Дети Гражданской войны. Беспризорники 1920-х годов

Россия за ХХ век пере­жила две боль­ших «волны» беспри­зор­ни­ков. Мы пого­во­рим о самой круп­ной их них — о волне, появив­шейся вскоре после Октябрь­ской рево­лю­ции.

Причи­нами появ­ле­ния боль­шой массы беспри­зор­ни­ков были, конечно, и миро­вая война, и рево­лю­ция, но в значи­тель­ной мере после­до­вав­шая за ними Граж­дан­ская война. В 1917 году в детских домах воспи­ты­ва­лось 30 тысяч чело­век — 0,018% от 170-милли­он­ного насе­ле­ния Россий­ской импе­рии. К 1922 году числен­ность беспри­зор­ни­ков насчи­ты­вала от 4 до 7 милли­о­нов чело­век, в детских домах числи­лось 540 тысяч чело­век — при общем насе­ле­ния страны в 130 милли­о­нов всего полу­чаем 3–5,4%.

Беспри­зор­ность и безнад­зор­ность стала пробле­мой всесо­юз­ного масштаба. Почему? Что толкало детей не бродяж­ни­че­ство? И как госу­дар­ство с этим боро­лось?

Группа детей-беспри­зор­ни­ков. Москва. 1922 год

Остав­шись без долж­ного ухода, контроля и надзора, дети «выпа­дают» из системы ценно­стей обще­ства. Смотря со стороны на чужую жизнь, они морально разла­га­ются, имея неяс­ное прошлое и смут­ное буду­щее, а перво­род­ная чело­ве­че­ская эмоция — страх перед униже­ни­ями, физи­че­ской распра­вой, заклю­че­нием со стороны осталь­ного мира — порож­дает ответ­ную реак­цию — агрес­сию, прояв­ля­ю­щу­юся как в защите, так и в напа­де­нии.

«…Пяти лет он поте­рял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у даль­них родствен­ни­ков, исху­ли­га­нился, и родствен­ники решили спла­вить юнца поско­рее с рук, сдав его в Николо-Гатчин­ский инсти­тут. Родствен­ники полу­чили облег­че­ние, но инсти­тут не обра­до­вался такому приоб­ре­те­нию. Малень­кий шкетик Колька развер­нулся вовсю: дрался, ругался, воро­вал и неиз­вестно чем закон­чил бы свои подвиги, если б в это время инсти­тут не расфор­ми­ро­вался…»
Леонид Панте­леев, Григо­рий Белых. «Респуб­лика ШКИД»

Не имея чётких жизнен­ных ориен­ти­ров и прин­ци­пов морали, дети ищут защиты в так назы­ва­е­мых шайках, бандах, груп­пи­ров­ках, где зача­стую подвер­га­ются эксплу­а­та­ции, как трудо­вой, так и сексу­аль­ной. Подоб­ные форми­ро­ва­ния, иногда подчи­нён­ные мафии, пред­став­ляли боль­шую опас­ность для обще­ства — они вносили беспо­ря­док в обще­ствен­ную жизнь, нару­шали нормаль­ное суще­ство­ва­ние целых горо­дов, и без того немало постра­дав­ших.

Проблема детской беспри­зор­но­сти реша­лась более полу­тора деся­ти­ле­тий. Это была насто­я­щая гума­ни­тар­ная ката­строфа: беспри­зор­ность и бездом­ность были источ­ни­ком эпиде­мий, много­чис­лен­ных анти­со­ци­аль­ных явле­ний и активно питали детскую и подрост­ко­вую преступ­ность. Не удиви­тельно, что из соци­аль­ной проблемы это стало пробле­мой поли­ти­че­ской, ей заня­лись на самом верху. Среди госу­дар­ствен­ных деяте­лей, оста­вив­ших свой вклад в борьбе с беспри­зор­но­стью, были Ленин, Дзер­жин­ский, Луна­чар­ский, Круп­ская.

Беспри­зор­ники на улицах Казани. 1924 год

Проблема стала призна­ваться откры­той, в 1922 году о ней заго­во­рили в печати. «Изве­стия» публи­ко­вали сводки детской преступ­но­сти, «Крас­ная новь» описы­вала ситу­а­цию в Крыму. В 1923 году начали активно выпус­кать мето­ди­че­скую лите­ра­туру по работе с беспри­зор­ными.

Беспри­зор­ность регу­ли­ро­вали специ­аль­ные госу­дар­ствен­ные органы. Первым из них стал создан­ный поста­нов­ле­нием СНК РСФСР от 4 февраля 1919 года Совет защиты детей, пред­се­да­те­лем кото­рого был назна­чен Анато­лий Луна­чар­ский — глава Народ­ного комис­са­ри­ата просве­ще­ния. В Совет вошло по одному пред­ста­ви­телю следу­ю­щих комис­са­ри­а­тов: здра­во­охра­не­ния, соци­аль­ного обес­пе­че­ния, труда и продо­воль­ствия. Обра­тимся к тексту поста­нов­ле­ния, чтобы выяс­нить задачи и полно­мо­чия создан­ного совета:

«Совету… предо­став­ля­ется право нала­гать „вето“… на распо­ря­же­ния ведомств, не входя­щих в Совет, если… распо­ря­же­ния ведут к явному ущербу для детей.

Считая дело снаб­же­ния детей пищей, одеж­дой, поме­ще­нием, топли­вом, меди­цин­ской помо­щью, а равно эваку­а­цию детей в хлебо­род­ные губер­нии, одной из важных госу­дар­ствен­ных задач, Совет Народ­ных Комис­са­ров пору­чает Совету…

а) согла­со­вать деятель­ность входя­щих в него Коми­те­тов по эваку­а­ции детей в хлебо­род­ные губер­нии… объеди­нять их планы обще­ствен­ного детского пита­ния и снаб­же­ния…

б) следить за точным выпол­не­нием той части… плана, кото­рая каса­ется пита­ния и снаб­же­ния детей.

Совету… предо­став­ля­ется право изда­вать обяза­тель­ные поста­нов­ле­ния, каса­ю­щи­еся охраны здоро­вья детей, успеш­ной орга­ни­за­ции их пита­ния и снаб­же­ния и вменя­ется в обязан­ность следить за неуклон­ным выпол­не­нием их».

Группа беспри­зор­ни­ков. 1924 год

Учреждения для беспризорников

Широко распро­стра­нен­ными учре­жде­ни­ями для беспри­зор­ни­ков были приём­ники-распре­де­ли­тели и детские дома, типы кото­рых разли­ча­лись — их было свыше 20. Путь беспри­зор­ника обычно прохо­дил по простой схеме: улица — приём­ный пункт — детдом. В изъя­тии беспри­зор­ни­ков с улиц участ­во­вали мили­ция и пери­о­ди­че­ски угро­зыск.

Перед поме­ще­нием в детский дом ребё­нок задер­жи­вался в приёмно-распре­де­ли­тель­ном пункте для оказа­ния ему помощи и подго­товки к встрече с орга­ни­зо­ван­ным коллек­ти­вом. После детей распре­де­ляли по стаци­о­нар­ным учре­жде­ниям интер­нат­ного типа: непо­сред­ственно в детские дома, в трудо­вые коммуны, школы-коло­нии, школы-коммуны, детские городки. Если детские дома прини­мали детей от 12–14 лет, то трудо­вые коммуны брали воспи­тан­ни­ков более стар­шего возраста.

С беспри­зор­но­стью боро­лись посред­ством поме­ще­ния детей в крестьян­ские семьи, отправ­ляли их к куста­рям, орга­ни­зо­вы­вали опеку. С 14 лет воспи­тан­ники детдо­мов прини­ма­лись в школы ФЗУ, с 16 лет — на произ­вод­ство, на инди­ви­ду­аль­ное и бригад­ное учени­че­ство.

Драка беспри­зор­ни­ков. 1924 год

«Много подрост­ков во время рево­лю­ции, голода и граж­дан­ской войны расте­ряли своих роди­те­лей и сменили семью на улицу, а школу на воров­ство, гото­вясь в буду­щем сделаться налёт­чи­ками. Нужно было немед­ленно взяться за них, и вот сотни и тысячи пусту­ю­щих, полу­раз­ру­шен­ных домов снова приво­дили в поря­док, для того, чтобы дать кров, пищу и учение малень­ким банди­там».
Леонид Панте­леев, Григо­рий Белых. «Респуб­лика ШКИД»


Железный Феликс, маленькие бродяги и Комиссия

На базе ВЦИК 27 января 1921 года была создана Комис­сия по улуч­ше­нию жизни детей под пред­во­ди­тель­ством Феликса Дзер­жин­ского. В её управ­ле­нии нахо­ди­лись столо­вые, медпункты, ночлежки, «детские городки» и другие объекты, направ­лен­ные на заботу о беспри­зор­ни­ках. Уста­нав­ли­вался меди­цин­ский контроль, режим дня, орга­ни­зо­вы­ва­лись мастер­ские для нужд воспи­тан­ни­ков, клубы и кружки. Детские дома рассмат­ри­ва­лись как один из важных центров идео­ло­ги­че­ского воспи­та­ния.

Стоит отме­тить огром­ный личный вклад самого Дзер­жин­ского в работу комис­сии. В её учре­жде­ниях тысячи обез­до­лен­ных детей полу­чали меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, обра­зо­ва­ние, пита­ние и, самое глав­ное, возмож­ность даль­ней­шей само­ре­а­ли­за­ции. На базе коммуны имени Дзер­жин­ского было создано целое пред­при­я­тие, где рабо­тали подростки, созда­вая один из самых совре­мен­ных по тем годам фото­ап­па­ра­тов под назва­нием «ФЭД», то есть первые буквы имени, отче­ства и фами­лии Феликса Эдмун­до­вича Дзер­жин­ского. Восемь бывших беспри­зор­ни­ков стали впослед­ствии акаде­ми­ками АН СССР.

Беспри­зор­ники за игрой в карты. 1925 год

Ещё до созда­ния Комис­сии, в 1919 году, Дзер­жин­ский настоял на том, чтобы специ­аль­ный декрет Совета народ­ных комис­са­ров поста­но­вил бесплатно обес­пе­чи­вать детей продук­тами пита­ния вне зави­си­мо­сти от их соци­аль­ного проис­хож­де­ния. Такая пози­ция «желез­ного Феликса» понра­ви­лась далеко не каждому, но Ленин её поддер­жал и подпи­сал декрет. По иници­а­тиве Дзер­жин­ского вводится детская карточка на полу­че­ние обеда из двух блюд, кроме того — 30 хлеб­ных и 30 продук­то­вых тало­нов в месяц. К слову — тогда паёк рабо­чего или крас­но­ар­мейца был меньше. В пись­мах к сестре Альдоне, дати­ро­ван­ных еще 1902 годом, Дзер­жин­ский гово­рил ей, что любит детей как никого другого. Его жена вспо­ми­нала:

«…В то лето мне пришлось наблю­дать, как горячо любит Юзеф (один из псев­до­ни­мов Дзер­жин­ского. — Ред.) детей. Я часто заста­вала в его квар­тире ребя­ти­шек, бегав­ших, шумев­ших, делав­ших из стульев трам­ваи и поезда. Юзеф соби­рал со двора детвору бедноты и устра­и­вал для них у себя в квар­тире нечто вроде детского сада».

Читайте также наш мате­риал «Биогра­фия Феликса Дзер­жин­ского в картин­ках».

Комис­сия была создана по его иници­а­тиве, так как он желал бросить свои личные силы и силы ВЧК на борьбу с беспри­зор­ни­ками. За каждую мелочь, за каждый недо­дан­ный кусок хлеба Дзер­жин­ский спра­ши­вал сурово и доби­вался немед­лен­ного исправ­ле­ния ситу­а­ции. Кате­го­ри­че­ское требо­ва­ние Дзер­жин­ского «для детей нет тюрем и лаге­рей» не оста­лось пустым звуком. Уже во второй поло­вине 1924 года в местах заклю­че­ния нахо­ди­лись только 1 179 несо­вер­шен­но­лет­них преступ­ни­ков: 386 — под след­ствием, 730 — сроч­ных, 63 — пере­сыль­ных. Боль­шин­ство этих ребят разо­брали трудо­вые коммуны. К 1924 году в РСФСР уже имелись 250 детских домов, 420 трудо­вых коммун и 880 «детских город­ков».

Беспри­зор­ники на параде. 1925 год

Комис­сией объеди­ня­лись и коор­ди­ни­ро­ва­лись все ведом­ства, направ­лен­ные на ликви­да­цию беспри­зор­но­сти. Все приюты, детдома и прочие учре­жде­ния были пере­даны в госу­дар­ствен­ное веде­ние Нарком­проса. В задачи Комис­сии входили:

1) продо­воль­ствен­ная, жилищ­ная, топлив­ная помощь, помощь вещами, учре­жде­ниям, кото­рым подве­дом­ственна забота о жизни и здоро­вье детей, в первую очередь беспри­зор­ных;

2) изда­ние в преде­лах своих полно­мо­чий поста­нов­ле­ний и зако­нов об охране жизни и здоро­вья детей;

3) внесе­ние во ВЦИК пред­ло­же­ний по изда­нию зако­нов и поста­нов­ле­ний, каса­ю­щихся деятель­но­сти Комис­сии.

Слажен­ная работа орга­ни­за­ции нача­лась далеко не сразу, так как работу Комис­сии сильно услож­нил голод, начав­шийся в тот же год в Повол­жье. Помимо 5 млн беспри­зор­ни­ков, что уже были в сфере деятель­но­сти Комис­сии, появи­лось ещё 8 млн детей из голо­да­ю­щих реги­о­нов, и среди них тоже были те, кто поте­рял роди­те­лей. Из-за этой ситу­а­ции возни­кали новые детдома. Их коли­че­ство быстро росло: так, если в 1917 году воспи­ты­ва­лось 30 тысяч детей, то в 1920 году их было 400 тысяч, а в 1922 году — уже 540 тысяч. Несмотря на тяжё­лые усло­вия, совет­ская власть не только стре­ми­лась дать помощь как можно боль­шему коли­че­ству детей, попав­ших в труд­ную ситу­а­цию, но и воспи­тать их соот­вет­ству­ю­щим обра­зом — в духе марк­сист­ско-ленин­ской идео­ло­гии. Это пока­зы­вают пионер­ские учре­жде­ния, возни­ка­ю­щие с 1922 года, в кото­рые прини­мали с 12 лет.

И сами орга­ни­за­ции, и их воспи­тан­ники посте­пенно крепли и вста­вали на ноги. Была постав­лена задача опре­де­ле­ния в дома всех беспри­зор­ни­ков и подго­товки их к само­сто­я­тель­ной жизни.

Посте­пенно прини­ма­лись поста­нов­ле­ния о трудо­устрой­стве воспи­тан­ни­ков, о закреп­ле­нии детдо­мов за различ­ными пред­при­я­ти­ями и колхо­зами, что продол­жало укреп­лять мате­ри­аль­ную базу этих детских учре­жде­ний и упро­щало трудо­устрой­ство выпуск­ни­ков и выдачу им жилья. Актив­ной была деятель­ность ведомств и орга­ни­за­ций по соци­аль­ной защите детей.


Деятельность АРА и РОКК

Помощь беспри­зор­ни­кам оказы­вало не только Совет­ское госу­дар­ство. Она шла из-за океана в виде продук­то­вых посы­лок и оказы­ва­лась на месте пора­жён­ных голо­дом и войной райо­нов. Тут фигу­ри­руют две орга­ни­за­ции — Амери­кан­ская адми­ни­стра­ция помощи и Россий­ский (Совет­ский) Крас­ный Крест.

Амери­кан­ская адми­ни­стра­ция помощи (American Relief Administration, она же ARA или по-русски АРА) — эта него­су­дар­ствен­ная орга­ни­за­ция в США суще­ство­вала с 1919 года до конца 1930-х годов и в боль­шей степени приоб­рела извест­ность благо­даря оказа­нию помощи Совет­ской России в ликви­да­ции голода в Повол­жье в 1921–1923 годах. Как мы можем понять, напря­мую с беспри­зор­ни­ками орга­ни­за­ция не связана, но отме­тим созда­ние в постре­во­лю­ци­он­ном Петро­граде 120 кухонь, возмож­ность питаться в кото­рых полу­чили 42 тысячи детей. Пищу полу­чали дети до 14 лет, прошед­шие меди­цин­ское обсле­до­ва­ние, признан­ные голо­да­ю­щими и имев­шие специ­аль­ную карточку — Admission Ticket.

Заня­тия с бывшими беспри­зор­ни­ками. Москва. 1925 год

Появ­ле­ние капи­та­ли­сти­че­ской орга­ни­за­ции АРА в совет­ском госу­дар­стве произо­шло после просьбы Максима Горь­кого об оказа­нии помощи голо­да­ю­щей России и после­ду­ю­щего подпи­са­ния в Риге дого­вора о помощи с нарко­мом иностран­ных дел Макси­мом Литви­но­вым. Изна­чально предо­став­ляя горя­чее пита­ние для голо­да­ю­щих, АРА позд­нее стала приво­зить им одежду из хлоп­ча­то­бу­маж­ных и шерстя­ных тканей. Живу­щие за преде­лами Совет­ской России граж­дане других стран, вклю­чая США, также могли помо­гать голо­да­ю­щим посред­ством продук­то­вых посы­лок: в амери­кан­ском банке или офисе АРА поку­пался продук­то­вый купон на 10 долла­ров, а затем отно­сился в ближай­ший склад АРА, где обме­ни­вался на посылку для опре­де­лён­ного чело­века, общий вес кото­рой состав­лял около 53 кг.

К концу 1921 года помощь АРА полу­чали 565 тысячи детей — в Самар­ской, Казан­ской, Сара­тов­ской и других губер­ниях.

В очерке «Киев-город» Михаил Булга­ков гово­рил об АРА следу­ю­щее:

«„Ара“ — солнце, вокруг кото­рого, как Земля, ходит Киев. Всё насе­ле­ние Киева разде­ля­ется на пьющих какао счаст­лив­цев, служа­щих в „Аре“ (1-й сорт людей), счаст­лив­цев, полу­ча­ю­щих из Америки штаны и муку (2-й сорт), и чернь, не имею­щую к „Аре“ ника­кого отно­ше­ния».

С помо­щью детям Совет­ской России не напря­мую связан и Крас­ный крест, извест­ный также как РОКК — Россий­ская орга­ни­за­ция Крас­ного креста. С 1921 года она участ­во­вала в борьбе с голо­дом в Повол­жье, Турк­ме­ни­стане, Кирги­зии, а с 1922 года ежедневно оказы­вала продо­воль­ствен­ную и меди­цин­скую помощь 30 тыся­чам детей, также боро­лась с маля­рией. В 1923 году РОКК начал борьбу с эпиде­мией тифа, маля­рией, холе­рой, оспой и так далее.


Известные деятели и их вклад в борьбу с беспризорничеством

С рабо­той, связан­ной с беспри­зор­ни­ками, связано не так много извест­ных лично­стей. Рассмот­рим их деятель­ность подроб­ней.

Надежда Крупская

Всю жизнь Круп­ская активно зани­ма­лась теоре­тико-педа­го­ги­че­ской рабо­той, напи­сав немало трудов о воспи­та­нии и обра­зо­ва­нии детей. Во время эмигра­ции она изучила массу лите­ра­туры по педа­го­гике и вопро­сам просве­ще­ния, озна­ко­ми­лась с орга­ни­за­цией дошколь­ного и школь­ного обра­зо­ва­ния во Фран­ции и Швей­ца­рии, в 1915 году напи­сала книгу «Народ­ное обра­зо­ва­ние и демо­кра­тия», где отста­и­вала идею необ­хо­ди­мо­сти поли­тех­ни­че­ского обуче­ния.

После рево­лю­ции она заня­лась рабо­той по народ­ному просве­ще­нию, в 1920 году стала пред­се­да­те­лем Глав­по­лит­про­света при Нарком­просе, в 1929 году заняла пост заме­сти­теля Наркома просве­ще­ния РСФСР, её назы­вали «душой Накром­проса». Она очень любила детей, хотя у неё не было своих. В авто­био­гра­фи­че­ской книге «Моя жизнь» она писала:

«Я всегда очень жалела, что у меня не было ребят. Теперь не жалею. Теперь их у меня много — комсо­мольцы и юные пионеры».

Круп­ская боро­лась с детской беспри­зор­но­стью, орга­ни­зо­вала сотни детских садов и школ, библио­тек и пунк­тов ликви­да­ции безгра­мот­но­сти, школ для взрос­лых, что помогло преодо­леть тоталь­ную безгра­мот­ность насе­ле­ния. Она участ­во­вала в разра­ботке доку­мен­тов по народ­ному обра­зо­ва­нию, глав­ными прин­ци­пами кото­рого считала бесплат­ность, обще­до­ступ­ность и обяза­тель­ность общего обра­зо­ва­ния до 17 лет, обес­пе­че­ние школь­ни­ков пищей, одеж­дой и учеб­ными посо­би­ями за счёт госу­дар­ства.

Анатолий Луначарский

Отно­ше­ние к детям Совет­ского госу­дар­ства това­рищ Луна­чар­ский выра­зил в статье «О неделе ребенка»:

«…Забота о детях будет не только частью нашей рево­лю­ции, но она — необ­хо­ди­мей­шая мера самой проч­но­сти рево­лю­ции… Судьба России лежит именно в детях, правиль­ное физи­че­ское и общее воспи­та­ние кото­рых даёт тех граж­дан, кото­рые впер­вые, быть может, войдут в подлин­ный соци­а­ли­сти­че­ский строй и опре­де­лят его харак­тер».

В своих рабо­тах он утвер­ждает, что основ­ной целью воспи­та­ния было воспи­та­ние чело­века, соче­тав­шего в составе своей лично­сти куль­тур­ную гармо­нич­ность и пламен­ные идеи комму­низма, чело­века, способ­ного за эти идеи бороться. В статье «Детское движе­ние и комму­ни­сти­че­ское воспи­та­ние» Луна­чар­ский писал:

«Если мы не будем выра­ба­ты­вать из ребёнка борца, личность, то это нам поме­шает создать очень многое, поме­шает создать и гармо­ни­че­ское обще­ство».

Чело­века новой форма­ции должны были отли­чать верность заве­там това­рища Ленина, идеям проле­тар­ского интер­на­ци­о­на­лизма, коллек­ти­визм, умение мечтать, видеть перспек­тивы разви­тия обще­ства. В воспи­та­нии ребенка должны были соче­таться нрав­ствен­ное, эсте­ти­че­ское, физи­че­ское и трудо­вое воспи­та­ние. Как мы упоми­нали выше, Луна­чар­ский в январе 1919 года взял на себя руко­вод­ство Сове­том защиты детей, а в 1920-м по его иници­а­тиве была прове­дена Неделя защиты ребенка. Луна­чар­ский прини­мал личное участие в орга­ни­за­ции пионер­ского движе­ния, посе­щал детские сады и школы, детские библио­теки и детские дома, высту­пал на митин­гах и собра­ниях детей. Он расска­зы­вал детям о важно­сти обра­зо­ва­ния и обще­ствен­ной деятель­но­сти.

Владимир Ленин

В деятель­но­сти Ленина, связан­ной с детьми, место зани­мали две глав­ных проблемы: ликви­да­ция безгра­мот­но­сти среди детей и борьба с беспри­зор­но­стью. Именно по указа­ниям Ленина были обра­зо­ваны Совет защиты детей и Комис­сия по улуч­ше­нию жизни детей.

Антон Макаренко

Извест­ный писа­тель и педа­гог Антон Мака­ренко в год рево­лю­ции — 1917-м — заве­до­вал двумя учили­щами — желез­но­до­рож­ным в Крюкове и город­ским в Полтаве. В 1920 году он возгла­вил трудо­вую коло­нию для несо­вер­шен­но­лет­них право­на­ру­ши­те­лей непо­да­леку от Полтавы, позд­нее она была пере­ве­дена в Куряж под Харь­ко­вом. С 1927 года работа в коло­нии совме­сти­лась с орга­ни­за­цией детской трудо­вой Коммуны имени Ф.Э. Дзер­жин­ского под Харь­ко­вом. С 1928-го Мака­ренко заве­до­вал Комму­ной, а уже в 1935-м он стал помощ­ни­ком началь­ни­ком отдела трудо­вых коло­ний НКВД УССР. В 1937 году Мака­ренко пере­ехал в Москву, посвя­тив себя лите­ра­тур­ной и педа­го­ги­че­ской деятель­но­сти.

Его опыт уника­лен тем, что глубо­кие знания вкупе с личным педа­го­ги­че­ским опытом позво­лили ему уже в 1920-х годов подойти к разра­ботке прин­ци­пи­ально новой системы воспи­та­ния, отве­чав­шей требо­ва­ниям новой идео­ло­гии. Работа Мака­ренко начи­на­лась в усло­виях разрухи во всех сферах обще­ства и госу­дар­ства. Пред­сто­яло преодо­леть огром­ную пропасть — от края марк­сист­ско-ленин­ского идеала чело­века буду­щего до края запу­щен­ных, обижен­ных и забро­шен­ных детей, на долю кото­рых выпали многие испы­та­ния. В учре­жде­ниях Мака­ренко прио­ри­тет­ным было созда­ние орга­ни­зо­ван­ного коллек­тива, кото­рый зиждился на соеди­не­нии воспи­та­ния и обуче­ния с произ­вод­ствен­ным трудом.


Что почитать

О беспри­зор­ни­ках напи­сано много худо­же­ствен­ных и несо­мненно инте­рес­ных книг. Но преду­пре­ждаем — жизнь бродяги-беспри­зор­ника роман­ти­зи­ро­вать не стоит даже под влия­нием такой лите­ра­туры.

Григо­рий Белых, Леонид Панте­леев. «Респуб­лика ШКИД» (с элемен­тами авто­био­гра­фии)

Виктор Авдеев. «Лёнька Охнарь» и «Моя Одис­сея» (также авто­био­гра­фи­че­ские)

Виктор Аста­фьев. «Кража»

Максим Горь­кий. «О маль­чике и девочке, кото­рые не замерзли», «Нищенка», «Зрители», «Пепе» (рассказы»

Лев Гуми­лев­ский. «Плен» (приклю­чен­че­ская повесть)

Камил Икра­мов. «Улица оружей­ни­ков» (приклю­чен­че­ская повесть)

Галина Карпенко. «Как мы росли»

Нико­лай Карта­вый. «Беспри­зор­ник Кешка и его друзья»

Михаил Касат­кин. «Уголёк и Яшонок» (авто­био­гра­фи­че­ская повесть)

Алек­сей Кожев­ни­ков. «Шпана. Рассказы из жизни беспри­зор­ных»

Леонид Панте­леев. «Лёнька Панте­леев» (тоже авто­био­гра­фи­че­ская повесть)

Софья Петренко. «Зелё­ные воро­бушки» (рассказы)

Лидия Сейфул­лина. «Право­на­ру­ши­тели»

Вадим Шефнер. «Имя для птицы» (мему­ар­ная проза)

Вяче­слав Шишков «Стран­ники»

Педа­го­ги­че­ские и публи­ци­сти­че­ские работы выхо­дили у ключе­вых совет­ских обще­ственно-поли­ти­че­ских деяте­лей:

Максим Горь­кий. «Несвое­вре­мен­ные мысли и рассуж­де­ния о рево­лю­ции и куль­туре (1917−1918)»

Надежда Круп­ская. «Педа­го­ги­че­ские сочи­не­ния»

Анато­лий Луна­чар­ский. «Основы пози­тив­ной эсте­тики», «Статьи об искус­стве»

Нако­нец, полез­ная инфор­ма­ция есть и в зако­но­да­тель­ных источ­ни­ках:

«О Комис­сии при Всерос­сий­ском Централь­ном Испол­ни­тель­ном Коми­тете по улуч­ше­нию жизни детей». Декрет ВЦИК от 10.02.1921

«Об Отделе призре­ния несо­вер­шен­но­лет­них». Поста­нов­ле­ние Народ­ного Комис­са­ри­ата Госу­дар­ствен­ного Призре­ния РСФСР от 25.01.1918

«О пере­ходе в веде­ние Народ­ного Комис­са­ри­ата Госу­дар­ствен­ного Призре­ния всех учре­жде­ний призре­ния несо­вер­шен­но­лет­них и мало­лет­них детей и об учре­жде­нии Колле­гии призре­ния несо­вер­шен­но­лет­них». Поста­нов­ле­ние Народ­ного Комис­са­ри­ата Госу­дар­ствен­ного Призре­ния РСФСР от 26.01.1918

«О порядке и усло­виях расхо­до­ва­ния средств на меро­при­я­тия по борьбе с детской беспри­зор­но­стью». Поста­нов­ле­ние ВЦИК, СНК РСФСР от 17.01.1927

«О плане борьбы с детской беспри­зор­но­стью». Поста­нов­ле­ние ВЦИК, СНК РСФСР от 20.06.1927

Поделиться