YouTube про 1917 год. Что действительно стоит посмотреть

Вели­кая русская рево­лю­ция (именно такой термин утвер­дился в исто­рио­гра­фии; Вели­кая русская рево­лю­ция вклю­чает в себя и Февраль­скую, и Октябрь­скую рево­лю­ции, завер­ша­ется обра­зо­ва­нием Совет­ского Союза 30 декабря 1922 года) — тема попу­ляр­ная как среди профес­си­о­наль­ных иссле­до­ва­те­лей, так и среди публи­ци­стов, блоге­ров и поли­ти­ков. Инфор­ма­ци­он­ное простран­ство запол­нено разного рода бредо­выми выдум­ками, конспи­ро­ло­ги­че­скими теори­ями и прямым обма­ном ауди­то­рии, причина кото­рых кроется в поли­ти­че­ских убеж­де­ниях выска­зы­ва­ю­щихся. Особо много всяких гума­ни­тар­ных шуле­ров на YouTube, площадке с макси­мально демо­кра­тич­ной ауди­то­рией. В пред­две­рии барной презен­та­ции книги «1917 год. День за днём. Сбор­ник доку­мен­тов, воспо­ми­на­ний, днев­ни­ко­вых и газет­ных запи­сей» VATNIKSTAN отде­лил зёрна от плевел и собрал заслу­жи­ва­ю­щие внима­ния выступ­ле­ния профес­си­о­наль­ных исто­ри­ков, выло­жен­ные на YouTube. В подборке пред­став­лены десять запи­сей не только на русском, но и на англий­ском языках, с укло­ном в соци­аль­ную исто­рию.  


Фёдор Гайда «Февральская революция 1917 года: что это было?»

В каче­стве введе­ния пред­став­ляем лекцию препо­да­ва­теля кафедры исто­рии России XIX века – начала XX века истфака МГУ Фёдора Гайды. Исто­рик зани­ма­ется, в первую очередь, исто­ками рево­лю­ции, его перу принад­ле­жит важней­шая моно­гра­фия «Власть и обще­ствен­ность в России: диалог о пути поли­ти­че­ского разви­тия (1910 – 1917)». Идеаль­ная лекция, приуро­чен­ная к столе­тию Февраль­ской рево­лю­ции для того, чтобы начать позна­вать тему.

Интер­вью с Фёдо­ром Гайдой «Наше поли­ти­че­ское воспри­я­тие такое же, что и у крестьян столет­ней давно­сти»


Владимир Булдаков «Октябрьская революция: как это было»

Доктор исто­ри­че­ских наук Влади­мир Булда­ков в необыч­ной форме расска­зал теле­ка­налу «ВМЕСТЕ РФ» про боль­ше­вист­ский пере­во­рот октября 1917 года — другую важней­шую точку единого рево­лю­ци­он­ного процесса. Автор маст-рида для всех увле­ка­ю­щихся тема­ти­кой «Крас­ная смута. Природа и послед­ствия рево­лю­ци­он­ного наси­лия» построил своё выступ­ле­ние на основе отве­тов на вопросы ауди­то­рии. Инте­ресно не только, о чём расска­зы­вает исто­рик, но и о чём его расспра­ши­вают.


Борис Колоницкий «Дискуссии о причинах революции 1917 года»

Возможно, самый извест­ный во всём мире совре­мен­ный отече­ствен­ный иссле­до­ва­тель Вели­кой русской рево­лю­ции Борис Коло­ниц­кий концен­три­рует своё внима­ние на вопро­сах массо­вого созна­ния. Его перу принад­ле­жат моно­гра­фии про воспри­я­тие царской семьи и Керен­ского. В отли­чие от многих акаде­ми­че­ских учёных, исто­рик не чура­ется науч-попа. Сбор­ник очер­ков «#1917: Семна­дцать очер­ков по исто­рии Россий­ской рево­лю­ции» — тому пример. Для проекта «Пост­На­ука» Борис Коло­ниц­кий расска­зал, о чём спорят исто­рики в контек­сте 1917 года, почему неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей назы­вают «опти­ми­стами», а других – «песси­ми­стами», а также срав­нил Россий­скую импе­рию и Испа­нию.


Лев Лурье про революционный Петроград

Интер­нет-журнал «Арза­мас» почему-то озагла­вил цикл лекций Льва Лурье про соци­аль­ное устрой­ство Петро­града образца начала 1917 год «Петер­бург нака­нуне рево­лю­ции». Впро­чем, досад­ное редак­тор­ское допу­ще­ние не повли­яло на уровень мате­ри­ала, изло­жен­ного знаме­ни­тым крае­ве­дом. Это шесть захва­ты­ва­ю­щих лекций про то, кто насе­лял импер­скую столицу, став­шую «колы­бе­лью трёх рево­лю­ций», — от членов закры­тых яхт-клубов до люмпе­ни­зи­ро­ван­ных хули­га­нов. Тоталь­ное погру­же­ние обес­пе­чено.


Владислав Аксёнов «Массовое сознание россиян и его изменения в августе 1914 – марте 1917-го»

Вели­кая русская рево­лю­ция — след­ствие Первой миро­вой войны. Это акси­ома, выве­ден­ная исто­ри­ками. Влади­слав Аксё­нов, защи­тив­ший канди­дат­скую диссер­та­цию про повсе­днев­ную жизнь Петро­града и в Москве в 1917 году, на основе бога­того факти­че­ского мате­ри­ала рассмат­ри­вает, как массо­вое созна­ние воспри­ни­мало Первую миро­вую войну, был ли патри­о­ти­че­ский подъём в России в 1914 году и ожидало ли обще­ство рево­лю­цию.


Дмитрий Цыганков «Бес свободы: Московский университет после 1917 года»

Очень инте­рес­ная, особенно для тех, кто имеет отно­ше­ние к МГУ, лекция от специ­а­ли­ста по исто­рии студен­че­ства Дмит­рия Цыган­кова. Иссле­до­ва­тель расска­зал, что из себя пред­став­лял Москов­ский универ­си­тет к 1917 году и каким обра­зом рево­лю­ци­он­ные собы­тия изме­нили жизнь учеб­ного заве­де­ния. Из лекции вы узна­ете, какие тради­ции были у Москов­ского универ­си­тета, почему его срав­ни­вали с лаза­ре­том, как прохо­дил учеб­ный год в 1917 году, чем приме­ча­те­лен ректор Михаил Мензбир и как отре­а­ги­ро­вала профес­сура на Октябрь­скую рево­лю­цию.

Интер­вью с Дмит­рием Цыган­ко­вым «Боль­шой удачей было встре­титься с Ключев­ским где-нибудь под столом»


Теодор Шанин «Русское крестьянство в “Великой российской революции (1917−1922)”»

Москов­ская высшая школа соци­аль­ных и эконо­ми­че­ских наук назы­ва­ется в честь своего осно­ва­теля «Шанин­кой». Теодор Шанин, учёный с миро­вым именем, не был дипло­ми­ро­ван­ным исто­ри­ком. Учёный сам себя назы­вал «крестья­но­ве­дом». Профес­сор высших учеб­ных заве­де­ний трёх разных стран рассмат­ри­вал русское крестьян­ство через призму социо­ло­гии и эконо­мики. Шанин вывел, что русское крестьян­ство было «неудоб­ным клас­сом», хоть и самым массо­вым. О роли крестьян­ства в Вели­кой русской рево­лю­ции можете узнать из лекции, прочи­тан­ной в Саха­ров­ском Центре.


Александр Рабинович «Большевики приходят к власти. Размышления по случаю столетнего юбилея»

Амери­кан­ский исто­рик русского проис­хож­де­ния удосто­ился особой чести. Иссле­до­ва­ние Алек­сандра Раби­но­вича «Боль­ше­вики прихо­дят к власти: Рево­лю­ция 1917 года в Петро­граде» было пере­ве­дено и опуб­ли­ко­вано ещё в Совет­ском Союзе. Пред­став­ляем выступ­ле­ние Алек­сандра Раби­но­вича на семи­наре, прове­дён­ном в Бель­гии в связи со столе­тием Вели­кой русской рево­лю­ции. Исто­рик рассуж­дает о том, что обес­пе­чило победу боль­ше­ви­ков и о мифо­ло­ги­че­ском воспри­я­тии партии в совре­мен­ном запад­ном обще­стве.


Марк Стейнберг «Рождение духа русской революции: 1905 – 1917»

Амери­кан­ские исто­рики любят экспе­ри­мен­ти­ро­вать с хроно­ло­гией Русской рево­лю­ции. Кто-то в своих иссле­до­ва­ниях в каче­стве стар­то­вой точки рево­лю­ци­он­ного процесса назы­вает 1891 год, аргу­мен­ти­руя пози­цию реак­цией русского обще­ства на голод, другие дово­дят рево­лю­цию аж до 1991 года. Соци­аль­ный исто­рик и хариз­ма­тич­ный лектор Марк Стейн­берг связы­вает Вели­кую русскую рево­лю­цию с собы­ти­ями 1905 – 1907 гг.. В отли­чие от других экспе­ри­мен­та­то­ров с пери­о­ди­за­цией, Стейн­берг убеди­те­лен.

Интер­вью с Марком Стейн­бер­гом «Газеты – это первый, черно­вой срез исто­рии»


Брендан МакГивер «Большевики и антисемитизм в русской революции»

Можно было бы вклю­чить в каче­стве деся­той лекции выступ­ле­ние Стивена Коткина или Орландо Файджеса. Однако гораздо важнее проде­мон­стри­ро­вать, что изучают Русскую рево­лю­цию за рубе­жом не только пожи­лые сове­то­логи, но и учёные по меркам данной выборки юные. Моно­гра­фия сотруд­ника Лондон­ского универ­си­тета Брен­дана МакГи­вера, посвя­щён­ная чрез­вы­чайно люби­мому массо­вой ауди­то­рией еврей­скому вопросу в русской рево­лю­ции, вышла в 2019 году, но гото­ви­лась доста­точно давно. В 2017 году в Венском инсти­туте Визен­таля по иссле­до­ва­ниям Холо­ко­ста МакГи­вер прочи­тал лекцию по моти­вам своей работы – о том, как боль­ше­вики боро­лись с прояв­ле­ни­ями анти­се­ми­тизма, в первую очередь, в Крас­ной Армии.


Смот­рите также «Как Москва митин­го­вала в дни Февраль­ской рево­лю­ции»

Поделиться