Беловодье как зеркало русского неповиновения

Пер­вые сви­де­тель­ства о Бело­во­дье ― мифи­че­ской стране все­об­ще­го равен­ства ― впер­вые зафик­си­ро­ва­ны в Рос­сий­ской импе­рии в нача­ле XIX века. В леген­де спле­лись меч­ты кре­стьян о сво­бод­ной жиз­ни, отсут­ствии свет­ской и духов­ной вла­сти, о сча­стье и равен­стве. Кре­стьяне из Евро­пы и Сиби­ри бежа­ли в поис­ках Бело­во­дья на Алтай, в Китай, Афга­ни­стан и Индию. Рас­ска­зы­ва­ем, в каких усло­ви­ях фор­ми­ро­ва­лись такие пред­став­ле­ния и поче­му одна­жды меч­ты о ска­зоч­ной стране ушли в прошлое.

В леген­дах о Бело­во­дье вопло­ти­лись меч­ты кре­стьян о рай­ской стране все­об­ще­го равен­ства и сча­стья ― как на кар­ти­нах Все­во­ло­да Иванова

Чело­век ничто­жен и глуп, если не обла­да­ет утопией.
Дьёрдь Конрад

Уто­пизм, пожа­луй, мож­но назвать одной из основ­ных черт рус­ско­го наци­о­наль­но­го созна­ния. В глу­бине душев­ных устрем­ле­ний наи­бо­лее бес­прав­ной части рос­сий­ско­го насе­ле­ния все­гда жила меч­та о луч­шей доле, о спра­вед­ли­вом пра­ви­те­ле или о чудес­ном избав­ле­нии от тягот обы­ден­ной жиз­ни. Похо­же на то, что такие меч­ты явля­лись логи­че­ским про­дол­же­ни­ем пра­во­слав­ных рефлек­сов, свя­зан­ных с упо­ва­ни­ем на мес­си­ан­ские вре­ме­на Вто­ро­го при­ше­ствия, на «новое небо и новую зем­лю» (Откр. 21:1), обе­щан­ные в про­ро­че­ствах Иоан­на Бого­сло­ва. Эти рефлек­сы с явной выго­дой для себя мог­ла исполь­зо­вать рус­ская поли­ти­че­ская власть, вос­пи­ты­вая в наро­де «покор­ность началь­ству­ю­щим», в соот­вет­ствии с извест­ны­ми биб­лей­ски­ми мак­си­ма­ми. Прав­да, декла­ри­ро­вав­ша­я­ся вла­стью пат­ри­ар­халь­но-семей­ная модель отно­ше­ний меж­ду монар­хом и под­дан­ны­ми в иде­а­ле пред­по­ла­га­ла так­же и осо­бую, роди­тель­скую ответ­ствен­ность пра­ви­те­ля, как отца, за всех сво­их «чад»-подчинённых перед Богом.

Одна­ко нель­зя ска­зать, что такое вос­пи­та­ние пол­но­стью уби­ва­ло в наро­де дея­тель­ное нача­ло и при­во­ди­ло исклю­чи­тель­но к поли­ти­че­ской пас­сив­но­сти «уни­жен­ных и оскорб­лён­ных». Исто­рия рос­сий­ско­го ста­ро­об­ряд­че­ства пока­за­ла, что пра­во­слав­ная вера может стать идей­ной базой и для про­ти­во­дей­ствия вла­сти — в том слу­чае, если власть по каким-то при­чи­нам начи­на­ет казать­ся «нече­сти­вой».

Подоб­ная сакраль­ная санк­ция на «пра­во­слав­ное сопро­тив­ле­ние» зафик­си­ро­ва­на даже в «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции» совре­мен­ной РПЦ (МП), при­ня­той на Архи­ерей­ском собо­ре 2000 года:

«Если власть при­нуж­да­ет пра­во­слав­ных веру­ю­щих к отступ­ле­нию от Хри­ста и Его Церк­ви, а так­же к гре­хов­ным, душе­вред­ным дея­ни­ям, Цер­ковь долж­на отка­зать госу­дар­ству в пови­но­ве­нии. Хри­сти­а­нин, сле­дуя веле­нию сове­сти, может не испол­нить пове­ле­ния вла­сти, понуж­да­ю­ще­го к тяж­ко­му греху».

В более пат­ри­ар­халь­ных реа­ли­ях рос­сий­ско­го позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья идео­лог сило­во­го «охра­ни­тель­ства» пра­во­сла­вия от вред­ных ере­сей Иосиф Волоц­кий фор­му­ли­ро­вал эту мысль несколь­ко иначе:

«Если же некий царь цар­ству­ет над людь­ми, но над ним самим цар­ству­ют сквер­ные стра­сти и гре­хи […], такой царь не Божий слу­га, но дья­во­лов, и не царь, но мучи­тель. Тако­го царя, за его лукав­ство, Гос­подь наш Иисус Хри­стос назы­ва­ет не царём, а лисицей».

Тем не менее, несмот­ря на бун­ты про­тив фео­да­лов или даже на откры­тое про­ти­во­бор­ство с духов­ной и свет­ской вла­стью (как в слу­чае, напри­мер, с оса­дой ста­ро­об­ряд­че­ско­го Соло­вец­ко­го мона­сты­ря в XVII веке), зача­стую рус­ское сопро­тив­ле­ние при­ни­ма­ло пас­сив­ный харак­тер бег­ства на отда­лён­ные рубе­жи наше­го госу­дар­ства. Подоб­ное пове­де­ние в прин­ци­пе харак­тер­но для тех, кто под­вер­га­ет­ся каким-либо серьёз­ным при­тес­не­ни­ям. В каче­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти бег­ство ради­каль­ных пури­тан из Англии, где они под­вер­га­лись рели­ги­оз­ным пре­сле­до­ва­ни­ям, в Север­ную Аме­ри­ку, став­шее исход­ным пунк­том исто­рии США. Как отме­ча­ет совре­мен­ный левый мыс­ли­тель Алек­сандр Тарасов:

«Эго­изм будет под­тал­ки­вать обы­ва­те­ля в ситу­а­ции выбо­ра не к кол­лек­тив­ным дей­стви­ям про­те­ста, а к поис­кам пути инди­ви­ду­аль­но­го спа­се­ния. Пер­вой реак­ци­ей обы­ва­те­ля явля­ет­ся при­су­щая вся­ко­му живот­но­му реак­ция бег­ства от опасности».

В част­но­сти, на «ничей­ные» погра­нич­ные тер­ри­то­рии, а так­же в сосед­ние стра­ны бежа­ли рус­ские ста­ро­об­ряд­цы в поис­ках «луч­шей жиз­ни». По мне­нию совет­ско-рос­сий­ско­го исто­ри­ка, фольк­ло­ри­ста и этно­гра­фа Кирил­ла Чисто­ва, эти обсто­я­тель­ства и ста­ли точ­кой фор­ми­ро­ва­ния в наро­де так назы­ва­е­мых уто­пи­че­ских легенд о «далё­ких зем­лях», кото­рые ста­но­ви­лись идео­ло­ги­че­ским обос­но­ва­ни­ем для бегства.

Кре­стьяне Чер­ни­гов­ской губер­нии, XIX век

Самой зна­ме­ни­той из таких легенд явля­ет­ся фольк­лор­ная исто­рия о Бело­во­дье. Пер­вые сви­де­тель­ства о её быто­ва­нии появи­лись, если верить Нико­лаю Вара­ди­но­ву (авто­ру капи­таль­но­го иссле­до­ва­ния по исто­рии МВД Рос­сий­ской импе­рии), в нача­ле XIX века. Вара­ди­нов при­во­дит потря­са­ю­щую исто­рию пер­вой фик­са­ции этой леген­ды госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми, в кото­рой содер­жит­ся всё, что нуж­но знать о целе­вом финан­си­ро­ва­нии важ­ных госу­дар­ствен­ных про­ек­тов в нашей стране.

Некий посе­ля­нин Бобы­лёв из Том­ской губер­нии в 1807 году сооб­щил в импер­ское МВД, что где-то за китай­ской гра­ни­цей, на ост­ро­вах в Тихом оке­ане (в част­но­сти, в том самом Бело­во­дье) живут бежав­шие из Рос­сии при Алек­сее Михай­ло­ви­че ста­ро­об­ряд­цы, кото­рые хотят вер­нуть­ся в рос­сий­ское под­дан­ство. Мини­стер­ство выда­ло Бобы­лё­ву 150 руб­лей на мис­сию по воз­вра­ще­нию ста­ро­ве­ров в лоно Рос­сий­ско­го госу­дар­ства, и тот, недол­го думая, скрыл­ся с день­га­ми и был «нигде потом не отыскан».

Эта попыт­ка вклю­чить Бело­во­дье в состав Рос­сии (в кото­рой рус­ские чинов­ни­ки усмот­ре­ли пре­крас­ную воз­мож­ность, а не баналь­ные про­ис­ки афе­ри­ста) явля­лась част­ным про­яв­ле­ни­ем общей экс­пан­си­о­нист­ской импер­ской поли­ти­ки и пол­но­стью отве­ча­ла её инте­ре­сам. Ста­ро­об­ряд­цы, когда-то бежав­шие из Рос­сии, часто явля­лись неко­ей «мяг­кой силой», помо­гав­шей наше­му пра­ви­тель­ству упро­чи­вать вли­я­ние в погра­нич­ных реги­о­нах. Как отме­чал Чистов, эти быв­шие бег­ле­цы «вре­мя от вре­ме­ни не толь­ко воз­вра­ща­лись в пре­де­лы рос­сий­ско­го госу­дар­ства, но и при­со­еди­ня­ли к нему целые обла­сти». Извест­но, что уже в нача­ле XIX века Рос­сия име­ла соб­ствен­ные инте­ре­сы в Тихом оке­ане. Соглас­но дан­ным совет­ско­го исто­ри­ка Семё­на Оку­ня, коло­ни­аль­ная Рос­сий­ско-аме­ри­кан­ская ком­па­ния пла­ни­ро­ва­ла «после­до­ва­тель­но утвер­дить­ся в Кали­фор­нии, Гавай­ских ост­ро­вах, Саха­лине и на устье Аму­ра», что­бы пре­вра­тить импе­рию «в пол­но­власт­но­го хозя­и­на север­ной части Тихо­го оке­а­на». Так что нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что чинов­ни­ки заин­те­ре­со­ва­лись пред­ло­же­ни­я­ми Бобылёва.

Чистов свя­зы­ва­ет исто­ри­че­ские кор­ни воз­ник­но­ве­ния бело­вод­ской леген­ды как с реаль­ны­ми посе­ле­ни­я­ми бег­лых ста­ро­об­ряд­цев на Алтае (реги­он Бух­тар­мин­ской и Уймон­ской долин, кото­рый до поры оста­вал­ся ней­траль­ной тер­ри­то­ри­ей меж­ду гра­ни­ца­ми Рос­сии и Китая), так и с отры­воч­но­стью све­де­ний о таин­ствен­ной Япо­нии, с кото­рой до сере­ди­ны XIX века не полу­ча­лось нала­дить ника­ких реаль­ных кон­так­тов из-за её поли­ти­ки изоляционизма.

Нико­лай Рерих отож­деств­лял Бело­во­дье с буд­дист­ской Шамбалой

По мне­нию Чисто­ва, рас­про­стра­не­ние пре­да­ний о Бело­во­дье в Рос­сии было во мно­гом (но не исклю­чи­тель­но) свя­за­но с дея­тель­но­стью сек­ты бегу­нов, кото­рые, подоб­но дру­гим ста­ро­об­ряд­цам, часто бежа­ли за гра­ни­цу или в неосво­ен­ные рос­сий­ской адми­ни­стра­ци­ей мало­на­се­лён­ные реги­о­ны. Сви­де­тель­ством быто­ва­ния леген­ды высту­па­ют сохра­нив­ши­е­ся пись­мен­ные маршруты-«путешественники», опи­сы­вав­шие, как попасть в Бело­во­дье и зачем вооб­ще туда нуж­но идти. По сви­де­тель­ству каза­ка Гри­го­рия Хох­ло­ва, в Рос­сий­ской импе­рии были очень рас­про­стра­не­ны такие листов­ки, ука­зы­вав­шие на то, что «на Япон­ских, Санд­ви­че­вых и Алан­ских ост­ро­вах наро­ды цве­тут хри­сти­ан­ским бла­го­че­сти­ем от про­по­ве­ди Фомы-апо­сто­ла». Соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, апо­стол Фома зани­мал­ся про­по­ве­дью хри­сти­ан­ства в восточ­ных зем­лях. В част­но­сти, ему при­пи­сы­ва­ет­ся про­по­вед­ни­че­ство в Индии, где до сих пор суще­ству­ют хри­сти­ан­ские церк­ви, воз­во­дя­щие своё про­ис­хож­де­ние к исто­рии дея­тель­но­сти Фомы. Соглас­но «путе­ше­ствен­ни­кам», в Бело­во­дье уда­лось попасть груп­пе рус­ских ста­ро­ве­ров, бежав­ших туда после оса­ды Соло­вец­ко­го мона­сты­ря еще во вре­ме­на царя Алек­сея Михайловича.

Леген­да о Бело­во­дье, если судить по сохра­нив­шим­ся спис­кам «путе­ше­ствен­ни­ков», в чём-то срод­ни сред­не­ве­ко­вой запад­ной мечте отыс­кать хри­сти­ан­ское «цар­ство пре­сви­те­ра Иоан­на» дале­ко на восто­ке Евра­зии. Соглас­но «путе­ше­ствен­ни­кам», в Бело­во­дье мож­но най­ти спа­си­тель­ное свя­щен­ство «древ­не­го бла­го­че­стия», пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го дав­но пере­ве­лись в нико­ни­ан­ской Рос­сии. Попав­ших в эту стра­ну из Рос­сии, по сло­ву таких листо­вок, пере­кре­щи­ва­ют. Харак­тер­но, что в Бело­во­дье при­ни­ма­ют­ся бег­ле­цы не толь­ко из Рос­сий­ской импе­рии, но и из запад­ных стран (наро­ды «сир­ско­го язы­ка»), скры­ва­ю­щи­е­ся от рели­ги­оз­но­го гнё­та папы рим­ско­го. Но, кро­ме взыс­ку­ю­щих «истин­но­го пра­во­сла­вия», боль­ше бело­вод­цы нико­го в свою стра­ну «не пущают».


Соглас­но выво­дам Чисто­ва, в вооб­ра­жа­е­мом Бело­во­дье нет ника­кой иерар­хи­че­ской вла­сти, свет­ской или духов­ной. Нет там и ника­ких «анти­хри­сто­вых», по мне­нию бегу­нов, соци­аль­ных инсти­ту­тов вро­де армии, поли­ции, чинов­ни­че­ства и так далее. Даже бело­вод­ское свя­щен­ство не орга­ни­зо­ва­но в иерар­хи­че­скую цер­ковь, так как бегу­ны анар­хист­ски мыс­ли­ли любую слож­ную соци­аль­ную орга­ни­за­цию как потен­ци­аль­ный источ­ник угнетения.

Через весь XIX век и даже нача­ло ХХ века про­хо­дит исто­рия посто­ян­ных попы­ток евро­пей­ских и сибир­ских кре­стьян бежать и достичь Бело­во­дья. По мне­нию Вла­ди­ми­ра Коро­лен­ко, те, кто так и не вер­нул­ся из этих путе­ше­ствий, поги­ба­ли в Китае или на Тибе­те. Этно­гра­фи­че­ская экс­пе­ди­ция 1927 года фик­си­ро­ва­ла на Алтае рас­ска­зы о попыт­ках достичь запо­вед­ных земель через Китай, Афга­ни­стан и Индию. Зна­ме­ни­тый худож­ник Нико­лай Рерих, побы­вав на Алтае в 1920‑х годах, услы­шал о попыт­ках достичь Бело­во­дья через Гима­лаи и отож­де­ствил эту уто­пи­че­скую стра­ну с буд­дист­ской Шам­ба­лой. В 1903 году сре­ди ураль­ских каза­ков про­шёл слух, что Бело­во­дье посе­тил Лев Тол­стой и при­со­еди­нил­ся там к староверию.

Извест­на так­же исто­рия аван­тю­ри­ста вто­рой поло­ви­ны XIX века Арка­дия Бело­вод­ско­го, яко­бы побы­вав­ше­го в этой мифи­че­ской стране и выда­вав­ше­го себя в Евро­пей­ской Рос­сии за епи­ско­па «бело­вод­ско­го постав­ле­ния». Он даже руко­по­ла­гал соб­ствен­ных «свя­щен­ни­ков», кон­ку­ри­руя с так назы­ва­е­мой бело­кри­ниц­кой ста­ро­об­ряд­че­ской иерар­хи­ей. Ураль­ские каза­ки, без­успеш­но пыта­ясь добить­ся от Арка­дия инфор­ма­ции о место­на­хож­де­нии Бело­во­дья, в 1898 году орга­ни­зо­ва­ли туда соб­ствен­ную четы­рёх­ме­сяч­ную мор­скую экс­пе­ди­цию через Сре­ди­зем­ное море, Индий­ский и Тихий оке­а­ны. Днев­ник этой экс­пе­ди­ции (его вёл выше­упо­мя­ну­тый Гри­го­рий Хох­лов) был опуб­ли­ко­ван под загла­ви­ем «Путе­ше­ствие ураль­ских каза­ков в „Бело­вод­ское царство“».


В исто­рии Бело­во­дья спле­лись меж­ду собой наив­ные меч­ты рус­ско­го кре­стьян­ско­го созна­ния об уто­пи­че­ском «зем­ном Рае», пол­ном бла­го­че­стия и небес­ной чисто­ты, анар­хи­че­ское непри­зна­ние мир­ских госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов, свя­зан­ных с соци­аль­ным угне­те­ни­ем, и отзву­ки коло­ни­аль­ной поли­ти­ки рус­ско­го цариз­ма, втор­гав­ше­го­ся всё глуб­же в неиз­ве­дан­ные зем­ли Азии. Посте­пен­но, уже в ХХ веке, леген­да о мифи­че­ском ост­ро­ве (или ост­ро­вах) «ста­ла вытес­нять­ся пре­да­ни­я­ми о том, как его иска­ли, но не нашли». Чистов, как совет­ский исто­рик, счи­тал, что бело­вод­ские пре­да­ния исчер­па­ли себя бла­го­да­ря тому, что кре­стьяне посте­пен­но изжи­ва­ли в себе «поли­ти­че­скую и гео­гра­фи­че­скую наив­ность», пере­хо­дя к более актив­ным фор­мам сопро­тив­ле­ния вла­сти, неже­ли бег­ство. В любом слу­чае, суще­ство­ва­ние подоб­ных легенд сви­де­тель­ству­ет преж­де все­го о соци­аль­ном и поли­ти­че­ском небла­го­по­лу­чии, побуж­дав­шем изму­чен­ных людей к поис­кам того, что Карл Маркс мог бы назвать оче­ред­ным уте­ши­тель­ным «опи­умом народа».


 

Поделиться