Броневик без Ленина. История легендарного бронеавтомобиля

Жизнь ключе­вых исто­ри­че­ских деяте­лей неми­ну­емо обрас­тает симво­лами и леген­дами. Можно видеть в этом чью-то злую волю по «фаль­си­фи­ка­ции исто­рии», но мифы и легенды часто слага­ются стихийно, без мани­пу­ля­ций и пред­на­ме­рен­ных фаль­си­фи­ка­ций. Такой была исто­рия броне­вика Ленина, о кото­ром в 1917 году толком никто и не знал, зато после смерти Влади­мира Ильича броне­вик стал одним из глав­ных симво­лов рево­лю­ции.


Призыв вождя. Худож­ник Ирак­лий Тоидзе. 1947 год

Исто­рию о броне­вике Ленина можно было бы начать со слов: как всем известно, приезд Ленина в Петро­град 3 (16) апреля 1917 года сопро­вож­дался торже­ствен­ной офици­аль­ной встре­чей полит­эми­гран­тов и выступ­ле­нием лидера боль­ше­ви­ков с броне­вика. Очевидцы, правда, стали вспо­ми­нать об этом собы­тии уже позже, во время скла­ды­ва­ния офици­аль­ной лени­ни­аны. Да и то значи­тель­ных подроб­но­стей не сооб­щали, так что «всем известно» стало мета­мор­фо­зой нашей исто­ри­че­ской памяти, а не фактом 1917 года.

Надежда Круп­ская вспо­ми­нала:

«Когда Ильич вышел на перрон, к нему подо­шел капи­тан и вытя­нув­шись что-то отра­пор­то­вал. Ильич, смутив­шись немного от неожи­дан­но­сти, взял под козы­рёк. На перроне стоял почёт­ный караул, мимо кото­рого провели Ильича и всю нашу эмигрант­скую братию, потом нас поса­дили в авто­мо­били, а Ильича поста­вили на броне­вик и повезли к дому Кшесин­ской. „Да здрав­ствует соци­а­ли­сти­че­ская миро­вая рево­лю­ция!“ — бросал Ильич в окру­жав­шую много­ты­сяч­ную толпу».

Есте­ственно, в рево­лю­ци­он­ном хаосе о судьбе авто­мо­биля никто не думал. В 1924 году, после смерти Ленина, был объяв­лен конкурс на памят­ник Ильичу, кото­рый пред­по­ла­га­лось уста­но­вить перед питер­ским Финлянд­ским вокза­лом — на площади, где состо­ялся неболь­шой импро­ви­зи­ро­ван­ный митинг с исполь­зо­ва­нием броне­вика как трибуны. Участ­ни­кам конкурса в каче­стве образца броне­вика был пред­ло­жен броне­ав­то­мо­биль «Остин» так назы­ва­е­мой 3-й серии. Но тогда поиск исто­ри­че­ского броне­вика не орга­ни­зо­вали.

Торже­ствен­ное откры­тие памят­ника в 1926 году
С тех пор памят­ник Ленину, высту­па­ю­щему с броне­вика — один из симво­лов Ленин­града

Иници­а­тиву такого поиска через несколько лет взял на себя участ­ник той самой встречи Ленина Фёдор Быков, в 1917 году — коман­дир авто-пуле­мётно-мото­цик­лет­ного броне­от­ряда при испол­коме Петро­град­ского Совета. Вокруг него сложи­лась иници­а­тив­ная группа акти­ви­стов, они пере­пи­сы­ва­лись с сотнями корре­спон­ден­тов по стране, соста­вили деталь­ное описа­ние иско­мой машины (по их мнению, это должен быть «Остин» 2-й серии). Поиски длились около десяти лет, пока нако­нец в 1939 году в окрест­но­стях Ленин­града, в Сосновке, не был обна­ру­жен броне­ав­то­мо­биль, кото­рый группа Быкова признала подлин­ным.

Этот лёгкий броне­ав­то­мо­биль «Остин» англий­ского произ­вод­ства оказался в России в 1915 году, числился в Запас­ном броне­ди­ви­зи­оне и во время войны исполь­зо­вался для обуче­ния. После Февраль­ской рево­лю­ции пребы­вал на Петро­град­ской стороне, у особ­няка Кшесин­ской, затем разными путями оказался в отряде охраны Смоль­ного. Прини­мал участие в штурме Зимнего дворца. Во время рево­лю­ци­он­ных бурь ему присво­или став­шее исто­ри­че­ским назва­ние — «Враг капи­тала». В 1922 году отряд охраны Смоль­ного расфор­ми­ро­вали, и броне­вик через несколько инстан­ций, как уста­рев­ший, оказался в ячейке ОСОАВИА­ХИМа (Обще­ства содей­ствия обороне, авиа­ци­он­ному и хими­че­скому стро­и­тель­ству) Ленин­град­ского метал­ли­че­ского завода, откуда он был отправ­лен в Сосновку.

Броне­вик «Враг капи­тала» в Сосновке под Ленин­гра­дом. Февраль 1939 года

Любо­пытно, что в 1939 году выска­зы­ва­лись сомне­ния в подлин­но­сти найден­ного броне­вика. Дирек­тор Музея Ленина В.В. Бедин на сове­ща­нии с груп­пой Быкова гово­рил:

«Вы знаете, какую ценность пред­став­ляет этот броне­вик, если это тот, с кото­рого высту­пал Влади­мир Ильич. <…> Но может полу­читься скан­дал, если мы выста­вим броне­вик, а он окажется не тем».

Впро­чем, сомне­ния решили отбро­сить. Броне­ав­то­мо­биль отре­ста­ври­ро­вали и в 1940 году выста­вили во дворе Мрамор­ного дворца — в те годы Ленин­град­ского фили­ала Централь­ного музея В.И. Ленина. Сырой климат север­ной столицы привёл к необ­хо­ди­мо­сти повтор­ной рестав­ра­ции машины в начале 1970-х годов. После этого броне­вик выста­вили уже в здании Мрамор­ного дворца, хотя музей, обра­тив внима­ние на паде­ние посе­ща­е­мо­сти после пере­носа броне­вика внутрь, поднял вопрос об уста­новке леген­дар­ного авто­мо­биля на улице. В итоге 1980-е годы броне­вик провёл на преж­нем откры­том месте, но прохо­дил регу­ляр­ную профи­лак­ти­че­скую рестав­ра­цию.

Финская деле­га­ция (финны — участ­ники рево­лю­ции 1905 года) у броне­вика в 1955 году

В начале 1990-х «Враг капи­тала» оказался никому не нужен. Музей Ленина из Мрамор­ного дворца пере­ехал на неболь­шую скром­ную площадь в Смоль­ный, а броне­вик даже хотели выку­пить амери­канцы и финны. В 1992 году его пере­дали в Артил­ле­рий­ский музей, где в 10 зале он экспо­ни­ру­ется до сих пор. А на его месте перед Мрамор­ным двор­цом, ныне фили­а­лом Русского музея, теперь «припар­ко­вался» Алек­сандр III.

Исто­рия броне­вика на этом не закон­чи­лась. Ряд иссле­до­ва­те­лей считает, что броне­вик — не тот. Британ­ская фирма «Остин» в годы Первой миро­вой войны постро­ила по русскому заказу более двух сотен броне­ав­то­мо­би­лей, кото­рые — в зави­си­мо­сти от дета­лей изме­няв­ше­гося проекта — отно­сятся к трём разным сериям. Перво­на­чаль­ные описа­ния группы Быкова, по кото­рым искали броне­вик Ленина, содер­жали указа­ния на «Остин» 2-й серии, произ­ве­дён­ный в 1915 году. «Враг капи­тала» — «Остин» 3-й серии, заказ кото­рой был подпи­сан в 1916 году, а первые машины доехали до Петро­града… только летом 1917 года.

«Враг капи­тала» в составе 1-го авто­бро­не­от­ряда Крас­ной Армии. Запад­ный фронт, лето 1920 года

Нынеш­ний музей­ный экспо­нат, по мнению специ­а­ли­стов, и вовсе отно­сится к «русским ости­нам» — броне­ав­то­мо­би­лям 3-й серии «Ости­нов», собран­ным в России на основе импор­ти­ро­ван­ных шасси уже в годы Граж­дан­ской войны, в 1918 году и позже. Доку­менты, найден­ные в Россий­ском госу­дар­ствен­ном воен­ном архиве, гово­рят о том, что броне­ав­то­мо­биль под назва­нием «Враг капи­тала» был произ­ве­дён на Ижор­ском заводе в июне 1919 года.

Так что же, броне­вик подлож­ный? Скорее всего, да, насто­я­щий ленин­ский броне­вик утерян: броне­ма­шин времён Первой миро­вой войны вообще сохра­ни­лось немного. Но кричать об ужас­ной исто­ри­че­ской фаль­си­фи­ка­ции я бы не стал. Бурно разви­ва­ю­ща­яся лени­ни­ана в ранние совет­ские годы нужда­лась в симво­лах. Долгие поиски реаль­ной машины завели энту­зи­а­стов в тупик, и они были вынуж­дены выпол­нить обще­ствен­ный заказ, пред­ло­жив пусть не реаль­ный, но очень похо­жий броне­вик. В конце концов, исто­рия созда­ния мифа — это тоже исто­рия.

«Враг капи­тала» в Боль­шом дворе Зимнего дворца в 2017 году, где он участ­во­вал в выста­воч­ном проекте к столе­тию рево­лю­ции

Неко­то­рые подроб­но­сти о жизни Ленина после его приезда в Петро­град читайте в нашем мате­ри­але «Как Матильда с Лени­ным суди­лась».

Поделиться