Семь не самых известных, но очень хороших фильмов о войне

По нашей прось­бе Павел Мои­се­ен­ко, созда­тель теле­грам-кана­ла «Кино­прав­да», соста­вил спи­сок неоче­вид­ных, но достой­ных вни­ма­ния филь­мов о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. В выбор­ке семь кар­тин раз­ных лет — от сня­то­го в толь­ко осво­бож­дён­ном Кие­ве филь­ма с кад­ра­ми из Бабье­го Яра до гума­ни­сти­че­ско­го про­из­ве­де­ния о немец­ких плен­ных, отправ­лен­ных в неболь­шую дерев­ню на Севере.


Непокорённые (реж. Марк Донской, 1945)

С нача­лом вой­ны кино­сту­дии сня­лись со сво­их мест и эва­ку­и­ро­ва­лись в Алма-Ату и Таш­кент. Там режис­сё­ры, вда­ле­ке от фрон­та, ста­ви­ли филь­мы в пави­льо­нах. Одна­ко этот фильм сни­мал­ся в недав­но осво­бож­дён­ном Кие­ве. Цен­траль­ным эпи­зо­дом стал рас­стрел евре­ев в Бабьем Яру, кото­рый из аги­та­ции о необ­хо­ди­мо­сти лич­ной жерт­вы взмыл на уро­вень апо­ка­лип­тич­ной драмы.


Я родом из детства (реж. Виктор Туров, 1966)

Суперк­лас­си­ка бело­рус­ско­го кино. Само­быт­ный фильм о несколь­ких паца­нах, живу­щих в при­фрон­то­вом горо­де. Скле­ен­ный из дет­ских вос­по­ми­на­ний и чувств, этот фильм выби­вал­ся из обще­го совет­ско­го кино­ря­да даже чисто сти­ли­сти­че­ски. А длин­ные пано­ра­мы по горо­ду, засня­тые руч­ной каме­рой, при­да­ва­ли эсте­ти­ку доку­мен­таль­но­сти. Одна из пер­вых серьёз­ных ролей Высоц­ко­го в кино.


Мне было девятнадцать (реж. Конрад Вольф, 1967)

Авто­био­гра­фич­ный фильм немец­ко­го режис­сё­ра из ГДР. В 1934 году, после при­хо­да наци­стов к вла­сти, семья режис­сё­ра эми­гри­ру­ет в Совет­ский Союз. В вой­ну, 19-лет­ний буду­щий режис­сёр Конрад Вольф воз­вра­ща­ет­ся на роди­ну в каче­стве лей­те­нан­та Крас­ной армии и зада­ёт­ся, каза­лось бы, дет­ски­ми вопро­са­ми: «Поче­му нацизм при­жил­ся в Гер­ма­нии», «Какие они нем­цы», «А я сам кто».


Был месяц май (реж. Марлен Хуциев, 1970)

Инфор­ма­ция об ужа­са­ю­щих немец­ких конц­ла­ге­рях рас­кры­лась дале­ко не сра­зу. В этом скром­ном филь­ме о груп­пе сол­дат, рас­квар­ти­ро­ван­ных в немец­кой дере­вуш­ке, пово­рот­ной сце­ной явля­ет­ся как раз такой момент. Гуляя в окрест­но­стях, они обна­ру­жи­ва­ют забро­шен­ный конц­ла­герь. Что это за стран­ное место? Какие-то бара­ки, гру­ды ложек под нога­ми. А газо­вую каме­ру при­ни­ма­ют за котель­ную с, поче­му-то, необы­чай­но тол­сты­ми сте­на­ми. Ведь не при­дёт же нико­му в голо­ву их истин­ное назначение.


Летняя поездка к морю (реж. Семён Аранович, 1978)

Силь­ный фильм, остав­ший­ся в тени более извест­ных «Тор­пе­до­нос­цев», кото­рых Ара­но­вич сни­мет спу­стя пять лет. На ост­ро­ва Новой Зем­ли достав­ля­ют экс­пе­ди­цию школь­ни­ков, что­бы те соби­ра­ли пти­чьи яйца и гото­ви­ли про­до­воль­ствен­ную базу для моря­ков. Изо­ли­ро­ван­ная на ост­ро­ве ком­му­на живёт сво­и­ми юно­ше­ски­ми кон­флик­та­ми, пока в окрест­но­стях не при­зем­ля­ет­ся сби­тый немец­кий лёт­чик, а потом за ним не при­хо­дит поис­ко­вой фашист­ский отряд.


Порох (реж. Виктор Аристов, 1985)

Надо при­знать, кино уста­ре­ва­ет, а кино воен­ное, содер­жа­щее баталь­ные сце­ны, уста­ре­ва­ет тем более. Но эта гипер­ре­а­ли­стич­ная исто­рия о пер­вых днях бло­кад­но­го Ленин­гра­да запро­сто спо­соб­на про­из­ве­сти силь­ное, гне­ту­щее впе­чат­ле­ние сво­ей беше­ной яро­стью и сейчас.


Полумгла (реж. Артём Антонов, 2005)

Фильм, вызвав­ший в своё вре­мя реак­цию такую же, как выступ­ле­ние маль­чи­ка в Бун­дес­та­ге, — обви­не­ния в русо­фо­бии и поклё­пе на исто­рию. Это исто­рия о том, как в глухую дерев­ню на Севе­ре при­во­зят отряд с воен­но­плен­ны­ми нем­ца­ми, что­бы стро­ить радио­выш­ку. Воен­ные и дере­вен­ские, при­няв­шие нем­цев сна­ча­ла в шты­ки, со вре­ме­нем начи­на­ют испы­ты­вать к ним эмо­ци­о­наль­ную при­вя­зан­ность, ну и вооб­ще, отно­сят­ся к ним по-чело­ве­че­ски. Хоро­ший фильм получился.

Поделиться