Русский след в западном глянце. Harper’s Bazaar

Чита­те­ли наше­го жур­на­ла зна­ют, что автор руб­ри­ки «На чуж­бине» — зна­ток раз­ных сто­рон жиз­ни рус­ских эми­гран­тов. Чаще все­го эта жизнь была свя­за­на с нелёг­кой судь­бой поли­ти­че­ских эми­гран­тов раз­ных волн и мастей. Ока­зав­шись вне роди­ны, наши сооте­че­ствен­ни­ки заду­мы­ва­лись о судь­бе стра­ны, поли­ти­ке,  фило­со­фии, культуре… 

Но быва­ли и дру­гие, неожи­дан­ные сто­ро­ны, в кото­рых про­яв­ля­ли себя за рубе­жом эми­гран­ты. В неболь­шом цик­ле ста­тей Клим Тара­ле­вич рас­ска­жет, как рус­ские худож­ни­ки, дизай­не­ры и фото­гра­фы пре­об­ра­зи­ли  запад­ные глян­це­вые жур­на­лы XX века.


Когда несколь­ко лет назад я эми­гри­ро­вал в Лон­дон, меня увлек­ла запад­ная живо­пись и гра­фи­ка пер­вой поло­ви­ны и сере­ди­ны ХХ века. Осо­бен­но мне полю­би­лись фран­цуз­ские посте­ры и облож­ки глян­це­вых аме­ри­кан­ских жур­на­лов. Ясные и про­стые фор­мы, яркие цве­та, смесь ар-деко, кубиз­ма, сюр­ре­а­лиз­ма, ощу­ще­ние бью­щей жиз­ни сто­лич­но­го мега­по­ли­са, а глав­ное, све­жесть этих дизай­нов (спу­стя 80 лет с тех пор!) — всё это запа­ло мне в душу, как и сот­ням, если не мил­ли­о­нам, дру­гих люби­те­лей той эпохи.

Облож­ка Harper’s Bazaar — плод рабо­ты двух рус­ских эми­гран­тов: худож­ни­ка Адоль­фа Кас­сандра и арт-дирек­то­ра Алек­сея Бро­до­ви­ча. Октябрь 1937 года

Како­во же было моё удив­ле­ние, когда ока­за­лось, что огром­ная часть тех работ была созда­на рус­ски­ми эми­гран­та­ми. А может, неспро­ста мне сра­зу при­мель­ка­лись имен­но те рабо­ты, пото­му что в них мои гла­за раз­гля­де­ли что-то неуло­ви­мо рус­ское, даже несмот­ря на то, что эти дизай­не­ры ред­ко обра­ща­лись к оте­че­ствен­ной тематике?

Облож­ка жур­на­ла Harper’s Bazaar, выпол­нен­ная арт-дирек­то­ром жур­на­ла — Алек­се­ем Бро­до­ви­чем. Август 1940 года

Хотя глян­це­вый жур­нал — это отнюдь не аме­ри­кан­ское изоб­ре­те­ние, и США пер­вой поло­ви­ны XX века — это толь­ко одна из лиди­ру­ю­щих куль­тур­ных дер­жав, но ещё не самая глав­ная, имен­но в этой точ­ке пере­се­ка­ют­ся био­гра­фии почти всех наших героев.

Облож­ка жур­на­ла Harper’s Bazaar, январь 1915 года. Это пер­вая облож­ка, выпол­нен­ная Рома­ном Тыр­то­вым для жур­на­ла и, ско­рее все­го, вооб­ще пер­вая запад­ная глян­це­вая облож­ка, сде­лан­ная рус­ским человеком

Занят­но и то, что у мно­гих наших пер­со­на­лий меж­ду Рос­си­ей и США была оста­нов­ка в Пари­же. Оба фак­та лег­ко объ­яс­ни­мы. Париж был сто­ли­цей рус­ской эми­гра­ции в меж­во­ен­ный пери­од, и прак­ти­че­ски вся рус­ско-эми­грант­ская куль­тур­ная эли­та тяну­лась в этот город. Аме­ри­ка тоже была не менее при­вле­ка­тель­ным местом, и туда ещё с 1920‑х потя­ну­лись рус­ские с ком­мер­че­ской или изоб­ре­та­тель­ской жил­кой (Сикор­ский, Зво­ры­кин), а в 1930‑х уже и интел­ли­ген­ция, почув­ство­вав­шая, что в Евро­пе пах­нет жареным.

Рабо­та Нико­лая Реми­зо­ва-Васи­лье­ва для Vanity Fair, март 1923 года. Одна из пер­вых обло­жек, сде­лан­ных рус­ским худож­ни­ком для аме­ри­кан­ско­го глян­ца (если, разу­ме­ет­ся, не брать в рас­чёт Эрте)

Цикл в четы­рёх частях — попыт­ка рекон­стру­и­ро­вать рус­ский след в запад­ном глян­це ХХ века через повест­во­ва­ние био­гра­фий деся­ти клю­че­вых иллю­стра­то­ров и арт-дирек­то­ров аме­ри­кан­ской глян­це­вой инду­стрии. Пер­вая ста­тья посвя­ще­на рус­ским сотруд­ни­кам глян­це­во­го изда­ния Harper’s Bazaar.


Эрте

Я не исклю­чаю, что аме­ри­кан­ский жур­нал мод Harper’s Bazaar не был пер­вым запад­ным глян­цем, кото­рый при­влёк для созда­ния обло­жек на посто­ян­ной осно­ве рус­ско­го чело­ве­ка. Но мож­но точ­но ска­зать, что Harper’s стал пер­вым извест­ным жур­на­лом, сде­лав­ший это.

Имя рус­ско­го дебю­тан­та — Роман Пет­ро­вич Тыр­тов, более извест­ный как Эрте. В 1915 году Рома­ну было все­го 23 года, но он уже успел сде­лать себе имя ори­ги­наль­но­го иллю­стра­то­ра и моде­лье­ра за пять лет, про­ве­дён­ных в Пари­же. Более того, Тыр­тов уже умуд­рил­ся поссо­рить­ся со сво­им началь­ни­ком Полем Пуа­ре, вла­дель­цем соб­ствен­но­го безум­но попу­ляр­но­го в 1910–1920‑х париж­ско­го ате­лье, у кото­ро­го через 10 лет нача­ла карье­ру моде­ли буду­щая звез­да фран­цуз­ско­го кино Киса Куп­ри­на.

Облож­ка Harper’s Bazar, январь 1918 года от Эрте. В Петер­бур­ге уже вовсю пылал огонь рево­лю­ции, но не для Тыр­то­ва, кото­рый если и видил огонь, то толь­ко в камине в сво­ём поме­стье в Монако

Роман был не толь­ко отлич­ным худож­ни­ком, но и умел про­да­вать себя. Ещё рабо­тая на Пуарэ, он парал­лель­но про­да­вал эски­зы в Аме­ри­ку. Когда фран­цуз узнал, что Эрте не про­сто рабо­та­ет на сто­роне, а ещё и рекла­ми­ру­ет сто­рон­ние эски­зы как рабо­ты моде­лье­ра его ате­лье, то Поль подал в суд. Тыр­тов про­иг­рал и был вынуж­ден выпла­тить круп­ную ком­пен­са­цию быв­ше­му рабо­то­да­те­лю. На целых десять лет Эрте поки­нул фран­цуз­скую сто­ли­цу, посе­лив­шись в не менее эле­гант­ном месте — Монте-Карло.

Облож­ка Эрте для Harper’s Bazar, март 1921 года. В Рос­сии уже седь­мой год идут потря­се­ния, а Тыр­тов уже дав­но обос­но­вал­ся на Запа­де. Рево­лю­ция затро­ну­ла семью Рома­на, но он сумел пере­вез­ти обо­их роди­те­лей во Фран­цию в 1923 году

Хотя слу­чай с Пуарэ не погу­бил пол­но­стью репу­та­цию Эрте в Пари­же, он решил дивер­си­фи­ци­ро­вать порт­фо­лио кли­ен­тов и стал ори­ен­ти­ро­вать­ся на аме­ри­кан­ский рынок. В том же 1915 году дво­ю­род­ный брат Рома­на, Нико­лай, пред­ла­га­ет попро­бо­вать отпра­вить эски­зы обло­жек в аме­ри­кан­ский Harper’s Bazar (тогда ещё с одной «а»). И про­ис­хо­дит чудо! Мало того, что облож­ку Эрте при­ня­ли и опуб­ли­ко­ва­ли, но его сотруд­ни­че­ство с жур­на­лом рас­тя­ну­лось аж на два десятилетия.

Роман Тыр­тов со сво­и­ми моде­ля­ми, пер­вая поло­ви­на 1910‑х годов

Это вполне себе срок! За те же годы в Рос­сии сме­нил­ся деся­ток пре­мьер-мини­стров, пять глав госу­дар­ства, сам режим, а Эрте всё это вре­мя рисо­вал облож­ки во Фран­ции. Насколь­ко же пора­зи­те­лен и тот факт, что хоть и дело было сто­ле­тие назад, а рабо­чие отно­ше­ния Эрте с жур­на­лом были сугу­бо дистан­ци­он­ны­ми. Рабо­ты он отсы­лал по почте, по почте же полу­чал жало­ва­ние. Гло­ба­ли­за­ция на Запа­де насту­пи­ла отнюдь не недавно.

Дол­го­вре­мен­ный кон­тракт с Harper’s Bazaar Эрте полу­чил бла­го­да­ря прыт­ко­сти. В 1916 году Роман, как насто­я­щий ком­мер­сант, отпра­вил иллю­стра­ции пря­мо­му кон­ку­рен­ту «База­ра» — в жур­нал Vogue. Там их напе­ча­та­ли в июль­ских и авгу­стов­ских номе­рах… чем вынужди­ли Harper’s Bazaar под­пи­сать деся­ти­лет­ний кон­тракт с Эрте, запре­ща­ю­щий рабо­ту «на стороне».

Тыр­тов успел пора­бо­тать на жур­нал, ещё когда тот назы­вал­ся Harper’s Bazar, в честь немец­ко­го глян­це­во­го жур­на­ла XIX века — Das Bazar. Это одна из обло­жек в пери­од до пере­име­но­ва­ния. Май 1929 года, автор иллю­стра­ции — Эрте

Но Эрте не при­шлось жалеть о служ­бе заоке­ан­ско­му рабо­то­да­те­лю. С янва­ря 1915 года по декабрь 1936-го его рисун­ки будут опуб­ли­ко­ва­ны в 264 выпус­ках, из кото­рых 240 будут носить облож­ку его дизай­на. Все­го за 21 год жур­нал опуб­ли­ку­ет две с поло­ви­ной тыся­чи иллю­стра­ций Эрте. Тыр­тов быст­ро стал любим­чи­ком тогдаш­не­го изда­те­ля жур­на­ла — медиа­маг­на­та Вилья­ма Ран­доль­фа Хер­ста. Когда Херст счи­тал, что сотруд­ник достой­ный или вооб­ще уни­каль­ный, то ему давал­ся вез­де зелё­ный свет. Эрте пла­ти­ли «выше рын­ка», со вре­ме­нем он стал вести колон­ку о париж­ской моде. В 1920‑х годах Херст нена­дол­го устро­ил Рома­на рабо­тать в Гол­ли­ву­де арт-дирек­то­ром, выпол­нять дизай­ны костю­мов и деко­ра­ций для фильмов.

Облож­ка Harper’s Bazaar, август 1934 года. Эрте

Херст был нова­то­ром. Имен­но он пер­вым запу­стил выпуск цвет­ных бес­плат­ных при­ло­же­ний к вос­крес­ным выпус­кам жур­на­лов (colour supplements). Эрте тоже был нова­то­ром. Костю­мы его дизай­на опе­ре­жа­ли эпо­ху и выгля­дят мод­но, стиль­но и ори­ги­наль­но даже сей­час. То же самое мож­но ска­зать и о его облож­ках. Хотя по мане­ре боль­шин­ство тво­ре­ний Эрте сде­ла­ны в сти­ле ар-деко, Тыр­тов нико­гда не стре­мил­ся быть «в трен­де» и ори­ен­ти­ро­вать­ся на послед­нюю моду. Воз­мож­но, здесь ска­за­лось то, что, будучи «изгнан­ным» из Пари­жа в 1915 году, Эрте рабо­тал все­гда дистан­ци­он­но и нико­гда не вхо­дил в какие-либо груп­пи­ров­ки или тусов­ки, пред­по­чи­тая быть как бы «над схваткой».

В сере­дине 1930‑х, прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но с тем, как уйшёл из жиз­ни Эрте его воз­люб­лен­ный и одно­вре­мен­но быв­ший его мене­дже­ром князь Нико­лай Уру­сов, из жиз­ни Эрте ушёл и Harper’s Bazaar. Вильям Херст поки­нул мир глян­ца, пол­но­стью сфо­ку­си­ро­вав­шись на Голливуде.

Одна из послед­них работ Эрте для Harper’s Bazaar уже под началь­ством дру­го­го рус­ско­го, Алек­сея Бро­до­ви­ча. Сен­тябрь 1936 года

На сотруд­ни­че­стве с Harper’s Bazaar твор­че­ская жизнь Эрте не закон­чи­лась: он рабо­тал гра­фи­ком, скуль­пто­ром, сце­но­гра­фом, деко­ра­то­ром инте­рье­ров из Пари­жа. В 1960‑х у него даже была минут­ка сла­вы, когда совре­мен­ни­ки эпо­хи ар-деко вспо­ми­на­ли моло­дость и пред­ме­ты того вре­ме­ни, вклю­чая дизай­ны Эрте, а бэби-бумер­ская моло­дёжь вдох­нов­ля­лась гра­фи­кой того вре­ме­ни, рисуя пси­хо­де­ли­че­ские посте­ры, на кото­рых замет­но силь­ное вли­я­ние пла­ка­тов 1910‑х годов.

Постер Эрте для рус­ско­го ресто­ра­на «Рас­пу­тин» на Champs-Elysee в Пари­же, 1960‑е годы

У Рома­на Пет­ро­ви­ча в те годы про­шло несколь­ко выста­вок в глав­ных сто­ли­цах мира (Лон­дон, Париж, Нью-Йорк), о нём вышло несколь­ко книг, а извест­ные дизай­не­ры того вре­ме­ни а‑ля Энди Вор­хо­ла гово­ри­ли о вли­я­нии Эрте на свои работы.

Роман Пет­ро­вич Эрте в воз­расте 87 лет у себя дома в Пари­же, 1980 год

Эрте умер в воз­расте 97 лет, аж в 1990 году, чем поста­вил в неудоб­ное поло­же­ние люби­те­лей его дизай­нов, жела­ю­щих исполь­зо­вать их после его смер­ти. По зако­нам миро­во­го копи­рай­тин­га его рабо­ты нахо­дят­ся под защи­той сих пра­вил как мини­мум 75 лет после смер­ти. Так что всем люби­те­лям работ Эрте, кото­рым при­гля­ну­лись его дизай­ны нача­ла ХХ века, при­дёт­ся отстё­ги­вать копе­еч­ку фон­ду Эрте за их исполь­зо­ва­ние ещё на про­тя­же­нии несколь­ких десятилетий.


Алексей Бродович

Иро­ния судь­бы, но чело­ве­ком, кото­рый решил боль­ше не рабо­тать с Эрте в «База­ре», стал тоже рус­ский дво­ря­нин. Его имя — Алек­сей Чесла­во­вич Бро­до­вич, арт-дирек­тор Harper’s Bazaar с 1934 года.

Алек­сей Бро­до­вич — сол­дат Белой армии. Юг Рос­сии, 1918 год

Бро­до­вич и Эрте рабо­та­ли три года вме­сте, но толь­ко до тех пор, пока Херст был вла­дель­цем жур­на­ла. Для инно­ва­то­ра Бро­до­ви­ча вели­ко­леп­ные рабо­ты Эрте были слиш­ком старомодными.

Если облож­ки Эрте — это хоть и яркая, но всё же толь­ко гла­ва в исто­рии жур­на­ла, то арт-дирек­тор­ство Бро­до­ви­ча ста­ло целой эпо­хой. По воз­рас­ту Рома­на и Алек­сея раз­де­ля­ло все­го шесть лет. Оба про­ис­хо­ди­ли из бла­го­род­ных семей тогдаш­не­го рус­ско­го сред­не­го клас­са, оба учи­лись в Пите­ре изящ­ным искус­ствам. Одна­ко Эрте поки­нул Рос­сию до вой­ны, задол­го до рево­лю­ци­он­ных потря­се­ний, про­жив самые «жар­кие» годы на отши­бе в Мона­ко. Бро­до­вич же «хлеб­нул» эпо­хи по пол­ной. Он успел пово­е­вать ещё с нем­ца­ми, поз­же сра­жал­ся в Белой армии на юге Рос­сии, затем бежал от боль­ше­ви­ков через Одес­су, Кис­ло­водск и Ново­рос­сийск в Кон­стан­ти­но­поль, отку­да поз­же при­был в Париж.

Во фран­цуз­ской сто­ли­це Бро­до­вич поста­вил себе цель стать худож­ни­ком или гра­фи­че­ским арти­стом (дизай­не­ром). Как Эрте, так и Бро­до­ви­чу повез­ло пора­бо­тать на бале­ты Сер­гея Дяги­ле­ва. Они оба дела­ли для него посте­ры, оформ­ля­ли деко­ра­ции. Вооб­ще вклад Дяги­ле­ва в рус­ско-эми­грант­скую куль­ту­ру про­сто неоце­ним. Сер­гей Пав­ло­вич дал воз­мож­ность зара­бот­ка десят­кам начи­на­ю­щих рус­ских худож­ни­ков и тан­цо­ров в нача­ле их карье­ры и пре­бы­ва­ния на Запа­де, тем самым дав им путёв­ку в жизнь.

Постер рус­ско-эми­грант­ско­го бала Bal Banal. 1924 год

Пер­вой визит­ной кар­точ­кой Бро­до­ви­ча стал постер для париж­ско­го бала-мас­ка­ра­да рус­ских эми­гран­тов Bal Banal в 1924 году. С этим пла­ка­том Бро­до­вич выиг­рал кон­курс на луч­ший постер в Пари­же. О том, насколь­ко серьёз­ный был кон­курс, гово­рит тот факт, что сам Паб­ло Пикассо полу­чил толь­ко вто­рое место (то есть после Бродовича).

После это­го дости­же­ния карье­ра Алек­сея Чесла­во­ви­ча стре­ми­тель­но пошла в гору. К кон­цу 1920‑х у него было успеш­ное реклaм­ное агент­ство L’Atelier A.B. в Пари­же. Кли­ен­та­ми Бро­до­ви­ча ста­ли такие ико­ны, как транс­порт­ная ком­па­ния Cunard, радио­ком­па­ния Union Radio Paris, сеть сто­лич­ных уни­вер­ма­гов Aux Trois Quartiers.

Постер меж­ат­лан­ти­че­ских кру­и­зов «Париж — Север­ная Аме­ри­ка» ком­па­нии Cunard. Рабо­та Алек­сея Бро­до­ви­ча, вто­рая поло­ви­на 1920‑х годов

В кон­це 1920‑х нова­тор­ские рабо­ты Бро­до­ви­ча при­ме­тил заез­жий в сто­ли­цу гла­ва Pennsylvania University Museum. В 1930 году, на фоне начав­шей­ся эко­но­ми­че­ской депрес­сии, Бро­до­вич полу­чил вели­ко­леп­ней­шее пред­ло­же­ние от аме­ри­кан­цев — воз­гла­вить Депар­та­мент реклaм­но­го дизай­на (Advertising Design Department) в Pennsylvania Museum School of Industrial Art. Воз­мож­ность рабо­тать в сфе­ре обра­зо­ва­ния и не зави­сеть от эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции, когда ком­па­нии уре­за­ли бюд­же­ты и пред­по­чи­та­ли тра­ди­цию инно­ва­ции в рекла­ме, ста­ла уда­чей для Алек­сея Чеславовича.

Бро­до­вич понра­вил­ся сту­ден­там. Так как в Аме­ри­ке ещё не появи­лась своя креп­кая гра­фи­че­ская арт-шко­ла, там пра­ви­ли брал местеч­ко­вые худож­ни­ки, и Алек­сей Чесла­во­вич, будучи звез­дой куль­тур­ной сто­ли­цы мира, Пари­жа, был обре­чён поко­рить Америку.

Для сту­ден­тов учё­ба у Бро­до­ви­ча была окном в абсо­лют­но новый мир. Так как Алек­сей нико­гда не учил­ся на Запа­де, да ещё и про­шёл вой­ну, мяг­ким англо-сак­сон­ским юно­шам и девуш­кам мето­ды Бро­до­ви­ча каза­лись ино­гда слиш­ком ино­пла­нет­ны­ми. Он тер­петь не мог посред­ствен­ность и нико­гда не скры­вал сво­е­го мне­ния. Если Бро­до­ви­чу не нра­ви­лась чья-то рабо­та, он на весь класс рас­кла­ды­вал по косточ­кам, что кон­крет­но в ней не так. Алек­сей Чесла­во­вич про­во­ци­ро­вал уче­ни­ков: один день он гово­рил одно, дру­гой — дру­гое. При этом Бро­до­вич уде­лял вни­ма­ние каж­до­му. Он при­гла­шал сту­ден­тов к себе домой на лек­ции, давал им воз­мож­ность рабо­тать вме­сте с ним над дизай­ном его раз­но­об­раз­ных ком­мер­че­ских про­ек­тов, кото­рые у него зака­зы­вал част­ный бизнес.

Несмот­ря на все «осо­бен­но­сти» Алек­сея Чесла­во­ви­ча сту­ден­ты не про­сто обо­жа­ли его, но он вырас­тил целое поко­ле­ние нова­тор­ских аме­ри­кан­ских дизай­не­ров, фото­гра­фов, арт-дирек­то­ров, создав­ших совре­мен­ный образ запад­ной глян­це­вой инду­стрии, рабо­тая в таких гиган­тах как CBS, IBM, Newsweek, Harper’s Bazaar, Vogue, Vanity Fair, Rolling Stone и мно­гих других.

Облож­ка Harper’s Bazaar с фото­гра­фи­ей люби­мо­го уче­ни­ка Бро­до­ви­ча Ричар­дa Аве­до­на. Фев­раль 1960 года

В 1934 году Бро­до­ви­чу пред­ло­жи­ли отве­чать за дизайн круп­но­го арт-меро­при­я­тия 13th Annual Art Directors Exhibition в Rockefeller Center в Нью-Йор­ке. Уви­дев его стиль, ново­на­зна­чен­ный глав­ный редак­тор Harper’s Bazaar Кар­мель Сноу понял, что Алек­сей Чесла­во­вич имен­но тот, кто выве­дет жур­нал на пер­вое место. Сноу подо­шла на выстав­ке к Бро­до­ви­чу мило побе­се­до­вать, а уже через 10 минут Алек­сей Чесла­во­вич под­пи­сы­вал кон­тракт на долж­ность арт-дирек­то­ра в Harper’s Bazaar.

Облож­ка Harper’s Bazaar. Фев­раль 1939 года. До Бро­до­ви­ча нико­му не при­хо­ди­ло в голо­ву исполь­зо­вать сюр­ре­а­лизм в ком­мер­че­ских целях

После под­пи­са­ния дого­во­ра, чуть ли не сле­ду­ю­щим же днём Бро­до­вич поехал в Париж, что­бы зазвать к сотруд­ни­че­ству с жур­на­лом луч­ших фран­цуз­ских худож­ни­ков-пла­ка­ти­стов, таких как Жан Кокто, Кас­сандр, Марк Шагал и дру­гих. Ито­гом при­хо­да этих лиц в жур­нал, к сожа­ле­нию, стал уход Эрте, но Бро­до­вич знал, что делал. Толь­ко взгля­ни­те на эти чудес­ные сюр­ре­а­ли­сти­че­ские дизай­ны обло­жек, сде­лан­ных в пол­ном соот­вет­ствии послед­ней моде 1930‑х годов. До Бро­до­ви­ча никто и не думал, что такие стран­ные для боль­шин­ства пуб­ли­ки худо­же­ства мож­но бес­по­щад­но и успеш­но ком­мер­че­ски эксплуатировать.

The Ultra Violets Harper’s Bazaar. Август 1958 года. В дизайне фото­ре­пор­та­жа Алек­сей Бро­до­вич исполь­зо­вал свой люби­мый метод пустых пространств

Бро­до­вич зани­мал­ся не толь­ко облож­ка­ми. Он был одним из родо­на­чаль­ни­ков жан­ра fashion photography, story-telling спо­со­ба фото­ре­пор­та­жа, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния с цве­том. Ино­гда, конеч­но, пред­ло­же­ния Алек­сея Чесла­во­ви­ча не очень захо­ди­ли началь­ству, так как они счи­та­ли, что Бро­до­вич слиш­ком увле­ка­ет­ся арти­стиз­мом. Алек­сей Чесла­во­вич любил исполь­зо­вать negative space (пустые про­стран­ства) на посте­рах, облож­ках, стра­ни­цах жур­на­ла с иллю­стра­ци­я­ми. И всё бы хоро­шо, но так как это жур­нал, это зна­чи­ло, что ста­тьи, репор­та­жи, замет­ки при­хо­ди­лось нещад­но сокра­щать, что­бы уго­дить стро­го­му арт-директору.

Как и мно­гие дру­гие выда­ю­щи­е­ся рус­ские аме­ри­кан­цы, Алек­сей Чесла­во­вич рабо­тал на депар­та­мент пси­хо­ло­ги­че­ской борь­бы Ген­шта­ба США (пре­док ЦРУ), рисуя про­па­ган­дист­ские посте­ры для аме­ри­кан­цев и мест­но­го насе­ле­ния наций-про­тив­ни­ков. Это его постер 1942 года для Испа­нии (кото­рая, напом­ню, была ней­траль­ной) о том, что «сво­бо­да сло­ва — это одна из четы­рёх сво­бод, за кото­рые борют­ся союзники»

В 1940‑х годах, когда у жур­на­лов появи­лась воз­мож­ность печа­тать цвет­ные фото­гра­фии в хоро­шем каче­стве и по доступ­ной цене, Бро­до­вич не был бы Бро­до­ви­чем, если бы не шёл про­тив вет­ра. Ясным и чёт­ким фото­гра­фи­ям он пред­по­чи­тал смут­ные, раз­мы­тые, рас­фо­ку­си­ро­ван­ные образы.

Зна­ме­ни­тая фото­гра­фия Теда Кро­не­ра New York at Night (1948 год) полу­чи­лась слу­чай­но, когда фото­граф по тре­бо­ва­нию Бро­до­ви­ча пытал­ся сде­лать необыч­ную фото­гра­фию и сде­лал кадр без фоку­си­ров­ки. Алек­сей Чесла­во­вич был в восторге

К 1950‑м годам Алек­сей Чесла­во­вич под нажи­мом пыш­ной и бога­той эпо­хи (а так­же сво­их началь­ниц!) при­вёл сти­ли­сти­ку жур­на­ла к наи­бо­лее близ­кой совре­мен­но­сти — изыс­кан­но­му глян­це­во­му гла­му­ру. В 1958 году пожи­лой бело­гвар­де­ец нако­нец поки­нул жур­нал и стал фри­лан­се­ром. Место Бро­до­ви­ча занял один из его учеников.

Облож­ка Harper’s Bazaar, выпол­нен­ная Бро­до­ви­чем сов­мест­но с его уче­ни­ком-фото­гра­фом Ричар­дом Аве­до­ном, октябрь 1954 года. Богат­ство Аме­ри­ки 1950‑х заста­ви­ло дизай­не­ра повер­нуть от сюр­ре­а­лиз­ма к гламуру

Конеч­но, поки­дать наси­жен­ное место все­гда груст­но, но Алек­сей Чесла­во­вич внёс себя не толь­ко в исто­рию жур­на­ла, но и в исто­рию аме­ри­кан­ско­го и обще­ми­ро­во­го гра­фи­че­ско­го дизай­на. Тот факт, что его наслед­ни­ком стал уче­ник, лишь под­чёр­ки­ва­ет вели­чие и талант Алек­сея Чеславовича.


Кассандр

Одной из глав­ных звёзд само­го арти­сти­че­ско­го горо­да пла­не­ты в меж­во­ен­ные годы был моло­дой харь­ков­ча­нин — Адольф Жан Мари Мурон, име­но­вав­ший себя Кассандр.

Кас­сандр на фото 1930 года выгля­дел под стать сво­им гра­фи­че­ским рабо­там — све­жий, изящ­ный и нагловатый.

Роди­те­ли Муро­на, быв­шие пред­при­ни­ма­те­ля­ми в Мало­рос­сии, здра­во реши­ли поки­нуть Рос­сию ещё в 1915 году, когда Кас­сан­дру было все­го 14 лет. В Пари­же Адольф посту­пил в Ecole de Beaux Art (шко­лу изящ­ных искусств) и окон­чил её как раз после побе­ды Фран­ции в Пер­вой миро­вой войне. В стране тогда нача­лась новая эпо­ха, под­стёг­ну­тая эко­но­ми­че­ским бумом, и биз­нес вкла­ды­вал боль­шие день­ги в реклaм­ную гра­фи­ку, чем дал воз­мож­ность вовсю раз­вер­нуть­ся моло­дым дизайнерам-инноваторам.

Как и Бро­до­ви­чу, Адоль­фу в нача­ле карье­ры повез­ло выиг­рать пер­вое место в важ­ном кон­кур­се. Он взял глав­ный приз за луч­ший постер на пре­стиж­ней­шей Меж­ду­на­род­ной выстав­ке совре­мен­ных деко­ра­тив­ных и про­мыш­лен­ных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes) в 1925 году. Имен­но по назва­нию этой выстав­ки поз­же полу­чит своё имя стиль Art Deco (сокра­щён­ное от Arts Decoratifs).

Рабо­ты Кас­сандра на сты­ке сюр­ре­а­лиз­ма и кубиз­ма при­шлись по нра­ву фран­цуз­ской пуб­ли­ке. Адоль­фу не было ещё 30 лет, а к сере­дине 1920‑х годов он уже стал совла­дель­цем и управ­ля­ю­щим кре­а­тив­но­го агент­ства Alliance Graphique. Ещё Кас­сандр пре­по­да­вал гра­фи­че­ский дизайн в École des Arts Décoratifs и École d’Art Graphique, что и по сего­дняш­ним мер­кам явля­ет­ся круп­ным дости­же­ни­ем для моло­до­го человека.

Серия реклaм­ных пла­ка­тов вин­но­го брен­да Dubonnet, постро­ен­ная на игре слов: dubo («хоро­шо»), dubon («отлич­но»), Dubonnet (имя брен­да). Это ещё одна из визит­ных кар­то­чек Кас­сандра. Неко­то­рые из этих пла­ка­тов про­ви­се­ли на сте­нах Пари­жа аж до 1980‑х годов

Когда Алек­сей Бро­до­вич воз­гла­вил пост арт-дирек­то­ра Harper’s Bazaar, одной из пер­вых фран­цуз­ских звёзд, кото­рую он при­гла­сил к сотруд­ни­че­ству, был Кас­сандр. Адольф пере­ехал в Нью-Йорк на три года — с 1936-го по 1939‑й. В год при­ез­да Бро­до­вич устро­ил Муро­ну пыш­ную выстав­ку работ в Museum of Modern Art на Ман­х­эт­тене, после кото­рой на Кас­сандра посы­па­лись зака­зы от американцев.

Облож­ка Harper’s Bazaar, март 1939 года. Сюр­ре­а­ли­сти­че­ские рабо­ты Кас­сандра при­во­ди­ли в вос­торг американцев

В 1939 году, когда про­ни­ца­тель­ные евро­пей­цы уже бежа­ли на дру­гой мате­рик, пред­чув­ствуя миро­вую бой­ню, Адольф вер­нул­ся в Париж. Более того, когда нач­нёт­ся «стран­ная вой­на» с Гер­ма­ни­ей, Кас­сандр пошёл слу­жить во фран­цуз­скую армию про­стым сол­да­том. Впро­чем, худож­ни­ку повез­ло — его тёз­ка Адольф Ало­изо­вич про­вёл фран­цуз­скую кам­па­нию так быст­ро, что Кас­сандр и не успел тол­ком пово­е­вать и вер­нул­ся к реме­с­лу. Имен­но в те годы Кас­сандр сде­лал несколь­ко про­ек­тов для рус­ско-фран­цуз­ских това­ри­щей из мира бале­та — тан­цо­ра Сер­жа Лифа­ря и хорео­гра­фа Джор­джа Баланчина.

Облож­ка Harper’s Bazaar, октябрь 1939 года. Одна из послед­них сов­мест­ных работ двух рус­ских эми­гран­тов в Bazaar — Алек­сея Бро­до­ви­ча и Кассандра

С нача­лом 1940‑х, когда связь меж­ду США и Фран­ци­ей обо­рва­лась, Кас­сандр пере­стал рабо­тать с Harper’s Bazaar. Поми­мо непо­вто­ри­мых обло­жек, Адольф занёс своё имя в исто­рию гра­фи­че­ско­го дизай­на бла­го­да­ря лого­ти­пу брен­да Yves Saint Laurent.

В 1963  моло­дой фран­цуз­ский моде­льер Ив Сен-Лоран зака­зал фир­мен­ное лого у Кас­сандра. Лого­тип и сам Лоран — на фото выше.


Глеб Дерюжинский

Вре­мя рабо­ты Гле­ба Гле­бо­ви­ча Дерю­жин­ско­го на Harper’s Bazaar (1950–1968 годы) назы­ва­ют целой гла­вой в исто­рии изда­ния. Дерю­жин­ский, наря­ду с дру­ги­ми уче­ни­ка­ми Бро­до­ви­ча, создал образ той клас­си­че­ской гла­мур­ной Аме­ри­ки сере­ди­ны века, богат­ство, вли­я­ние и стиль кото­рой пре­вы­шал её совре­мен­ное состояние.

Глеб Гле­бо­вич Дерю­жин­ский на сво­ём мини-дже­те. США, 1950‑е годы

В отли­чии от наших преды­ду­щих трёх геро­ев, Глеб родил­ся не в Рос­сии. Он — корен­ной нью-йор­ке­рец 1925 года рож­де­ния. Дерю­жин­ский — сын бла­го­по­луч­ных рус­ских аме­ри­кан­цев арти­сти­че­ско-ари­сто­кра­ти­че­ской сре­ды. Его отец был скуль­пто­ром, выпол­няв­шим бюсты и для звёзд­ных эми­гран­тов а‑ля Феликс Юсу­пов и для аме­ри­кан­ских пре­зи­ден­тов — напри­мер, Тед­ди Дела­но Рузвель­та (FDR) и Джо­на Кен­не­ди (JFK). По отцу Глеб при­хо­дил­ся род­ствен­ни­ком ком­по­зи­то­ра Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. По мате­ри род­ствен­ни­ком Гле­ба был извест­ный рус­ский худож­ник Миха­ил Врубель.

Одна из фото­гра­фий Гле­ба Дерю­жин­ско­го, сде­лан­ная где-то в Север­ной Афри­ке для Harper’s Bazaar, 1960‑е годы. Глеб Гле­бо­вич был одним из пер­вых фото­гра­фов, кото­рый начал про­во­дить мод­ные фото­сес­сии в без­люд­ных краях

Отслу­жив во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны в аме­ри­кан­ской армии, Дерю­жин­ский сна­ча­ла сни­мал для The New York Times, Esquire, Look, Life, а затем попал в Harper’s Bazaar, где его фото­гра­фии при­ме­тил Бродович.

Эле­гант­ный Париж через ещё чёр­но-белые фото­лин­зы Гле­ба Дерю­жин­ско­го. Пер­вая поло­ви­на 1950‑х годов

Дерю­жин­ский ответ­стве­нен за самые клас­си­че­ские сним­ки жур­на­ла той эпо­хи. Он же был пио­не­ром фото­съём­ки для жур­на­лов мод в местах, где ред­ко сту­па­ла нога чело­ве­ка (без­люд­ные ост­ро­ва, пусты­ни, горы). Harper’s Bazaar опла­чи­вал доро­гу­щие поезд­ки по все­му миру, но эти инве­сти­ции при­но­си­ли пло­ды. Про­да­жи жур­на­ла были хоро­ши как нико­гда, а фото­ре­пор­таж Дерю­жин­ско­го «1957 Paris Collections» счи­тал­ся луч­шим в сво­ём роде.

Про­ек­ция жиз­ни выс­ше­го све­та Нью-Йор­ка через фото­гра­фию Гле­ба Дерю­жин­ско­го. Вто­рая поло­ви­на 1950‑х годов

Будучи рож­дён­ным в достат­ке и нахо­дясь в эпи­цен­тре инду­стрии миро­во­го гла­му­ра, Глеб Гле­бо­вич вёл себя соот­вет­ствен­но. Он был женат четы­ре раза, и все пас­сии были моде­ля­ми. Когда к кон­цу 1960‑х сла­ва Дерю­жин­ско­го как фото­гра­фа нача­ла зату­хать, он пере­клю­чил­ся на новые биз­не­сы, тоже из мира людей состо­я­тель­ных. Дерю­жин­ский осно­вал юве­лир­ное дело, а так­же открыл неболь­шой биз­нес по обу­че­нию детей ката­нию на гор­ных лыжах.

Облож­ка Harper’s Bazaar, июнь 1959 года. Фото­гра­фия Гле­ба Дерюжинского

Таков был рус­ский след в жур­на­ле Harper’s Bazaar. В сле­ду­ю­щей серии мы рас­ска­жем об эми­гран­тах изда­тель­ства Conde Nast, где рус­ское при­сут­ствие было не менее впечатляющим.


О жиз­ни извест­ных рос­сий­ских эми­гран­тов читай­те на ресур­сах автора:

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться