Научная конференция в духе «Бессмертного полка»

Наш глав­ный редак­тор Сергей Лунёв побы­вал на прошлой неделе в Вели­ком Новго­роде на конфе­рен­ции «Память о Вели­кой Отече­ствен­ной войне в повсе­днев­ной жизни поко­ле­ний XXI века», орга­ни­зо­ван­ной Новго­род­ским госу­дар­ствен­ным универ­си­те­том совместно с Санкт-Петер­бург­ским инсти­ту­том исто­рии РАН и рядом науч­ных учре­жде­ний Новго­рода. Публи­куем неболь­шие впечат­ле­ния от поездки и прошед­шего меро­при­я­тия.


Здания Новго­род­ского универ­си­тета имени Ярослава Мудрого раски­нуты по всему городу. Гума­ни­тар­ный инсти­тут распо­ло­жен на терри­то­рии бывшего Анто­ни­ева мона­стыря по сосед­ству с сохра­нив­ши­мися архи­тек­тур­ными памят­ни­ками Сред­не­ве­ко­вья и Нового времени на берегу реки Волхов.

Если идёшь к инсти­туту по набе­реж­ной, то прохо­дишь через старый ароч­ный свод, мимо трапез­ной и церкви. Мона­стырь был издавна центром обра­зо­ва­ния, ещё в первой поло­вине XVIII века при здесь была осно­вана Новго­род­ская духов­ная семи­на­рия, одно из старей­ших русских учеб­ных заве­де­ний. Гума­ни­тар­ный корпус буквально продол­жает тради­цию Новго­род­ской духов­ной семи­на­рии, зани­мая здание, постро­ен­ное для семи­на­рии в 1890 году.

Корпус Гума­ни­тар­ного инсти­тута НовГУ, справа от него — Собор Рожде­ства Бого­ро­дицы.
Фото с офици­аль­ного сайта НовГУ

Место­рас­по­ло­же­ние, дух, да и в целом реги­о­наль­ная специ­фика форми­руют благо­при­ят­ную почву для разви­тия мест­ного истфака (так по старинке назы­вают отде­ле­ние исто­рии и архи­во­ве­де­ния — бывший исто­ри­че­ский факуль­тет, влив­шийся в Гума­ни­тар­ный инсти­тут НовГУ). В центре науч­ного внима­ния сюжеты, в первую очередь, связан­ные с прошлым самого Новго­рода — с бога­тей­шей сред­не­ве­ко­вой исто­рией города и длитель­ным по меркам Вели­кой Отече­ствен­ной войны пери­о­дом окку­па­ции, с 15 авгу­ста 1941-го по 20 января 1944 года.

Конфе­рен­ции мест­ного истфака разно­об­разны. Под назва­нием «Новго­ро­дика» прохо­дит конфе­рен­ция, затра­ги­ва­ю­щая разные пери­оды исто­рии и куль­туры Вели­кого Новго­рода; «Новго­ро­дика-2018» была посвя­щена исто­рии повсе­днев­но­сти. Совместно с Санкт-Петер­бург­ским инсти­ту­том исто­рии РАН прохо­дят уникаль­ные Лиху­дов­ские чтения, тема ближай­ших, четвёр­тых Лиху­дов­ских чтений — «Евро­пей­ские тради­ции в исто­рии высшей школы в России: от доуни­вер­си­тет­ской модели к универ­си­те­там». Я побы­вал и высту­пил с докла­дом на конфе­рен­ции «Память о Вели­кой Отече­ствен­ной войне в повсе­днев­ной жизни поко­ле­ний XXI века». Меро­при­я­тие было приуро­чено к 75-летию осво­бож­де­ния Новго­рода и состо­я­лось 24 апреля этого года.

Источ­ник: портал «53 ново­сти»

Новго­род был в тече­ние 883-днев­ного срока под властью немецко-фашист­ских захват­чи­ков, испан­ских добро­воль­цев из «Голу­бой диви­зии» и колла­бо­ра­ци­о­ни­стов. Это один из самых длитель­ных сроков окку­па­ции круп­ных горо­дов РСФСР. Город был прак­ти­че­ски полно­стью разру­шен, а Кремль и памят­ник «Тыся­че­ле­тие России» были зами­ни­ро­ваны и чудом не разру­шены, уничто­жена вся дере­вен­ская застройка города. Как след­ствие, для Новго­рода тема­тика войны имеет особую реги­о­наль­ную специ­фику.

Науч­ная конфе­рен­ция была разде­лена на две части. В первой поло­вине дня прошло пленар­ное засе­да­ние, на кото­рых высту­пали специ­а­ли­сты НовГУ, иссле­ду­ю­щие тема­тику Вели­кой Отече­ствен­ной войны. Доктор исто­ри­че­ских наук, один из глав­ных специ­а­ли­стов по колла­бо­ра­ци­о­низму, Борис Кова­лёв расска­зал о повсе­днев­ной жизни Новго­рода во время окку­па­ции. Канди­дат исто­ри­че­ских наук Дмит­рий Асташ­кин на примере сюжета с погиб­шими ленин­град­скими детьми в Лычково раскрыл в своём докладе, как функ­ци­о­ни­рует народ­ная память и как СМИ форми­руют мифы. Были проде­мон­стри­ро­ваны муль­ти­ме­дий­ные спец­про­екты Науч­ной библио­теки НовГУ, посвя­щён­ные 75-летию осво­бож­де­ния Новго­рода, и доку­мен­таль­ный фильм «Горь­кий вкус Победы».

Источ­ник: портал «53 ново­сти»

После обеда высту­пали студенты. Учащи­еся мест­ного истфака в рамках двух секций пред­став­ляли доклады об участ­ни­ках войны. Это были либо предки высту­пав­ших студен­тов, либо друзья семьи, либо соседи. Каждая исто­рия — предельно конкрет­ная, осно­ван­ная не только на устных воспо­ми­на­ниях, но и на архив­ных доку­мен­тах. Посте­пенно поиск инфор­ма­ции о геро­и­че­ских пред­ках превра­ща­ется в важней­шую тради­цию Дня Победы. Поко­ле­ние побе­ди­те­лей посте­пенно уходит, остав­ляя о себе память, кото­рую нужно струк­ту­ри­ро­вать и сохра­нять. Доклады студен­тов — это даже не исто­ри­че­ские работы, а полно­вес­ная комме­мо­ра­тив­ная прак­тика в духе «Бессмерт­ного полка».

Прошлое состоит из множе­ства личных част­ных исто­рий. И именно эта инди­ви­ду­аль­ная исто­рия простых людей, превра­тив­шихся в героев, стано­вится в массо­вом созна­нии всё более значи­мой. И это, безусловно, важно и правильно.

Выступ­ле­ние Сергея Лунёва с сове­тами по созда­нию интер­нет-контента на исто­ри­че­скую тема­ти­ику

Поделиться