Мода второй половины 1970-х гг.

Вторая поло­вина 1970-х годов в исто­рии СССР — это совмест­ный с США косми­че­ский экспе­ри­мент «Союз-Апол­лон», Хель­син­ский акт, новая консти­ту­ция и ввод войск в Афга­ни­стан. А что было с модой? Удалось ли руко­вод­ству страны преодо­леть извеч­ное отста­ва­ние лёгкой промыш­лен­но­сти от тяжё­лой и обес­пе­чить граж­дан новой одеж­дой в достатке? VATNIKSTAN разо­брался, какие модные тенден­ции главен­ство­вали в самые застой­ные годы бреж­нев­ского прав­ле­ния, что проис­хо­дило в лёгкой промыш­лен­но­сти и как отго­лоски панк-куль­туры повли­яли на совет­ских граж­дан.


Лёгкая промышленность

Совет­ская эконо­мика оста­ва­лась плано­вой и наце­лен­ной на тяжё­лую инду­стрию. Дости­же­ния метал­лур­гии, маши­но­стро­е­ния, воен­ного и косми­че­ского комплекса счита­лись ключе­выми пока­за­те­лями успеха. Краси­вой одежде в этой шкале изме­ре­ний по-преж­нему не нахо­ди­лось места. Лёгкая промыш­лен­ность ката­стро­фи­че­ски не успе­вала за жела­ни­ями граж­дан.

Ереван, 1975 год

В СССР были успеш­ные и продви­ну­тые моде­льеры, чья работа встре­чала призна­ние иностран­ных специ­а­ли­стов. Рабо­тали дома мод, ателье и экспе­ри­мен­таль­ные бюро. Но их мощи не хватало, чтобы обес­пе­чить всех жела­ю­щих каче­ствен­ной разно­об­раз­ной одеж­дой. Пере­пись 1979 года пока­зала, что в стране живут 262,4 милли­она чело­век. Журналы мод демон­стри­ро­вали свежие коллек­ция в духе запад­ных тенден­циях и моде­лей в платьях «по фигуре». Мага­зины же пред­ла­гали одно­об­раз­ные костюмы, кото­рые пере­стали быть акту­аль­ными 2–3 сезона назад. Хоро­шую одежду — загра­нич­ную — всё ещё прихо­ди­лось «доста­вать».

При этом стати­сти­че­ские пока­за­тели были впечат­ля­ю­щими. СССР зани­мал первое место в мире по произ­вод­ству обуви: в 1975 году совет­ская промыш­лен­ность произ­вела 698 милли­о­нов пар кожа­ной обуви. Другие направ­ле­ния на бумаге выгля­дели не менее впечат­ля­ю­щими. Напри­мер, 9956 милли­о­нов м2 тканей всех видов и 1495 милли­о­нов пар чулок и носков.

Граж­дане «изоби­лия» не чувство­вали. Плани­ро­ва­ние рабо­тало плохо, потому что не могло учесть быстро меня­ю­щи­еся потреб­но­сти людей, обес­пе­чить их всем жела­е­мым и грамотно распре­де­лить между всеми респуб­ли­ками. Совре­мен­ники вспо­ми­нают, как в далё­ком узбек­ском селе можно было встре­тить клас­си­че­ский мужской костюм в одном вари­анте размера, но невоз­можно было найти лёгких руба­шек и шорт.

Проспект Рево­лю­ции в Воро­неже, 1975 год

Наибо­лее продви­ну­тыми в плане моды счита­лись прибал­тий­ские респуб­лики: в Риге, Таллинне и Виль­нюсе не только успешно рабо­тали Дома моде­лей, но и изда­ва­лись собствен­ные модные журналы. «Силуэт», «Ригас модэс» и «Банга» можно считать совет­ским «Вогом». Их стре­ми­лись поку­пать во всём СССР, чтобы вдох­но­виться новыми идеями и просто полю­бо­ваться краси­выми фото новей­ших наря­дов. Попасть в Прибал­тику счита­лось боль­шой удачей: многим хоте­лось побы­вать здесь, чтобы посмот­реть, как одева­ются люди и поста­раться взять с них пример.

Рига, 1970-е гг.

Образы: свобода самовыражения в условиях дефицита

Особен­ность второй поло­вины 1970-х гг. — отсут­ствие опре­де­лен­ных обра­зов, по кото­рым можно было бы узнать эпоху. Мужчины и женщины носят ту одежду, кото­рая им нравится (и кото­рую полу­чи­лось достать) и делают те прически, кото­рые им идут. Впро­чем, главен­ству­ю­щие тенден­ции всё же были, пусть и не слиш­ком жёст­кие.

Леген­дар­ный отры­вок из «Служеб­ного романа», 1977 год:

Девушки носят причёски преиму­ще­ственно с неболь­шим объё­мом, плав­ными лини­ями и пере­хо­дами. Акту­альны и глад­кие прямые, и зави­тые волосы. По форме они немного напо­ми­нают стрижки 1940-х гг., но менее геомет­ри­че­ские. Пред­по­чте­ние отда­ётся нату­раль­ным есте­ствен­ным оттен­кам, а для боль­шей живо­сти парик­ма­херы реко­мен­дуют клиент­кам красить несколько тонких прядей в свет­лые тона — так в моду вошло мели­ро­ва­ние.

Стра­ница из для парик­ма­хе­ров, вторая поло­вина 1970-х гг.

Мужчины отка­зы­ва­ются от причё­сок с длин­ными воло­сами в пользу более асим­мет­рич­ных и корот­ких. У парик­ма­хе­ров это назы­ва­ется «спор­тив­ное направ­ле­ние». Длин­ные баки тоже уходят в прошлое, их сменяют акку­рат­ные волосы, закры­ва­ю­щие верх­нюю часть уха.

Стра­ница из для парик­ма­хе­ров, вторая поло­вина 1970-х гг.
Стра­ница из для парик­ма­хе­ров, вторая поло­вина 1970-х гг.

Что каса­ется обуви, то у женщин в ходу туфли на плат­форме и сабо с желез­ными заклёп­ками. Шпильки временно сходят с пьеде­стала. В 1976 году в СССР начи­нают произ­во­дить дутые сапоги «Аляска»: это были первые для отече­ствен­ной промыш­лен­но­сти пары обуви на литье­вой подошве. Их произ­во­дили на немец­ком обору­до­ва­нии «Десма». Внешне они похо­дили на запад­ные сапоги «луно­ходы», всё косми­че­ское тогда было в моде. К тому же такие сапоги были теплыми, прак­тич­ными и краси­выми.

В сере­дине деся­ти­ле­тия акту­аль­ными стано­вятся сапоги-чулки: сапоги с узким голе­ни­щем по колено и на каблуке. На западе такие сапоги выпус­кали со шпиль­кой. В СССР носили более скром­ные модели с низким каблу­ком. Ходо­вые модели приво­зили из Чехо­сло­ва­кии. Они не отли­ча­лись высо­ким каче­ством, но из-за отсут­ствия конку­рен­ции мгно­венно разле­та­лись среди поку­па­тель­ниц.


Икона стиля — Владимир Высоцкий

В прошлом мате­ри­алы мы каса­лись любви Влади­мира Высоц­кого к джин­сам-клеш и его экспе­ри­мен­тов с туфлями на каблу­ках. Сейчас же подроб­нее оста­но­вимся на его стиле и отно­ше­нию к одежде в целом. Влади­мир Высоц­кий и сейчас оста­ется попу­ляр­ным поэтом и арти­стом. В 1970-е годы же годы для многих мужчин он был образ­цом для подра­жа­ния.

Влади­мир Семё­но­вич не слиш­ком увле­кался модой, но любил выгля­деть хорошо. Выбрав одна­жды набор обра­зов, он придер­жи­вался их много лет: джинсы и брюки «клёш», джин­со­вые и полот­ня­ные рубашки, водо­лазки, туфли-лоферы с каблу­ком. Излиш­нее фран­тов­ство не соче­та­лось бы с обра­зом «прав­доруба», да и, веро­ятно, было мало инте­ресно Высоц­кому. Стани­слав Гово­ру­хин, сняв­ший знаме­ни­того актёра «Место встречи изме­нить нельзя» и всегда пристально следив­ший за его судь­бой, вспо­ми­нал, как Высоц­кий одевался перед концер­том:

«Скромно, проду­манно, с досто­ин­ством».

С обра­зом Жеглова, кстати, прочно ассо­ци­и­ру­ется кожа­ный плащ. В обыч­ной жизни Высоц­кий пред­по­чи­тал кожа­ную куртку.

Хоро­шей одеж­дой арти­ста снаб­жала фран­цу­женка Марина Влади. На модные новинки пара тратила много денег. Впро­чем, значи­тель­ную часть этой одежды и обуви — редких джин­сов, новых руба­шек, а также просто денег Высоц­кий разда­вал друзьям. Он назы­вал это «днями раздачи денеж­ных знаков насе­ле­нию» или просто «акци­ями».


Зарождение панка

На западе моло­дёж­ные субкуль­туры значи­тельно влияли на моду. В СССР они не имели такого распро­стра­не­ния, но всё же привно­сили в одежду и обувь новые детали. Так в первой поло­вине деся­ти­ле­тия под влия­нием хиппи часть моло­дёжи углуб­ля­ется в этни­че­ские мотивы, укра­шает одежду расти­тель­ными орна­мен­тами и вышив­ками, отра­щи­вает длин­ные волосы.

В 1976 году в Лондоне появи­лись первые панки. В СССР эта субкуль­тура придёт позже, в начале следу­ю­щего деся­ти­ле­тия, но в рассмат­ри­ва­е­мый нами период в моду входят укра­ше­ния из металла. Напри­мер, неко­то­рые носят на одежде множе­ство була­вок. Девушки откры­вают для себя клет­ча­тые юбки с запа­хом, застё­ги­ва­ю­щу­юся на круп­ную деко­ра­тив­ную булавку — «шотландки».

Панк-куль­тура отме­нит моду на цвет­ное и этни­че­ское, вернёт чёрный цвет и узкие брюки в гарде­робы тысяч моло­дых людей — но уже в 1980-е гг.


Читайте также наш мате­риал «Fin de Siècle. Отече­ствен­ная мода 1895 — 1905 гг.»

Поделиться