Главные документальные фильмы о советском роке

Советский рок был избалован вниманием документалистов и телевизионщиков. Именно люди с камерами — соавторы культа, сформировавшегося вокруг молодёжной гитарной музыки, стилистически разнообразной, но одинаково драйвовой и обращённой в будущее. Ныне, в наступившем будущем (причём далёком относительно 1985 года) рок не главенствует как жанр музыки, но по-прежнему заставляет тысячи людей приплясывать и подпевать.

В подборке десять интересных фильмов, снятых современниками и годы спустя, в новейшее время, повествующих о разных региональных сценах и стилях, концентрирующих внимание на рядовых слушателях или же звёздах жанра, отечественного и иностранного производства.


Шесть писем о бите, 1977 год

Самое старое полновесное видеосвидетельство о советском роке. Слово "рок" ещё не проговаривается, новое направление неформальной молодёжной музыки называется "битом", однако среди героев уже фигурирует группа "Машина времени". В фильме показаны разные точки зрения на новую музыку — свои мнения высказывают и ретрограды, запуганные "битом", и музыканты, и постоянные посетители "сейшенов" — рок-концертов, и даже матёрый советский композитор. Согласно легенде, фильм хотели уничтожить, но он чудом сохранился.


Тбилиси-80 (Советский рок). 1980 год (телевизионный показ 1993 год)

Важнейшей вехой развития советского рока считается первый фестиваль рок-музыки "Весенние ритмы" в Тбилиси 1980 года. Это событие прошло с невиданным размахом — "Весенние ритмы" проходили в формате конкурса, музыканты выступали в течение недели, патронировал мероприятие лидер советской Грузии Эдуард Шеварнадзе, а по итогам фестиваля вышел сборник песен участников. На фестивале побывали финские документалисты, которые сняли фильм "Советский рок". В данном видео фильм демонстрируется после недолгого обсуждения. К слову, первый приз фестиваля взяла "Машина времени", а дисквалифицированная группа "Аквариум" была названа критиками первой советской панк-группой.


Рок вокруг Кремля. 1985 год

Французский документальный фильм самого начала перестройки. На Ютюбе есть версия на французском и английском языках. Есть ещё примечательный фильм с таким же названием, но снятый англичанами. Название не совсем верное. В центре внимания вся индустрия современной музыки СССР, рассказывается, как была устроена грамзапись и распространялись пластинки, как проходили концерты, а также в чём заключались отличия официальных и неофициальных групп. С французскими телевизионщиками пообщались не только Цой и Гребенщиков, но и Стас Намин с Аллой Пугачёвой.


Стоит лишь тетиву натянуть. 1986 год

Курсовая работа студентов ВГИКа, названная в честь композиции "Аквариума", запечатлела жизнь неформальной молодёжи Москвы. Показан во всей красе Пётр Мамонов из группы "Звуки Му" и другие коллективы Московской рок-лаборатории, а также хиппи, металлисты и любители творчества Булгакова, оккупировавшие подъезд, где жил писатель.


Рок. 1987 год

Начинавший как документалист режиссёр "Матильды" Алексей Учитель снял флагманский для советского рока фильм. Это пространные портреты главных звёзд советского рока — Цоя, Гребенщикова, Гаркуши, Шевчука. Сложно назвать фильм очень увлекательным, но он точно важнейший для формирования культа советского рока и отличный исторический источник о том, как жили значительные для жанра музыканты.


Рок-культ, 1987 год

А вот другой фильм 1987 года, не столь известный как "Рок", но смотрится на одном дыхании. В этом фильме иной ракурс. Рок рассматривается не в через призму портретов музыкантов, а с точки зрения социально-культурной роли рок-музыки, большее внимание уделено поклонникам рока. Это очень атмосферный фильм с ироничным закадровым текстом.


Перекрёсток рока. 1988 год

Начинающейся с хард-роковой композиции "Рок навсегда" группы "Круиз" фильм ставит вопрос, агрессия рок или праздник. В качестве сценариста фильма привлечён Артемий Троицкий. В фильме много прибалтийского рока и задействована группа "Тупые". Тональность голоса за кадром резко контрастирует с показанной картинкой.


Сон в красном тереме, 1989 год

Обширное и обстоятельное документальное кинополотно о региональном ответвлении советского рока — свердловском роке. "Агата Кристи", когда о них никто не знал, "Чайф" времён своей максимальной крутизны, одна из рок-див Настя Полева и, конечно же, "Наутилус Помпилиус".

Следы на снегу. 2014 год

Режиссёрский дебют литератора и исследователя субкультур Владимира Козлова. Фильм повествует о сибирском панк-роке, знаменем которого стали "Гражданская обороны" и Янка Дягилева. В фильме продемонстрировано, что движение сибирского панка второй половины 1980-х было массовым и самобытным.


Герои советского нью-вейва. 2016 год

Фильм о самых стильных персонажах советского рока — нью-вейварах, снятый представителями объединения "Хрущёвка" (один из основателей объединения недавно нам давал интервью). Это подробно изложенный рассказ о движении, которое не было по достоинству оценено современниками, но стало фундаментом для развития различных направлений отечественной музыки. И творчество героев фильма со временем публика раскусила и полюбила. Тому пример "На заре", абсолютный хит группы "Альянс", который гораздо больше на слуху сейчас, нежели в конце 1980-х годов.

 

Поделиться