Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920‑х годов

Рос­сия за ХХ век пере­жи­ла две боль­ших «вол­ны» бес­при­зор­ни­ков. Мы пого­во­рим о самой круп­ной их них — о волне, появив­шей­ся вско­ре после Октябрь­ской революции.

При­чи­на­ми появ­ле­ния боль­шой мас­сы бес­при­зор­ни­ков были, конеч­но, и миро­вая вой­на, и рево­лю­ция, но в зна­чи­тель­ной мере после­до­вав­шая за ними Граж­дан­ская вой­на. В 1917 году в дет­ских домах вос­пи­ты­ва­лось 30 тысяч чело­век — 0,018% от 170-мил­ли­он­но­го насе­ле­ния Рос­сий­ской импе­рии. К 1922 году чис­лен­ность бес­при­зор­ни­ков насчи­ты­ва­ла от 4 до 7 мил­ли­о­нов чело­век, в дет­ских домах чис­ли­лось 540 тысяч чело­век — при общем насе­ле­ния стра­ны в 130 мил­ли­о­нов все­го полу­ча­ем 3–5,4%.

Бес­при­зор­ность и без­над­зор­ность ста­ла про­бле­мой все­со­юз­но­го мас­шта­ба. Поче­му? Что тол­ка­ло детей не бро­дяж­ни­че­ство? И как госу­дар­ство с этим боролось?

Бес­при­зор­ни­ки. 1029‑е годы. Источ­ник: russiainphoto.ru

Остав­шись без долж­но­го ухо­да, кон­тро­ля и над­зо­ра, дети «выпа­да­ют» из систе­мы цен­но­стей обще­ства. Смот­ря со сто­ро­ны на чужую жизнь, они мораль­но раз­ла­га­ют­ся, имея неяс­ное про­шлое и смут­ное буду­щее, а пер­во­род­ная чело­ве­че­ская эмо­ция — страх перед уни­же­ни­я­ми, физи­че­ской рас­пра­вой, заклю­че­ни­ем со сто­ро­ны осталь­но­го мира — порож­да­ет ответ­ную реак­цию — агрес­сию, про­яв­ля­ю­щу­ю­ся как в защи­те, так и в нападении.

«…Пяти лет он поте­рял отца, а поз­же и мать. Без при­смот­ра, живя у даль­них род­ствен­ни­ков, исху­ли­га­нил­ся, и род­ствен­ни­ки реши­ли спла­вить юнца поско­рее с рук, сдав его в Нико­ло-Гат­чин­ский инсти­тут. Род­ствен­ни­ки полу­чи­ли облег­че­ние, но инсти­тут не обра­до­вал­ся тако­му при­об­ре­те­нию. Малень­кий шке­тик Коль­ка раз­вер­нул­ся вовсю: драл­ся, ругал­ся, воро­вал и неиз­вест­но чем закон­чил бы свои подви­ги, если б в это вре­мя инсти­тут не расформировался…»
Лео­нид Пан­те­ле­ев, Гри­го­рий Белых. «Рес­пуб­ли­ка ШКИД»

Не имея чёт­ких жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров и прин­ци­пов мора­ли, дети ищут защи­ты в так назы­ва­е­мых шай­ках, бан­дах, груп­пи­ров­ках, где зача­стую под­вер­га­ют­ся экс­плу­а­та­ции, как тру­до­вой, так и сек­су­аль­ной. Подоб­ные фор­ми­ро­ва­ния, ино­гда под­чи­нён­ные мафии, пред­став­ля­ли боль­шую опас­ность для обще­ства — они вно­си­ли бес­по­ря­док в обще­ствен­ную жизнь, нару­ша­ли нор­маль­ное суще­ство­ва­ние целых горо­дов, и без того нема­ло пострадавших.

Про­бле­ма дет­ской бес­при­зор­но­сти реша­лась более полу­то­ра деся­ти­ле­тий. Это была насто­я­щая гума­ни­тар­ная ката­стро­фа: бес­при­зор­ность и без­дом­ность были источ­ни­ком эпи­де­мий, мно­го­чис­лен­ных анти­со­ци­аль­ных явле­ний и актив­но пита­ли дет­скую и под­рост­ко­вую пре­ступ­ность. Не уди­ви­тель­но, что из соци­аль­ной про­бле­мы это ста­ло про­бле­мой поли­ти­че­ской, ей заня­лись на самом вер­ху. Сре­ди госу­дар­ствен­ных дея­те­лей, оста­вив­ших свой вклад в борь­бе с бес­при­зор­но­стью, были Ленин, Дзер­жин­ский, Луна­чар­ский, Крупская.

Бес­при­зор­ни­ки на ули­цах Каза­ни. 1924 год

Про­бле­ма ста­ла при­зна­вать­ся откры­той, в 1922 году о ней заго­во­ри­ли в печа­ти. «Изве­стия» пуб­ли­ко­ва­ли свод­ки дет­ской пре­ступ­но­сти, «Крас­ная новь» опи­сы­ва­ла ситу­а­цию в Кры­му. В 1923 году нача­ли актив­но выпус­кать мето­ди­че­скую лите­ра­ту­ру по рабо­те с беспризорными.

Бес­при­зор­ность регу­ли­ро­ва­ли спе­ци­аль­ные госу­дар­ствен­ные орга­ны. Пер­вым из них стал создан­ный поста­нов­ле­ни­ем СНК РСФСР от 4 фев­ра­ля 1919 года Совет защи­ты детей, пред­се­да­те­лем кото­ро­го был назна­чен Ана­то­лий Луна­чар­ский — гла­ва Народ­но­го комис­са­ри­а­та про­све­ще­ния. В Совет вошло по одно­му пред­ста­ви­те­лю сле­ду­ю­щих комис­са­ри­а­тов: здра­во­охра­не­ния, соци­аль­но­го обес­пе­че­ния, тру­да и про­до­воль­ствия. Обра­тим­ся к тек­сту поста­нов­ле­ния, что­бы выяс­нить зада­чи и пол­но­мо­чия создан­но­го совета:

«Сове­ту… предо­став­ля­ет­ся пра­во нала­гать „вето“… на рас­по­ря­же­ния ведомств, не вхо­дя­щих в Совет, если… рас­по­ря­же­ния ведут к явно­му ущер­бу для детей.

Счи­тая дело снаб­же­ния детей пищей, одеж­дой, поме­ще­ни­ем, топ­ли­вом, меди­цин­ской помо­щью, а рав­но эва­ку­а­цию детей в хле­бо­род­ные губер­нии, одной из важ­ных госу­дар­ствен­ных задач, Совет Народ­ных Комис­са­ров пору­ча­ет Совету…

а) согла­со­вать дея­тель­ность вхо­дя­щих в него Коми­те­тов по эва­ку­а­ции детей в хле­бо­род­ные губер­нии… объ­еди­нять их пла­ны обще­ствен­но­го дет­ско­го пита­ния и снабжения…

б) сле­дить за точ­ным выпол­не­ни­ем той части… пла­на, кото­рая каса­ет­ся пита­ния и снаб­же­ния детей.

Сове­ту… предо­став­ля­ет­ся пра­во изда­вать обя­за­тель­ные поста­нов­ле­ния, каса­ю­щи­е­ся охра­ны здо­ро­вья детей, успеш­ной орга­ни­за­ции их пита­ния и снаб­же­ния и вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность сле­дить за неуклон­ным выпол­не­ни­ем их».

Бес­при­зор­ни­ки. 1924 год

Учреждения для беспризорников

Широ­ко рас­про­стра­нен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми для бес­при­зор­ни­ков были при­ём­ни­ки-рас­пре­де­ли­те­ли и дет­ские дома, типы кото­рых раз­ли­ча­лись — их было свы­ше 20. Путь бес­при­зор­ни­ка обыч­но про­хо­дил по про­стой схе­ме: ули­ца — при­ём­ный пункт — дет­дом. В изъ­я­тии бес­при­зор­ни­ков с улиц участ­во­ва­ли мили­ция и пери­о­ди­че­ски угрозыск.

Перед поме­ще­ни­ем в дет­ский дом ребё­нок задер­жи­вал­ся в при­ём­но-рас­пре­де­ли­тель­ном пунк­те для ока­за­ния ему помо­щи и под­го­тов­ки к встре­че с орга­ни­зо­ван­ным кол­лек­ти­вом. После детей рас­пре­де­ля­ли по ста­ци­о­нар­ным учре­жде­ни­ям интер­нат­но­го типа: непо­сред­ствен­но в дет­ские дома, в тру­до­вые ком­му­ны, шко­лы-коло­нии, шко­лы-ком­му­ны, дет­ские город­ки. Если дет­ские дома при­ни­ма­ли детей от 12–14 лет, то тру­до­вые ком­му­ны бра­ли вос­пи­тан­ни­ков более стар­ше­го возраста.

С бес­при­зор­но­стью боро­лись посред­ством поме­ще­ния детей в кре­стьян­ские семьи, отправ­ля­ли их к куста­рям, орга­ни­зо­вы­ва­ли опе­ку. С 14 лет вос­пи­тан­ни­ки дет­до­мов при­ни­ма­лись в шко­лы ФЗУ, с 16 лет — на про­из­вод­ство, на инди­ви­ду­аль­ное и бри­гад­ное ученичество.

Дра­ка бес­при­зор­ни­ков. 1924 год

«Мно­го под­рост­ков во вре­мя рево­лю­ции, голо­да и граж­дан­ской вой­ны рас­те­ря­ли сво­их роди­те­лей и сме­ни­ли семью на ули­цу, а шко­лу на воров­ство, гото­вясь в буду­щем сде­лать­ся налёт­чи­ка­ми. Нуж­но было немед­лен­но взять­ся за них, и вот сот­ни и тыся­чи пусту­ю­щих, полу­раз­ру­шен­ных домов сно­ва при­во­ди­ли в поря­док, для того, что­бы дать кров, пищу и уче­ние малень­ким бандитам».
Лео­нид Пан­те­ле­ев, Гри­го­рий Белых. «Рес­пуб­ли­ка ШКИД»


Железный Феликс, маленькие бродяги и Комиссия

На базе ВЦИК 27 янва­ря 1921 года была созда­на Комис­сия по улуч­ше­нию жиз­ни детей под пред­во­ди­тель­ством Фелик­са Дзер­жин­ско­го. В её управ­ле­нии нахо­ди­лись сто­ло­вые, мед­пунк­ты, ноч­леж­ки, «дет­ские город­ки» и дру­гие объ­ек­ты, направ­лен­ные на забо­ту о бес­при­зор­ни­ках. Уста­нав­ли­вал­ся меди­цин­ский кон­троль, режим дня, орга­ни­зо­вы­ва­лись мастер­ские для нужд вос­пи­тан­ни­ков, клу­бы и круж­ки. Дет­ские дома рас­смат­ри­ва­лись как один из важ­ных цен­тров идео­ло­ги­че­ско­го воспитания.

Сто­ит отме­тить огром­ный лич­ный вклад само­го Дзер­жин­ско­го в рабо­ту комис­сии. В её учре­жде­ни­ях тыся­чи обез­до­лен­ных детей полу­ча­ли меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, обра­зо­ва­ние, пита­ние и, самое глав­ное, воз­мож­ность даль­ней­шей само­ре­а­ли­за­ции. На базе ком­му­ны име­ни Дзер­жин­ско­го было созда­но целое пред­при­я­тие, где рабо­та­ли под­рост­ки, созда­вая один из самых совре­мен­ных по тем годам фото­ап­па­ра­тов под назва­ни­ем «ФЭД», то есть пер­вые бук­вы име­ни, отче­ства и фами­лии Фелик­са Эдмун­до­ви­ча Дзер­жин­ско­го. Восемь быв­ших бес­при­зор­ни­ков ста­ли впо­след­ствии ака­де­ми­ка­ми АН СССР.

Бес­при­зор­ни­ки за игрой в кар­ты. 1925 год

Ещё до созда­ния Комис­сии, в 1919 году, Дзер­жин­ский насто­ял на том, что­бы спе­ци­аль­ный декрет Сове­та народ­ных комис­са­ров поста­но­вил бес­плат­но обес­пе­чи­вать детей про­дук­та­ми пита­ния вне зави­си­мо­сти от их соци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния. Такая пози­ция «желез­но­го Фелик­са» понра­ви­лась дале­ко не каж­до­му, но Ленин её под­дер­жал и под­пи­сал декрет. По ини­ци­а­ти­ве Дзер­жин­ско­го вво­дит­ся дет­ская кар­точ­ка на полу­че­ние обе­да из двух блюд, кро­ме того — 30 хлеб­ных и 30 про­дук­то­вых тало­нов в месяц. К сло­ву — тогда паёк рабо­че­го или крас­но­ар­мей­ца был мень­ше. В пись­мах к сест­ре Аль­доне, дати­ро­ван­ных еще 1902 годом, Дзер­жин­ский гово­рил ей, что любит детей как нико­го дру­го­го. Его жена вспоминала:

«…В то лето мне при­шлось наблю­дать, как горя­чо любит Юзеф (один из псев­до­ни­мов Дзер­жин­ско­го. — Ред.) детей. Я часто заста­ва­ла в его квар­ти­ре ребя­ти­шек, бегав­ших, шумев­ших, делав­ших из сту­льев трам­ваи и поез­да. Юзеф соби­рал со дво­ра детво­ру бед­но­ты и устра­и­вал для них у себя в квар­ти­ре нечто вро­де дет­ско­го сада».

Комис­сия была созда­на по его ини­ци­а­ти­ве, так как он желал бро­сить свои лич­ные силы и силы ВЧК на борь­бу с бес­при­зор­ни­ка­ми. За каж­дую мелочь, за каж­дый недо­дан­ный кусок хле­ба Дзер­жин­ский спра­ши­вал суро­во и доби­вал­ся немед­лен­но­го исправ­ле­ния ситу­а­ции. Кате­го­ри­че­ское тре­бо­ва­ние Дзер­жин­ско­го «для детей нет тюрем и лаге­рей» не оста­лось пустым зву­ком. Уже во вто­рой поло­вине 1924 года в местах заклю­че­ния нахо­ди­лись толь­ко 1 179 несо­вер­шен­но­лет­них пре­ступ­ни­ков: 386 — под след­стви­ем, 730 — сроч­ных, 63 — пере­сыль­ных. Боль­шин­ство этих ребят разо­бра­ли тру­до­вые ком­му­ны. К 1924 году в РСФСР уже име­лись 250 дет­ских домов, 420 тру­до­вых ком­мун и 880 «дет­ских городков».

Бес­при­зор­ни­ки на пара­де. 1925 год

Комис­си­ей объ­еди­ня­лись и коор­ди­ни­ро­ва­лись все ведом­ства, направ­лен­ные на лик­ви­да­цию бес­при­зор­но­сти. Все при­юты, дет­до­ма и про­чие учре­жде­ния были пере­да­ны в госу­дар­ствен­ное веде­ние Нар­ком­про­са. В зада­чи Комис­сии входили:

1) про­до­воль­ствен­ная, жилищ­ная, топ­лив­ная помощь, помощь веща­ми, учре­жде­ни­ям, кото­рым под­ве­дом­ствен­на забо­та о жиз­ни и здо­ро­вье детей, в первую оче­редь беспризорных;

2) изда­ние в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий поста­нов­ле­ний и зако­нов об охране жиз­ни и здо­ро­вья детей;

3) вне­се­ние во ВЦИК пред­ло­же­ний по изда­нию зако­нов и поста­нов­ле­ний, каса­ю­щих­ся дея­тель­но­сти Комиссии.

Сла­жен­ная рабо­та орга­ни­за­ции нача­лась дале­ко не сра­зу, так как рабо­ту Комис­сии силь­но услож­нил голод, начав­ший­ся в тот же год в Повол­жье. Поми­мо 5 млн бес­при­зор­ни­ков, что уже были в сфе­ре дея­тель­но­сти Комис­сии, появи­лось ещё 8 млн детей из голо­да­ю­щих реги­о­нов, и сре­ди них тоже были те, кто поте­рял роди­те­лей. Из-за этой ситу­а­ции воз­ни­ка­ли новые дет­до­ма. Их коли­че­ство быст­ро рос­ло: так, если в 1917 году вос­пи­ты­ва­лось 30 тысяч детей, то в 1920 году их было 400 тысяч, а в 1922 году — уже 540 тысяч. Несмот­ря на тяжё­лые усло­вия, совет­ская власть не толь­ко стре­ми­лась дать помощь как мож­но боль­ше­му коли­че­ству детей, попав­ших в труд­ную ситу­а­цию, но и вос­пи­тать их соот­вет­ству­ю­щим обра­зом — в духе марк­сист­ско-ленин­ской идео­ло­гии. Это пока­зы­ва­ют пио­нер­ские учре­жде­ния, воз­ни­ка­ю­щие с 1922 года, в кото­рые при­ни­ма­ли с 12 лет.

И сами орга­ни­за­ции, и их вос­пи­тан­ни­ки посте­пен­но креп­ли и вста­ва­ли на ноги. Была постав­ле­на зада­ча опре­де­ле­ния в дома всех бес­при­зор­ни­ков и под­го­тов­ки их к само­сто­я­тель­ной жизни.

Посте­пен­но при­ни­ма­лись поста­нов­ле­ния о тру­до­устрой­стве вос­пи­тан­ни­ков, о закреп­ле­нии дет­до­мов за раз­лич­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и кол­хо­за­ми, что про­дол­жа­ло укреп­лять мате­ри­аль­ную базу этих дет­ских учре­жде­ний и упро­ща­ло тру­до­устрой­ство выпуск­ни­ков и выда­чу им жилья. Актив­ной была дея­тель­ность ведомств и орга­ни­за­ций по соци­аль­ной защи­те детей.


Деятельность АРА и РОКК

Помощь бес­при­зор­ни­кам ока­зы­ва­ло не толь­ко Совет­ское госу­дар­ство. Она шла из-за оке­а­на в виде про­дук­то­вых посы­лок и ока­зы­ва­лась на месте пора­жён­ных голо­дом и вой­ной рай­о­нов. Тут фигу­ри­ру­ют две орга­ни­за­ции — Аме­ри­кан­ская адми­ни­стра­ция помо­щи и Рос­сий­ский (Совет­ский) Крас­ный Крест.

Аме­ри­кан­ская адми­ни­стра­ция помо­щи (American Relief Administration, она же ARA или по-рус­ски АРА) — эта него­су­дар­ствен­ная орга­ни­за­ция в США суще­ство­ва­ла с 1919 года до кон­ца 1930‑х годов и в боль­шей сте­пе­ни при­об­ре­ла извест­ность бла­го­да­ря ока­за­нию помо­щи Совет­ской Рос­сии в лик­ви­да­ции голо­да в Повол­жье в 1921–1923 годах. Как мы можем понять, напря­мую с бес­при­зор­ни­ка­ми орга­ни­за­ция не свя­за­на, но отме­тим созда­ние в постре­во­лю­ци­он­ном Пет­ро­гра­де 120 кухонь, воз­мож­ность питать­ся в кото­рых полу­чи­ли 42 тыся­чи детей. Пищу полу­ча­ли дети до 14 лет, про­шед­шие меди­цин­ское обсле­до­ва­ние, при­знан­ные голо­да­ю­щи­ми и имев­шие спе­ци­аль­ную кар­точ­ку — Admission Ticket.

Заня­тия с быв­ши­ми бес­при­зор­ни­ка­ми. Москва. 1925 год

Появ­ле­ние капи­та­ли­сти­че­ской орга­ни­за­ции АРА в совет­ском госу­дар­стве про­изо­шло после прось­бы Мак­си­ма Горь­ко­го об ока­за­нии помо­щи голо­да­ю­щей Рос­сии и после­ду­ю­ще­го под­пи­са­ния в Риге дого­во­ра о помо­щи с нар­ко­мом ино­стран­ных дел Мак­си­мом Лит­ви­но­вым. Изна­чаль­но предо­став­ляя горя­чее пита­ние для голо­да­ю­щих, АРА позд­нее ста­ла при­во­зить им одеж­ду из хлоп­ча­то­бу­маж­ных и шер­стя­ных тка­ней. Живу­щие за пре­де­ла­ми Совет­ской Рос­сии граж­дане дру­гих стран, вклю­чая США, так­же мог­ли помо­гать голо­да­ю­щим посред­ством про­дук­то­вых посы­лок: в аме­ри­кан­ском бан­ке или офи­се АРА поку­пал­ся про­дук­то­вый купон на 10 дол­ла­ров, а затем отно­сил­ся в бли­жай­ший склад АРА, где обме­ни­вал­ся на посыл­ку для опре­де­лён­но­го чело­ве­ка, общий вес кото­рой состав­лял око­ло 53 кг.

К кон­цу 1921 года помощь АРА полу­ча­ли 565 тыся­чи детей — в Самар­ской, Казан­ской, Сара­тов­ской и дру­гих губерниях.

В очер­ке «Киев-город» Миха­ил Бул­га­ков гово­рил об АРА следующее:

«„Ара“ — солн­це, вокруг кото­ро­го, как Зем­ля, ходит Киев. Всё насе­ле­ние Кие­ва раз­де­ля­ет­ся на пью­щих какао счаст­лив­цев, слу­жа­щих в „Аре“ (1‑й сорт людей), счаст­лив­цев, полу­ча­ю­щих из Аме­ри­ки шта­ны и муку (2‑й сорт), и чернь, не име­ю­щую к „Аре“ ника­ко­го отношения».

С помо­щью детям Совет­ской Рос­сии не напря­мую свя­зан и Крас­ный крест, извест­ный так­же как РОКК — Рос­сий­ская орга­ни­за­ция Крас­но­го кре­ста. С 1921 года она участ­во­ва­ла в борь­бе с голо­дом в Повол­жье, Турк­ме­ни­стане, Кир­ги­зии, а с 1922 года еже­днев­но ока­зы­ва­ла про­до­воль­ствен­ную и меди­цин­скую помощь 30 тыся­чам детей, так­же боро­лась с маля­ри­ей. В 1923 году РОКК начал борь­бу с эпи­де­ми­ей тифа, маля­ри­ей, холе­рой, оспой и так далее.


Известные деятели и их вклад в борьбу с беспризорничеством

С рабо­той, свя­зан­ной с бес­при­зор­ни­ка­ми, свя­за­но не так мно­го извест­ных лич­но­стей. Рас­смот­рим их дея­тель­ность подробней.

Надеж­да Крупская

Всю жизнь Круп­ская актив­но зани­ма­лась тео­ре­ти­ко-педа­го­ги­че­ской рабо­той, напи­сав нема­ло тру­дов о вос­пи­та­нии и обра­зо­ва­нии детей. Во вре­мя эми­гра­ции она изу­чи­ла мас­су лите­ра­ту­ры по педа­го­ги­ке и вопро­сам про­све­ще­ния, озна­ко­ми­лась с орга­ни­за­ци­ей дошколь­но­го и школь­но­го обра­зо­ва­ния во Фран­ции и Швей­ца­рии, в 1915 году напи­са­ла кни­гу «Народ­ное обра­зо­ва­ние и демо­кра­тия», где отста­и­ва­ла идею необ­хо­ди­мо­сти поли­тех­ни­че­ско­го обучения.

После рево­лю­ции она заня­лась рабо­той по народ­но­му про­све­ще­нию, в 1920 году ста­ла пред­се­да­те­лем Глав­по­лит­про­све­та при Нар­ком­про­се, в 1929 году заня­ла пост заме­сти­те­ля Нар­ко­ма про­све­ще­ния РСФСР, её назы­ва­ли «душой Накром­про­са». Она очень люби­ла детей, хотя у неё не было сво­их. В авто­био­гра­фи­че­ской кни­ге «Моя жизнь» она писала:

«Я все­гда очень жале­ла, что у меня не было ребят. Теперь не жалею. Теперь их у меня мно­го — ком­со­моль­цы и юные пионеры».

Круп­ская боро­лась с дет­ской бес­при­зор­но­стью, орга­ни­зо­ва­ла сот­ни дет­ских садов и школ, биб­лио­тек и пунк­тов лик­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти, школ для взрос­лых, что помог­ло пре­одо­леть тоталь­ную без­гра­мот­ность насе­ле­ния. Она участ­во­ва­ла в раз­ра­бот­ке доку­мен­тов по народ­но­му обра­зо­ва­нию, глав­ны­ми прин­ци­па­ми кото­ро­го счи­та­ла бес­плат­ность, обще­до­ступ­ность и обя­за­тель­ность обще­го обра­зо­ва­ния до 17 лет, обес­пе­че­ние школь­ни­ков пищей, одеж­дой и учеб­ны­ми посо­би­я­ми за счёт государства.

Ана­то­лий Луначарский

Отно­ше­ние к детям Совет­ско­го госу­дар­ства това­рищ Луна­чар­ский выра­зил в ста­тье «О неде­ле ребенка»:

«…Забо­та о детях будет не толь­ко частью нашей рево­лю­ции, но она — необ­хо­ди­мей­шая мера самой проч­но­сти рево­лю­ции… Судь­ба Рос­сии лежит имен­но в детях, пра­виль­ное физи­че­ское и общее вос­пи­та­ние кото­рых даёт тех граж­дан, кото­рые впер­вые, быть может, вой­дут в под­лин­ный соци­а­ли­сти­че­ский строй и опре­де­лят его характер».

В сво­их рабо­тах он утвер­жда­ет, что основ­ной целью вос­пи­та­ния было вос­пи­та­ние чело­ве­ка, соче­тав­ше­го в соста­ве сво­ей лич­но­сти куль­тур­ную гар­мо­нич­ность и пла­мен­ные идеи ком­му­низ­ма, чело­ве­ка, спо­соб­но­го за эти идеи бороть­ся. В ста­тье «Дет­ское дви­же­ние и ком­му­ни­сти­че­ское вос­пи­та­ние» Луна­чар­ский писал:

«Если мы не будем выра­ба­ты­вать из ребён­ка бор­ца, лич­ность, то это нам поме­ша­ет создать очень мно­гое, поме­ша­ет создать и гар­мо­ни­че­ское общество».

Чело­ве­ка новой фор­ма­ции долж­ны были отли­чать вер­ность заве­там това­ри­ща Лени­на, иде­ям про­ле­тар­ско­го интер­на­ци­о­на­лиз­ма, кол­лек­ти­визм, уме­ние меч­тать, видеть пер­спек­ти­вы раз­ви­тия обще­ства. В вос­пи­та­нии ребен­ка долж­ны были соче­тать­ся нрав­ствен­ное, эсте­ти­че­ское, физи­че­ское и тру­до­вое вос­пи­та­ние. Как мы упо­ми­на­ли выше, Луна­чар­ский в янва­ре 1919 года взял на себя руко­вод­ство Сове­том защи­ты детей, а в 1920‑м по его ини­ци­а­ти­ве была про­ве­де­на Неде­ля защи­ты ребен­ка. Луна­чар­ский при­ни­мал лич­ное уча­стие в орга­ни­за­ции пио­нер­ско­го дви­же­ния, посе­щал дет­ские сады и шко­лы, дет­ские биб­лио­те­ки и дет­ские дома, высту­пал на митин­гах и собра­ни­ях детей. Он рас­ска­зы­вал детям о важ­но­сти обра­зо­ва­ния и обще­ствен­ной деятельности.

Вла­ди­мир Ленин

В дея­тель­но­сти Лени­на, свя­зан­ной с детьми, место зани­ма­ли две глав­ных про­бле­мы: лик­ви­да­ция без­гра­мот­но­сти сре­ди детей и борь­ба с бес­при­зор­но­стью. Имен­но по ука­за­ни­ям Лени­на были обра­зо­ва­ны Совет защи­ты детей и Комис­сия по улуч­ше­нию жиз­ни детей.

Антон Мака­рен­ко

Извест­ный писа­тель и педа­гог Антон Мака­рен­ко в год рево­лю­ции — 1917‑м — заве­до­вал дву­мя учи­ли­ща­ми — желез­но­до­рож­ным в Крю­ко­ве и город­ским в Пол­та­ве. В 1920 году он воз­гла­вил тру­до­вую коло­нию для несо­вер­шен­но­лет­них пра­во­на­ру­ши­те­лей непо­да­ле­ку от Пол­та­вы, позд­нее она была пере­ве­де­на в Куряж под Харь­ко­вом. С 1927 года рабо­та в коло­нии сов­ме­сти­лась с орга­ни­за­ци­ей дет­ской тру­до­вой Ком­му­ны име­ни Ф.Э. Дзер­жин­ско­го под Харь­ко­вом. С 1928-го Мака­рен­ко заве­до­вал Ком­му­ной, а уже в 1935‑м он стал помощ­ни­ком началь­ни­ком отде­ла тру­до­вых коло­ний НКВД УССР. В 1937 году Мака­рен­ко пере­ехал в Моск­ву, посвя­тив себя лите­ра­тур­ной и педа­го­ги­че­ской деятельности.

Его опыт уни­ка­лен тем, что глу­бо­кие зна­ния вку­пе с лич­ным педа­го­ги­че­ским опы­том поз­во­ли­ли ему уже в 1920‑х годов подой­ти к раз­ра­бот­ке прин­ци­пи­аль­но новой систе­мы вос­пи­та­ния, отве­чав­шей тре­бо­ва­ни­ям новой идео­ло­гии. Рабо­та Мака­рен­ко начи­на­лась в усло­ви­ях раз­ру­хи во всех сфе­рах обще­ства и госу­дар­ства. Пред­сто­я­ло пре­одо­леть огром­ную про­пасть — от края марк­сист­ско-ленин­ско­го иде­а­ла чело­ве­ка буду­ще­го до края запу­щен­ных, оби­жен­ных и забро­шен­ных детей, на долю кото­рых выпа­ли мно­гие испы­та­ния. В учре­жде­ни­ях Мака­рен­ко при­о­ри­тет­ным было созда­ние орга­ни­зо­ван­но­го кол­лек­ти­ва, кото­рый зиждил­ся на соеди­не­нии вос­пи­та­ния и обу­че­ния с про­из­вод­ствен­ным трудом.


Что почитать

О бес­при­зор­ни­ках напи­са­но мно­го худо­же­ствен­ных и несо­мнен­но инте­рес­ных книг. Но пре­ду­пре­жда­ем — жизнь бро­дя­ги-бес­при­зор­ни­ка роман­ти­зи­ро­вать не сто­ит даже под вли­я­ни­ем такой литературы.

  • Гри­го­рий Белых, Лео­нид Пан­те­ле­ев. «Рес­пуб­ли­ка ШКИД» (с эле­мен­та­ми автобиографии).
  • Вик­тор Авде­ев. «Лёнь­ка Охнарь» и «Моя Одис­сея» (так­же автобиографические).
  • Вик­тор Аста­фьев. «Кра­жа».
  • Мак­сим Горь­кий. «О маль­чи­ке и девоч­ке, кото­рые не замерз­ли», «Нищен­ка», «Зри­те­ли», «Пепе» (рас­ска­зы).
  • Лев Гуми­лев­ский. «Плен» (при­клю­чен­че­ская повесть).
  • Камил Икра­мов. «Ули­ца ору­жей­ни­ков» (при­клю­чен­че­ская повесть).
  • Гали­на Кар­пен­ко. «Как мы росли».
  • Нико­лай Кар­та­вый. «Бес­при­зор­ник Кеш­ка и его друзья».
  • Миха­ил Касат­кин. «Уго­лёк и Яшо­нок» (авто­био­гра­фи­че­ская повесть).
  • Алек­сей Кожев­ни­ков. «Шпа­на. Рас­ска­зы из жиз­ни беспризорных».
  • Лео­нид Пан­те­ле­ев. «Лёнь­ка Пан­те­ле­ев» (тоже авто­био­гра­фи­че­ская повесть).
  • Софья Пет­рен­ко. «Зелё­ные воро­буш­ки» (рас­ска­зы).
  • Лидия Сей­фул­ли­на. «Пра­во­на­ру­ши­те­ли».
  • Вадим Шеф­нер. «Имя для пти­цы» (мему­ар­ная проза).
  • Вяче­слав Шиш­ков «Стран­ни­ки».

Педа­го­ги­че­ские и пуб­ли­ци­сти­че­ские рабо­ты выхо­ди­ли у клю­че­вых совет­ских обще­ствен­но-поли­ти­че­ских деятелей:

  • Мак­сим Горь­кий. «Несвое­вре­мен­ные мыс­ли и рас­суж­де­ния о рево­лю­ции и куль­ту­ре (1917−1918)».
  • Надеж­да Круп­ская. «Педа­го­ги­че­ские сочинения».
  • Ана­то­лий Луна­чар­ский. «Осно­вы пози­тив­ной эсте­ти­ки», «Ста­тьи об искусстве».

Нако­нец, полез­ная инфор­ма­ция есть и в зако­но­да­тель­ных источниках:

  • «О Комис­сии при Все­рос­сий­ском Цен­траль­ном Испол­ни­тель­ном Коми­те­те по улуч­ше­нию жиз­ни детей». Декрет ВЦИК от 10.02.1921.
  • «Об Отде­ле при­зре­ния несо­вер­шен­но­лет­них». Поста­нов­ле­ние Народ­но­го Комис­са­ри­а­та Госу­дар­ствен­но­го При­зре­ния РСФСР от 25.01.1918.
  • «О пере­хо­де в веде­ние Народ­но­го Комис­са­ри­а­та Госу­дар­ствен­но­го При­зре­ния всех учре­жде­ний при­зре­ния несо­вер­шен­но­лет­них и мало­лет­них детей и об учре­жде­нии Кол­ле­гии при­зре­ния несо­вер­шен­но­лет­них». Поста­нов­ле­ние Народ­но­го Комис­са­ри­а­та Госу­дар­ствен­но­го При­зре­ния РСФСР от 26.01.1918.
  • «О поряд­ке и усло­ви­ях рас­хо­до­ва­ния средств на меро­при­я­тия по борь­бе с дет­ской бес­при­зор­но­стью». Поста­нов­ле­ние ВЦИК, СНК РСФСР от 17.01.1927.
  • «О плане борь­бы с дет­ской бес­при­зор­но­стью». Поста­нов­ле­ние ВЦИК, СНК РСФСР от 20.06.1927.

Читай­те так­же «От худож­ни­ка до „пач­ку­на“: дет­ская книж­ная гра­фи­ка 1920‑х — нача­ла 1930‑х годов».

Поделиться