Тарантино по-русски

Самым влия­тель­ным режис­сё­ром 1990-х был Квен­тин Таран­тино. Его глав­ный хит «Крими­наль­ное чтиво» 1994 года добился и коммер­че­ского, и фести­валь­ного успеха, став олице­тво­ре­нием слова «блок­ба­стер». Фильм расхва­ли­вали кино­кри­тики, а зрители растас­ки­вали на цитаты. Режис­сёру подра­жали до такой степени, что Таран­тино превра­тился в имя нари­ца­тель­ное. В новей­шем изда­нии Оксфорд­ского словаря есть статья про прила­га­тель­ное «таран­ти­нов­ский» (Tarantinoesque).

Режис­сёр сфор­ми­ро­вал рецепт удач­ных филь­мов второй поло­вины 1990-х. Крими­нал в трак­товке обла­да­теля Оскара и гран-при Канн стано­вился комич­ным и приоб­ре­тал богем­но­сти, кровь лилась рекой, тщательно подби­рался саунд­трек, для интел­лек­ту­а­лов расстав­ля­лись ссылки на другие произ­ве­де­ния куль­туры. Повест­во­ва­ние было макси­мально доступ­ным, иронич­ным и много­слой­ным, подача была как в комиксе.

Похо­жие картины начали снимать по всему миру. Британ­ским отве­том Таран­тино стано­вится Гай Ричи, отме­тив­шийся крими­наль­ной коме­дией «Карты, деньги, два ствола» в 1998 году. Снятые в подоб­ном ключе фильмы появ­ля­ются и в России. Выде­лим наибо­лее удач­ные из них.


Мама, не горюй (1997 год)

Евге­ний Сиди­хин

«Мама, не горюй» (первая поста­новка по сцена­рию Констан­тина Мурзенко, ключе­вой фигуры данного мате­ри­ала) — остро­ум­ная коме­дия со стрель­бой. Совер­шенно точно первая работа, в кото­рой угады­вался стиль Таран­тино, но вписан­ный в знако­мые реалии. Морячка, избив­шего на свадьбе приста­вав­шего к его неве­сте крими­наль­ного авто­ри­тета, ищут все бандиты и мили­ция провин­ци­аль­ного города, но поймать не могут. Фильм стал сенса­цией и превра­тил во всерос­сий­ских звёзд Гошу Куценко и Андрея Панина.


Упырь (1997 год)

Алек­сей Сереб­ря­ков

И вновь сцена­рий Констан­тина Мурзенко, на этот раз напи­сан­ный в соав­тор­стве с погиб­шим Сергеем Добро­трав­ским. «Упырь» — очень смелый фильм и по подаче, и по стили­стике, и с точки зрения сюжета. Местом действия стре­лялки про вампи­ров стано­вится Крон­штадт 1990-х, мрач­ный и пустын­ный город. Все персо­нажи «Упыря» очень серьёзны, их речь по-теат­раль­ному драма­тична. Роль глав­ного истре­би­теля вампи­ров испол­няет Алек­сей Сереб­ря­ков, кото­рому очень идёт амплуа русского супер­ге­роя. Если бы в «Упыре» не фигу­ри­ро­вала «нечи­стая сила» и так часто не стре­ляли, то фильм мог сойти за соци­аль­ную драму в духе Сига­рева.


Тело будет предано земле предано, а старший мичман будет петь (1998 год)

Алек­сандр Лаза­рев и питбуль

Ещё один, без нечи­стой силы, но не менее изощ­рён­ный сцена­рий Констан­тина Мурзенко. Сюжет фильма с назва­нием-пере­ска­зом содер­жа­ния разво­ра­чи­ва­ется вокруг злоклю­че­ний ганг­стера-гомо­сек­су­а­ли­ста, пере­дви­га­ю­ще­гося на «Ягуаре», не слиш­ком удач­ли­вой актрисы и модного диджея в анту­раже снятого в стиле журнала «Птюч» «бандит­ского Петер­бурга». Эксцен­трич­ная кино­ко­ме­дия пред­вос­хи­тила своё время и оста­лась в долж­ной степени не оценён­ной.


Окраина (1998 год)

Народ­ные мсти­тели

Вершина твор­че­ства счита­ю­ще­гося куль­то­вым дуэта сцена­ри­стов Петра Луцика и Алек­сея Само­ря­дова. Для Петра Луцика эта картина стала един­ствен­ной полно­мет­раж­ной рабо­той в каче­стве режис­сёра. «Окра­ина» — это гран­ди­оз­ное смеше­ние кино­сти­лей, кото­рые кажутся далё­кими друг от друга. С одной стороны, фильм впитал в себя эсте­тику и пафос кино времён «вели­кого пере­лома», а с другой стороны – исполь­зо­ваны все приёмы ново­мод­ного боевика с галло­нами крови. Персо­нажи, эпиче­ские «народ­ные мсти­тели», будто бы взятые из 1930-х годов, карают кари­ка­тур­ных нуво­ри­шей 1990-х, претен­ду­ю­щих на народ­ное богат­ство.  Скан­даль­ная фабула для новой русской богемы, за два года до выхода фильма всерьёз опасав­шейся «крас­ного реванша» на прези­дент­ских выбо­рах.


Апрель (2001 год)

Евге­ний Стыч­кин

Режис­сёр­ский дебют Констан­тина Мурзенко начи­на­ется со сцены с участием Миха­ила Круга. Шансо­нье, как водится, играл очень солид­ного крими­наль­ного авто­ри­тета. Фильм по сюжету явля­ется проло­гом для исто­рии из «Мамы, не горюй». Бандит Артур в испол­не­нии Гоши Куценко на месте, а вместо морячка Панина — Евге­ний Стыч­кин во всей красе. Нельзя сказать, что фильм выда­ю­щийся, но «Апрель» опре­де­лённо силь­нее сиквела «Мамы, не горюй», вышед­шего пару лет спустя.


Даже не думай (2002 год)

Клип­мей­кер­ский фильм для поко­ле­ния MTV, сделан­ный под влия­нием Гая Ричи. Эта будто бы более комич­ная версия «Карты, деньги, два ствола» даже исполь­зует карточ­ную тема­тику. Фильм изоби­лует яркими кари­ка­тур­ными персо­на­жами, роль одного из кото­рых испол­нил музы­кант Дель­фин. У фильма стиль­ный саунд­трек, отра­жа­ю­щий самые акту­аль­ные тенден­ции начала 2000-х, — особенно класс­ный заглав­ный трек «Даже не думай» группы «Бонч бру Бонч». Фильм стал одной из первых замет­ных ролей скан­даль­ного актёра Алек­сея Панина. «Даже не думай» по всем пара­мет­рам добился успеха. Режис­сёр Руслан Баль­цер опера­тивно снял сиквел, но он поте­рял в лёгко­сти в срав­не­нии с первым филь­мом.


Жмурки (2005 год)

Дмит­рий Дюжев и Алек­сей Панин

Руга­тель­ная статья в «Россий­ской газете», посвя­щён­ная выходу «Жмурок», так и назы­ва­ется — «Наш ответ Таран­тино». Сам режис­сёр Алек­сей Бала­ба­нов под этими словами только подпи­сался бы. За его плечами уже были и всена­род­ный хит «Брат-2», и фести­валь­ный успех «Про уродов и людей». Он созна­тельно шёл на экспе­ри­мент, хотел снять что-то лёгкое и задор­ное, а-ля Квен­тин Таран­тино. Полу­чи­лось очень удачно, для многих именно «Жмурки» — люби­мый фильм Бала­ба­нова. Смот­рится картина как кино­во­пло­ще­ние цинич­ного анек­до­ти­че­ского фольк­лора из 1990-х про новых русских в крас­ных пиджа­ках и быков, но с прямыми отсыл­ками к «Крими­наль­ному чтиву», считы­ва­ю­щи­мися на раз зрите­лями со всего мира. Бала­ба­нов пока­зал, что анту­раж отече­ствен­ных 1990-х идеально соот­вет­ствует крими­наль­ным кино­ко­ме­диям.


Одна любовь на миллион (2007 год)

Фильм, кото­рый явно полу­чил меньше внима­ния, нежели заслу­жи­вал, хоть его и отре­цен­зи­ро­вали глав­ные кино­кри­тики 2000-х. В глав­ных ролях — уже поза­бы­тый участ­ник теле­про­екта «Фабрика звёзд» Руслан Курик и теат­раль­ная актриса Лина Мирим­ская. Прямо заяв­ля­ется, что «Одна любовь на миллион» — это адап­та­ция сцена­рия Квен­тина Таран­тино «Насто­я­щая любовь». Но ценен фильм совсем не сюжет­ными пово­ро­тами, а штри­хами и дета­лями, из кото­рых сфор­ми­ро­ван миф 1990-х, когда разво­ра­чи­ва­ются действия картины. Герой Курика упоми­нает куль­то­вую группу «Стук Бамбука в XI часов», а музы­канты «Техно­ло­гии» играют сами себя. Фильм не без откро­вен­ных ляпов, но с явным шармом.


Бабло (2011 год)

Посе­ре­дине — Дмит­рий Кулич­ков

Если время действия почти всех филь­мов этого списка — 1990-е, то фильм «Бабло» про здесь и сейчас образца 2011 года. Крими­нал транс­фор­ми­ро­вался. Теперь оборотни в пого­нах решают вопросы, кожаны смени­лись на доро­гие костюмы, а Москва, где стар­тует повест­во­ва­ние, выгля­дит глян­це­вой, яркой и бога­той — в общем, досто­вер­ной. «Бабло» — гоме­ри­че­ски смеш­ной фильм, уровень сатиры — Салты­ков-Щедрин, но в то же время зафик­си­ро­ваны опре­де­лён­ные моменты, кото­рые были харак­терны для столицы эпохи сытой стабиль­но­сти.


Всё и сразу (2014 год)

В маске — Алек­сандр Паль

Роман Кари­мов экра­ни­зи­ро­вал исто­рию про мелкий крими­нал из провин­ци­аль­ной России первой поло­вины 2010-х. Полу­чи­лось очень задорно и драй­вово. Одного из централь­ных персо­на­жей фильма сыграл рэпер ОСТ из «Рыноч­ных Отно­ше­ний», кото­рый сам впослед­ствии станет фигу­ран­том крими­наль­ных репор­та­жей. «Всё и сразу» — это ещё и редкая для России послед­них лет попытка снять кино про провин­цию без чернуш­ных красок отече­ствен­ного арт-хауса. Попытка оказа­лась удач­ной.

Поделиться