«В телевидении нашего детства было ощущение экшена»

Продол­жаем бесе­до­вать с авто­рами инте­рес­ных медиа-проек­тов, затра­ги­ва­ю­щих различ­ные аспекты исто­рии. На этот раз пооб­ща­лись с Алек­сан­дром Павло­вым, созда­те­лем «Орбита-4», паблика и теле­грам-канала о теле­ви­де­нии 1990-х и 2000-х. Алек­сандр расска­зал о том, почему всё-таки MTV – глав­ный канал нашего детства, назвал свои люби­мые программы и выска­зался о виде­об­ло­ге­рах.


— В интер­нете пред­став­лен весь спектр развле­ка­тель­ного видео-контента. Почему тебя инте­ре­сует именно теле­ви­де­ние 1990-х? Это носталь­гия, попытка изучить прошлое посред­ством ТВ или просто инфо­тей­н­мент?

— Когда «Орбита» созда­ва­лась, не было абсо­лютно ника­кой сверх­за­дачи. Это сейчас все созна­тельно рвану­лись запи­сы­ваться в микро­ин­флю­ен­серы, весело толка­ясь, а в 2012 году мне было просто скучно в ново­год­ние празд­ники. Боль­шин­ство основ­ных пере­дач из девя­но­стых к тому моменту уже более-менее нормально оциф­ро­вали с кассет, так что можно было развле­каться как угодно – тут смешно снято, тут безум­ная дичь, а вот это воспри­ни­ма­ется совсем не так, как в детстве. В итоге полу­чи­лось что-то сред­нее: есть непри­кры­тая носталь­гия с моей стороны, есть какие-то попытки рефлек­сии, а если полу­ча­ется инте­ресно про это напи­сать, то окей, вполне себе инфо­тей­н­мент.

— Ты рабо­та­ешь в медиа. У тебя инте­рес к теле­ви­де­нию в том числе объяс­ня­ется профес­сией? Ты исполь­зу­ешь «Орбиту-4» для работы?

— В прин­ципе, мне с детства нрави­лась журна­ли­стика и теле­ви­де­ние в част­но­сти (хотя я на телеке нико­гда не рабо­тал) – так что, видимо, так и есть. А для работы – да, исполь­зо­вал пери­о­ди­че­ски: писал всякие обзоры для ВОСа, «Афиши» и ещё по мелочи, ну и плюс бросал клич среди подпис­чи­ков, если мне какие-нибудь спикеры были нужны для интер­вью.

— Паблик – один из самых старых автор­ских проек­тов по исто­рии. Как так полу­чи­лось?

— Да по боль­шому счету случайно. Паблики на тот момент суще­ство­вали от силы полгода, и отно­ше­ние к ним было между «Заме­ча­тельно, а зачем?» и «Ладно, все заво­дят – и я заведу». Примерно та же исто­рия повто­ри­лась в итоге с теле­грам-кана­лами: сначала «Такое чувство, что все твои друзья ебану­лись и пишут тебе гигант­ские смски на отвле­чен­ные темы», а что сейчас – вы всё сами видите.

Плюс еще произо­шло неожи­дан­ное попа­да­ние в резо­нанс. Сначала модники страшно любили вось­ми­де­ся­тые, потом рину­лись угорать по девя­но­стым (seapunk, вот это всё), а в журнале «Афиша», кото­рый ещё был «как скажем, так и будет», напи­сали, что «Вкон­такте» – это не только говно для школь­ни­ков. Причем я совер­шенно сюрре­а­ли­сти­че­ским обра­зом участ­во­вал в созда­нии этого номера про 150 лучших стра­ниц: то есть буквально кто-то из коллег писал обзор на «Орбиту-4», а я парал­лельно – на паблик какой-то девочки, кото­рая постит у себя корей­ские мыль­ные оперы.

Алек­сандр Павлов и до боли знако­мый фон

— Попу­ляр­ность «Орбиты-4» – это носталь­гия, попытка вернуть детство или же за этим скры­ва­ется нечто боль­шее?

— Опять же, всё и сразу. Глав­ное, чтобы и мне, и чита­те­лям было инте­ресно и вызы­вало какие-то эмоции.

— Какие посты на «Орбите-4» вызы­вали наиболь­ший резо­нанс у подпис­чи­ков?

— Первым, навер­ное, хитом было выступ­ле­ние певца Дель­фина на детской пере­даче «100 процен­тов» по ОРТ, где вось­ми­летки отпля­сы­вали под абсо­лютно геро­и­но­вую песню «Надежда», и это было реально смешно и страшно. Причем люди мне потом кидали этот же клип в пред­ложку, мой люби­мый жанр «Увидел в „Орбите“ – запо­сти в „Орбиту“».

 
Несколько раз захо­дили выпуски «До 16 и старше…» разных лет, что-то ещё. На самом деле, угадать, что выстре­лит вообще невоз­можно.

— Ты согла­сен, что теле­ви­де­ние дегра­ди­ро­вало? С одной стороны, появ­ля­ются новей­шие техно­ло­ги­че­ские новинки на ТВ и кабель­ных кана­лов очень много, с другой стороны, стало скучно смот­реть. Может быть, просто теперь не делают программы с прице­лом на моло­дёж­ную ауди­то­рию?

— Может, это мы выросли и потреб­ле­ние контента поме­ня­лось. Понятно, что Youtube особо не пере­бить в плане охвата детской и моло­дёж­ной ауди­то­рии, плюс все детское веща­ние с муль­ти­ками и прочим давно и благо­по­лучно уехало на кабель. С этим как-то стара­ются бороться, недавно вот ВГТРК объявил про канал «Го» для детей и юноше­ства, но кто там будет? Одни виде­об­ло­геры. Круг замкнулся.

— При этом как ты счита­ешь, совре­мен­ное теле­ви­де­ние в какой степени насле­дует то старое ТВ, что можно увидеть на «Орбите»? Ведь лица-то не очень поме­ня­лись.

— Отли­чие в том, что тогда всё-таки было ощуще­ние экшна. Сначала шла битва с кано­нами совет­ского теле­ви­де­ния, потом появи­лась реклама и деньги, потом какие-то беско­неч­ные поли­ти­че­ские и медий­ные замесы, эпоха теле­кил­ле­ров типа Доренко и Кисе­лёва и прочее, а парал­лельно могли появ­ляться всякие новые смелые форматы. А сейчас мне пред­ла­гают выби­рать из условно пяти ток-шоу, где одни и те же люди пере­ка­ты­ва­ются из студии в студию и одно­типно хуесо­сят укра­ин­цев и пятую колонну. Ну и вот куда это годится?

— Ты смот­рел «вДудя» про MTV? Что скажешь? MTV – действи­тельно глав­ный канал нашего детства?

— Дудя смот­рел, MTV действи­тельно такой. Есть, конечно, альтер­на­тив­ное мнение, что это было скот­ски отуп­ля­ю­щим зрели­щем, а совре­мен­ные дети смот­рят науч-поп ролики на Yotube. Не знаю. Мне в 12–13 лет было как раз норм, и я до сих пор испы­ты­ваю тихий восторг, когда вижу всех этих даже поста­рев­ших виджеев. Не люблю зануд­ство в любой форме, а там как раз собра­лась идеаль­ная команда не по спасе­нию, а по поги­бели мира – как раз то, что в этом возрасте и нужно. Тем более, что пока­зы­вали там не только «Руки вверх» с Рики Марти­ном, но и, условно, группу Coil.

Другой вопрос, что попытка возрож­де­ния русского MTV в наши дни – это чистое безу­мие. Есть гени­аль­ная исто­рия, как один мой друг ходил на новые «12 злоб­ных зрите­лей». Яна Чури­кова отдельно преду­пре­дила, что в кадре обяза­тельно можно и нужно ругаться матом (чтобы «как раньше»). В итоге где-то после часа вялого обсуж­де­ния друг не выдер­жал и сооб­щил, что «а вот Led Zeppelin тоже у кого-то одна­жды песню спиз­дили» – вся студия чуть ли не с мест повска­ки­вала от радо­сти. Но потом пришлось пере­за­пи­сать дубль со словом «спёрли» и всё снова поскуч­нело.

Запи­кан­ную версию, кстати, в эфир всё-таки выдали, но суть понятна – нет больше того диле­тант­ского угара.

— Ты навер­няка смот­рел не только централь­ные каналы, но и программы реги­о­наль­ных ТВ. Что там было крутого в 1990-е?

— Я доста­точно много отсмот­рел старого реги­о­наль­ного теле­ви­де­ния – в детстве в Омске и по работе для Казани и Нижнего Новго­рода. В прин­ципе, форматы мало чем отли­ча­ются: все стара­лись делать «как боль­шие», полу­ча­лось довольно трога­тельно по нынеш­ним меркам. Самое крутое там обычно крими­наль­ная хроника (ну то есть отруб­лен­ная голова и сума­сшед­шие бомжи в кадре – это окей), детские пере­дачи (особенно куколь­ные по типу «Спокой­ной ночи, малыши!») и ночные эфиры про музыку и куль­тур­ную жизнь города (мест­ные рейвы и так далее).

Сего­дня вот буквально посмот­рел эфир 1998-го года из Ростова-на-Дону: там десять минут под зага­дочно-шизо­фа­зий­ные рассуж­де­ния веду­щего про бога и твор­че­ство пока­зы­вают, как Кирилл Сереб­рен­ни­ков снимает свой первый полно­мет­раж­ный фильм на каком-то чердаке. Круто?

— Что бы ты пред­ло­жил услов­ным Эрнсту и Добро­де­еву возро­дить на феде­раль­ных кана­лах из форма­тов 1990-х годов?

— Да уже сложно что-то возро­дить, разве что хочется, чтобы всё-таки зрителя подтя­ги­вали на опре­де­лен­ный эсте­ти­че­ский уровень, как это делала, я не знаю, эрнстов­ская программа «Мата­дор». Или как ТВ-6 с «Дремой». Или как ТНТ, кото­рый, напри­мер, не обла­мы­вался ставить в суббот­ний прайм-тайм фильмы типа «Забав­ных игр» Ханеке или «Звери и сбор­щик дорож­ной пошлины», такой совсем стран­ный арт-хаус с Тимом Ротом.

— Есть ли какие-либо записи теле­ви­зи­он­ных программ, за кото­рые ты бы отдал любые деньги, чтобы посмот­реть?

— Раз уж вспо­ми­нали «12 злоб­ных зрите­лей», то очень хочется найти выпуск 2000 года с редак­цией «Афиши». Посмот­реть, как Юрий Сапры­кин, Илья Оскол­ков-Ценци­пер и, не знаю, Алек­сей Каза­ков фейс­палмы отби­вают на клипе услов­ного Рики Мартина. Хочется абсо­лютно полную коллек­цию ежене­дель­ных «Намедни» – попа­да­ются только отдель­ные выпуски. И старого омского ТВ побольше, потому что встре­ча­ются совсем крохи. Что, впро­чем, прак­ти­че­ски недо­сти­жимо, потому что из-за нехватки кассет Betacam всё на них пере­за­пи­сы­ва­лось десятки раз.

— Назови три свои самые люби­мые программы прошлого.

— Совер­шенно точно «Звёзд­ный час», «Поле чудес» (как ни банально), ну и пред­по­ло­жим «Пере­хват» (было такое шоу про машины с Нико­лаем Фоменко – сейчас его смот­реть невоз­можно, но в 11 лет было ого-го). Плюс вся сетка СТС 1997–98-го года, но это отдель­ная исто­рия.

— Ты смот­ришь совре­мен­ное теле­ви­де­ние наше или загра­нич­ное? Есть ли инте­рес­ные программы?

— До недав­него времени развле­кал себя кабель­ными кана­лами типа TLC и что-нибудь про живот­ных, машины и оружие, а сейчас как-то и этого не особо хочется, к сожа­ле­нию. Разве что футбол и авто­гонки ещё смотрю, но это не счита­ется.

Алек­сандр Павлов

— А как тебе виде­об­ло­геры? Кого бы ты выде­лил?

— Парфё­нов опять же не счита­ется, а все осталь­ные непе­ре­но­симы просто на физи­че­ском уровне – мне совер­шенно в этом плане неин­те­ресно изоб­ра­жать из себя «посмот­рите на меня, я не старый, слежу за трен­дами». Это адское говно, изви­ните.

Хотя нет, есть ещё гени­аль­ное шоу, где Глеб Вален­ти­но­вич Пьяных, кото­рый «скан­далы-интриги-рассле­до­ва­ния», строит заго­род­ные дома: одно­вре­менно дикое и меди­та­тив­ное зрелище, когда он вот с этой своей инто­на­цией начи­нает гово­рить что-то типа «Бетон­ная плита – это деньги, выбро­шен­ные на ветер!». В своё время один из сотруд­ни­ков НТВ писал, что хочет Глеба Вален­ти­но­вича тама­дой к себе на свадьбу. Я бы тоже хотел, конечно.

— У тебя есть и канал в теле­граме, и паблик на ВК. С каким медиа тебе комфорт­нее рабо­тать? Не кажется ли, что посте­пенно ауди­то­рия из ВК уходит?

— Скорее с теле­гой, навер­ное, но это чисто инту­и­тив­ное ощуще­ние (плюс прак­ти­че­ски всё обще­ние из сооб­ще­ний ВК у меня пере­ехало в теле­грам). «ВКон­такте» действи­тельно уже несколько не тот, однако всё равно каждый день идёт какой-то прирост подпис­чи­ков, так что пусть всё будет как есть, мне не жалко.

— Какие планы у тебя по разви­тию «Орбиты-4»?

— В прин­ципе, на обеих плат­фор­мах у меня доста­точно тысяч подпис­чи­ков, чтобы давать рекламу, но я всё не спешу, хотя давно пора – не хочется превра­щать всё в помойку. С другой стороны, если за достой­ный прайс найдется кто-то, кого бы мне было не стыдно рекла­ми­ро­вать, почему бы и нет. А за подпис­чи­ками через просьбы взаи­мо­ре­по­стов я нико­гда особо не гнался. Пред­ла­гают – иногда согла­ша­юсь, всё идет как идет.


В подго­товке интер­вью прини­мал участие Семён Изве­ков.

Поделиться