Густав Клуцис. Латышский стрелок, создавший фотомонтаж

Густав Густа­во­вич Клуцис (Gustavs Klucis, 1895–1938) — худож­ник-конструк­ти­вист, один из осно­во­по­лож­ни­ков поли­ти­че­ского плаката и теоре­тик фото­мон­тажа, а кроме этого, ещё и латыш­ский стре­лок. Всё это соче­та­лось в жизни яркого пред­ста­ви­теля первого поко­ле­ния Страны Сове­тов. Хотя период непо­сред­ствен­ной рево­лю­ци­он­ной деятель­но­сти в команде пуле­мёт­чи­ков 9-го латыш­ского стрел­ко­вого полка у Клуциса был очень корот­ким, всю свою рево­лю­ци­он­ность он напра­вил в аван­гар­дист­ское искус­ство. Так разра­ба­ты­вался фото­мон­таж — задолго до изоб­ре­те­ния компью­тер­ных дизай­нер­ских программ.


Густав Клуцис был не только худож­ни­ком, но и рево­лю­ци­о­не­ром. Во время Февраль­ской рево­лю­ции он «свер­гал само­дер­жа­вие», во время Октябрь­ских собы­тий — служил добро­воль­цем в команде пуле­мет­чи­ков 9-го латыш­ского стрел­ко­вого полка, охра­ня­ю­щего совет­ское прави­тель­ство в Смоль­ном. Клуцис поучаст­во­вал в двух самых драма­тич­ных исто­ри­че­ских собы­тиях 1918 года — в подав­ле­нии воору­жён­ного выступ­ле­ния анар­хи­стов и ликви­да­ции эсеров­ского восста­ния. В 1919 году Клуцис всту­пает в ВКП(б), в составе пуле­мёт­ной команды состоит в охране Совнар­кома и ВЦИКа в Москов­ском Кремле.

Клуцис делает селфи (1926)

Среди латыш­ских стрел­ков оказа­лось немало актив­ных и твор­че­ских солдат. Было орга­ни­зо­вано обще­ство куль­туры и искус­ства моло­дых стрел­ков, прово­ди­лись концерты-митинги, актёр­ская труппа давала теат­раль­ные пред­став­ле­ния, устра­и­вали лите­ра­турно-музы­каль­ные вечера. При непо­сред­ствен­ной поддержке Ленина 3 мая 1918 года Густа­вом Клуци­сом и Валь­де­ма­ром Андре­а­сом был создан кружок моло­дых худож­ни­ков Daile (в пере­воде с латыш­ского «Искус­ство»).

Порт­рет Клуциса. 1930-е годы
Вновь Клуцис в 1930-е

Клуцис зани­мался твор­че­ством с детства. Он обучался сначала в Рижской худо­же­ствен­ной школе, далее в Петро­граде в худо­же­ствен­ном училище (бывшее Импе­ра­тор­ское). Пройдя путь от импрес­си­о­низма к кубизму, футу­ризму, супре­ма­тизму и конструк­ти­визму, худож­ник выра­бо­тал свой собствен­ный твор­че­ский метод.

Крас­ный чело­век (1918)

Клуцис в 1918 году впер­вые исполь­зует фото­мон­таж в работе «Дина­ми­че­ский город» и после рево­лю­ции зани­ма­ется поис­ком новых визу­аль­ных реше­ний для реали­за­ции широ­кого спек­тра задач, выдви­ну­тых новой властью. Разви­тие агита­ци­он­ного и массо­вого искус­ства стано­вится глав­ной зада­чей для моло­дого худож­ника.

Дина­ми­че­ский город

Худож­ник само­сто­я­тельно овла­де­вает навы­ками фото­гра­фии и печати. Клуцис, один из немно­гих, созда­вал с помо­щью фото­гра­фии книж­ные иллю­стра­ции, поли­гра­фи­че­ские обложки, поли­ти­че­ские и реклам­ные плакаты.

Трибуна экрана (1920-е)

Бывший латыш­ский стре­лок осознал широ­кие возмож­но­сти фото­гра­фии не только в поли­гра­фи­че­ском оформ­ле­нии, но и в орга­ни­за­ции обще­ствен­ного простран­ства. Для него работа с фото­гра­фией явля­лась иссле­до­ва­тель­ским процес­сом, его инте­ре­со­вал потен­циал фото­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния для реше­ния задач агита­ции и воздей­ствия на массы. Клуцис пони­мал фото­гра­фию гораздо шире, чем простое отра­же­ние действи­тель­но­сти.

Фото­гра­фия в оформ­ле­нии поме­ще­ния

Несо­мненно, техно­ло­ги­че­ское разви­тие помогло расши­рить возмож­но­сти фото­мон­тажа, но многие задумки худож­ни­ков в начале 1920-х годов были невы­пол­нимы техни­че­ски: широ­ко­фор­мат­ная печать была сложна и во многих случаях невы­пол­нима, позво­лить много­цвет­ную печать было прак­ти­че­ски невоз­можно для многих проек­тов, работа над созда­нием «билбор­дов» уже велась, но каждый такой проект печа­тался меся­цами и выпол­ня­лись такие работы только для круп­ных поли­ти­че­ских празд­ни­ков.

Шесть лет Крас­ной Армии
Памяти погиб­ших вождей (1927)

Теоре­ти­че­ское обос­но­ва­ние своих экспе­ри­мен­тов Клуцис сфор­му­ли­ро­вал в руко­писи «Право на экспе­ри­мент». Он гово­рил о посто­ян­ном поиске новых средств выра­зи­тель­но­сти, в част­но­сти, об экспе­ри­мен­тах с простран­ством и пере­да­чей движе­ния.

Дина­ми­че­ский города
Косми­че­ский город

Найден­ные в фонде Кручё­ных доку­менты и эскизы демон­стри­руют процесс твор­че­ского поиска в конкрет­ных рабо­тах. Просмат­ри­ва­ется уникаль­ный метод объеди­не­ния лозунга и конструк­ции в твор­че­стве Клуциса. За счёт соче­та­ния простых геомет­ри­че­ских фигур и исполь­зо­ва­ния ярких, контраст­ных и соче­та­е­мых цветов он выде­ляет ключе­вые моменты в компо­зи­циях. Посте­пенно совер­шен­ствуя метод фото­мон­тажа, нахо­дясь в поис­ках более орга­ни­че­ского соот­вет­ствия графи­че­ских и смыс­ло­вых элемен­тов, посто­янно упро­щая в сторону лако­нич­но­сти и узна­ва­е­мо­сти образа свои работы, Клуцис создает свой уникаль­ный стиль плаката, при кото­ром цвет, коллаж и шрифт создают непо­вто­ри­мый рево­лю­ци­он­ный образ.

Из России нэпо­в­ской будет Россия соци­а­ли­сти­че­ская (Ленин) (1930)
Вернём уголь­ный долг стране (1930)
Выпол­ним план вели­ких работ (1930)

Долгие годы Густав Клуцис нахо­дился в самом центре поли­ти­че­ских и куль­тур­ных собы­тий, зани­мался разви­тием системы обра­зо­ва­ния и разви­тием жанра фото­мон­тажа. А 17 января 1938 года он был аресто­ван в числе участ­ни­ков «фашист­ской, наци­о­на­ли­сти­че­ской орга­ни­за­ции латы­шей», суще­ство­вав­шей в обще­стве «Проме­тей». Вскоре он был расстре­лян.

В насто­я­щее время возрас­тает инте­рес к совет­скому агита­ци­он­ному искус­ству. Архивы и личные доку­менты репрес­си­ро­ван­ных худож­ни­ков стали доступ­ными, но в иссле­до­ва­ниях, кото­рые на них не опира­лись, просле­жи­ва­ются факти­че­ские ошибки и недо­сто­вер­ная инфор­ма­ция о карти­нах, дати­ров­ках. В иссле­до­ва­нии твор­че­ства и обсто­я­тельств жизни Густава Клуциса, одного из самых извест­ных в мире худож­ни­ков латыш­ского проис­хож­де­ния, оста­ется ещё много пробе­лов.

Поделиться