«В телевидении нашего детства было ощущение экшена»

Наш жур­нал про­дол­жа­ет бесе­до­вать с авто­ра­ми инте­рес­ных медиа-про­ек­тов, затра­ги­ва­ю­щих раз­лич­ные аспек­ты исто­рии. На этот раз пооб­ща­лись с Алек­сан­дром Пав­ло­вым, созда­те­лем «Орбиты‑4» — паб­ли­ка и теле­грам-кана­ла о теле­ви­де­нии 1990‑х и 2000‑х. Алек­сандр рас­ска­зал о том, поче­му всё-таки MTV — глав­ный канал наше­го дет­ства, назвал свои люби­мые про­грам­мы и выска­зал­ся о видеоблогерах.


— В интер­не­те пред­став­лен весь спектр раз­вле­ка­тель­но­го видео-кон­тен­та. Поче­му тебя инте­ре­су­ет имен­но теле­ви­де­ние 1990‑х? Это носталь­гия, попыт­ка изу­чить про­шлое посред­ством ТВ или про­сто инфотейнмент?

— Когда «Орби­та» созда­ва­лась, не было абсо­лют­но ника­кой сверх­за­да­чи. Это сей­час все созна­тель­но рва­ну­лись запи­сы­вать­ся в мик­ро­ин­флю­ен­се­ры, весе­ло тол­ка­ясь, а в 2012 году мне было про­сто скуч­но в ново­год­ние празд­ни­ки. Боль­шин­ство основ­ных пере­дач из девя­но­стых к тому момен­ту уже более-менее нор­маль­но оциф­ро­ва­ли с кас­сет, так что мож­но было раз­вле­кать­ся как угод­но — тут смеш­но сня­то, тут безум­ная дичь, а вот это вос­при­ни­ма­ет­ся совсем не так, как в дет­стве. В ито­ге полу­чи­лось что-то сред­нее: есть непри­кры­тая носталь­гия с моей сто­ро­ны, есть какие-то попыт­ки рефлек­сии, а если полу­ча­ет­ся инте­рес­но про это напи­сать, то окей, вполне себе инфотейнмент.

— Ты рабо­та­ешь в медиа. У тебя инте­рес к теле­ви­де­нию в том чис­ле объ­яс­ня­ет­ся про­фес­си­ей? Ты исполь­зу­ешь «Орбиту‑4» для работы?

— В прин­ци­пе, мне с дет­ства нра­ви­лась жур­на­ли­сти­ка и теле­ви­де­ние в част­но­сти (хотя я на теле­ке нико­гда не рабо­тал) — так что, види­мо, так и есть. А для рабо­ты да, исполь­зо­вал пери­о­ди­че­ски: писал вся­кие обзо­ры для ВОСа, «Афи­ши» и ещё по мело­чи, ну и плюс бро­сал клич сре­ди под­пис­чи­ков, если мне какие-нибудь спи­ке­ры были нуж­ны для интервью.

— Паб­лик один из самых ста­рых автор­ских про­ек­тов по исто­рии. Как так получилось?

— Да по боль­шо­му сче­ту слу­чай­но. Паб­ли­ки на тот момент суще­ство­ва­ли от силы пол­го­да, и отно­ше­ние к ним было меж­ду «Заме­ча­тель­но, а зачем?» и «Лад­но, все заво­дят — и я заве­ду». При­мер­но та же исто­рия повто­ри­лась в ито­ге с теле­грам-кана­ла­ми: сна­ча­ла «Такое чув­ство, что все твои дру­зья еба­ну­лись и пишут тебе гигант­ские смски на отвле­чён­ные темы», а что сей­час — вы всё сами видите.

Плюс ещё про­изо­шло неожи­дан­ное попа­да­ние в резо­нанс. Сна­ча­ла мод­ни­ки страш­но люби­ли вось­ми­де­ся­тые, потом рину­лись уго­рать по девя­но­стым (seapunk, вот это всё), а в жур­на­ле «Афи­ша», кото­рый ещё был «как ска­жем, так и будет», напи­са­ли, что «Вкон­так­те» — это не толь­ко гов­но для школь­ни­ков. При­чём я совер­шен­но сюр­ре­а­ли­сти­че­ским обра­зом участ­во­вал в созда­нии это­го номе­ра про 150 луч­ших стра­ниц: то есть бук­валь­но кто-то из кол­лег писал обзор на «Орбиту‑4», а я парал­лель­но — на паб­лик какой-то девоч­ки, кото­рая постит у себя корей­ские мыль­ные оперы.

Алек­сандр Пав­лов и до боли зна­ко­мый фон

— Попу­ляр­ность «Орбиты‑4» — это носталь­гия, попыт­ка вер­нуть дет­ство или же за этим скры­ва­ет­ся нечто большее?

— Опять же, всё и сра­зу. Глав­ное, что­бы и мне, и чита­те­лям было инте­рес­но и вызы­ва­ло какие-то эмоции.

— Какие посты на «Орбите‑4» вызы­ва­ли наи­боль­ший резо­нанс у подписчиков?

— Пер­вым, навер­ное, хитом было выступ­ле­ние пев­ца Дель­фи­на на дет­ской пере­да­че «100 про­цен­тов» по ОРТ, где вось­ми­лет­ки отпля­сы­ва­ли под абсо­лют­но геро­и­но­вую пес­ню «Надеж­да», и это было реаль­но смеш­но и страш­но. При­чем люди мне потом кида­ли этот же клип в пред­лож­ку, мой люби­мый жанр «Уви­дел в “Орби­те” — запо­сти в “Орби­ту”».

Несколь­ко раз захо­ди­ли выпус­ки «До 16 и стар­ше…» раз­ных лет, что-то ещё. На самом деле уга­дать, что выстре­лит, вооб­ще невозможно.

— Ты согла­сен, что теле­ви­де­ние дегра­ди­ро­ва­ло? С одной сто­ро­ны, появ­ля­ют­ся новей­шие тех­но­ло­ги­че­ские новин­ки на ТВ и кабель­ных кана­лов очень мно­го, с дру­гой сто­ро­ны, ста­ло скуч­но смот­реть. Может быть, про­сто теперь не дела­ют про­грам­мы с при­це­лом на моло­дёж­ную аудиторию?

— Может, это мы вырос­ли и потреб­ле­ние кон­тен­та поме­ня­лось. Понят­но, что YouTube осо­бо не пере­бить в плане охва­та дет­ской и моло­дёж­ной ауди­то­рии, плюс всё дет­ское веща­ние с муль­ти­ка­ми и про­чим дав­но и бла­го­по­луч­но уеха­ло на кабель. С этим как-то ста­ра­ют­ся бороть­ся, недав­но вот ВГТРК объ­явил про канал «Го» для детей и юно­ше­ства, но кто там будет? Одни виде­об­ло­ге­ры. Круг замкнулся.

— При этом как ты счи­та­ешь, совре­мен­ное теле­ви­де­ние в какой сте­пе­ни насле­ду­ет то ста­рое ТВ, что мож­но уви­деть на «Орби­те»? Ведь лица-то не очень поменялись.

— Отли­чие в том, что тогда всё-таки было ощу­ще­ние экш­на. Сна­ча­ла шла бит­ва с кано­на­ми совет­ско­го теле­ви­де­ния, потом появи­лась рекла­ма и день­ги, потом какие-то бес­ко­неч­ные поли­ти­че­ские и медий­ные заме­сы, эпо­ха теле­кил­ле­ров типа Дорен­ко и Кисе­лё­ва и про­чее, а парал­лель­но мог­ли появ­лять­ся вся­кие новые сме­лые фор­ма­ты. А сей­час мне пред­ла­га­ют выби­рать из услов­но пяти ток-шоу, где одни и те же люди пере­ка­ты­ва­ют­ся из сту­дии в сту­дию и одно­тип­но хуе­со­сят укра­ин­цев и пятую колон­ну. Ну и вот куда это годится?

— Ты смот­рел «вДу­дя» про MTV? Что ска­жешь? MTV — дей­стви­тель­но глав­ный канал наше­го детства?

— Дудя смот­рел, MTV дей­стви­тель­но такой. Есть, конеч­но, аль­тер­на­тив­ное мне­ние, что это было скот­ски отуп­ля­ю­щим зре­ли­щем, а совре­мен­ные дети смот­рят науч-поп роли­ки на YouTube. Не знаю. Мне в 12–13 лет было как раз норм, и я до сих пор испы­ты­ваю тихий вос­торг, когда вижу всех этих даже поста­рев­ших видже­ев. Не люб­лю зануд­ство в любой фор­ме, а там как раз собра­лась иде­аль­ная коман­да не по спа­се­нию, а по поги­бе­ли мира — как раз то, что в этом воз­расте и нуж­но. Тем более, что пока­зы­ва­ли там не толь­ко «Руки вверх» с Рики Мар­ти­ном, но и, услов­но, груп­пу Coil.

Дру­гой вопрос, что попыт­ка воз­рож­де­ния рус­ско­го MTV в наши дни — это чистое безу­мие. Есть гени­аль­ная исто­рия, как один мой друг ходил на новые «12 злоб­ных зри­те­лей». Яна Чури­ко­ва отдель­но пре­ду­пре­ди­ла, что в кад­ре обя­за­тель­но мож­но и нуж­но ругать­ся матом (что­бы «как рань­ше»). В ито­ге где-то после часа вяло­го обсуж­де­ния друг не выдер­жал и сооб­щил, что «а вот Led Zeppelin тоже у кого-то одна­жды пес­ню спиз­ди­ли» — вся сту­дия чуть ли не с мест повска­ки­ва­ла от радо­сти. Но потом при­шлось пере­за­пи­сать дубль со сло­вом «спёр­ли» и всё сно­ва поскучнело.

Запи­кан­ную вер­сию, кста­ти, в эфир всё-таки выда­ли, но суть понят­на — нет боль­ше того диле­тант­ско­го угара.

— Ты навер­ня­ка смот­рел не толь­ко цен­траль­ные кана­лы, но и про­грам­мы реги­о­наль­ных ТВ. Что там было кру­то­го в 1990‑е?

— Я доста­точ­но мно­го отс­мот­рел ста­ро­го реги­о­наль­но­го теле­ви­де­ния — в дет­стве в Омске и по рабо­те для Каза­ни и Ниж­не­го Нов­го­ро­да. В прин­ци­пе, фор­ма­ты мало чем отли­ча­ют­ся: все ста­ра­лись делать «как боль­шие», полу­ча­лось доволь­но тро­га­тель­но по нынеш­ним мер­кам. Самое кру­тое там обыч­но кри­ми­наль­ная хро­ни­ка (ну то есть отруб­лен­ная голо­ва и сума­сшед­шие бом­жи в кад­ре — это окей), дет­ские пере­да­чи (осо­бен­но куколь­ные по типу «Спо­кой­ной ночи, малы­ши!») и ноч­ные эфи­ры про музы­ку и куль­тур­ную жизнь горо­да (мест­ные рей­вы и так далее). Сего­дня вот бук­валь­но посмот­рел эфир 1998-го года из Росто­ва-на-Дону: там десять минут под зага­доч­но-шизо­фа­зий­ные рас­суж­де­ния веду­ще­го про бога и твор­че­ство пока­зы­ва­ют, как Кирилл Сереб­рен­ни­ков сни­ма­ет свой пер­вый пол­но­мет­раж­ный фильм на каком-то чер­да­ке. Круто?


— Что бы ты пред­ло­жил услов­ным Эрн­сту и Доб­ро­де­е­ву воз­ро­дить на феде­раль­ных кана­лах из фор­ма­тов 1990‑х годов?

— Да уже слож­но что-то воз­ро­дить, раз­ве что хочет­ся, что­бы всё-таки зри­те­ля под­тя­ги­ва­ли на опре­де­лён­ный эсте­ти­че­ский уро­вень, как это дела­ла, я не знаю, эрн­стов­ская про­грам­ма «Мата­дор». Или как «ТВ‑6» с «Дрё­мой». Или как ТНТ, кото­рый, напри­мер, не обла­мы­вал­ся ста­вить в суб­бот­ний прайм-тайм филь­мы типа «Забав­ных игр» Хане­ке или «Зве­ри и сбор­щик дорож­ной пошли­ны», такой совсем стран­ный арт-хаус с Тимом Ротом.

— Есть ли какие-либо запи­си теле­ви­зи­он­ных про­грамм, за кото­рые ты бы отдал любые день­ги, что­бы посмотреть?

— Раз уж вспо­ми­на­ли «12 злоб­ных зри­те­лей», то очень хочет­ся най­ти выпуск 2000 года с редак­ци­ей «Афи­ши». Посмот­реть, как Юрий Сапры­кин, Илья Оскол­ков-Цен­ци­пер и, не знаю, Алек­сей Каза­ков фей­с­пал­мы отби­ва­ют на кли­пе услов­но­го Рики Мар­ти­на. Хочет­ся абсо­лют­но пол­ную кол­лек­цию еже­не­дель­ных «Намед­ни» — попа­да­ют­ся толь­ко отдель­ные выпус­ки. И ста­ро­го омско­го ТВ поболь­ше, пото­му что встре­ча­ют­ся совсем кро­хи. Что, впро­чем, прак­ти­че­ски недо­сти­жи­мо, пото­му что из-за нехват­ки кас­сет Betacam всё на них пере­за­пи­сы­ва­лось десят­ки раз.

— Назо­ви три свои самые люби­мые про­грам­мы прошлого.

— Совер­шен­но точ­но «Звёзд­ный час», «Поле чудес» (как ни баналь­но), ну и пред­по­ло­жим «Пере­хват» (было такое шоу про маши­ны с Нико­ла­ем Фомен­ко — сей­час его смот­реть невоз­мож­но, но в 11 лет было ого-го). Плюс вся сет­ка СТС 1997–98-го года, но это отдель­ная история.

— Ты смот­ришь совре­мен­ное теле­ви­де­ние наше или загра­нич­ное? Есть ли инте­рес­ные программы?

— До недав­не­го вре­ме­ни раз­вле­кал себя кабель­ны­ми кана­ла­ми типа TLC и что-нибудь про живот­ных, маши­ны и ору­жие, а сей­час как-то и это­го не осо­бо хочет­ся, к сожа­ле­нию. Раз­ве что фут­бол и авто­гон­ки ещё смот­рю, но это не считается.

Алек­сандр Павлов

— А как тебе виде­об­ло­ге­ры? Кого бы ты выделил?

— Пар­фе­нов опять же не счи­та­ет­ся, а все осталь­ные непе­ре­но­си­мы про­сто на физи­че­ском уровне — мне совер­шен­но в этом плане неин­те­рес­но изоб­ра­жать из себя «посмот­ри­те на меня, я не ста­рый, сле­жу за трен­да­ми». Это адское гов­но, извините.

Хотя нет, есть ещё гени­аль­ное шоу, где Глеб Вален­ти­но­вич Пья­ных, кото­рый «скан­да­лы-интри­ги-рас­сле­до­ва­ния», стро­ит заго­род­ные дома: одно­вре­мен­но дикое и меди­та­тив­ное зре­ли­ще, когда он вот с этой сво­ей инто­на­ци­ей начи­на­ет гово­рить что-то типа «Бетон­ная пли­та — это день­ги, выбро­шен­ные на ветер!». В своё вре­мя один из сотруд­ни­ков НТВ писал, что хочет Гле­ба Вален­ти­но­ви­ча тама­дой к себе на сва­дьбу. Я бы тоже хотел, конечно.

— У тебя есть и канал в теле­гра­ме, и паб­лик на VK. С каким медиа тебе ком­форт­нее рабо­тать? Не кажет­ся ли, что посте­пен­но ауди­то­рия из VK уходит?

— Ско­рее с Теле­гой, навер­ное, но это чисто инту­и­тив­ное ощу­ще­ние (плюс прак­ти­че­ски всё обще­ние из сооб­ще­ний VK у меня пере­еха­ло в Теле­грам). «ВКон­так­те» дей­стви­тель­но уже несколь­ко не тот, одна­ко всё рав­но каж­дый день идёт какой-то при­рост под­пис­чи­ков, так что пусть всё будет как есть, мне не жалко.

— Какие пла­ны у тебя по раз­ви­тию «Орбиты‑4»?

— В прин­ци­пе, на обе­их плат­фор­мах у меня доста­точ­но тысяч под­пис­чи­ков, что­бы давать рекла­му, но я всё не спе­шу, хотя дав­но пора — не хочет­ся пре­вра­щать всё в помой­ку. С дру­гой сто­ро­ны, если за достой­ный прайс най­дет­ся кто-то, кого бы мне было не стыд­но рекла­ми­ро­вать, поче­му бы и нет. А за под­пис­чи­ка­ми через прось­бы вза­и­мо­ре­по­стов я нико­гда осо­бо не гнал­ся. Пред­ла­га­ют — ино­гда согла­ша­юсь, всё идёт как идёт.

Поделиться