Смотреть и слушать

Отече­ствен­ное теле­ви­де­ние в девя­но­стые и первой поло­вине нуле­вых уделяло особое внима­ние совре­мен­ной музыке. Когда-то суще­ство­вали два полно­цен­ных музы­каль­ных теле­ка­нала – пона­чалу куль­то­вое MTV и более простец­кое Муз-ТВ. Кроме этого, у боль­ших феде­раль­ных кана­лов имелись свои музы­каль­ные редак­ции, регу­лярно выпус­ка­ю­щие инте­рес­ные программы.

Ныне музы­каль­ные каналы также можно отыс­кать на кабель­ном теле­ви­де­нии, но зрите­лей у них не больше, чем у теле­ка­на­лов про охоту и рыбалку. Уровень их сомни­те­лен и далёк от того, что выпус­ка­лось десять лет назад. Вспом­ним несколько особо приме­ча­тель­ных теле­пе­ре­дач, кото­рые форми­ро­вали вкусы, доку­мен­ти­ро­вали проис­хо­дя­щее и просто очень задорно развле­кали.


Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)

Сейчас, спустя уже пятна­дцать лет после того, как программа прекра­тила выхо­дить в эфир, букву «А» можно расшиф­ро­вать как отсылку к акаде­ми­че­скому подходу. Настолько тщательно созда­тель проекта Сергей Анти­пов, чело­век со стерео­тип­ной внеш­но­стью пред­ста­ви­теля совет­ской науч­ной интел­ли­ген­ции, отно­сился к рок-музыке. Исто­рию позд­не­со­вет­ского и русского анде­гра­унда можно писать на основе обшир­ного архива программы.

Программа «А» не имела ярко выра­жен­ного формата, даже хроно­мет­раж посто­янно менялся, но неуклонно соблю­да­лись два усло­вия – концерт­ные выступ­ле­ния и интер­вью с музы­кан­тами. Она предо­став­ляла эфир самым неод­но­знач­ным арти­стам эпохи – Егор Летов расска­зы­вал о «царстве Божьем на земле», Олди играл концерт в лесо­пар­ко­вой зоне, «Свин» из «АУ» устра­и­вал перфор­манс на сцене. Однако же глав­ными геро­ями для Сергея Анти­пова были Борис Гребен­щи­ков и Юрий Шевчук. Обозре­ва­лась и зарож­да­ю­ща­яся в 90-х альтер­на­тив­ная сцена: были репор­тажи и выступ­ле­ния арти­стов фести­валя «Учитесь плавать», с первым теле­ви­зи­он­ным концер­том в эфире программы высту­пали «Кирпичи».


Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)

Программа имела две ипостаси. Изна­чально, в пере­стро­еч­ное время, в назва­нии данной программы «рингом» назы­ва­лось место выступ­ле­ния арти­стов. Музы­канты – преиму­ще­ственно выхо­дя­щие из тени рокеры – высту­пали на сцене, напо­ми­на­ю­щей арену цирка. После каждой песни они попа­дали под обстрел из каверз­ных вопро­сов от зрите­лей разных возрас­тов и соци­аль­ных групп. Градус дискус­сии был очень высок. При второй ипостаси уже в 90-е ринг стал местом проти­во­бор­ства музы­кан­тов. Побе­ди­теля опре­де­ляли с помо­щью голо­со­ва­ния. Поп-арти­сты сменили пере­стро­еч­ных роке­ров. Из приме­ча­тель­ного: у программы появился клон на НТВ с назва­нием «Музы­каль­ный ринг НТВ».


МузОбоз (Первый канал, 2×2, ТВ-6; 1991–2000)

Глав­ным вест­ни­ком отече­ствен­ной поп-музыки, кото­рая ещё не полу­чила обид­ного наиме­но­ва­ния «попса» (помнится, поп-музыку назы­вали просто попсом), был «МузО­боз». Расшиф­ро­вы­ва­ется наиме­но­ва­ние как Музы­каль­ное Обозре­ние. Выхо­дец из команды «Взгляда» Иван Деми­дов решил запу­стить музы­каль­ную программу новост­ного харак­тера. Формат стан­дарт­ный – клипы, репор­тажи, интер­вью. «МузО­боз» устра­и­вал сбор­ные концерты различ­ных поп-звёзд по горо­дам и весям. К слову, он отпра­вился с концер­тами в Прибал­тику, где русские полу­чили статус неграж­дан; программа была обви­нена чуть ли не в том, что явля­лась импер­ским знаме­нем России.

МузО­боз, коче­вав­ший по разным кана­лам, но ассо­ци­и­ру­ю­щейся с ТВ-6, стал насто­я­щей акаде­мией для моло­дых журна­ли­стов. Именно в этом теле­про­екте начали рабо­тать Отар Куша­на­швили и Лера Кудряв­цева, насто­я­щие звёзды отече­ствен­ного ТВ. А сам Иван Деми­дов, благо­даря своему безуко­риз­нен­ному имиджу, стал фигу­рой куль­то­вой. Рэпер Slim уже в нынеш­нем деся­ти­ле­тии зачи­ты­вал: «невоз­му­тим как Иван Деми­дов на МузО­бозе». И пожив­ший слуша­тель прекрасно пони­мал это срав­не­ние. Сейчас Иван Деми­дов теле­ви­де­нием не зани­ма­ется, а зани­ма­ется поли­ти­кой и явля­ется чуть ли не самым прият­ным лицом «Единой России».


Дрёма (ТВ-6; 1997–1998)

Подза­го­ло­вок проекта, не продер­жав­ше­гося и полу­года на теле­ви­де­нии, но оказав­ше­гося очень влия­тель­ным и запо­ми­на­ю­щемся, звучал так – «народ­ная программа». Ночное музы­каль­ное шоу, запу­щен­ное на ТВ-6, было каким угодно, но только не народ­ным. На экране чере­до­ва­лись лишён­ные сюжета безум­ные действия, отда­ленно напо­ми­на­ю­щие чело­ве­че­ское обще­ние, с клипами анде­гра­унд­ных арти­стов.

Веду­щие «Дрёмы» – Анфиса Чехова и Влади­мир Епифан­цев. Анфиса Чехова, только появив­ша­яся на ТВ, эксплу­а­ти­ро­вала свою сексу­аль­ность, задорно флир­туя с Епифан­це­вым в стрип-баре. Влади­мир Епифан­цев, тогда ещё длин­но­во­ло­сый музы­кант индаст­риал-коллек­тива «Собаки Табака» (режис­сё­ром пере­дачи был его коллега по группе Роберт Остро­луц­кий), выгля­дел на как маньяк. Позже и Епифан­цев, и Чехова превра­тятся в звёзд в выбран­ных амплуа: Епифан­цев – как глав­ный экспе­ри­мен­та­тор и арт-терро­рист страны, а Анфиса Чехова станет одной из самых извест­ных секс-див.


Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)

Шоу Арте­мия Троиц­кого и шоу имени Арте­мия Троиц­кого. На момент запуска пере­дачи «Кафе „Обло­мов“» Троиц­кий – глав­ный музы­каль­ный критик России, непре­ре­ка­е­мый авто­ри­тет, автор бест­сел­лера «Рок в Союзе», распро­стра­няв­ше­гося в том числе самиз­да­том и под разными загла­ви­ями. На основе мнения Троиц­кого, извест­ного не только в России, но и на Западе, состав­ля­лись списки выез­жа­ю­щих на загра­нич­ные фести­вали музы­кан­тов, он дружил с Аллой Бори­сов­ной, то есть значе­ние его лично­сти было весьма велико ещё в Совет­ском Союзе.

К сере­дине 90-х Троиц­кий мог позво­лить сделать элитар­ную программу с вальяж­ными высо­ко­ло­быми рассуж­де­ни­ями и пере­до­выми запад­ными арти­стами. Троиц­кому давал интер­вью Дэвид Боуи, в одном из выпус­ков появился даже Юрий Хой (с Надеж­дой Бабки­ной). Глав­ная функ­ция программы, безусловно, просве­ти­тель­ская, иногда Арте­мий Киво­вич отжи­гал, но это случа­лось редко. Смот­реть исклю­чи­тельно музы­каль­ным гикам.


Акулы пера (ТВ-6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)

Звёзды под прице­лом. Прооб­ра­зом теле­про­граммы послу­жил, безусловно, «Музы­каль­ный ринг». Именно там зрители зада­вали самые непри­ят­ные вопросы пригла­шён­ным арти­стам. В «Акулах пера» зрите­лей заме­нили профес­си­о­наль­ные спра­ши­ва­ю­щие – журна­ли­сты, в основ­ном из печат­ных зданий, а градус вопро­сов повы­сился ещё силь­нее. Вел программу музы­каль­ный обозре­ва­тель «МК» Илья Лего­стаев. Гостями «Акул пера» были как русские рокеры, так и пред­ста­ви­тели так назы­ва­е­мой попсы. Одним из самых резо­нанс­ных выпус­ков стала программа с участием группы «Маль­чиш­ник» и первым выступ­ле­нием Дель­фина в каче­стве соль­ного арти­ста. «Акулы пера» дважды пыта­лись реани­ми­ро­вать на интер­нет-канале TV Jam, с журна­ли­стами обща­лись уже герои новой эры, вроде Смоки Мо и Гуфа. Однако на данный момент программа закрыта.


12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)

Одна из самых важных программ MTV клас­си­че­ского пери­ода. Формально «12 злоб­ных зрите­лей» – это пере­ра­бо­тан­ный запад­ный формат. Тем не менее, в отли­чие от ориги­нала, россий­ский вари­ант расцвел яркими крас­ками и просу­ще­ство­вал почти до самого закры­тия боль­шого россий­ского MTV. «12 злоб­ных зрите­лей» считали самым демо­кра­тич­ным шоу. Студенты и школь­ники, журна­ли­сты и музы­канты в возрасте от 15 до 25 (редко, кто был старше) оцени­вали клипы арти­стов в диапа­зоне от глав­ных эмти­виш­ных звёзд до какого-то совер­шенно запре­дель­ного трэша, вроде группы «Ахи-Вздохи» (кто слышал этот хит хоть раз, не забу­дет его нико­гда). «12 злоб­ных зрите­лей» внесли вклад и фило­ло­ги­че­ский – слово «отстой» стало обще­упо­тре­би­мым.

Программа выхо­дила с проме­жут­ками целых десять лет. Имеет смысл смот­реть только выпуски с ноября 1999 по январь 2002, кото­рые вела хариз­ма­тич­ная Яна Чури­кова. После её ухода программа потуск­нела и в ней произо­шли дурац­кие преоб­ра­зо­ва­ния.


Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)

Слово «Антро­по­ло­гия» на рубеже 1990–2000-х годов ассо­ци­и­ро­ва­лось с Дмит­рием Дибро­вым. Улыб­чи­вый ростов­ча­нин, прора­бо­тав­ший к моменту запуску программы на теле­ви­де­нии почти двадцать лет, мог разго­во­рить любого. Формально «Антро­по­ло­гия» не явля­лась исклю­чи­тельно музы­каль­ной програм­мой. Это были заду­шев­ные полу­ноч­ные беседы и живые выступ­ле­ния. На «Антро­по­ло­гии» могли высту­пить такие арти­сты, как «Я и друг мой грузо­вик», «Нож для фрау Мюллер» или «Пеп-си». То есть все богем­ные фаво­риты. Не обхо­ди­лось и без Бориса Гребен­щи­кова.


Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)

ТВС насле­до­вал частоту арт-хаус­ного ТВ-6, а «Земля–Воздух» – программу «Акулы пера» в немного изме­нён­ном вари­анте. Музы­канты высту­пали перед сотруд­ни­ками всех ключе­вых россий­ских радио­стан­ций (был разброс от «Радио Шансон» до «Эха Москвы»). Исто­рия программы оказа­лась лако­нич­ной – факти­че­ски один сезон (впро­чем, теле­ка­нал просу­ще­ство­вал чуть больше года). Веду­щими были Антон Комо­лов и – внима­ние – Васи­лий Уткин. На программу, кроме вечных Бориса Гребен­щи­кова и Андрея Мака­ре­вича, не боялись позвать и только появив­шу­юся группу «Каста». Особенно любили группу НАИВ. Чача был участ­ни­ком программы и как эксперт, и как музы­кант.


SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)

«SHIT-парад» – это хит-парад наобо­рот, худшие клипы недели. Программа пред­вос­хи­тила своё время и вполне орга­нично смот­ре­лась бы на теле­ка­нале «Перец». Факти­че­ски «SHIT-парад» пред­став­лял собой первую подборку мемов со смеш­ными коммен­та­ри­ями веду­щих. Были у программы свои фаво­риты или маль­чики для битья, вроде Крестова или Алек­сея Вишни, попа­дало и группе «Психея». В те годы, когда программа шла, был бум всякого рода чартов, на MTV пока­зы­вали хит-парады каждый день. «SHIT-парад» же воспри­ни­мался отрезв­ля­юще.

Пока­за­тельно, что «SHIT-парад» почти полно­стью был скопи­ро­ван на Муз-ТВ под назва­нием «Пип-парад». Любо­пытно и то, что программа, кото­рая ассо­ци­и­ру­ется исклю­чи­тельно с MTV начала нуле­вых, впер­вые начала выхо­дить ещё в 1997 году на Biz-Tv, пред­ше­ствен­нике MTV.

Поделиться