Музыкальное телевидение России 1990-х до эры MTV

Музыка всегда была с людьми, как только появились люди, они уже изображали сцены и ритуалы, которые без ритма и звуков невозможно представить. Потом из подручных средств делали материалы, они становились всё сложнее и интереснее. В ХХ веке мелодии и ритмы стали настоящим бизнесом, а исполнители – звездами. Фраза Леннона о том, что «Биттлз теперь популярнее Христа» имела под собой основания. Машина шоубиза делала из простых парней звезд мирового масштаба, ради которых готовы были на всё.

В СССР такая машина работала не особо активно, все контролировалось компетентными органами, хотя звезды всесоюзного масштаба, конечно, уже были. Официальные кумиры – Пугачева, Леонтьев, Ротару и Анна Герман, а Владимир Высоцкий стал суперзвездой практически полуподпольно. Отрадой советского человека стали эфиры «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», где крутили клипы стран капитализма. Это был источник последних тенденций моды для женщин, зарисовывавших за итальянками их платья.

Альбано Карризи и его жена:


2х2

Перестройка и легализация бизнеса перевернули ситуацию. С самого начала стало ясно, что звезда тот, кого крутят по ТВ. Вокальные и артистические качества отступали перед огромным механизмом ротации. Телевизор – единственный воистину эффективный механизм раскрутки, это понимали уже и на Центральном ТВ. В целях эксперимента в 1989 третий канал (Московская программа) отдаёт дневное время коммерческому каналу, который известен как 2х2. Никакой политики – реклама и музыка, так было означено сверху. Сейчас вряд ли кто-то будет смотреть канал, круглые сутки крутящий клипы, но тогда его не только не выключали, но и более того, записывали клипы на видик. По данным опроса старшеклассников в конце 1991 года, канал смотрело 34,16 % респондентов.

Но наши новоиспеченные продюсеры поняли, что своих протеже можно раскрутить не хуже, чем Мадонну. Первыми ласточками шоу-бизнеса стали группа «Комбинация», Алена Апина и Богдан Титомир. Пожалуй, только в те годы исполнители такого низкого качества могли быть суперзвездами, благодаря скорой раскрутке в эпоху дефицита поп-музыки.


BIZ-TV

Работать с вереницей нуворишей становилось трудно и постепенно 2х2 решило сотрудничать с одной музыкальной компанией – BIZ Бориса Зосимова, отца MTV Россия. Его связи с американским гигантом Via­com позволили вывести канал на новый уровень клипового вещания. В ротации BIZ-TV, вещавшего днем, выходили клипы MTV, отечественные артисты, а также передачи о поп- и рок-музыке, хит-парады. Пожалуй, главным пороком этого канала стало засилье проплаченных русских исполнителей — Киркорова, Сташевского и Кемеровского. Но это была первая попытка создания музыкального телевидения в России, никто ещё не знал, как надо, что такое формат.

Репортаж из клубешника:


Телеэкспо

Канал, созданный по инициативе мэра Лужкова в целях «более глубокого освещения культурного потенциала Москвы и Московской области». На самом деле канал был заточен на рекламу, но и о музыке не забывали. Вещал утром и поздним вечером. Многие помнят эти бесконечные магазины на диване, которые сейчас приличный человек смотреть не будет, тогда же их любили и активно звонили торговцам для покупки пояса для пресса, блендера и всего того, что покупают в интернете сегодня.

Леша Кортнев и «Мурка»:

Оригинальное вещание длилось с 1995 по 1998 год, однако за этот недолгий срок была создана целая вереница музыкальных передач, отличавших его от BIZ-TV. Здесь не столько крутили клипы, сколько говорили об индустрии, болтали с музыкантами и показывали живые концерты. Креативность радовала, давали площадку даже бардам, возможно причиной тому хороший вкус гендиректора и щедрые деньги от мэра и рекламы. Иными словами, музыкальное вещание было добротным и наивно милым, как бывало в 1990-е. Легендарная программа «Антропология» начинала вещание именно здесь, первыми гостями стала «Агата Кристи»:


«Свежий ветер»

Продюсерская компания Сергея Лисовского, организатора дискотек и рекламного магната. Утро на петербургском канале было в их руках. Вещала лишь год с 1994 по 1995 год, делала первый на ТВ канал «Доброе утро» и концертную программу «Живьем с Максом». Было свежо и креативно для тех лет:

Группа «Нюанс», кто бы это ни был, хорошие ребята:

Одна беда, работали не по закону. Вещали на федеральном канале без лицензии терпели целый год, без логотипа, но потом полулегальную компанию попросили-таки заплатить 3 миллиона долларов. А их, конечно, не было. Так всё и закончилось. «Нам-то казалось, что мы не платим за сигнал, нам не платят за продукт, и все в расчете», – говорил гендиректор канала Дмитрий Дибров. Потом год компания будет делать утренний канал на ОРТ, а после растворится в небытие.


Муз-тв

Канал создан для агитации молодежи за Ельцина. Клипы должны были завлекать таргет-груп, не более. Целыми днями показывали убежденных в победе Бориса Николаевича молодых ребят и их кумиров — от Кинчева до «Мальчишника». Музыка была лишь ширмой для продвижения идей одного кандидата, но надо сказать, что делалось это изобретательно, с пониманием молодежи.

Армия «Алисы» за демократов:

Не забывали и о западных звездах, их клипы и приветствия транслировались часто, особенно Робби Уильямса. После выборов канал продолжил свой путь как обычный музыкальный, которым является и поныне.


Бонус-трек

Страшная, но застенчивая кукла и Филипп Бедросович о делах сердечных:

Поделиться