Капитан Сергей Курёхин

16 июня испол­ни­лось 64 года чело­веку, кото­рый был поис­тине насто­я­щим «чело­ве­ком пере­стройки». Он не стал сверх­звез­дой уровня Цоя или первым актё­ром, но тем не менее его твор­че­ство и неисто­вая актив­ность помо­гали многим и зада­вали тренды. Он зани­мался и музы­кой, и теат­ром, и продю­си­ро­ва­нием, и теле­ви­де­нием, и кино, и даже поли­ти­кой. Но что бы он ни делал, во всём был лучшим, не усту­пая мэтрам. Людей сражала напо­вал его харизма, хоть он подчас дово­дил всё до абсурда!

Лиха­чёв в гостях рассуж­дает об исто­рии, языке и куль­туре (надо посмот­реть!):

Сергей Курё­хин – выхо­дец из клас­си­че­ской совет­ской семьи. Папа – воен­ный, мама – худож­ница. Маль­чиш­кой он жил в Евпа­то­рии. С 4 лет стало ясно: его ремесло – музыка. У юного Сергея был абсо­лют­ный слух и проре­зался талант пиани­ста. Маль­чика отдали в музы­калку. Потом был неокон­чен­ный инсти­тут куль­туры, и тут мятеж­ная душа Сергея пошла в разнос.

О себе:

Он подра­ба­ты­вал в разных местах, играл на пианино, что прика­жут. Жил как бродяга. Судь­бо­нос­ным стало Ленин­град­ское кафе «Сайгон», где он приоб­щался к город­ской богеме. Поиг­рав в разных груп­пах, он отпра­вился в филар­мо­нию респуб­лики Коми, где увлёкся джазом. Курё­хин гастро­ли­рует и экспе­ри­мен­ти­рует. Вообще, это было глав­ное его свой­ство, увле­каться всем и без остатка. Сергей достиг за пару лет таких успе­хов в джазе, что его пластинку даже выпу­стили в Англии.

Полная версия пластинки:

Судь­бо­нос­ным стало пригла­ше­ние в родной Ленин­град в 1981 году. Старый прия­тель по богем­ным тусов­кам Борис Гребен­щи­ков пригла­сил Курё­хина на запись альбома, ведь «Аква­ри­уму» не хватало хоро­шего пиани­ста. Так и родился леген­дар­ный «Треуголь­ник», кото­рый сделал группу попу­ляр­ной в СССР. Многие песни потом звучали в фильме «Асса». Да-да, глав­ный саунд­трек к фильму писал «Аква­риум», а не Цой.

«Пепел»:

Но и с БГ Курё­хину было скучно, хотя все 1980-е он помо­гает музы­кан­там в запи­сях альбома. Далее был проект «Поп-меха­ника». Там в разное время играли многие извест­ные музы­канты из групп «Аква­риум», «Кино», «Стран­ные игры», «АВИА», «АукцЫон», «Граж­дан­ская оборона», «Алиса», а также Игорь Бутман, Сергей «Бана­нан» Бугаев, рисо­вали для «Поп-меха­ники» Тимур Нови­ков и Владик Монро. Вся богема и аван­гард Ленин­града спло­ти­лись вокруг Сергея. Пере­стройка откры­вала двери, и эти концерты стали некой лабо­ра­то­рией новой музыки и шоу-бизнеса. Концерты напо­ми­нали эпатаж­ные перфор­мансы – без какой-либо мело­дии мужики коло­тят бочки, пилы, бьют молот­ками по стене.

Фильм BBC, обра­тите внима­ние на Кинчева:

Поваль­ной попу­ляр­но­сти в СССР не было, скорее «Поп-меха­нике» благо­во­лил Запад. Но в 1987 году Курё­хина пустили на Ленин­град­ское ТВ на «Музы­каль­ный ринг». Там группе дали бой совет­ские зрители, сомне­вав­ши­еся в таланте Курё­хина, не прини­мав­шие аван­гард­но­сти. Дискус­сия была жаркой и серьёз­ной. Зрители пере­стройки – не чета нынеш­ним, срыва­ю­щимся на мат в теле­шоу, их инте­ре­со­вала концеп­ция и фило­со­фия, база. Аргу­менты обеих сторон были сильны, но с преж­ним обая­нием Сергей легко пари­ро­вал все выпады, пора­жая своей эруди­ро­ван­но­стью. В его нелёг­кой битве ему помо­гала группа «Кино». Позже «Попмех» будет гастро­ли­ро­вать по всему миру, но в СССР не сможет добиться успеха.

После первого успеха «Меха­ники» Сергей начал писать музыку к филь­мам и увлёкся кино. За свою недол­гую жизнь он напи­сал музыку к 28 филь­мам. Так нача­лась его теле­ка­рьера. Вместе с БГ они завсе­гда­таи откры­тых дискус­сий по ЛенТВ. Но и здесь быть экспер­том ему скучно. Тогда он решил эпати­ро­вать совет­скую ауди­то­рию, причём очень риско­ванно. В 1991 году он с Сергеем Шоло­хо­вым выпус­кает сюжет, став­ший исто­рией. Шутка «Ленин – гриб» стала знаком времени.

В лучших тради­циях пост­мо­дерна Курё­хин имити­рует науч­ное иссле­до­ва­ние с абсурд­ным выво­дом. Примерно тем же самом зани­ма­ется РенТВ каждый день. Тот факт, что о вели­ком Ленине, чьё имя перво­клашки Страны Сове­тов писали только мытыми руками, можно было гово­рить так глум­ливо, с издёв­кой, знаме­но­вал конец СССР. Нет святого, нет идеи, значит и такой страны уже нет. Убрали базис, посы­па­лась надстройка.

Пере­дача:

Как гово­рил Сергей Шоло­хов, на следу­ю­щий день после эфира пришла деле­га­ция старых боль­ше­ви­ков и потре­бо­вала ответ на вопрос: «Правда ли, что Ленин – гриб?». Им сказали – нет. «Но как же, вчера по теле­ви­зору сказали…». «Неправда», — отве­тила зави­део­ло­гией Бари­нова, — «потому что млеко­пи­та­ю­щее не может быть расте­нием». Абсурдно, но такое было время. То, что грибы – отдель­ное царство, Бари­нова забыла. Техно­ло­гии лжена­уки теле­ви­де­ние совсем не забыло. Только теперь это не шутки.

В 1992 году БГ и Курё­хин снимают безум­ный пост­мо­дер­нист­ский фильм, где топчутся на святом – на Каве­рине и его капи­та­нах. В лучших тради­циях аван­гарда (привет Свете Баско­вой и «Слонику») здесь нет сюжета, нет смыс­лов, нет героев. Есть лишь коллаж из совет­ской и амери­кан­ской клас­сики, неле­пые диалоги и песни БГ. Пост­мо­дерн торже­ствует, «смерть автора» идёт. Обес­це­нено всё священ­ное «этих семи­де­сяти лет» – рево­лю­ция, война, доблесть. Всё в сюрре­а­лизме смеша­лось. Это было тоже неким итогом ХХ века для России. Ныне нас ждет безвре­ме­нье, программы буду­щего нет, а есть лишь реци­дивы прошлого, слив­ши­еся в некий гибрид.

Фильм:

В 1993 году Курё­хин защи­щал воро­бьёв, писал кино­му­зыку и дебю­ти­ро­вал как теле­жур­на­лист, он сам берёт интер­вью у вели­ких. Но и этого ему, конечно, мало. В 1995 году он неожи­данно забо­ле­вает поли­ти­кой, считая это глав­ным искус­ством. Но его выбор пора­жает – он всту­пает в Наци­о­нал-боль­ше­вист­скую партию Лимо­нова. Скорее всего, это была очеред­ная эпатаж­ная выходка. Курё­хин пони­мал, что в поли­тике не оста­лось места идеям, это такой же шоу-бизнес, где нужен лишь рейтинг.

Зюга­нов и Курё­хин:

В этом было его провид­че­ство. Анти­бур­жу­аз­ный настрой привел Курё­хина в НБП, он стал неистово агити­ро­вать за комму­ни­стов. Вместе с Дуги­ным они устра­и­вают безум­ный перфор­манс. В его устах поли­тика – это такой же абсурд, непо­нятно, гово­рит он всерьёз или стебётся. Скорее второе. Хотя ведь именно тогда многие пред­ста­ви­тели богемы разо­ча­ро­ва­лись в демо­кра­тии, Ельцин уже был для них не героем барри­кад, а узур­па­то­ром. Поэтому оппо­зи­ци­он­ность Курё­хина имела осно­ва­ния.

Поли­то­логи Ибис и Анубис доход­чиво пояс­нили за выборы:

Только его натура могла совме­щать поли­тику и актив­ную музы­каль­ную работу. Под конец 1995 года Куре­хин увлёкся учением Алистера Кроули, извест­ного сата­ни­ста. Он был полон планов для кино, теле­ви­де­ния. Но умер в июле 1996 года неожи­данно и скоро­по­стижно. Было ли тому виной заиг­ры­ва­ние с бесами или нет – каждый может делать выводы сам.

БГ считает, что да: 

Искус­ству всегда не хватает таких, как Сергей. Таких же актив­ных, разно­сто­рон­них и пози­тив­ных. Таких же безум­ных, весё­лых и пасси­о­нар­ных до абсурда. Таких же уникаль­ных и одарён­ных, силь­ных духом и уверен­ных в себе. Его насле­дие бездонно! Будем помнить Сергея!

Поделиться