10 главных песен Юрия Шевчука

Сего­дня испол­ня­ется 62 года одному из глав­ных поэтов русского рока Юрию Шевчуку. Несмотря на то, что его музы­каль­ная деятель­ность ещё не окон­чена, призна­емся честно — все попу­ляр­ные песни возглав­ля­е­мой им группы «ДДТ», скорее всего, уже напи­саны. Да и сам Шевчук иногда скеп­ти­че­ски отзы­ва­ется о совре­мен­ных музы­каль­ных вкусах, заявив в 2018 году, напри­мер, что у моло­дёжи «пропало альбом­ное мышле­ние». Кажется, пути клас­си­ков русского рока и совре­мен­ной русской публики уже разо­шлись…

Тем не менее, «ДДТ» — это круп­ное явле­ние в отече­ствен­ной музыке, и мы ещё долго будем без труда подпе­вать улич­ным музы­кан­там, кото­рые начнут своё выступ­ле­ние со слов «Просви­стела-а-а-а, и упала на столе…» или «Поблед­нев­шие листья окна…». VATNIKSTAN пред­ла­гает предаться носталь­гии и послу­шать десятку выбран­ных нами глав­ных песен Юрия Шевчука.

Список выстроен по хроно­ло­ги­че­скому прин­ципу. Цитаты без указа­ния автор­ства — самого Шевчука из интер­вью и выступ­ле­ний разных лет. К сожа­ле­нию, охва­тить примеры из всех альбомы у нас не полу­чи­лось, да и многие хиты в список не вошли. Что ещё раз подтвер­ждает — хитов у «ДДТ» хватит не на один сбор­ник.


1. Дождь (ДДТ-1, 1981 / Свинья на радуге, 1982)

Все знают, что если Шевчук — то про осень. Однако один из первых шедев­ров группы «ДДТ» был про весну. Идея песни пришла Юрию Юлиа­но­вичу как раз 16 мая, в день рожде­ния. По край­ней мере, если верить словам его интер­вью:

«Это было в 1981 году… Была жара, тяжело, всё плохо как-то… Сидел я в своей мастер­ской, писал диплом­ную работу. Захо­те­лось какого-то дождя, празд­ника… И он грянул! Это был мой день рожде­нья — 16 мая… Грянул ливень… Я сел просто в трусах одних на подокон­ник, заку­рил, кругом струи текут… И напи­са­лась такая песня – „Дождь“…»

В 1981 году, правда, Шевчук уже не учился на худо­же­ственно-графи­че­ском факуль­тете Башкир­ского педа­го­ги­че­ского, а уже давно его закон­чил. Впро­чем, весен­няя атмо­сфера песни явно невы­ду­ман­ная, и не так важно, в каком году с ней столк­нулся моло­дой музы­кант.

В записи альбома «Актриса Весна» (1992) под № 1:



2. Не стреляй (ДДТ-1, 1981 / Свинья на радуге, 1982)

Другой хит, кото­рый, как и «Дождь», вошёл сначала в магни­то­аль­бом «ДДТ-1», а затем и в первый офици­аль­ный альбом группы «Свинья на радуге», до сих пор поль­зу­ется попу­ляр­но­стью на концер­тах. В песне нашла отра­же­ние одна из ключе­вых тем твор­че­ства Шевчука — его убеж­дён­ный граж­дан­ский паци­физм. Времена меня­ются, и меня­ются войны, свиде­те­лями кото­рых стано­вился Шевчук. Напи­сан­ная в 1980 году песня была связана с Афга­ни­ста­ном, потом была Чечня, теперь война идёт в сосед­ней Укра­ине. А исто­рия парня, кото­рый воспри­ни­мает войну как роман­тику и «играет в войнушку», пока не стал­ки­ва­ется с суро­вой реаль­но­стью, оста­ётся акту­аль­ной.

«Песню „Не стре­ляй!“ я напи­сал в 1980 году, когда мой друг-одно­класс­ник привёз первые гробы из Афга­ни­стана. Мы тогда всю ночь проси­дели за разго­во­рами о том, какая драка там идёт, о людях, войне… И наутро сложи­лась эта песня „Не стре­ляй!“, за кото­рую я в своё время очень сильно полу­чил по башке: меня вызы­вали и в обком партии, и в КГБ. Мне гово­рили: „Какое право вы имеете её петь, когда наша страна выпол­няет интер­на­ци­о­наль­ный долг?!“ А у меня была своя правда, я гово­рил: „А я так думаю!“»

В записи альбома «Я полу­чил эту роль» (1989) под № 4:



3. Что такое осень (Актриса Весна, 1992)

Длин­ный список песен «ДДТ», к сожа­ле­нию, прихо­дится сокра­тить, поскольку нам нужно выбрать всего десятку. Поэтому через множе­ство пере­стро­еч­ных альбо­мов мы пере­ско­чим прямо на начало 1990-х годов. Пожа­луй, это было время твор­че­ского расцвета Шевчука, поскольку подав­ля­ю­щее боль­шин­ство его хитов появи­лись на свет именно тогда (хотя сами песни могли быть сочи­нены ещё в конце 1980-х годов). Самым же хито­вым альбо­мом была «Актриса Весна». Здесь и жёст­кая «Родина», и спокой­ная «Актриса Весна», и новая запись «Дождя». И, конечно, самая «народ­ная» песня Шевчука, кото­рая не нужда­ется в пред­став­ле­нии.

«Бродил по клад­бищу Алек­сан­дро-Невской Лавры (была, кстати, осень). Я там рядом жил в комму­налке на Синоп­ской набе­реж­ной, бродил в Лавре прак­ти­че­ски каждый день. Мелкий дождь моро­сил, ощуще­ние было такой тоски, печали и колос­саль­ной тревоги… просто не пере­дать. И она — эта песня, как пришёл домой, у меня выдох­ну­лась…»

Музы­канты не на шутку испу­га­лись, что на этом исто­рия их группы может закон­читься. Всё-таки после такого шедевра был велик риск, что оста­нешься груп­пой одного хита. Какое-то время её даже стара­лись не играть лишний раз на концер­тах.

«Многие группы из-за такой боль­шой славы постра­дали, и, несмотря на какие-то непло­хие компо­зи­ции, их в одно­ча­сье стали назы­вать „группа одной песни“. Напри­мер, The Eagles с хитом „Отель Кали­фор­ния“. Спроси людей, какие ещё песни этой группы они знают, ни одной не назо­вут. Вот и я немного пере­пу­гался, когда „Что такое осень“ стали распе­вать на каждом углу. И тут же выста­вил её из программы, чтобы жить дальше».

Кроме самой песни, многие знают и офици­аль­ный клип, в кото­ром рядом с Шевчу­ком стройно шагают другие звёзды эпохи расцвета русского рока:

В записи альбома «Актриса Весна» (1992) под № 7 — см. выше.


4. В последнюю осень (Актриса Весна, 1992)

Ещё один «осен­ний» шедевр, и тоже с альбома «Актриса Весна». Но он не про какую-то там поэти­че­скую отстра­нён­ную осень. Он про особен­ную осень, кото­рую Шевчук словно пред­ска­зал ещё в 1990 году. Посу­дите сами: песня впер­вые испол­нена на концерте памяти Виктора Цоя в октябре 1990 года, но запи­сана на альбоме летом 1992 года. А преды­ду­щей осенью была послед­няя осень нашей Совет­ской Родины.

Текст песни об этом и гово­рит:

Прощаль­ным костром дого­рает эпоха,
И мы наблю­даем за тенью и светом…

Осен­няя буря шутя разме­тала
Всё то, что душило нас пыль­ною ночью…

Не знаю, что имел в виду «Юра-музы­кант», но для многих эта песня — очевид­ная иллю­стра­ция послед­ней осени СССР, когда эпоха буквально дого­рала на глазах, а все лишь стояли и наблю­дали, наивно думая, что «всё, что душило нас пыль­ною ночью», уйдёт.

В записи альбома «Актриса Весна» (1992) под № 2 — см. выше.


5. Агидель / Белая река (Это всё…, 1994)

Эта очень носталь­ги­че­ская песня о моло­до­сти. Навер­няка многие гита­ри­сты-люби­тели, кото­рые по-моло­децки напе­вают: «О-о-о-о-о-о-о, белая река!», даже не знают, что такое Агидель. Между тем Агидель — это река в Башки­рии, и в пере­воде с башкир­ского «агидель» и есть «белая река». Под маркой «Агидель» выпус­кался мест­ный алко­голь­ный напи­ток (то ли вино, то ли баль­зам), кото­рый и распи­вал по подъ­ез­дам лири­че­ский герой этой песни.

При знании этих тонко­стей песня из клас­си­че­ского шевчу­ков­ского шифра, когда «очень красиво, но непо­нятно, о чём конкретно», превра­ща­ется во вполне очевид­ную исто­рию.

И вете­рок отрав­лен­ный
Глотали мы из горлышка.

В записи альбома «Это всё…» (1994) под № 6:



6. Это всё… (Это всё…, 1994)

Под компо­зи­цию «Это всё…» на концер­тах «ДДТ» принято подни­мать горя­щие зажи­галки. Правда, эту же тради­цию воспро­из­во­дят при испол­не­нии «Свечей» («Я зажёг в церк­вах все свечи…»), но «Это всё…» более хито­вая и гораздо чаще испол­ня­ется на концер­тах.

Подхо­дя­щим опре­де­ле­нием для этой песни явля­ется поня­тие «рок-баллада». Медлен­ная, лирич­ная, она акку­ратно завер­шает одно­имён­ный альбом, кото­рый вместе с «Актри­сой Весной» можно считать вторым глав­ным альбо­мом группы «ДДТ».

Песня также полу­чила допол­ни­тель­ную извест­ность благо­даря теле­ви­зи­он­ному боевичку «Русский тран­зит» с Евге­нием Сиди­хи­ным в глав­ной роли:

В записи альбома «Это всё…» (1994) под № 8 — см. выше.


7. Просвистела (Просвистела, 1999)

«Просви­стела», по опре­де­ле­нию самого Юрия Шевчука, отно­сится к типу «народ­ных» песен. В ней есть лёгкий и запо­ми­на­ю­щийся текст, одно­тип­ная музыка под четыре аккорда — что ещё нужно для подпе­ва­ния на концер­тах или заучи­ва­ния под гитару?

Вместе с тем тема­ти­че­ски она не очень соче­та­лась с выпус­ка­е­мыми под конец 1990-х альбо­мами («Любовь», «Рождён­ный в СССР», «Мир номер ноль» и другие), и поэтому её отло­жили для специ­аль­ного одно­имён­ного сбор­ника, куда вошли хиты «ДДТ». «Просви­стела» была при этом един­ствен­ной песней, ранее испол­няв­шейся на концер­тах и уже заво­е­вав­шей попу­ляр­ность, но не входив­шей ни в один альбом.

Шевчук давал такую харак­те­ри­стику описан­ному им сюжету: «Это песня о том, как наши парни в рай поехали». Именно с таких слов обычно начи­на­ется испол­не­ние «Просви­стела» на концер­тах.

В записи сбор­ника «Просви­стела» (1999) под № 1:



8. Осенняя (Единочество I, 2002)

Двой­ной альбом «Едино­че­ство», пожа­луй, явля­ется пере­ход­ным этапом в твор­че­стве группы «ДДТ». Тексты стали в чём-то более мудрё­ными, порой пере­хо­дя­щими в откро­вен­ный речи­та­тив, музыка разбав­ля­лась синте­за­тор­ным звуча­нием и в немного поте­ряла свою душев­ность эпохи девя­но­стых.

Несколько извест­ных песен из этого альбома всё же воспри­ни­ма­ются как безуслов­ные хиты. Напри­мер, «Осен­няя». Опять осень, опять краси­вая шевчу­ков­ская лирика, опять отсылки к русской лите­ра­туре. Ведутся споры, какие именно это отсылки. «Письма Анны и Лизы» — о ком это? Анна Каре­нина и Лиза Болкон­ская? Анна Керн — муза Пушкина? Лиза из «Бедной Лизы» Карам­зина?.. Решайте сами.

Песня исполь­зо­ва­лась в саунд­треке сери­ала «Ледни­ко­вый период», поэтому в офици­аль­ном клипе «ДДТ» присут­ствуют кадры сери­ала:

В записи альбома «Едино­че­ство I» (2002) под № 12:



9. Ты не один (Песни, 2003)

Песня «Ты не один» появи­лась ещё в первой поло­вине 1990-х годов и полу­чила извест­ность через концерты, а также через концерт­ный альбом «Чёрный пёс Петер­бург» (1993). Полно­цен­ную студий­ную версию Шевчук долгое время не запи­сы­вал. Веро­ятно, это связано с его воспри­я­тием альбо­мов как целост­ных произ­ве­де­ний, и если даже какая-то очень попу­ляр­ная песня не соче­та­лась с концеп­цией пластинки, то она оста­ва­лась в запас­ни­ках группы на долгие годы.

В 2003 году был издан специ­аль­ный сбор­ник «Песни». В нём старые шедевры пере­пе­ва­лись немного на новый лад. Очень прият­ный по стилю сбор­ник прекрасно соче­тает в себе хиты разных лет, и вот, в нём нашлось место ориги­наль­ной студий­ной аран­жи­ровке исто­рии моло­дого бродяги, кото­рый едет неиз­вестно куда, но с верой, что он — не один.

Удиви­тельно, но записи именно этого сбор­ника в свобод­ном доступе нахо­дятся с трудом. Так что можно сказать, что это музы­каль­ная редкость:



10. Господь нас уважает / Разговор на войне (Прекрасная любовь, 2007)

«Господь нас уважает» — это старо­мод­ная песня, кото­рую проще всего воспри­ни­мать в акусти­че­ской аран­жи­ровке под одну гитару. Именно такое испол­не­ние Шевчу­ком на концер­тах принесло компо­зи­ции извест­ность. Публи­куем фраг­мент из пере­дачи Влади­мира Соло­вьёва (песня начи­на­ется в 4:10):

Студий­ная «рок-аран­жи­ровка», на мой вкус, песню явно не укра­сила. В записи альбома «Прекрас­ная любовь» (2007) под № 2:


В то же время Шевчук шёл на экспе­ри­менты и в 2008 году совместно с фран­цуз­ским компо­зи­то­ром болгар­ского проис­хож­де­ния Констан­ти­ном Казан­ски выпу­стил альбом «L’Echoppe» («Ларёк»). Казан­ски ранее рабо­тал с Высоц­ким, и в какой-то степени эта пластинка — призна­ние Шевчука в любви одно­вре­менно ко фран­цуз­скому шансону и к автор­ской песне. Прила­гаем и эту запись, в альбоме под № 6:



Такой вот разный, но всегда инте­рес­ный «татаpин на лицо, да с фами­лией хохляц­кой». Кстати, это цитата из песни «Осень, мёрт­вые дожди», в альбоме выше — под № 9.

Поделиться