Юлия Солнцева. Женщина в тени мужа

После долгого пере­рыва мы возоб­нов­ляем серию очер­ков о совет­ских режис­сё­рах, полу­чив­ших призна­ние на евро­пей­ских кино­фе­сти­ва­лях. В прошлом году VATNIKSTAN расска­зы­вал об авторе леген­дар­ного фильма «Летят журавли» и соав­торе рево­лю­ци­он­ной трило­гии о Максиме, Ромме и Ютке­виче, отме­тив­шихся в офици­аль­ных, но при этом запом­нив­шихся на Западе филь­мах лени­ни­аны, и других авто­рах. Сего­дня — исто­рия Юлии Солн­це­вой, кото­рую многие воспри­ни­мают всего лишь как жену извест­ного Алек­сандра Довженко. А между тем она стала первой (да и одной из немно­гих по сей день) женщи­ной, удосто­ен­ной режис­сёр­ского приза в Каннах.


Извест­ный фразео­ло­гизм о том, что за каждым вели­ким мужчи­ной стоит вели­кая женщина, в полной мере можно употре­бить в отно­ше­нии Юлии Солн­це­вой и Алек­сандра Довженко. Их назы­вали самой краси­вой парой совет­ского кине­ма­то­графа. В тот момент, когда их судьбы пере­сек­лись, они уже нико­гда не расста­ва­лись, став одним целым, как в жизни, так и в твор­че­стве. Гово­рить отдельно о каждом из них невоз­можно, но если о Довженко напи­саны сотни стра­ниц, то о его супруге известно немного, а ведь именно она стала первой женщи­ной-лауре­а­том Канн­ского кино­фе­сти­валя, полу­чив в 1961 году приз за лучшую режис­суру.

Алек­сандр Довженко и Юлия Солн­цева

В кино Солн­цева оказа­лась не сразу. Сначала она училась на фило­соф­ском факуль­тете Москов­ского универ­си­тета, но, решив связать свою жизнь с теат­ром и кино, стала студент­кой Москов­ского инсти­тута музы­каль­ной драмы, кото­рый закон­чила в 1922 году. После полу­чила неожи­дан­ное пригла­ше­ние от извест­ного на то время режис­сёра Якова Прота­за­нова на глав­ную роль в фильме «Аэлита» (1924) — экра­ни­за­ции пове­сти Алек­сея Толстого. Успеш­ная игра Юлии Солн­це­вой принесла ей огром­ную попу­ляр­ность, ей проро­чили едва ли не роль первой актрисы всего совет­ского кино, однако она сама оцени­вала свой талант крити­че­ски.

Следу­ю­щим филь­мом был «Папи­рос­ница от Моссель­прома» (1924) Юрия Желя­буж­ского, где Солн­цева смогла в полной мере раскрыть свой актёр­ский талант, так как роль писа­лась едва ли не специ­ально под неё. Более успеш­ного старта карьеры сложно пред­ста­вить, Солн­цева буквально поко­рила сердца поло­вины мужчин Совет­ского Союза, далее роли посы­па­лись одна за одной, но так продол­жа­лось недолго.

В 1928 году, нахо­дясь в Одессе на съём­ках фильма «Буря», Юлия Солн­цева знако­мится с Алек­сан­дром Довженко. В этот момент начи­на­ется совер­шенно новый этап в жизни обоих. Сам Довженко вспо­ми­нал:

«В Одессе произо­шел пово­рот в моей жизни: там я стал кине­ма­то­гра­фи­стом, там я нашёл своё призва­ние, там я встре­тил Солн­цеву, кото­рая стала моей женой».

На момент их встречи Алек­сандр Довженко являлся одним из глав­ных кине­ма­то­гра­фи­стов страны. Его кино­де­бю­том стала коме­дия в соав­тор­стве с таким же, как он, начи­на­ю­щим режис­сё­ром, Фаустом Лопа­тин­ским «Вася-рефор­ма­тор» (1926). Далее следует корот­ко­мет­раж­ная лента в модном на тот момент жанре эксцен­трики «Ягодка любви» (1926). Фильмы успеха не сыскали, и следу­ю­щей режис­сёр­ской рабо­той стано­вится детек­тивно-аван­тюр­ная картина «Сумка дипку­рьера» (1927), снятая по чужому сцена­рию. Фильм был встре­чен на ура, и по пору­че­нию руко­вод­ства режис­сёр снимает свой первый автор­ский фильм «Звени­гора», приуро­чен­ный к 10-летию Октябрь­ской рево­лю­ции.

Фото­гра­фия Алек­сандра Родченко 1930 года

После этого Довженко снова позво­лено снимать кино по собствен­ным сцена­риям, и в 1929 году выхо­дит «Арсе­нал», повест­ву­ю­щий о восста­нии киев­ских рабо­чих одно­имён­ного завода против Укра­ин­ской Централь­ной рады. Данная картина явля­ется весьма пока­за­тель­ной в твор­че­ской биогра­фии режис­сёра, так как во время Граж­дан­ской войны он служил добро­воль­цем в армии УНР и участ­во­вал в штурме завода «Арсе­нал». Таким обра­зом, фильм служит своего рода призна­нием в ошибоч­но­сти своих поли­ти­че­ских взгля­дов прошлого и откры­тым приня­тием идей комму­низма. Но, несмотря на этот факт, за Довженко чуть ли не до конца жизни закре­пится неглас­ный штамп наци­о­на­ли­ста.

Первой совмест­ной рабо­той супру­гов станет, навер­ное, самая глав­ная картина режис­сёра «Земля» (1930), в кото­рой Солн­цева сыграла роль сестры Васи­лия. Здесь Довженко изоб­ре­тает собствен­ные правила кино­языка, прене­бре­гая монтаж­ными приё­мами Эйзен­штейна и Пудов­кина. Первое, что броса­ется в глаза, — это долгие круп­ные планы, харак­тер­ные для режис­суры Довженко. Особый акцент дела­ется на порт­рет­ной съёмке, повест­во­ва­тель­ное действие на экране сведено к мини­муму, а двига­те­лем сюжета служат титры.

Фильм был встре­чен крити­кой неод­но­значно. На стороне обви­ни­те­лей высту­пили Алек­сандр Фадеев, Всево­лод Пудов­кин и Демьян Бедный, кото­рые крити­ко­вали фильм за невер­ное изоб­ра­же­ние коллек­ти­ви­за­ции и предъ­яв­ляли ему поли­ти­че­ские обви­не­ния. В то же время искус­ство­вед И. Андро­ни­ков отозвался о фильме поло­жи­тельно, срав­нив его с «Илиа­дой» Гомера и «Мёрт­выми душами» Гоголя. На «Землю» отре­а­ги­ро­вали на Западе: осенью 1930 года Довженко отправ­ля­ется в коман­ди­ровку по Европе с автор­ской версией фильма, где его признают одной из важней­ших лент в исто­рии кино.

Постер фильма «Земля»
Юлия Солн­цева в роли дочери Опанаса Трубенко в фильме «Земля»

Близость с Довженко и работа с ним на одной площадке, веро­ятно, оказали боль­шое влия­ние на Солн­цеву и на её реше­ние пере­ква­ли­фи­ци­ро­ваться из актрисы в режис­сёра. В каче­стве асси­стента она рабо­тала вместе с мужем на съём­ках лент «Аэро­град» (1935) и «Щорс» (1939). Далее следует цикл доку­мен­таль­ных филь­мов, сделан­ных супру­гами совместно. Первый из них — «Буко­вина, земля Укра­ин­ская» 1939 года, повест­ву­ю­щий о присо­еди­не­нии буко­вин­ских земель к УССР. Через год после него следует «Осво­бож­де­ние», снятый на киев­ской кино­сту­дии. Замы­сел фильма можно прочесть в началь­ном титре: «Осво­бож­де­ние укра­ин­ских и бело­рус­ских земель от гнёта поль­ских панов и воссо­еди­не­ние наро­дов-братьев в единую семью».

Вскоре начав­ша­яся война сильно меняет как жизнь страны, так и жизнь наших героев, но кино, тем не менее, оста­ётся. Довженко рабо­тает на фронте воен­ным корре­спон­ден­том, в резуль­тате чего на экра­нах появ­ля­ется доку­мен­таль­ная картина «Битва за нашу Совет­скую Укра­ину» (1943). Фильм произ­вёл значи­тель­ный пере­во­рот в совет­ском доку­мен­таль­ном кино, зрители впер­вые услы­шали живые голоса участ­ни­ков исто­ри­че­ских собы­тий. Стоит сказать, что Довженко всегда стре­мился расши­рить рамки жанра доку­мен­та­ли­стики и доба­вить в него свой автор­ский почерк. Запад­ные критики благо­склонно отзы­ва­лись об этой картине Довженко и Солн­це­вой, а во Фран­ции показ «Битвы за Совет­скую Укра­ину» за три недели собрал рекорд­ные на то время сборы. В амери­кан­ской прессе после показа ленты писали следу­ю­щее:

«Исто­рия экрана не знает ничего похо­жего на пока­зан­ные сцены осво­бож­де­ния Харь­кова и Киева. Мёрт­вый Харь­ков медленно оживает, по мере того, как уцелев­шие жители, изго­ло­дав­ши­еся, объятые ужасом, выхо­дят из подва­лов и с ужасом гово­рят о звер­ствах фаши­стов».

В 1945 году на экраны выхо­дит следу­ю­щая доку­мен­таль­ная картина, также посвя­щён­ная воен­ным действиям на Укра­ине — «Победа на Право­бе­реж­ной Укра­ине». Нова­тор­ство этой кино­ленты заклю­ча­лось в исполь­зо­ва­нии режис­сё­рами враже­ской хроники, кото­рая в резуль­тате монтажа и голоса диктора приоб­ре­тала проти­во­по­лож­ный смысл.

Постер фильма «Битва за нашу Совет­скую Укра­ину»

Первой после­во­ен­ной рабо­той Довженко и Солн­це­вой стано­вится «Мичу­рин» (1948) — байо­пик о жизни и твор­че­стве русского биолога Ивана Мичу­рина. Фильм делался строго по заказу партий­ной верхушки, и в итоге из перво­на­чально заду­ман­ной поэмы о преоб­ра­зо­ва­теле природы полу­чи­лось сухое изло­же­ние фактов и пропа­ганда.

После неудач­ного «Мичу­рина» супруги пред­при­ни­мают новую попытку вернуться в боль­шое кино и снимают ещё один пропа­ган­дист­ский фильм «Прощай, Америка!» (1951). Кино повест­вует о поли­ти­че­ской пере­беж­чице Анне Бэдфорд, прото­ти­пом кото­рой стала Анабелла Бюкар, напи­сав­шая книгу «Правда об амери­кан­ских дипло­ма­тах», кото­рая, в свою очередь, легла в основу сюжета. Съёмки «Прощай, Америка!» выпали на самый непло­до­твор­ный год «мало­кар­ти­нья», когда в СССР всего было снято 9 картин. В этот год вышли фильмы «Белин­ский» Козин­цева, «Прже­валь­ский» Ютке­вича, «Кава­лер золо­той звезды» Райз­мана, кото­рые зани­мают не самое выда­ю­ще­еся место в филь­мо­гра­фиях авто­ров. В итоге неза­кон­чен­ной кино­ленте Довженко и Солн­це­вой была угото­вана судьба, схожая со многими другими филь­мами того пери­ода — лежать на полке.

Несня­тый фильм стал послед­ней режис­сёр­ской рабо­той Алек­сандра Довженко, после этого он ушёл в лите­ра­туру и писал сцена­рии. Спустя более сорока лет сохра­нив­ши­еся фраг­менты картины удалось восста­но­вить. Её премьера состо­я­лась 12 января 1996 года на Берлин­ском кино­фе­сти­вале. Боль­шин­ство крити­ков воспри­няли фильм нега­тивно по причине его пропа­ган­дист­ского харак­тера.

Фото­гра­фия Всево­лода Тара­се­вича 1961 года

Неудачи в кино сильно подко­сили здоро­вье Довженко, 26 ноября 1956 года режис­сёр умер от сердеч­ного приступа за день перед нача­лом съёмок новой картины «Поэма о море», режис­сё­ром кото­рой стала Юлия Солн­цева. Сюжет «Поэмы о море» расска­зы­вает о стро­и­тель­стве Кахов­ской ГЭС и о расста­ва­нии мест­ных жите­лей с родными местами. Стоит сказать, что подоб­ную тема затра­ги­ва­лась Довженко ещё в 1932 году, когда он снял фильм «Иван», полу­чив­ший скан­даль­ную извест­ность. Позже, в 80-е, траги­че­скую тему проща­ния отоб­ра­зит Элем Климов в «Проща­нии» (1981), снятом по моти­вам романа Вален­тина Распу­тина «Проща­ние с Матё­рой».

«Поэма о море» стала первой само­сто­я­тель­ной режис­сёр­ской рабо­той Юлии Солн­це­вой, однако из-за того, что сцена­рий был напи­сан её супру­гом, критики обви­нили фильм во вторич­но­сти, припи­сы­вая его к автор­ству покой­ного Довженко. На Западе «Поэма о море» была оценена поло­жи­тельно, и в 1962 году Солн­цева полу­чила почёт­ный диплом Лондон­ского кино­фе­сти­валя.

За год до этого насто­я­щее призна­ние пришло к кине­ма­то­гра­фистке за другой фильм, кото­рым стала кино­по­весть «Повесть пламен­ных лет» (1960). В 1961 году картина была отправ­лена на Канн­ский кино­фе­сти­валь вместе с «Каза­ками» (1961) Васи­лия Пронина. Фильм удосто­ился специ­аль­ного приза фести­валя — техни­че­ского гран-при фести­валя, а Юлия Солн­цева взяла приз за лучшую режис­суру. В свою очередь «Повесть пламен­ных лет» стала первой совет­ской лентой, снятой на широ­ко­фор­мат­ную плёнку кино­си­стемы НИКФИ с соот­но­ше­нием сторон 2,2:1. Несмотря на то, что режис­сё­ром высту­пила Юлия Солн­цева, в загла­вии фильма значится имя Алек­сандра Довженко, кото­рый являлся авто­ром сцена­рия.

Постер фильма «Повесть пламен­ных лет»

В центре повест­во­ва­ния простой колхоз­ник — побе­ди­тель в миро­вой войне Иван Орлюк. Фильм начи­на­ется с отступ­ле­ния Крас­ной Армии и окку­па­ции Укра­ины, а закан­чи­ва­ется побе­дой и торже­ством мирного времени. Фильм имеет явную идео­ло­ги­че­скую окраску, и по своей эсте­тике схож с «Паде­нием Берлина» (1949) Миха­ила Чиау­рели. Поэтому с пози­ций совре­мен­но­сти воспри­ни­мать такое кино сложно. Хоть лента и была снята уже в период отте­пели, всё равно чувству­ется, что сцена­рий писался в сталин­ское время.

Следу­ю­щей карти­ной Юлии Солн­це­вой стано­вится «Зача­ро­ван­ная Десна» (1964), также снятая по сцена­рию Алек­сандра Довженко, где в первой части расска­зы­ва­ется о детских годах режис­сёра в черни­гов­ской деревне на берегу Десны, а во второй пока­заны воен­ные действия по осво­бож­де­нию родных мест от нацист­ской армии. После Солн­цева снимает ещё один фильм по сцена­рию мужа «Неза­бы­ва­е­мое» (1967), где также пока­заны воен­ные действия на терри­то­рии Укра­ины. Таким обра­зом, «Повесть пламен­ных лет», «Зача­ро­ван­ная Десна» и «Неза­бы­ва­е­мое» обра­зуют свое­об­раз­ную трило­гию и служат худо­же­ствен­ным допол­не­нием к доку­мен­таль­ным лентам 40-х годов.

Послед­ним филь­мом, связы­вав­шим Солн­цеву с Довженко, стал «Золо­тые ворота» (1969), кото­рый осно­вы­вался на днев­ни­ко­вых воспо­ми­на­ниях режис­сёра, где он делится своим опытом и твор­че­скими планами на буду­щее. Можно сказать, что «Золо­тые ворота» были своего рода эпита­фией покой­ному режис­сёру, кото­рому Юлия Солн­цева посвя­тила свою жизнь. В 70-е годы выйдет две само­сто­я­тель­ные картины Солн­це­вой «Такие высо­кие горы» (1974) и «Мир в трёх изме­ре­ниях» (1979), на сего­дняш­ний день явля­ю­щи­еся прак­ти­че­ски неиз­вест­ными публике. На этом твор­че­ская биогра­фия нашей геро­ини закан­чи­ва­ется. Умерла она 29 октября 1989 года в Москве и похо­ро­нена на Ново­де­ви­чьем клад­бище рядом с мужем.

В каче­стве заклю­че­ния стоит сказать, что, несмотря на столь боль­шое значе­ние роли Юлии Солн­це­вой в совет­ском кино, она явля­ется едва ли не забы­той, а её твор­че­ство воспри­ни­ма­ется лишь в контек­сте с Алек­сан­дром Довженко. В связи с этим можно сделать вывод о слож­ной судьбе женщины, кото­рая посвя­тила свою жизнь мужу, тем самым нахо­дясь в его тени. Что, в свою очередь, тоже подвиг.

Поделиться