Альтернативная история советского автопрома: выбраковка или экспериментариум?

Изучение истории советской автопромышленности напоминает эксперименты с лупой или микроскопом. Кажется, любой россиянин старше 25 лет по памяти назовет основные автомобили СССР. Но достаточно почитать историю любой модели и сразу перед взором исследователя предстанет ряд разрабатывавшихся альтернатив, модификаций и рестайлингов, некоторые из которых на поверку оказываются даже более удачными, чем то, что в итоге пошло в серию.

Альтернативная история

порш

Вот пример – версия модифицированной модели 2103 от компании Por­she. Помимо внешнего вида,  немцы улучшили шумоизоляцию, изменили настройки подвески, повысили антикоррозионную защиту кузова, а двигатель доведен до самых строгих экологических норм. Проект был отвергнут в связи с готовой разработкой более дешевой модернизацией «тройки», которая ныне известна как 2106.

азлкнива1

Вот другая история об альтернативах

азлкнива

Инженеры московского автозавода то теряли интерес к разработке внедорожника, то снова начинали изменять опытные образцы. Так продолжалось 20 лет, пока легендарная модель АвтоВАЗа не пошла в серию.

Хоть и «Москвич» был первым, попытавшимся создать доступный широким слоям населения внедорожник, а «Нива» — самой успешной моделью, в 70-х конкуренцию этим предприятиям создавал ИЖ.

ижнива

Модель на левой фотографии – ИЖ-5 проходил испытания в 1970-м, а ИЖ-14 (на правой фотографии) активно дорабатывался в середине десятилетия, но АвтоВАЗ оказался быстрее.

Не менее любопытными были наработки инженеров ГАЗа. Вот например —  Волга 3101.

3110

Именно так должна была выглядеть смена поколения ГАЗ-24. К сожалению, в связи с нестабильной экономической ситуацией 70-ых годов и решением руководства страны сконцентрировать финансовые вложения в АвтоВАЗ, новая модель, названная 3102, отличалась от своего предшественника лишь форсированным двигателем, новыми тормозами и редизайн интерьера и экстерьера. Инновационная 3101 с двигателем «шестеркой», автоматической трансмиссией и новой панелью, до конвейера так и не дошла.

Неизвестные модификации

Что вы представите себе, услышав словосочетание «ВАЗ Турист»? По мнению тольятинских инженеров, примерно вот это:

турист

Такая конструкция создавалась на базе «шестерки», обладала более мощной вариацией двигателя и палаткой в кузове. К сожалению, автомобиль был слишком элегантным для трудящихся по мнению государства. Так в СССР не появился первый отечественный SUT – Sport util­i­ty truck.

Другой пример глубокой модификации известного автомобиля – Иж ЗИМА:

зима1

История его создания еще интересней. В 1965 году при активном лоббировании будущего министра обороны Дмитрия Устинова, в Ижевске создавался новый автомобильный завод. Создание оригинального автомобиля на первых порах существования предприятия не предполагалось и молодому коллективу завода было поручено собирать «Москвич 408».

зима2

Молодую команду инженеров Ижевска это не устроило. В рамках «инициативы снизу» был разработан автомобиль «ЗИМА». Компактное купе получило рамную конструкцию и кузовные панели, изготовленные методом гибки и проката. А от оригинального 408-го остались лишь двигатель, двери, капот и стекла. К сожалению, в планы федеральных властей такое «творческое переосмысление» Москвича не входило, и коллектив завода не поддержали. На Ижевском автомобильном стали собирать устаревших «горбатых».

В качестве последнего примера – сталинский имперский стиль

фаэтон

ГАЗ-12 типа «фаэтон», созданный в 1949-ом году, пожалуй, одна из самых красивых автомобилей тех времен. Сталин лично одобрил конструкцию, и автомобиль отправили на испытания: в Москве и Крыму.

фаээтон1

«Фаэтон» в процессе обкатки заехал в Артек к удовольствию гостивших там детей. Увы, что одобрил Иосиф Виссарионович, то не одобрили еще более строгие, чем вождь, дороги. Утяжеленной машине катастрофически не хватало мощности двигателя и маневренности. Проект свернули, но не забыли. В регионах некоторые автолюбители самостоятельно переделывали стандартные модели в машины с открытым верхом, вдохновляясь образом летящего по крымскому серпантину «фаэтона».

«Выбраковка» или экспериментариум?

Это уже вторая статья на сайте Vat­nikstan (первую можно прочитать по ссылке), посвященная советской автопромышленности. Пришло время ответить на вопрос: хороши ли были массовые модели, по сравнению с невышедшими в серию разработками? Логично полагать, что конструкторы и руководство выбирало самые лучшие модели, отбраковывая менее удачные образцы. Да, при условии отсутствия личной заинтересованности и банальной достаточности экономических ресурсов. К сожалению, последние два пункта сильно сказались на облике нашего автопрома. Но от этого лишь ценнее становятся разработки советских конструкторов, которые, вопреки решениям руководства, пытались создать альтернативную историю советского машиностроения.

Поделиться