10 фильмов времён Великой Отечественной войны

Кино­про­цесс в Совет­ском Союзе в годы Вели­кой Отече­ствен­ной войны был адап­ти­ро­ван к новым усло­виям. Прио­ри­тет­ным стало направ­ле­ние, связан­ное с хрони­кой и неболь­шими агита­ци­он­ными роли­ками. Доку­мен­таль­ный фильм «Разгром немец­ких войск под Моск­вой», состо­я­щий из кино­хро­ники, полу­чит «Оскар» 1943 года. Из репор­та­жей с фронта, публи­ци­сти­че­ских зари­со­вок, музы­каль­ных и юмори­сти­че­ских номе­ров форми­ро­ва­лись «Боевые кино­сбор­ники». Для солдат и офице­ров снима­лись «Концерты фронта», нарезка музы­каль­ных номе­ров, напо­ми­на­ю­щих совре­мен­ные клипы.

Выхо­дили и полно­цен­ные худо­же­ствен­ные фильмы — причём далеко не только на воен­ную тема­тику. Центрами кино­про­из­вод­ства стали Тбилиси и Душанбе, куда были эваку­и­ро­ваны Мосфильм и Ленфильм. К 1941–1945 годам отно­сятся такие фильмы, как «Свинарка и пастух», «Иван Гроз­ный», сказка «Кощей Бессмерт­ный», несколько биогра­фий рево­лю­ци­он­ных деяте­лей и филь­мов про Граж­дан­скую войну. Но наиболь­ший инте­рес пред­став­ляют фильмы, попы­тав­ши­еся отра­зить Вели­кую Отече­ствен­ную войну во время её хода. Именно из таких произ­ве­де­ний будет состо­ять подборка VATNIKSTAN — жанрово разно­об­раз­ных, но повест­ву­ю­щих о войне, кото­рая проис­хо­дила здесь и сейчас.


Чапаев с нами (1941 год)

В агита­ци­он­ных роли­ках начала войны активно исполь­зо­ва­лись образы попу­ляр­ных кино­ге­роев 1930-х. К неве­ро­ятно попу­ляр­ному фильму «Чапаев» сняли альтер­на­тив­ную концовку. В корот­ко­мет­ражке Влади­мира Петрова начдив Васи­лий Чапаев чудес­ным обра­зом выплы­вает из реки Урал и оказы­ва­ется перед солда­тами летом 1941 года, кото­рым он произ­но­сит обод­ря­ю­щую речь. Этот ролик пред­став­ля­ется одной из самых удач­ных нахо­док кино­про­па­ганды.


Мы ждём Вас с победой! (1941 год)

Полу­с­ка­зоч­ная исто­рия про проводы солдата на войну, превра­тив­ша­яся в первый «концерт фронту». Состоит из несколь­ких эстрад­ных номе­ров, многие из них можно назвать выда­ю­щи­мися (напри­мер, испол­не­ние «Иди, люби­мый мой» Нины Петро­пав­лов­ской). Завер­ша­ется фильм знаме­ни­той песней «Священ­ная война» с огром­ными титрами текста компо­зи­ции.


Непобедимые (1942 год)

Фильм «Непо­бе­ди­мые» (также изве­стен как «Ленин­градцы») повест­вует о кануне и первых меся­цах блокады Ленин­града. В центре внима­ния — работа завода и рвение моло­дого инже­нера Насти Кова­лё­вой в испол­не­нии актрисы Тамары Мака­ро­вой, кото­рая, будучи бежен­кой с окку­пи­ро­ван­ного завода, смогла добиться, что сохра­нён­ный ей проект был исполь­зо­ван в произ­вод­стве нового танка. «Непо­бе­ди­мые» счита­ется первым полно­цен­ным худо­же­ствен­ным филь­мом о Вели­кой Отече­ствен­ной войне.


Актриса (1942 год)

Сюжет разво­ра­чи­ва­ется вокруг эваку­и­ро­ван­ной в глубо­кий тыл актрисы Театра оперетты Зои Стрель­ни­ко­вой. Зое её профес­сия в усло­виях войны кажется неумест­ной. Женщина стано­вится нянь­кой в госпи­тале, где она повстре­ча­лась с ране­ным майо­ром, страст­ным люби­те­лем оперетты. Лёгкий коме­дий­ный и, вместе с тем, сенти­мен­таль­ный фильм Леонида Трау­берга демон­стри­ро­вал, что для блага родины все профес­сии нужны, а музыке есть место и на войне.


Дорога к звёздам (1942 год)

В этом произ­ве­де­нии студент консер­ва­то­рии, несмотря на проти­во­дей­ствие со стороны отца, полков­ника авиа­ции, стано­вится лётчи­ком. Одна из много­чис­лен­ных сюжет­ных линий — дуэль совет­ского и немец­кого асов, много внима­ния уделено герман­ской стороне. Фильм очень дина­мич­ный и захва­ты­вает дух. Вскоре после выхода «Дороги к звёз­дам» созда­теля фильма Эдуарда Пенц­лина репрес­си­руют. Пенц­лин был этни­че­ским немцем.


Юный Фриц (1942 год)

«Юный Фриц» — редкий пример экра­ни­за­ции стихо­тво­ре­ния. Режис­сёр­ский дуэт Григо­рия Козин­цева и Леонида Трау­берга снял по моти­вам сати­ри­че­ской поэмы Саму­ила Маршака 25-мину­тый фильм о взрос­ле­нии и пути в Совет­ский Союз юного Фрица — кари­ка­турно изоб­ра­жён­ного сторон­ника Гитлера. Шутки фильма воспри­ни­ма­ются смеш­ными и сейчас.


Неуловимый Ян (1942 год)

Бывший студент Праж­ского универ­си­тета и узник конц­ла­геря Ян Смудек выхо­дит раз в день в радио­эфир в поко­рён­ной немцами Чехо­сло­ва­кии. Фаши­сты не могут найти таин­ствен­ного веду­щего, хоть Ян скры­ва­ется у них под носом. «Неуло­ви­мый Ян» — это соби­ра­тель­ный образ чешского подполь­щика. Снятый режис­сё­рами Исидо­ром Аннен­ским и Влади­ми­ром Петро­вым в Тбилиси фильм пока­зы­вал, что в Европе действуют мест­ные парти­зан­ские силы.


В 6 часов вечера после войны (1944 год)

Любовь во время войны — вот глав­ная тема этого опти­ми­сти­че­ского музы­каль­ного фильма Ивана Пырьева. Эту кино­кар­тину можно считать проро­че­ской. Режис­сёр решился на смелый посту­пок: пока­зал празд­но­ва­ние победы с торже­ствен­ным салю­том ещё до окон­ча­ния войны. В фильме победу отме­чали (как это будут делать и в 1945 году) в мае.


Жила-была девочка (1944 год)

Фильм Виктора Эйсы­монта снимался в январе 1944 года в Ленин­граде, когда кольцо вокруг города уже было прорвано, но блокада ещё не была окон­ча­тельно снята. Это фильм про детей и для детей. Расска­зы­вает о судьбе двух дево­чек пяти и семи лет, кото­рые, несмотря на страш­ную войну и тяго­сти блокады, оста­ются детьми со свой­ствен­ными возрасту увле­че­ни­ями и миро­вос­при­я­тием.


Зоя (1944)

Нема­лую роль в том, что Зоя Космо­де­мьян­ская стала Жанной д’Арк совет­ского народа, сыграл фильм Лео Арнштама «Зоя». Режис­сёр изоб­ра­зил не только подвиг юной комсо­молки, но и весь корот­кий жизнен­ный путь Зои — с рожде­ния до знаме­ни­той речи в захва­чен­ной немцами деревне перед казнью. Музыку к фильму напи­сал Дмит­рий Шоста­ко­вич.

Поделиться