Смотреть и слушать

Отечественное телевидение в девяностые и первой половине нулевых уделяло особое внимание современной музыке. Когда-то существовали два полноценных музыкальных телеканала – поначалу культовое MTV и более простецкое Муз-ТВ. Кроме этого, у больших федеральных каналов имелись свои музыкальные редакции, регулярно выпускающие интересные программы.

Ныне музыкальные каналы также можно отыскать на кабельном телевидении, но зрителей у них не больше, чем у телеканалов про охоту и рыбалку. Уровень их сомнителен и далёк от того, что выпускалось десять лет назад. Вспомним несколько особо примечательных телепередач, которые формировали вкусы, документировали происходящее и просто очень задорно развлекали.


Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)

Сейчас, спустя уже пятнадцать лет после того, как программа прекратила выходить в эфир, букву «А» можно расшифровать как отсылку к академическому подходу. Настолько тщательно создатель проекта Сергей Антипов, человек со стереотипной внешностью представителя советской научной интеллигенции, относился к рок-музыке. Историю позднесоветского и русского андеграунда можно писать на основе обширного архива программы.

Программа «А» не имела ярко выраженного формата, даже хронометраж постоянно менялся, но неуклонно соблюдались два условия – концертные выступления и интервью с музыкантами. Она предоставляла эфир самым неоднозначным артистам эпохи – Егор Летов рассказывал о «царстве Божьем на земле», Олди играл концерт в лесопарковой зоне, «Свин» из «АУ» устраивал перформанс на сцене. Однако же главными героями для Сергея Антипова были Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Обозревалась и зарождающаяся в 90-х альтернативная сцена: были репортажи и выступления артистов фестиваля «Учитесь плавать», с первым телевизионным концертом в эфире программы выступали «Кирпичи».


Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)

Программа имела две ипостаси. Изначально, в перестроечное время, в названии данной программы «рингом» называлось место выступления артистов. Музыканты – преимущественно выходящие из тени рокеры – выступали на сцене, напоминающей арену цирка. После каждой песни они попадали под обстрел из каверзных вопросов от зрителей разных возрастов и социальных групп. Градус дискуссии был очень высок. При второй ипостаси уже в 90-е ринг стал местом противоборства музыкантов. Победителя определяли с помощью голосования. Поп-артисты сменили перестроечных рокеров. Из примечательного: у программы появился клон на НТВ с названием «Музыкальный ринг НТВ».


МузОбоз (Первый канал, 2x2, ТВ-6; 1991–2000)

Главным вестником отечественной поп-музыки, которая ещё не получила обидного наименования «попса» (помнится, поп-музыку называли просто попсом), был «МузОбоз». Расшифровывается наименование как Музыкальное Обозрение. Выходец из команды «Взгляда» Иван Демидов решил запустить музыкальную программу новостного характера. Формат стандартный – клипы, репортажи, интервью. «МузОбоз» устраивал сборные концерты различных поп-звёзд по городам и весям. К слову, он отправился с концертами в Прибалтику, где русские получили статус неграждан; программа была обвинена чуть ли не в том, что являлась имперским знаменем России.

МузОбоз, кочевавший по разным каналам, но ассоциирующейся с ТВ-6, стал настоящей академией для молодых журналистов. Именно в этом телепроекте начали работать Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева, настоящие звёзды отечественного ТВ. А сам Иван Демидов, благодаря своему безукоризненному имиджу, стал фигурой культовой. Рэпер Slim уже в нынешнем десятилетии зачитывал: «невозмутим как Иван Демидов на МузОбозе». И поживший слушатель прекрасно понимал это сравнение. Сейчас Иван Демидов телевидением не занимается, а занимается политикой и является чуть ли не самым приятным лицом «Единой России».


Дрёма (ТВ-6; 1997–1998)

Подзаголовок проекта, не продержавшегося и полугода на телевидении, но оказавшегося очень влиятельным и запоминающемся, звучал так – «народная программа». Ночное музыкальное шоу, запущенное на ТВ-6, было каким угодно, но только не народным. На экране чередовались лишённые сюжета безумные действия, отдаленно напоминающие человеческое общение, с клипами андеграундных артистов.

Ведущие «Дрёмы» – Анфиса Чехова и Владимир Епифанцев. Анфиса Чехова, только появившаяся на ТВ, эксплуатировала свою сексуальность, задорно флиртуя с Епифанцевым в стрип-баре. Владимир Епифанцев, тогда ещё длинноволосый музыкант индастриал-коллектива «Собаки Табака» (режиссёром передачи был его коллега по группе Роберт Остролуцкий), выглядел на как маньяк. Позже и Епифанцев, и Чехова превратятся в звёзд в выбранных амплуа: Епифанцев – как главный экспериментатор и арт-террорист страны, а Анфиса Чехова станет одной из самых известных секс-див.


Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)

Шоу Артемия Троицкого и шоу имени Артемия Троицкого. На момент запуска передачи «Кафе „Обломов“» Троицкий – главный музыкальный критик России, непререкаемый авторитет, автор бестселлера «Рок в Союзе», распространявшегося в том числе самиздатом и под разными заглавиями. На основе мнения Троицкого, известного не только в России, но и на Западе, составлялись списки выезжающих на заграничные фестивали музыкантов, он дружил с Аллой Борисовной, то есть значение его личности было весьма велико ещё в Советском Союзе.

К середине 90-х Троицкий мог позволить сделать элитарную программу с вальяжными высоколобыми рассуждениями и передовыми западными артистами. Троицкому давал интервью Дэвид Боуи, в одном из выпусков появился даже Юрий Хой (с Надеждой Бабкиной). Главная функция программы, безусловно, просветительская, иногда Артемий Кивович отжигал, но это случалось редко. Смотреть исключительно музыкальным гикам.


Акулы пера (ТВ-6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)

Звёзды под прицелом. Прообразом телепрограммы послужил, безусловно, «Музыкальный ринг». Именно там зрители задавали самые неприятные вопросы приглашённым артистам. В «Акулах пера» зрителей заменили профессиональные спрашивающие – журналисты, в основном из печатных зданий, а градус вопросов повысился ещё сильнее. Вел программу музыкальный обозреватель «МК» Илья Легостаев. Гостями «Акул пера» были как русские рокеры, так и представители так называемой попсы. Одним из самых резонансных выпусков стала программа с участием группы «Мальчишник» и первым выступлением Дельфина в качестве сольного артиста. «Акулы пера» дважды пытались реанимировать на интернет-канале TV Jam, с журналистами общались уже герои новой эры, вроде Смоки Мо и Гуфа. Однако на данный момент программа закрыта.


12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)

Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» – это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, российский вариант расцвел яркими красками и просуществовал почти до самого закрытия большого российского MTV. «12 злобных зрителей» считали самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 (редко, кто был старше) оценивали клипы артистов в диапазоне от главных эмтивишных звёзд до какого-то совершенно запредельного трэша, вроде группы «Ахи-Вздохи» (кто слышал этот хит хоть раз, не забудет его никогда). «12 злобных зрителей» внесли вклад и филологический – слово «отстой» стало общеупотребимым.

Программа выходила с промежутками целых десять лет. Имеет смысл смотреть только выпуски с ноября 1999 по январь 2002, которые вела харизматичная Яна Чурикова. После её ухода программа потускнела и в ней произошли дурацкие преобразования.


Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)

Слово «Антропология» на рубеже 1990–2000-х годов ассоциировалось с Дмитрием Дибровым. Улыбчивый ростовчанин, проработавший к моменту запуску программы на телевидении почти двадцать лет, мог разговорить любого. Формально «Антропология» не являлась исключительно музыкальной программой. Это были задушевные полуночные беседы и живые выступления. На «Антропологии» могли выступить такие артисты, как «Я и друг мой грузовик», «Нож для фрау Мюллер» или «Пеп-си». То есть все богемные фавориты. Не обходилось и без Бориса Гребенщикова.


Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)

ТВС наследовал частоту арт-хаусного ТВ-6, а «Земля–Воздух» – программу «Акулы пера» в немного изменённом варианте. Музыканты выступали перед сотрудниками всех ключевых российских радиостанций (был разброс от «Радио Шансон» до «Эха Москвы»). История программы оказалась лаконичной – фактически один сезон (впрочем, телеканал просуществовал чуть больше года). Ведущими были Антон Комолов и – внимание – Василий Уткин. На программу, кроме вечных Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича, не боялись позвать и только появившуюся группу «Каста». Особенно любили группу НАИВ. Чача был участником программы и как эксперт, и как музыкант.


SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)

«SHIT-парад» – это хит-парад наоборот, худшие клипы недели. Программа предвосхитила своё время и вполне органично смотрелась бы на телеканале «Перец». Фактически «SHIT-парад» представлял собой первую подборку мемов со смешными комментариями ведущих. Были у программы свои фавориты или мальчики для битья, вроде Крестова или Алексея Вишни, попадало и группе «Психея». В те годы, когда программа шла, был бум всякого рода чартов, на MTV показывали хит-парады каждый день. «SHIT-парад» же воспринимался отрезвляюще.

Показательно, что «SHIT-парад» почти полностью был скопирован на Муз-ТВ под названием «Пип-парад». Любопытно и то, что программа, которая ассоциируется исключительно с MTV начала нулевых, впервые начала выходить ещё в 1997 году на Biz-Tv, предшественнике MTV.

Поделиться