Альтернативная история советского автопрома: выбраковка или экспериментариум?

Изуче­ние исто­рии совет­ской авто­про­мыш­лен­но­сти напо­ми­нает экспе­ри­менты с лупой или микро­ско­пом. Кажется, любой росси­я­нин старше 25 лет по памяти назо­вет основ­ные авто­мо­били СССР. Но доста­точно почи­тать исто­рию любой модели и сразу перед взором иссле­до­ва­теля пред­ста­нет ряд разра­ба­ты­вав­шихся альтер­на­тив, моди­фи­ка­ций и рестай­лин­гов, неко­то­рые из кото­рых на поверку оказы­ва­ются даже более удач­ными, чем то, что в итоге пошло в серию.

Альтернативная история

порш

Вот пример – версия моди­фи­ци­ро­ван­ной модели 2103 от компа­нии Porshe. Помимо внеш­него вида,  немцы улуч­шили шумо­изо­ля­цию, изме­нили настройки подвески, повы­сили анти­кор­ро­зи­он­ную защиту кузова, а двига­тель дове­ден до самых стро­гих эколо­ги­че­ских норм. Проект был отверг­нут в связи с гото­вой разра­бот­кой более деше­вой модер­ни­за­цией «тройки», кото­рая ныне известна как 2106.

азлкнива1

Вот другая исто­рия об альтер­на­ти­вах

азлкнива

Инже­неры москов­ского авто­за­вода то теряли инте­рес к разра­ботке внедо­рож­ника, то снова начи­нали изме­нять опыт­ные образцы. Так продол­жа­лось 20 лет, пока леген­дар­ная модель Авто­ВАЗа не пошла в серию.

Хоть и «Моск­вич» был первым, попы­тав­шимся создать доступ­ный широ­ким слоям насе­ле­ния внедо­рож­ник, а «Нива» — самой успеш­ной моде­лью, в 70-х конку­рен­цию этим пред­при­я­тиям созда­вал ИЖ.

ижнива

Модель на левой фото­гра­фии – ИЖ-5 прохо­дил испы­та­ния в 1970-м, а ИЖ-14 (на правой фото­гра­фии) активно дора­ба­ты­вался в сере­дине деся­ти­ле­тия, но Авто­ВАЗ оказался быст­рее.

Не менее любо­пыт­ными были нара­ботки инже­не­ров ГАЗа. Вот напри­мер —  Волга 3101.

3110

Именно так должна была выгля­деть смена поко­ле­ния ГАЗ-24. К сожа­ле­нию, в связи с неста­биль­ной эконо­ми­че­ской ситу­а­цией 70-ых годов и реше­нием руко­вод­ства страны скон­цен­три­ро­вать финан­со­вые вложе­ния в Авто­ВАЗ, новая модель, назван­ная 3102, отли­ча­лась от своего пред­ше­ствен­ника лишь форси­ро­ван­ным двига­те­лем, новыми тормо­зами и реди­зайн инте­рьера и эксте­рьера. Инно­ва­ци­он­ная 3101 с двига­те­лем «шестер­кой», авто­ма­ти­че­ской транс­мис­сией и новой пане­лью, до конвей­ера так и не дошла.

Неизвестные модификации

Что вы пред­ста­вите себе, услы­шав слово­со­че­та­ние «ВАЗ Турист»? По мнению толья­тин­ских инже­не­ров, примерно вот это:

турист

Такая конструк­ция созда­ва­лась на базе «шестерки», обла­дала более мощной вари­а­цией двига­теля и палат­кой в кузове. К сожа­ле­нию, авто­мо­биль был слиш­ком элегант­ным для трудя­щихся по мнению госу­дар­ства. Так в СССР не появился первый отече­ствен­ный SUT – Sport utility truck.

Другой пример глубо­кой моди­фи­ка­ции извест­ного авто­мо­биля – Иж ЗИМА:

зима1

Исто­рия его созда­ния еще инте­рес­ней. В 1965 году при актив­ном лобби­ро­ва­нии буду­щего мини­стра обороны Дмит­рия Усти­нова, в Ижев­ске созда­вался новый авто­мо­биль­ный завод. Созда­ние ориги­наль­ного авто­мо­биля на первых порах суще­ство­ва­ния пред­при­я­тия не пред­по­ла­га­лось и моло­дому коллек­тиву завода было пору­чено соби­рать «Моск­вич 408».

зима2

Моло­дую команду инже­не­ров Ижев­ска это не устро­ило. В рамках «иници­а­тивы снизу» был разра­бо­тан авто­мо­биль «ЗИМА». Компакт­ное купе полу­чило рамную конструк­цию и кузов­ные панели, изго­тов­лен­ные мето­дом гибки и проката. А от ориги­наль­ного 408-го оста­лись лишь двига­тель, двери, капот и стекла. К сожа­ле­нию, в планы феде­раль­ных властей такое «твор­че­ское пере­осмыс­ле­ние» Моск­вича не входило, и коллек­тив завода не поддер­жали. На Ижев­ском авто­мо­биль­ном стали соби­рать уста­рев­ших «горба­тых».

В каче­стве послед­него примера – сталин­ский импер­ский стиль

фаэтон

ГАЗ-12 типа «фаэтон», создан­ный в 1949-ом году, пожа­луй, одна из самых краси­вых авто­мо­би­лей тех времен. Сталин лично одоб­рил конструк­цию, и авто­мо­биль отпра­вили на испы­та­ния: в Москве и Крыму.

фаээтон1

«Фаэтон» в процессе обкатки заехал в Артек к удоволь­ствию гостив­ших там детей. Увы, что одоб­рил Иосиф Висса­ри­о­но­вич, то не одоб­рили еще более стро­гие, чем вождь, дороги. Утяже­лен­ной машине ката­стро­фи­че­ски не хватало мощно­сти двига­теля и манев­рен­но­сти. Проект свер­нули, но не забыли. В реги­о­нах неко­то­рые авто­лю­би­тели само­сто­я­тельно пере­де­лы­вали стан­дарт­ные модели в машины с откры­тым верхом, вдох­нов­ля­ясь обра­зом летя­щего по крым­скому серпан­тину «фаэтона».

«Выбраковка» или экспериментариум?

Это уже вторая статья на сайте Vatnikstan (первую можно прочи­тать по ссылке), посвя­щен­ная совет­ской авто­про­мыш­лен­но­сти. Пришло время отве­тить на вопрос: хороши ли были массо­вые модели, по срав­не­нию с невы­шед­шими в серию разра­бот­ками? Логично пола­гать, что конструк­торы и руко­вод­ство выби­рало самые лучшие модели, отбра­ко­вы­вая менее удач­ные образцы. Да, при усло­вии отсут­ствия личной заин­те­ре­со­ван­но­сти и баналь­ной доста­точ­но­сти эконо­ми­че­ских ресур­сов. К сожа­ле­нию, послед­ние два пункта сильно сказа­лись на облике нашего авто­прома. Но от этого лишь ценнее стано­вятся разра­ботки совет­ских конструк­то­ров, кото­рые, вопреки реше­ниям руко­вод­ства, пыта­лись создать альтер­на­тив­ную исто­рию совет­ского маши­но­стро­е­ния.

Поделиться