Фашизм и вера. Краткий очерк русской фашистской религиозности

ХХ век — пожа­луй, важ­ней­ший пере­лом­ный рубеж в чело­ве­че­ской исто­рии. Он поро­дил новую куль­ту­ру, новую нау­ку, новую эко­но­ми­ку, поли­ти­ку и тех­но­ло­гии. Поро­дил атом­ное ору­жие, мас­со­вое обще­ство и тота­ли­тар­ные госу­дар­ства — впер­вые в миро­вой исто­рии. Уже на заре это­го сто­ле­тия фило­со­фов и учё­ных охва­ти­ло ощу­ще­ние насту­пив­ше­го кри­зи­са. Одной из зри­мых черт новой реаль­но­сти ста­ло появ­ле­ние тако­го досе­ле неве­до­мо­го поли­ти­ке фено­ме­на, как фашизм.

Фашизм — явле­ние слож­ное и для наше­го созна­ния недо­ста­точ­но кон­крет­ное. Инту­и­ция под­ска­зы­ва­ет, что он дол­жен быть свя­зан с тота­ли­та­риз­мом, но исто­ри­че­ская прак­ти­ка пока­за­ла, что это усло­вие дале­ко не все­гда рабо­та­ет, напри­мер, в слу­чае с Пор­ту­га­ли­ей, Испа­ни­ей и Румы­ни­ей. Социо­лог и поли­то­лог Алек­сандр Тара­сов полагает:

«Все­гда суще­ство­вал (и сего­дня суще­ству­ет) боль­шой набор раз­ных фашиз­мов, зача­стую кон­ку­рент­ных друг дру­гу — и даже враж­деб­ных, при­чём враж­деб­ных до такой сте­пе­ни, что сто­рон­ни­ки одно­го фашиз­ма норо­вят пол­но­стью истре­бить сто­рон­ни­ков другого».

Не вда­ва­ясь в тон­ко­сти поли­то­ло­гии, сто­ит отме­тить лишь, что ни одно зна­чи­тель­ное дви­же­ние не спо­соб­но дол­го сохра­нять абсо­лют­ное внут­рен­нее един­ство. В слу­чае с фашист­ски­ми тече­ни­я­ми это про­яв­ля­лось в том, что в ХХ веке услов­но суще­ство­ва­ли декла­ра­тив­но свет­ский и декла­ра­тив­но рели­ги­оз­ный вари­ан­ты фашиз­ма. Как пра­ви­ло, вни­ма­ние исто­ри­ков и всех инте­ре­су­ю­щих­ся ока­зы­ва­лось при­ко­ва­но к чисто свет­ской поли­ти­че­ской борь­бе, свя­зан­ной с подоб­ны­ми дви­же­ни­я­ми. Гораз­до же инте­рес­нее, на мой взгляд, изу­чить нечто менее оче­вид­ное, а имен­но отра­же­ние явных и скры­тых рели­ги­оз­ных уста­но­вок в фашист­ской мысли.


Соче­та­ние рели­ги­оз­ных и пра­во­ра­ди­каль­ных взгля­дов в идео­ло­гии поли­ти­че­ских дви­же­ний не сто­ит счи­тать делом далё­ко­го про­шло­го. После паде­ния ком­му­ни­сти­че­ской моно­по­лии на власть и пуб­лич­ное сло­во в 1990‑е годы в Рос­сии оди­оз­ную сла­ву полу­чи­ли чёр­но­ру­ба­шеч­ни­ки Алек­сандра Бар­ка­шо­ва, создав­шие уль­тра­пра­вую орга­ни­за­цию фашист­ско­го тол­ка и успев­шие за свою недол­гую исто­рию «отли­чить­ся» в кон­флик­те осе­ни 1993 года вокруг Бело­го дома в Москве, высту­пив на сто­роне Вер­хов­но­го Сове­та. Что инте­рес­но, в то же вре­мя они заяв­ля­ли себя как побор­ни­ки пра­во­слав­ных цен­но­стей, и син­тез хри­сти­ан­ства с фашиз­мом казал­ся им вполне естественным.

Алек­сандр Бар­ка­шов и его сто­рон­ни­ки в 1993 году

Дви­же­ние Бар­ка­шо­ва вырос­ло из акти­виз­ма обще­ства «Память», воз­ник­ше­го в 1980 году в попыт­ке обра­тить­ся к наци­о­наль­но-куль­тур­ным исто­кам, питав­шим рус­скую исто­рию. Из сооб­ще­ства энту­зи­а­стов-люби­те­лей «Память» быст­ро пре­вра­ти­лась в орга­ни­за­цию, транс­ли­ру­ю­щую идеи анти­се­ми­тиз­ма и авто­ри­тар­но­го монар­хиз­ма. Уль­тра­пра­вые дви­же­ния 1990‑х годов научи­лись соче­тать в сво­ей дея­тель­но­сти пра­во­слав­но-фун­да­мен­та­лист­скую рито­ри­ку и ради­каль­но-поли­ти­че­скую актив­ность. В част­но­сти, в более позд­нем интер­вью жур­на­лист­ке «Новой газе­ты» сам Бар­ка­шов заяв­лял, что сва­сти­ка, по его мне­нию, не фашист­ский, а хри­сти­ан­ский символ.

Рели­ги­оз­ное само­санк­ци­о­ни­ро­ва­ние фашиз­ма, его апел­ля­ция к авто­ри­те­ту рели­гии — явле­ние отнюдь не новое, и не слу­чай­но на рос­сий­ской поч­ве оно сфор­ми­ро­ва­лось из круж­ка люби­те­лей куль­тур­ных древ­но­стей. Речь вовсе не о пре­сло­ву­той сва­сти­ке, дей­стви­тель­но встре­ча­ю­щей­ся как в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии, так и в народ­ных сла­вян­ских орна­мен­тах. Дело в том, что, соглас­но мне­нию ряда иссле­до­ва­те­лей, фашизм сам по себе чер­па­ет исто­ки из евро­пей­ской мифо­по­э­ти­че­ской тра­ди­ции геро­ев и пита­ет­ся сока­ми идеи свя­щен­но­го. Поэто­му фашизм и хри­сти­ан­ская рели­ги­оз­ность могут при сопри­кос­но­ве­нии друг с дру­гом избе­жать чув­ства орга­ни­че­ско­го про­ти­во­ре­чия, учи­ты­вая, что и в фашиз­ме, и в хри­сти­ан­стве есть опре­де­лен­ные общие пред­по­сыл­ки — напри­мер, идеи мес­си­ан­ства и нетер­пи­мо­сти к «чужим», или общие момен­ты тео­рии и прак­ти­ки реше­ния ген­дер­но­го вопроса.

Несмот­ря на то, что фашизм на рус­ской поч­ве появ­ля­ет­ся в пер­вой поло­вине ХХ века как заим­ство­ва­ние из поли­ти­че­ской куль­ту­ры и прак­ти­ки Ита­лии, часть рели­ги­оз­но настро­ен­ной рус­ской поли­ти­че­ской эми­гра­ции изна­чаль­но име­ла в сво­ём созна­нии пред­по­сыл­ки для того, что­бы с вос­тор­гом при­нять его. Мно­гие иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ли уто­пизм рус­ско­го поли­ти­че­ско­го созна­ния, осо­бен­но мас­со­во­го: от «наив­но­го монар­хиз­ма» XIX века до столь же наив­ной веры в то, что энту­зи­а­сты и гла­ша­таи Пере­строй­ки смо­гут «обу­стро­ить Рос­сию». Этот рус­ский уто­пизм, в свою оче­редь, име­ет рели­ги­оз­ные исто­ки: он берёт нача­ло в народ­ных прак­ти­ках интер­пре­та­ции хри­сти­ан­ства как вести об эсха­то­ло­ги­че­ском чуде. В част­но­сти, оте­че­ствен­ный иссле­до­ва­тель А. М. Пан­чен­ко отме­чал, что совет­ский марк­сизм име­ет в сво­ей осно­ве глу­бин­ные пла­сты фольк­ло­ра и народ­но­го хри­сти­ан­ства. В свою оче­редь, немец­кий нацизм, ита­льян­ский и рус­ский фашизм так­же апел­ли­ро­ва­ли к рели­ги­оз­ным настро­е­ни­ям масс, с той лишь раз­ни­цей, что фашизм сре­ди рус­ских с тем или иным успе­хом мог рас­про­стра­нять­ся лишь в рядах эмиграции.

В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии силь­ная рели­ги­оз­ная состав­ля­ю­щая была при­су­ща не толь­ко поли­ти­че­ско­му созна­нию масс, но и мыш­ле­нию соци­аль­ных сло­ёв, скло­няв­ших­ся впра­во и меч­тав­ших об «осо­бом пути» Рос­сии. Соглас­но сло­вам ино­стран­но­го иссле­до­ва­те­ля У. Лакё­ра, «осо­бен­но­стью „рус­ской идеи“ была её рели­ги­оз­ная состав­ля­ю­щая». По его мне­нию, у исто­ков рус­ско­го фашиз­ма сто­я­ло дви­же­ние чер­но­со­тен­цев, тес­но свя­зан­ное с цер­ко­вью. В отли­чие от дру­гих «охра­ни­тель­ных» тече­ний, «чёр­ная сот­ня» осо­зна­ла «жиз­нен­но важ­ную необ­хо­ди­мость опо­ры на мас­сы», став, тем самым, «про­об­ра­зом поли­ти­че­ских пар­тий ново­го типа». Впо­след­ствии чер­но­со­те­нец Н. Мар­ков будет сотруд­ни­чать с наци­ста­ми в Гер­ма­нии и напря­мую заявит о подо­бии чер­но­со­тен­но­го дви­же­ния гит­ле­ров­ско­му национал-социализму.

Тем не менее рус­ский фашизм не был мас­со­вым и попу­ляр­ным явле­ни­ем в сре­де эми­гра­ции. Суще­ство­ва­ло несколь­ко рус­ско-фашист­ских пар­тий в Гер­ма­нии, в реги­о­нах рас­про­стра­не­ния рус­ской диас­по­ры в Китае. Самой мно­го­чис­лен­ной в их ряду была «Рус­ская фашист­ская орга­ни­за­ция» в Мань­чжу­рии, копи­ро­вав­шая немец­ких наци­стов вплоть до уни­фор­мы. Все они не име­ли како­го-либо зна­чи­тель­но­го вли­я­ния на поли­ти­че­ские про­цес­сы. Одна­ко, на мой взгляд, основ­ной инте­рес пред­став­ля­ет вовсе не дея­тель­ность рус­ских фаши­стов. Гораз­до боль­шее впе­чат­ле­ние про­из­во­дят их тек­сты, где поли­ти­ка при­чуд­ли­вым обра­зом пере­пле­та­ет­ся с религиозностью.

Основ­ным содер­жа­ни­ем сво­ей дея­тель­но­сти рус­ские фаши­сты счи­та­ли борь­бу с «крас­ной угро­зой». Впо­след­ствии рус­ский фило­соф Иван Ильин в сво­ей ста­тье 1948 года «О фашиз­ме» так и напи­шет: «Фашизм воз­ник, как реак­ция на боль­ше­визм». Но более все­го инте­ре­сен тот факт, что в сво­ей рели­ги­оз­ной рито­ри­ке фашизм рос­сий­ской эми­гра­ции почти дуб­ли­ро­вал совет­ский ква­зи­ре­ли­ги­оз­ный дискурс.

Фило­соф Иван Ильин

К при­ме­ру, совет­ская идео­ло­гия актив­но экс­плу­а­ти­ро­ва­ла ресурс геро­ев и муче­ни­ков рево­лю­ции и Граж­дан­ской вой­ны. Клас­си­че­ский при­мер — нар­ра­тив о гибе­ли боль­ше­ви­ка Сер­гея Лазо, как утвер­жда­лось, зажи­во сожжён­но­го. В совет­ской прес­се про­слав­лял­ся жерт­вен­ный энту­зи­азм при выпол­не­нии пяти­лет­них пла­нов или в деле отпо­ра напав­ше­му на стра­ну вра­гу. В то же вре­мя в «Основ­ных нача­лах рос­сий­ско­го фашиз­ма», опуб­ли­ко­ван­ных эми­грант­ским пра­вым жур­на­лом «Клич», гово­ри­лось бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Жизнь пони­ма­ет­ся фашиз­мом, как подвиг серьёз­ный, жерт­вен­ный и рели­ги­оз­ный». Как и в СССР, в «Основ­ных нача­лах…» про­слав­ля­лись труд и само­по­жерт­во­ва­ние «лич­ным инте­ре­сом обще­му». И в СССР, и в рус­ском фашиз­ме такие идеи, несо­мнен­но, име­ли сво­им источ­ни­ком рус­ский извод православия.

Весь­ма пока­за­тель­ным по рито­ри­ке, на мой взгляд, являл­ся издан­ный в 1928 году в Хар­бине (Мань­чжу­рия) текст «Пер­вый рус­ский фашист Пётр Арка­дье­вич Сто­лы­пин». Автор пуб­ли­ка­ции, Ф. Т. Горяч­кин, фор­му­ли­ро­вал иде­а­лы рус­ско­го фашиз­ма в обра­зах «тео­рии офи­ци­аль­ной народ­но­сти» Ува­ро­ва, толь­ко чуть-чуть изме­нив её. Вме­сто отвле­чён­ных «пра­во­сла­вия, само­дер­жа­вия, народ­но­сти» он рисо­вал для чита­те­ля более лич­ност­ную три­а­ду: «Бог, Царь, Зем­ля русская».

По мне­нию Горяч­ки­на, рус­ский фашизм дер­жал­ся охра­ной нрав­ствен­но­сти и рели­гии. Такая рито­ри­ка явля­лась одной из основ­ных при­чин того, что Ильин даже после Вто­рой миро­вой вой­ны про­дол­жал утвер­ждать, что фашизм, по его мне­нию — в общем, здо­ро­вое явле­ние, если избе­гать оши­бок, допу­щен­ных в немец­ком и ита­льян­ском сце­на­рии раз­ви­тия собы­тий, а «рус­ский национализм—это Пра­во­сла­вие». Счи­тая себя носи­те­ля­ми новой духов­но­сти, фаши­сты меч­та­ли о том, как «кро­ва­вый, зве­ри­ный мате­ри­а­ли­сти­че­ский интер­на­ци­о­на­лизм» будет стёрт с лица земли.

Из жиз­ни сво­е­го глав­но­го героя, Пет­ра Сто­лы­пи­на, Горяч­кин фор­ми­ро­вал ква­зи­жи­тие, при­чём житие обли­чи­те­ля и вои­на, кото­рый «был в непре­рыв­ном бою». Вли­я­тель­ный нико­ла­ев­ский министр был назван в тек­сте «истин­ным наци­о­на­ли­стом и кре­сто­нос­цем», «вождём» и, самое глав­ное, «муче­ни­ком». Бли­же к кон­цу сочи­не­ния про­слав­ле­ние Сто­лы­пи­на плав­но пере­те­ка­ло в демон­стра­цию нена­ви­сти по отно­ше­нию к евре­ям и поли­ти­че­ским оппо­нен­там. Дру­ги­ми сло­ва­ми, (около)религиозная апо­ло­ге­ти­ка в сочи­не­ни­ях рус­ских фаши­стов лег­ко пере­хо­ди­ла в дис­курс наси­лия, так­же как чер­но­со­тен­ные погро­мы не меша­ли доре­во­лю­ци­он­ным «охра­ни­те­лям» ощу­щать себя насто­я­щи­ми православными.


Читай­те так­же «Впер­вые выбо­ры. Как Рос­сия голо­со­ва­ла в 1906 году»

Поделиться