Древнерусские мифы. Что не совсем так с представлениями о нашей ранней истории

Мифы в обще­ствен­ном созна­нии о нашей сред­не­ве­ко­вой исто­рии, многие из кото­рых бази­ру­ются ещё на жарких спорах Ломо­но­сова с немец­кими учёными, никуда не делись и, более того, распро­стра­ня­ются.

Клас­сики реко­мен­дуют искать того, кому выгодно. А выгодно подоб­ное поло­же­ние может быть различ­ным поли­ти­че­ским груп­пам, в том числе пред­ста­ви­те­лям власти, чтобы объеди­нять и моби­ли­зо­вы­вать людей, но это спра­вед­ливо и для внеш­них сил. Но все эти робкие попытки соци­аль­ной инже­не­рии не могут проти­во­сто­ять тому валу истинно народ­ных заблуж­де­ний, непо­нятно как возник­ших. Объяс­нить это может тради­ци­он­ная для России закры­тость науч­ного сооб­ще­ства и неже­ла­ние ученых "марать руки" о попу­ляр­ные темы.

Да и вообще, опро­вер­же­ние усто­яв­шихся пред­став­ле­ний — это очень прибыльно, ведь людей тянет на сенса­ции. А все мифы пода­ются под соусом "подлин­ной исто­рии". И действи­тельно, поня­тен автор­ский инте­рес: зачем посвя­щать годы архив­ной работе и напи­са­нию труда, кото­рый будет издан тира­жом в лучшем случае в 5 000 экзем­пля­ров. Можно же сочи­нять "сенса­ци­он­ный" бред, разыг­ры­ва­ю­щий такую привыч­ную русскому чело­веку пьесу "нас опять обма­нули" в новых деко­ра­циях.

Почему же "пипл хавает"? Сред­ний обыва­тель не заду­мы­ва­ется над провер­кой источ­ни­ков инфор­ма­ции: слиш­ком долго, слиш­ком сложно, источ­ники ещё нужно. Да и мифы транс­фор­ми­ру­ются так, что они легко вписы­ва­ются на совре­мен­ные пред­став­ле­ния о реаль­но­сти.


1. Рюрик основал Русь

Допод­линно неиз­вестно, какой Рюрик посе­тил Ладогу в услов­ном 862 году в компа­нии своих братьев, но так или иначе, сомни­тельно, что именно он осно­вал госу­дар­ство. И на то есть ряд причин.

К моменту призва­ния Рюрика уже сложи­лись два супер­со­юза племен — на севере (с центром в Новго­роде) и юге (с центром в Киеве), а прави­тель им нужен был сторон­ний в каче­стве меди­а­тора для урегу­ли­ро­ва­ния споров (“Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Прихо­дите княжить и вола­дети нами” — сооб­щает Нестор). На юге правили не менее леген­дар­ные хазары, а потом и скан­ди­навы Аскольд и Дир. На этих землях князь не имел абсо­лют­ной власти над народ­ным собра­нием. А Рюрик был призван север­ным супер­со­ю­зом и к южанам не имел отно­ше­ния.

Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус . Картина Ильи Глазунова
Внуки Госто­мысла: Рюрик, Трувор, Синеус . Картина Ильи Глазу­нова

 

Кроме того, если пони­мать под Русью терри­то­ри­аль­ное объеди­не­ние по распре­де­ле­нию ресур­сов на пути "из варяг в греки", то это заслуга преем­ника Рюрика Олега. В 882 году он объеди­нил север­ный и южный супер­со­юзы.

В итоге Рюрик макси­мум на что и может претен­до­вать, так это на роль "эффек­тив­ного мене­джера" в делах север­ного супер­со­юза племен с центром в Новго­роде. Но именно он стал осно­ва­те­лем правя­щей несколько столе­тий дина­стии.


2. Варяги были русскими/этрусски были русскими

Под "русью" или "варя­гами" пони­мали купцов, часто воору­жён­ных, торго­вав­ших по Днепру в основ­ном с Визан­тией. Их этни­че­ское проис­хож­де­ние невоз­можно рекон­стру­и­ро­вать с абсо­лют­ной точно­стью. Но на основе архео­ло­ги­че­ского и линг­ви­сти­че­ского мате­ри­ала можно сделать вывод, что боль­шин­ство этих торгов­цев были скан­ди­на­вами. Бази­ру­ясь на этих данных, совре­мен­ные ученые и возво­дят проис­хож­де­ние назва­ния Русь —  ruotsi — "гребцы".

Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Вере­муд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид— послан­ные от Олега, вели­кого князя русского” — цитата из дого­вора с греками 911 года.

Похороны знатного руса. Картина Г. Семирадского по мотивам рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 921 году
Похо­роны знат­ного руса. Картина Г. Семи­рад­ского по моти­вам рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 921 году

 

Со време­нем, "русь" асси­ми­ли­ро­ва­лась со славян­ским боль­шин­ством и воспри­няла их обычаи и язык. C XII в. начи­нает скла­ды­ваться древ­не­рус­ская народ­ность. Про принад­леж­ность северо-итальян­ских этрус­ков к русским вообще не прихо­дится гово­рить всерьез, так как вся схожесть постро­ена только на созву­чии наиме­но­ва­ний.


3. Только Россия или только Украина — это прямой потомок Древней Руси, другая страна — исторический отщепенец

Споры на госу­дар­ствен­ном уровне о том, чья же Анна Ярославна, нача­лись весной прошлого года с заяв­ле­ния прези­дента России о том, что брак Анны с Генри­хом I — это начало россий­ско-фран­цуз­ских отно­ше­ний.  Вскоре этот вопрос госу­дар­ствен­ной важно­сти стал ещё одним кирпи­чи­ком в стене непо­ни­ма­ния между Укра­и­ной и Россией. Со стороны это выгля­дят словно возня в песоч­нице двух малы­шей, нашед­ших игрушку, забы­тую там кем-то из преды­ду­щей детса­дов­ской группы.

Княжна Анна Кирилловна
Княжна Анна Кирил­ловна

 

Анна Киев­ская —  сред­не­ве­ко­вый деятель Древ­ней Руси и Фран­ции. И больше никак. К сожа­ле­нию, это не един­ствен­ный случай того, как исто­рию Древ­ней Руси делят между собой поли­тики исходя из прин­ци­пов наци­о­наль­ного стро­и­тель­ства или геопо­ли­тики. Совсем недавно ломали копья над тем, как назвать то госу­дар­ство, кото­рое суще­ство­вало в проме­жу­ток между IX и XII вв., — Киев­ская Русь или Древ­няя Русь, или просто Русь? Навер­ное, совре­мен­ни­кам пока­за­лись бы эти споры полней­шим идио­тиз­мом, так как пони­ма­ния наци­о­наль­ного госу­дар­ства у них не было.

Древ­няя Русь явля­ется праро­ди­те­лем и для России, и для Укра­ины, и для Бело­рус­сии. Но это родство не следует пере­оце­ни­вать. В форми­ро­ва­нии совре­мен­ных этно­сов не мень­шую роль сыграли такие факторы и явле­ния, как татаро-монголь­ское наше­ствие, поль­ско-като­ли­че­ское влия­ние, Лихо­ле­тье и далее по списку. Русский, укра­ин­ский и бело­рус­ский этнос полу­чают оформ­лен­ный набор призна­ков только к XVII веку, уже после того, как Древ­няя Русь уже ушла в прошлое.


4. Древняя Русь была единым государством

Сомни­тель­ное утвер­жде­ние. Да, офици­ально госу­дар­ство возникло в 882 году, когда Олег захва­тил Киев и объявил город "мате­рью горо­дам русским", но в реаль­но­сти удалось только объеди­нить путь "из варяг в греки" под руко­вод­ством одной поли­ти­че­ской силы — варя­гов-русов из Новго­рода. Более того, даже это удалось не полно­стью. Город Полоцк, — в то время глав­ный опор­ный пункт на Запад­ной Двине принад­ле­жал другой дина­стии — рогвол­до­ви­чам, с кото­рыми то мири­лись, то воевали "киев­ляне".

Даже сам термин Русь долгое время имел двой­ное значе­ние — терри­то­рия, на кото­рой управляют/торгуют варяги-русы, и позже все креще­ные земли.

Картина Всеволода Иванова
Картина Всево­лода Иванова

 

Во время Ярослава Мудрого "госу­дар­ство" вообще было разде­лено на две части более десяти лет: одной управ­лял Ярослав, второй — его брат Мсти­слав. А если рассмат­ри­вать междо­усо­бицы, неже­ла­ние платить дань племе­нами (древ­ляне, вятичи и другие), то полу­ча­ется, что посто­янно шли граж­дан­ские войны? Вовсе нет. Все эти племен­ные союзы (древ­ляне, кривичи) нахо­ди­лись уже в стадии сосед­ских общин, и они скорее забо­ти­лись о неза­ви­си­мо­сти от инопле­мен­ни­ков и об осво­бож­де­нии от уплаты дани, чем об объеди­не­нии в единое госу­дар­ство (во всяком случае до наше­ствия полов­цев в сере­дине XI в.).

С упад­ком пути "из варяг в греки" и ростом реги­о­наль­ных центров разва­ли­лось и само госу­дар­ство.


5. В Древней Руси жили только славяне.

Даже сейчас поис­ко­вики выдают на любой запрос о Древ­ней Руси изоб­ра­же­ния голу­бо­гла­зых евро­пео­и­дов в белых руба­хах, смот­ря­щих вдаль на терема, теря­ю­щи­еся в осле­пи­тель­ной радуге. Лица их чисты и взгляд несет в себе пони­ма­ние исто­ри­че­ского пути, кото­рый пред­стоит им совер­шить. И всё это пирше­ство славя­но­филь­ства в лубоч­ных тонах.

К исто­рии, понят­ное дело, подоб­ный взгляд имеет мало отно­ше­ния.

Картина Андрея Шишкина "Наречение именем"
Картина Андрея Шишкина "Наре­че­ние именем"

 

Варя­гов призвали не только славяне, но и чудь и весь. Эти, а также другие фино-угор­ские народы, были неотъ­ем­ле­мой частью как Древ­ней, так и москов­ской Руси. Многие князья не были славя­нами по генам (что дока­зано даже лабо­ра­тор­ным путем). Конечно, сам тезис, что родство по крови явля­ется чем-то более важным, чем родство куль­тур­ное, очень спор­ный, но очевидно, что это накла­ды­вает отпе­ча­ток на внеш­ность. Как уже было сказано выше — первые рюри­ко­вичи были скан­ди­нав­ского проис­хож­де­ния, имено­вали их Хельг, Ингвар, Сведес­лев и Валь­де­мар (Олег, Игорь, Свято­слав и Влади­мир) они были космо­по­ли­тами (из-за инте­ре­сов торговли, в первую очередь) и владели несколь­кими языками, как отец Влади­мира Моно­маха, Всево­лод (он знал пять языков). Были и восточ­ные влия­ния. Так, монго­ло­и­дом был Андрей Бого­люб­ский, внук поло­вец­кого хана Аепы.

Таким обра­зом, Русь изна­чально форми­ро­ва­лась как поли­эт­ни­че­ское госу­дар­ство.


6. Славяне имели свою письменность до принятия христианства.

Фрико-исто­рики и фрико-линг­ви­сты всех мастей объеди­ня­ются в пламен­ном экстазе вокруг этой темы. Любая черточка и природ­ный изгиб на камне — неопро­вер­жи­мое свиде­тель­ство суще­ство­ва­ния пись­мен­но­сти у славян. "Славян­ские руны!" — гордо заяв­ляют они. "Черты и резы!" — воскли­цают они с прищу­ром мудреца.

Нали­чие знаков, исполь­зо­вав­шихся для риту­а­лов, не явля­ется дока­за­тель­ством суще­ство­ва­ния пись­мен­но­сти. Многие народы исполь­зо­вали подоб­ные знаки. Что каса­ется полно­цен­ной пись­мен­но­сти, то всевоз­мож­ные упоми­на­ния о древ­них "пись­ме­нах русских" разби­ва­ются о полное отсут­ствие источ­ни­ков. Да и на чем славя­нам было писать длин­ные тексты? Бере­ста подхо­дила разве что для запи­сок, а бумага и перга­мент не исполь­зо­вался для письма вплоть до времен Ярослава Мудрого.

Руны
Руны

7. Славяне обладали богатой мифологией, которую искоренили почти полностью. Христианство насаждалось "огнём и мечом"

В XIX в. на волне модного роман­тизма юным и не очень интел­лек­ту­а­лам было сложно не поддаться свет­лой носталь­гии по "старым добрым време­нам". Славя­но­филы подо­шли к идее возрож­де­ния "истин­ных корней" со всем пылом. Начали с разви­тия мифо­ло­гии. Из лако­нич­ных сведе­ний о мифо­ло­гии славян они раздули мыль­ную оперу, достой­ную Санта-Барбары. Появи­лись боги: Ярило, Лель, Раде­гаст — и это далеко не весь список. Славян­ских божеств наде­ляли чертами пред­ста­ви­те­лей грече­ского пантеона, чтобы было все "как в лучших домах Европы". Выли­лось все это в созда­ние "Веле­со­вой книги" — источ­ника сказок для фрико-исто­ри­ков и родно­ве­ров всех оттен­ков. В реаль­но­сти славян­ская мифо­ло­гию невоз­можно было бы уничто­жить, даже при нали­чие такого заго­вора со стороны церкви.

Картина Бориса Ольшанского "Присяга Сварожича"
Картина Бориса Ольшан­ского "Присяга Сваро­жича"

 

Что каса­ется мифа о том, что христи­а­ни­за­ция прошла насиль­ственно, то это не совсем так. С одной стороны, у исто­ри­ков нет осно­ва­ний гово­рить о стопро­центно мирном харак­тере обра­ще­ния в христи­ан­ство. Иоаки­мов­скую лето­пись повест­вует о насиль­ствен­ной христи­а­ни­за­ции Новго­рода а также слож­но­сти в христи­а­ни­за­ции вяти­чей, с кото­рыми даже не спра­ви­лись муче­ники Борис и Глеб (судите сами: их после­до­ва­теля Кукшу мест­ные вятичи убили аж в XII в.). Однако саму лето­пись крити­куют как подделку (по легенде, ориги­нал не сохра­нился, но его успел пере­пи­сать Тати­щев). Восста­ния имели скорее поли­ти­че­ский харак­тер, нежели рели­ги­оз­ный, а архео­ло­ги­че­ские данные о пожаре в Новго­роде, якобы свиде­тель­ству­ю­щие о зава­рушке, могут озна­чать обыч­ный пожар, коих было в то время огром­ное коли­че­ство. В чем действи­тельно сходятся исто­рики, так это в том, что языче­ство суще­ство­вало еще много веков. Так назы­ва­е­мое двое­ве­рие подтвер­жда­ется и архео­ло­гией (хоро­нили по-старому и не носили крестов неко­то­рые реги­оны вплоть до XIV в.) и памят­ни­ками лите­ра­туры, такими как "Слово о полку Игореве".

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, опла­ки­вали его невер­ные, так как не приняли еще они святого креще­ния. И, прита­щив, кинули его в Днепр. И приста­вил Влади­мир к нему людей, сказав им: "Если приста­нет где к берегу, отпи­хи­вайте его. А когда прой­дет пороги, тогда только оставьте его". Они же испол­нили, что им было прика­зано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбро­сило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перу­нья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Влади­мир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку — будь то бога­тый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом".

Повесть времен­ных лет. Нестор. начало XII в.


8. Татаро-монгольского ига не было

Неко­то­рые само­на­де­янно заяв­ляют, что нет следов и архео­ло­ги­че­ских остат­ков присут­ствия монго­лов. Но они почему-то забы­вают, что монголы — кочев­ники, пред­по­чи­тав­шие горо­дам степь. Даже столица Сарай была пере­движ­ной. Соот­вет­ственно, селиться с мест­ными им не было резона.

Татаро-монгольские войска
Татаро-монголь­ские войска

 

Люби­тели прика­пы­ва­ются и к самому термину. Очевидно, что когда Батый вел свои полчища в Восточ­ную Европу, он не заду­мы­вался о том, как его прав­ле­ние будут назы­вать через восемь веков. Хоть само слово и было введено Карам­зи­ным в оборот в XIX в., оно вовсе не проти­во­ре­чит сложив­шейся системе отно­ше­ний. Иго было удоб­ным и емким терми­ном для того, чтобы обозна­чить сово­куп­ность отно­ше­ний того пери­ода. На данный момент этот термин уста­рел и он не отра­жает дости­же­ний меди­е­ви­стики послед­них деся­ти­ле­тий. Согласно недав­ним науч­ным изыс­ка­нием, иго рассмат­ри­ва­ется не только как наше­ствие чужа­ков, но и как зако­но­мер­ное разви­тие наро­дов Евра­зии — неотъ­ем­ле­мой части совре­мен­ной России. Много ли вы знаете про ханов Золо­той Орды или отно­ше­ния, напри­мер. башкир к наше­ствию монго­лов? Вот-вот.

Наука уже давно отошла от этно­цен­тризма в изуче­нии исто­рии: эконо­ми­че­ские и куль­тур­ные связи прости­ра­ются далеко за пределы терри­то­ри­аль­ных границ госу­дарств, кои в сред­не­ве­ко­вье были доста­точно условны.


9. Татаро-монгольское иго сделало древнерусских жителей рабами

Монго­лов инте­ре­со­вал макси­маль­ный сбор дани и лояль­ность заво­ё­ван­ных наро­дов. Внут­рен­ние порядки этих наро­дов несильно волно­вали заво­е­ва­те­лей. Более того, за годы власт­во­ва­ния монго­лов право­слав­ная церковь только укре­пила свои пози­ции. А древ­не­рус­ские жители не только смиренно платили дань, но и высту­пали против татаро-монго­лов – вспом­нить хотя бы битву на Кули­ко­вом поле (даже несмотря на причину этого выступ­ле­ния – жела­ние прогнать неза­кон­ного хана Мамая), а Иван Калита, ответ­ствен­ный за сбор дани, частенько обма­ны­вал ордын­цев. Мнение о «рабстве» древ­не­рус­ских жите­лей, и, уж тем более, нали­чии «рабских генов» у совре­мен­ных жите­лей, явля­ется выдум­кой не особо изоб­ре­та­тель­ных полит­тех­но­ло­гов.

Картина Серегея Иванова "Баскаки"
Картина Сере­гея Иванова "Баскаки"

10. Александр Невский являлся освободителем Руси от католических захватчиков с Запада

Новго­родцы, на службе кото­рых состоял Алек­сандр Невский, не были одно­значно поло­жи­тель­ными геро­ями. Когда в 1242 году Псков был осво­бож­ден от рыца­рей, Невский подчи­нил его власти Новго­рода. Это проти­во­ре­чило инте­ре­сам мест­ного бояр­ства, кото­рое желало обре­сти неза­ви­си­мость от "стар­шего брата" (собственно, ворота немцам рыца­рям в 1240 году добро­вольно открыли сами пско­вичи). Поэтому в извест­ных собы­тиях 1242 году на Чудском озере не участ­вуют пско­вичи. Долго­ждан­ную неза­ви­си­мость от Новго­рода Псков полу­чит только в XIV веке.

Преуве­ли­чи­ва­ется значе­ние Ледо­вого побо­ища 1242 (где никто не прова­ли­вался под лед!) по срав­не­нию со значи­мо­стью и масшта­бами Рако­вор­ского сраже­ния или, тем более, Грюн­вальд­ской битвы. Ну да, из мате­ри­ала, когда двое иновер­цев (като­лики, что Польша с окато­лив­шейся Литвой, что Тевтон­ский орден) набили друг другу морду, слож­нее соткать сюжет в стиле “свои-чужие”. Кто здесь свои?

Картина В. Торосова "Александр Невский"
Картина В. Торо­сова "Алек­сандр Невский"

И значе­ние Невской битвы, когда были разгром­лены шведы, также сильно преуве­ли­чено.  Дело в том, что в то время в Швеции была граж­дан­ская война между разными рели­ги­оз­ными груп­пами, в том числе и пред­став­ляв­шими инте­ресы като­ли­че­ской церкви. Могла ли какая-либо неуве­рен­ная в своей победе груп­пи­ровка решиться на аван­тюру? Безусловно, но опять же мы стоим перед нехват­кой источ­ни­ков для расста­новки правиль­ных акцен­тов. Швед­ские источ­ники, несмотря на деталь­ность веде­ния хроник, не сооб­щают об этой битве, а вот новго­род­ские остав­ляют нас один на один с житием Алек­сандра Невского, несу­щим в себе раннее свиде­тель­ство о битве. Что же мы видим там? Помимо "чудес­ного" харак­тера этого лите­ра­тур­ного произ­ве­де­ния там есть пояс­не­ние, что "пошел он на врагов малою дружи­ною, не дожи­да­ясь своего боль­шого войска". Впро­чем, даже этих войск хватило, чтобы предот­вра­тить пред­по­ла­га­е­мое втор­же­ние на Русь швед­ских войск, кото­рые (вот это пово­рот) никуда и не спешили после высадки в Ижоре. После­ду­ю­щие собы­тия пока­зы­вают, что цели шведов в этом реги­оне заклю­ча­лись совсем не в навя­зы­ва­нии русским като­ли­че­ства, а попытке обра­тить в като­ли­че­ство племени емь, кото­рых удалось покре­стить через несколько лет. Зачем же тогда Алек­сандр Яросла­вич так спешил их прогнать? Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что шведы могли зало­жить крепость на торго­вых путях, кото­рая могла потен­ци­ально угро­жать эконо­ми­че­ским связям Новго­рода с Ганзей­ским союзом.

Сомни­тельны и сами цели по окато­ли­чи­ва­нию право­слав­ных. Цели север­ных кресто­вых похо­дов были понятны тогда всем: привлечь в сферу влия­ния като­ли­че­ской церкви языче­ские народы Прибал­тики и побе­ре­жья Финского залива. Что каса­ется столк­но­ве­ний с русскими в период Древ­ней и Удель­ной Руси, то они были до и после 1240 куда более масштаб­ными, но в боль­шин­стве случаев носили граби­тель­ский харак­тер (напри­мер разграб­ле­ние новго­род­цами и каре­лами швед­ской столицы Сигтуны в 1187 году).

Часто мифо­твор­цами приукра­ши­ва­ются заслуги в погра­нич­ных конфлик­тах Новго­рода на Западе и забы­ва­ются реаль­ные заслуги Алек­сандра Невского на Востоке по урегу­ли­ро­ва­нию отно­ше­ний с монго­лами. В них он проявил себя как прекрас­ный дипло­мат.

Автор ведёт теле­грам-канал Cliomania

Поделиться