«Выбраковка» или забытый автопром?

Создание нового автомобиля — очень трудоёмкое дело. И чем дальше от наших дней — тем более трудоёмким был этот процесс. Сейчас концепткары слабо меняют облик перед выходом в серию, чего нельзя сказать о ситуации тридцатилетней давности. Вот, например «Москвич „Истра“», разработанный в 1985 году:

В серию, увы, он так и не пошел. Через год АЗЛК подарил советским гражданам модель «Москвич-2141», но внешнего сходства с «Истрой» в нём усмотреть трудно.

А ведь какие инновационные планы были у разработчиков «Истры»: в автомобиле должен был стоять дизель, работающий на рапсовом масле, кузов планировали изготовить из дюраля, без применения центральной стойки, вместо четырёх — две двери, открывающиеся наверх, а в салон предполагалось встроить прибор ночного видения. Показания приборов же выводились на лобовом стекле. Да ещё и разрабатывали первую в СССР автоматическую коробку передач.

Минивэны из Тольятти

Перестроечные восьмидесятые для отечественного автопрома (как и для страны) были эпохой больших надежд. Ожидания принципиально новой жизни отразились на стилистике новых автомобилей не только у конструкторов АЗЛК. Попытки Тольяттинского Автозавода создать советский класс минивэн в те годы выглядели примерно так:

Прототип назывался «Ваз Х» и о нём почти ничего неизвестно. Однако, ВАЗу всё-таки удалось создать первый российский минивэн через десять лет. Правда, выглядел он совсем иначе и был не самой удачной моделью, поэтому и пробыл на конвейере всего 8 лет.

Инновации для самых маленьких

Но вернёмся к восьмидесятым. Итак, автопроизводители создают концепты в стиле «футур», стараясь максимально изменить непритязательный облик советского автопрома.

Это — «Лада Гном», созданная для расширения линейки малолитражных отечественных автомобилей. В серию, к сожалению, прототип не пошёл и на настоящий момент сохранился лишь один экземпляр.

Автомобильные заводы России ещё не раз пытались разнообразить рынок малолитражек. Вот разработка ЗИЛ — ТМ1131, также известная как «Мишка» и «Туляк».

Вплоть до 2012 года в новостях иногда проскакивали сообщения о планах на серийное производство этого малыша, однако, конвейеров для малолитражных машин у ЗИЛа так и не нашлось.

АвтоВаз также понимал, что «Ока» нуждается в обновлении не меньше среднеразмерных седанов и хэтчбэков, поэтому параллельно «Калине» планировал запустить в серию новую «Оку».

И вновь многообещающий проект, органично дополняющий «Калину», в тираж так и не вышел.

Быть или не быть?

К сожалению, как видно из данного текста, большинство принципиально новых разработок советских конструкторов остались нереализованными. Но не всё кануло в лету, кое-какие наработки настолько понравились мировому автопрому, что были внедрены за рубежом.

Это — первый советский магистральный грузовик для дальнобойщиков — МАЗ 2000 «Перейстройка». Уникальность его конструкции — переднее расположение большей части агрегатов (двигателя, коробки передач, ведущего моста и рулевого управления). При необходимости любая из «пассивных» тележек заменялась подобным набором агрегатов, позволяя строить автопоезда любой длины и грузоподъёмности.

Модульная конструкция нового МАЗа имела оглушительный успех на Парижской автовыставке 1988-го года. Вот так охарактеризовал новый грузовик бельгийский корреспондент Филипп Ван Дорен:

«Звездой Парижского салона, бесспорно, стала „Перестройка“, прототип грузового автомобиля советских конструкторов минского автозавода. Он интересен как своим полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей, заключённой в названии автомобиля: ветер перемен подул и в области грузового автомобилестроения».

Часть инноваций «Перестройки» были внедрены в грузовиках «Рено», а лицензии на модульную конструкцию автопоезда были проданы в США и Японию.

Чем дальше в лес…

В заключении хочется сказать: отечественные инженеры не пассивно ожидали перемен, спускающихся «сверху». Они сами создавали новые концепты и решения, они творили то, что должно было стать деталями нового быта обновлённой страны. К сожалению, преображение СССР пошло далеко не так, как они ожидали, и большинство разработок так и не было внедрено. Но сами разработки, концепции, идеи и сами люди — были. Так, конструктор «Гнома» стал в дальнейшем главным конструктором ВАЗа и участвовал в обновлении облика автомобильного ряда завода.

Поделиться