Первая выставка передвижников

Одним из глав­ных собы­тий в куль­тур­ной жизни поре­фор­мен­ной России стало созда­ние «Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок», участ­ники кото­рого по-новому пони­мали значе­ние искус­ства и напи­сали уникаль­ные картины для эпохи XIX века.

VATNIKSTAN расска­зы­вает, как обра­зо­ва­лись Това­ри­ще­ство, кто в него входил, а также почему худож­ники решили отка­заться от акаде­ми­че­ских тем живо­писи и сфоку­си­ро­вали внима­ние на соци­аль­ной тема­тике.

Группа членов «Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок», 1886 год.

Зарождение общества передвижников

Нача­лом нового худо­же­ствен­ного движе­ния послу­жил конкурс 9 ноября 1863 года. Темой экза­мена, кото­рую пред­ста­вил худож­ни­кам совет профес­со­ров, должна была стать финская мифо­ло­гия. Буду­щим пере­движ­ни­кам пред­ло­жили изоб­ра­зить «Пир на Валь­галле». Эта тема никак не совпа­дала с совре­мен­ной русской жизнью. Четыр­на­дцать талант­ли­вей­ших учени­ков импер­ской Акаде­мии худо­жеств во главе с Иваном Нико­ла­е­ви­чем Крам­ским обра­ти­лись в Совет Акаде­мии с прось­бой заме­нить конкурс­ное зада­ние с возмож­но­стью выбрать свобод­ную тему. Полу­чив отказ, все 14 чело­век поки­нули акаде­мию, обра­зо­вав неза­ви­си­мую «Артель петер­бург­ских худож­ни­ков». Собы­тия оста­лись в исто­рии России под назва­нием «бунт четыр­на­дцати».

Причин такого серьёз­ного шага было множе­ство: моло­дое поко­ле­ние начало борьбу с парад­ной живо­пи­сью акаде­мизма, с огром­ным влия­нием библей­ских и мифо­ло­ги­че­ских сюже­тов, за свободу твор­че­ства. Артель стала сопер­ни­чать с Акаде­мией, худож­ники выпол­няли множе­ство зака­зов, а сама орга­ни­за­ция напо­ми­нала нечто похо­жее на коммуну идей Черны­шев­ского.

Даль­ней­шим шагом стало объеди­не­ние Артели с москов­скими худож­ни­ками: Васи­лием Перо­вым, Влади­ми­ром Маков­ским, Илла­ри­о­ном Пряниш­ни­ко­вым, Алек­сеем Савра­со­вым. Впослед­ствии, в 1870 году, это объеди­не­ние полу­чило назва­ние «Това­ри­ще­ство пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок». Его идей­ным вдох­но­ви­те­лем стал Иван Крам­ской.

Устав нового объеди­не­ния пред­пи­сы­вал, что каждый худож­ник должен сам вести свои мате­ри­аль­ные дела, не завися в этом отно­ше­нии ни от кого. Также он должен был сам устра­и­вать выставки и пред­став­лять картины в разных горо­дах для знаком­ства ауди­то­рии с русским искус­ством. Эти пункты стали опре­де­ля­ю­щими в деятель­но­сти това­ри­ще­ства: они сделали искус­ство неза­ви­си­мым от само­дер­жа­вия и прибли­зили его к насе­ле­нию страны.


Открытие первой выставки

Первое собра­ние обще­ства пере­движ­ни­ков состо­я­лось 6 декабря 1870 года, а первая выставка откры­лась 29 ноября 1870 года и действо­вала до 2 января 1871 года. На выставке высту­пили 16 худож­ни­ков:

  • Влади­мир Аммон;
  • Сергей Аммо­сов;
  • Алек­сей. Бого­лю­бов;
  • Нико­лай Ге;
  • Карл Гун;
  • Лев Каме­нев;
  • Фёдор Камен­ский (скуль­птор);
  • Михаил Констан­ти­но­вич Клодт;
  • Михаил Петро­вич Клодт;
  • Иван Крам­ской;
  • Васи­лий Макси­мов;
  • Григо­рий Мясо­едов;
  • Васи­лий Перов;
  • Илла­рион Пряниш­ни­ков;
  • Алек­сей Савра­сов;
  • Иван Шишкин.

Всего на выставке зрите­лям пред­ста­вили 47 произ­ве­де­ний во всех попу­ляр­ных жанрах — исто­ри­че­ском, быто­вом, пейзаж­ном, порт­рет­ном.

Крам­ской писал своему другу, моло­дому худож­нику Фёдору Васи­льеву, кото­рый из-за болезни жил в Крыму:

«Теперь поде­люсь с Вами ново­стью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по край­ней мере, Петер­бург гово­рит весь об этом. Это самая круп­ная город­ская новость, если верить газе­там. Ге царит реши­тельно, затем Перов и даже назы­вают Вашего покор­ного слугу. Пейзаж Савра­сова есть лучший, и он действи­тельно прекрас­ный, хотя тут же и Бого­лю­бов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё дере­вья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"».

И.Н. Крам­ской – «Авто­порт­рет», 1867 год

Первая выставка пере­движ­ни­ков произ­вела огром­ное впечат­ле­ние на публику и вызвала боль­шой приток зрите­лей. Многие воспри­ни­мали выставку как программ­ное выступ­ле­ние худож­ни­ков-демо­кра­тов. Значе­ние просве­ти­тель­ской, идейно-демо­кра­ти­че­ской подо­плёки, а также актив­ность втор­же­ния в жизнь обыч­ного народа – всё это вызы­вало симпа­тию среди зрите­лей.

Произ­ве­де­ния худож­ни­ков не описы­вали, как ранее, образы грече­ских и римских богов — их твор­че­ство было связано с повсе­днев­ной жизнью. Русская деревня, с её празд­ни­ками и рабо­тами, карти­нами труда и отдыха пахаря, виды русской природы, порт­реты русских людей – всё это увидели зрители на первой выставке пере­движ­ни­ков.

И.М. Пряниш­ни­ков – «Гости­ный двор в Москве», 1865 год
И.И. Шишкин – «Вечер», 1871 год.
А.К. Савра­сов ― «Грачи приле­тели», 1871 год.

Действи­тельно, если рассмот­реть твор­че­ство пере­движ­ни­ков, можно увидеть множе­ство моти­вов из русской исто­рии, быта и куль­туры. Напри­мер, шедевр Нико­лая Ге «Пётр I допра­ши­вает царе­вича Алек­сея в Петер­гофе», где изоб­ра­жена яркая сцена из россий­ской исто­рии. Картина пока­зы­вает нам драма­ти­че­скую сцену, вечная тема двух край­них проти­во­по­лож­но­стей, проблема поко­ле­ний и разли­чий взгля­дов!

Н.Н. Ге ― «Петр I допра­ши­вает царе­вича Алек­сея в Петер­гофе», 1871 год.

Также картины пере­движ­ни­ков описы­вали и простые сюжеты жизни насе­ле­ния Россий­ской импе­рии. Напри­мер, картина извест­ного москов­ского худож­ника Васи­лия Перова «Охот­ники на привале».

В.Г. Перов ― «Охот­ники на привале», 1871 год.

Нельзя обойти сторо­ной и твор­че­ство леген­дар­ного Ивана Крам­ского. Стоит выде­лить картину «Русалки», где пере­пле­та­ется мифо­ло­гия русской деревни и твор­че­ство Нико­лая Гоголя.

И.Н. Крам­ской – «Русалки», 1871 год.

Леген­дар­ных произ­ве­де­ний на выставке было действи­тельно множе­ство. Они произ­вели впечат­ле­ние не только на обыч­ную публику, но и на крити­ков. Вот как резю­ми­ро­вал выставку критик Влади­мир Васи­лье­вич Стасов:

«Ко всему нами сказан­ному можем приба­вить только одно: дай бог, чтоб таких выста­вок было ещё много у нас впереди и чтоб круг худож­ни­ков, примы­ка­ю­щих к перво­на­чаль­ному зерну Това­ри­ще­ства, с каждым годом всё только расши­рялся.
Мы не сомне­ва­емся, много тысяч людей пере­бы­вает на нынеш­ней выставке, и твёрдо уверены, что боль­шин­ство будет всякий раз захо­дить и в сосед­нюю залу, где на выставке учени­ков Акаде­мии красу­ется чудес­ная программа г. Репина: «Воскре­ше­ние Иаиро­вой дочери», окру­жён­ная целой толпой талант­ли­вых това­ри­щей. Нас беско­нечно пора­до­вало то, что и на этой выставке всё, что только было хоро­шего и приме­ча­тель­ного, в первые же дни раскуп­лено. Кажется, нынче худож­ни­кам жало­ваться на публику — просто грех».

После Петер­бурга выставка пере­ехала в Москву, затем в Киев и Харь­ков. В даль­ней­шем выставки пере­движ­ни­ков прово­ди­лись ежегодно во многих горо­дах России, а послед­няя, 48-я, состо­я­лась в Москве в 1923 году.


Итоги первой выставки

Итоги первой выставки пере­движ­ни­ков были воис­тину впечат­ля­ю­щими. Огром­ное коли­че­ство зрите­лей, новые образы и идеи в русской живо­писи, близость худож­ни­ков с обще­ством. Пере­движ­ники действи­тельно стали нова­то­рами в искус­стве Россий­ской импе­рии. Если раньше выставки прово­ди­лись преиму­ще­ственно в столице и были доступны только знати, то теперь произ­ве­де­ния искус­ства стали доступны провин­ции. Худож­ники видели огром­ную воспи­та­тель­ную функ­цию живо­писи и не рассмат­ри­вали полотна как пред­меты декора. Картины, как и хоро­шие книги, помо­гали доне­сти идеи авто­ров даже до негра­мот­ного насе­ле­ния. Выставки прохо­дили не только в боль­ших и малень­ких горо­дах, но даже в дерев­нях.

На протя­же­нии 1870-х и 1880-х годов деятель­ность Това­ри­ще­ства достигла наивыс­шего расцвета. Оно объеди­няло множе­ство талант­ли­вых худож­ни­ков. В его состав в разное время входили: Перов, Крам­ской, Мясо­едов, Маков­ский, Савиц­кий, Макси­мов, Пряниш­ни­ков, Ге, Савра­сов, Шишкин, Куин­джи, Дубов­ской, Васне­цов, Поле­нов, Костанди, Пимо­ненко, Гун, Неврев, Репин, Сури­ков, Серов, Леви­тан, Ярошенко, Несте­ров, Касат­кин, Иванов, Позен, Андреев, Попов, Архи­пов, Бакшеев, Бялы­ниц­кий-Бируля и многие другие. В неко­то­рых выстав­ках пере­движ­ни­ков участ­во­вали Марк Анто­коль­ский, Васи­лий Вере­ща­гин, Констан­тин и Сергей Коро­вины, Филипп Маля­вин, Андрей Рябуш­кин, Сергей Волну­хин, Сергей Конён­ков и другие. Насле­дие «Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок» сделало огром­ный вклад в куль­туру России, а произ­ве­де­ния худож­ни­ков стали памят­ни­ками искус­ства.


Читайте также наш мате­риал «Десять шедев­ров Васи­лия Вере­ща­гина»

Поделиться