Литературные хиты 1860-х гг.: что читали в первое десятилетие правления Александра II

1860-е годы стали эпохой расцвета русской лите­ра­туры. Причи­нами этого высту­пили важней­шие обще­ственно-поли­ти­че­ские собы­тия, резко изме­нив­шие внут­рен­ний ланд­шафт россий­ской действи­тель­но­сти: смерть Нико­лая I и пере­ход трона к его сыну Алек­сан­дру II, пора­же­ние Россий­ской импе­рии в Крым­ской войне, отмена крепост­ного права и другие «Вели­кие реформы» нового импе­ра­тора, а также Поль­ское восста­ние. Те, кого так долго сдер­жи­вало прав­ле­ние Нико­лая I, броси­лись писать, чтобы их голос во вспых­нув­ших обще­ственно-поли­ти­че­ских дискус­сиях был услы­шан. В лите­ра­туру прихо­дили новые люди, а старые писа­тели ещё 1840-х годов подхо­дили к куль­ми­на­ции своего твор­че­ского пути.

VATNIKSTAN разо­брался, какие тенден­ции и исто­ри­че­ские собы­тия повли­яли на лите­ра­туру 1860-х годов, и выбрал ключе­вые произ­ве­де­ния этой эпохи.


В 1860-е годы на лите­ра­тур­ную сцену взошла новая соци­аль­ная группа — интел­ли­генты — разно­чинцы, обра­зо­ван­ная моло­дёжь самого разного проис­хож­де­ния, откуда и проис­хо­дит назва­ние. В основ­ном это были выходцы из семей священ­но­слу­жи­те­лей и мелких буржуа. Пишут теперь отнюдь не только дворяне, и разно­чинцы быстро отво­е­вали своё место на лите­ра­тур­ном небо­склоне. Они полу­чили назва­ние «шести­де­сят­ни­ков», в проти­во­вес старым писа­те­лям из 1840-х годов. В следу­ю­щем веке это назва­ние унасле­дует первое писа­тель­ское поко­ле­ние хрущёв­ской «отте­пели».

Сотруд­ники журнала «Совре­мен­ник»: сидят (слева направо) Иван Гонча­ров, Иван Турге­нев, Алек­сандр Дружи­нин, Алек­сандр Остров­ский; стоят – Лев Толстой, Дмит­рий Григо­ро­вич. Фото сделано в Санкт-Петер­бурге в 1856 году.

Именно этой новой страте и был посвя­щен первый значи­мый роман деся­ти­ле­тия — «Отцы и дети» Ивана Турге­нева, вышед­ший в 1862 году. Глав­ный герой книги, Евге­ний База­ров — типич­ный разно­чи­нец — шести­де­сят­ник, моло­дой учёный, чьи ниги­ли­сти­че­ские взгляды проти­во­по­став­ля­ются «отцам» — идеа­ли­стам из помест­ного дворян­ства. Роман вызвал огром­ную поле­мику в прессе, его восхва­ляли и крити­ко­вали, обви­няли Турге­нева то в том, что он идеа­ли­зи­рует «отцов», то в том, что он слиш­ком открыто стоит на стороне База­рова. «Отцы и дети» усилили проти­во­сто­я­ние «реали­стов» нового поко­ле­ния и «консер­ва­то­ров» старого.


Следу­ю­щим важным произ­ве­де­нием эпохи стал роман Нико­лая Черны­шев­ского «Что делать?» 1863 года. Инте­рес­ной явля­ется исто­рия его изда­ния. Дело в том, что Черны­шев­ский в 1863 году нахо­дился в Петро­пав­лов­ской крепо­сти за участие в рево­лю­ци­он­ных орга­ни­за­циях. У него в тюрьме было много свобод­ного времени, кото­рое он посвя­тил этому произ­ве­де­нию. Члены след­ствен­ного коми­тета и цензура, как ни странно, не увидели в нём ничего «крамоль­ного» и пропу­стили в печать. Роман попал в руки Нико­лая Некра­сова, другого важного писа­теля и поэта этого деся­ти­ле­тия, редак­тора журнала «Совре­мен­ник», кото­рый сам повёз произ­ве­де­ние в типо­гра­фию, но поте­рял его по дороге.

Евге­ний Горо­вых. «Н. Г. Черны­шев­ский пишет роман «Что делать» в Алек­се­ев­ском раве­лине Петро­пав­лов­ской крепо­сти». 1953 год.

Некра­сов неве­ро­ятно испу­гался, что кто-нибудь найдет текст романа и пустит его на бумагу или продаст, и тогда он нико­гда не увидит свет. Но всё обошлось и после того, как он поме­стил объяв­ле­ние о пропаже, нашед­ший текст чинов­ник принес его в редак­цию. Роман вышел в печать в трёх номе­рах «Совре­мен­ника».

По своей сути «Что делать?» — это прямая отсылка к роману Алек­сандра Герцена «Кто вино­ват?», но, в отли­чие от него, Черны­шев­ский не только ставит диагноз совре­мен­ному ему обще­ству Россий­ской импе­рии, но и гово­рит, как спра­виться с болез­нью. Его роман — довольно прямо­ли­ней­ный призыв к рево­лю­ции. Автор исполь­зо­вал лите­ра­тур­ную форму для выска­зы­ва­ния своих идей, поэтому произ­ве­де­ние полу­чи­лось скорее неким соци­аль­ным доку­мен­том, а не полно­цен­ным худо­же­ствен­ным текстом. Для совре­мен­ни­ков и после­до­ва­те­лей Черны­шев­ского «Что делать?» высту­пает, прежде всего, исто­ри­че­ским источ­ни­ком для иссле­до­ва­ния эпохи.


Другое знако­вое произ­ве­де­ние деся­ти­ле­тия принад­ле­жит перу уже упомя­ну­того Нико­лая Некра­сова. Это поэма «Кому на Руси жить хорошо?», впер­вые опуб­ли­ко­ван­ная в 1866 году. В фокусе повест­во­ва­ния нахо­дятся послед­ствия отмены крепост­ного права 1861 года, кото­рые автор с разных точек зрения пока­зы­вает через путе­ше­ствие семе­рых крестьян по России, пыта­ю­щихся найти того самого чело­века, «кому на Руси жить хорошо». В резуль­тате непо­сле­до­ва­тель­ной и необ­ду­ман­ной реформы несчаст­ливы все, и крестьяне, и поме­щики, одни не знают, что делать с внезапно свалив­шейся на них свобо­дой, другие — попро­сту не способны к само­сто­я­тель­ной жизни без посто­ян­ного обслу­жи­ва­ния.

Нико­лай Алек­се­е­вич Некра­сов

Отве­том на вопрос, по мнению Некра­сова, высту­пает тот, кто оста­вит личное и будет забо­титься о счастье все своей огром­ной родины. В своей поэме автор, подобно Черны­шев­скому, не только ставит диагноз всей окру­жа­ю­щей действи­тель­но­сти, но пред­ла­гает лече­ние — высшие сосло­вия обще­ства должны проявить сочув­ствие к нуждам и потреб­но­стям простого народа и вместе с ним двигаться к всеоб­щему счастью — един­ствен­ной возмож­ной ценно­сти буду­щей России.


Кроме новых писа­те­лей в 1860-е года достигли своего расцвета и те, кто начи­нал писать еще в 1840-х. Особенно нужно отме­тить здесь два имени, без кото­рых русская лите­ра­тура второй поло­вины XIX века немыс­лима — Фёдора Досто­ев­ского и Льва Толстого.

Говоря о первом, нельзя не упомя­нуть, что в 1866 году выхо­дит его самый знаме­ни­тый роман — «Преступ­ле­ние и нака­за­ние». В своём произ­ве­де­нии Досто­ев­ский одним из первых выска­зался, как насту­пив­шие пере­мены и факти­че­ски разре­шён­ное в опре­де­лён­ных грани­цах прави­тель­ством «воль­но­дум­ство» приво­дят моло­дых людей нового поко­ле­ния к пере­смотру или же полному отказу от духов­ных ценно­стей.

Фёдор Михай­ло­вич Досто­ев­ский. Фото Ивана Андре­евича Гоха, 1860 года.

В основе романа лежит нрав­ствен­ный конфликт бедного студента с «напо­лео­нов­скими» амби­ци­ями Роди­она Расколь­ни­кова, совер­шив­шего убий­ство старухи-процент­щицы, но не способ­ного смириться со всем ужасом своего поступка. У Досто­ев­ского полу­чи­лось неве­ро­ятно много­слой­ное произ­ве­де­ние на стыке соци­аль­ного, психо­ло­ги­че­ского, рели­ги­оз­ного и фило­соф­ского романа, гром­кое и хлёст­кое выска­зы­ва­ние о совре­мен­ной ему эпохе и преду­пре­жде­ние всем тем, кто решит после­до­вать путем Расколь­ни­кова из буду­щих эпох. А знаме­ни­тая фраза «Тварь я дрожа­щая, или право имею?» по праву зани­мает место одного из самых извест­ных и цити­ру­е­мых выска­зы­ва­ний из русской лите­ра­туры всех времён.


Лев Толстой в этот период создал не менее знаме­ни­тое произ­ве­де­ние — огром­ный по объёму роман-эпопею «Война и мир», выхо­див­ший в печать с 1865 по 1869 гг. и имев­ший небы­ва­лый успех. В отли­чие от Досто­ев­ского, выска­зав­ше­гося о совре­мен­но­сти, Толстой обра­тился к исто­рии, но подобно ему, создал произ­ве­де­ние, зада­ю­ще­еся нрав­ственно-фило­соф­скими вопро­сами. В центре повест­во­ва­ния — Напо­лео­нов­ские войны 1805–1813 годов, и участие в них Россий­ской импе­рии.

Лев Нико­ла­е­вич Толстой. Фото Сергея Льво­вича Левиц­кого, 1856 год.

Особен­ное значе­ние Толстой прида­вал Отече­ствен­ной войне 1812 года, Боро­дин­скому сраже­нию и участию русского народа, подняв­ше­гося как один на борьбу с непри­я­те­лем. Он пока­зы­вает нрав­ствен­ную силу и дух народа, и гово­рит, что только ему одному под силу постро­ить новую Россию и что во главе его должны стоять такие прави­тели, как Михаил Куту­зов, поняв­ший всю силу народа и не возгла­вив­ший, но подчи­нив­шейся ей и позво­лив­ший народ­ной войне одер­жать победу над Напо­лео­ном. «Война и мир», как и «Преступ­ле­ние и нака­за­ние», заслу­женно вошла в клас­сику русской лите­ра­туры.


1860-е годы, начав­ши­еся столь опти­ми­стично, завер­ша­ются разо­ча­ро­ва­нием в произо­шед­ших изме­не­ниях. «Вели­кие реформы» Алек­сандра II, возбу­див­шие надежду у многих обра­зо­ван­ных людей России, в том числе и писа­те­лей, в особен­но­сти разно­чин­цев, пока­за­лись им непо­сле­до­ва­тель­ными, поло­вин­ча­тыми, недо­ста­точно ради­каль­ными и несу­щими в себе буду­щую реак­цию. Опти­мизм сменя­ется сати­рой, кото­рая в произ­ве­де­ниях знаме­ни­того Миха­ила Салты­кова-Щедрина будет править бал в тече­ние следу­ю­щего деся­ти­ле­тия. Лите­ра­тура 1870-х будет более насмеш­ли­вой, полной мрач­ного разо­ча­ро­ва­ния и ещё боль­шего ради­ка­лизма в дости­же­нии целей «народ­ного счастья». Но это никак не делает произ­ве­де­ния следу­ю­щей эпохи менее вели­кими, чем их пред­ше­ствен­ники.


Читайте также наш мате­риал «Хэппи энд по-русски»

Поделиться