Аграрная политика Колчака в Сибири

В 1919 году пра­ви­тель­ство Кол­ча­ка в Сиби­ри долж­но было решить судь­бу поме­щи­чьих земель, заня­тых кре­стья­на­ми после Октябрь­ской рево­лю­ции. При этом необ­хо­ди­мо было учи­ты­вать при­род­но-гео­гра­фи­че­ские и соци­аль­ные осо­бен­но­сти Сиби­ри. Важ­ной зада­чей ста­ло пре­одо­ле­ние пред­рас­суд­ков: мно­гим каза­лось, что белое пра­ви­тель­ство соби­ра­ет­ся вер­нуть ста­рые поряд­ки в сибир­ской деревне. Тре­бо­ва­лось моби­ли­зо­вать кре­стьян на воору­жён­ную борь­бу про­тив боль­ше­ви­ков. Но в реа­ли­ях Граж­дан­ской вой­ны эта зада­ча ока­за­лась непо­силь­ной для Кол­ча­ка и его окружения.

VATNIKSTAN раз­би­ра­ет­ся, как белые балан­си­ро­ва­ли меж­ду инте­ре­са­ми кре­стьян и быв­ших поме­щи­ков, пыта­ясь решить земель­ный вопрос.

Кол­чак в шта­бе Сибир­ской армии, 1919 год

Истоки аграрной политики Белого движения

Аграр­ная поли­ти­ка Кол­ча­ка име­ла колос­саль­ное зна­че­ние для буду­щей борь­бы с режи­мом боль­ше­ви­ков. Кре­стьяне оста­ва­лись самой мно­го­чис­лен­ной кате­го­ри­ей насе­ле­ния, а боль­ше­ви­ки не поль­зо­ва­лись у них осо­бой сим­па­ти­ей. Это свя­за­но с тем, что Сибирь и Урал кар­ди­наль­но отли­ча­лись от евро­пей­ской части России.

Во-пер­вых, плот­ность насе­ле­ния к восто­ку от Ура­ла состав­ля­ла 0,5 чело­ве­ка на квад­рат­ный метр, а в Цен­траль­ной Рос­сии — в сред­нем 22 чело­ве­ка. Насе­ле­ние кон­цен­три­ро­ва­лось в горо­дах. Во-вто­рых, в Сиби­ри не было тако­го широ­ко­го соци­аль­но­го рас­сло­е­ния. Ранее в реги­оне прак­ти­че­ски не было кре­пост­ных кре­стьян. Почти вся зем­ля в Сиби­ри была либо кре­стьян­ской, либо госу­дар­ствен­ной. Боль­шую часть насе­ле­ния состав­ля­ли каза­ки и кре­стьяне. В‑третьих, уро­вень жиз­ни, и про­жи­точ­ный мини­мум сибир­ско­го насе­ле­ния был выше, чем в Цен­траль­ной Рос­сии — из-за при­род­ных ресур­сов и мало­го рас­про­стра­не­ния кре­пост­но­го права.

Этим мож­но объ­яс­нить, поче­му насе­ле­ние Сиби­ри так про­хлад­но при­ня­ло совет­скую власть: их устра­и­ва­ло насто­я­щее поло­же­ние, да и не было такой зем­ли, кото­рую они хоте­ли раз­де­лить. Лозун­ги боль­ше­ви­ков об экс­про­при­а­ции земель, равен­стве рабо­чих и кре­стьян не при­вле­ка­ли вни­ма­ние мест­ных крестьян.

Но при­ход к вла­сти белых и их лозун­ги они встре­ти­ли ней­траль­но. Боль­шая часть сиби­ря­ков не пони­ма­ла, зачем им под­дер­жи­вать одну из сто­рон, ведь, по сути, их лозун­ги не были актуальны.

Во мно­гом идеи аграр­но­го устрой­ства пра­ви­тель­ства Кол­ча­ка пере­пле­та­лись с рефор­ма­ми Пет­ра Сто­лы­пи­на. Соци­а­ли­сты же, напро­тив, оце­ни­ва­ли дея­тель­ность рефор­ма­то­ра нега­тив­но. Ещё 28 июня 1917 года был при­нят закон о запре­ще­нии част­ных земель­ных сде­лок и пере­да­че всех земель­ных пра­во­от­но­ше­ний под кон­троль созда­ва­е­мых земель­ных коми­те­тов. Глав­ной целью соци­а­ли­стов ста­ла «соци­а­ли­за­ция» — лик­ви­да­ция част­ной соб­ствен­но­сти на землю.

Сибирь. Нача­ло XX века

Летом 1917 года пред­ла­га­лись про­ек­ты, кото­рые позд­нее ста­ли осно­вой аграр­но-кре­стьян­ской про­грам­мы рос­сий­ско­го Бело­го дви­же­ния. Так, бли­жай­шее окру­же­ние гене­ра­ла Кор­ни­ло­ва в июле 1917 года раз­ра­ба­ты­ва­ло про­ект аграр­ной рефор­мы. Его авто­ром был про­фес­сор Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та А. И. Яко­влев. Он счи­тал необ­хо­ди­мым «осу­ще­ствить земель­ную рефор­му на осно­вах плат­но­го отчуж­де­ния земель в целях созда­ния, на нача­лах соб­ствен­но­сти, мел­ко­го кре­стьян­ско­го зем­ле­де­лия». По ходу рефор­мы пла­ни­ро­ва­лось учре­дить осо­бый госу­дар­ствен­ный фонд из част­но­вла­дель­че­ских, мона­стыр­ских, удель­ных и казён­ных земель, с после­ду­ю­щим пре­вра­ще­ни­ем на этой осно­ве кре­стьян­ских вла­дель­че­ских отрубов.

На Х съез­де кадет­ской пар­тии отме­ча­лось следующее:

«Неот­лож­ной зада­чей явля­ет­ся широ­кая орга­ни­за­ция агро­но­ми­че­ской, мели­о­ра­тив­ной и вооб­ще куль­тур­ной помо­щи кре­стьян­ско­му хозяй­ству, а рав­но созда­ние для него бла­го­при­ят­ной эко­но­ми­че­ской обста­нов­ки, так как лишь при этом усло­вии земель­ная рефор­ма может послу­жить осно­вой для нор­маль­но­го раз­ви­тия кре­стьян­ско­го хозяйства».

Сле­до­ва­тель­но, уже в 1917 году обо­зна­чи­лись прин­ци­пы буду­щих аграр­ных реформ Бело­го дви­же­ния: созда­ние госу­дар­ствен­но­го земель­но­го фон­да и кон­троль за зем­ле­устрой­ством, содей­ствие эко­но­ми­че­ско­му подъ­ёму кре­стьян­ских хозяйств, бес­плат­ное наде­ле­ние зем­лёй воин­ских чинов, отчуж­де­ние части вла­дель­че­ских земель за выкуп.

Но в усло­ви­ях про­ти­во­бор­ства двух идео­ло­ги­че­ски раз­ных сил белым и их сто­рон­ни­кам при­хо­ди­лось под­стра­и­вать­ся под совре­мен­ные реа­лии. Извест­ный рус­ский эко­но­мист и фило­соф Пётр Стру­ве считал:

«Сей­час земель­ный вопрос сво­дит­ся к тому, что­бы утвер­дить кре­стьян­скую соб­ствен­ность. Рус­ская рево­лю­ция долж­на осу­ще­ствить сто­лы­пин­скую аграр­ную рефор­му… нуж­но лозунг соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров „в борь­бе обре­тёшь ты пра­во своё“ пре­вра­тить в лозунг „в борь­бе обре­тёшь ты пра­во собственности“».

Аграр­ная поли­ти­ка белых осно­вы­ва­лась на трёх прин­ци­пах. Их обо­зна­чил глав­но­ко­ман­ду­ю­щий Воору­жён­ны­ми сила­ми Юга Рос­сии Антон Деникин:

  • «обес­пе­че­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го производства»;
  • «сохра­не­ние прин­ци­па собственности»;
  • «по воз­мож­но­сти мень­шее нару­ше­ние сло­жив­ших­ся в деревне взаимоотношений».

Сущность аграрной политики Российского правительства в Сибири

Одним из важ­ней­ших шагов совет­ской вла­сти по аграр­ной поли­ти­ке стал Декрет о зем­ле от 26 октяб­ря 1917 года, по кото­ро­му поме­щи­чья зем­ля пере­хо­ди­ла в соб­ствен­ность кре­стьян­ству. В резуль­та­те кре­стьяне полу­чи­ли более 150 мил­ли­о­нов деся­тин зем­ли. Но поми­мо эко­но­ми­че­ских послед­ствий декрет име­ет и боль­шое поли­ти­че­ское зна­че­ние: в сущ­но­сти, он выби­вал поч­ву из-под ног контр­ре­во­лю­ции. В Рос­сии, где боль­шин­ство насе­ле­ния состав­ля­ли кре­стьяне, от их мне­ния зави­се­ла и сила армии, кото­рая мог­ла добыть побе­ду. Поэто­му у Бело­го дви­же­ния не было воз­мож­но­сти дать кре­стья­нам боль­ше — толь­ко под­твер­дить пере­ход зем­ли поме­щи­ков в руки крестьян.

Свер­же­ние вла­сти Сове­тов в Сиби­ри летом 1918 года при­ве­ло анти­боль­ше­вист­ское пра­ви­тель­ство в контр­ре­во­лю­ци­он­ную эйфо­рию в целом и по аграр­но­му вопро­су в част­но­сти. Уже в нача­ле июля 1918 года Вре­мен­ное Сибир­ское пра­ви­тель­ство изда­ло закон о воз­вра­ще­нии вла­дель­цам их име­ний вме­сте с живым и мёрт­вым инвен­та­рём. Прак­ти­че­ские вопро­сы этой аграр­ной рестав­ра­ции долж­ны были решать комис­сии, спе­ци­аль­но обра­зу­е­мые зем­ства­ми. Конеч­но, дан­ный акт имел раци­о­наль­ное зерно.
Как упо­ми­на­лось ранее, Сибирь — это всё-таки отлич­ный от осталь­ной части Рос­сии реги­он. Здесь не было зна­чи­тель­но­го поме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния. Сле­до­ва­тель­но, и меры, при­ня­тые Вре­мен­ным Сибир­ским пра­ви­тель­ством, не вызва­ли бы широ­кую вол­ну недо­воль­ства сре­ди крестьян.

сол­да­ты Сибир­ско­го Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства. Иркутск. 1918 год. Источ­ник: russiainphoto.ru

При­дя к вла­сти после пере­во­ро­та 28 нояб­ря 1917 года, адми­рал Кол­чак занял долж­ность Вер­хов­но­го пра­ви­те­ля Рос­сии. Его глав­ной целью ста­ла побе­да над боль­ше­ви­ка­ми, но для это­го необ­хо­ди­мо было решить мно­же­ство вопро­сов в тылу. А вопро­сов была мас­са: кто ста­нет соб­ствен­ни­ком зем­ли после рас­пре­де­ле­ния поме­щи­чьих тер­ри­то­рий в поль­зу кре­стьян­ства? как улуч­шить про­из­во­ди­тель­ность сель­ско­хо­зяй­ствен­ных тер­ри­то­рий? как зару­чить­ся под­держ­кой кре­стьян­ства в борь­бе с большевиками?

Отно­ше­ние неко­то­рых гене­ра­лов и офи­це­ров Бело­го дви­же­ния к земель­но­му вопро­су было туман­ным: они счи­та­ли, что в воен­ное вре­мя аграр­ную рефор­му сле­ду­ет отло­жить на буду­щее. Лиде­ры белых рас­счи­ты­ва­ли быст­ро побе­дить, а уже после созы­ва Учре­ди­тель­но­го собра­ния пра­ви­тель­ство долж­но было решить аграр­ный вопрос. Конеч­но, такая пози­ция не мог­ла поль­зо­вать­ся сим­па­ти­я­ми ни у быв­ших поме­щи­ков, ни у крестьян.

Вот и Кол­ча­ку при­шлось столк­нуть­ся с дав­ле­ни­ем как и жите­лей Сиби­ри, так и при­вер­жен­цев Бело­го дви­же­ния, в основ­ном интел­ли­ген­ции, быв­ше­го дво­рян­ства, бур­жу­а­зии. Адми­рал не счи­тал­ся с тре­бо­ва­ни­я­ми людей, так как был воен­ным, а не госу­дар­ствен­ным дея­те­лем. Уже на допро­се в 1920 году он признавался:

«Я вырос в чисто воен­ной семье <…> Вырос я под вли­я­ни­ем чисто воен­ной обста­нов­ки и воен­ной сре­ды. Боль­шин­ство зна­ко­мых, с кото­ры­ми я встре­чал­ся, были люди воен­ные. Каки­ми-либо поли­ти­че­ски­ми зада­ча­ми и вопро­са­ми я почти не инте­ре­со­вал­ся и не зани­мал­ся <…> Нау­ка­ми соци­аль­но­го и поли­ти­че­ско­го харак­те­ра я зани­мал­ся очень мало».

В управ­ле­нии Кол­чак руко­вод­ство­вал­ся воин­ски­ми уста­ва­ми. Адми­рал пред­став­лял, что еди­но­лич­ная власть с дик­та­тор­ски­ми пол­но­мо­чи­я­ми воз­мож­на толь­ко во вре­мя бое­вых дей­ствий и «в тече­ние опре­де­лён­но­го, очень корот­ко­го пери­о­да вре­ме­ни, когда мож­но дей­ство­вать, осно­вы­ва­ясь на чисто воен­ных зако­но­по­ло­же­ни­ях». Он гово­рил и о том, что управ­лять стра­ной толь­ко на осно­ве «поле­во­го поло­же­ния» невоз­мож­но: оно не преду­смат­ри­ва­ет осу­ществ­ле­ние функ­ций госу­дар­ствен­ной вла­сти. Далее Кол­чак раз­ви­вал свою мысль сле­ду­ю­щим образом:

«Поэто­му мне каза­лось, что еди­но­лич­ная власть, как воен­ная, долж­на непре­мен­но свя­зы­вать­ся ещё с орга­ни­зо­ван­ной вла­стью граж­дан­ско­го типа, кото­рая дей­ству­ет, под­чи­ня­ясь воен­ной вла­сти, вне теат­ра воен­ных дей­ствий. Это дела­ет­ся для того, что­бы объ­еди­нить­ся в одной цели веде­ния вой­ны. Таким обра­зом, еди­но­лич­ная власть скла­ды­ва­ет­ся из двух функ­ций: вер­хов­но­го коман­до­ва­ния плюс вер­хов­ная граж­дан­ская власть, дей­ству­ю­щая в граж­дан­ском поряд­ке, кото­рой мож­но было бы управ­лять вне теат­ра воен­ных действий».

Сна­ча­ла Кол­чак отме­нил июль­ский закон Вре­мен­но­го Сибир­ско­го пра­ви­тель­ства о воз­вра­ще­нии вла­дель­цам их име­ний и лик­ви­да­ции соот­вет­ству­ю­щих комис­сий. Кол­чак не издал спе­ци­аль­ный нор­ма­тив­ный аграр­ный доку­мент, огра­ни­чив­шись декла­ра­ци­ей соб­ствен­но­го Рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства от 8 апре­ля 1919 года.

Кре­стьяне-пере­се­лен­цы у вре­мен­но­го жилья. Мину­син­ский уезд. Нача­ло ХХ в.

При этом сто­ит так­же разо­брать и доку­мен­ты, свя­зан­ные с раз­ра­бот­кой аграр­ной про­грам­мы мини­стер­ства зем­ле­де­лия в Сиби­ри, кото­рая нача­лась ещё в пер­вой поло­вине 1919 года. Изло­жен­ные земель­ные про­бле­мы и мето­ды их реше­ния были пред­став­ле­ны в основ­ном в четы­рёх документах:

  • «Запис­ке о направ­ле­нии аграр­ной поли­ти­ки правительства»;
  • «Осно­вах аграр­ной поли­ти­ки правительства»;
  • «Поло­же­нии об обра­ще­нии во вре­мен­ное рас­по­ря­же­ние госу­дар­ства земель, вышед­ших из обла­да­ния их вла­дель­цев» и «Объ­яс­ни­тель­ной записке»;
  • «Пра­ви­лах о поряд­ке про­из­вод­ства и сбо­ра посе­вов в 1919 году в мест­но­стях, осво­бож­дён­ных от Совет­ской власти».

Появи­лась про­бле­ма: какое реше­ние по аграр­но­му вопро­су сле­ду­ет счи­тать закон­ным, если все аграр­ные акты Сове­тов объ­яв­ля­лись неза­кон­ны­ми. Окон­ча­тель­ное реше­ние «веко­во­го земель­но­го вопро­са» откла­ды­ва­лось до созы­ва Наци­о­наль­но­го собра­ния. Это дава­ло вре­мя пра­ви­тель­ству Кол­ча­ка решить более важ­ную зада­чу — побе­дить большевиков.

Но кол­ча­ков­ские аграр­ни­ки пони­ма­ли, что огра­ни­чить­ся одним «закон­ным» укло­не­ни­ем от земель­но­го вопро­са они не смо­гут. Так, в «Запис­ке о направ­ле­нии аграр­ной поли­ти­ки пра­ви­тель­ства», раз­ра­бо­тан­ной в нача­ле 1919 года, говорилось:

«Вопрос — како веру­е­ши, что нам ждать от тебя в этой обла­сти — будет пер­вым вопро­сом, с кото­рым подой­дут к пра­ви­тель­ству все при­кос­но­вен­ные к зем­ле люди… Наста­ло вре­мя опре­де­лить прин­ци­пи­аль­ное отно­ше­ние пра­ви­тель­ства к аграр­но­му вопро­су, наме­тить ясную линию поведения…»

Такая слож­ная зада­ча вызы­ва­ла смя­те­ние в окру­же­нии адми­ра­ла. Извест­но было толь­ко одно: кре­стьяне ни в коем слу­чае не долж­ны были поду­мать, что пра­ви­тель­ство пре­сле­ду­ет цель вер­нуть поме­щи­чье зем­ле­вла­де­ние. Тогда и про­яв­ля­ет­ся парал­лель меж­ду целя­ми Кол­ча­ка и сто­лы­пин­ской аграр­ной рефор­мы. Прав­да, реше­ние земель­но­го вопро­са тре­бо­ва­ло зна­чи­тель­ных попра­вок, дик­ту­е­мы­ми после­ре­во­лю­ци­он­ной обста­нов­кой, сло­жив­шей­ся в стране и в деревне в частности.

«Запис­ка о направ­ле­нии аграр­ной поли­ти­ки» пря­мо под­чёр­ки­ва­ла, что если «ста­рое пра­ви­тель­ство не при­ни­ма­ло доста­точ­ных мер к содей­ствию кре­стьян­ству в при­об­ре­те­нии им зем­ли, будучи свя­за­но общей тен­ден­ци­ей к под­дер­жа­нию дво­рян­ско­го зем­ле­вла­де­ния», то теперь, после рево­лю­ции, «вско­лых­нув­шей народ­ные мас­сы», дво­рян­ство «долж­но усту­пить своё место кре­стья­ни­ну, без опо­ры на кото­рое немыс­ли­мо ника­кое буду­щее бытие Рос­сий­ско­го госу­дар­ства». Тогда основ­ной целью аграр­ни­ков ста­ло созда­ние мел­ких креп­ких тру­до­вых хозяйств, вла­де­ю­щих зем­лёй на пра­ве част­ной соб­ствен­но­сти и сво­бод­ных от при­ну­ди­тель­ной опе­ки общины.

Тем не менее авто­ры «Запис­ки» ука­зы­ва­ли, что этот про­цесс зай­мёт очень мно­го вре­ме­ни — «при­мер­но 42 года». Но пер­спек­ти­ва «погло­ще­ния круп­но­го зем­ле­вла­де­ния мел­ким» дава­ла надеж­ду на мир в кре­стьян­ской среде.

Труд­нее все­го было решить, что делать с зем­ля­ми, кото­рые уже пере­шли во вла­де­ние кре­стьян. Здесь обра­тим­ся к тек­сту упо­мя­ну­той ранее Декла­ра­ции от 8 апре­ля 1919 года. Она уста­нав­ли­ва­ла пра­ви­ло: все поль­зо­ва­те­ли зем­ли, не явля­ю­щи­е­ся соб­ствен­ни­ка­ми или арен­да­то­ра­ми, если её засе­я­ли и обра­бо­та­ли, име­ют пра­во собрать уро­жай. Пра­ви­тель­ство декла­ри­ро­ва­ло меры для обес­пе­че­ния мало­зе­мель­ных и без­зе­мель­ных кре­стьян за счёт част­но­вла­дель­че­ских и казён­ных земель. Прав­да, эти зем­ли уже были фак­ти­че­ски заня­ты кре­стья­на­ми. Но осу­ществ­ле­ние декла­ра­ции пред­по­ла­га­лось в «буду­щем вре­ме­ни», само­воль­ные захва­ты запрещались.

«Поль­зо­ва­те­ли» зем­ли пере­во­ди­лись на поло­же­ние арен­да­то­ров. В «Объ­яс­ни­тель­ной запис­ке к зако­но­про­ек­ту» отме­ча­лось, что вре­мен­ный пере­вод «захват­чи­ков» в арен­да­то­ры опре­де­лён­но ука­жет им, что «пра­во соб­ствен­но­сти на эти зем­ли им не при­над­ле­жит». Прав­да, тут же дела­лась пря­мо рас­счи­тан­ная на кре­стьян ого­вор­ка: что­бы у них созда­ва­лась «уве­рен­ность для спо­кой­ной рабо­ты», за ними в буду­щем при­зна­ва­лось пре­иму­ще­ствен­ное пра­во на при­об­ре­те­ние нахо­дя­щей­ся в их поль­зо­ва­нии земли.

Кре­стьяне на санях. 1910‑е годы. Источ­ник: russiainphoto.ru

Здесь про­сле­жи­ва­лись две линии пра­ви­тель­ства Кол­ча­ка. Пер­вая заклю­ча­лась в том, что пра­ви­тель­ство стре­ми­лось все­ми сила­ми пока­зать, что оно «не дума­ет о рестав­ра­ции ста­ро­го поло­же­ния вещей». При этом «поль­зо­ва­те­ли» земель были необ­хо­ди­мы белым, кото­рым тре­бо­ва­лось мак­си­маль­но исполь­зо­вать сель­ско­хо­зяй­ствен­ные уго­дья для обес­пе­че­ния нужд армии.

В «Осно­вах аграр­ной поли­ти­ки пра­ви­тель­ства», издан­ных вес­ной 1919 года, про­пи­сы­ва­лись вопро­сы уре­гу­ли­ро­ва­ния отно­ше­ний кре­стьян и быв­ших вла­дель­цев име­ний. Напри­мер, поло­же­ние о тру­до­вой нор­ме зем­ле­вла­де­ния. Поль­зо­ва­те­лям зем­ли запре­ща­лось при­об­ре­тать её сверх нор­мы. Пре­де­лы, прав­да, точ­но не опре­де­ля­лись, но под­чёр­ки­ва­лась недо­пу­сти­мость мел­ких участ­ков. Зако­но­про­ект назна­чал срок, в тече­ние кото­ро­го быв­шие вла­дель­цы и кре­стьяне долж­ны уре­гу­ли­ро­вать отно­ше­ния на дого­вор­ной осно­ве, точ­нее, путём про­да­жи. По тре­тье­му пунк­ту утра­чен­ные соб­ствен­ни­ка­ми зем­ли пере­хо­ди­ли в госу­дар­ствен­ный фонд, из кото­ро­го в даль­ней­шем зем­ли долж­ны будут про­да­ны «тру­до­во­му собственнику».

Вли­я­ние мини­стер­ства зем­ле­де­лия в Сове­те мини­стров, пред­се­да­те­ля­ми кото­ро­го был сна­ча­ла П. В. Воло­год­ский, а затем В. П. Пепе­ля­ев, было скром­ным. Да и сам министр зем­ле­де­лия Н. И. Пет­ров играл в пра­ви­тель­стве вто­ро­сте­пен­ную роль. Неред­ко реше­ния в его ведом­стве при­ни­ма­лись без его уча­стия. В част­но­сти, по пред­став­ле­нию мини­стра внут­рен­них дел на засе­да­нии Сове­та мини­стров 3 декаб­ря 1919 года обсуж­дал­ся вопрос о предо­став­ле­нии Иркут­ско­му губерн­ско­му зем­ству 3 мил­ли­о­нов руб­лей ссу­ды. Пет­ров ярост­но про­те­сто­вал, утвер­ждая, что сред­ства рас­хо­ду­ют­ся глав­ным обра­зом на содер­жа­ние пер­со­на­ла. Одна­ко реше­ние при­ня­ли без учё­та «осо­бо­го мне­ния» мини­стра зем­ле­де­лия. До это­го, осе­нью 1919 года, Пет­ров подал пред­се­да­те­лю Сове­та мини­стров доклад­ную запис­ку с кри­ти­кой сла­бо­сти вла­сти. Она закан­чи­ва­лась словами:

«Если не можем быть вла­стью, надо уйти».

Рос­сий­ское пра­ви­тель­ство не смог­ло выра­бо­тать реше­ние аграр­но­го вопро­са. Кол­ча­ка вол­но­ва­ла толь­ко побе­да над боль­ше­ви­ка­ми. Это про­сле­жи­ва­ет­ся в его речах:

«А зако­ны всё-таки ерун­да. Не в них дело. Если мы потер­пим новые пора­же­ния, ника­кие рефор­мы не помо­гут, если нач­нём побеж­дать, сра­зу и повсю­ду при­об­ре­тём опору».

Белые откла­ды­ва­ли аграр­ный вопрос на буду­щее, что лиша­ло их под­держ­ки кре­стьян. Их вой­ска гра­би­ли дерев­ни, отби­ра­ли про­дук­ты и при­ну­ди­тель­но заби­ра­ли муж­чин на служ­бу. Это подо­рва­ло мораль­ный авто­ри­тет Кол­ча­ка сре­ди жите­лей Сиби­ри. Адми­рал не смог выдви­нуть пред­ло­же­ний, близ­ких и понят­ных людям. От него ожи­да­ли реаль­ных дей­ствий, но полу­чи­ли толь­ко обе­ща­ния решить аграр­ный вопрос после победы.


Читай­те так­же «Рус­ское госу­дар­ство баро­на Вран­ге­ля, или Аль­тер­на­ти­ва Совет­ской Рос­сии».

Поделиться