«Первый камень дружбы»: татаро-башкирская эмиграция в Японии

На сего­дняш­ний день точ­ное коли­че­ство мусуль­ман в Япо­нии уста­но­вить доволь­но-таки тяже­ло. В 2000 году, по дан­ным Keiko Sakurai, в Япо­нии про­жи­ва­ло око­ло 64 тысяч мусуль­ман, боль­шин­ство из кото­рых явля­лись выход­ца­ми из дру­гих стран. Толь­ко 10% мусуль­ман — этни­че­ские япон­цы. Это при­бли­зи­тель­но 7000 человек.

Когда мы гово­рим об Исла­ме, мало кто заду­мы­ва­ет­ся о Япо­нии. Это ост­ров­ное госу­дар­ство нахо­дит­ся за мно­го тысяч миль не толь­ко от стран Ближ­не­го Восто­ка, но и от Малай­зии, Индо­не­зии и Сул­та­на­та Бру­ней. На про­тя­же­нии мно­гих веков Япо­ния явля­лась закры­тым госу­дар­ством, изо­ли­ро­ван­ным от внеш­не­го мира. И лишь в 1853 году, при содей­ствии фло­та ВМС США под коман­до­ва­ни­ем коман­до­ра Пер­ри, Япо­нию скло­ни­ли к Кана­гав­ско­му дого­во­ру, кото­рый открыл стра­ну для ино­стран­ной торговли.

Так как же тогда Ислам про­ник в Япо­нию, и какую роль в этом сыг­ра­ли мусуль­мане России?


Пер­вые мусуль­ман­ские замет­ки о Япо­нии были напи­са­ны в кон­це IX века, араб­ским кар­то­гра­фом Ибн Хор­дад­бе­хом, кото­рый опи­сал эту стра­ну как бога­тую золо­том зем­лю. Дву­мя века­ми позд­нее, Махмуд Каш­га­ри, тюрк­ский фило­лог и лек­си­ко­граф Кара­ха­нид­ско­го госу­дар­ства, доба­вил Япо­нию в свой атлас, где ука­зал пути, свя­зы­ва­ю­щие Япо­нию и Вели­кий шёл­ко­вый путь. Затем, в сере­дине XVI века, во вре­мя пор­ту­галь­ской даль­не­во­сточ­ной экс­пе­ди­ции, на одном из кораб­лей был заме­чен араб, про­по­ве­до­вав­ший Ислам япон­цам из пор­то­вых городов.

В XIX веке, после про­ва­ла «Сако­ку» (поли­ти­ки изо­ля­ции), на бере­гах Япо­нии очу­ти­лись индо­не­зий­цы, при­быв­шие туда на Бри­тан­ских и Нидер­ланд­ских судах. Бла­го­да­ря им, в 1870 году, био­гра­фия про­ро­ка Мухам­ма­да (ﷺ) была пере­ве­де­на на япон­ский язык. В 1890 году Осман­ский Сул­тан Абдул-Хамид II пыта­ясь выра­зить знак друж­бы Япо­нии, напра­вил к ост­ро­вам корабль Эрто­грул кото­рый дол­жен был озна­ме­но­вать друж­бу меж­ду дву­мя восточ­ны­ми импе­ри­я­ми. Одна­ко, этот вояж не удал­ся, и корабль потер­пел кру­ше­ние в рай­оне насе­лён­но­го пунк­та Куси­мо­та на ост­ро­ве Хон­сю. Таким обра­зом, ни одно из ранее пред­при­ня­тых мусуль­ма­на­ми дава­тов (при­зы­вов), так и не окон­чи­лось успешно.

Воз­мож­но, Япо­ния так нико­гда бы и не столк­ну­лась с Исла­мом, если бы не поволж­ские тюр­ки, из чис­ла татар и баш­кир. Имен­но им и уда­лось напря­мую нала­дить кон­такт с япон­ским пра­ви­тель­ством, поло­жить нача­ло построй­ки мече­тей, и заин­те­ре­со­вать Япо­нию в силе про­дви­же­ния пан­ис­ла­мист­ских идей сре­ди жите­лей Тур­ке­ста­на и Поволжья.

Всё нача­лось после Октябрь­ской рево­лю­ции. Недо­воль­ные иде­я­ми Лени­на про­тив­ни­ки совет­ской вла­сти в лице татар и баш­кир бежа­ли из Совет­ской Рос­сии в Япо­нию, через Мань­чжу­рию. Мусуль­ман­ские эми­гран­ты в основ­ном обос­но­ва­лись в Токио и Кобе, в 1920‑х годах их чис­ло состав­ля­ло око­ло двух тысяч человек.

Абду­ра­шид Ибра­ги­мов с семьёй. Дата неизвестна.

Пер­вым успеш­ным ислам­ским мис­си­о­не­ром был Мухам­мед-Габ­дул­хай Кур­бан­га­ли­ев, быв­ший управ­ля­ю­щий Петер­бург­ско­го окру­га мусуль­ман, и глав­ный оппо­нент Ахмед-Заки Вали­ди. Он поки­нул род­ную зем­лю, не при­няв пере­хо­да Баш­кир­ско­го Пра­ви­тель­ства на сто­ро­ну совет­ской вла­сти. В нояб­ре 1920 года, полу­чив реко­мен­да­ции япон­ско­го кон­су­ла в Хар­бине, Кур­бан­га­ли­ев отпра­вил­ся в Токио. Там он пытал­ся решить вопрос об устрой­стве на житель­ство и служ­бу в Мань­чжу­рии око­ло двух тысяч баш­кир­ских бело­гвар­дей­цев из остат­ков армий Кап­пе­ля и Семе­но­ва. При­вет­ствуя при­езд в Токио Мухам­ме­да-Габ­дул­хая Кур­бан­га­ли­е­ва, япон­ская газе­та «Аса­хи Сим­бун» писала:

«Мусуль­мане, жаж­ду­щие воли и осво­бож­де­ния, ста­нут во гла­ве объ­еди­ни­тель­но­го дви­же­ния наро­дов Азии».

Посол цар­ской Рос­сии в Япо­нии Кру­пин­ский позна­ко­мил Мухам­ме­да-Габ­дул­хая с вид­ным обще­ствен­ным дея­те­лем этой стра­ны, пред­се­да­те­лем япо­но-рус­ской ассо­ци­а­ции — Гото. Имен­но Гото впо­след­ствии пред­ста­вил Кур­бан­га­ли­е­ва Гэн­ро и Оку­ме, япон­ским чинов­ни­кам, кото­рые помог­ли укре­пить авто­ри­тет Мухам­ме­да-Габ­дул­хая в кру­гах япон­ской общественности.

Япон­цы бла­го­склон­но отно­си­лись к анти­со­вет­ски настро­ен­ным белым офи­це­рам-мусуль­ма­нам, кото­рых при­влёк на свою сто­ро­ну Кур­бан­га­ли­ев. Инте­рес к ним был обу­слов­лен раз­ве­ды­ва­тель­ной дея­тель­но­стью япон­ско­го коман­до­ва­ния в рай­оне Южно-Мань­чжур­ской желез­ной доро­ги. В силу это­го Кур­бан­га­ли­е­ву была пред­ло­же­на долж­ность экс­пер­та по маго­ме­тан­ско­му вопро­су в прав­ле­нии ЮМЖД. На эту долж­ность, Мухам­ме­да-Габ­дул­хая поре­ко­мен­до­вал буду­щий министр ино­стран­ных дел Япо­нии — Ёсукэ Мацуока.

Мухам­мед-Габ­дул­хай (вто­рой сле­ва в зад­нем ряду) сре­ди лиде­ров япон­ских наци­о­на­ли­стов. 1930 год.

Поми­мо это­го, Мухам­мед-Габ­дул­хаю так­же уда­лось осно­вать пер­вое в Япо­нии обще­ство мусуль­ман Токио — махал­ля «Исла­мия». В 1927 году, бла­го­да­ря его дея­тель­но­сти, в Токио была откры­та пер­вая мед­ре­се (ислам­ская семи­на­рия) для мусуль­ман Япо­нии, а в 1928 году, Кур­бан­га­ли­ев орга­ни­зо­вал пер­вый съезд мусуль­ман Япо­нии. На этом съез­де все мусуль­ман­ские общи­ны объ­еди­ни­лись в союз маго­ме­тан, про­жи­ва­ю­щих в Япо­нии. Пре­зи­ден­том избра­ли Мухам­ме­да-Габ­дул­хай Кур­бан­га­ли­е­ва, кото­рый поз­же стал «Вели­ким има­мом Даль­не­го Востока».

В пока­за­ни­ях 1945–1946 годов, Кур­бан­га­ли­ев утвер­ждал, что об иде­ях общ­но­сти ура­ло-алтай­ских наро­дов он рас­ска­зы­вал пред­ста­ви­те­лям япон­ской прес­сы. В жур­на­ле «Япон Мух­би­ри» была ста­тья о воз­рож­де­нии ура­ло-алтай­ских наро­дов в еди­ном госу­дар­стве под про­тек­то­ра­том Японии.

Рёх­эй Ути­да, гла­ва наци­о­на­ли­сти­че­ской орга­ни­за­ции «Коку­рю­кай». Фото 1931 года.

С момен­та тата­ро-баш­кир­ской эми­гра­ции в Япо­нию, такие уль­тра­на­ци­о­на­ли­сти­че­ские орга­ни­за­ции как «Коку­рю­кай» были заин­те­ре­со­ва­ны в под­держ­ке анти­со­вет­ски настро­ен­ных мусуль­ман. Они напря­мую финан­си­ро­ва­ли дея­тель­ность Кур­бан­га­ли­е­ва, а впо­след­ствии и Абду­ра­ши­да Ибра­ги­мо­ва — пер­во­го има­ма Японии.

Коку­рю­кай — Амур­ский Союз, счи­тал, что идеи пан­ис­ла­миз­ма помо­гут осла­бить евро­пей­ское вли­я­ние на стра­ны Азии, пото­му они был заин­те­ре­со­ван в бас­ма­че­ском дви­же­нии Тур­ке­ста­на, и спон­си­ро­вал мусуль­ман­ские пар­ти­зан­ские отря­ды в Нидер­ланд­ской Индии. Для про­дви­же­ния инте­ре­сов в реги­оне, Япо­ния под­дер­жи­ва­ли ислам­ские груп­пи­ров­ки в стра­нах Азии.

В эру япон­ско­го мили­та­ризм и по мере при­бли­же­ния ко Вто­рой миро­вой войне, Япо­ния ста­вит ещё более амби­ци­оз­ные цели в Азии. Абду­ра­шид Ибра­ги­мов, быв­ший член Итти­фак аль-Мусли­мин (пер­вая все­рос­сий­ская ислам­ская пар­тия, обра­зо­ван­ная в 1905 году), про­жи­вал в Япо­нии в пери­од с 1908 по 1909 год. Тогда ему уда­лось уста­но­вить связь с мест­ны­ми наци­о­на­ли­сти­че­ски­ми сооб­ще­ства­ми, таки­ми как «Коку­рю­кай». В 1933 году Абду­ра­шид Ибра­ги­мов вновь при­был в Япо­нию, но на этот раз по осо­бо­му при­гла­ше­нию. На тот момент, вла­сти Япо­нии попы­та­лись сде­лать став­ку на Ислам, и их основ­ным направ­ле­ни­ем дея­тель­но­сти был Восточ­ный Тур­ке­стан (Синьц­зян), в кото­ром тогда буше­ва­ли уйгур­ские повстан­цы, под­няв­шие Кумуль­ское вос­ста­ние про­тив репрес­сив­ной поли­ти­ки китай­ской адми­ни­стра­ции Цзинь Шуж­эня и Шэн Шицая. Япон­цев так­же инте­ре­со­ва­ло и мусуль­ман­ское насе­ле­ние в совет­ском Тур­ке­стане, Повол­жья и Запад­ной Сибири.

Абду­ра­шид Ибра­ги­мов сре­ди япон­цев. Сере­ди­на 1930‑х годов (после 1933 года).

Абду­ра­шид Ибра­ги­мов помог япон­цам выстро­ить поли­ти­че­ские и рели­ги­оз­ные кон­так­ты с лиде­ра­ми Егип­та, Тур­ции и дру­гих ближ­не­во­сточ­ных госу­дарств. В СССР япон­ские аген­ты в основ­ном рабо­та­ли с актив­ны­ми участ­ни­ка­ми бас­ма­че­ско­го дви­же­ния, играя на рели­ги­оз­ных и наци­о­наль­ных чув­ствах тюрк­ско­го и таджик­ско­го насе­ле­ния реги­о­на. Так, летом 1941 года, япон­ская мис­сия в Афга­ни­стане доби­лась успе­ха в уста­нов­ле­нии кон­так­та со все­ми круп­ны­ми кур­ба­ши (глав­но­ко­ман­ду­ю­щи­ми) сред­не­ази­ат­ско­го бас­ма­че­ства. В авгу­сте 1941 года япон­ский пове­рен­ный Кацу­би, вме­сте со сво­им пере­вод­чи­ком Саи­то, встре­тил­ся с Сеидом Алим-ханом, послед­ним эми­ром Буха­ры. Сов­мест­но с Гер­ма­ни­ей, Япо­ния выде­ли­ла нема­лые сред­ства на воз­рож­де­ние бас­ма­че­ско­го дви­же­ния на тер­ри­то­рии совет­ско­го Туркестана.

В 1938 году за заслу­ги перед Япо­ни­ей Абду­ра­шид Ибра­ги­мов был назна­чен пред­се­да­те­лем обще­ства Дай Нип­пон Кай­кё Кёкай, япон­ской госу­дар­ствен­ной ислам­ской орга­ни­за­ции. В том же году была откры­та и пер­вая Токий­ская мечеть. На её откры­тии наря­ду с япон­ски­ми поли­ти­ка­ми при­сут­ство­ва­ли и пред­ста­ви­те­ли ислам­ских госу­дарств, напри­мер, посол коро­лев­ства Сау­дов­ской Ара­вии в Вели­ко­бри­та­нии Хафиз Вах­ба. Во вре­мя цере­мо­нии откры­тия Гаяз Исха­ки, ещё один вли­я­тель­ный пред­ста­ви­тель татар­ской эми­гра­ции, высту­пил с тор­же­ствен­ной речью, в кото­рой выска­зал­ся о дру­же­ских вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях меж­ду Япон­ской Импе­ри­ей и Ислам­ским миром.

«Эта мечеть, постро­ен­ная в вели­кой ази­ат­ской стране, Нип­пон, будет пер­вым кам­нем, зало­жен­ным в доро­гу дру­же­ских отно­ше­ний мусуль­ман­ских стран с Япо­ни­ей. Более того, эта мечеть не толь­ко место покло­не­ния, но и пер­вый исто­ри­че­ский факт нача­ла вза­и­мо­по­ни­ма­ния мусуль­ман­ских стран и Япо­нии… Эта мечеть сего­дня — плод сов­мест­ных уси­лий идель-ураль­ских мусуль­ман и мусуль­ман Индии. Она долж­на стать креп­ким фун­да­мен­том для сов­мест­ной рабо­ты по рас­про­стра­не­нию исла­ма и его философии…»

Про­фес­сор Токий­ско­го уни­вер­си­те­та Кома­за­ва, Оку­бо Код­жи, отме­чал важ­ность под­держ­ки тюр­ко-ислам­ско­го дви­же­ния япон­ца­ми. Он утвер­ждал, что тюр­ки — мно­го­чис­лен­ный народ, из кото­рых толь­ко 17 мил­ли­о­нов про­жи­ва­ет в Тур­ции, и более 30 мил­ли­о­нов в СССР. Он отме­чал, что три пятых тюрк­ской расы про­жи­ва­ют в Совет­ской Рос­сии, и это сыг­ра­ет важ­ную роль в про­дви­же­нии их наци­о­наль­ных идей.

Абду­ра­шид Ибра­ги­мов был назна­чен пер­вым има­мом Токий­ской мече­ти. До самой смер­ти он зани­мал­ся обра­ще­ни­ем япон­цев в Ислам. 17 авгу­ста 1944 года, в воз­расте 87 лет, Абду­ра­шид Ибра­ги­мов скон­чал­ся в Токио, там же и был захо­ро­нен. На его погре­баль­ной цере­мо­нии в основ­ном при­сут­ство­ва­ли мусуль­мане из чис­ла япон­цев. В насле­дие Абду­ра­ши­да Ибра­ги­мо­ва вхо­дит кни­га под назва­ни­ем «Ислам­ский мир и рас­про­стра­не­ние исла­ма в Япо­нии», в кото­рой он запи­сал цен­ные све­де­ния об Азии и тюр­ко-ислам­ском мире того периода.

В авгу­сте 1945 года Мухам­мед-Габ­дул­хай Кур­бан­га­ли­ев, аре­сто­ван­ный аген­та­ми СМЕРШ, был выве­зен обрат­но в СССР. Отси­дев десять лет во Вла­ди­мир­ском цен­тра­ле, Кур­бан­га­ли­ев воз­вра­ща­ет­ся в Баш­ки­рию толь­ко в 1956 году. Оста­ток дней он про­ве­дёт на родине, где и скон­ча­ет­ся в авгу­сте 1972 года.

С окон­ча­ни­ем Вто­рой миро­вой вой­ны ислам­ский рас­цвет в Япо­нии угас­нет, а боль­шин­ство мусуль­ман­ских эми­гран­тов пере­се­лит­ся в Тур­цию и Сау­дов­скую Аравию.

Инте­рес­ные факты:

  1. В 1937 году Оку­бо Код­зи, при под­держ­ке кня­зя Току­га­ва Иэма­са, осно­вы­ва­ет Кай­кёк­эн Кэн­кюд­зё (Инсти­тут Ислам­ско­го мира).
  2. Сюм­эй Ока­ва, один из гени­ев япон­ской про­па­ган­ды вре­мён Вто­рой миро­вой вой­ны, обви­нён­ный в воен­ных пре­ступ­ле­ни­ях клас­са А, во вре­мя заклю­че­ния завер­шил япон­ский пере­вод Кора­на. В 1957 году, перед смер­тью Сюм­эй Ока­ва при­ни­ма­ет Ислам.

Источ­ни­ки и литература:

  1. «Окно в Япо­нию», Лари­са Усманова.
  2. «Вели­кий имам Даль­не­го Восто­ка», Айс­лу Юнусова.
  3. «Пер­вый Имам Япо­нии», Наджи Джем Онджель.
  4. «Япо­ния — прав­да и вымыс­лы» Алек­сандр Дра­гун­кин и Кирилл Котков.

Пуб­ли­ка­ция под­го­тов­ле­на авто­ром теле­грам-кана­ла «Тур­ке­стан и Повол­жье» при под­держ­ке редак­то­ра руб­ри­ки «На чуж­бине» Кли­мен­та Тара­ле­ви­ча (канал CHUZHBINA).

Поделиться