Десять фотографий Серебряного века

Сереб­ря­ный век — пери­од исто­рии рус­ской куль­ту­ры с 1890‑х годов по 1920‑е годы. Он сов­пал с евро­пей­ской эпо­хой модер­на и пода­рил оте­че­ствен­но­му и миро­во­му искус­ству десят­ки новых направ­ле­ний: сим­во­лизм, футу­ризм, акме­изм, има­жи­низм. Это было вре­мя бур­но­го раз­ви­тия всех жан­ров искус­ства, но в первую оче­редь — поэ­зии, живо­пи­си и теат­ра. Сам тер­мин «Сереб­ря­ный век» появил­ся уже после его окон­ча­ния, в эми­грант­ской сре­де, по ана­ло­гии с «Золо­тым веком» пуш­кин­ской эпохи.

Мно­гие дея­те­ли Сереб­ря­но­го века полу­чи­ли при­зна­ние при жиз­ни: они изда­ва­ли попу­ляр­ные поэ­ти­че­ские сбор­ни­ки, их выстав­ки соби­ра­ли тыся­чи зри­те­лей, а сти­хи рас­хо­ди­лись на цита­ты и ста­но­ви­лись объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния кри­ти­ков. Насле­дие это­го пери­о­да осмыс­ля­ет­ся и сей­час. VATNIKSTAN собрал извест­ные и неиз­вест­ные фото­гра­фии актё­ров, писа­те­лей, поэтов и худож­ни­ков Сереб­ря­но­го века.

Источ­ни­ки фото: «Исто­рия Рос­сии в фото­гра­фи­ях», Рос­сий­ская госу­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, © Wikimedia Commons.


«Пиковая дама», 1890‑е годы

Мария Сла­ви­на — опер­ная певи­ца и педа­гог за твор­че­скую карье­ру испол­ни­ла более 60 ролей. Одна из наи­бо­лее зна­ко­вых — гра­фи­ня в «Пико­вой даме» в поста­нов­ке Мари­ин­ско­го теат­ра. В 1902 году удо­сто­е­на зва­ния «Заслу­жен­ная артист­ка Импе­ра­тор­ских театров».


Домашний спектакль Александра Блока, 1898 год

Алек­сандр Блок закон­чил гим­на­зию в 1898 году и тогда же посту­пил на юри­ди­че­ский факуль­тет Санкт-Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. В это вре­мя буду­щий поэт увлёк­ся теат­ром. В усадь­бе Боб­ло­во он каж­дые кани­ку­лы ста­вил спек­так­ли и сам в них играл: «Камен­но­го гостя», «Гам­ле­та», «Бори­са Году­но­ва». На фото запе­чат­лён момент из «Гам­ле­та», где Блок игра­ет коро­ля Клав­дия, а его буду­щая жена Любовь Мен­де­ле­е­ва — Офелию.


Вера Комиссаржевская, 1900‑е годы

Актри­са Вера Комис­сар­же­ская (до кон­ца 1930‑х годов её фами­лию писа­ли как «Ком­ми­сар­жев­ская») была звез­дой Алек­сандрин­ско­го теат­ра и испол­ня­ла роли Лари­сы в «Бес­при­дан­ни­це», Нины Зареч­ной в «Чай­ке» и Мар­га­ри­ты в «Фау­сте». Актри­са кос­вен­но участ­во­ва­ла в рево­лю­ци­он­ном дви­же­нии: день­ги от бла­го­тво­ри­тель­но­го выступ­ле­ния она пере­да­ла бакин­ской типо­гра­фии, где печа­та­ли бро­шю­ры соци­ал-демо­кра­ти­че­ской, соци­ал-рево­лю­ци­он­ной и дру­гих анти­пра­ви­тель­ствен­ных партий.


Литературный кружок «Среда», 1902 год

Лите­ра­тур­ный кру­жок «Сре­да» в 1899–1916 годах объ­еди­нял мос­ков­ских поэтов, писа­те­лей, худож­ни­ков и даже пев­цов. Участ­ни­ки соби­ра­лись по сре­дам дома у Нико­лая Теле­шо­ва и обща­лись в нефор­маль­ной обста­нов­ке. На фото сле­ва напра­во: Сте­пан Ски­та­лец, Лео­нид Андре­ев, Мак­сим Горь­кий, Нико­лай Теле­шов, Фёдор Шаля­пин, Иван Бунин и Евге­ний Чири­ков (сто­ит). У каж­до­го участ­ни­ка круж­ка было нефор­маль­ное про­зви­ще, свя­зан­ное с назва­ни­ем мос­ков­ских улиц. Так Горь­ко­го за любовь к теме бед­ня­ков назы­ва­ли «Хит­ров­кой», Андре­ева за при­сталь­ное вни­ма­ние к теме смер­ти «Вагань­ко­вым», а Буни­на — «Живо­дёр­кой» — за худо­бу и ироничность.


«Почему мы раскрашиваемся?», 1913 год

Ната­лья Гон­ча­ро­ва — рус­ская худож­ни­ца-аван­гар­дист­ка (и дво­ю­род­ная пра­внуч­ка жены Пуш­ки­на Ната­льи Гон­ча­ро­вой) актив­но зани­ма­лась живо­пи­сью с 1906 года и про­бо­ва­ла себя в самых сме­лых направ­ле­ни­ях искус­ства. Напри­мер, в боди-арте. В 1913 году она вме­сте с Миха­и­лом Лари­о­но­вым и Ильёй Зда­не­ви­чом под­пи­са­ла мани­фест «Поче­му мы раскрашиваемся»:

«Мы не стре­мим­ся к одной эсте­ти­ке. Искус­ство не толь­ко монарх, но и газет­чик и деко­ра­тор. Мы ценим и шрифт и изве­стия. Син­тез деко­ра­тив­но­сти и иллю­стра­ции — осно­ва нашей рас­крас­ки. Мы укра­ша­ем жизнь и про­по­ве­ду­ем — поэто­му мы раскрашиваемся».


«Мир искусства», 1914 год

Уни­каль­ный груп­по­вой порт­рет сра­зу 18 извест­ных худож­ни­ков «Мира искус­ства». На фото­гра­фии чер­ни­ла­ми напи­са­ны номе­ра, а на обо­ро­те под­пи­са­ны присутствующие:
1. Мсти­слав Добужинский.
2. Алек­сандр Гауш.
3. Осип Браз.
4. Нико­лай Рерих.
5. Иван Билибин.
6. Борис Кустодиев.
7. Вла­ди­мир Кузнецов.
8. Павел Кузнецов.
9. Евге­ний Лансере.
10. Нико­лай Лансере.
12. Нико­лай Милиоти.
13. Анна Остроумова-Лебедева.
14. Кузь­ма Петров-Водкин.
15. Алек­сандр Таманов.
16. Князь Алек­сандр Шервашидзе.
17. Сте­пан Яремич.
18. Иса­ак Рабинович.

Так­же на фото есть штамп: «фото­графъ Яковъ Шим…ебергъ 1914». Яков Штейн­берг — рос­сий­ский и совет­ский фото­ху­дож­ник, сни­мал порт­ре­ты извест­ных людей, фото­ре­пор­та­жи о Пер­вой миро­вой войне, Фев­раль­ской и Октябрь­ской революции.


Проводы Бенедикта Лившица на фронт, 1914 год

В объ­ек­тив Кар­ла Бул­лы — вла­дель­ца фото­ате­лье в Санкт-Петер­бур­ге, извест­но­го как «отец рус­ско­го репор­та­жа» — совер­шен­но слу­чай­но попа­ли сра­зу четы­ре рус­ских писа­те­ля Сереб­ря­но­го века: Осип Ман­дель­штам, Кор­ней Чуков­ский, Бене­дикт Лив­шиц и Юрий Аннен­ков. Фото 1914 года запе­чат­ле­ло про­во­ды Бене­дик­та Лив­ши­ца на фронт. Аннен­ков вспо­ми­нал об этой фотографии:

«В один из этих дней, зная, что по Нев­ско­му про­спек­ту будут идти моби­ли­зо­ван­ные, Кор­ней Чуков­ский и я реши­ли пой­ти на эту глав­ную ули­цу. Там же, совер­шен­но слу­чай­но, встре­тил­ся и при­со­еди­нил­ся к нам Осип Ман­дель­штам… Когда ста­ли про­хо­дить моби­ли­зо­ван­ные, ещё не в воен­ной фор­ме, с тюка­ми на пле­чах, то вдруг из их рядов вышел, тоже с тюком, и под­бе­жал к нам поэт Бене­дикт Лив­шиц. Мы при­ня­лись обни­мать его, жать ему руки, когда к нам подо­шёл незна­ко­мый фото­граф и попро­сил раз­ре­ше­ния снять нас. Мы взя­ли друг дру­га под руки и так были сфотографированы…».

Чуков­ский запом­нил чуть боль­ше деталей:

«Пом­ню, мы втро­ём, худож­ник Аннен­ков, поэт Ман­дель­штам и я, шли по петер­бург­ской ули­це в авгу­сте 1914 г. — и вдруг встре­ти­ли наше­го обще­го дру­га, поэта Бен. Лив­ши­ца, кото­рый отправ­лял­ся (кажет­ся, доб­ро­воль­цем) на фронт. С бри­той голо­вой, в казен­ных сапо­гах он — обыч­но щего­ле­ва­тый — был неузна­ва­ем. За голе­ни­щем сапо­га была у него дере­вян­ная лож­ка, в руке — гли­ня­ная сол­дат­ская круж­ка. Ман­дель­штам пред­ло­жил пой­ти в бли­жай­шее фото­ате­лье и снять­ся (в честь ухо­дя­ще­го на фронт Б. Л.)».


Семья Гумилёвых, 1915 год

Брак поэтов Нико­лай Гуми­лё­ва и Анны Ахма­то­вой не был счаст­ли­вым: двум твор­че­ским нату­рам было труд­но ужить­ся друг с дру­гом. В 1914 году Гуми­лёв ушёл доб­ро­воль­цем на фронт, в нача­ле 1915 года его награ­ди­ли Геор­ги­ев­ским кре­стом 4‑й сте­пе­ни и в это же вре­мя он про­сту­дил­ся и месяц лечил­ся в Пет­ро­гра­де. Воз­мож­но, имен­но в этот пери­од сде­ла­но фото.

В 1918 году, через три года после этой съём­ки пара окон­ча­тель­но рас­ста­нет­ся (на тот момент они уже какое-то вре­мя не будут жить вме­сте). Буду­ще­му исто­ри­ку и гео­гра­фу Льву на фото три года.


После представления балета «Петрушка», 1920‑е годы

Балет «Пет­руш­ка» или «Рус­ские потеш­ные сце­ны в четы­рёх кар­ти­нах» стал резуль­та­том сов­мест­но­го твор­че­ства Иго­ря Стра­вин­ско­го (ком­по­зи­тор), Алек­сандра Бенуа (автор либ­рет­то, сце­но­граф) и Миха­и­ла Фоки­на (хорео­граф). Балет успеш­но шёл в Рос­сии и за рубе­жом. Сле­ва напра­во: Нико­лай Крем­нев, Алек­сандр Бенуа, Борис Гри­го­рьев, Тама­ра Кар­са­ви­на, Сер­гей Дяги­лев, Вац­лав Нижин­ский и Серж Лифарь.


Константин Бальмонт, 1920‑е годы

В 1920 году поэт Кон­стан­тин Баль­монт поки­нул Рос­сию и через Ревель добрал­ся до Пари­жа. Здесь ему при­шлось посе­лить­ся в малень­кой меб­ли­ро­ван­ной квар­ти­ре. По вос­по­ми­на­ни­ям Тэффи:

«… окно в сто­ло­вой было все­гда заве­ше­но тол­стой бурой пор­тье­рой, пото­му что поэт раз­бил стек­ло. Вста­вить новое стек­ло не име­ло ника­ко­го смыс­ла, — оно лег­ко мог­ло сно­ва раз­бить­ся. Поэто­му в ком­на­те было все­гда тем­но и холод­но. „Ужас­ная квар­ти­ра, — гово­ри­ли они. — Нет стек­ла, и дует“».

Эми­грант­ское обще­ство отно­си­лось к Баль­мон­ту про­хлад­но: его подо­зре­ва­ли в сим­па­ти­ях к Сове­там. Несмот­ря на труд­ную обста­нов­ку Баль­монт про­дол­жал твор­че­скую рабо­ту и в 1923 году полу­чил номи­на­цию на Нобе­лев­скую пре­мию. При­бли­зи­тель­но в этот пери­од фото сде­лал Пётр Ива­но­вич Шумов — рус­ско-фран­цуз­ский фото­ху­дож­ник, эми­гри­ро­вал из Рос­сии по Фран­цию в 1906 году, стал лич­ным фото­гра­фом Огю­ста Родена.


 

Поделиться