Главные документальные фильмы о советском роке

Совет­ский рок был изба­ло­ван внима­нием доку­мен­та­ли­стов и теле­ви­зи­он­щи­ков. Именно люди с каме­рами — соав­торы культа, сфор­ми­ро­вав­ше­гося вокруг моло­дёж­ной гитар­ной музыки, стили­сти­че­ски разно­об­раз­ной, но одина­ково драй­во­вой и обра­щён­ной в буду­щее. Ныне, в насту­пив­шем буду­щем (причём далё­ком отно­си­тельно 1985 года) рок не главен­ствует как жанр музыки, но по-преж­нему застав­ляет тысячи людей припля­сы­вать и подпе­вать.

В подборке десять инте­рес­ных филь­мов, снятых совре­мен­ни­ками и годы спустя, в новей­шее время, повест­ву­ю­щих о разных реги­о­наль­ных сценах и стилях, концен­три­ру­ю­щих внима­ние на рядо­вых слуша­те­лях или же звёз­дах жанра, отече­ствен­ного и иностран­ного произ­вод­ства.


Шесть писем о бите (1977)

Самое старое полно­вес­ное виде­осви­де­тель­ство о совет­ском роке. Слово «рок» ещё не прого­ва­ри­ва­ется, новое направ­ле­ние нефор­маль­ной моло­дёж­ной музыки назы­ва­ется «битом», однако среди героев уже фигу­ри­рует группа «Машина времени». В фильме пока­заны разные точки зрения на новую музыку — свои мнения выска­зы­вают и ретро­грады, запу­ган­ные «битом», и музы­канты, и посто­ян­ные посе­ти­тели «сейше­нов» — рок-концер­тов, и даже матё­рый совет­ский компо­зи­тор. Согласно легенде, фильм хотели уничто­жить, но он чудом сохра­нился.


Тбилиси-80 (Советский рок) (1980, телевизионный показ — 1993)

Важней­шей вехой разви­тия совет­ского рока счита­ется первый фести­валь рок-музыки «Весен­ние ритмы» в Тбилиси 1980 года. Это собы­тие прошло с неви­дан­ным разма­хом — «Весен­ние ритмы» прохо­дили в формате конкурса, музы­канты высту­пали в тече­ние недели, патро­ни­ро­вал меро­при­я­тие лидер совет­ской Грузии Эдуард Шевар­надзе, а по итогам фести­валя вышел сбор­ник песен участ­ни­ков. На фести­вале побы­вали финские доку­мен­та­ли­сты, кото­рые сняли фильм «Совет­ский рок». В данном видео фильм демон­стри­ру­ется после недол­гого обсуж­де­ния. К слову, первый приз фести­валя взяла «Машина времени», а дисква­ли­фи­ци­ро­ван­ная группа «Аква­риум» была названа крити­ками первой совет­ской панк-груп­пой.


Рок вокруг Кремля (1985)

Фран­цуз­ский доку­мен­таль­ный фильм самого начала пере­стройки. На Ютюбе есть версия на фран­цуз­ском и англий­ском языках. Есть ещё приме­ча­тель­ный фильм с таким же назва­нием, но снятый англи­ча­нами. Назва­ние не совсем верное. В центре внима­ния вся инду­стрия совре­мен­ной музыки СССР, расска­зы­ва­ется, как была устро­ена грам­за­пись и распро­стра­ня­лись пластинки, как прохо­дили концерты, а также в чём заклю­ча­лись отли­чия офици­аль­ных и неофи­ци­аль­ных групп. С фран­цуз­скими теле­ви­зи­он­щи­ками пооб­ща­лись не только Цой и Гребен­щи­ков, но и Стас Намин с Аллой Пуга­чё­вой.


Стоит лишь тетиву натянуть (1986)

Курсо­вая работа студен­тов ВГИКа, назван­ная в честь компо­зи­ции «Аква­ри­ума», запе­чат­лела жизнь нефор­маль­ной моло­дёжи Москвы. Пока­зан во всей красе Пётр Мамо­нов из группы «Звуки Му» и другие коллек­тивы Москов­ской рок-лабо­ра­то­рии, а также хиппи, метал­ли­сты и люби­тели твор­че­ства Булга­кова, окку­пи­ро­вав­шие подъ­езд, где жил писа­тель.


Рок (1987)

Начи­нав­ший как доку­мен­та­лист режис­сёр «Матильды» Алек­сей Учитель снял флаг­ман­ский для совет­ского рока фильм. Это простран­ные порт­реты глав­ных звёзд совет­ского рока — Цоя, Гребен­щи­кова, Гаркуши, Шевчука. Сложно назвать фильм очень увле­ка­тель­ным, но он точно важней­ший для форми­ро­ва­ния культа совет­ского рока и отлич­ный исто­ри­че­ский источ­ник о том, как жили значи­тель­ные для жанра музы­канты.


Рок-культ (1987)

А вот другой фильм 1987 года, не столь извест­ный как «Рок», но смот­рится на одном дыха­нии. В этом фильме иной ракурс. Рок рассмат­ри­ва­ется не через призму порт­ре­тов музы­кан­тов, а с точки зрения соци­ально-куль­тур­ной роли рок-музыки, боль­шее внима­ние уделено поклон­ни­кам рока. Это очень атмо­сфер­ный фильм с иронич­ным закад­ро­вым текстом.


Перекрёсток рока (1988)

Начи­на­ю­щейся с хард-роко­вой компо­зи­ции «Рок навсе­гда» группы «Круиз» фильм ставит вопрос: агрес­сия рок или празд­ник. В каче­стве сцена­ри­ста фильма привле­чён Арте­мий Троиц­кий. В фильме много прибал­тий­ского рока и задей­ство­вана группа «Тупые». Тональ­ность голоса за кадром резко контра­сти­рует с пока­зан­ной картин­кой.


Сон в красном тереме (1989)

Обшир­ное и обсто­я­тель­ное доку­мен­таль­ное кино­по­лотно о реги­о­наль­ном ответв­ле­нии совет­ского рока — сверд­лов­ском роке. «Агата Кристи», когда о них никто не знал, «Чайф» времён своей макси­маль­ной крутизны, одна из рок-див Настя Полева и, конечно же, «Наути­лус Помпи­лиус».


Следы на снегу (2014)

Режис­сёр­ский дебют лите­ра­тора и иссле­до­ва­теля субкуль­тур Влади­мира Козлова. Фильм повест­вует о сибир­ском панк-роке, знаме­нем кото­рого стали «Граж­дан­ская обороны» и Янка Дяги­лева. В фильме проде­мон­стри­ро­вано, что движе­ние сибир­ского панка второй поло­вины 1980-х было массо­вым и само­быт­ным.


Герои советского нью-вейва (2016)

Фильм о самых стиль­ных персо­на­жах совет­ского рока — нью-вейва­рах, снятый пред­ста­ви­те­лями объеди­не­ния «Хрущёвка» (один из осно­ва­те­лей объеди­не­ния недавно нам давал интер­вью). Это подробно изло­жен­ный рассказ о движе­нии, кото­рое не было по досто­ин­ству оценено совре­мен­ни­ками, но стало фунда­мен­том для разви­тия различ­ных направ­ле­ний отече­ствен­ной музыки. И твор­че­ство героев фильма со време­нем публика раску­сила и полю­била. Тому пример «На заре», абсо­лют­ный хит группы «Альянс», кото­рый гораздо больше на слуху сейчас, нежели в конце 1980-х годов.

Поделиться