Великий князь и сладкая царевна

При упо­ми­на­ни­ях дина­стии Рома­но­вых мы чаще дума­ем о рос­сий­ских импе­ра­то­рах и их семьях, реже — о воен­ных и госу­дар­ствен­ных дея­те­лях, кото­рые бла­го­да­ря дина­сти­че­ско­му про­ис­хож­де­нию зани­ма­ли высо­кие места в госу­дар­ствен­ной машине Рос­сий­ской импе­рии. Но были и дру­гие Рома­но­вы, кото­рых не при­вле­ка­ла служ­ба. В боль­шей сте­пе­ни их инте­ре­со­ва­ли совсем не «рома­нов­ские» деяния.

VATNIKSTAN обра­ща­ет­ся к нестан­дарт­ной судь­бе кня­зя Нико­лая Кон­стан­ти­но­ви­ча Рома­но­ва и его роман­ти­че­ско­му поэ­ти­че­ско­му наследию.


Спер­ва каза­лось, что судь­ба бла­го­во­лит пле­мян­ни­ку Алек­сандра II. Стар­ший сын вели­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Нико­ла­е­ви­ча, в кру­гу семьи име­ну­е­мый Нико­лой, был, как впо­след­ствии ска­жут исто­ри­ки, пер­вым из Рома­но­вых, полу­чив­шим выс­шее обра­зо­ва­ние: он с отли­чи­ем окон­чил Ака­де­мию Гене­раль­но­го шта­ба. Затем после совер­ше­ния grand tour он про­дол­жил тра­ди­ци­он­ную для чле­нов рус­ско­го цар­ству­ю­ще­го дома воен­ную карье­ру в лейб-гвар­дии Кон­ном полку.

Нико­лай Кон­стан­ти­но­вич Рома­нов. Послед­няя чет­верть XIX века

Тучи нача­ли сгу­щать­ся, когда вели­кий князь позна­ко­мил­ся с тан­цов­щи­цей Фан­ни Лир. Быту­ет мне­ние, буд­то эта непо­до­ба­ю­щая связь ста­ла при­чи­ной того, что Нико­ла был отправ­лен на вой­ну, в поход на Хиву в 1873 году. Там, в пустыне Кызыл-Кум, он едва не был убит, но ужа­сы вой­ны не поме­ша­ли ему про­ник­нуть­ся к Сред­ней Азии самой тре­пет­ной любо­вью. Про­бле­ма в том, что увле­че­ние Тур­ке­ста­ном никак не мог­ло отме­нить его увле­че­ния аме­ри­кан­ской пля­су­ньей, и засе­да­ния в Рус­ском гео­гра­фи­че­ском обще­стве он чере­до­вал с сомни­тель­ны­ми уте­ха­ми в ком­па­нии жен­щи­ны полу­све­та, на кото­рую без сче­та спус­кал семей­ные средства.

Юный Нико­ла Рома­нов сто­ит чуть сзади

Ито­гом любов­ной свя­зи, кото­рой авгу­стей­шие роди­чи тщет­но пыта­лись вос­пре­пят­ство­вать, сде­лал­ся скан­дал сколь отвра­ти­тель­ный, столь и зага­доч­ный. В один зло­счаст­ный день мать Нико­лы, Алек­сандра Иоси­фов­на обна­ру­жи­ла, что из окла­да ико­ны, кото­рой покой­ный импе­ра­тор Нико­лай I бла­го­сло­вил её брак, были вар­вар­ски выло­ма­ны брил­ли­ан­ты. Спу­стя корот­кое вре­мя кам­ни было обна­ру­же­ны в одном из лом­бар­дов Петер­бур­га, а все сле­ды ука­зы­ва­ли во дво­рец. Спер­ва в дерз­ком похи­ще­нии был запо­до­зрен адъ­ютант Нико­лая Кон­стан­ти­но­ви­ча, одна­ко вско­ре основ­ным подо­зре­ва­е­мым сде­лал­ся он сам. След­ствие воз­гла­вил сам шеф жан­дар­мов граф Пётр Шува­лов. Но несмот­ря ни на тяжесть предъ­яв­лен­ных обви­не­ний, ни на моль­бы род­ствен­ни­ков облег­чить свою судь­бу пока­я­ни­ем, вели­кий князь вины не признал.

Что­бы избе­жать позо­ра, на семей­ном сове­те Рома­но­вы­ми было при­ня­то реше­ние назна­чить Нико­ле пси­хи­ат­ри­че­ское осви­де­тель­ство­ва­ние и, объ­явив сума­сшед­шим при любом резуль­та­те тако­во­го, немед­ля выслать из Петер­бур­га с глаз долой. Так в судь­бе мятеж­но­го вели­ко­го кня­зя наме­тил­ся весь­ма нети­пич­ный для отпрыс­ка цар­ству­ю­ще­го дома поворот.

Как ни уди­ви­тель­но, выво­ды док­то­ров под­твер­ди­ли догад­ки, и, веро­ят­но, надеж­ды, род­ствен­ни­ков. Судя по дан­ным мно­го­чис­лен­ных меди­цин­ских осмот­ров, вели­кий князь стра­дал фор­мой поме­ша­тель­ства, извест­но­го в те вре­ме­на как «нрав­ствен­ное безу­мие». Оно не затра­ги­ва­ло умствен­ных спо­соб­но­стей, но дела­ло его совер­шен­но рав­но­душ­ным к мораль­но-эти­че­ским нор­мам, что впо­след­ствии нашло своё отра­же­ние в чере­де ско­ро­па­ли­тель­ных рома­нов с барыш­ня­ми гим­на­зи­че­ско­го воз­рас­та и диких экс­цен­трич­ных выходках.

Фан­ни Лир

Одна­ко несмот­ря на тяж­кий недуг, то и дело ввер­гав­ший его в водо­во­рот губи­тель­ных стра­стей, вели­кий князь имел одну глу­бо­кую и под­лин­ную страсть, став­шую для него делом всей жиз­ни. Тур­ке­стан, пле­нив­ший его еще на заре юно­сти, до позор­но­го изгна­ния, был для него мая­ком и путе­вод­ной звез­дой. Вот поче­му, сидя вза­пер­ти, поку­да род­ствен­ни­ки реша­ли его участь, не о любов­ни­це-тан­цов­щи­це гре­зил вели­кий князь, а об экс­пе­ди­ции на Аму-Дарью. К сча­стью для всех, авгу­стей­шим роди­чам хва­ти­ло рас­су­ди­тель­но­сти, и в изу­че­нии столь полю­бив­ше­го­ся края ему не пре­пят­ство­ва­ли. Нако­нец, после дол­гих ски­та­ний, в 1881 году Нико­лай Кон­стан­ти­но­вич полу­чил раз­ре­ше­ние отпра­вить­ся на посто­ян­ное житель­ство в вожде­лен­ный Туркестан.

Дол­гие годы он про­вёл в тру­дах по бла­го­устрой­ству сво­ей новой роди­ны. Бла­го­да­ря ему Таш­кент обза­вел­ся теат­ром, сине­ма­то­гра­фом, раз­но­об­раз­ны­ми заво­да­ми, ману­фак­ту­ра­ми и мастер­ски­ми, бла­го­тво­ри­тель­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. Но самым глав­ным делом его жиз­ни ста­ло оро­ше­ние Голод­ной сте­пи. На соб­ствен­ные сред­ства кня­зя был про­ло­жен Рома­нов­ский канал, по бере­гам кото­ро­го ста­ли вырас­тать новые посе­ле­ния. Вели­кий князь не гну­шал­ся ком­па­ни­ей про­стых рабо­чих и, слу­ча­лось, подол­гу жил в голой сте­пи воз­ле ары­ков, наблю­дая за про­ве­де­ни­ем работ.

Одна­ко несмот­ря на зри­мые пло­ды его тру­дов, пре­бы­ва­ние Нико­лая Кон­стан­ти­но­ви­ча в Тур­ке­стане в один день было постав­ле­но на кар­ту бла­го­да­ря его неду­гу. Вер­ный сво­ей при­выч­ке соблаз­нять моло­дых девиц, а так­же, веро­ят­но, из жела­ния насо­лить роди­чам, игно­ри­ро­вав­шим его теле­грам­мы, он стал бра­ви­ро­вать рома­ном с 15-лет­ней гим­на­зист­кой Вале­ри­ей Хмель­ниц­кой и даже обма­ном добил­ся совер­ше­ния обря­да вен­ча­ния, хотя и имел уже супру­гу. Надеж­да Дрей­ер, в про­шлом такая же гим­на­зист­ка, вышла за него в 1878 году, и ста­ла един­ствен­ной при­знан­ной женой, мате­рью двух его сыно­вей и вер­ной спут­ни­цей до кон­ца его дней. Мало того, на момент зна­ком­ства с Хмель­ниц­кой, князь сожи­тель­ство­вал с казач­кой Дарьей Часо­ви­ти­ной, от кото­рой имел тро­их детей.

Нико­лай Кон­стан­ти­но­вич Рома­нов с супругой

Выход­ка вели­ко­го кня­зя при­ве­ла Петер­бург в бешен­ство, он был раз­лу­чён с любов­ни­цей и выдво­рен из Тур­ке­ста­на в Бала­кла­ву под над­зор жан­дар­мов, где в тече­ние трёх лет ему пред­сто­я­ло томить­ся и взды­хать по рос­кош­ной жиз­ни и юной любов­ни­це, кото­рую, в отли­чие от сво­е­го двор­ца в Таш­кен­те, ему боль­ше нико­гда не суж­де­но будет увидеть.

Одна­ко и в том, что каза­лось лишь след­стви­ем предо­су­ди­тель­ных выхо­док, отра­зи­лась его увле­че­ние Тур­ке­ста­ном. Свою любов­ни­цу он назы­вал не ина­че как «Царев­на» и в его боль­ном и сен­ти­мен­таль­ном вооб­ра­же­нии том­ле­ние о Хмель­ниц­кой спле­лось с восточ­ны­ми пре­да­ни­я­ми, запе­чат­лён­ны­ми в поэ­ме XII века о бога­ты­ре-каме­но­те­се Фар­ха­те, пре­крас­ной царевне Ширин и под­лом шахе Хосро­ве. Так на свет появил­ся сти­хо­твор­ный цикл «Слад­кая царев­на», сохра­нив­ший­ся в доне­се­ни­ях жан­дарм­ско­го пол­ков­ни­ка, чье­му над­зо­ру был пору­чен авгу­стей­ший поэт-изгнанник.


Сладкая царевна

Бега­вад­ская сказка

Запи­са­но со слов мусуль­ман в Голод­ной сте­пи, у поро­гов Дарьи, на хол­ме Ширин-Фар­каш, в 1893 г. (7401 г. от с. м.)

«Я заста­ви­ла мои реки течь туда,
куда я поже­ла­ла,
а я жела­ла, что­бы они тек­ли толь­ко там,
где это полез­но».

Над­пись вре­мён Семирамиды.

«Кап­ля воды, подан­ная жаж­ду­ще­му в пустыне,
смы­ва­ет гре­хи за сто лет».

Пове­рье ара­бов и туркмен.

«Дать воду там, где её нет — гораз­до важ­нее,
чем заво­е­вать поло­ви­ну зем­но­го шара».

Росмеслер.

«Il ne fait rien de grand, que dans l’Orient».
Сло­ва импе­ра­то­ра Напо­лео­на I.

Кра­са­виц, подоб­ных царевне Ширин,
Не зна­ют пев­цы харез­мий­ских былин.
Рабо­чий народ свой всем серд­цем любя,
За бед­ных она погу­би­ла себя.

***

Царев­на Ширин

В пустын­ных сте­пях Харез­мий­ской страны,
У скал и поро­гов ворот Ферганы,
Где гроз­но бушу­ет Дарьи водопад, —
Под тенью чина­ров, бьёт ключ Бегавад.

В шат­ре голу­бом — там царев­на жила,
Мол­ва о кото­рой весь свет обошла,
Мол­ва о чудес­ной Ширин красоте
О «слад­кой царев­ны» ко всем доброте.

И с раз­ных Восто­ка сто­рон молодцы
Стре­ми­лись к поро­гам. Нес­лись удальцы,
На конях чер­вон­ных, как стаи жар-птиц,
Минуя чер­то­ги дру­гих царь-девиц.

За ними подар­ки из даль­них дворцов
Вез­ли кара­ва­ны бога­тых купцов:
И шёлк, и руно, и лар­цы с жемчугом,
И яхон­тов черв­ча­тым алым зерном.

Царев­на жела­ет уви­деть гостей,
На пир при­гла­ша­ют бояр и князей.
В забо­те, в тре­во­ге их шум­ный собор…
Готов меж­ду ними воз­ник­нуть раздор.

Задум­чив бухар­ский вель­мо­жа Хосрой,
Пито­мец наряд­ной сре­ды городской,
И сумра­чен воин хивин­ский Фархат,
В набе­гах ужас­ный, как гро­ма раскат.

Но вот — в луче­зар­ным сия­ньем в очах,
С улыб­кою ясной на рай­ских устах,
Яви­лась Ширин — и скло­нён­ным рабам
Веле­ла вни­мать сво­им див­ным речам.

***

Дела Добра

«Кня­зья Хова­рез­ма Орды Золотой,
Пле­нён­ные цар­ской моей красотой!
Не рос­кошь люб­лю я, не власть над страной,
А хижи­ны бед­ных отчиз­ны родной.

Свя­тей­ший муд­рец Зоро­астр указал,
И сам в Зен­да­ве­сте­сво­ей начертал,
Что „доб­рые мыс­ли, сло­ва и дела
Воис­ти­ну страш­ны для ада и зла!“

Я с дет­ства при­вык­ла к завет­ным словам,
Меч­та­ла слу­жить бла­го­дат­ным делам,
Чтоб край — высо­чай­ший мой род обожал,
К нижай­шим меня — мило­сер­дой признал.

Над­мен­ность, жесто­кость вели­ких царей,
Их каз­ни сво­бо­ды отваж­ных друзей,
Я лас­кой, любо­вью долж­на искупить,
Застав­лю народ сан „княж­ны“ мне простить.

Дарья при­вле­ка­ет вес­ну моих дней,
Цари­ца пото­ков, стрем­нин и ключей.
Я вник­ла в их тай­ну, на сча­стье людей,
Оазис воз­двиг­ну средь зной­ных степей!

Желая с Дарьёю союз заключить,
Пусты­ню Харез­ма водой оживить,
Я в пену и брыз­ги поро­гов вошла,
Венец бирю­зо­вый сни­мая с чела:

„При­ми, о Дарья-река, мойдастархан,
Всех пред­ков дер­жав­ных моих талисман
И вспом­ни, дочь гор­дых бес­смерт­ных снегов,
Стра­да­нья и жаж­ду рав­нин и песков!“»

***

Ожив­ле­ние Пустыни

«Я грё­зы лелею о радуж­ном дне,
Когда, рас­про­стёр­тая в мерт­вен­ном сне,
Вся голая Степь, обли­тая рекой,
Проснёт­ся, бли­стая алмаз­ной росой.

С ручья­ми целу­ясь, с жур­ча­щей водой,
Покрыв­шись цве­та­ми и соч­ной травой,
Степь радост­но при­мет в объ­я­тья свои
Всех млад­ших детей Харез­мий­ской семьи.

При­дут зем­ле­дель­цы на жат­ву хлебов,
Рабо­чих аулы, ста­да пастухов,
А стран­ник, в про­хла­де души­стых садов,
С вос­тор­гом вдох­нет све­жесть нив и лугов.

Вот „доб­рые мыс­ли, сло­ва и дела“,
Кото­рым я в жерт­ву себя принесла.
Погиб­ну в пустыне, в рабо­те с водой,
Иль зем­ским рабо­чим дарую покой!

Свя­щен­ный огонь в моём серд­це горит,
И цар­ская кровь труд­ный подвиг свершит…
Но где же мой витязь со свет­лой душой,
Достой­ный и зло­бы дух вызвать на бой?!

Где пер­вый Харез­ма Мираб чародей?!
Во имя Ормуз­да, взяв в степь водолей,
Он змей Ари­ма­на низ­верг­нет в моря…
А сла­ва добра – выше гор и Царя!

Тому я, бояре, всю неж­ность отдам,
Доз­во­лю к моим при­кос­нуть­ся ногам,
Чей ум оза­рит мрак пустын­ных степей,
Я дам ему сча­стье трёх пер­вых ночей!»

***

Фар­хат, Хосрой

В раз­ду­мье собор… но под­нял­ся Фархат,
Душев­ным вол­не­ньем и стра­стью объят,
И мчит­ся, взяв молот-топор громобой —
В тес­ни­ну, к поро­гам, на водоразбой.

Воро­та Дарьи он решил затворить,
Тече­нье вели­кой реки — преградить,
Пло­ти­ну — гро­ма­дой кам­ней увенчать
И стрем водо­па­да — над сте­пью поднять.

Гре­мел гро­мо­бой в запо­рож­ских скалах,
Тону­ли уте­сы в дарьин­ских волнах,
Хва­тал и гло­тал нена­сыт­ный порог,
Ревел и рычал разъ­ярён­ный поток.

Хосрой же с кол­ду­нья­ми дер­жит совет:
Воз­мож­но ль испол­нить Царь-Девы завет?
Лукав и чудён был вол­шеб­ниц ответ,
Но мил он иска­те­лю лёг­ких побед.

Царевне, в лучах полу­ноч­ной луны,
Почу­дил­ся блеск оро­шён­ной страны…
То лов­кий Хосрой раз­вер­нул за шатром
Бле­стя­щий камыш, запле­тён­ный ковром.

А ведь­мы полз­ли из пещер в Бегавад,
Ехид­но шипя, где рабо­тал Фархат:
Себя не жале­ет, наш князь удалой, —
«А там, у Царев­ны, — пиру­ет Хосрой!»

Как мол­нья сверк­нул в обла­ках громобой,
Под­бро­шен­ный, в гне­ве, Фар­ха­та рукой;
Топор гря­нул ниц из небес синевы,
И пал обез­глав­лен­ный воин Хивы.

***

Свя­тая мечта

Всё цар­ство потряс гром-удар роковой
Был выгнан средь ночи ковар­ный Хосрой,
Про­кля­тый жре­ца­ми, повер­жен­ный в прах,
Покры­тый позо­ром, он скрыл­ся в горах.

На небе Восто­ка померк­ла звезда…
Погас­ла Царев­ны свя­тая мечта.
Скон­ча­лась она, воз­ле тела, в траве,
Губа­ми при­льнув к отсе­чён­ной главе.

И рядом лег­ли, на кро­ва­вом одре
Ширин и Фар­хат, в бега­вад­ском шатре
Над ними насы­па­ли холм земляной,
Чтоб веч­но сто­ял он над бур­ной рекой.

Уж сорок веков про­тек­ло с той поры,
Дав­но все забы­ли Хосроя ковры,
Исчез­ли сле­ды хит­ро­ум­ных затей,
Их ветер раз­нес по раз­до­лью степей.

Но пом­нит народ, где Царев­на жила,
И молит­ся там, где она умерла,
А думы Ширин и Фар­ха­та дела,
С их кро­вью Дарья в свои нед­ра взяла.

И катят­ся вол­ны без­молв­но в Арал,
Напрас­но шумят водо­па­ды у скал,
Пусты­ня, как преж­де, мрач­на и мертва,
Но жите­ли верят в Иша­на слова:

«В семь тысяч четы­ре­сто пер­вых годах —
Дарья разо­льёт свои воды в песках!
Вос­крес­нет Царев­на, а с ней — вся страна,
Очнёт­ся пусты­ня от тяж­ко­го сна!»

***

Дар Дарьи

Идёт кара­ван по горя­чим пескам,
По зной­ным, сыпу­чим, печаль­ным тропам,
Устал, уто­мил­ся степ­ной караван,
И тре­пет­но бьют­ся серд­ца мусульман.

Пусты­ня вся пла­ме­нем дышит кругом,
Вер­блю­ды, кача­ясь, шага­ют с трудом,
Сквозь жар­кую мглу и паля­щий туман
Им пышет навстре­чу пес­ча­ный буран.

Вдруг что-то блес­ну­ло за греб­нем песка…
То дар свой пустыне при­сла­ла река!
Забыл кара­ван о гро­зив­шей беде —
Все бро­си­лись жад­но к сту­дё­ной воде.

Весе­льем, вос­тор­гом пол­на их душа,
В тол­пе вос­кли­ца­ют «Алла» и «Пад­ша»,
С молит­вою, дан­ной Про­ро­ком самим,
Стихом:«Бисмилляирахманирахим!»

При­лёг кара­ван у зер­каль­ных озёр,
Рас­ки­ну­лись юрты, пыла­ет костёр,
И пес­ни, и буб­ны, и пляс­ки баччей
При­вет­ству­ют шум­но зве­ня­щий ручей.

«Теперь нам не стра­шен сви­ре­пый самум,
Дарья оро­си­ла пес­ки кызыл-кум!
Вот Рус­ских рабо­та, пло­ды их труда,
Отныне мы с ними — дру­зья навсегда!

Поки­ну­ли гроб свой Ширин и Фархат,
И тень их парит над селом Бегавад.
Испол­ни­лась Слад­кой Царев­ны мечта,
Откры­лась для витя­зя Девы фата!»

***

Хва­ла Царю

Идёт кара­ван по холод­ным пескам,
По влаж­ным, цве­ту­щим, весе­лым тропам,
Вздох­нул, обод­рил­ся степ­ной караван
И радост­но бьют­ся серд­ца мусульман.

О день неза­бвен­ный! По зна­ку Царя
Взо­шла над Тура­ном бла­жен­ства заря!
Был мрак на Восто­ке, а свет над Москвой,
Чару­ю­щий нас, оскорб­лён­ных душой.

Стес­ни­лись поро­ги, река поднялась
И вширь, по голод­ным сте­пям разлилась.
Вглубь страш­ной пусты­ни про­шел водолей,
В пес­ки, в солон­цы, на рав­ни­ны степей!

Начал­ся их пыш­ный, весё­лый расцвет,
Пре­крас­ный, как Слад­кой Царев­ны привет,
И солн­це, любу­ясь в раз­ли­вах воды,
Лас­ка­ет и нежит поля и сады!

Вой­ска посы­лая Хиву усмирить,
Царь Рус­ским Кня­зьям пове­лел объявить
Жела­нье своё, чтоб под Рус­ским щитом
Нам луч­ше жилось, чем под хан­ским ярмом.

И вот уже кон­чи­лись те времена,
Когда здесь цари­ли Турк­мен племена,
Водою покры­лись набе­гов следы
Раз­бой­ной и хищ­ной Хивин­ской орды.

Да будет же счаст­лив весь Рус­ский Народ
И Цар­ский дер­жав­ный Рома­нов­ский Род.
Исчез­ли все бит­вы, и кровь, и штыки,
Наве­ки нас сбли­зи­ли — воды реки!»

Поделиться