Традиция Дня Победы: 1965–1990

До 1965 года День Победы был офици­аль­ным госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком, но оста­вался обыч­ной рабо­чей датой в кален­даре, о чём VATNIKSTAN расска­зы­вал ранее в статье «Тради­ция Дня Победы: 1945−1965». В бреж­нев­скую эпоху празд­ник приоб­рёл знако­мые нам черты с пара­дом на Крас­ной площади, возло­же­нием венков к памят­ни­кам и мину­тами молча­ния. О том, как и почему это проис­хо­дило, читайте в продол­же­нии обзора исто­рии 9-го мая.


Очень часто при упоми­на­нии исто­рии Дня Победы можно услы­шать вопрос, почему при Сталине его не празд­но­вали. Не будем повто­рять выска­зан­ные в прошлой статье тезисы, что излишне поли­ти­зи­ро­вать эту проблему не стоит, но укажем, что не менее инте­рес­ным будет вопрос, почему же при Бреж­неве День Победы всё-таки празд­но­вали.

Вскоре после отстра­не­ния от власти Никиты Хрущёва осенью 1964 года новое руко­вод­ство страны стало гото­виться к 20-летнему юбилею Победы. В марте 1965 года Прези­диум ЦК КПСС принял поста­нов­ле­ние, в кото­ром подробно распи­сы­ва­лись необ­хо­ди­мые для этого меро­при­я­тия. 9-е мая отныне объяв­ля­лось нера­бо­чим днём, что было закреп­лено в соот­вет­ству­ю­щем указе.

Публи­ка­ция в газете «Изве­стия» от 28 апреля 1965 года

В начале мая 1965 года пред­по­ла­га­лись орга­ни­за­ции торже­ствен­ных собра­ний, митин­гов, народ­ных гуля­ний, экскур­сий к памят­ными местам и возло­же­ний венков на могилы воинов, мест­ные власти обязы­вали приве­сти в «образ­цо­вый поря­док» могилы и памят­ники, и так далее. Пере­чень конкрет­ных меро­при­я­тий к юбилею вклю­чал изда­ния энцик­ло­пе­ди­че­ских и попу­ля­ри­за­тор­ских трудов, кино­по­казы, выставки, специ­аль­ные программы для теле­ви­де­ния и радио, публи­ка­ции архив­ных доку­мен­тов в науч­ных журна­лах, пресс-конфе­рен­ции для совет­ских и иностран­ных журна­ли­стов…

Именно с 1965 года в обиход вошло такое привыч­ное нам поня­тие, как «города-герои». Это опре­де­ле­ние исполь­зо­ва­лось ещё в конце войны, но только нака­нуне 20-летия Победы было форма­ли­зо­вано, став офици­аль­ным званием, что сопро­вож­да­лось вруче­нием коллек­тиву города ордена Ленина и медали «Золо­тая Звезда». К 1985 году сфор­ми­ро­вался окон­ча­тель­ный список из 12 горо­дов-героев и одной Брест­ской крепо­сти-герое.

Обложка комплекта откры­ток «Город-герой Одесса». 1978 год

Более замет­ными для широ­ких масс насе­ле­ния были изме­не­ния статуса вете­ра­нов войны. Той же весной 1965 года принято поста­нов­ле­ние Совета мини­стров СССР «О расши­ре­нии льгот инва­ли­дам Отече­ствен­ной войны и членам семей воен­но­слу­жа­щих, погиб­ших в Вели­кую Отече­ствен­ную войну». Меня­лось и воспри­я­тие вете­ра­нов — к 1960-м годам появи­лось поко­ле­ние моло­дёжи, не застав­шее войну, отчего участ­ники Вели­кой Отече­ствен­ной стано­ви­лись свиде­те­лями прошлого. Так вошло в обиход явле­ние «встреч с вете­ра­нами», кото­рые, как нетрудно дога­даться, часто прово­ди­лись в пред­две­рии Дня Победы.

Встреча комсо­моль­цев с вете­ра­нами войны. По центру в первом ряду в очках — Герой Совет­ского Союза Сергей Должен­ков. Бугу­рус­лан, Орен­бург­ская область. 1982 год
Фото­гра­фия из фондов Бугу­рус­лан­ского крае­вед­че­ского музея

Квинт­эс­сен­цией торжеств 20-летнего юбилея стали воен­ные парады, прохо­див­шие не только в Москве, но и в других горо­дах.

Ежегод­ной тради­цией это не стало — регу­ляр­ные помпез­ные парады на Крас­ной площади прово­дили в глав­ный госу­дар­ствен­ный празд­ник 7-го ноября и на 1-е мая, а 9-е мая отме­чали с воен­ной техни­кой только в юбилей­ные годы. Впро­чем, на местах иници­а­тиву скром­ного парада с элемен­тами демон­стра­ций и митин­гов могли поддер­жать в любой год.

Парад Победы в Уфе. 9 мая 1983 года
Фото­гра­фия А.М. Вино­гра­дова из фондов Наци­о­наль­ного музея Респуб­лики Башкор­то­стан

Также с сере­дины 1960-х годов успешно разви­ва­ется мону­мен­таль­ная скульп­тура, связан­ная с памя­тью войны. Конечно, не бреж­нев­ская эпоха создала это направ­ле­ние — напри­мер, извест­ную волго­град­скую «Родину-мать» Вуче­тича стали возво­дить ещё в конце 1950-х годов. Но именно в 1960–1980-е годы создано наиболь­шее число памят­ни­ков, став­ших непре­мен­ными атри­бу­тами тради­ции Дня Победы.

В 1966 году под Моск­вой нашли брат­скую могилу, и останки одного, остав­ше­гося неиз­вест­ным солдата похо­ро­нили рядом с Крем­лём в Алек­сан­дров­ском саду. Так появился один из самых извест­ных памят­ни­ков Вели­кой Отече­ствен­ной войны — Могила Неиз­вест­ного солдата. Она была открыта нака­нуне Дня Победы 8 мая 1967 года. Вечный огонь у могилы зажёг сам Леонид Ильич Бреж­нев.

Гене­раль­ный секре­тарь ЦК КПСС Леонид Бреж­нев во время цере­мо­нии зажже­ния Вечного огня. Фото Г.В. Кора­бель­ни­кова. 8 мая 1967 года

Непре­мен­ной ассо­ци­а­цией с этим архи­тек­тур­ным ансам­блем был текст «Минуты молча­ния», впер­вые произ­не­сён­ный на совет­ском теле­ви­де­ние в 1965 году. Вскоре его стали транс­ли­ро­вать на фоне съёмок Могилы Неиз­вест­ного солдата — каждый год 9-го мая. Изме­не­ния в тексте до конца 1980-х годов были незна­чи­тель­ными, а до 1983 года его тради­ци­онно зачи­ты­вали Юрий Леви­тан и Вера Енютина.

Пример «Минуты молча­ния» пока­зы­вает, что тради­ция Дня Победы не несла «шапко­за­ки­да­тель­ского» посыла. Напро­тив, много гово­ри­лось о ката­строфе, траге­дии, кото­рая теперь, после двадцати лет, уже точно в прошлом, но кото­рую ещё невоз­можно забыть. Именно в 1965 году Бреж­нев публично заявил, что потери насе­ле­ния в годы войны превы­шали 20 милли­о­нов чело­век — до этого столь боль­шие оценки первые лица госу­дар­ства не озву­чи­вали.

Фраг­менты публи­ка­ции доклада Бреж­нева «Вели­кая победа совет­ского народа» в газете «Правда». 9 мая 1965 года

Память о Вели­кой Отече­ствен­ной войне была важным элемен­том иден­ти­фи­ка­ции совет­ского обще­ства не на поли­ти­че­ском или клас­со­вом уровне, а на уровне исто­ри­че­ского опыта вовле­чён­но­сти всех и каждого в единое собы­тие. Поэт Евге­ний Агра­но­вич очень точно сфор­му­ли­ро­вал эту идею в песне для фильма «Офицеры»: «Нет в России семьи такой, где б не памя­тен был свой герой».

Таким обра­зом, клас­си­че­ская совет­ская тради­ция Дня Победы сфор­ми­ро­ва­лась в сере­дине 1960-х годов и в даль­ней­шем почти не меня­лась.

Масштаб торжеств 1965 года спустя десять лет повто­рить не удалось. Боль­шое внима­ние в празд­нич­ных меро­при­я­тиях в 1975 году уделяли акту­аль­ным вопро­сам — участию моло­дёжи в совет­ской обще­ствен­ной жизни и разви­тию соли­дар­но­сти соци­а­ли­сти­че­ских стран мира, о чём свиде­тель­ствует запись программы «Время»:

Горба­чёв в годы пере­стройки не стал подвер­гать пере­смотру сложив­ши­еся тради­ции, и в 1985 году в юбилей­ном докладе даже формально отме­тил вклад в победу партий­ных и госу­дар­ствен­ных орга­нов «во главе с Гене­раль­ным секре­та­рём ЦК ВКП/б/ Иоси­фом Висса­ри­о­но­ви­чем Стали­ным». В 1990 году 9-го мая на Крас­ной площади прошёл послед­ний воен­ный парад в честь Дня Победы, а в речах мини­стра обороны Дмит­рия Язова было трудно найти намёки на бурно разви­ва­ю­щу­юся в стране пере­стройку.

В то же самое время 5 мая 1990 года в «Комсо­моль­ской правде» вышла статья «Укра­ден­ная победа», где осуж­дался сталин­ский режим, «украв­ший» плоды народ­ного подвига в годы войны. Но о пере­смотре воспри­я­тия Победы и её тради­ций стоит пого­во­рить в следу­ю­щий раз…


Читайте также наш мате­риал «Взгляд русских эмигран­тов на День Победы».

Поделиться