Мормоны в Российской империи и СССР

До рево­лю­ции рели­ги­оз­ная картина в России не своди­лась к господ­ству право­сла­вия и других тради­ци­он­ных христи­ан­ских конфес­сий и миро­вых рели­гий. Распро­стра­не­ние полу­чили и разные секты – напри­мер, бегуны, о кото­рых VATNIKSTAN писал ранее. Кроме этого, боль­шое насе­ле­ние импе­рии было привле­ка­тель­ной ауди­то­рией для влия­тель­ных зару­беж­ных рели­ги­оз­ных тече­ний, одним из кото­рых в XIX веке стал мормо­низм. Этот рассказ – о единич­ных попыт­ках мормо­нов обос­но­ваться в импер­ской и совет­ской России.


Пророк Мормон жил в IV столе­тии нашей эры на Амери­кан­ском конти­ненте и был потом­ком неболь­шой группы иудеев, когда-то давно пере­се­лив­шихся в Америку. Напи­сан­ные или же пере­пи­сан­ные им священ­ные тексты вместе с другими руко­пи­сями в начале XIX века были обна­ру­жены Джозе­фом Смитом-млад­шим благо­даря явле­нию пророка Моро­ния. Моро­ний подска­зал, где можно найти спря­тан­ные золо­тые пластины с этими текстами. В них содер­жа­лись значи­тель­ные допол­не­ния и коррек­ти­ровки к христи­ан­скому веро­уче­нию. Смиту удалось их пере­ве­сти и издать – так появи­лась «Книга Мормона».

Джозеф Смит-млад­ший и его после­до­ва­тели

После­до­ва­тели Джозефа Смита, приняв­шие на веру эту исто­рию, по проше­ствии времени сами стали назы­ваться мормо­нами. Хотя себя они пред­по­чи­тают назы­вать офици­ально: Церковь Иисуса Христа Святых послед­них дней. Христи­ане, правда, не признают в мормо­нах своих братьев по вере из-за серьёз­ных догма­ти­че­ских разли­чий. Это не поме­шало моло­дому рели­ги­оз­ному движе­нию развер­нуть масштаб­ную мисси­о­нер­скую деятель­ность по всей планете, кото­рая продол­жа­ется до сих пор.

Ещё при жизни осно­ва­теля учения Смита, в 1843 году, он благо­сло­вил старей­шин Орсона Хайда и Джор­джа Адамса на миссию в России, чтобы «пред­ста­вить полноту Еван­ге­лия народу этой необъ­ят­ной импе­рии». Но миссия не состо­я­лась. Ей могли поме­шать серьёз­ные конфликты в мормон­ской церкви после смерти Джозефа Смита в 1844 году: так назы­ва­е­мый «кризис преем­ника» вызвал раскол движе­ния, и вряд ли мормо­нам в те годы хоте­лось думать о России.

Шло время. После длитель­ного пере­дела власти и конфлик­тов с прави­тель­ством США новая церковь укре­пила свой потен­циал и во второй поло­вине века рассы­лала своих пред­ста­ви­те­лей на другие конти­ненты. Мисси­о­не­рам удалось добраться и до Вели­кого княже­ства Финлянд­ского. Возможно, именно через них швед­ская чета Юхана и Альмы Линдлёф узнала о мормо­низме. Пере­ехав впослед­ствии в Петер­бург и разо­ча­ро­вав­шись в христи­ан­стве, они всту­пили в пере­писку со скан­ди­нав­ской миссией мормо­нов. От неё в июле 1895 года в столицу России прие­хал старо­ста Август Хёглунд – должно быть, первый мормон, всту­пив­ший на русскую землю.

Санкт-Петер­бург на рубеже XIXXX веков

Линдлёфы встре­тили Хёглунда и сняли для него жильё с ночле­гом. Там за долгим ужином, продол­жав­шимся до утра, они бесе­до­вали об осно­вах мормон­ской веры. Сомне­ния быстро разве­я­лись, и Юхан нанял лодку, чтобы на ней втроём отплыть к удоб­ному месту на Неве и креститься. Найти уеди­нён­ное место не удалось, мешали прохо­жие на набе­реж­ных, рыбаки и прогу­лоч­ные лодки. Так что креще­ние в итоге пришлось прово­дить публично, на глазах у столич­ных зевак.

Хёглунд также посвя­тил Юхана Линдлёфа в сан старо­сты, обще­при­ня­тый в мормон­ской церкви, и благо­сло­вил его на распро­стра­не­ние веры среди знако­мых. В после­ду­ю­щие годы из Европы в Россию приез­жали и другие мормоны. В 1903 году эта была целая группа мисси­о­не­ров во главе с Фрэн­си­сом Лайма­ном, членом Кворума двена­дцати апосто­лов. Кворум двена­дцати – один из глав­ных руко­во­дя­щих орга­нов церкви, так что по важно­сти визит Лаймана можно срав­нить с приез­дом какого-нибудь мини­стра зару­беж­ного госу­дар­ства.

Лайман встре­тился с Линдлё­фами и во время прогулки по Петер­бургу обра­тился с молит­вой к Богу, призы­вая «благо­сло­вить вели­кую импе­рию» и «одарить её прави­те­лей мудро­стью и добро­де­те­лью», чтобы здесь воца­рился мир и прогресс. Неиз­вестно, как скла­ды­ва­лась бы исто­рия мормо­нов в импе­рии, если бы эта молитва срабо­тала. Однако после 1917 года их деятель­ность в стране прекра­ти­лась. У Линдлё­фов было конфис­ко­вано имуще­ство, а две их дочери были репрес­си­ро­ваны и отправ­лены в лагеря. Сами Юхан и Альма смогли уехать на родину в Финлян­дию.

Здание Рефор­мат­ской (Голланд­ской) церкви в Москве, в совет­ское время – централь­ной церкви еван­гель­ских христиан-бапти­стов

Любо­пытно, но в совет­ское время – не в первые после­ре­во­лю­ци­он­ные годы и не в свобод­ную пере­стройку, а в 1959 году – в самом центре Москвы состо­я­лось бого­слу­же­ние, возглав­ля­е­мое мормо­ном и членом Кворума двена­дцати апосто­лов. Этим чело­ве­ком был Эзра Тафт Бенсон, в те годы министр сель­ского хозяй­ства США, а позже, в 1985–1994 годах – прези­дент мормон­ской церкви.

Во время визита деле­га­ции от мини­стер­ства Бенсон пожа­ло­вался русскому гиду на то, что у них не было возмож­но­сти посе­тить церковь в Москве. После этой просьбы служеб­ный авто­мо­биль очень быстро довёз амери­кан­цев до Централь­ной баптист­ской церкви в Малом Вузов­ском пере­улке (ныне Малый Трёх­свя­ти­тель­ский пере­улок). Во время службы Бенсона попро­сили обра­титься к пастве. Он вспо­ми­нал:

«И вдруг я ощутил, что в мире нет ничего более есте­ствен­ного, чем гово­рить с этими собра­тьями-христи­а­нами о самых священ­ных исти­нах, извест­ных чело­веку».

Эзра Тафт Бенсон

Поскольку мормоны, напомню, считают себя христи­а­нами, то для Бенсона не было пробле­мой молиться вместе с бапти­стами. Прихо­жа­нам же в усло­виях совет­ской рели­ги­оз­ной поли­тики было, веро­ятно, всё равно, кто перед ними – чёткий привер­же­нец их направ­ле­ния или же хотя бы отда­лённо близ­кий по взгля­дам веру­ю­щий. Пропо­ведь Бенсона произ­вела впечат­ле­ние на москов­ских бапти­стов. Это собы­тие надолго запом­ни­лось и лидеру мормо­нов:

«Мне выпала честь высту­пать перед многими подраз­де­ле­ни­ями Церкви во всех частях света, однако влия­ние, кото­рое на меня оказал тот случай, не подда­ётся описа­нию. Я нико­гда в жизни не забуду тот вечер.
Нико­гда, если вообще когда-либо, я не ощущал подоб­ной спло­чён­но­сти чело­ве­че­ства и неуто­ли­мого стрем­ле­ния чело­ве­че­ского сердца к свободе столь остро, как в тот момент…
Я вернулся [домой] с твёр­дым жела­нием часто расска­зы­вать эту исто­рию, поскольку она пока­зы­вает, что дух свободы, дух брат­ства и дух рели­гии живёт и будет жить, несмотря на все попытки его уничто­жить».

В 1990 году доре­во­лю­ци­он­ная исто­рия прак­ти­че­ски повто­ри­лась: первым крещё­ным мормо­ном, кото­рому было пору­чено стать и первым мест­ным мисси­о­не­ром, стал житель север­ной столицы. Исто­рия на этом закон­чи­лась. Нача­лась совре­мен­ность.

Поделиться