В 2020 году от нашей стра­ны на «Евро­ви­де­нии» долж­на была высту­пать груп­па Little Big, но из-за каран­ти­на меж­ду­на­род­ный кон­курс пес­ни отме­ни­ли. Мы жела­ем рей­ве­рам успе­хов и раз­ры­ва танц­по­лов, а сей­час давай­те вспом­ним, как этот кон­курс при­шёл в Россию.

Вы узна­е­те, как в 1994 году каза­ки и нем­цы боро­лись с пан­ка­ми, но побе­ди­ли евреи и Сер­гей «Дево-девоч­ка моя» Кры­лов. В 1995 году вы узри­те Филип­па Бед­ро­со­ви­ча в розо­вой коф­точ­ке и узна­е­те, как про­во­ди­ли «дого­вор­ня­ки» на кон­курс евро­пей­ской пес­ни и пляс­ки. Оце­ни­те безу­мие отбо­ра в 1996 году, а так­же пой­мё­те, поче­му Алле Пуга­чё­вой ниче­го не све­ти­ло годом позже.


Рос­сия не участ­во­ва­ла в евро­кон­кур­се в 1992–1993 годах из-за бюро­кра­тии и без­де­не­жья. Да и пар­ла­мент горел — какое там «Евро», в Москве бы при­брать­ся. Новые стра­ны демо­кра­тии надо было под­го­то­вить к уча­стию по стан­дар­там Евро­со­ю­за, что тоже было непро­сто. Поэто­му Рос­сию допу­сти­ли лишь в 1994 году, пер­вый раз в бой пошли и быв­шие рес­пуб­ли­ки Сою­за, а так­же стра­ны Восточ­но­го бло­ка. Поля­ки, сло­ва­ки, литов­цы и рус­ские лома­ну­лись на Запад.

1994. Цыганова, «Ногу свело!» и Крылов

Вес­ной 1994 года реши­ли не про­сто назна­чить того, кто поедет, воле­вым реше­ни­ем пар­тии и пра­ви­тель­ства, а ещё и выбрать в пря­мом эфи­ре гос­ка­на­ла РТР. А где было выби­рать? Пер­вый канал был крайне слаб, НТВ ещё не стал на ноги, а «2×2» был слиш­ком дет­ским и шутей­ным. За отбор долж­на была отве­чать леген­дар­ная «Про­грам­ма А». Но насчёт чест­но­сти гон­ки были боль­шие сомнения.

У РТР не ока­за­лось денег на кон­курс в Дуб­лине, со спон­со­ра­ми был пол­ный бар­дак. Поэто­му жюри ско­рее иска­ло того, кто был бы готов не толь­ко сде­лать пес­ню по стан­дар­там, но и опла­тить уча­стие. Не важ­но уже, кто пла­тит — Солн­цев­ская или Оре­хов­ская ОПГ, Бере­зов­ский или Жеч­ков, — лишь бы сде­ла­ли всё сами. А уж коль всё будет «под ключ», то и побе­ду «обес­пе­чим» в «чест­ной» битве.

Неглас­но лиде­ром отбо­ра зна­чи­лась Вика Цыга­но­ва. Всё при ней: пат­ри­о­ти­че­ские пес­ни, ста­тус звез­ды и день­ги, рус­ская кра­са и сила. Про­дю­се­ры Цыга­но­вой нашли под­держ­ку в лице каза­чьих ата­ма­нов Дона и Куба­ни и немец­ких про­дю­се­ров, кото­рые обе­ща­ли 50 тысяч дол­ла­ров на рас­хо­ды. Зву­чит безум­но: нем­цы и каза­ки со вре­мён ата­ма­на Крас­но­ва не быва­ли вме­сте, но РТР это устра­и­ва­ло. Пес­ня есть, день­ги тоже, про­мо­ушн из Берлина.

Но тут то ли сама певи­ца, то ли её коман­да нача­ли метать­ся — дали на отбор пес­ню «Я вер­нусь в Рос­сию», а потом ото­зва­ли кас­се­ту и захо­те­ли заме­нить на что-то пат­ри­о­тич­нее. Это было про­тив пра­вил «Евро­ви­де­ния», начал­ся скан­дал, наез­ды ата­ма­нов на РТР и про­чее. В резуль­та­те Цыга­но­ву за хам­ство про­сто сня­ли c забе­га. Види­мо, пред­ста­ви­те­ли из Рос­сии ещё не пони­ма­ли, что на «Евро­ви­де­нии» по-пацан­ски решать нель­зя, закон есть закон. Цыга­но­ва потом уве­ря­ла, что виной все­му евреи, Коб­зон, Маша Кац, и про­чие сио­ни­сты, кото­рые не дали доро­гу рус­ской песне. Даже на отбо­ре она заяви­ла со сце­ны, мол, я всё рав­но победила.

Пес­ня, кото­рая бы точ­но побе­ди­ла на конкурсе

Тогда реши­ли поста­вить на груп­пу «Ногу све­ло!». Всё при них — сла­ва бес­смыс­лен­но­го, но весё­ло­го хита «Хару мам­бу­ру», гре­мев­ше­го из каж­до­го тап­ка стра­ны, хариз­ма Мак­си­ма Покров­ско­го (объ­яв­лен Миню­стом РФ ино­аген­том), пан­ков­ский раз­бит­ной фор­мат, кото­рый бы понра­вил­ся в Евро­пе. Ребя­та запи­са­ли «Сибир­скую любовь», таёж­ный панк, и «Про­грам­ма А» реши­тель­но гово­ри­ла о победе.

Но моло­дость и сла­ва уда­ри­ли в голо­ву. Неза­дол­го до офи­ци­аль­но­го отбо­ра «Ногу све­ло!» поссо­ри­лись с про­дю­се­ра­ми и лей­б­лом «Тау-про­дукт». Музы­кан­там пока­за­лось, что им уре­за­ют гоно­рар. Груп­па устро­и­ла раз­бор­ку со сво­ей «кры­шей» из бан­ди­тов и бан­ка «Мет­ро­поль», разо­рва­ли кон­тракт на мил­ли­о­ны с теми, кто вывел их в люди.

На момент отбо­ра «Ногу све­ло!» не было нуж­ной финан­со­вой под­держ­ки, а в жюри, как назло, сиде­ли оби­жен­ные пред­ста­ви­те­ли «Тау». Они не поста­ви­ли нуж­ные бал­лы, и «Нога» заня­ла лишь вто­рое место. Если бы не было раз­бо­рок с ОПГ, Покров­ский высту­пил бы в Дуб­лине и мог бы победить.

Рас­сказ от пер­во­го лица

Ещё в 1994 году на поезд­ку в Дуб­лин пре­тен­до­вал паноптикум:

  • Груп­па «Мега­по­лис» с пес­ней «Пуш­кин» — стран­но, как и всё твор­че­ство это­го кол­лек­ти­ва. Не полу­чи­ли ни одно­го балла.
  • Весь такой бли­ста­тель­ный Пен­кин с пес­ней «Вспом­ни». Его грим и блёст­ки види­мо спуг­ну­ли совет­ское жюри. Один балл.
  • Достой­ная и стиль­ная груп­па «Квар­тал», пода­рив­шая нам пес­ню о «Пара­ма­ри­бо» и мно­го все­го хоро­ше­го. Види­мо, их блю­зо­вые свин­ги ока­за­лись не у дел. Один балл.
  • Али­са Мон в обра­зе стрип­ти­зёр­ши, Татья­на Мар­цин­ков­ская с бап­тист­ским госпе­лом, Андрей Мисин с роман­сом тоже оста­лись за бор­том. Слиш­ком тре­шо­во и мимо ворот.

При­лич­нее всех сре­ди каза­че­ства и про­че­го неистов­ства выгля­де­ла юная блю­зо­вая певи­ца Юдифь с бал­ла­дой «Веч­ный стран­ник». Юная Мария Кац (насто­я­щее имя Юди­фи) пора­жа­ла ско­рее чисто­той взя­тых нот, чем костю­мом. Кон­сер­ва­тив­ное жюри, разу­ме­ет­ся, отда­ло пред­по­чте­ние роман­ти­че­ско­му пес­но­пе­нию под гита­ру без эпа­та­жа и луб­ка, гей-лос­ка и тре­ша. Но не забы­вай­те — опла­чи­вать всё нуж­но было сво­и­ми сила­ми. У Кац и её коман­ды дол­ла­ров пач­ка­ми не было.

Жюри не зна­ло, что делать, уже хоте­ли про­сить вер­нуть­ся ата­ма­нов и Цыга­но­ву. Но тут воз­ник автор хита «Девоч­ка моя» Сер­гей Кры­лов. Этот солид­ный гос­по­дин заявил, что даёт Юди­фи 100 тысяч дол­ла­ров как спон­сор. Отку­да они у Кры­ло­ва были? Сер­гей зара­бо­тал их на шоу «Ангел-421», где высту­пил про­дю­се­ром. Более того, за раз­ви­тие музы­ки ему отпла­ти­ли биз­не­сме­ны-спон­со­ры пре­мии «Ова­ция».

Про­сто секс

То, что эту пре­мию финан­си­ро­ва­ли тогда те же самые пред­ста­ви­те­ли ОПГ, не было сек­ре­том для боге­мы сто­ли­цы. Ины­ми сло­ва­ми, Кры­лов отдал 100 тысяч от раз­ных музы­каль­ных банд­фор­ми­ро­ва­ний, но на «Евро­ви­де­нии» и Кац не зара­бо­тал почти ниче­го. Ско­рее про­сто помог, не полу­чив диви­ден­ды ни в пиа­ре, ни в чём.

К чести Юди­фи на кон­кур­се надо отме­тить и высо­кое каче­ство вока­ла, и костюм в сти­ле кар­ти­ны Клим­та с тем же назва­ни­ем. Вид­ны дол­гие репе­ти­ции и труд коман­ды. Не забы­вай­те, что никто не знал, как и куда петь. Да и место она заня­ла девя­тое — непло­хо для пер­во­го опы­та, когда нет ни тех­но­ло­гий, ни пони­ма­ния, как выступать.


1995. Филипп Бедросович

Гораз­до безум­нее про­шёл отбор в 1995 году. О кон­кур­се вспом­ни­ли где-то за три неде­ли до нача­ла, в сере­дине апре­ля. Воз­мож­но, из-за пере­де­ла рын­ка, гибе­ли Вла­ди­сла­ва Листье­ва и про­чих тра­ге­дий. Под дав­ле­ни­ем Бере­зов­ско­го реши­ли, что отбо­ром будет зани­мать­ся его све­же­ис­пе­чён­ный канал ОРТ. В пер­вые неде­ли веща­ния коман­да при­ня­лась за поиск конкурсанта.

Сроч­но реши­ли делать наци­о­наль­ный отбор, но на него не было вре­ме­ни. То есть опять нужен был лишь чело­век, кото­рый опла­тит уча­стие. Уго­во­ри­ли на это Филип­па Бед­ро­со­ви­ча Кир­ко­ро­ва, у него финан­сы были. Парал­лель­но в режи­ме пани­ки отсня­ли буд­то бы «Отбор от Рос­сии на „Евро­ви­де­ние-95“», где высту­пи­ли пев­цы «для галочки».

Вот что пове­да­ла VATNIKSTAN участ­ни­ца отбо­ра, певи­ца Оль­га Дзусова:

«Нас, как при­дур­ков, позва­ли, мы отпе­ли, нас сня­ли, потом пока­за­ли по Пер­во­му кана­лу, и всё дей­ство вен­чал клип Кир­ко­ро­ва. Потом, ока­зы­ва­ет­ся, от орга­ни­за­то­ров „Евро­ви­де­ния“ при­шла бумаж­ка, где было реко­мен­до­ва­но послать одно­го из трёх кан­ди­да­тов — Окса­ну Пав­лов­скую, Вик­то­рию Виту или Оль­гу Дзу­со­ву. Бумаж­ку спря­та­ли в стол. Поехал Филипп».

Кир­ко­ров не был бы собою, если бы не при­слал ремейк, что про­тив пра­вил кон­кур­са. Пес­ня «Колы­бель­ная для вул­ка­на» — это воль­ный пере­вод мол­дав­ско­го хита Ана­ста­сии Лаза­рюк Buna seara stelelor («Доб­рый вечер, звёз­ды») 1985 года.

В кли­пе Филипп вра­ща­ет­ся вокруг оси, дела­ет пас­сы и поёт о вул­кане, кото­рый бомбит.

Филипп Кир­ко­ров в розо­вой кофточке

Кир­ко­ров высту­пил, полу­чил 17‑е место. Поз­же жюри в Дуб­лине узна­ло, что это ремейк, и анну­ли­ро­ва­ло резуль­та­ты. Все спра­ши­ва­ли, поче­му король эст­ра­ды не ездит сам на кон­курс петь во вто­рой или тре­тий раз, а возит про­те­же. Может, дело в этом?

Жал­кая румын­ская паро­дия на Кир­ко­ро­ва, запи­сан­ная за десять лет до его песни


1996—1999. Пугачёва, Меладзе и дисквалификация

В 1996 году отбор реши­ли про­ве­сти сно­ва. ОРТ за глу­пость лиши­ли это­го пра­ва. РТР назвал это «Пес­ня для Евро­пы». Да и отбор реши­ли делать честно.

«Ногу све­ло!» пред­ста­ви­ли свой зна­ме­ни­тый «Мос­ков­ский романс» — пес­ню нищих, на кото­рую потом сня­ли шикар­ный клип. Есть пре­да­ние, что жюри выбра­ло «Ногу», но Алла Бори­сов­на попро­си­ла их не отправ­лять. Побе­ди­ла пес­ня «Я это я» Андрея Косин­ско­го. В целом всё про­шло уны­ло и серо, Косин­ский про­ва­лил­ся в полуфинале.

Отбор 1997 года же был похож на нынеш­ние: реши­ли что ни к чему выби­рать на гла­зах у стра­ны, мож­но собрать­ся кулу­ар­но. Всё про­хо­ди­ло непуб­лич­но, ОРТ про­слу­ши­вал кас­се­ты и после вынес вер­дикт. В закры­том жюри было мно­го извест­ных имен: Юрий Сауль­ский, Мак­сим Дуна­ев­ский, Иван Деми­дов, Юрий Аксюта.

По ито­гам гла­ва ОРТ Кон­стан­тин Эрнст заявил, что побе­ди­ла пес­ня «При­ма­дон­на» Мелад­зе, а чуть лишь отста­ла пес­ня «Ангел» в испол­не­нии дуэ­та «Чай вдвоём».

Мелад­зе забо­лел, и жюри реши­ло, что от Рос­сии надо ехать Пуга­чё­вой. При­ма­дон­на полу­чи­ла лишь 15‑е место, кучу едких уко­лов от прес­сы и ТВ. Алла Бори­сов­на, дама зака­лён­ная совет­ской эст­ра­дой, не боя­лась трав­ли. Пуга­чё­ва устро­и­ла себе летом 1997 года супер­га­стро­ли по Евро­пе с мужем и дочкой.

Алла в Амстердаме

В 1998 году от стра­ны хоте­ли отпра­вить Татья­ну Овси­ен­ко, но евро­пей­ские чинов­ни­ки про­сто не допу­сти­ли стра­ну до кон­кур­са из-за пло­хих резуль­та­тов про­шлых лет. ОРТ от оби­ды даже не пока­зы­ва­ло «Евро­ви­де­ние». В 1999 году Рос­сию не пусти­ли сно­ва — за то, что не транс­ли­ро­ва­ли кон­курс. Такие правила.


Если в 2000‑е и 2010‑е годы Рос­сия на «Евро­ви­де­нии» — это фор­мат­но, луч­шие ком­по­зи­то­ры и про­дю­се­ры, огром­ные день­ги, то в 1990‑е это кое-как, по наи­тию, без денег, но зато с бан­ди­та­ми, каза­ка­ми, пла­ги­а­том и в режи­ме хао­са. Это было непре­стиж­но, непо­нят­но, ненуж­но и даже в тягость.

Хотя в недав­нем про­шлом тоже хва­та­ло тре­ша. Напри­мер, вот эфир «Рос­сии 1» после фина­ла «Евро­ви­де­ния» 2014 года. Пред­ста­ви­тель­ни­цы Рос­сии сёст­ры Тол­ма­чё­вы заня­ли седь­мое место.


Читай­те также:

— «Cамый луч­ший день для побе­га на Запад. Экс­пан­сия рус­ской музы­ки в 1990‑е»;

— «Десять глав­ных аль­бо­мов рус­ско­го шан­со­на 1990‑х»;

— «Рус­ский рэп 1990‑х: десять глав­ных аль­бо­мов».


Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться