и продюсированием, и телевидением, и кино, и даже политикой. Но что бы он ни делал, во всем был лучшим, не уступая мэтрам. Людей сражала наповал его харизма, хоть он подчас доводил всё до абсурда!

Лихачев в гостях об истории (надо посмотреть!):

Сергей Курехин – выходец из классической советской семьи. Папа – военный, мама – художница. Мальчишкой он жил в Евпатории. С 4 лет стало ясно – его ремесло музыка: у юного Сергея был абсолютный слух и прорезался талант пианиста. Мальчика отдали в музыкалку. Потом был неоконченный институт культуры и тут мятежная душа Сергея пошла в разнос.

О себе:

Он подрабатывал в разных местах, играл на пианино, что прикажут. Жил как бродяга. Судьбоносным стало Ленинградское кафе «Сайгон», где он приобщался к городской богеме. Поиграв в разных группах, он отправился в филармонию республики Коми, где увлекся джазом. Курёхин гастролирует и экспериментирует. Вообще, это было главное его свойство, увлекаться всем и без остатка. Сергей достиг за пару лет таких успехов в джазе, что его пластинку даже выпустили в Англии.

Полная версия пластинки:

Но судьбоносным стало приглашение в родной Ленинград в 1981 году. Старый приятель по богемным тусовкам Борис Гребенщиков пригласил Курёхина на запись альбома, ведь «Аквариуму» не хватало хорошего пианиста. Так и родился легендарный «Треугольник», который сделал группу популярной в СССР. Многие песни потом звучали в фильме «Асса». Да-да, главный саундтрек к фильму писал «Аквариум», а не Цой

"Пепел":

Но и с БГ Курехину было скучно, хотя все 1980-е он помогает музыкантам в записях альбома. Далее был проект «Поп-механика». Там в разное время играли многие известные музыканты из групп «Аквариум», «Кино», «Странные игры», «АВИА», «АукцЫон», «Гражданская оборона», «Алиса», а также Игорь Бутман, Сергей «Бананан» Бугаев, рисовали для "Поп-механики" Тимур Новиков и Владик Монро. Вся богема и авангард Ленинграда сплотились вокруг Сергея. Перестройка открывала двери и эти концерты стали некой лабораторией новой музыки и шоу-бизнеса. Концерты напоминали эпатажные перформансы — без какой-либо мелодии мужики колотят бочки, пилы, бьют молотками по стене.

Фильм BBC, обратите внимание на Кинчева:

Популярности в СССР повальной не было, скорее "Поп-механике" благоволил Запад. Но в 1987 Курехина пустили на Ленинградское ТВ на «Музыкальный ринг». Там группе дали бой советские зрители, сомневавшиеся в таланте Курёхина, не принимавшие авангардности. Дискуссия была жаркой и серьезной, зрители перестройки, не чета нынешним, срывающимся на мат в телешоу, их интересует концепция и философия, база. Аргументы обеих сторон были сильны, но с прежним обаянием Сергей легко парировал все выпады, поражая своей эрудированностью. В его нелегкой битве ему помогала группа «Кино». Позже «Попмех» будет гастролировать по всему миру, но в СССР не сможет добиться успеха.

После первого успеха механики Сергей начал писать музыку к фильмам и увлекся кино. За свою недолгую жизнь он написал музыку к 28 фильмам. Так началась его телекарьера. Вместе с БГ они завсегдатаи открытых дискуссий по ЛенТВ. Но и здесь быть экспертом ему скучно. Тогда он решил эпатировать советскую аудиторию, причем очень рискованно. В 1991 году он с Сергеем Шолоховым выпускает сюжет, ставший историей. Шутка про "Ленин — гриб" стала знаком времени.

В лучших традициях постмодерна Курехин имитирует научное исследование с абсурдным выводом. Примерно тем же самом занимается Рен ТВ каждый день. Тот факт, что о Великом Ленине, чье имя первоклашки Страны Советов писали только мытыми руками, можно было говорить так глумливо, с издевкой, знаменовал конец СССР. Нет святого, нет идеи, значит и такой страны уже нет. Убрали базис, посыпалась надстройка.

Передача:

Как говорил Сергей Шолохов, на следующий день после эфира пришла делегация старых большевиков и потребовала ответ на вопрос: «Правда ли, что Ленин — гриб?». Им сказали нет. «Но как же, вчера по телевизору сказали…». «Неправда», — ответила завидеологией Баринова, — «Потому что млекопитающее не может быть растением». Абсурдно, но такое было время. То, что грибы – отдельное царство, Баринова забыла. Технологии лженауки телевидение совсем не забыло. Только теперь это не шутки.

В 1992 году БГ и Курехин снимают безумный постмодернистский фильм, где топчутся на святом – на Каверине и его капитанах. В лучших традициях авангарда (привет Свете Басковой и «Слонику») нет сюжета, нет смыслов, нет героев. Есть лишь коллаж из советской и американской классики, нелепые диалоги и песни БГ. Постмодерн торжествует, «Смерть автора» идет. Обесценено все священное «этих семидесяти лет» — революция, война, доблесть. Всё в сюрреализме смешалось. Это было тоже неким итогом ХХ века для России. Ныне нас ждет безвременье, программы будущего нет, а есть лишь рецидивы прошлого, слившиеся в некий гибрид.

Фильм:

В 1993 году Курехин защищал воробьев, писал киномузыку и дебютирует как тележурналист, он сам берет интервью у великих. Но и этого ему, конечно, мало. В 1995 году он неожиданно заболевает политикой, считая это главным искусством. Но его выбор поражает – он вступает в Национал-большевистскую партию Лимонова. Скорее всего, это была очередная эпатажная выходка. Курехин понимал, что в политике не осталось места идеям, это такой же шоу-биз, где нужен лишь рейтинг.

Зюганов и Курёхин:

В этом было его провидчество. Антибуржуазный настрой привел Курёхина в НБП, он стал неистово агитировать за коммунистов. Вместе с Дугиным они устраивают безумный перформанс. В его устах политика – это такой же абсурд, непонятно, говорит он всерьез или стебётся. Скорее второе. Хотя ведь именно тогда многие представители богемы разочаровались в демократии, Ельцин уже был для них не героем баррикад, а узурпатором. Поэтому оппозиционность Курехина имела основания.

Политологи Ибис и Анубис доходчиво пояснили за выборы:

Только его натура могла совмещать политику и активную музыкальную работу. Под конец 1995 года Курехин увлекся учением Алистера Кроули, известного сатаниста. Он был полон планов для кино, телевидения. Но умер в июле 1996 года неожиданно и скоропостижно. Было ли тому виной заигрывание с бесами или нет – каждый может делать выводы сам.

БГ считает, что да: 

Искусству всегда не хватает таких, как Сергей. Таких же активных, разносторонних и позитивных. Таких же безумных, веселых и пассионарных до абсурда. Таких же уникальных и одаренных, сильных духом и уверенных в себе. Его наследие бездонно! Будем помнить Сергея!

Поделиться