Семь не самых известных, но очень хороших фильмов о Великой Отечественной войне

По нашей просьбе Павел Моисе­енко, созда­тель теле­грам-канала "Кино­правда", соста­вил список неоче­вид­ных, но достой­ных внима­ния филь­мов о Вели­кой Отече­ствен­ной войне. В выборке семь картин разных лет — от снятого в только осво­бож­дён­ном Киеве фильма с кадрами из Бабьего Яра до гума­ни­сти­че­ского произ­ве­де­ния о немец­ких плен­ных, отправ­лен­ных в неболь­шую деревню на Севере.


Непокоренные. Марк Донской, 1945

nepokorennie

С нача­лом войны кино­сту­дии снялись со своих мест и эваку­и­ро­ва­лись в Алма-Ату и Ташкент. Там режис­серы, вдалеке от фронта, ставили фильмы в пави­льо­нах. Однако, этот фильм снимался в недавно осво­бож­ден­ном Киеве. Централь­ным эпизо­дом стал расстрел евреев в Бабьем Яру, кото­рый из агита­ции о необ­хо­ди­мо­сти личной жертвы взмыл на уровень апока­лип­тич­ной драмы.

Я родом из детства. Виктор Туров, 1966

я родом из детства

Суперк­лас­сика бело­рус­ского кино. Само­быт­ный фильм о несколь­ких паца­нах, живу­щих в прифрон­то­вом городе. Скле­ен­ный из детских воспо­ми­на­ний и чувств, этот фильм выби­вался из общего совет­ского кино­ряда даже чисто стили­сти­че­ски. А длин­ные пано­рамы по городу, засня­тые ручной каме­рой, прида­вали эсте­тику доку­мен­таль­но­сти. Одна из первых серьез­ных ролей Высоц­кого в кино.

Мне было девятнадцать. Конрад Вольф, 1967

мне было девятнадцать

Авто­био­гра­фич­ный фильм немец­кого режис­сера из ГДР. В 1934 году, после прихода наци­стов к власти, семья режис­сера эмигри­рует в Совет­ский Союз. В войну, девят­на­дца­ти­лет­ний буду­щий режис­сёр Конрад Вольф возвра­ща­ется на родину в каче­стве лейте­нанта Крас­ной Армии и зада­ётся, каза­лось бы, детскими вопро­сами: «Почему нацизм прижился в Герма­нии», «Какие они немцы», «А я сам кто».

Был месяц май. Марлен Хуциев, 1970

был месяц май

Инфор­ма­ция об ужаса­ю­щих немец­ких конц­ла­ге­рях раскры­лась далеко не сразу. В этом скром­ном фильме о группе солдат, расквар­ти­ро­ван­ных в немец­кой дере­вушке, пово­рот­ной сценой явля­ется как раз такой момент. Гуляя в окрест­но­стях, они обна­ру­жи­вают забро­шен­ный конц­ла­герь. Что это за стран­ное место? Какие-то бараки, груды ложек под ногами. А газо­вую камеру прини­мают за котель­ную с, почему-то, необы­чайно толстыми стенами. Ведь не придет же никому в голову их истин­ное назна­че­ние.

Летняя поездка к морю. Семен Аранович, 1978

летняя поездка к морю

Силь­ный фильм, однако, остав­шийся в тени более извест­ных "Торпе­до­нос­цев", кото­рых Арано­вич снимет спустя пять лет. На острова Новой Земли достав­ляют экспе­ди­цию школь­ни­ков, чтобы те соби­рали птичьи яйца и гото­вили продо­воль­ствен­ную базу для моря­ков. Изоли­ро­ван­ная на острове коммуна живет своими юноше­скими конфлик­тами, пока в окрест­но­стях не призем­ля­ется сбитый немец­кий летчик, а потом за ним не прихо­дит поис­ко­вой фашист­ский отряд.

Порох. Виктор Аристов, 1985

porokh

Надо признать, кино уста­ре­вает, а кино воен­ное, содер­жа­щее баталь­ные сцены, уста­ре­вает тем более. Но эта гипер­ре­а­ли­стич­ная исто­рия о первых днях блокад­ного Ленин­града запро­сто способна произ­ве­сти силь­ное, гнету­щее впечат­ле­ние своей беше­ной яростью и сейчас.

Полумгла. Артем Антонов, 2005

полумгла

Фильм, вызвав­ший в свое время реак­цию такую же, как выступ­ле­ние маль­чика в Бундес­таге, — обви­не­ния в русо­фо­бии и поклепе на исто­рию. Это исто­рия о том, как в глухую деревню на Севере приво­зят отряд с воен­но­плен­ными немцами, чтобы стро­ить радио­вышку. Воен­ные и дере­вен­ские, приняв­шие немцев сначала в штыки, со време­нем начи­нают испы­ты­вать к ним эмоци­о­наль­ную привя­зан­ность, ну и вообще, отно­сятся к ним по-чело­ве­че­ски. Хоро­ший фильм полу­чился.

Поделиться