На рубеже 1940-х и 1950-х место моды в жизни совет­ских граж­дан меня­ется. Труд­ные годы позади, впереди почти 40 лет роста личного благо­со­сто­я­ния и новых возмож­но­стей. Уровень жизни будет посте­пенно повы­шаться, а вместе с ним — инте­рес к моде. Именно в 1950-е мода начи­нает стано­вится действи­тельно массо­вой, доступ­ной не только жите­лям круп­ных горо­дов, но и почти всей стране.

О том, как одева­лись в СССР, читайте статьи другие статьи автора: «Мода НЭПа», «Мода эпохи 1930-х годов» и «После­во­ен­ная мода».


Модные тенденции 1950-х

Восста­нов­ле­ние эконо­мики в СССР после войны прошло уско­рен­ными темпами, однако, власть делала упор на тяжё­лую промыш­лен­ность. Здесь дово­ен­ный уровень удалось превы­сить уже в 1949 году. Лёгкой промыш­лен­но­сти внима­ния уделяли меньше, хотя в 1950 и отра­пор­то­вали, что выпуск продук­ции тоже достиг дово­ен­ного уровня. Однако объек­тивно выпус­ка­е­мой одежды и обуви не хватало, равно как и каче­ства, и разно­об­ра­зия ассор­ти­мента. Швей­ные пред­при­я­тия произ­во­дили уста­рев­шие фасоны, медленно и неохотно внед­ряли новые модели. Но глав­ное — не учиты­вали потреб­ность людей одеваться инди­ви­ду­ально и исполь­зо­вать одежду как сред­ство само­вы­ра­же­ния.

Нельзя сказать, что госу­дар­ство было довольно такой ситу­а­цией. Проблемы со снаб­же­нием насе­ле­ния одеж­дой и обувью не просто ставили под угрозу комфорт людей, а созда­вали реаль­ные проблемы в других отрас­лях. Напри­мер, на рубеже 1940-х и 1950-х мест­ные партий­ные струк­туры полу­чили десятки жалоб на рынок потре­би­тель­ских това­ров и узнали, что в неко­то­рых реги­о­нах дети не могут посе­щать школы, потому что не имеют обуви.

Наде­я­лись, что решить проблему полу­чится повсе­мест­ным откры­тием Домов моде­лей — свое­об­раз­ных «мозго­вых центров» моды и лёгкой промыш­лен­но­сти. На их работ­ни­ков возла­га­лась боль­шая ответ­ствен­ность: нужно было создать базо­вую концеп­цию совет­ской моды (прин­ци­пи­ально отлич­ную от запад­ной), созда­вать новые фасоны взамен уста­рев­ших образ­цов 20-х и 30-х домов, а ещё внед­рять их на швей­ные пред­при­я­тия и контро­ли­ро­вать их работу. Это полу­ча­лось не слиш­ком хорошо. Модные новые коллек­ции шили неболь­шими парти­ями, кото­рые быстро разле­та­лись по Москве. Стоили они дорого и подав­ля­ю­щей части насе­ле­ния были не по карману. Боль­шин­ство же пред­при­я­тий шили по старым лека­лам и постав­ляли на рынок модели, уста­рев­шие 10 лет назад.

Журнал «Работ­ница». 1957 год

Всё же инду­стрия непо­во­рот­ливо начи­нает пере­стра­и­ваться под новые требо­ва­ния граж­дан, даже под дивер­си­фи­ка­цию вкуса. Моде­льеры теперь учиты­вают, что у потре­би­те­лей есть личные пред­став­ле­ния о стиле и стре­мятся пред­ста­вить привле­ка­тель­ные вари­анты для разных людей. При разра­ботке коллек­ций это полу­ча­ется. Напри­мер, шьются платья разных фасо­нов и цветов, появ­ля­ются женские брюки и несколько вари­ан­тов мужских костю­мов. Но швей­ные фабрики не успе­вают шить их в доста­точ­ном коли­че­стве. Хоро­шая одежда и обувь продол­жают оста­ваться дефи­ци­том.

В 1957 году в Москве прошёл Между­на­род­ный конгресс моды, но участ­во­вали в нём только страны соци­а­ли­сти­че­ского лагеря. Совет­ские моде­льеры пред­ста­вили здесь несколько ансам­блей повсе­днев­ной одежды.

Журнал «Работ­ница». 1957 год

«Запе­чат­лен­ное время» (фильм о Между­на­род­ном конгрессе моды 1957 года):


«Самопошив»

Итак, усилий госу­дар­ства, швей­ных пред­при­я­тий и Домов моде­лей было ката­стро­фи­че­ски недо­ста­точно, чтобы обес­пе­чить людей комфорт­ной совре­мен­ной одеж­дой. Граж­да­нам прихо­ди­лось решать проблему само­сто­я­тельно: женщины сади­лись за швей­ную машинку и шили из подруч­ных мате­ри­а­лов обновки на всю семью. Нередко прихо­ди­лось пере­ли­цо­вы­вать и пере­ши­вать воен­ную форму и даже одежду пятна­дца­ти­лет­ней давно­сти.

Обзор тканей. Журнал «Работ­ница». 1957 год

Здесь можно прове­сти анало­гию с книж­ным самиз­да­том: если хоте­лось носить что-то отлич­ное от пред­ло­жен­ного мест­ными швей­ными фабри­ками, необ­хо­димо было изго­то­вить это своими руками. Так назы­ва­е­мая система «само­снаб­же­ния» одеж­дой в 1950-е продол­жает активно разви­ваться. Граж­дане шьют наряды сами или зака­зы­вают у част­ни­ков, а также поку­пают иностран­ные товары у фарцов­щи­ков. Модную одежду на пере­про­дажу приво­зят из загра­нич­ных поез­док арти­сты и спортс­мены.

Удачей счита­лось купить отрез ткани на «толкучке» (рынке, где част­ники торгуют подер­жан­ными вещами) и сшить из него платье, брюки, рубашку и даже плащ по эски­зам из журна­лов. Активно пере­ши­вали старую воен­ную форму и чудом сохра­нив­шу­юся дово­ен­ную одежду.


New Look и возвращение женственности

В женской моде акту­аль­ной стано­вится выра­жен­ная женствен­ность. Треуголь­ные силу­эты с наплеч­ни­ками усту­пают пышным юбкам, дела­ю­щим бёдра визу­ально шире плеч. Модный силуэт — «песоч­ные часы» — пока­тые плечи, припод­ня­тая грудь, узкая талия и широ­кие бёдра. Женщины начи­нают с осто­рож­но­стью носить декольте.

Киев­лянки. Фото­гра­фия 1954 года

В сере­дине деся­ти­ле­тия в моду входят платья с узкой затя­ну­той талией и объём­ными юбками до щико­лотки. Платья укра­шают машин­ным круже­вом, кото­рое в СССР назы­вают «Рише­лье». Этот женствен­ный и элегант­ный стиль назы­ва­ется New look («Новый образ»). Его автор — Кристиан Диор. Моде­льер верно уловил, что женщи­нам надо­ело быть «солда­тами в юбках» и хочется ощутить себя «прин­цес­сами». В СССР «Нью-лук» пришёл с запада с опоз­да­нием на несколько лет. Его совет­ское вопло­ще­ние — Людмила Гурченко в «Карна­валь­ной ночи».

Людмила Гурченко в фильме «Карна­валь­ная ночь». 1956 год

В коллек­циях от совет­ских моде­лье­ров появ­ля­ются узкие брюки. Они пози­ци­о­ни­ру­ются как более удоб­ные для отдыха на природе и туризма, а также для вело­про­гу­лок и спорта.

Инте­рес­ным источ­ни­ком знаний о моде того времени могут быть фильмы: о каждой новой коллек­ции снимали видео­ро­лик, где подробно презен­то­вали каждый образ и объяс­нили, как и где его следует носить. Такие фильмы пред­на­зна­ча­лись не только для внут­рен­него показа, но и для демон­стра­ции на между­на­род­ных выстав­ках. Поэтому они несли идео­ло­ги­че­скую нагрузку, напри­мер, подчёр­ки­вали, что в СССР много доступ­ных вари­ан­тов досуга, а швей­ная промыш­лен­ность пред­ла­гать десятки совре­мен­ных обра­зов «на все случаи жизни».

В 1950-е в списке «образ­цов для подра­жа­ния» наравне с актри­сами появ­ля­ются женщины-поли­тики и «первые леди» — жёны лиде­ров страны. Супруга Никиты Хрущёва Нина Петровна на роль зако­но­да­тель­ницы моды похо­дила мало: она всегда одева­лась просто и мало чем отли­ча­лась от сред­не­ста­ти­сти­че­ской совет­ской женщины. Много внима­ния привле­кала Екате­рина Фурцева (в 1950-е была первым секре­та­рём Москов­ского город­ского коми­тета КПСС).

Насто­я­щий фурор произ­вела Йованка Броз, супруга югослав­ского лидера Иосипа Тито. Её фото появи­лись в газете после визита Хрущёва в Югосла­вию. Известно, что Тито бало­вал свою пятую жену изыс­кан­ными наря­дами, сшитыми на заказ. В то же время Йованка выгля­дела весьма скромно, женственно и не вызы­ва­юще, что прихо­ди­лось по вкусу боль­шин­ству женщин в СССР.

Йованка Броз и Никита Хрущёв в Белграде

Мужская мода

Мужская мода не меня­лась так карди­нально, как женская. Боль­шин­ство мужчин носит двуборт­ные и одно­борт­ные костюмы клас­си­че­ского, немного прита­лен­ного кроя. Акту­аль­ные широ­кие пиджаки и брюки. Костюмы носят с рубаш­ками — белыми, в клетку или в полоску, а также с поло­са­тыми галсту­ками. Моде­льеры немного экспе­ри­мен­ти­ро­вали с мужскими обра­зами, но смелых новшеств не пред­ла­гали, только неболь­шие ново­вве­де­ния. Напри­мер, в модной коллек­ции 1956-го совет­ским мужчи­нам пред­ла­гали носить костюмы, где брюки и пиджаки пошиты из тканей разного оттенка.

Мода 1950-х

Самый попу­ляр­ный голов­ной убор — кепка. Летом её носят с костю­мом, осенью с плащом, а зимой — с тёплым пальто. В сере­дине деся­ти­ле­тия попу­ляр­ность наби­рают шляпы с полями. Зимой носят мехо­вые шапки из кара­куля и цигейки.


Показ Dior в Москве в 1959

В СССР долго пыта­лись откре­щи­ваться от запад­ной моды. Но всего за несколько лет стало очевидно, что это проваль­ная тактика. Поэтому решено было разви­ваться парал­лельно с Запа­дом, инте­ре­со­ваться евро­пей­скими коллек­ци­ями, а в буду­щем — дока­зать превос­ход­ство собствен­ной лёгкой промыш­лен­но­сти и техно­ло­гий констру­и­ро­ва­ния одежды над «буржу­аз­ными стра­нами».

В 1959 году власти разре­шили прове­сти в Москве показ мод фран­цуз­ского дома Dior. В этот период его возглав­лял Ив Сен-Лоран. Он привёз в столицу 12 мане­кен­щиц, десятки кило­грамм багажа из одежды, обуви, укра­ше­ний, зонти­ков, перча­ток, шляпок и 500 литров духов. Груз считался таким ценным, что его застра­хо­вали на 10 милли­о­нов фран­ков. Летние модели демон­стри­ро­вали в спор­тив­ном клубе «Крылья Сове­тов» с 10 по 15 июня.

Модные собы­тия не осве­ща­лись в прессе широко, репор­тажи о нём подго­то­вило только несколько изда­ний. Напри­мер, журнал «Огонёк» в выпуске от 17 июня 1959 года писал:

«Сидя­щие в зале смот­рят на мане­кен­щиц очень внима­тельно: одни мысленно приме­ряют платья и наки­ды­вают на плечи мехо­вые манто, другие стара­ются уловить и запом­нить понра­вив­шийся фасон. Зритель­ницы отме­чают: „Зачем платья из плот­ной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сара­фан. Для нас, севе­рян, это не особенно прак­тично. А летом, даже вече­ром, будет жарко в таком платье. Платья корот­ко­ваты. Полных и низко­рос­лых это вряд ли укра­сит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позво­лить себе такую доро­гую вещь?“».

На совет­ских пока­зах мод мане­кен­щицы выхо­дили неспешно, оста­нав­ли­ва­лись перед зрите­лями, пока веду­щая зачи­ты­вала описа­ние наряда, его особен­но­сти и возмож­но­сти исполь­зо­ва­ния. Фран­цуз­ские модели двига­лись гораздо быст­рее, а устное сопро­вож­де­ние отсут­ство­вало. Журна­ли­сты отме­тили этот факт: «К моде­лям не дается ника­ких пояс­не­ний, просто объяв­ля­ется номер и назва­ние модели. Можно только успеть отме­тить крести­ком в ката­логе». Кстати, в СССР курсов мане­кен­щиц, где бы моде­лей учили ходить и держать осанку, не суще­ство­вало. Боль­шин­ство женщин оказы­ва­лись в профес­сии случайно.

Гостями меро­при­я­тия стали 11 тысяч зрите­лей, за 5 дней прошло 14 пока­зов, а каждая модель появи­лась на поди­уме примерно 140 раз.

Для совет­ской стороны меро­при­я­тие открыло много нового: уровень орга­ни­за­ции пока­зов был непри­вычно высо­ким. Для деко­ра­ций фран­цузы исполь­зо­вали нату­раль­ный шёлк, с моде­лями прие­хали личные повара, фото­графы и парик­ма­херы. Мане­кен­щицы вели себя строго по внут­рен­ней инструк­ции. Напри­мер, им разре­ша­лось гулять по Москве только в фирмен­ной одежде Dior (брюки строго запре­ща­лись) и всегда в сопро­вож­де­нии фото­графа. Изыс­кан­ный внеш­ний вид моде­лей созда­вал огром­ный контраст с просто одетыми моск­ви­чами. Мане­кен­щиц не всегда встре­чали друже­любно, что хорошо видно по взгля­дам случай­ных прохо­жих на фото­гра­фиях.

Dior в Москве 1959 года

Фран­цуз­ская сторона серьёзно подо­шла к орга­ни­за­ции меро­при­я­тия, хотя для чего этот труд­ный визит был нужен Dior на пике миро­вой извест­но­сти, непо­нятно до сих пор. Очевидно, что коммер­че­ского инте­реса СССР для модного дома не пред­став­лял. Скорее, это был вопрос престижа: модный Dior первым, кто прорвался через желез­ный зана­вес и дока­зал, что модой инте­ре­су­ются даже комму­ни­сты.

В 1965 году худож­ники-моде­льеры из Всесо­юз­ного Дома моде­лей ездили во Фран­цию с ответ­ным визи­том дому Dior.


В 1950-е годы в моду возвра­ща­ется женствен­ность: пышные юбки и силуэт «песоч­ные часы». С опоз­да­нием на несколько лет в СССР прихо­дит стиль New Look от Dior, а в 1959 году с коллек­цией приез­жает сам глава модного дома Ив Сен-Лоран. Мужская мода меня­ется незна­чи­тельно, хотя моде­льеры посте­пенно начи­нают разра­ба­ты­вать новые реше­ния и для мужчин. Люди актив­нее инте­ре­су­ются одеж­дой, стара­ются исполь­зо­вать её как сред­ство само­вы­ра­же­ния. Швей­ная промыш­лен­ность не успе­вает за потреб­но­стями людей и зача­стую пред­ла­гает им уста­рев­шие и неудоб­ные фасоны. Госу­дар­ство пыта­ется решить эту проблему через сеть Домов моде­лей, а парал­лельно желает выйти на между­на­род­ный уровень и дока­зать превос­ход­ство над капи­та­ли­сти­че­ским миром.

Поделиться