Танковый прорыв

rТанки стали важным оружием уже в годы Первой миро­вой войны, но свою опре­де­ля­ю­щую роль танки приоб­рели уже в конфлик­тах после­ду­ю­щих деся­ти­ле­тий, особенно во время Второй миро­вой войны. Совет­скому Союзу удалось осуще­ствить значи­тель­ный прорыв в танко­стро­е­нии; совет­ские танки стали одним из зало­гов победы в Вели­кой Отече­ствен­ной войне.

Разбе­рём эволю­цию совет­ских танков.

Первый Советский Пятибашенный

Совет­ская держава с момента возник­но­ве­ния остро нужда­лась в произ­вод­стве собствен­ной боевой техники, способ­ной проти­во­сто­ять на поле боя запад­ным образ­цам. Уже в 1920-е годы созда­ются первые (и доста­точно успеш­ные) легкие совет­ские танки. Самым успеш­ным, пожа­луй, был Т-18 (МС01), произ­во­ди­мый с 1926 до 1931 года (всего было выпу­щено порядка тысячи машин).

В 1929 году Народ­ный комис­са­риат по воен­ным и морским делам СССР принял «Систему танко-трак­тор­ного и авто-броне­вого воору­же­ния Рабоче-Крестьян­ской Крас­ной Армии». Именно в струк­туре данной системы утвер­жда­лось деле­ние танко­вых машин на легкие, сред­ние и тяже­лые. А также форму­ли­ро­ва­лись четкие планы по констру­и­ро­ва­нию новых машин кото­рые должны были соот­вет­ство­вать тактико-техни­че­ским харак­те­ри­сти­кам, описан­ным Систе­мой, и выпол­нять постав­лен­ные ею задачи.
Важней­шее место в списке зани­мал «мощный танк особого назна­че­ния». Это и неуди­ви­тельно: к началу 1930 годов для РККА основ­ной пробле­мой было созда­ние не само­ле­тов или танков сопро­вож­де­ния, а именно тяже­лых танков. Полное отсут­ствие опыта созда­ния таких машин стало причи­ной череды неудач совет­ских инже­не­ров в этом направ­ле­нии.

После серии проб и ошибок, первым тяже­лым «танком прорыва» стал Т-35, выпу­щен­ный специ­а­ли­зи­ро­ван­ным КБ в 1932 году.

т35-3

В то время танк впечат­лял своими разме­рами, коли­че­ством башен и воору­же­ния. Цифру в назва­нии новая машина полу­чила в связи с его 35-тонным весом. Танк обла­дал сразу пятью башнями, тремя артил­ле­рий­скими оруди­ями и тремя пуле­ме­тами.

Уже 1 мая 1933 года Т-35–1 участ­во­вал в параде в Москве, и с этого момента до самого начала Вели­кой Отече­ствен­ной войны он будет одной из основ­ных «изюми­нок» воен­ных пара­дов, прово­ди­мых в Москве, Ленин­граде, Харь­кове и Киеве.

К сожа­ле­нию, данная машина факти­че­ски и оста­лась «парад­ной», исполь­зу­е­мой в пропа­ган­дист­ских целях, а не на полях сраже­ний. Танк имел массу недо­стат­ков в ходо­вой части, был сложен в эксплу­а­та­ции, а к концу 1930-х уже техни­че­ски уста­рел.

Тем не менее, его идео­ло­ги­че­скую роль пере­оце­нить сложно. Первый тяже­лый танк СССР, «машина прорыва», пяти­ба­шен­ный монстр, способ­ный созда­вать шквал огня по всему пери­метру. Неуди­ви­тельно, что Т-35 продол­жал быть героем пара­дов и геро­и­че­ских плака­тов даже спустя деся­ти­ле­тие после своего выпуска.

т35плакат1

Преображение накануне войны

Во второй поло­вине 1930-х годов была постав­лена задача обно­вить «танк прорыва». К этому времени в мире уже шири­лось пони­ма­ние того, что много­ба­шен­ные сверх­тя­же­лые танки явля­ются тупи­ко­вой ветвью разви­тия. Однако, в «Системе РККА» 1929-го года, упоми­на­е­мой выше, «мощный танк особого назна­че­ния» был обязан иметь несколько башен. Поэтому совет­ские конструк­торы, стре­мясь к совме­ще­нию формаль­ных крите­риев плана с боевой эффек­тив­но­стью, пред­ла­гали образцы трех- и двух- башен­ных танков. Наибо­лее извест­ные из них – СМК и Т-100, разра­бо­тан­ные в 1937 и 1938 годах.

смк1

Танк_Т-100

Несмотря на то, что оба танки были весьма успеш­ными модер­ни­за­ци­ями Т-35, превос­ходя исход­ную машину по основ­ным крите­риям, они уже не могли конку­ри­ро­вать с совре­мен­ными запад­ными танками. Наибо­лее ясно это стало для руко­вод­ства после боевых испы­та­ний опыт­ных образ­цов в Совет­ско-Финской войне.

Именно на полях сраже­ний у линии Маннер­гейма было опре­де­лена все буду­щее разви­тие совет­ских тяже­лых танков: един­ствен­ным опыт­ным образ­цом, вернув­шимся с боев стал КВ-1, един­ствен­ный одно­ба­шен­ный танк прорыва из всех совет­ских нара­бо­ток.

кв1

Танк успешно прошёл испы­та­ния боем: его не могла пора­зить ни одна проти­во­тан­ко­вая пушка против­ника. Огор­че­ние воен­ных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказа­лась недо­ста­точно силь­ной для борьбы с ДОТами врага.

Для реше­ния этой задачи в 1940 году был создан экспе­ри­мен­таль­ный КВ-2, воору­жён­ный 152-мм гауби­цей М-10, уста­нов­лен­ной в высо­кой башне.

кв2

Проект был настолько уникаль­ным для того времени, что среди совет­ских воен­ных ходила легенда о том, что когда Гитлеру расска­зали о такой разра­ботке совет­ских конструк­то­ров, он посчи­тал ее совер­шенно невоз­мож­ной в реали­за­ции.

Именно танки серии КВ стали самым массо­вым совет­ским тяже­лым танком за всю Вели­кую Отече­ствен­ную войну. Они заслу­женно носят имя «орудия победы».

Отдель­ным пунк­том следует отме­тить еще одно важней­шее дости­же­ние совет­ских конструк­то­ров – в 1939 году был разра­бо­тан и внед­рен в произ­вод­ство первый в Европе дизель­ный танко­вый двига­тель В-2. Будучи 12-цилин­дро­вым четы­рех­такт­ным двига­те­лем V-образ­ной конструк­ции, он разви­вал мощность до 500 л. с. Благо­даря своих перво­класс­ным пара­мет­рам, был монти­ро­ван почти на все сред­ние и тяже­лые танки СССР. Инте­ресно, что эта разра­ботка стала осно­вой всей даль­ней­шей эволю­ции двига­те­лей для броне­тех­ники. Его даль­ние «потомки» до сих пор уста­нав­ли­ва­ются на россий­скую технику.

От Клима к Иосифу

Несмотря на то, что данные машины стали проры­вом отече­ствен­ного танко­стро­е­ния, и руко­вод­ство армии, и конструк­торы пони­мали, что необ­хо­димо даль­ней­шее разви­тие тяже­лых танков в сжатые сроки.

Стара­ясь выпу­стить новые машины как можно быст­рее, силы конструк­то­ров были сосред­то­чены, в первую очередь, на модер­ни­за­ции серии КВ.

кв13

Однако, испы­та­ния прото­ти­пов против немец­ких «Тигров» пока­зали необ­хо­ди­мость более глубо­кой дора­ботки. Были внесены изме­не­ния в корпус, была уста­нов­лена новая башня, позво­ля­ю­щая эскплу­а­ти­ро­вать 85-мм орудие, а также дора­бо­тана броне­вая защита и коробка пере­дач. Новый тяже­лый танк, полу­чив назва­ние ИС-1 (Иосиф Сталин-1) был запу­щен в произ­вод­ство в октябре 1943 года.

ис1

Но самым мощным совет­ским танком Вели­кой Отече­ствен­ной, и, пожа­луй, одним из самых лучших танков мира того времени, оказа­лась следу­ю­щая моди­фи­ка­ция, вышед­шая под индек­сом ИС-2. Серий­ный выпуск был начат спустя 2 месяца после запуска первой моди­фи­ка­ции, в декабре 1943 года.

ис2

Конструк­то­рам удалось не только укре­пить защиту танка, но и уста­но­вить 122-мм орудие. Это делало леген­дар­ные немец­кие «Тигры» (кото­рые успешно побеж­дали серию КВ и боро­лись наравне с ИС-1) факти­че­ски беспо­мощ­ными на поле боя. ИС-2 был спосо­бен уничто­жить «Тигров» всего с несколь­ких выстре­лов, оста­ва­ясь почти неуяз­ви­мым благо­даря улуч­шен­ной броне отече­ствен­ного танка.

Серия ИС, оказав­шись чрез­вы­чайно эффек­тив­ной на заклю­ча­ю­щем этапе войны, была продол­жена и далее.

Напри­мер, танк ИС-3 полу­чил инно­ва­ци­он­ную для того времени обте­ка­е­мую форму башни, стано­вясь еще более неуяз­ви­мым для сопер­ника. Среди танки­стов такая моди­фи­ка­ция полу­чила прозвища «Щука».

ис3

Послед­ней моде­лью в серии ИС стал гран­ди­оз­ный ИС-7, разра­бо­тан­ный в 1947 году и вышед­ший огра­ни­чен­ной серией в 1949. Размер орудия в «седь­мом Иосифе» был дове­ден до 130-мм.

ИС7

Приме­ча­тельно, что проде­мон­стри­ро­вав свою эффек­тив­ность, серия ИС продол­жала оста­ваться на эксплу­а­та­ции в мирное время вплоть до 1993 года. А в 2014-ом опол­ченцы Ново­рос­сии «оживили» ИС-3, стояв­ший в виде памят­ника, и исполь­зо­вали его в столк­но­ве­ниях с воору­жён­ными силами Укра­ины.


Подводя итоги, можно отме­тить фено­ме­наль­ную скорость эволю­ции отече­ствен­ного тяже­лого танко­стро­е­ния. Начав «с абсо­лют­ного нуля» и выпу­стив первый серий­ный танк прорыва в 1931-ом году, совет­ские конструк­торы уже через 12 лет сумели создать самые мощные тяже­лые танки мира. Это дока­зы­вает потря­са­ю­щий потен­циал совет­ских инже­не­ров, способ­ных в тяже­лей­ших усло­виях дости­гать самых выда­ю­щихся резуль­та­тов. Нам есть, чем гордиться.

Поделиться