Музыкальное телевидение России 1990-х до эры MTV

Музыка всегда была с людьми, как только появи­лись люди, они уже изоб­ра­жали сцены и риту­алы, кото­рые без ритма и звуков невоз­можно пред­ста­вить. Потом из подруч­ных средств делали мате­ри­алы, они стано­ви­лись всё слож­нее и инте­рес­нее. В ХХ веке мело­дии и ритмы стали насто­я­щим бизне­сом, а испол­ни­тели – звез­дами. Фраза Леннона о том, что «Биттлз теперь попу­ляр­нее Христа» имела под собой осно­ва­ния. Машина шоубиза делала из простых парней звезд миро­вого масштаба, ради кото­рых готовы были на всё.

В СССР такая машина рабо­тала не особо активно, все контро­ли­ро­ва­лось компе­тент­ными орга­нами, хотя звезды всесо­юз­ного масштаба, конечно, уже были. Офици­аль­ные кумиры – Пуга­чева, Леон­тьев, Ротару и Анна Герман, а Влади­мир Высоц­кий стал супер­звез­дой прак­ти­че­ски полу­под­польно. Отра­дой совет­ского чело­века стали эфиры «Мело­дии и ритмы зару­беж­ной эстрады», где крутили клипы стран капи­та­лизма. Это был источ­ник послед­них тенден­ций моды для женщин, зари­со­вы­вав­ших за итальян­ками их платья.

Альбано Карризи и его жена:


2х2

Пере­стройка и лега­ли­за­ция бизнеса пере­вер­нули ситу­а­цию. С самого начала стало ясно, что звезда тот, кого крутят по ТВ. Вокаль­ные и арти­сти­че­ские каче­ства отсту­пали перед огром­ным меха­низ­мом рота­ции. Теле­ви­зор – един­ствен­ный воис­тину эффек­тив­ный меха­низм раскрутки, это пони­мали уже и на Централь­ном ТВ. В целях экспе­ри­мента в 1989 третий канал (Москов­ская программа) отдаёт днев­ное время коммер­че­скому каналу, кото­рый изве­стен как 2х2. Ника­кой поли­тики – реклама и музыка, так было озна­чено сверху. Сейчас вряд ли кто-то будет смот­реть канал, круг­лые сутки крутя­щий клипы, но тогда его не только не выклю­чали, но и более того, запи­сы­вали клипы на видик. По данным опроса стар­ше­класс­ни­ков в конце 1991 года, канал смот­рело 34,16 % респон­ден­тов.

Но наши ново­ис­пе­чен­ные продю­серы поняли, что своих протеже можно раскру­тить не хуже, чем Мадонну. Первыми ласточ­ками шоу-бизнеса стали группа «Комби­на­ция», Алена Апина и Богдан Тито­мир. Пожа­луй, только в те годы испол­ни­тели такого низкого каче­ства могли быть супер­звез­дами, благо­даря скорой раскрутке в эпоху дефи­цита поп-музыки.


BIZ-TV

Рабо­тать с вере­ни­цей нуво­ри­шей стано­ви­лось трудно и посте­пенно 2х2 решило сотруд­ни­чать с одной музы­каль­ной компа­нией – BIZ Бориса Зоси­мова, отца MTV Россия. Его связи с амери­кан­ским гиган­том Viacom позво­лили выве­сти канал на новый уровень клипо­вого веща­ния. В рота­ции BIZ-TV, вещав­шего днем, выхо­дили клипы MTV, отече­ствен­ные арти­сты, а также пере­дачи о поп- и рок-музыке, хит-парады. Пожа­луй, глав­ным поро­ком этого канала стало заси­лье пропла­чен­ных русских испол­ни­те­лей — Кирко­рова, Сташев­ского и Кеме­ров­ского. Но это была первая попытка созда­ния музы­каль­ного теле­ви­де­ния в России, никто ещё не знал, как надо, что такое формат.

Репор­таж из клубеш­ника:


Телеэкспо

Канал, создан­ный по иници­а­тиве мэра Лужкова в целях «более глубо­кого осве­ще­ния куль­тур­ного потен­ци­ала Москвы и Москов­ской обла­сти». На самом деле канал был зато­чен на рекламу, но и о музыке не забы­вали. Вещал утром и позд­ним вече­ром. Многие помнят эти беско­неч­ные мага­зины на диване, кото­рые сейчас прилич­ный чело­век смот­реть не будет, тогда же их любили и активно звонили торгов­цам для покупки пояса для пресса, блен­дера и всего того, что поку­пают в интер­нете сего­дня.

Леша Корт­нев и «Мурка»:

Ориги­наль­ное веща­ние длилось с 1995 по 1998 год, однако за этот недол­гий срок была создана целая вере­ница музы­каль­ных пере­дач, отли­чав­ших его от BIZ-TV. Здесь не столько крутили клипы, сколько гово­рили об инду­стрии, болтали с музы­кан­тами и пока­зы­вали живые концерты. Креа­тив­ность радо­вала, давали площадку даже бардам, возможно причи­ной тому хоро­ший вкус генди­рек­тора и щедрые деньги от мэра и рекламы. Иными словами, музы­каль­ное веща­ние было доброт­ным и наивно милым, как бывало в 1990-е. Леген­дар­ная программа «Антро­по­ло­гия» начи­нала веща­ние именно здесь, первыми гостями стала «Агата Кристи»:


«Свежий ветер»

Продю­сер­ская компа­ния Сергея Лисов­ского, орга­ни­за­тора диско­тек и реклам­ного магната. Утро на петер­бург­ском канале было в их руках. Вещала лишь год с 1994 по 1995 год, делала первый на ТВ канал «Доброе утро» и концерт­ную программу «Живьем с Максом». Было свежо и креа­тивно для тех лет:

Группа «Нюанс», кто бы это ни был, хоро­шие ребята:

Одна беда, рабо­тали не по закону. Вещали на феде­раль­ном канале без лицен­зии терпели целый год, без лого­типа, но потом полу­ле­галь­ную компа­нию попро­сили-таки запла­тить 3 милли­она долла­ров. А их, конечно, не было. Так всё и закон­чи­лось. «Нам-то каза­лось, что мы не платим за сигнал, нам не платят за продукт, и все в расчете», – гово­рил генди­рек­тор канала Дмит­рий Дибров. Потом год компа­ния будет делать утрен­ний канал на ОРТ, а после раство­рится в небы­тие.


Муз-тв

Канал создан для агита­ции моло­дежи за Ельцина. Клипы должны были завле­кать таргет-груп, не более. Целыми днями пока­зы­вали убеж­ден­ных в победе Бориса Нико­ла­е­вича моло­дых ребят и их куми­ров — от Кинчева до «Маль­чиш­ника». Музыка была лишь ширмой для продви­же­ния идей одного канди­дата, но надо сказать, что дела­лось это изоб­ре­та­тельно, с пони­ма­нием моло­дежи.

Армия «Алисы» за демо­кра­тов:

Не забы­вали и о запад­ных звез­дах, их клипы и привет­ствия транс­ли­ро­ва­лись часто, особенно Робби Уильямса. После выбо­ров канал продол­жил свой путь как обыч­ный музы­каль­ный, кото­рым явля­ется и поныне.


Бонус-трек

Страш­ная, но застен­чи­вая кукла и Филипп Бедро­со­вич о делах сердеч­ных:

Поделиться