Густав Клуцис. Латышский стрелок, создавший фотомонтаж

Густав Густавович Клуцис (Gus­tavs Klu­cis, 1895–1938) — художник-конструктивист, один из основоположников политического плаката и теоретик фотомонтажа, а кроме этого, ещё и латышский стрелок. Всё это сочеталось в жизни яркого представителя первого поколения Страны Советов. Хотя период непосредственной революционной деятельности в команде пулемётчиков 9-го латышского стрелкового полка у Клуциса был очень коротким, всю свою революционность он направил в авангардистское искусство. Так разрабатывался фотомонтаж — задолго до изобретения компьютерных дизайнерских программ.


Густав Клуцис был не только художником, но и революционером. Во время Февральской революции он «свергал самодержавие», во время Октябрьских событий — служил добровольцем в команде пулеметчиков 9-го латышского стрелкового полка, охраняющего советское правительство в Смольном. Клуцис поучаствовал в двух самых драматичных исторических событиях 1918 года — в подавлении вооружённого выступления анархистов и ликвидации эсеровского восстания. В 1919 году Клуцис вступает в ВКП(б), в составе пулемётной команды состоит в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле.

Клуцис делает селфи (1926)

Среди латышских стрелков оказалось немало активных и творческих солдат. Было организовано общество культуры и искусства молодых стрелков, проводились концерты-митинги, актёрская труппа давала театральные представления, устраивали литературно-музыкальные вечера. При непосредственной поддержке Ленина 3 мая 1918 года Густавом Клуцисом и Вальдемаром Андреасом был создан кружок молодых художников Daile (в переводе с латышского «Искусство»).

Портрет Клуциса. 1930-е годы
Вновь Клуцис в 1930-е

Клуцис занимался творчеством с детства. Он обучался сначала в Рижской художественной школе, далее в Петрограде в художественном училище (бывшее Императорское). Пройдя путь от импрессионизма к кубизму, футуризму, супрематизму и конструктивизму, художник выработал свой собственный творческий метод.

Красный человек (1918)

Клуцис в 1918 году впервые использует фотомонтаж в работе «Динамический город» и после революции занимается поиском новых визуальных решений для реализации широкого спектра задач, выдвинутых новой властью. Развитие агитационного и массового искусства становится главной задачей для молодого художника.

Динамический город

Художник самостоятельно овладевает навыками фотографии и печати. Клуцис, один из немногих, создавал с помощью фотографии книжные иллюстрации, полиграфические обложки, политические и рекламные плакаты.

Трибуна экрана (1920-е)

Бывший латышский стрелок осознал широкие возможности фотографии не только в полиграфическом оформлении, но и в организации общественного пространства. Для него работа с фотографией являлась исследовательским процессом, его интересовал потенциал фотографического изображения для решения задач агитации и воздействия на массы. Клуцис понимал фотографию гораздо шире, чем простое отражение действительности.

Фотография в оформлении помещения

Несомненно, технологическое развитие помогло расширить возможности фотомонтажа, но многие задумки художников в начале 1920-х годов были невыполнимы технически: широкоформатная печать была сложна и во многих случаях невыполнима, позволить многоцветную печать было практически невозможно для многих проектов, работа над созданием «билбордов» уже велась, но каждый такой проект печатался месяцами и выполнялись такие работы только для крупных политических праздников.

Шесть лет Красной Армии
Памяти погибших вождей (1927)

Теоретическое обоснование своих экспериментов Клуцис сформулировал в рукописи «Право на эксперимент». Он говорил о постоянном поиске новых средств выразительности, в частности, об экспериментах с пространством и передачей движения.

Динамический города
Космический город

Найденные в фонде Кручёных документы и эскизы демонстрируют процесс творческого поиска в конкретных работах. Просматривается уникальный метод объединения лозунга и конструкции в творчестве Клуциса. За счёт сочетания простых геометрических фигур и использования ярких, контрастных и сочетаемых цветов он выделяет ключевые моменты в композициях. Постепенно совершенствуя метод фотомонтажа, находясь в поисках более органического соответствия графических и смысловых элементов, постоянно упрощая в сторону лаконичности и узнаваемости образа свои работы, Клуцис создает свой уникальный стиль плаката, при котором цвет, коллаж и шрифт создают неповторимый революционный образ.

Из России нэповской будет Россия социалистическая (Ленин) (1930)
Вернём угольный долг стране (1930)
Выполним план великих работ (1930)

Долгие годы Густав Клуцис находился в самом центре политических и культурных событий, занимался развитием системы образования и развитием жанра фотомонтажа. А 17 января 1938 года он был арестован в числе участников «фашистской, националистической организации латышей», существовавшей в обществе «Прометей». Вскоре он был расстрелян.

В настоящее время возрастает интерес к советскому агитационному искусству. Архивы и личные документы репрессированных художников стали доступными, но в исследованиях, которые на них не опирались, прослеживаются фактические ошибки и недостоверная информация о картинах, датировках. В исследовании творчества и обстоятельств жизни Густава Клуциса, одного из самых известных в мире художников латышского происхождения, остается ещё много пробелов.

Поделиться