Советские писатели-контркультурщики

Цен­ност­ные изме­не­ния вто­рой поло­ви­ны ХХ века нашли своё отра­же­ние, в первую оче­редь, в куль­ту­ре. Появ­ля­лись новые фор­мы и тече­ния. Тогда родил­ся фено­мен кон­тр­куль­ту­ры, харак­тер кото­рой заклю­ча­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии доми­ни­ру­ю­щим фор­мам куль­ту­ры, поощ­ря­е­мо­му вла­стя­ми офи­ци­о­зу. Осо­бен­но ярко это вид­но в искус­стве и лите­ра­ту­ре. В осно­ве идей кон­тр­куль­ту­ры лежит борь­ба за инди­ви­ду­аль­ность в эпо­ху гос­под­ства масс.

Писа­тель-кон­тр­куль­тур­щик — зача­стую мар­ги­нал, его про­из­ве­де­ния часто носят авто­био­гра­фи­че­ских харак­тер, так как в их осно­ве зало­жен соб­ствен­ный опыт. Герои выпа­да­ют из обще­ства, не при­зна­ют его норм и идут на кон­фликт с внеш­ним миром. В каких-то слу­ча­ях это выра­же­но осо­бен­но ярко, а в каких-то, наобо­рот, кон­фликт может заклю­чать­ся в самой фор­ме произведения. 

Писа­те­ли экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли не толь­ко с содер­жа­ни­ем, но и с фор­мой. Основ­ны­ми осо­бен­но­стя­ми кон­тр­куль­тур­ной лите­ра­ту­ры явля­ют­ся грязь и мер­зость бытия, гипер­ре­а­лизм, нату­ра­ли­стич­ность, абсурд и экзи­стен­ци­аль­ный ужас.

Явле­ние кон­тр­куль­ту­ры было осо­бен­но харак­тер­но для Запа­да, но, несмот­ря на суще­ство­вав­ший идео­ло­ги­че­ский кон­троль и желез­ный зана­вес, кон­тр­куль­ту­ра смог­ла про­ник­нуть в Совет­ский Союз, где полу­чи­ла несколь­ко иное выра­же­ние. Глав­ным отли­чи­ем совет­ской кон­тр­куль­ту­ры от запад­ной явля­лось то, что она нахо­ди­лась в ещё боль­шем под­по­лье: лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния писа­лись в стол, а если и рас­про­стра­ня­лись, то толь­ко путём самиздата.

Отли­чия заклю­ча­лись в харак­те­ре и тема­ти­ке лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. По сути, совет­ской кон­тр­куль­ту­рой мож­но счи­тать всё искус­ство, кото­рое не попа­да­ло и не мог­ло попасть в пуб­лич­ное поле из-за рас­хож­де­ния с гла­вен­ству­ю­щи­ми уста­нов­ка­ми соц­ре­а­лиз­ма. Таким обра­зом, все те, кто не при­ни­мал искус­ство соц­ре­а­лиз­ма, авто­ма­ти­че­ски ста­но­ви­лись пред­ста­ви­те­ля­ми кон­тр­куль­ту­ры. Но, гово­ря о заяв­лен­ной теме, мы не будем касать­ся таких пред­ста­ви­те­лей совет­ской лите­ра­ту­ры, как Аксё­нов, Брод­ский, Евту­шен­ко и Сол­же­ни­цын, а оста­но­вим­ся на тех авто­рах, чьё твор­че­ство более или менее соот­вет­ству­ет кон­тр­куль­тур­ной систе­ме коор­ди­нат в целом.


Юрий Мамлеев (1931–2015)

Юрий Мамле­ев луч­ше все­го и ярко пока­зы­ва­ет суть совет­ской кон­тр­куль­ту­ры. На вид зауряд­ный инже­нер, оде­тый в пиджак и брю­ки, пре­по­да­ю­щий мате­ма­ти­ку в вечер­ней шко­ле, на деле ока­зы­ва­ет­ся тем ещё деми­ур­гом, создав­шим на стра­ни­цах сво­их про­из­ве­де­ний мир, пол­ный демо­ни­че­ско­го ужа­са, пси­хо­де­лии и ярост­ной метафизики.

Нача­лось всё в 1960‑х годах, когда на квар­ти­ре Мамле­е­ва в Южин­ском пере­ул­ке орга­ни­зо­вал­ся «Южин­ский кру­жок», в кото­ром так­же состо­я­ли Евге­ний Голо­вин, Лео­нид Губа­нов, Гей­дар Дже­маль, Алек­сандр Дугин и Ген­рих Сап­гир. В нефор­маль­ной сре­де кру­жок обла­дал куль­то­вым харак­те­ром. Дея­тель­ность «южин­цев» состо­я­ла из оккульт­ных и мисти­че­ских прак­тик, осно­ван­ных на север­ном тра­ди­ци­о­на­лиз­ме и иде­ях фран­цуз­ско­го фило­со­фа Рене Гено­на, что рез­ко отли­ча­лось от рито­ри­ки, при­су­щей дис­си­дент­ско­му дви­же­нию шести­де­сят­ни­ков. Это всё послу­жи­ло фун­да­мен­том мамле­ев­ско­го миро­воз­зре­ния, кото­рое после отра­зи­лось в его творчестве.

Глав­ным про­из­ве­де­ни­ем Юрия Мамле­е­ва явля­ет­ся роман «Шату­ны», напи­сан­ный в 1966 году и рас­про­стра­няв­ший­ся путём сам­из­да­та. Об офи­ци­аль­ном изда­нии не мог­ло быть и речи. Пол­ный текст автор смог опуб­ли­ко­вать спу­стя 20 лет во Фран­ции после того, как преды­ду­щие попыт­ки пуб­ли­ка­ции в США были отверг­ну­ты изда­те­ля­ми. В Рос­сии кни­га появи­лась ещё поз­же — в 1996 году, вызвав неод­но­знач­ную реак­цию у чита­ю­щей публики.

В «Шату­нах» Мамле­ев создал реаль­ность, пол­ную ужа­са и хао­са, но при этом хоро­шо струк­ту­ри­ро­ван­ную и име­ю­щую сюжет. Писа­тель демо­ни­зи­ро­вал дей­стви­тель­ность, ад для него — это обы­ден­ность, в кото­рой мы вынуж­де­ны жить. Это про­из­ве­де­ние пред­став­ля­ет собой вызов не толь­ко чело­ве­ку, но и богу. Глу­би­ны чело­ве­че­ско­го созна­ния и изнан­ка бытия — основ­ные темы про­зы Мамле­е­ва, кото­рые он рас­крыл в «Шату­нах» и дру­гих про­из­ве­де­ни­ях. Писа­тель о сво­ём твор­че­стве говорил:

«Я не изоб­ра­жал „типич­ных людей“, „сред­не­го чело­ве­ка“ и так далее, наобо­рот, я обыч­но опи­сы­вал исклю­чи­тель­ных людей в исклю­чи­тель­ных обстоятельствах».

Юрий Мамле­ев

В 1974 году Мамле­ев вме­сте с женой эми­гри­ро­вал в США, где зани­мал­ся пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью. В 1983 году пере­брал­ся в Париж, где у него нако­нец появи­лась воз­мож­ность пуб­ли­ко­вать свои кни­ги. На Запа­де он полу­чил при­зна­ние как писа­тель, когда как на родине оста­вал­ся извест­ным лишь в узких кру­гах. Ещё в кон­це пере­строй­ки, рань­ше дру­гих пред­ста­ви­те­лей тре­тьей вол­ны эми­гра­ции Мамле­ев вер­нул­ся в Рос­сию. С нача­ла 90‑х годов начи­на­ют пуб­ли­ко­вать­ся его ста­тьи и кни­ги, а так­же появ­ля­ют­ся пер­вые иссле­до­ва­ния, посвя­щён­ные его творчеству.

Нако­нец-то Мамле­ев смог полу­чить при­зна­ние на родине, что для него было нема­ло­важ­ным. Он выра­жал глу­бо­кую любовь к Рос­сии, высо­ко ценил рус­скую лите­ра­ту­ру и счи­тал сво­им учи­те­лем Досто­ев­ско­го. Поми­мо про­зы, Мамле­ев зани­мал­ся фило­со­фи­ей и даже создал соб­ствен­ное фило­соф­ское уче­ние, кото­рое выра­зил в кни­гах «Судь­ба бытия» и «Рос­сия веч­ная». Умер Юрий Вита­лье­вич Мамле­ев 25 октяб­ря 2015 года. Алек­сандр Дугин, вспо­ми­ная сво­е­го дав­не­го зна­ко­мо­го, оха­рак­те­ри­зо­вал его твор­че­ство сле­ду­ю­щи­ми словами:

«Могу­ще­ство про­зы Мамле­е­ва и его сти­хов в том, что он не при­ду­мы­ва­ет реаль­ность, он её откры­ва­ет нам. И если мы вни­ма­тель­но к ней при­смот­рим­ся, то обна­ру­жим её рядом с собой, вокруг себя, в нас самих».

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Шату­ны», «Судь­ба бытия».


Юрий Мамле­ев в про­грам­ме «Шко­ла зло­сло­вия». 2010 год


Венедикт Ерофеев (1938–1990)

При жиз­ни Вене­дикт Еро­фе­ев не был обде­лён вни­ма­ни­ем. Этот высо­кий и голу­бо­гла­зый, оба­я­тель­ный и немно­го­слов­ный чело­век с лёг­ко­стью ока­зы­вал­ся в цен­тре любой ком­па­нии, в кото­рой появ­лял­ся. Еро­фе­ев был чело­ве­ком пол­но­стью совет­ской реаль­но­сти, он, в отли­чие от сво­их кол­лег, Сер­гея Довла­то­ва и Саши Соко­ло­ва, не уехал на Запад. Судь­ба побро­са­ла его по стране, и он смог уви­деть СССР во мно­гих проявлениях.

В этом плане боль­шой инте­рес пред­став­ля­ет его тру­до­вая био­гра­фия: Еро­фе­ев успел пора­бо­тать раз­но­ра­бо­чим, сто­ро­жем в вытрез­ви­те­ле, груз­чи­ком, буриль­щи­ком в гео­ло­ги­че­ской пар­тии, мон­таж­ни­ком кабель­ных линий и лабо­ран­том в пара­зи­то­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та в Сред­ней Азии. Это поз­во­ли­ло писа­те­лю полу­чить, как он гово­рил, «отлич­ную фольк­лор­ную прак­ти­ку», что, в свою оче­редь, помог­ло ему в поис­ках ново­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Еро­фе­е­ва с радо­стью при­ни­ма­ли вез­де, где бы он ни появ­лял­ся, и в то же вре­мя он был изгнан ото­всю­ду. Это вза­и­мо­от­но­ше­ние с окру­жа­ю­щим миром обу­слав­ли­ва­ет жиз­нен­ную пози­цию писа­те­ля. Он не впи­сы­вал­ся в соци­а­ли­сти­че­скую систе­му, дик­ту­е­мую госу­дар­ством, отри­цал соци­аль­ный успех и пред­по­чи­тал нахо­дить­ся на обо­чине жиз­ни, живя без про­пис­ки и ночуя где при­дёт­ся. Будучи сво­бод­ным от услов­но­стей совет­ско­го обще­ства, Еро­фе­ев абсо­лют­но не инте­ре­со­вал­ся политикой.

Вене­дикт Ерофеев

Глав­ным, но не един­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ем Вене­дик­та Еро­фе­е­ва явля­ет­ся куль­то­вая поэ­ма «Москва — Петуш­ки», напи­сан­ная в 1969–1970 годах. Изна­чаль­но писа­лась она как заба­ва, пред­на­зна­чен­ная сугу­бо для узко­го кру­га зна­ко­мых писа­те­ля, одна­ко Еро­фе­ев всё рав­но вкла­ды­вал в неё всю свою гени­аль­ность, пото­му что по-дру­го­му писать он попро­сту не мог. Бла­го­да­ря высо­ко­му интел­лек­ту­аль­но­му уров­ню и чут­ко­сти к чело­ве­че­ской жиз­ни Еро­фе­ев создал текст, ана­ло­гов кото­ро­го в лите­ра­тур­ной тра­ди­ции не суще­ство­ва­ло. Ярко выра­жен­ные биб­лей­ские моти­вы, мно­го­чис­лен­ные аллю­зии и цита­ты поз­во­ля­ют гово­рить о поэ­ме как о зачат­ке пост­мо­дер­низ­ма в рус­ской литературе.

Амби­ва­лент­ность про­из­ве­де­ния — его глав­ная харак­тер­ная чер­та, отоб­ра­жа­ю­щая состо­я­ние совет­ско­го интел­ли­ген­та в эпо­ху застоя. Лири­че­ский герой, имя кото­ро­го Венич­ка, ото­жеств­ля­ет­ся в про­из­ве­де­нии с Хри­стом, в фина­ле он будет рас­пят шилом в подъ­ез­де. Бли­зость реаль­но­го Вене­дик­та Еро­фе­е­ва и Венич­ки до сих пор явля­ет­ся пред­ме­том дис­кус­сий на тему его био­гра­фии и твор­че­ства. Слож­но уло­вить, где закан­чи­ва­ет­ся Венич­ка и где начи­на­ет­ся Вене­дикт Еро­фе­ев. Сли­я­ние авто­ра со сво­им пер­со­на­жем лишь услож­ня­ет пони­ма­ние, созда­вая поле домыс­лов и мифов.

Поми­мо поэ­мы «Москва — Петуш­ки» Еро­фе­ев напи­сал, ещё будучи сту­ден­том, «Запис­ки пси­хо­па­та» — эпи­сто­ляр­ное про­из­ве­де­ние, в кото­ром сли­ва­ясь в один поток, сосед­ству­ют реаль­ность и вымы­сел, а так­же пье­су «Валь­пур­ги­е­ва ночь, или шаги коман­до­ра». Так­же, по сло­вам само­го авто­ра, им был напи­сан роман о Шоста­ко­ви­че, кото­рый у него укра­ли в элек­трич­ке, что пред­став­ля­ет собой — если брать во вни­ма­ние с какой охо­той Еро­фе­ев мифо­ло­ги­зи­ро­вал всё вокруг себя — оче­ред­ную байку.

Сто­ит ска­зать, что Еро­фе­ев оста­вил после себя лишь мно­же­ство интер­пре­та­ций, так и не дав чёт­ких отве­тов. В этом, навер­ное, и заклю­ча­ет­ся его куль­то­вый ста­тус в лите­ра­ту­ре и неис­ся­ка­е­мый инте­рес к лич­но­сти и творчеству.

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Москва — Петушки».

Доку­мен­таль­ный фильм о Вене­дик­те Еро­фе­е­ве. 1990 год


Евгений Харитонов (1941–1981)

Неза­ме­чен­ный при жиз­ни Евге­ний Хари­то­нов и после смер­ти остал­ся для мно­гих неиз­вест­ным. Лите­ра­ту­ра не была для него основ­ным заня­ти­ем, она шла парал­лель­но его жиз­ни, как и сре­да совет­ско­го анде­гра­ун­да, в кото­рой он нахо­дил­ся, шла парал­лель­но совет­ско­му строю. За свою недол­гую жизнь Хари­то­нов напи­сал лишь несколь­ко рас­ска­зов и пове­стей, уме­стив­ших­ся в один сбор­ник, вышед­ший в 1993 году, спу­стя более деся­ти лет после смер­ти автора.

В 1972 году Евге­ний Хари­то­нов защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по пан­то­ми­ме во ВГИ­Ке, а после играл в Мос­ков­ском теат­ре мими­ки и жеста. Если его спек­так­ли в нефор­маль­ной сре­де поль­зо­ва­лись попу­ляр­но­стью, то о лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти было извест­но неболь­шо­му чис­лу зна­ко­мых, так как при жиз­ни ниче­го опуб­ли­ко­ва­но не было. Толь­ко после смер­ти в узком кру­гу совет­ско­го анде­гра­ун­да о Хари­то­но­ве заго­во­ри­ли как об авто­ре, рас­ска­зы его нач­нут печа­тать в совет­ском сам­из­да­те и в рус­ско­языч­ных жур­на­лах за рубежом.

Евге­ний Харитонов

Язык про­из­ве­де­ний Евге­ния Вла­ди­ми­ро­ви­ча такой же, каким был и сам Хари­то­нов. Внеш­няя про­сто­та и невы­ра­зи­тель­ность скры­ва­ла за собой едкость и глу­би­ну душев­ных тер­за­ний. Самой извест­ной пове­стью явля­ет­ся «Духов­ка», назва­ние кото­рой риф­му­ет­ся с таки­ми сло­ва­ми, как «дух» и «духов­ность». Повест­во­ва­ние по сво­е­му харак­те­ру очень похо­же на пан­то­ми­му, пере­не­сён­ную со сце­ны теат­ра на бума­гу — ниче­го не зна­ча­щие слеп­ки сцен, обрыв­ки слов, поток созна­ния и спря­тав­ший­ся меж­ду строк смысл.

Твор­че­ство Евге­ния Хари­то­но­ва часто срав­ни­ва­ют с про­зой Пав­ла Ули­ти­на, кото­рый, опи­ра­ясь на лите­ра­тур­ные тра­ди­ции модер­ни­стов Джейм­са Джой­са и Мар­се­ля Пру­ста, при­внёс в совет­скую лите­ра­ту­ру новый тип повест­во­ва­ния, осно­ван­ный на скры­том сюже­те, пото­ке созна­ния и обиль­ном исполь­зо­ва­нии цитат. Так­же Хари­то­нов изве­стен как пер­вый из совет­ских авто­ров, кто запе­чат­лел в лите­ра­тур­ном тек­сте гомо­сек­су­аль­ные отношения.

Евге­ний Харитонов

Смерть настиг­ла писа­те­ля вне­зап­но в один из жар­ких лет­них дней, 29 июня 1981 года, на Пуш­кин­ской ули­це в Москве. Хари­то­нов умер от инфарк­та. За день до это­го Евге­ний Вла­ди­ми­ро­вич закон­чил пье­су «Дзынь», опуб­ли­ко­ван­ную лишь в 1988 году.

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Под домаш­ним арестом».


Сергей Довлатов (1941–1990)

Гово­ря о совет­ской кон­тр­куль­ту­ре, пра­во­мер­но упо­мя­нуть Сер­гея Довла­то­ва. Его про­из­ве­де­ния отлич­но впи­сы­ва­ют­ся в дан­ный кон­текст. Свя­зу­ю­щим зве­ном на про­тя­же­нии все­го твор­че­ства писа­те­ля слу­жит его био­гра­фия, на осно­ве кото­рой и выстра­и­ва­ет­ся сюжет, пере­хо­дя­щий из одной кни­ги в другую.

Сер­гей Дона­то­вич родил­ся в семье твор­че­ской интел­ли­ген­ции, отец был теат­раль­ный режис­сёр, а мать актри­са. В 1959 году посту­пил на фило­ло­ги­че­ский факуль­тет Ленин­град­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, отку­да спу­стя два с поло­ви­ной года был отчис­лен, после чего попал в армию. После служ­бы, по сло­вам его зна­ко­мых, Довла­тов вер­нул­ся с горя­щи­ми гла­за­ми и непре­одо­ли­мым жела­ни­ем писать. Ещё один раз посту­пил в ЛГУ на факуль­тет жур­на­ли­сти­ки и стал рабо­тать жур­на­ли­стом в завод­ской газе­те, парал­лель­но зани­ма­ясь лите­ра­тур­ным творчеством.

В 1960–1970‑е годы Довла­тов варил­ся в ленин­град­ской богем­ной сре­де, где он и сло­жил­ся как писа­тель. Толь­ко после смер­ти он ста­нет чем-то вро­де сим­во­ла шести­де­сят­ни­че­ства, хотя при жиз­ни нахо­дил­ся ско­рее на пери­фе­рии это­го дви­же­ния. Ленин­град­ский пери­од жиз­ни Довла­то­ва свя­зан с лите­ра­тур­ной груп­пой «Горо­жане», во гла­ве кото­рой сто­ял Борис Вах­тин. Целью груп­пы было сво­бод­ное от идео­ло­ги­че­ских рамок само­вы­ра­же­ние, груп­па зани­ма­лась поис­ка­ми ново­го лите­ра­тур­но­го язы­ка и сюже­тов несвой­ствен­ных при­выч­ной совет­ской литературе.

Сер­гей Довлатов

Судь­ба анде­гра­унд­но­го писа­те­ля не устра­и­ва­ла Довла­то­ва, у него были жела­ния печа­тать­ся и при­жиз­нен­но­го при­зна­ния. Сер­гей Дона­то­вич неод­но­крат­но отно­сил свои про­из­ве­де­ния в лите­ра­тур­ные редак­ции, но они их отвер­га­ли по идео­ло­ги­че­ским при­чи­нам. Поэто­му, живя в СССР, Довла­тов нахо­дил­ся в стран­ном поло­же­нии меж­ду гени­аль­но­стью и непри­знан­но­стью. Невоз­мож­ность быть напе­ча­тан­ным ста­ви­ла под сомне­ние его творчество.

В 1978 году вслед за сво­им дру­гом Иоси­фом Брод­ским Сер­гей Довла­тов эми­гри­ро­вал в США, где почти сра­зу же занял пост глав­но­го редак­то­ра газе­ты «Новый аме­ри­ка­нец». В Аме­ри­ке изда­ли одну за дру­гой его кни­ги, а выс­шей мерой при­зна­ния ста­ла пуб­ли­ка­ция в жур­на­ле The New Yorker, где до это­го из рус­ских писа­те­лей печа­та­ли лишь Набокова.

Иосиф Брод­ский и Сер­гей Довлатов

Сего­дня Довла­тов — один из самых чита­е­мых рус­ских писа­те­лей. Про­стой стиль, инте­рес­ная био­гра­фия, а так­же тема­ти­ка про­из­ве­де­ний, кото­рая близ­ка вся­ко­му, кто родил­ся и жил в СССР, дела­ют его попу­ляр­ным. Куль­то­вость Довла­то­ва объ­яс­ня­ет­ся боль­шим коли­че­ством мифов, сло­жив­ших­ся вокруг него, чему спо­соб­ству­ет пре­дель­ная авто­био­гра­фич­ность его пове­стей и рома­нов, где лите­ра­тур­ные сюже­ты сли­ва­ют­ся с реаль­ной жизнью.

В осно­ве твор­че­ско­го мето­да Сер­гея Дона­то­ви­ча лежит про­сто­та изло­же­ния, с помо­щью кото­рый изоб­ра­жа­ет­ся тяжесть бытия. Довла­тов не любил заумь и мно­го­сло­вие, поэто­му писал на язы­ке близ­ком и понят­ном про­сто­му совет­ско­му чело­ве­ку. Он буд­то бы не заме­чал совет­скую власть и отно­сил­ся к ней с отстра­нён­но­стью, в про­из­ве­де­ни­ях он опи­сы­вал жизнь, нахо­дя­щу­ю­ся парал­лель­но дис­кур­су вла­сти, жизнь, лишён­ную идео­ло­гии. Этим, навер­ное, и объ­яс­ня­ет­ся все­об­щая любовь к писа­те­лю. Исполь­зу­е­мая в его кни­гах анек­до­тич­ность и мак­си­маль­ная при­бли­жён­ность к жиз­ни поз­во­ля­ют раз­би­вать Довла­то­ва на цита­ты, кото­рые так орга­нич­но впле­та­ют­ся в ткань повседневности.

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Зона», «Запо­вед­ник», «Наши», «Чемо­дан», «Фили­ал».


Эдуард Лимонов (1943–2020)

Чело­век, сде­лав­ший себя сам, он про­шёл путь от гоп­ни­ка с окра­ин после­во­ен­но­го Харь­ко­ва до пред­се­да­те­ля Наци­о­нал-боль­ше­вист­ской пар­тии (с 2007 года запре­щён­ной в Рос­сии), перед этим добив­шись сла­вы, навер­ное, само­го скан­даль­но­го рус­ско­го писа­те­ля ХХ столетия.

Лите­ра­ту­ра нача­лась для Эду­ар­да Лимо­но­ва ещё в Харь­ко­ве, когда он читал сти­хи на пло­ща­ди, а его дру­зья шари­ли по кар­ма­нам зевак. После Эду­ард Вени­а­ми­но­вич пере­ехал в Моск­ву, где шил джин­сы, заво­дил нуж­ные зна­ком­ства и писал, пыта­ясь заявить миру о себе.

В 1974 году Лимо­нов уехал из СССР и вско­ре ока­зал­ся в США, где недол­го рабо­тал в газе­те «Новое рус­ское сло­во». Эду­ар­да Вени­а­ми­но­ви­ча уво­ли­ли из газе­ты из-за обли­чи­тель­ных ста­тей в сто­ро­ну США, что счи­та­лось недо­пу­сти­мым в эми­грант­ской сре­де — ругать мож­но было всё, что угод­но, но толь­ко не Аме­ри­ку. Лимо­нов вооб­ще не любил как совет­скую интел­ли­ген­цию с её бур­жу­аз­ны­ми усто­я­ми, так и эми­гри­ро­вав­ших в США дис­си­ден­тов, кото­рые одним лишь видом вызы­ва­ли у него отвра­ще­ние. Без­ра­бот­ный Лимо­нов жил на вэл­фэр, раз­гу­ли­вал по Нью-Йор­ку в белом костю­ме с ножом в сапо­ге и писал пер­вый роман.

Эду­ард Лимонов

«Это я, Эдич­ка» был готов в 1976 году, но изда­ли его толь­ко лишь спу­стя три года в Пари­же под заго­лов­ком «Рус­ский поэт пред­по­чи­та­ет боль­ших негров». Кни­га вызва­ла боль­шой резо­нанс в лите­ра­тур­ной сре­де, Лимо­нов раз­бил в пух и прах пред­став­ле­ние об аме­ри­кан­ской мечте. Исто­рия бро­шен­но­го на про­из­вол судь­бы героя, вынуж­ден­но­го ски­тать­ся в боль­шом горо­де в поис­ках себя, вызы­ва­ет самые про­ти­во­ре­чи­вые чув­ства от оча­ро­ва­ния до презрения.

Глав­ной заслу­гой Лимо­но­ва было то, что он при­нёс в лите­ра­ту­ру язык совет­ских улиц. До него никто из рус­ских писа­те­лей не исполь­зо­вал в таком орга­нич­ном оби­лии мат и жар­гон. За «гряз­ный реа­лизм», кото­рый-таки сочит­ся со стра­ниц рома­на «Это я, Эдич­ка», аме­ри­кан­ские кри­ти­ки срав­ни­ва­ли его с таки­ми кори­фе­я­ми кон­тр­куль­тур­ной лите­ра­ту­ры, как Чарльз Буков­ски и Уильям Берроуз.

Затем Лимо­нов напи­сал «Днев­ник неудач­ни­ка» и «Исто­рию его слу­ги», кото­рые про­дол­жил аме­ри­кан­скую тему в его твор­че­стве. В цен­тре, как и преж­де, нахо­дит­ся глав­ный герой всех лимо­нов­ских про­из­ве­де­ний — он сам, про­пу­щен­ный через реше­то лите­ра­тур­ной тра­ди­ции и мифа. Сила писа­те­ля Лимо­но­ва, в первую оче­редь, состо­ит в его лич­но­сти, про­из­ве­де­ния кон­цен­три­ру­ют­ся в «я». Таким обра­зом, био­гра­фия ста­но­вит­ся глав­ным сюже­то­об­ра­зу­ю­щим зве­ном, а сама жизнь пре­вра­ща­ет­ся в искусство.

При­ме­ча­тель­но, что при всём само­лю­бо­ва­нии Лимо­нов наде­лил пер­со­на­жа и нега­тив­ны­ми чер­та­ми — похо­тью, зави­стью, жесто­ко­стью. Гово­ря о себе, он в то же вре­мя пре­па­ри­ро­вал чело­ве­ка, пока­зы­вал его изнан­ку и низость. Во мно­гом на Лимо­но­ва повли­ял Лев Гуми­лёв с его иде­ей пас­си­о­нар­но­сти, к кото­рой писа­тель не раз обра­щал­ся в рас­суж­де­ни­ях о жиз­ни. Его герой оди­нок и при­чём не толь­ко в Нью-Йор­ке, но и во всём мире, им дви­жет жела­ние быть боль­ше, чем он есть, жела­ние быть, а не казать­ся. Про­тест про­тив скуч­но­го мира обы­ден­но­сти соот­но­сит­ся с иде­ей рис­ка, сквоз­ной не толь­ко для лимо­нов­ской про­зы, но и лич­но­сти. Это род­нит Лимо­но­ва с таки­ми писа­те­ля­ми, как Луи-Фер­ди­нанд Селин, Эрнст Юнгер и Ген­ри Миллер.

Эду­ард Лимо­нов с Еле­ной Шаповой

Далее Лимо­нов напи­сал свою зна­ме­ни­тую харь­ков­скую три­ло­гию («Под­ро­сток Савен­ко», «Моло­дой него­дяй», «У нас была вели­кая эпо­ха»), несколь­ко сбор­ни­ков рас­ска­зов, рома­ны париж­ско­го цик­ла, пуб­ли­ци­сти­ку и мно­го ещё чего. В Рос­сии кни­ги Эду­ар­да Вени­а­ми­но­ви­ча нач­нут изда­вать­ся толь­ко в 90‑х.

Когда Лимо­нов, спу­стя годы ски­та­ний, вер­нул­ся на роди­ну, он занял­ся поли­ти­кой. Эду­ард Вени­а­ми­но­вич стал пред­се­да­те­лем Наци­о­нал-боль­ше­вист­ской пар­тии, побы­вал на несколь­ких вой­нах и отси­дел срок в тюрьме.

Эду­ард Лимо­нов — один из немно­гих, кто удо­сто­ил­ся при­жиз­нен­ной био­гра­фии. В 2011 году фран­цуз­ский писа­тель Эмма­ню­эль Кар­рер напи­сал кни­гу «Лимо­нов», а в 2017 году в серии «ЖЗЛ: совре­мен­ные клас­си­ки» вышла био­гра­фия под автор­ством Андрея Дмит­ри­е­ва. В кон­це 2018 года поль­ский режис­сёр Павел Пав­ли­ков­ский заявил об экра­ни­за­ции кни­ги Каррера.

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Это я, Эдич­ка», «Днев­ник неудач­ни­ка», «Исто­рия его слуги».

Эду­ард Лимо­нов в Пари­же. 1986 год

Эду­ард Лимо­нов в Пари­же. 1986 год


Саша Соколов (род. 1943)

Как и Вене­дикт Еро­фе­ев, Саша Соко­лов не отли­ча­ет­ся боль­шой про­дук­тив­но­стью: он напи­сал все­го три рома­на, поз­во­лив­шие занять место одно­го из самых важ­ных рус­ских писа­те­лей вто­рой поло­ви­ны ХХ века. Соко­лов назы­вал себя про­этом (прозаик+поэт) и счи­тал, что вели­ких книг не может быть опуб­ли­ко­ва­но мно­го, а писа­те­лю доста­точ­но напи­сать несколь­ко стра­ниц, что­бы стать гением.

Лите­ра­тур­ная дея­тель­ность Саши Соко­ло­ва нача­лась в 1965 году, когда он стал участ­ни­ком лите­ра­тур­но­го объ­еди­не­ния СМОГ («Самое моло­дое обще­ство гени­ев»), куда вхо­ди­ли Вла­ди­мир Алей­ни­ков, Лео­нид Губа­нов, Вла­ди­мир Бат­шев и мно­гие дру­гие. В одно вре­мя смо­ги­стам был бли­зок Эду­ард Лимо­нов, с кото­рым у Соко­ло­ва сло­жи­лись дру­же­ские отно­ше­ния. Участ­ни­ки объ­еди­не­ния пре­сле­до­ва­лись вла­стя­ми, и в свя­зи с этим оно очень быст­ро пре­кра­ти­ло своё суще­ство­ва­ние. 14 апре­ля 1966 года состо­я­лось послед­нее сов­мест­ное чте­ние стихов.

Саша Соко­лов

В 1973 году Соко­лов напи­сал пер­вый и самый извест­ный роман «Шко­ла для дура­ков», пуб­ли­ка­ция кото­ро­го была невоз­мож­ной, роман рас­про­стра­нял­ся через сам­из­дат. Вско­ре, в 1975 году, писа­тель поки­нул СССР и уехал в США, где офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­вал свой роман. Кни­га вышла в изда­тель­стве «Ардис», в кото­ром печа­та­лись все извест­ные совет­ские эми­гран­ты тре­тьей вол­ны — Брод­ский, Довла­тов, Лимо­нов. «Шко­ла для дура­ков» полу­чи­ла лест­ный отзыв Вла­ди­ми­ра Набо­ко­ва, кото­рый, как извест­но, мало о ком из писа­те­лей отзы­вал­ся положительно.

Глав­ный герой, не име­ю­щий име­ни, стра­да­ет пси­хи­че­ским забо­ле­ва­ни­ем, и мир про­из­ве­де­ния пока­зан через приз­му его вос­при­я­тия. Сюжет раз­ви­ва­ет­ся по сво­им зако­нам и про­ис­хо­дит буд­то бы в без­вре­ме­нье, о чём сви­де­тель­ству­ет нели­ней­ность хро­но­то­па — буду­щее пере­те­ка­ет в про­шлое, а про­стран­ство мно­го­гран­но. Роман стро­ит­ся не на при­выч­ных повест­во­ва­тель­ных стра­те­ги­ях, а ско­рее на ассо­ци­а­ци­ях — свет­лая грусть вос­по­ми­на­ний, запа­хи дет­ства, шко­ла, пер­вая любовь, про­хлад­ное дыха­ние лет­не­го вече­ра на даче, про­тяж­ный гудок паро­во­за, несу­ще­го­ся вдаль… Реаль­ность вто­рич­на, сны, вос­по­ми­на­ния, фан­та­зии, гал­лю­ци­на­ции — вот, где раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дей­ствие книги.

После успе­ха «Шко­лы для дура­ков» Соко­лов напи­сал ещё два рома­на — «Меж­ду соба­кой и вол­ком» (1980), где он испро­бо­вал эпи­сто­ляр­ный жанр, что­бы ещё раз сде­лать акцент на субъ­ек­тив­но­сти вос­при­я­тия мира, и «Пали­санд­рию» (1985), явля­ю­щу­ю­ся паро­ди­ей на эро­ти­че­ский роман и свое­об­раз­ным отве­том набо­ков­ской «Лоли­те». В этой кни­ге автор ста­вил перед собой зада­чу покон­чить с рома­ном как с жан­ром, открыв новые воз­мож­но­сти язы­ко­во­го творчества.

Саша Соко­лов

Сего­дня Саша Соко­лов ведёт доволь­но скрыт­ный образ жиз­ни, рабо­тая лыж­ным инструк­то­ром в канад­ской про­вин­ции. После «Пали­санд­рии» он дол­го ниче­го не пуб­ли­ко­вал, кро­ме неко­то­рых ста­тей и эссе. В 2011 году вышел сбор­ник поэм под назва­ни­ем «Три­птих».

Если попы­тать­ся оха­рак­те­ри­зо­вать всё немно­го­чис­лен­ное твор­че­ство писа­те­ля, то мож­но сде­лать вывод, что у Соко­ло­ва нет цен­траль­ной темы, но в то же вре­мя есть ори­ги­наль­ный язык, стиль и образ. Худо­же­ствен­ный мир его про­из­ве­де­ний зыбок и постро­ен на гра­ни реаль­но­го с ирре­аль­ным, а нар­ра­тив созда­ёт­ся при помо­щи язы­ко­вой игры и сво­бод­ных ассоциаций.

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Шко­ла для дураков».

Доку­мен­таль­ный фильм о Саше Соко­ло­ве. 2017 год


Владимир Сорокин (род. 1955)

Если при­чис­лить к пост­мо­дер­низ­му мож­но не всех пред­став­лен­ных здесь авто­ров, то Соро­кин — это пост­мо­дер­нист чистой воды. Твор­че­ское ста­нов­ле­ние Соро­ки­на про­хо­ди­ло в сре­де мос­ков­ских кон­цеп­ту­а­ли­стов во гла­ве с Дмит­ри­ем При­го­вым и Эри­ком Була­то­вым. Вли­я­ние худо­же­ствен­ных уста­но­вок соц-арта отчёт­ли­во про­смат­ри­ва­ет­ся в ран­нем твор­че­стве. Осо­бен­но ярки­ми при­ё­ма­ми, исполь­зу­е­мы­ми Соро­ки­ным в про­зе, явля­ют­ся все­объ­ем­лю­щая иро­ния, гро­теск, сти­ли­за­ция и цита­ты без кавы­чек. Напи­сан­ные им тек­сты пред­став­ля­ют сво­е­го рода конец при­выч­ной лите­ра­ту­ры, идею кото­рой он дово­дит до абсурда.

Когда Лимо­нов эпа­ти­ру­ет сво­ей лич­но­стью, Соро­кин дела­ет это с помо­щью тек­ста, где в осо­бом оби­лии он исполь­зу­ет гру­бый физио­ло­гизм, сце­ны наси­лия и обсцен­ную лек­си­ку. Сто­ит ска­зать и про соро­кин­ских геро­ев, кото­рые даже у само­го авто­ра не вызы­ва­ют сим­па­тии. Соро­кин раз­ру­ша­ет саму идею чело­ве­ка — низ­ко­го, под­ло­го и жесто­ко­го суще­ства, каким он его видит с высо­ты сво­е­го пост­мо­дер­нист­ско­го мышления.

Вла­ди­мир Сорокин

На при­ме­ре сбор­ни­ка рас­ска­зов «Пер­вый суб­бот­ник» мож­но уви­деть отно­ше­ния писа­те­ля к иде­ям ком­му­низ­ма, кото­рые он под­вер­га­ет деса­кра­ли­за­ции. В цен­тре сбор­ни­ка — совре­мен­ник, его внут­рен­ний мир, соци­аль­ное окру­же­ние, меж­по­ко­лен­че­ские кон­флик­ты, идеи граж­дан­ско­го дол­га и высо­кой нрав­ствен­но­сти — всё это в ито­ге сво­дит­ся в ничто.

Одной из глав­ных осо­бен­но­стей кни­ги, как и все­го твор­че­ства, явля­ет­ся автор­ская отстра­нён­ность. У Соро­ки­на нет ни сочув­ствия, ни сим­па­тии к сво­им геро­ям, его пер­со­на­жи боль­ше напо­ми­на­ют объекты.

«Пер­вый суб­бот­ник», навер­ное, самое сим­па­тич­ное про­из­ве­де­ние писа­те­ля и самое пока­за­тель­ное. Зна­ком­ство со сбор­ни­ком «Пер­вый суб­бот­ник» луч­ше все­го даёт харак­те­ри­сти­ку писа­те­лю Соро­ки­ну как пост­мо­дер­ни­сту и мизантропу.

В 1983 году в сам­из­да­те ходил став­ший впо­след­ствии куль­то­вым роман «Нор­ма», кото­рый вме­сте с вышед­шим поз­же «Рома­ном» обра­зо­вал неко­то­рую дило­гию, под­во­дя­щую финаль­ную чер­ту под иде­ей рома­на в лите­ра­ту­ре. В под­твер­жде­ние это­го доста­точ­но при­ве­сти цита­ту, взя­тую из кон­цов­ки «Рома­на»:

«Роман кач­нул. Роман поше­ве­лил. Роман дёр­нул­ся. Роман засто­нал. Роман поше­ве­лил. Роман вздрог­нул. Роман дёр­нул­ся. Роман поше­ве­лил. Роман дёр­нул­ся. Роман умер».

В таком духе напи­са­ны послед­ние стра­ниц 20 тек­ста, читать кото­рые про­сто невозможно.

Вла­ди­мир Сорокин

Дру­гим пока­за­тель­ным про­из­ве­де­ни­ем Соро­ки­на совет­ско­го пери­о­да слу­жит роман «Трид­ца­тая любовь Мари­ны», напи­сан­ный в 1984 году. Глав­ная геро­и­ня, дис­си­дент­ка-лес­би­ян­ка с тяжё­лым про­шлым и дет­ски­ми трав­ма­ми встре­ча­ет­ся с сек­ре­та­рём парт­ко­ма Румян­це­вым и во вре­мя заня­тия с ним сек­сом испы­ты­ва­ет пер­вый оргазм. Румян­цев пред­ла­га­ет ей устро­ить­ся рабо­тать на завод, на что Мари­на согла­ша­ет­ся и ста­но­вит­ся удар­ни­цей на про­из­вод­стве. Здесь Соро­кин затра­ги­ва­ет про­бле­му рас­тво­ре­ния инди­ви­ду­аль­но­го в кол­лек­тив­ном и зада­ёт чита­те­лю вопрос: что имен­но яви­лось трид­ца­той любо­вью Мари­ны — сам Румян­цев или же труд. В кон­це сюжет пре­вра­ща­ет­ся в пуб­ли­ци­сти­че­ский поток штам­пи­ро­ван­ной про­па­ган­ды, соро­кин­ская иро­ния по пово­ду совет­ской идео­ло­гии дости­га­ет выс­шей точки.

Все кни­ги совет­ско­го пери­о­да пуб­ли­ко­ва­лись либо в сам­из­да­те, либо за рубе­жом. После 1991 года Соро­ки­на изда­ли в Рос­сии, где его про­из­ве­де­ния вызы­ва­ли широ­кий резо­нанс. Твор­че­ство авто­ра обсуж­да­ли в тол­стых жур­на­лах, лите­ра­ту­ро­вед­че­ских кон­фе­рен­ци­ях и на ули­цах. Одни виде­ли в Соро­кине скан­да­ли­ста, пишу­ще­го сплош­ные мер­зо­сти, дру­гие — вели­ко­го рус­ско­го писа­те­ля. На деле же он нахо­дит­ся где-то меж­ду этих двух полю­сов, зани­мая по пра­ву место само­го ради­каль­но­го по фор­ме рус­ско­го писа­те­ля современности.

Основ­ные про­из­ве­де­ния: «Пер­вый суб­бот­ник», «Нор­ма», «Трид­ца­тая любовь Марины».

Про­грам­ма «Дета­ли» с Кирил­лом Сереб­рен­ни­ко­вым. В гостях — Вла­ди­мир Соро­кин. 2007 год


Читай­те также:

— «Ката­комб­ная куль­ту­ра в СССР»;

— «Интер­ак­тив­ная кар­та „Москва—Петушки“»;

— «К исто­рии созда­ния „Эдич­ки“ Лимо­но­ва».


Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться