Капитан Сергей Курёхин

16 июня исполнилось 64 года человеку, который был поистине настоящим «человеком перестройки». Он не стал сверхзвездой уровня Цоя или первым актёром, но тем не менее его творчество и неистовая активность помогали многим и задавали тренды. Он занимался и музыкой, и театром, и продюсированием, и телевидением, и кино, и даже политикой. Но что бы он ни делал, во всём был лучшим, не уступая мэтрам. Людей сражала наповал его харизма, хоть он подчас доводил всё до абсурда!

Лихачёв в гостях рассуждает об истории, языке и культуре (надо посмотреть!):

Сергей Курёхин – выходец из классической советской семьи. Папа – военный, мама – художница. Мальчишкой он жил в Евпатории. С 4 лет стало ясно: его ремесло – музыка. У юного Сергея был абсолютный слух и прорезался талант пианиста. Мальчика отдали в музыкалку. Потом был неоконченный институт культуры, и тут мятежная душа Сергея пошла в разнос.

О себе:

Он подрабатывал в разных местах, играл на пианино, что прикажут. Жил как бродяга. Судьбоносным стало Ленинградское кафе «Сайгон», где он приобщался к городской богеме. Поиграв в разных группах, он отправился в филармонию республики Коми, где увлёкся джазом. Курёхин гастролирует и экспериментирует. Вообще, это было главное его свойство, увлекаться всем и без остатка. Сергей достиг за пару лет таких успехов в джазе, что его пластинку даже выпустили в Англии.

Полная версия пластинки:

Судьбоносным стало приглашение в родной Ленинград в 1981 году. Старый приятель по богемным тусовкам Борис Гребенщиков пригласил Курёхина на запись альбома, ведь «Аквариуму» не хватало хорошего пианиста. Так и родился легендарный «Треугольник», который сделал группу популярной в СССР. Многие песни потом звучали в фильме «Асса». Да-да, главный саундтрек к фильму писал «Аквариум», а не Цой.

«Пепел»:

Но и с БГ Курёхину было скучно, хотя все 1980-е он помогает музыкантам в записях альбома. Далее был проект «Поп-механика». Там в разное время играли многие известные музыканты из групп «Аквариум», «Кино», «Странные игры», «АВИА», «АукцЫон», «Гражданская оборона», «Алиса», а также Игорь Бутман, Сергей «Бананан» Бугаев, рисовали для «Поп-механики» Тимур Новиков и Владик Монро. Вся богема и авангард Ленинграда сплотились вокруг Сергея. Перестройка открывала двери, и эти концерты стали некой лабораторией новой музыки и шоу-бизнеса. Концерты напоминали эпатажные перформансы – без какой-либо мелодии мужики колотят бочки, пилы, бьют молотками по стене.

Фильм BBC, обратите внимание на Кинчева:

Повальной популярности в СССР не было, скорее «Поп-механике» благоволил Запад. Но в 1987 году Курёхина пустили на Ленинградское ТВ на «Музыкальный ринг». Там группе дали бой советские зрители, сомневавшиеся в таланте Курёхина, не принимавшие авангардности. Дискуссия была жаркой и серьёзной. Зрители перестройки – не чета нынешним, срывающимся на мат в телешоу, их интересовала концепция и философия, база. Аргументы обеих сторон были сильны, но с прежним обаянием Сергей легко парировал все выпады, поражая своей эрудированностью. В его нелёгкой битве ему помогала группа «Кино». Позже «Попмех» будет гастролировать по всему миру, но в СССР не сможет добиться успеха.

После первого успеха «Механики» Сергей начал писать музыку к фильмам и увлёкся кино. За свою недолгую жизнь он написал музыку к 28 фильмам. Так началась его телекарьера. Вместе с БГ они завсегдатаи открытых дискуссий по ЛенТВ. Но и здесь быть экспертом ему скучно. Тогда он решил эпатировать советскую аудиторию, причём очень рискованно. В 1991 году он с Сергеем Шолоховым выпускает сюжет, ставший историей. Шутка «Ленин – гриб» стала знаком времени.

В лучших традициях постмодерна Курёхин имитирует научное исследование с абсурдным выводом. Примерно тем же самом занимается РенТВ каждый день. Тот факт, что о великом Ленине, чьё имя первоклашки Страны Советов писали только мытыми руками, можно было говорить так глумливо, с издёвкой, знаменовал конец СССР. Нет святого, нет идеи, значит и такой страны уже нет. Убрали базис, посыпалась надстройка.

Передача:

Как говорил Сергей Шолохов, на следующий день после эфира пришла делегация старых большевиков и потребовала ответ на вопрос: «Правда ли, что Ленин – гриб?». Им сказали – нет. «Но как же, вчера по телевизору сказали…». «Неправда», — ответила завидеологией Баринова, — «потому что млекопитающее не может быть растением». Абсурдно, но такое было время. То, что грибы – отдельное царство, Баринова забыла. Технологии лженауки телевидение совсем не забыло. Только теперь это не шутки.

В 1992 году БГ и Курёхин снимают безумный постмодернистский фильм, где топчутся на святом – на Каверине и его капитанах. В лучших традициях авангарда (привет Свете Басковой и «Слонику») здесь нет сюжета, нет смыслов, нет героев. Есть лишь коллаж из советской и американской классики, нелепые диалоги и песни БГ. Постмодерн торжествует, «смерть автора» идёт. Обесценено всё священное «этих семидесяти лет» – революция, война, доблесть. Всё в сюрреализме смешалось. Это было тоже неким итогом ХХ века для России. Ныне нас ждет безвременье, программы будущего нет, а есть лишь рецидивы прошлого, слившиеся в некий гибрид.

Фильм:

В 1993 году Курёхин защищал воробьёв, писал киномузыку и дебютировал как тележурналист, он сам берёт интервью у великих. Но и этого ему, конечно, мало. В 1995 году он неожиданно заболевает политикой, считая это главным искусством. Но его выбор поражает – он вступает в Национал-большевистскую партию Лимонова. Скорее всего, это была очередная эпатажная выходка. Курёхин понимал, что в политике не осталось места идеям, это такой же шоу-бизнес, где нужен лишь рейтинг.

Зюганов и Курёхин:

В этом было его провидчество. Антибуржуазный настрой привел Курёхина в НБП, он стал неистово агитировать за коммунистов. Вместе с Дугиным они устраивают безумный перформанс. В его устах политика – это такой же абсурд, непонятно, говорит он всерьёз или стебётся. Скорее второе. Хотя ведь именно тогда многие представители богемы разочаровались в демократии, Ельцин уже был для них не героем баррикад, а узурпатором. Поэтому оппозиционность Курёхина имела основания.

Политологи Ибис и Анубис доходчиво пояснили за выборы:

Только его натура могла совмещать политику и активную музыкальную работу. Под конец 1995 года Курехин увлёкся учением Алистера Кроули, известного сатаниста. Он был полон планов для кино, телевидения. Но умер в июле 1996 года неожиданно и скоропостижно. Было ли тому виной заигрывание с бесами или нет – каждый может делать выводы сам.

БГ считает, что да: 

Искусству всегда не хватает таких, как Сергей. Таких же активных, разносторонних и позитивных. Таких же безумных, весёлых и пассионарных до абсурда. Таких же уникальных и одарённых, сильных духом и уверенных в себе. Его наследие бездонно! Будем помнить Сергея!

Поделиться