Осно­ва­тель паблика «ХРУЩЁВКА» Иван Борт­ни­ков специ­ально для VATNIKSTAN пого­во­рил с «само­про­воз­гла­шён­ным коро­лём русского вапо­рвейва» Dooby Douglas, чей послед­ний альбом вошёл в нашу подборку лучших отече­ствен­ных элек­трон­ных рели­зов 2018 года. Дуби, по совме­сти­тель­ству арт-дирек­тор­ство­вав­ший в петер­бург­ском заве­де­нии Diskette Lounge, расска­зал в очень атмо­сфер­ном интер­вью о влия­нии япон­ской поп-куль­туры на твор­че­ство, руси­фи­ка­ции вапо­рвейва и причи­нах, почему он выпус­кает свои релизы на разных музы­каль­ных лейб­лах.


Интер­вью с Анто­ном, так в миру зовут Dooby Douglas, произо­шло довольно спон­танно, в послед­ний день его работы арт-дирек­то­ром в Мекке отече­ствен­ного ретро­вейв-движе­ния Diskette Lounge.

Неболь­шое поме­ще­ние на пред­по­след­нем этаже старого питер­ского дома пест­рит неоно­выми вывес­ками на япон­ском и удив­ляет огром­ной барной стой­кой, в кото­рую мест­ные умельцы вмон­ти­ро­вали старые квад­рат­ные теле­ви­зоры. Теле­ви­зоры пока­зы­вают носталь­ги­че­ские приветы из прошлого — старые реклам­ные ролики, анимэ, куль­то­вые фильмы и теле­про­граммы 80-х и 90-х. Тут Матвей Кипнис брал интер­вью у Гоблина, а Сыен­дук прыгал под запилы бруталь­ного боро­да­того гита­ри­ста, пере­иг­ры­ва­ю­щего музыку из игры про ёжика Соника.

Июль. Суббота. Пять вечера. Народ ещё сидит по домам или гуляет по пере­пол­нен­ному людьми центру Санкт-Петер­бурга. В это время в Diskette часто есть свобод­ные столики. Зная это, я ловлю Дуби здесь на рабо­чем месте.

Он гото­вит нам два «Зомби» — это глав­ный хит мест­ной коктейль­ной карты. Дуби явно расслаб­лен и в хоро­шем настро­е­нии, хотя и перма­нентно зевает, а потрё­пан­ные розо­вые волосы, выдают в нем беспро­буд­ного тусов­щика. Мы выпили и разго­во­ри­лись. Беседа быстро ушла в фило­соф­ские рассуж­де­ния о власти, праве и комик­сах, поэтому я решил не утом­лять вас ими и напе­ча­тал интер­вью не сначала, а после двух «Зомби».

- А вот было ли у тебя в планах Антон, что помимо своей плодо­твор­ной музы­каль­ной деятель­но­сти, ты станешь ещё и арт-дирек­то­ром, и будешь приво­зить редких нише­вых арти­стов?

- Это вышло случайно. Вообще нико­гда не было ничего подоб­ного в планах. Прошлым летом я отды­хал на юге, в окру­же­нии пальм соби­рался с силами для завер­ше­ния работы над "OTAKU QUEST" для лейбла Business Casual.


В один из этих безмя­теж­ных дней я решил зайти в интер­нет и наткнулся там на сооб­ще­ние от созда­теля Diskette Стани­слава Медкова. Он оказался боль­шим люби­те­лем вапо­рвейва, да ещё вдоба­вок сосе­дом. Он живёт через две улицы.

Стас пред­ло­жил сыграть на откры­тии Diskette в компа­нии М4, с кото­рой я раньше был знаком только в сети. Мне пока­за­лось это отлич­ным пред­ло­же­нием. Отыг­рать лайв на откры­тии первого вапор-ретро-синт-веб-панк заве­де­ния в мире, да ещё и увидеть М4 — просто блеск.

- Звучит заман­чиво!

- Ага. Через пару дней Стас пред­ло­жил попро­бо­вать свои силы в конкурсе на долж­ность арт-дирек­тора, вот я и попро­бо­вал, а когда вернулся с юга, всё закру­ти­лось.

- Но в итоге ты уволь­ня­ешься, чтобы посвя­тить время твор­че­ству. Что на твой взгляд изме­нится теперь в Diskette?

- Думаю в Diskette станет чуть меньше приво­зов арти­стов из других горо­дов и к сожа­ле­нию канут в небы­тие все ночные раз**бы (весё­лые вече­ринки — прим. ред) с веб панками и дарквей­ве­рами. Но «Зомби» оста­нется тем же.

Dooby Douglas

- В чем была твоя концеп­ция? Слож­ное ли это дело быть арт-дирек­то­ром?

- По ночам в Diskette можно было наткнуться на разную музыку, в основ­ном не формат, но неко­то­рые техно и хаус вече­ринки захо­дили нормально. Я тащил каждые выход­ные разных арти­стов в формате и заби­вал ими прайм-тайм, а в осталь­ное время сосре­до­та­чи­вался на марке­тинге, так как заве­де­ние должно рабо­тать не только в то время, когда там кто-то играет. Наде­юсь, что в серд­цах мест­ных барме­нов и кальян­щи­ков навсе­гда оста­нутся тёплые воспо­ми­на­ния о неко­то­рых из ночных движе­ний в Diskette.

Дуби недол­гое время прида­ется воспо­ми­на­ниям о том, как часто в Diskette вызы­вала мили­цию мест­ная старушка и как люди застре­вали в мест­ном доре­во­лю­ци­он­ном лифте. Настро­ен­ный алко­го­лем на фило­соф­скую нотку я, не стес­ня­ясь быть высо­ко­пар­ным, ухожу в пафос.

Барная стойка Diskette

- Да, Diskette это место носталь­гии по анало­го­вому миру!

Прозву­чало действи­тельно слиш­ком пафосно что Дуби покрас­нел. Но ничего не сказал.

- И мне, кажется, ты начал здесь рабо­тать, поскольку у тебя тоже есть это чувство носталь­гии по детству, по всем этим вось­ми­бит­ным играм, картри­джам и видеодвой­кам.  Иначе зачем ты слуша­ешь и выпус­ка­ешь свою музыку на аудио­кас­се­тах?

- Послед­ний раз слушал кассеты в 2018 году ещё до того, как начал рабо­тать в Diskette, а после — не было времени даже ipod послу­шать. (смеётся)

В 2017 году неиз­мен­ному саунд-продю­серу Blurred Superheroes Тёмати Саха­рову пере­пала от отчима кассет­ная дека «Техникс». В то время мы уже сильно угорали по ретро: снимали всякое на VHS, целыми днями играли в сегу и PS2, часто смот­рели фильмы на DVD и VHS

Нахо­дясь в горе хлама из 90-х, было довольно логич­ным реше­нием исполь­зо­вать его и выпу­стить альбом на кассете. Тем более, что един­ствен­ный кассет­ный моно­по­лист в стране, GoTape, нахо­дится в паре стан­ций метро, а музыка на плёнке звучит действи­тельно волшебно, но только если писать её в реаль­ном времени.

У меня есть неболь­шая коллек­ция кассет, кото­рая продол­жает расти. В основ­ном там, конечно, отече­ствен­ные проекты и неко­то­рые кассеты всё ещё запа­ко­ваны. Напри­мер, у меня есть альбомы таких небезыз­вест­ных деяте­лей искус­ства, как рмнчитто, Desired, PSYBOLORD и lucid beach85'.

Дуби заяд­лый куриль­щик, но курить сига­реты в баре нельзя, хотя он и пропи­тан парами калья­нов. Прихо­дится идти в обшар­пан­ную питер­скую парад­ную и спус­каться на улицу, где прямо на выходе стоят уроженцы южных респуб­лик и продают блоками палё­ные сига­реты. Прямо в центре Питера! Не прячась от поли­ции. Каждый день.  Дуби сам иногда поку­пает у них курево. Бесстраш­ный чело­век.

- Что связы­вает тебя с япон­ской поп-куль­ту­рой?  Какие явле­ния тебя в ней привле­кают?

- Долгое время я не мог понять, почему меня тянет в аниме. Каза­лось, что это пришло из ниот­куда, но… проана­ли­зи­ро­вав ситу­а­цию, я въехал, что Япония в моём сердце и голове с самого детства.

Даль­ний Восток. Машины с правым рулём, гайвер. Годзилла, сега, PS, саму­раи, ниндзя, азбука Хира­гана, стран­ные сладо­сти нашли меня ещё лет 20 назад и теперь от них не спря­таться. Спасибо тебе, Петро­пав­ловск-Камчат­ский. Ты вырас­тил чисто­кров­ного отаку (фанат массо­вой япон­ской куль­туры)!

Понятно, что видео­игры и аниме погло­ща­ются мной уже очень давно, а вот мангу стал читать недавно, раньше всё как-то по комик­сам угорал. Думаю, что скоро ещё и на ранобэ подсяду.

Также стоит отме­тить силу япон­ского кине­ма­то­графа в сфере арт-хауса. Сион Соно просто бог, да и не только он снимает годно. Винтаж­ный j-pop ласкает уши, ничего не могу поде­лать.

- Почему для тебя так важно исполь­зо­вать япон­ский язык в назва­ниях своих треков?

- Исполь­зо­ва­ние япон­ского для назва­ний совер­шенно не прин­ци­пи­ально. Сейчас я уже ухожу от этого, чтобы облег­чить жизнь тем, кто хочет найти в поиске конкрет­ный трек. Назвать себя можно, как угодно и каждый трек назы­вать неве­ро­ятно круто, но от этого треки круче не станут. Часто слуша­тель даже произ­не­сти не может, но при этом не хочет отры­ваться от прослу­ши­ва­ния, потому что в кайфе. Просто эсте­тика такая.

Дуби доку­ри­вает сига­рету. Подни­ма­емся назад в Diskette пешком. Лифт опять не рабо­тает. Привыч­ное дело.

- Продол­жая тему Японии в нашей куль­туре. А ты кстати знаешь, что сейчас в России рисуют русский вари­ант япон­ской анима­ции под назва­нием «Кибер­слав»?

- Да, видел трей­лер.

- Пойдёшь смот­реть?

- Может, и пойду, если кто-то выта­щит из дома, я же хиккан. Синтез такого рода уже случался. В 2009 году вышел «Первый Отряд». Кстати, недавно мне посчаст­ли­ви­лось оказаться на одной гиков­ской тусе и там я урвал мангу «Первый Отряд: Момент Истины». Чтиво роскош­ное, лучше, чем мульт.

Возвра­ща­ясь к синтезу куль­тур Японии и России, я считаю, что этот процесс начался ещё до моего рожде­ния и со време­нем, эффект только усили­ва­ется. Во всяком случае есть олдфаги, исполь­зу­ю­щие термин «славян тян» ещё с начала 00-х. А ново­мод­ные винишко тян? Ну почему они тян?

Внутри Diskette действи­тельно много неоно­вых иеро­гли­фов, что-то подска­зы­вает мне, что Дуби имеет к этому прямое отно­ше­ние. Все столики тем време­нем заняты, поэтому мы захо­дим в офис заве­де­ния. Комната рази­тельно отли­ча­ется от блестя­щего пёст­рого зала. Тут пара компью­те­ров, магнит­ные доски с распи­са­ни­ями дел на месяц и горы вещей, плотно и хаотично запо­ло­нив­ших и без того неболь­шое пыль­ное поме­ще­ние.

- Ты ведь, кроме всего прочего, фанат комик­сов и манги. Где ты это все доста­ёшь?

- О да! Сейчас с этими вещами нет проблем. С тех пор, как Сыен­дук отрыл «ГикТрип» — Чере­па­шек-ниндзя поку­паю только у него. К сожа­ле­нию, там не самый боль­шой выбор комик­сов в городе, так как это не основ­ная фишка его лавочки. Но на рассто­я­нии десяти метров он него есть всем знако­мый «28-ой» — там вы можете найти много очень крутого и акту­аль­ного чтива. И цены там не как в «Букво­еде».

А вот если вдруг кого-то инте­ре­сует манга, то вам в «Фаст Аниме». Я вот там поза­вчера уже урвал первый том «Акиры»!

- Недавно ты вписался в мой доку­мен­таль­ный проект «Vaporwave: Жанр кото­рого нет» в каче­стве продю­сера. Расскажи, что лично тебя связы­вает с этим жанром музыки?

- Не думал нико­гда, что меня что-то связы­вает с вапо­рвей­вом, но по ходу ошибался…
Пару лет назад дове­лось мне попасть на техно-тусовку "SYSTEM 2.0". После этого движе­ния мы с паца­нами гуляли по центру, пили бесплат­ный кофе, дымили разное и болтали. На тот момент у меня уже был трек с VPOSTERIORI в духе фьюча фанка, с ним как раз и зашёл разго­вор за вапор. Беседа эта открыла мне глаза. Он сказал, что мой проект 2011 года под назва­нием Pastronaut13 — это вапо­рвейв…

Вот только на момент его созда­ния такого термина как вапо­рвейв, как и всем знако­мых осно­во­по­лож­ни­ков жанра, ещё просто не было. Пожа­луй, связь такова. Не я выбрал вапо­рвейв, это вапо­рвейв выбрал меня!

- А кого ты из наших арти­стов в этом жанре слуша­ешь сам?

- Fortune 600 — один из олдфа­гов. Мы постили его треки ещё в то время, когда никто ничего про вапор и не знал. В ответ он даже назвал один из своих треков в честь нашего паблика. Знает толк в носталь­гии и каче­ствен­ной руси­фи­ка­ции вапо­рвейва. Молод­цом. В целом класс­ный дядя, пода­рил мне свой послед­ний альбом на CD, что гово­рит многое о его чувстве эсте­тики.

Рмнчитто стал для меня хоро­шим бро, с кото­рым можно пови­сеть в трак­тире и побол­тать о разных занят­ных вещах. Нас позна­ко­мил созда­тель лейбла Global Pattern Тимо­фей Чан. Послу­шав его записи и узнав исто­рию о том, как он попал в вапор сквозь инстру­мен­таль­ный хип-хоп и замед­лен­ный диско-фанк, я сразу понял, что мы чем-то похожи. Слушаю его в кайф, так же явля­юсь обла­да­те­лем его послед­ней на данный момент кассеты.

Desired — один из арти­стов, вдох­но­вив­ших меня ворваться в вапор. Да, понят­ное дело, что он больше по future funk, но как раз это мне и нравится. Его музыка простая и упру­гая, без лишних нот. К сожа­ле­нию, я не знаком с ним лично, иногда обща­емся в сети, и я скорее высту­паю в роли его фаната. Кассетка, кстати, тоже имеется, Тимо­фей (глава лейбла Global Pattern) пода­рил мне "Timeless" в прошлом году, за что ему спасибо.

- Ты всегда пыта­ешься изда­вать свои релизы на разных лейб­лах. Почему ты не оста­нешься на каком-нибудь одном? В чём твоя тактика?

- Всё просто. У разных лейб­лов — разная ауди­то­рия. Я стара­юсь заце­пить как можно больше людей, кото­рым в теории это может быть инте­ресно, а потом просто завя­зать с лейб­лами и изда­вать всё самому. Для этого, конечно, нужна внуши­тель­ная фан-база. Следу­ю­щий альбом я тоже плани­рую издать на лейбле (что за лейбл не скажу, но он хоро­ший, а глав­ное — отече­ствен­ный), а вот ближай­ший EP скорее всего издам сам.

- Можно сказать, что созда­ние музыки сейчас для тебя самая важная деятель­ность?

- Прямо сейчас моя самая важная деятель­ность — спасе­ние Готэма от Эдварда Нигмы. (гово­рит с усмеш­кой). После целого года работы в Diskette 24 на семь — очень приятно просто разла­гаться на диване с гейм­па­дом в руках!

Но тем не менее, парал­лельно с этим ведутся работы над новым EP, кото­рый полу­ча­ется весьма тягу­чим и с привку­сом чилл­вейва. Свежая работа будет очень синте­ти­че­ской, так как в ней я обка­ты­ваю новый синте­за­тор. Как и всегда я стара­юсь слегка пере­осмыс­лить былое, смешать одно с другим, взбол­тать и разма­зать…

Наде­юсь, что буду­щий альбом повли­яет на разви­тие вапо­рвейва и сделает жанр более интел­лек­ту­аль­ным в музы­каль­ном плане.

- А не кажется ли тебе, что со всей этой движу­хой с баром, с соль­ными альбо­мами, съем­ками филь­мов, ты забыл про группу Blurred SuperHeroes?

- Откуда у тебя такая инфа?


- Ну гово­рят, вы уже пере­шли на русский и запи­сали новый альбом, но концер­тов и треков слуша­тель не видит уже второй год.

- Если кому-то дове­лось услы­шать неко­то­рое коли­че­ство треков на русском, напри­мер на одном из наших послед­них лайвов, это не значит, что все они запи­саны, сведены, отма­сте­рены и прошли разные тесты.

Blurred SuperHeroes

- Но все таки уже много времени прошло, а треков всё нет? Вот ты клепа­ешь альбомы, а парни…

- (пере­би­вает) Ну вот Боб (элек­трон­ный музы­кант Bob Buttons, также участ­ник Blurred SuperHeroes) тоже пишет свой заслу­жен­ный RPG Wave. Его музыку можно срав­нить с саунд­тре­ком к "Contra: Hard Corps". Сам бы я нико­гда не смог создать что-то подоб­ное, он просто псих. И прямо сейчас уже во всю рабо­тает над вторым альбо­мом. Жду не дождусь. Кстати, его кассета есть в моей коллек­ции. Да и помимо Blurred SuperHeroes и своего проекта, Бобка кун играет в «Я Хотел Быть Космо­нав­том».

Ну а Темати Саха­ров — перфек­ци­о­нист. У него, помимо группы, есть три трека под именем TMTSUGAR — и они все разные. Но вообще мне кажется, что его основ­ная деятель­ность это как раз Blurred SuperHeroes, а не соль­ное твор­че­ство. В соло он чисто угорает. Хотя, честно говоря, к своему соль­ному проекту я тоже не отно­шусь всерьёз. Вот Blurred SuperHeroes — дело серьёз­ное…

Наш разго­вор преры­вает тату­и­ро­ван­ный бармен, говоря, что пришел артист, кото­рый сего­дня будет высту­пать и нужно помочь ему с комму­та­цией. Я наспех проща­юсь с Анто­ном, чтобы не мешать ему послед­ний раз в этом знако­вом месте выпол­нять свои обязан­но­сти и выбе­гаю из неоно­вого рая Diskette в отсы­рев­шую ленин­град­скую проку­рен­ную парадку.

Поделиться