«Выбраковка» или забытый автопром?

Созда­ние нового авто­мо­биля — очень трудо­ём­кое дело. И чем дальше от наших дней — тем более трудо­ём­ким был этот процесс. Сейчас концепт­кары слабо меняют облик перед выхо­дом в серию, чего нельзя сказать о ситу­а­ции трид­ца­ти­лет­ней давно­сти. Вот, напри­мер «Моск­вич „Истра“», разра­бо­тан­ный в 1985 году:

В серию, увы, он так и не пошел. Через год АЗЛК пода­рил совет­ским граж­да­нам модель «Моск­вич-2141», но внеш­него сход­ства с «Истрой» в нём усмот­реть трудно.

А ведь какие инно­ва­ци­он­ные планы были у разра­бот­чи­ков «Истры»: в авто­мо­биле должен был стоять дизель, рабо­та­ю­щий на рапсо­вом масле, кузов плани­ро­вали изго­то­вить из дюраля, без приме­не­ния централь­ной стойки, вместо четы­рёх — две двери, откры­ва­ю­щи­еся наверх, а в салон пред­по­ла­га­лось встро­ить прибор ночного виде­ния. Пока­за­ния прибо­ров же выво­ди­лись на лобо­вом стекле. Да ещё и разра­ба­ты­вали первую в СССР авто­ма­ти­че­скую коробку пере­дач.

Минивэны из Тольятти

Пере­стро­еч­ные вось­ми­де­ся­тые для отече­ствен­ного авто­прома (как и для страны) были эпохой боль­ших надежд. Ожида­ния прин­ци­пи­ально новой жизни отра­зи­лись на стили­стике новых авто­мо­би­лей не только у конструк­то­ров АЗЛК. Попытки Тольят­тин­ского Авто­за­вода создать совет­ский класс мини­вэн в те годы выгля­дели примерно так:

Прото­тип назы­вался «Ваз Х» и о нём почти ничего неиз­вестно. Однако, ВАЗу всё-таки удалось создать первый россий­ский мини­вэн через десять лет. Правда, выгля­дел он совсем иначе и был не самой удач­ной моде­лью, поэтому и пробыл на конвей­ере всего 8 лет.

Инновации для самых маленьких

Но вернёмся к вось­ми­де­ся­тым. Итак, авто­про­из­во­ди­тели создают концепты в стиле «футур», стара­ясь макси­мально изме­нить непри­тя­за­тель­ный облик совет­ского авто­прома.

Это — «Лада Гном», создан­ная для расши­ре­ния линейки мало­лит­раж­ных отече­ствен­ных авто­мо­би­лей. В серию, к сожа­ле­нию, прото­тип не пошёл и на насто­я­щий момент сохра­нился лишь один экзем­пляр.

Авто­мо­биль­ные заводы России ещё не раз пыта­лись разно­об­ра­зить рынок мало­лит­ра­жек. Вот разра­ботка ЗИЛ — ТМ1131, также извест­ная как «Мишка» и «Туляк».

Вплоть до 2012 года в ново­стях иногда проска­ки­вали сооб­ще­ния о планах на серий­ное произ­вод­ство этого малыша, однако, конвей­е­ров для мало­лит­раж­ных машин у ЗИЛа так и не нашлось.

Авто­Ваз также пони­мал, что «Ока» нужда­ется в обнов­ле­нии не меньше сред­не­раз­мер­ных седа­нов и хэтч­б­э­ков, поэтому парал­лельно «Калине» плани­ро­вал запу­стить в серию новую «Оку».

И вновь много­обе­ща­ю­щий проект, орга­нично допол­ня­ю­щий «Калину», в тираж так и не вышел.

Быть или не быть?

К сожа­ле­нию, как видно из данного текста, боль­шин­ство прин­ци­пи­ально новых разра­бо­ток совет­ских конструк­то­ров оста­лись нере­а­ли­зо­ван­ными. Но не всё кануло в лету, кое-какие нара­ботки настолько понра­ви­лись миро­вому авто­прому, что были внед­рены за рубе­жом.

Это — первый совет­ский маги­страль­ный грузо­вик для даль­но­бой­щи­ков — МАЗ 2000 «Перей­стройка». Уникаль­ность его конструк­ции — перед­нее распо­ло­же­ние боль­шей части агре­га­тов (двига­теля, коробки пере­дач, веду­щего моста и руле­вого управ­ле­ния). При необ­хо­ди­мо­сти любая из «пассив­ных» теле­жек заме­ня­лась подоб­ным набо­ром агре­га­тов, позво­ляя стро­ить авто­по­езда любой длины и грузо­подъ­ём­но­сти.

Модуль­ная конструк­ция нового МАЗа имела оглу­ши­тель­ный успех на Париж­ской авто­вы­ставке 1988-го года. Вот так охарак­те­ри­зо­вал новый грузо­вик бель­гий­ский корре­спон­дент Филипп Ван Дорен:

«Звез­дой Париж­ского салона, бесспорно, стала „Пере­стройка“, прото­тип грузо­вого авто­мо­биля совет­ских конструк­то­ров минского авто­за­вода. Он инте­ре­сен как своим полно­стью нетра­ди­ци­он­ным замыс­лом, так и идеей, заклю­чён­ной в назва­нии авто­мо­биля: ветер пере­мен подул и в обла­сти грузо­вого авто­мо­би­ле­стро­е­ния».

Часть инно­ва­ций «Пере­стройки» были внед­рены в грузо­ви­ках «Рено», а лицен­зии на модуль­ную конструк­цию авто­по­езда были проданы в США и Японию.

Чем дальше в лес…

В заклю­че­нии хочется сказать: отече­ствен­ные инже­неры не пассивно ожидали пере­мен, спус­ка­ю­щихся «сверху». Они сами созда­вали новые концепты и реше­ния, они творили то, что должно было стать дета­лями нового быта обнов­лён­ной страны. К сожа­ле­нию, преоб­ра­же­ние СССР пошло далеко не так, как они ожидали, и боль­шин­ство разра­бо­ток так и не было внед­рено. Но сами разра­ботки, концеп­ции, идеи и сами люди — были. Так, конструк­тор «Гнома» стал в даль­ней­шем глав­ным конструк­то­ром ВАЗа и участ­во­вал в обнов­ле­нии облика авто­мо­биль­ного ряда завода.

Поделиться