Главные документальные фильмы о советском роке

Совет­ский рок был изба­ло­ван вни­ма­ни­ем доку­мен­та­ли­стов и теле­ви­зи­он­щи­ков. Имен­но люди с каме­ра­ми — соав­то­ры куль­та, сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся вокруг моло­дёж­ной гитар­ной музы­ки, сти­ли­сти­че­ски раз­но­об­раз­ной, но оди­на­ко­во драй­во­вой и обра­щён­ной в буду­щее. Ныне, в насту­пив­шем буду­щем — при­чём далё­ком отно­си­тель­но 1985 года — рок не гла­вен­ству­ет как жанр музы­ки, но по-преж­не­му застав­ля­ет тыся­чи людей при­пля­сы­вать и подпевать.

В нашей под­бор­ке вы най­дё­те десять инте­рес­ных филь­мов, сня­тых совре­мен­ни­ка­ми или же годы спу­стя, в новей­шее вре­мя, повест­ву­ю­щих о раз­ных реги­о­наль­ных сце­нах и сти­лях, кон­цен­три­ру­ю­щих вни­ма­ние на рядо­вых слу­ша­те­лях или же звёз­дах жан­ра, оте­че­ствен­но­го и ино­стран­но­го производства.


Шесть писем о бите (1977)

Самое ста­рое пол­но­вес­ное виде­осви­де­тель­ство о совет­ском роке. Сло­во «рок» ещё не про­го­ва­ри­ва­ет­ся, новое направ­ле­ние нефор­маль­ной моло­дёж­ной музы­ки назы­ва­ет­ся «битом», одна­ко сре­ди геро­ев уже фигу­ри­ру­ет груп­па «Маши­на вре­ме­ни». В филь­ме пока­за­ны раз­ные точ­ки зре­ния на новую музы­ку — свои мне­ния выска­зы­ва­ют и ретро­гра­ды, запу­ган­ные «битом», и музы­кан­ты, и посто­ян­ные посе­ти­те­ли «сей­ше­нов» — рок-кон­цер­тов, и даже матё­рый совет­ский ком­по­зи­тор. Соглас­но леген­де, фильм хоте­ли уни­что­жить, но он чудом сохранился.


Тбилиси-80 (Советский рок) (1980, телевизионный показ — 1993)

Важ­ней­шей вехой раз­ви­тия совет­ско­го рока счи­та­ет­ся пер­вый фести­валь рок-музы­ки «Весен­ние рит­мы» в Тби­ли­си в 1980 году. Это собы­тие носи­ло неви­дан­ный раз­мах: «Весен­ние рит­мы» про­хо­ди­ли в фор­ма­те кон­кур­са, музы­кан­ты высту­па­ли в тече­ние неде­ли, патро­ни­ро­вал меро­при­я­тие лидер совет­ской Гру­зии Эду­ард Шевард­над­зе, а по ито­гам фести­ва­ля вышел сбор­ник песен участ­ни­ков. На фести­ва­ле побы­ва­ли фин­ские доку­мен­та­ли­сты, кото­рые сня­ли фильм «Совет­ский рок». В дан­ном видео фильм демон­стри­ру­ет­ся после недол­го­го обсуж­де­ния. К сло­ву, пер­вый приз фести­ва­ля взя­ла «Маши­на вре­ме­ни», а дис­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная груп­па «Аква­ри­ум» была назва­на кри­ти­ка­ми пер­вой совет­ской панк-группой.


Рок вокруг Кремля (1985)

Фран­цуз­ский доку­мен­таль­ный фильм само­го нача­ла пере­строй­ки. На Ютю­бе есть вер­сия на фран­цуз­ском и англий­ском язы­ках. Есть ещё при­ме­ча­тель­ный фильм с таким же назва­ни­ем, но сня­тый англи­ча­на­ми. Назва­ние не совсем вер­ное. В цен­тре вни­ма­ния вся инду­стрия совре­мен­ной музы­ки СССР: рас­ска­зы­ва­ет­ся, как была устро­е­на грам­за­пись и рас­про­стра­ня­лись пла­стин­ки, как про­хо­ди­ли кон­цер­ты, а так­же в чём заклю­ча­лись отли­чия офи­ци­аль­ных и неофи­ци­аль­ных групп. С фран­цуз­ски­ми теле­ви­зи­он­щи­ка­ми пооб­ща­лись не толь­ко Цой и Гре­бен­щи­ков, но и Стас Намин с Аллой Пугачёвой.


Стоит лишь тетиву натянуть (1986)

Кур­со­вая рабо­та сту­ден­тов ВГИ­Ка, назван­ная в честь ком­по­зи­ции «Аква­ри­ума», запе­чат­ле­ла жизнь нефор­маль­ной моло­дё­жи Моск­вы. Пока­зан во всей кра­се Пётр Мамо­нов из груп­пы «Зву­ки Му» и дру­гие кол­лек­ти­вы Мос­ков­ской рок-лабо­ра­то­рии, а так­же хип­пи, метал­ли­сты и люби­те­ли твор­че­ства Бул­га­ко­ва, окку­пи­ро­вав­шие подъ­езд, где жил писатель.


Рок (1987)

Начи­нав­ший как доку­мен­та­лист режис­сёр «Матиль­ды» Алек­сей Учи­тель снял флаг­ман­ский для совет­ско­го рока фильм. Это про­стран­ные порт­ре­ты глав­ных звёзд совет­ско­го рока — Цоя, Гре­бен­щи­ко­ва, Гар­ку­ши, Шев­чу­ка. Слож­но назвать фильм очень увле­ка­тель­ным, но он точ­но важ­ней­ший для фор­ми­ро­ва­ния куль­та совет­ско­го рока и отлич­ный исто­ри­че­ский источ­ник о том, как жили зна­чи­тель­ные для жан­ра музыканты.


Рок-культ (1987)

А вот дру­гой фильм 1987 года, не столь извест­ный как «Рок», но смот­рит­ся на одном дыха­нии. В этом филь­ме иной ракурс. Рок рас­смат­ри­ва­ет­ся не через приз­му порт­ре­тов музы­кан­тов, а с точ­ки зре­ния соци­аль­но-куль­тур­ной роли рок-музы­ки, боль­шее вни­ма­ние уде­ле­но поклон­ни­кам рока. Это очень атмо­сфер­ный фильм с иро­нич­ным закад­ро­вым текстом.


Перекрёсток рока (1988)

Начи­на­ю­щий­ся с хард-роко­вой ком­по­зи­ции «Рок навсе­гда» груп­пы «Кру­из» фильм ста­вит вопрос: агрес­сия рок или же празд­ник? В каче­стве сце­на­ри­ста филь­ма при­вле­чён Арте­мий Тро­иц­кий. В филь­ме мно­го при­бал­тий­ско­го рока и задей­ство­ва­на груп­па «Тупые». Тональ­ность голо­са за кад­ром рез­ко кон­тра­сти­ру­ет с пока­зан­ной картинкой.


Сон в красном тереме (1989)

Обшир­ное и обсто­я­тель­ное доку­мен­таль­ное кино­по­лот­но о реги­о­наль­ном ответв­ле­нии совет­ско­го рока — сверд­лов­ском роке. В этом филь­ме вас встре­тят «Ага­та Кри­сти», когда о них никто не знал, «Чайф» вре­мён сво­ей мак­си­маль­ной кру­тиз­ны, одна из рок-див Настя Поле­ва и, конеч­но же, «Нау­ти­лус Помпилиус».


Следы на снегу (2014)

Режис­сёр­ский дебют лите­ра­то­ра и иссле­до­ва­те­ля суб­куль­тур Вла­ди­ми­ра Коз­ло­ва. Фильм повест­ву­ет о сибир­ском панк-роке, зна­ме­нем кото­ро­го ста­ли «Граж­дан­ская обо­ро­на» и Янка Дяги­ле­ва. В филь­ме про­де­мон­стри­ро­ва­но, что дви­же­ние сибир­ско­го пан­ка вто­рой поло­ви­ны 1980‑х годов было мас­со­вым и самобытным.


Герои советского нью-вейва (2016)

Фильм о самых стиль­ных пер­со­на­жах совет­ско­го рока — нью-вей­ва­рах, сня­тый пред­ста­ви­те­ля­ми объ­еди­не­ния «Хру­щёв­ка». Это подроб­но изло­жен­ный рас­сказ о дви­же­нии, кото­рое не было по досто­ин­ству оце­не­но совре­мен­ни­ка­ми, но ста­ло фун­да­мен­том для раз­ви­тия раз­лич­ных направ­ле­ний оте­че­ствен­ной музы­ки. И твор­че­ство геро­ев филь­ма со вре­ме­нем пуб­ли­ка рас­ку­си­ла и полю­би­ла. Тому при­мер «На заре», абсо­лют­ный хит груп­пы «Аль­янс», кото­рый гораз­до боль­ше на слу­ху сей­час, неже­ли в кон­це 1980‑х годов.

Поделиться