Психошансон из Петербурга. Экспериментальный альбом «Земли Сомнамбулы»

«Земля Сомнам­булы» — петер­бург­ская экспе­ри­мен­таль­ная пост-панк группа, кото­рой уже 10 лет. Недавно вышла «Свеча на Лито­ри­но­вом море», шестая пластинка группы, наибо­лее нова­тор­ская и необыч­ная. Мы попро­сили участ­ника коллек­тива Колю Садов­ника расска­зать об альбоме.


Уважа­е­мые слуша­тели, поль­зу­ясь предо­став­лен­ной возмож­но­стью и прось­бой куль­тур­ного объеди­не­ния VATNIKSTAN я немного расскажу о нашем новом альбоме «Свеча на Лито­ри­но­вом море». Его можно совсем и не воспри­ни­мать сквозь то, что будет сказано ниже. Мы поддер­жи­ваем любые интер­пре­та­ции, ибо это также есть продукт твор­че­ского акта всякого субъ­екта.

Название:

Слово «свеча» есть эсха­то­ло­ги­че­ский символ формы времени. Лито­ри­но­вое море необъ­яс­нимо маги­че­ски привлек­лось к нам своей топо­ни­ми­кой, 7 тысяч лет назад нахо­ди­лось оно на месте нашего люби­мого города Санкт-Петер­бурга. Неко­то­рые части бере­го­вой линии прохо­дили неда­леко от места моего дома и дома, где прожи­вает госпо­дин Заруц­кий, приняв­ший участие в данном альбоме. Что меня чрез­вы­чайно заин­те­ре­со­вало и вписа­лось в общий концепт альбома – времени, прошлом, насто­я­щем,  буду­щем, циклич­но­сти, круге.

«Земля Сомнам­булы» . Фото­гра­фия 2017 года.

А теперь о песнях:


Сорви меня, Ева

Первая компо­зи­ция выпол­няет роль вступ­ле­ния — отправ­ной точки цикла. Творец сидит в парке и неза­метно мысль прихо­дит к началу-действию, в тексте для этого исполь­зо­вана фраза-символ – «сорви меня, Ева». Осталь­ной текст не несет слиш­ком уж значи­мой нагрузки, его нужно расце­ни­вать как скор­лупу, состо­я­щую из случай­ных частиц воспри­я­тия и памяти.


В недопитом лимонаде

Детство — чистый период опыта. Когда удив­ле­ние поис­тине явля­ется двига­те­лем позна­ния. Но и ощуще­ние мета­фи­зич­но­сти воспри­ни­ма­е­мого также наибо­лее остро, как и в такой же степени непо­нятно. Люби­мая бабушка – символ спокой­ствия, уюта и безгра­нич­ных солнеч­ных надежд.


Каждый из нас в свой черед

Здесь мы прибли­зи­лись к неко­то­рому гитарно-синте­ти­че­скому free (в том числе, благо­даря Сергею Ерма­кову – гуру петер­бург­ского удар­ного мастер­ства). В испол­не­нии Павла Заруц­кого (играл в «Земле Сомнам­буле в каче­стве баси­ста в 2016–2017 гг., поэт, пере­вод­чик грече­ского аван­гарда (и не только грече­ского), лидер много­чис­лен­ных проек­тов — Куль­тура Раны, Эври­дика ВА2037, Эва2037, Grotesque Sexuality и etc.).

Предо­ста­вим слово самому Павлу:

«Я читаю стихо­тво­ре­ние "Мать" грече­ского поэта Миль­тоса Сахту­риса (из книги "С тех пор", 1996). Я даже не могу сказать, что выби­рал этот текст, — он пришел мне в голову с первых же нот прислан­ной мне демо­за­писи. Сахту­рис точно так же жил в собствен­ной вселен­ной, полной абсурда и "повсе­днев­ного ужаса". Мать же наибо­лее емко пока­зы­вает этот мир; мир, столь родствен­ный "Земле Сомнам­булы"».

Ниже Павел пред­ста­вил собствен­ный пере­вод этого стихо­тво­ре­ния:

«Я искал свой дом.

На доро­гах были сплошь руины; не видать ничего, лишь камни да стены обру­шен­ные.

И ни души вокруг.

И тогда пока­за­лась боль­ная мать.

Нико­гда она не выгля­дела так хорошо, полная сил и энер­гии.

Взяла меня за руку, и оказа­лись мы в милой комнатке, в нашем доме.

Я плакал, плакал навзрыд…

И она: не плачь, каждый из нас в свой черед».


Сон в Рудрапраяге

Довольно опти­ми­стич­ная основа у этой инстру­мен­таль­ной компо­зи­ции.

Как-то, я прочел перед сном книгу «Леопард из Рудра­пра­яга» Джима Корбетта – англий­ского писа­теля, путе­ше­ствен­ника, охот­ника, истре­би­теля зверей-людо­едов. Собственно, во сне я уже видел мир глазами того леопарда, краду­ще­гося ночью по зарос­лям Гима­лаев, в поис­ках жертвы…И, когда прыжок был осуществ­лен, в сей момент я пере­ме­стился в пред­по­ла­га­е­мую жертву – т.е. себя же, выста­вил руки вперед, и что бы вы поду­мали? поймал вели­ко­леп­ного плюше­вого игру­шеч­ного леопар­дика… Сие мной было расце­нено так: не стоит себя бояться. Чего и всем желаю. Архат.


Ты героина печальная раба

Здесь приме­нен один из люби­мых «аква­рель­ных», как я его назы­ваю, подхо­дов к работе с мате­ри­а­лом, калей­до­скоп из музы­каль­ных фраз. Неров­ность, спон­тан­ность — сино­нимы жизнен­но­сти. Люблю наблю­дать отсут­ствие выхо­ло­щен­но­сти музы­каль­ного мате­ри­ала.  Текст – память о чело­веке, когда-то ушед­шем, в дале­кой юности. Где-то прочел недавно хоро­шую мысль о физи­че­ской и симво­ли­че­ской смерти, то есть имелось в виду – чело­век умирает два раза. Я помню – значит, чело­век еще живет. Это немного успо­ка­и­вает. Также, инте­рес­ное проти­во­по­став­ле­ние полу­чи­лось твор­че­ству (конкретно фразе «тебя все забу­дут») еще одного моего друга – Саше Сига­еву («ДК Посто­рон­них»), вокаль­ный рупор кото­рого задей­ство­ван в этой компо­зи­ции.


Ранен нефтяной танкер

Завер­ша­ю­щая вещь. Могу сказать, что само­вы­яв­лен­ное, одно из глав­ных жанро­вых направ­ле­ний «Земли Сомнам­булы» — психо­шан­сон здесь наибо­лее подхо­дит для опре­де­ле­ния. Психо­шан­сон осно­вы­ва­ется отча­сти на абсур­дист­ских прие­мах, воспри­ни­мать его не стоит как разно­вид­ность блат­ной русской песни, этот термин, в первую очередь, (как с источ­ни­ком) связан с рассуж­де­нием о надлич­ност­ной воле­вой основе, физи­че­ски наибо­лее выра­жен­ной в энер­гич­ном n-ном пред­ста­ви­теле моло­дого поко­ле­ния в опре­де­лен­ном исто­ри­че­ском витке нашей страны, направ­лен­но­стью этой воли, ее обуз­да­нию (само­обуз­да­нию) и наибо­лее раци­о­наль­ному приме­не­нию. По мне – так это слож­ные вопросы (уходя­щие, в глубин­ные процессы физио­ло­гии, психо­фи­зио­ло­гии, воспи­та­ния, теории Дарвина и т.д.), и пони­ма­ние их нераз­ре­ши­мо­сти, с одной стороны, удру­чает и зама­ни­вает в слад­кие сети абсурда-метода, но не остав­ляет мысли­тель­ные потуги, выстра­и­ва­ние различ­ных теорий с другой. Это моя личная «теория» «помощи самому себе», отча­сти уходя­щая к вопросу о русской идее, её, быть может, новом синте­ти­че­ском виде, гибрид­ном, соче­та­ю­щим в себе искон­ную право­слав­ную частицу с тради­ци­ями инду­изма, буддизма, различ­ными меди­та­тив­ными прак­ти­ками, что, собственно, и подчерк­нуто в музы­каль­ном плане.


Желаю всем прият­ного прослу­ши­ва­ния.


Поделиться