Телеистории: как рассказывали о прошлом на ТВ

Нашей стране прошлое небез­раз­лично. Его обсуж­дают до хрипоты, за него могут даже подраться, но какое оно — нет согла­сия в России. Полярны точки зрения о Нико­лае II, 1917 годе, Сталине, Горба­чёве и, конечно, о 1990-м годе. Это только ХХ век, а что было прежде — бездна.

В СССР даже мнение КПСС о прошлом и его деяте­лях посто­янно меня­лось. То Лаврен­тий Берия «луче­зар­ною звез­дою сияет» как вели­кий ученик Сталина и Ленина, то стано­вится англий­ским шпио­ном и созда­те­лем ужас­ного заго­вора по уничто­же­нию СССР.

Выма­ры­ва­ние прошлого дохо­дило до абсурда. Подпис­чи­кам Боль­шой совет­ской энцик­ло­пе­дии из орга­нов МВД в 1953 году прислали пред­пи­са­ние об уничто­же­нии статьи о Берии: «Госу­дар­ствен­ное науч­ное изда­тель­ство „Боль­шая совет­ская энцик­ло­пе­дия“ реко­мен­дует изъять из 5-го тома БСЭ 21, 22, 23 и 24 стра­ницы, а также порт­рет, вкле­ен­ный между 22 и 23 стра­ни­цами, взамен кото­рых Вам высы­ла­ются стра­ницы с новым текстом». Вместо статьи о видном госу­дар­ствен­ном деятеле Лаврен­тии Павло­виче Берии во все экзем­пляры была вкле­ена боль­шая статья «Берин­гов пролив».

VATNIKSTAN вспо­ми­нает 10 теле­пе­ре­дач о россий­ской исто­рии: как расска­зы­вали о прошлом Эдвард Радзин­ский, Леонид Парфё­нов, Евге­ний Кисе­лёв, Юрий Лотман и другие.


Эдвард Радзинский

Голос, тон кото­рого не забу­дут поко­ле­ния и поко­ле­ния. Теат­раль­ный драма­тург и искус­ство­вед Эдвард Радзин­ский превра­тил исто­рию в спек­такль. Его повест­во­ва­ние не претен­дует на досто­вер­ность, но с тем же талан­том, что он пишет пьесы для подмост­ков России и Европы, он творит исто­ри­че­скую драму. В сфере его инте­ре­сов — Рома­новы, Сталин, Антич­ный Рим, особенно Сенека. Там, где бушует кровь и страсть, его перо творит спек­такль, где есть место фарсу, траге­дии, коме­дии. С подчёрк­нуто теат­раль­ной инто­на­цией он пригла­шает всех к своему повест­во­ва­нию. В его расска­зах не всегда есть место объек­тив­но­сти, много огре­хов. Но это неважно. Перед нами — драма, кото­рая не нужда­ется в вери­фи­ка­ции.


«Колесо истории»

Превра­тить исто­рию в игру — легко! Вместе со знаме­ни­то­стями король полей и чудес Якубо­вич сажает гостей в кареты для увле­ка­тель­ной гонки. Участ­ники игры смот­рят сцены из исто­рии прошлого, кото­рые им пока­зы­вают актёры, и отве­чают на вопросы. Ищут сокро­вища, как в фильме «Инди­ана Джонс», присо­еди­няют Крым или отправ­ля­ются в увле­ка­тель­ную экспе­ди­цию в прошлое, где каждый Побе­ди­тель полу­чит 50 тысяч долла­ров. Игра оказа­лась удач­ной во всех смыс­лах: просве­ще­ние в обла­сти исто­рии полезно, а в игро­вой форме — полезно вдвойне.


«Свидетель века»

Влади­мир Кара-Мурза сделал достой­ную карьеру на ТВ. Сначала рабо­тал в «Итогах» на НТВ, вёл ночные ново­сти. Но исто­рик по обра­зо­ва­нию и призва­нию, Кара-Мурза хотел делать доку­мен­таль­ные проекты. Увле­че­ние прошлым было обыч­ным для команды НТВ — свои иссле­до­ва­ния старины глубо­кой делали Парфё­нов, Евге­ний Кисе­лёв, Набу­тов и прочие.

Концеп­ция Кара-Мурзы — нарра­тив из первых уст, рассказ от свиде­теля исто­ри­че­ских собы­тий без прикрас. Ведь исто­рия проис­хо­дит перед нашими глазами, мы помним рассказы бабу­шек и деду­шек о войне и сталин­ских годах, роди­те­лей о позд­нем СССР и 1990-х годах. Один из знаме­ни­тых гостей расска­зы­вал о своих воспо­ми­на­ниях.


«Намедни»

Уникаль­ный формат — исто­ри­че­ские собы­тия и повсе­днев­ность идут рядом друг с другом как лучшие друзья. Вот мини-юбки, а рядом — танки в Чехо­сло­ва­кии, шабаш­ники и Бреж­нев­ская консти­ту­ция, тама­гочи и дефолт рубля в 1998 году. Мэтр гово­рил, что увидел такой подход в одном из запад­ных журна­лов и дора­бо­тал.

Оказа­лось, что это идеаль­ный формат. Быто­вые детали типа духов «Пани Валев­ска» трогают сердце, а исто­ри­че­ская канва дает пищу для размыш­ле­ний. Что меня всегда пора­жало в Парфё­нове — как можно так ёмко и отчет­ливо доне­сти макси­мум инфор­ма­ции. Будто ты был в 1978 году, пил эту гази­ровку, читал эту книгу, узна­вал о новых иници­а­ти­вах КПСС и всту­пал в комсо­мол. Макси­мум инфор­ма­ции с мини­маль­ными усили­ями. Гени­ально!


«Российская империя»

«Намедни» в масштабе 220 лет. Лето­пись исто­рии нашей страны со времён Петра Вели­кого: России, что «подняли на дыбы», до заката вели­чай­шей конти­нен­таль­ной импе­рии мира в 1917 году. Первая серия фильма вышла в 2000 году, а послед­няя в 2003 году. Продук­тив­ность зашка­ли­вала. Цикл был приуро­чен к 300-летию со дня осно­ва­ния Санкт-Петер­бурга.

Повест­во­ва­ние по-парфё­нов­ски дина­мично, напол­нено важной инфор­ма­цией без лишних эмоций. Как он описы­вал ново­сти недели в своей пере­даче, так же, с полным погру­же­нием в реаль­ность, гово­рил о побе­дах русского оружия или Пуга­чёв­щине. Всё снима­ется на месте собы­тий. Съёмоч­ная группа объе­хала больше десятка стран в поис­ках путей русской исто­рии. Вот тот дом, в кото­ром роди­лась матушка импе­ра­трица Кате­рина Алек­севна, а на этих водах Пётр Первый лечил печень, в таком бога­том доме жил буду­щий лидер боль­ше­ви­ков Ленин.

Леонид Парфё­нов соби­рался продол­жить свой цикл уже о СССР, «Совет­ская импе­рия» и даже отснял неко­то­рые сюжеты, но из-за ухода Парфё­нова с канала проекту не дали хода.


«Старая квартира»

Исто­рия — это не только рево­лю­ции, войны и реформы. Это наша жизнь. Каждая вещь может вклю­чать в себя миллион воспо­ми­на­ний, эмоций и расска­зов. Помните «Чемо­дан» Довла­това или отцов­ские часы из «Крими­наль­ного Чтива»? Такие вещи есть в любой квар­тире и семье. Чем ты старше, тем больше ценишь своё прошлое, кото­рое зашито кодами во всём, что окру­жает. По волнам памяти гости пере­но­сятся в совет­ский год, чтобы посмот­реть фильмы тех лет, вспом­нить грею­щие душу преда­ния не такой и древ­но­сти, спеть песни дисси­ден­тов. Детство, даже после­во­ен­ное, всегда свет­лое, а запах свежего хлеба, петушка на палке проно­сили сквозь года. Вещи — это больше чем пред­меты или мате­ри­аль­ный мир, это отпе­чатки в нашей душе, кото­рые живут с нами долгие годы.


«Кто мы?»

Глав­ный проект Феликса Разумов­ского. С 1992 года Феликс Велье­вич иссле­дует судьбы России, фило­со­фию и рели­гию. Приятно удив­ляет степень подго­товки оратора, факты, подача без пустых эмоций или сомни­тель­ных теорий. Из его программ многие узнали о право­слав­ной куль­туре, о стол­пах русского зодче­ства и иконах. Пожа­луй, это и есть то просве­ще­ние, кото­рого так не хватает нашей стране. Не ментор­ский тон, а добрый рассказ о духов­но­сти России, её глав­ной рели­гии — право­сла­вии. Полное погру­же­ние в сюжет — съёмки с исто­ри­че­ских мест, кино­хро­ника.

Но не все мне пока­за­лось достой­ным. Нельзя не отме­тить, что оратор идеа­ли­зи­рует Россий­скую импе­рию, бичует крас­ных и интел­ли­ген­тов. Всегда удив­ля­ешься кате­го­рич­ным аполо­ге­там доре­во­лю­ци­он­ной России: ну если так всё было хорошо, если охранка прижала всех к ногтю, отчего же две рево­лю­ции, отчего соци­аль­ный раскол и круше­ние царского режима, когда нами правили лучшие люди. Что же пошли за Лени­ным и Стали­ным? Так ли боль­ше­вики были аморальны и чуже­родны? Только в прокля­тых «тили­ген­тах» вина октября 1917 года? Эти вопросы оста­лись без ответа, и я не могу согла­ситься с промо­нар­хи­че­ской трак­тов­кой. Поэтому стоит поста­вить Разумов­скому минус за необъ­ек­тив­ность. Но делает честь глубина анализа, прора­ботка архив­ных мате­ри­а­лов и каче­ство повест­во­ва­ния. По сути это моно­спек­такль об исто­рии, кото­рый держит в тонусе до послед­него.


Цикл «Новейшая история» на НТВ

Евге­ний Кисе­лёв не только вёл «Итоги», но и снимал доку­мен­таль­ное кино. Очень достой­ное, хоть об этом мало кто знает. За долгую профес­си­о­наль­ную жизнь он создал более 20 лент об исто­рии ХХ века. Талант анали­зи­ро­вать факты как нико­гда кстати — зритель узнаёт многое о пере­лом­ных момен­тах бурного столе­тия. Сделано на совесть — каче­ствен­ная анали­тика, мнения очевид­цев и исто­ри­ков, акку­рат­ность сужде­ний. Доку­мен­талка на все 100.

Евге­ний Кисе­лёв служил в Афга­ни­стане как воен­ный совет­ник. Многих выпуск­ни­ков ИСАА тогда отправ­ляли помо­гать брат­ской азиат­ской державе. Его фильм сделан в том числе по личным воспо­ми­на­ниям, впечат­ле­ниям о первых годах войны в далё­кой стране: как СССР оказался в Кабуле, почему не одолел моджа­хе­дов.


Млечин

Леонид Михай­ло­вич начи­нал как обыч­ный обозре­ва­тель «Изве­стий». На ТВ попал в 1990-е годы как веду­щий новост­ной пере­дачи «Де факто», где расска­зы­вали о собы­тиях недели. Но увле­че­ние прошлым, особенно Третьим рейхом, привело его на ТВЦ, где ему выде­лили пере­дачу «Особая папка». Сам Млечин был силен в напи­са­нии детек­ти­вов. А потому в его устах любой сюжет стано­вится крими­наль­ным чтивом — с героем, врагами, нака­лом стра­стей.

Пламен­ная речь Млечина затя­ги­вает в водо­во­рот, дина­мика повест­во­ва­ния заво­ра­жи­вает. Важен не сам рассказ, а скорее пыл и жар, с кото­рым гово­рят с экрана. О ком бы ни шла речь — Геббельс, Майкл Дуглас, Троц­кий, Ягода, Ежов или даже Моше Даян. Обо всех слушать приятно. Да, Млечин пристра­стен, напри­мер Троц­кий в его устах просто супер­ге­рой, предан­ный жалким завист­ни­ком-грузи­ном, а Сталин — слабый и жесто­кий сатрап, маньяк.


«Беседы о русской культуре» Юрия Лотмана

Выда­ю­щийся фило­лог, мысли­тель и глыба русской науки ХХ века. Юрий Лотман, препо­да­ва­тель универ­си­тета города Тарту в Эсто­нии, читает свои лекции из каби­нета.

Пора­жают черты, кото­рые отли­чают именно совет­ских ученых — струк­ту­ри­ро­ван­ность, степен­ность и выве­рен­ность каждой лексемы.

«Беседы о русской куль­туре» — это цикл теле­ви­зи­он­ных пере­дач, создан­ный в конце 1980-х годов на основе соот­вет­ству­ю­щего курса лекций в универ­си­тете Тарту. В центре внима­ния жизнь россий­ского дворян­ства пушкин­ской эпохи. По сути курс исто­рии повсе­днев­но­сти с погру­же­нием в куль­туру.


Читайте также наш мате­риал «Топ-10 поли­ти­че­ских теле­де­ба­тов совре­мен­ной России».

Поделиться