Львовский еврей Леопольд Вайс — идеолог Исламской Республики Пакистан

Мухам­мад Ассад (Леопольд Вайс) — журна­лист, писа­тель и мысли­тель, дипло­мат, пред­ста­ви­тель Паки­стана в ООН. Он родился в еврей­ской семье, но его идеи изме­нили ислам­ский мир и почи­та­ются мусуль­ма­нами по всему миру. Расска­зы­ваем удиви­тель­ную исто­рию его жизни.

Леопольд Вайс на засе­да­нии в Паки­стане

Первый офици­ально заре­ги­стри­ро­ван­ный граж­да­нин Паки­стана и один из идео­ло­гов его госу­дар­ствен­ной системы, прежде чем стать Мухам­мад Асадом был Леополь­дом Вайсом.

Он родился 2 июля 1900 года во Львове. Тогда это ещё была Гали­ция в составе Австро-Венгрии, а теперь — центр запад­ной Укра­ины. Дед Вайса по мате­рин­ской линии был одним из бога­тей­ших банки­ров Львова, а со стороны отца — уважа­е­мым равви­ном, поэтому семья Леопольда жила богато. Впро­чем, как утвер­ждал сам Леопольд, иуда­изм не играл особую роль в жизни семьи, так как отец с мате­рью не были рели­ги­озны. Несмотря на это, Польди, как назы­вали его роди­тели, свободно изъяс­нялся на иврите и изучил Тору.

Уже позже Вайс признался, что еврей­ская рели­гия не каза­лась ему прав­ди­вой. В ней, как гово­рил Леопольд, Бог был больше занят одним избран­ным наро­дом — евре­ями — в то время как в мире помимо них суще­ство­вало много других наро­дов.

В 1918 году Леопольд Вайс посту­пил в Венский Универ­си­тет, где изучал исто­рию, а свобод­ное время прово­дил на выступ­ле­ниях австрий­ских психо­ана­ли­ти­ков. Со време­нем он пере­стал тяго­теть к исто­рии и отпра­вился в Берлин, где зани­мался журна­ли­сти­кой и даже успел продать пару кино­сце­на­риев. Вайс проявил себя как высо­ко­класс­ный журна­лист, встре­тив­шись с женой Максима Горь­кого, Екате­ри­ной Пешко­вой, кото­рая пове­дала ему об ужас­ней­ших масшта­бах голода в Повол­жье. Его статья стала хитом, и после её публи­ка­ции Вайсу посту­пили пред­ло­же­ния сразу несколь­ких круп­ней­ших немец­ких изда­тельств.

Обустро­ив­шись в изда­нии «Франк­фур­тер-Цайтунг», Леопольд Вайс отправ­ля­ется в Британ­скую Пале­стину, по пригла­ше­нию своего дяди Дори­ана, бывшего ученика Зигмунда Фрейда. В Иеру­са­лиме Вайс впер­вые в жизни сопри­ка­са­ется с ислам­ским миром и узнаёт о сионизме. Леопольд счёл эту идео­ло­гию опас­ной затеей не только для арабов, но и для самих евреев. Он писал, что идеи сионизма аморальны: как можно мирно стро­ить госу­дар­ство, когда имми­гранты при содей­ствии иностран­ных госу­дарств приез­жают в другую страну в надежде ее окку­пи­ро­вать, и таким обра­зом изгнать мест­ных жите­лей за пределы их же границ.

С тех пор Леопольд Вайс боролся с сиониз­мом. В Иеру­са­лиме он вёл дискус­сии по поводу араб­ского вопроса с буду­щим прези­ден­том Изра­иля Хаимом Вейц­ма­ном и глав­ным идео­ло­гом засе­ле­ния Пале­стины Мена­хе­мом Усыш­ки­ном. Что Вейц­ман, что Усыш­кин, оба явля­лись выход­цами из Россий­ской Импе­рии. Тогда же Вайс зару­чился поддерж­кой Якоба Исра­эля де Хаана, еврей­ского журна­ли­ста из Нидер­лан­дов. Де Хаан, как и Вайс, разо­ча­ро­вался в сионизме и потому пытался заклю­чить дого­вор между арабами и англи­ча­нами, чтобы те не призна­вали руко­вод­ства проси­о­нистки настро­ен­ных евреев. Де Хаана застре­лил в 1924 году в Иеру­са­лиме Авраам Техоми, актив­ный деятель подполь­ного движе­ния «Хагана».

Де Хаан в араб­ском костюме

Однако до гибели, летом 1923 года, Де Хаан успел свести Вайса с эмиром Абдул­лой (1882 — 1951), прави­те­лем Иорда­нии. В 1924 году Вайс вернулся в Герма­нию, где опуб­ли­ко­вал книгу об араб­ском наци­о­на­лизме с ярко выра­жен­ными антиб­ри­тан­скими очер­ками. Эта работа пода­рила Вайсу возмож­ность ещё раз вернуться на Ближ­ний Восток.

Его очеред­ное путе­ше­ствие затя­ну­лось на два года, он побы­вал в Каире, где позна­ко­мился с шейхом Муста­фой аль-Мараги. Позд­нее он станет ректо­ром ислам­ского универ­си­тета аль-Азхар. Благо­даря знаком­ству с шейхом, как гово­рил Вайс, он открыл для себя другой ислам, не тот, о кото­рому ему расска­зы­вали в Европе, а тот, что прак­ти­ко­вали сами мусуль­мане. Заин­те­ре­со­вав­шись новой рели­гией, Вайс отправ­ля­ется в ислам­ское турне, посе­щает Сирию, Ирак, Курди­стан, Иран, Афга­ни­стан, Турке­стан и откры­вает для себя мусуль­ман­ство.

В 1926 году Вайс вернулся во Франк­фурт, где женился на худож­нице-вдове Эльзе, кото­рая была старше его на 15 лет. Рассо­рив­шись с редак­цией газеты «Франк­фур­тер-Цайтунг», Вайс с семьёй пере­ез­жает в Берлин, где он берётся за изуче­ние ислам­ских наук. Осенью 1926 года Леопольд с женой прини­мает ислам, и меняет своё имя на Мухам­мад Асад, а в январе 1927 года отправ­ля­ется на хадж в Мекку. Его супруга скон­ча­ется на священ­ной земле, а роди­тели Эльзы забе­рут её сына под свою опеку. Вайс красочно описы­вает эти собы­тия в своей книге «Путь в Мекку».

В 1927 году в библио­теке мечети Масджид аль-Харам Леопольд Вайс знако­мится с прин­цем Файса­лом, и по пригла­ше­нию монарха, удоста­и­ва­ется чести встре­титься с коро­лём Абдель-Азизом, отцом осно­ва­те­лем Саудов­ского Коро­лев­ства. Ибн-Сауд (Абдель-Азиз) будучи впечат­лён­ным Леополь­дом, разре­шает ему посе­литься в Неджде, кото­рый на тот момент был закрыт для въезда иностран­цам.

Инте­ресно, что в 1928 году Вайса подо­зре­вали в пособ­ни­че­стве боль­ше­ви­кам и считали совет­ским шпио­ном. Вайс, в отместку на эти слухи, стал соби­рать важную для короля инфор­ма­цию в Кувейте, куда он напра­вился в 1929 году. В Кувейте Вайс рабо­тал над разоб­ла­че­нием движе­ния ихва­нов, ссыла­ясь на их возмож­ную связь с Брита­нией. Королю эта инфор­ма­ция пока­за­лась досто­вер­ной, и Вайс вернулся в Аравию. В 1930 году он женился на араб­ской женщине по имени Мунира, из племени Шаммар, кото­рая родила ему сына Талала.

Во время пребы­ва­ния в Саудов­ской Аравии Вайс наде­ялся, что Ибн-Сауд начнёт зани­маться возрож­де­нием и распро­стра­не­нием ислама в сосед­них госу­дар­ствах. Тем не менее, консо­ли­ди­ро­вав власть в своих руках, Ибн-Сауд, как писал Вайс, превра­тился в простого короля, чем-то напо­ми­на­ю­щего восточно-евро­пей­ского царя. Вайс считал, что король напрасно зани­ма­ется попу­ля­ри­за­цией запад­ного образа жизни среди араб­ского насе­ле­ния, забы­вая о насто­я­щих ценно­стях ислама. Разо­ча­ро­ван­ный в коро­лев­ской семье Вайс связы­ва­ется с Сану­си­тами, и отправ­ля­ется в Кире­на­ику, где поддер­жи­вает анти­ита­льян­ское восста­ние ливий­цев.

В 1932 году король Саудов­ской Аравии решает разо­рвать связи с Леополь­дом. Вайс поки­нул Аравию в 1932 году и начал очеред­ное путе­ше­ствие по Турке­стану, Китаю, Индо­не­зии и, нако­нец, оказался в Индии. Южная Азия, а в особен­но­сти Кашмир, привле­кали Вайса. Вместе с мусуль­ман­скими учёными Леопольд разъ­ез­жает по всей Индии, зани­ма­ясь в основ­ном препо­да­ва­нием. Во время визита Вайса, в Кашмире нача­лись массо­вые волне­ния. Британ­ская разведка так и не поняла, что именно сделал Вайс. После этого инци­дента его выпро­во­дили из реги­она, и он пере­брался в Лахор.

Вайс в Лахоре

В Лахоре Леопольд Вайс знако­мится с Мухам­ма­дом Икба­лом, кашмир­ским мусуль­ма­ни­ном и знаме­ни­тым на всю мусуль­ман­скую Индию поэтом-фило­со­фом. С этого момента Леопольд решает зани­маться исклю­чи­тельно ислам­ской деятель­но­стью и писать статьи на мусуль­ман­скую тема­тику, шари­ат­ское право и об ислам­ской куль­туре.

В марте 1934 года он издаёт книгу «Ислам на Распу­тье», в кото­рой высту­пает против запад­ного капи­та­ли­сти­че­ского влия­ния на восток. В этой книг Вайс раскры­вает неко­то­рые идеи кото­рые и по сей день оста­ются акту­аль­ным для ислам­ских фунда­мен­та­ли­стов. Книга полу­чает широ­кое распро­стра­не­ние как в Индии, так и на Ближ­нем Востоке.

В октябре 1938 года Вайс поки­дает Индию и возвра­ща­ется в Европу. В Лондоне он умоляет англий­ское прави­тель­ство продлить его британ­скую визу, дабы он смог спасти свою семью в Австрии. Однако это ему так и не удалось. Вся его семья погибла в конц­ла­ге­рях. Самого Вайса депор­ти­ро­вали в Индию летом 1939 года, где его аресто­вали. Свободу он полу­чил лишь в авгу­сте 1945 года. В тюрьме он не вёл днев­ни­ков и полно­стью абстра­ги­ро­вался от всех поли­ти­че­ских бед, кото­рые проис­хо­дили в Европе. Он считал, что его, как мусуль­ма­нина, не должны забо­тить проблемы Европы.

Осво­бо­див­шись из заклю­че­ния, Вайс посвя­тил себя Паки­стану и проблеме индий­ских мусуль­ман. В 1947 году, когда Паки­стан обрёл неза­ви­си­мость, Леопольд был назна­чен главой депар­та­мента возрож­де­ния ислама. Он стал одним из глав­ных идео­ло­гов постро­е­ния совре­мен­ной системы госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния Паки­стана. Вайс считал, что новое госу­дар­ство должно осно­вы­ваться на прин­ци­пах ислама, парла­мент­ской демо­кра­тии и либе­рально-демо­кра­ти­че­ских ценно­стях в мусуль­ман­ском пони­ма­нии. Вайс также стал первым офици­ально признан­ным граж­да­ни­ном Ислам­ской Респуб­лики Паки­стан.

В 1949 году Вайс вновь разо­ча­ро­вы­ва­ется в очеред­ном ислам­ском прави­тель­стве, считая, что оно больше ориен­ти­ру­ется на свет­ские идеи, нежели на мусуль­ман­ские ценно­сти. Вайс считал, что именно Икбал по праву должен был стать главой Паки­стана, а не Али Джинна, кото­рый в своё время высту­пал против отсо­еди­не­ния Паки­стана от Индии. В начале 1952 года Вайса отпра­вили в Нью-Йорк в каче­стве посто­ян­ного пред­ста­ви­теля Паки­стана при ООН.

Вайс высту­пает на паки­стан­ском радио

В Нью-Йорке Вайс разво­дится с женой Муни­рой и женится на польке Поле Хамиди, кото­рая пере­хо­дит из като­ли­че­ства в ислам. С ней он и прове­дёт после­ду­ю­щие 40 лет жизни. За развод Вайса крити­ко­вали паки­стан­ские чинов­ники. Не дожи­да­ясь уволь­не­ния, он сам подаёт в отставку.

В США Вайс воссо­еди­ня­ется с родствен­ни­ками, и даже посе­щает Бар-мицвы племян­ни­ков, но в тоже время не прекра­щает крити­ко­вать Изра­иль. Моссад даже как-то пытался завер­бо­вать Вайса, пред­ла­гая ему перейти на их сторону, но полу­чил твёр­дый отказ. Новой жене Вайса не нрави­лось, что он стал прово­дить слиш­ком много времени с людьми, поддер­жи­ва­ю­щими Изра­иль, и тогда Леопольд сокра­тил обще­ние с родствен­ни­ками. Как позже расска­зы­вал муж его сестры, Вайс так и остался убеж­дён­ным против­ни­ком сионизма.

В 1954 году Вайс издал книгу «Путь в Мекку», кото­рая создала такой ажио­таж в Азии и Нью-Йорке, что неко­то­рые чита­тели пере­шли в ислам. Одной из них стала Марга­рет Маркус, амери­кан­ская еврейка, поме­няв­шая имя на Мариям Джамиля. В сере­дине 1950-х гг. она поки­нет США и пере­едет в Паки­стан, где станет извест­ным идео­ло­гом ислам­ского фунда­мен­та­лизма, и будет крити­ко­вать пози­цию запада по отно­ше­нию к ислам­скому миру.

В конце 1950-х гг. Леопольд пере­би­ра­ется в Швей­ца­рию и оседает в Женеве. Там он издаёт книгу «Прин­ципы госу­дар­ствен­ного разви­тия в исламе» (1961 год). Эта книга сильно повли­яла на прези­дента Паки­стана, Аюб Хана. Он пригла­сил Вайса обратно в Азию, пообе­щав ему долж­ность совет­ника. Вайс всё же решил отка­заться, так как был занят пере­во­дом Корана на англий­ский язык. По этому случаю принц Файсал, с кото­рым Вайс был знаком с 1927 года, устроил ислам­скую конфе­рен­цию в Мекке. В 1963 году он восста­но­вил покро­ви­тель­ство Вайса в Саудов­ском Коро­лев­стве и пред­ло­жил Вайсу возвра­титься в Аравию. Леопольд, вежливо отка­зав­шись, пере­ез­жает в марок­кан­ский Танжир.

Во время арабо-изра­иль­ского конфликта 1967 года Вайс писал, что на западе никак не хотят прини­мать факт, что Иеру­са­лим, должен быть столи­цей Пале­стины, госу­дар­ства в кото­ром без евро­пей­ского вмеша­тель­ства могут жить и евреи, и мусуль­мане, и христи­ане. Однако из-за отда­лён­но­сти Паки­стана от Ближ­него Востока повли­ять на прави­тель­ство своей малой родины он так и не смог. Паки­стан так и не сыграл особой роли в арабо-изра­иль­ском конфликте, а больше скон­цен­три­ро­вался на Индии.

После ислам­ской рево­лю­ции в Иране Вайс, отве­чая на вопросы журна­ли­стов, гово­рил, что Хомейни хуже шаха, и что его поли­тика не имеет ничего общего с исла­мом. Он высту­пал против неко­то­рых аспек­тов между­на­род­ной поли­тики Саудов­ской Аравии, за что в 1974 году его пере­вод Корана (непол­ный на тот момент) был запре­щён в коро­лев­стве Ибн-Сауда.

В 1980 году Вайс нако­нец-таки завер­шил пере­вод Корана, и был пригла­шен прези­ден­том Паки­стана, Зией уль-Хаком, в очеред­ной раз наве­стить страну, кото­рую он когда-то помо­гал отстра­и­вать. Это был его послед­ний визит в Паки­стан. В Исла­ма­баде его встре­чали как долго­ждан­ного гостя, где уже в аэро­порту его встре­тил доро­гой лиму­зин и толпы обра­до­ван­ных людей. Во время крат­ко­сроч­ного пребы­ва­ния в Паки­стане, о наве­стил старых друзей в Лахоре, поучаст­во­вал в конфе­рен­ции с прези­ден­том страны, где он поддер­жал неко­то­рые реформы. Вайс также настоял на том, чтобы прави­тель­ство Паки­стана оказало суще­ствен­ную поддержку женщи­нам, потому что считал, что они должны играть особую роль в поли­тике.

После Вайс пере­ез­жает в Лисса­бон, а оттуда пере­би­ра­ется на юг Испа­нии. Принц Салман, один из саудов­ских монар­хов, зани­мав­ший на тот момент пост губер­на­тора Рияда, вновь попы­тался пригла­сить Вайса в Аравию. Тот сослав­шись на старость, остался в Испа­нии. В возрасте 91 года, 20 февраля 1992 года, Мухам­мад Асад скон­чался в Гранаде, где был похо­ро­нен на мусуль­ман­ском клад­бище. Его жизнен­ный путь и идеи поспо­соб­ство­вали разви­тию ислама в Европе и в Азии. Благо­даря его настав­ле­ниям, 2 декабря 1988 года, Бена­зир Бхутто стала первой женщи­ной премьер-мини­стром Паки­стана. Книги Мухам­мада Асада повлекли за собой пере­мены в обра­зо­ва­тель­ной системе Паки­стана. Идеи, над кото­рыми в своё время трудился Асад, до сих пор оста­ются акту­аль­ными и попу­ляр­ными в Паки­стане.


Публи­ка­ция подго­тов­лена авто­ром теле­грам-канала «Турке­стан и Повол­жье» при поддержке редак­тора рубрики «На чужбине» Климента Тара­ле­вича (канал CHUZHBINA).


Читайте также «Мустафа Шокай — глав­ный идео­лог Турке­стана»

Поделиться