«Троцкисты были для Сталина, как евреи для Гитлера»

При­ня­то счи­тать, что в выстро­ен­ной после Октябрь­ской рево­лю­ции поли­ти­че­ской систе­ме отсут­ство­ва­ли даже намё­ки на дис­кус­сии. Одна­ко при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­жет­ся, что в тече­ние 1920‑х годов внут­ри пра­вя­щей пар­тии ВКП(б) про­ис­хо­ди­ла посто­ян­ная борьба.

Глав­ный спе­ци­а­лист по исто­рии троц­киз­ма и левой оппо­зи­ции 1920–1930‑х годов, доцент кафед­ры исто­рии поли­ти­че­ских пар­тий и обще­ствен­ных дви­же­ний исто­ри­че­ско­го факуль­те­та МГУ Алек­сей Гусев рас­ска­зал VATNIKSTAN, какие были клю­че­вые эта­пы про­ти­во­сто­я­ния Ста­ли­на и оппо­зи­ции, на какие соци­аль­ные слои опи­ра­лись оппо­зи­ци­о­не­ры, поче­му троц­ки­сты дей­ство­ва­ли толь­ко в рам­ках пар­тии, а так­же какую роль играл анти­се­ми­тизм в борь­бе с «укло­ни­ста­ми» от гене­раль­ной линии.


— Как воз­ник сам тер­мин «троц­кизм»? Был ли он самоназванием?

— Ком­му­ни­сти­че­ская оппо­зи­ция не исполь­зо­ва­ла при­ме­ни­тель­но к себе тер­мин «троц­кизм» или наиме­но­ва­ние «троц­ки­сты». Их так назы­ва­ли про­тив­ни­ки. Сло­веч­ко «троц­ки­сты» было вве­де­но в обо­рот во вре­мя дис­кус­сии об уро­ках Октяб­ря 1924 года. Троц­ко­го за пуб­ли­ка­цию ста­тьи с кри­ти­кой пове­де­ния пар­тий­ных лиде­ров в 1917 году обви­ни­ли в том, что он хочет под­ме­нить лени­низм неко­ей идео­ло­ги­ей под назва­ни­ем «троц­кизм». Соот­вет­ствен­но, сто­рон­ни­ков Троц­ко­го нача­ли назы­вать троц­ки­ста­ми. Мож­но про­ве­сти парал­лель с поня­ти­ем «лени­низм». Пер­во­на­чаль­но поня­тие «лени­низм» воз­ник­ло как нега­тив­ная клич­ка сто­рон­ни­ков Лени­на. Затем тер­мин стал пози­тив­ным. То же самое про­изо­шло и с троц­киз­мом. Начи­ная с 1930‑х годов, зару­беж­ные после­до­ва­те­ли Троц­ко­го нача­ли с гор­до­стью себя назы­вать троцкистами.

— Поче­му внут­ри пар­тии боль­ше­ви­ков вооб­ще воз­ник­ли оппо­зи­ци­он­ные течения?

— Ком­му­ни­сти­че­ская оппо­зи­ция — зако­но­мер­ное явле­ние для совет­ской поли­ти­че­ской систе­мы 1920‑х годов. Это, преж­де все­го, порож­де­ние одно­пар­тий­но­го режи­ма. Когда окон­ча­тель­но в самом нача­ле 1920‑х годов была уста­нов­ле­на одно­пар­тий­ная систе­ма, то воз­ни­ка­ет ситу­а­ция, при кото­рой раз­лич­ные соци­аль­ные, поли­ти­че­ские, идео­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции не могут най­ти адек­ват­но­го инсти­ту­ци­о­наль­но­го выра­же­ния. В обыч­ной демо­кра­ти­че­ской плю­ра­ли­сти­че­ской систе­ме люди бы разо­шлись по раз­ным пар­ти­ям. В совет­ской систе­ме это было невоз­мож­но. Суще­ство­ва­ла толь­ко одна ВКП(б). Хочешь про­явить себя поли­ти­че­ски — ты можешь сде­лать это в рам­ках этой пар­тии. Но обще­ство раз­но­род­но, инте­ре­сы раз­ные, поэто­му внут­ри пар­тии неиз­беж­но воз­ни­ка­ет фраг­мен­та­ция. И до тех пор, пока пар­тия не пре­вра­ти­лась в бюро­кра­ти­зи­ро­ван­ную и управ­ля­е­мую из цен­тра струк­ту­ру, в рам­ках ВКП(б) было мно­же­ство тече­ний и группок.

Ленин (в цен­тре) и Троц­кий (спра­ва от него) на празд­но­ва­нии годов­щи­ны Октябрь­ской рево­лю­ции. Москва. 7 нояб­ря 1919 года

Оппо­зи­ция выра­жа­ла те настро­е­ния недо­воль­ства и про­те­ста, что накап­ли­ва­лись в обще­ствен­ной сре­де СССР. Сами боль­ше­вист­ские вожди пони­ма­ли дан­ную ситу­а­цию. Ленин гово­рил: «На нас давит мел­ко­бур­жу­аз­ная сти­хия, если пар­тия рас­ко­лет­ся, то весь наш режим рух­нет». Очень болез­нен­ным для боль­ше­ви­ков был Крон­штадт­ский мятеж 1921 года. Боль­шая часть крон­штадт­ской ячей­ки РКП(б) под­дер­жа­ла вос­став­ших. Это был шок. Ком­му­ни­сты с ору­жи­ем в руках идут на ком­му­ни­стов. Имен­но после это­го при­ни­ма­ет­ся резо­лю­ция X съез­да РКП(б) о запре­те фрак­ций и груп­пи­ро­вок внут­ри пар­тии. Их фор­маль­но мож­но было запре­тить, но в реаль­но­сти они про­дол­жа­ли существовать.

— Резо­лю­ция X съез­да носи­ла посто­ян­ный характер?

— Да, но пона­ча­лу гово­ри­лось, что дан­ная резо­лю­ция явля­ет­ся отве­том на чрез­вы­чай­ную ситу­а­цию. Но потом её никто отме­нять не стал. Наобо­рот, резо­лю­цию толь­ко уже­сто­ча­ли. Сек­рет­ный пункт при­да­ли глас­но­сти о том, что чле­на Цен­траль­но­го коми­те­та мож­но исклю­чить из пар­тии за фрак­ци­он­ное пове­де­ние реше­ни­ем дру­гих чле­нов ЦК. Троц­кий сам под­дер­жи­вал эту резо­лю­цию. Впо­след­ствии Троц­кий писал, что в даль­ней­шем он бы хотел отме­нить запрет X съез­да и вер­нуть­ся к пол­ной внут­ри­пар­тий­ной демо­кра­тии, если поли­ти­че­ская ситу­а­ция стабилизируется.

Это вооб­ще была кон­цеп­ция Троц­ко­го: огра­ни­че­ния демо­кра­тии в пери­од воен­но­го ком­му­низ­ма и нэпа носи­ли вре­мен­ный харак­тер и под­ле­жа­ли отмене. А вот Ста­лин, по мне­нию Троц­ко­го, воз­вёл дан­ные огра­ни­че­ния в нор­му и отка­зал­ся воз­вра­щать­ся к нор­маль­но­му внут­ри­пар­тий­но­му демо­кра­ти­че­ско­му режи­му. Ста­лин выра­жал инте­ре­сы гос­под­ству­ю­ще­го клас­са в совет­ском обще­стве — бюро­кра­тии. Бюро­кра­тия, как счи­тал Троц­кий, не была заин­те­ре­со­ва­на в воз­вра­ще­нии к демо­кра­ти­че­ским нор­мам, она хоте­ла уве­ко­ве­чить своё гос­под­ство. В этой свя­зи и укре­пи­лись авто­ри­тар­ные институты.

Есте­ствен­но, внут­ри пар­тии были люди, кото­рым это не нра­ви­лось, и кото­рые высту­па­ли за то, что­бы пар­тия жила пол­но­цен­ной идей­ной жиз­нью, рядо­вые ком­му­ни­сты участ­во­ва­ли в раз­ра­бот­ке реше­ний, а кри­ти­ка шла с низу. Это стрем­ле­ние части ком­му­ни­стов не допу­стить, что­бы пар­тия пре­вра­ти­лась в бюро­кра­ти­че­ский инсти­тут, и лежа­ло в осно­ве фор­ми­ро­ва­ния оппозиции.

Троц­кий в Кры­му. 1921 год

— Когда начи­на­ет­ся актив­ная ста­дия про­ти­во­сто­я­ния ком­му­ни­сти­че­ской оппо­зи­ции и гене­раль­ной линии партии?

— Ком­му­ни­сти­че­ская оппо­зи­ция оформ­ля­ет­ся в 1923 году. Но внут­ри­пар­тий­ная борь­ба была все­гда. Начи­ная с 1917 года и на про­тя­же­нии всех после­ду­ю­щих лет вплоть до 1929 года, каж­дый год напол­нен внут­ри­пар­тий­ной борь­бой. Пар­тия посто­ян­но борет­ся сама с собой. После того, как на рубе­же 1920–1930‑х годов Ста­лин уни­что­жил эле­мен­ты плю­ра­лиз­ма, пол­но­стью пре­вра­тил пар­тию в бюро­кра­ти­че­ский аппа­рат, оппо­зи­ция ста­ла нелегальной.

Борь­ба, кото­рая шла с 1918 года и даже рань­ше с демар­ша пра­вых боль­ше­ви­ков, — это было про­ти­во­сто­я­ние отно­си­тель­но рав­но­знач­ных плат­форм, а не борь­ба руко­вод­ства с оппо­зи­ци­ей. Напри­мер, в дис­кус­сии о проф­со­ю­зах нель­зя было выде­лить глав­ную линию, хоть была «плат­фор­ма деся­ти» Лени­на и Зино­вье­ва. Но дру­гие кон­цеп­ции не рас­смат­ри­ва­лись как идеи каких-то отще­пен­цев. А с 1923 года чёт­ко идёт раз­де­ле­ние на власть и оппо­зи­цию. Оппо­зи­ция фор­ми­ру­ет­ся во вре­мя дис­кус­сии о внут­ри­пар­тий­ном поло­же­нии. Начи­на­ет­ся с того, что вна­ча­ле Троц­кий пишет пись­мо в октяб­ре 1923 года в ЦК и ЦКК, затем 46 вид­ных ком­му­ни­стов, вете­ра­нов пар­тии так же высту­па­ют с пись­мом, созвуч­ным иде­ям Троцкого.

Начи­на­ет­ся внут­ри­пар­тий­ная дис­кус­сия, в цен­тре кото­рой нахо­дит­ся вопрос о демо­кра­ти­за­ции пар­тии. И в «Заяв­ле­нии 46», и в пись­ме Троц­ко­го гово­рит­ся о том, что пар­тия бюро­кра­ти­зи­ро­ва­лась и что поряд­ки даль­ше от демо­кра­тии, чем в самые жёст­кие годы воен­но­го ком­му­низ­ма, хотя ситу­а­ция ста­би­ли­зи­ро­ва­лась, что пар­тия раз­де­ли­лась на вер­хуш­ку и мас­су, дис­ку­ти­ро­вать и кри­ти­ко­вать запре­ще­но, выбор­ность де-факто исчез­ла. Забю­ро­кра­ти­зи­ро­ван­ность пар­тии свя­зы­ва­ли с лич­но­стью Ста­ли­на, кото­рый в 1922 году стал гене­раль­ным сек­ре­та­рём ЦК РКП(б). Ста­лин начал менять руко­во­дя­щий состав пар­тии на местах. Эта пере­тряс­ка пар­тий­но­го аппа­ра­та тоже вызы­ва­ет недовольство.

Оппо­зи­ция стре­ми­лась вер­нуть­ся к внут­ри­пар­тий­ным поряд­кам образ­ца 1918 года, когда мож­но было сво­бод­но дис­ку­ти­ро­вать и кри­ти­ко­вать, а так­же покон­чить с бюро­кра­ти­че­ским дик­та­том и про­ве­сти нор­маль­ные выбо­ры клю­че­вых пар­тий­ных фигур. Оппо­зи­ция высту­па­ла и про­тив сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, когда чле­ны пар­тии, жела­ю­щие обме­ни­вать­ся иде­я­ми и актив­но дис­ку­ти­ро­вать, вынуж­де­ны нефор­маль­ные под­поль­ные груп­пы, вро­де «Рабо­чей прав­ды» и «Рабо­чей груп­пы». Одним из толч­ков к созда­нию оппо­зи­ции стал тот факт, что про­тив этих нефор­маль­ных групп ста­ла исполь­зо­вать­ся поли­ти­че­ская поли­ция, ГПУ. Вме­ша­тель­ство поли­ти­че­ской поли­ции в раз­бор­ки меж­ду ком­му­ни­ста­ми ста­ло послед­ней кап­лей, пере­пол­нив­шей чашу терпения.

Троц­кий. Порт­рет рабо­ты Сер­гея Пичу­ги­на. 1923 год

— Сра­зу ли Троц­кий воз­гла­вил оппо­зи­ци­о­не­ров? Какая у него была репу­та­ция на момент стар­та внут­ри­пар­тий­ной борьбы?

— Нель­зя ска­зать, что Троц­кий сто­ял во гла­ве дви­же­ния. Он нефор­маль­ный вдох­но­ви­тель оппо­зи­ции. Лиде­ра­ми оппо­зи­ции были Евге­ний Пре­об­ра­жен­ский и Тимо­фей Сапро­нов. В доку­мен­тах 1923 года гово­рит­ся про оппо­зи­цию как про сто­рон­ни­ков Пре­об­ра­жен­ско­го и Сапронова.

Троц­кий имел неод­но­знач­ную репу­та­цию в плане демо­кра­тиз­ма. Когда он высту­пил в каче­стве лиде­ра демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции, это мно­гих уди­ви­ло. Троц­кий имел непро­стой поли­ти­че­ский путь. Начи­нал он как кри­тик боль­ше­ви­ков с демо­кра­ти­че­ских пози­ций, обли­чал гипер­цен­тра­лизм и бюро­кра­тизм, но в 1917 году он всту­па­ет в боль­ше­вист­скую пар­тию и в пери­од Граж­дан­ской вой­ны он был ярым сто­рон­ни­ком воен­но­го ком­му­низ­ма и цен­тра­лиз­ма. Троц­кий высту­пал за ого­су­дар­ствле­ние проф­со­ю­зов, он борол­ся с рабо­чей оппо­зи­ци­ей. Его оппо­нен­ты уди­ви­лись, что Троц­кий стал демо­кра­том. Троц­кий гово­рил, что в дан­ный момент вре­ме­ни ситу­а­ция хуже, чем при воен­ном ком­му­низ­ме. Всё-таки в самые тяжё­лые годы Граж­дан­ской вой­ны ком­му­ни­сты мог­ли спо­рить, нико­му рот не заты­ка­ли. Троц­кий счи­тал, что бюро­кра­ти­за­ция пар­тии отра­жа­ет­ся на всей обще­ствен­ной жиз­ни стра­ны. Актив­ность Сове­тов зату­ха­ет, сле­ду­ют про­сче­ты в экономике.

В 1923 году Троц­кий почув­ство­вал, что про­тив него объ­еди­ни­лись дру­гие лиде­ры пар­тии, что он нахо­дит­ся в изо­ля­ции. Троц­ко­го боя­лись. Ленин и Троц­кий — два вождя Октяб­ря. До 1923 года, наря­ду с порт­ре­та­ми Лени­на и Марк­са, у пар­тий­цев висел ещё и порт­рет Троц­ко­го. Ленин и Троц­кий — два пер­вых сре­ди рав­ных, выра­жа­ясь язы­ком пуб­ли­ци­сти­ки того времени.

Троц­кий нико­гда не хотел взять еди­но­лич­ную власть. Ленин пред­ла­гал Троц­ко­му воз­гла­вить Сов­нар­ком, а перед смер­тью стать пер­вым замом по СНК. Но Троц­кий счи­тал себя поли­ти­че­ским и идео­ло­ги­че­ским вождём миро­во­го про­ле­та­ри­а­та. Госу­дар­ствен­ную поли­ти­ку Троц­кий недо­оце­ни­вал и счи­тал, что это не вполне его.

— Поче­му оппо­зи­ция 1923 года проиграла?

— При­чи­на заклю­ча­лась в ошиб­ке, кото­рую оппо­зи­ци­о­не­ры будут из раза в раз повто­рять. Они счи­та­ли, что мож­но побе­дить офи­ци­аль­ным путём в рам­ках пар­тий­но­го уста­ва. Нуж­но идти на собра­ния, ста­вить те или иные вопро­сы на голо­со­ва­ние, доби­вать­ся боль­шин­ства на съез­дах и кон­фе­рен­ци­ях. Но на самом деле пар­тий­ная маши­на уже рабо­та­ла по-дру­го­му. Сек­ре­та­ри­ат во гла­ве со Ста­ли­ным кон­тро­ли­ру­ет отбор руко­во­дя­щих кад­ров от губерн­ско­го уров­ня и выше, а эти кад­ры, в свою оче­редь, выби­ра­ют деле­га­тов съез­да. Изна­чаль­но все пар­тий­ные фору­мы под­би­ра­лись так, как было выгод­но бюрократии.

Но в 1923 году исход борь­бы ещё не был так пред­опре­де­лён, как в даль­ней­шем. Осо­бен­но ост­рая дис­кус­сия меж­ду оппо­зи­ци­ей и сто­рон­ни­ка­ми «гене­раль­ной линии» ЦК раз­вер­ну­лась в Москве. Имен­но в сто­ли­це кон­цен­три­ро­ва­лись клю­че­вые кад­ры и пар­тий­ные интел­лек­ту­а­лы. В Москве голо­са раз­де­ли­лись 50 на 50. Ком­му­ни­сти­че­ские уни­вер­си­те­ты, где учи­лись не зелё­ные сту­ден­ты, а вете­ра­ны Граж­дан­ской вой­ны, быв­шие комис­са­ры и акти­ви­сты, голо­со­ва­ли за оппо­зи­цию. В армии у Троц­ко­го был огром­ный авто­ри­тет. Армей­ские пар­тий­ные ячей­ки под­дер­жи­ва­ли оппо­зи­цию. Мно­гие рабо­чие были за оппо­зи­цию. Но с рабо­чи­ми суще­ство­ва­ла дру­гая про­бле­ма. В 1923 году высо­кий уро­вень без­ра­бо­ти­цы. Ком­му­ни­стов исклю­ча­ют в послед­нюю оче­редь, поэто­му за оппо­зи­цию не голо­су­ют, что­бы не исклю­чи­ли из партии.

Оппо­зи­ция име­ла шан­сы на успех, но был вклю­чен меха­низм чёр­ных адми­ни­стра­тив­ных тех­но­ло­гий. Про­хо­ди­ли голо­со­ва­ния за резо­лю­ции либо Пре­об­ра­жен­ско­го — Сапро­но­ва, либо трой­ки Ста­лин — Зино­вьев — Каме­нев. Пона­ча­лу, когда голо­со­ва­ния начи­на­ют­ся, вид­но, что оппо­зи­ция пре­об­ла­да­ет. Если посмот­рим «Прав­ду» за ноябрь — нача­ло декаб­ря 1923 года, то мы уви­дим, что это во мно­гом оппо­зи­ци­он­ная газе­та. Пуб­ли­ку­ют­ся пись­ма с мест, явно про­ти­во­ре­ча­щие гене­раль­ной линии пар­тии. Потом про­ис­хо­дит хит­рый аппа­рат­ный манёвр. Сни­ма­ют по ини­ци­а­ти­ве Ста­ли­на гла­ву отде­ла пар­тий­ной жиз­ни «Прав­ды», туда отправ­ля­ют помощ­ни­ка Ста­ли­на Наза­ре­тя­на и тональ­ность сра­зу меня­ет­ся. Вдруг рез­ко, судя по газет­ным пуб­ли­ка­ци­ям, ста­ла побеж­дать гене­раль­ная линия. Оппо­зи­ци­о­не­ры были уве­ре­ны в фаль­си­фи­ка­ци­ях, им каза­лось, что циф­ры берут с потол­ка. Впо­след­ствии Борис Бажа­нов, сек­ре­тарь Полит­бю­ро, став­ший невоз­вра­щен­цем, напи­сал, что в кон­тек­сте пар­тий­ных голо­со­ва­ний 1923 года Ста­лин про­из­нёс свою зна­ме­ни­тую фра­зу: «Неваж­но, кто как голо­су­ет, важ­но, кто как посчитает».

Наза­ре­тян, судя по мему­а­рам Бажа­но­ва, про­сто менял циф­ры: в реаль­но­сти 40% за Ста­ли­на, а 60% за оппо­зи­цию, а он пода­вал, что 60% за гене­раль­ную линию и 40% за оппо­зи­цию. Дока­зать это слож­но. Дру­гие све­де­ния, вклю­чая дан­ные тех­ни­че­ско­го работ­ни­ка Полит­бю­ро Бала­шо­ва, сви­де­тель­ству­ют о том, что Наза­ре­тян про­сто при­дер­жи­вал инфор­ма­цию о тех ячей­ках, в кото­рых побеж­да­ла оппо­зи­ция. Таким обра­зом созда­ва­лось впе­чат­ле­ние, что оппо­зи­ция тер­пит пора­же­ние в Москве. Но на самом деле даже Буха­рин напи­сал Ста­ли­ну, что в Москве оппо­зи­ция ока­за­лась «очень мощ­ной, если не ска­зать больше».

После пора­же­ния клю­че­вых оппо­зи­ци­о­не­ров, кро­ме Троц­ко­го, сни­ма­ют с постов — либо отправ­ля­ют посла­ми или в сфе­ру эко­но­ми­ки. Оппо­зи­ция полу­чи­ла нега­тив­ную оцен­ку на XIII пар­тий­ной кон­фе­рен­ции в нача­ле 1924 года. Было объ­яв­ле­но, что у оппо­зи­ции мел­ко­бур­жу­аз­ный уклон. Этот ярлык вызвал рез­кое него­до­ва­ние и про­тест оппо­зи­ции. Но в каче­стве обос­но­ва­ния тако­го ярлы­ка пар­тий­ные идео­ло­ги увя­зы­ва­ли демо­кра­тич­ность с бур­жу­аз­но­стью. Троц­кий был глу­бо­ко оскорб­лён этим ярлы­ком, хотя на XIII съез­де он про­из­нёс фра­зу: «Пра­ва она или не пра­ва, но это моя пар­тия». Впо­след­ствии мно­гие сто­рон­ни­ки ста­ви­ли эту фра­зу в вину Троцкому.

— Что про­ис­хо­ди­ло дальше?

— Сле­ду­ю­щий этап борь­бы — 1924 год, ноябрь, так назы­ва­е­мая «лите­ра­тур­ная дис­кус­сия». Троц­кий опуб­ли­ко­вал ста­тью «Уро­ки октяб­ря» в тре­тьем томе работ об исто­рии Вели­кой Октябрь­ской рево­лю­ции. Троц­кий был чело­ве­ком, кото­рый реаль­но орга­ни­зо­вал Октябрь­ский пере­во­рот, зани­мая на тот момент пост руко­во­ди­те­ля ВРК (Воен­но-рево­лю­ци­он­но­го коми­те­та) и Пет­ро­град­ско­го Сове­та. Ему было что ска­зать. В заву­а­ли­ро­ван­ной фор­ме Троц­кий кри­ти­ко­вал тех людей, кто в 1924‑м сто­я­ли у руля пар­тии, а имен­но Каме­не­ва и Зино­вье­ва. Каме­нев и Зино­вьев в 1917 году в пери­од от фев­ра­ля к октяб­рю были оппо­нен­та­ми Лени­на и скло­ня­лись к тому, что не нуж­но уста­нав­ли­вать дик­та­ту­ру про­ле­та­ри­а­та в кре­стьян­ской стране, а сле­ду­ет дви­гать­ся стан­дарт­ным соци­ал-демо­кра­ти­че­ским путём через уча­стие в пред­ста­ви­тель­ных орга­нах. Троц­кий это Каме­не­ву и Зино­вье­ву припомнил.

Логи­ка была такой: они сей­час гово­рят, что у нас, у левых, мел­ко­бур­жу­аз­ный уклон, а пус­кай они на себя посмот­рят — имен­но они, Зино­вьев и Каме­нев, чуть не погу­би­ли Октябрь­скую рево­лю­цию. Такое инте­рес­ное исполь­зо­ва­ние исто­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла в поли­ти­че­ской борь­бе. Но Троц­кий полу­чил мощ­ный ответ­ный удар в такой же фор­ме. Ему при­пом­ни­ли кон­фликт с Лени­ным. Из архи­вов извлек­ли всё пло­хое, что Ленин писал о Троц­ком, а Троц­кий — о Ленине до 1917 года. Они спо­ри­ли. Это в 1917‑м Ленин ска­жет, что нет луч­ше­го боль­ше­ви­ка, чем Троц­кий. Каме­нев и Зино­вьев пыта­лись про­де­мон­стри­ро­вать, что они наслед­ни­ки Лени­на, а их про­ти­во­бор­ство с Троц­ким — про­дол­же­ние борь­бы с Лени­ным. Тогда был запу­щен тер­мин троцкизм.

Троц­кий напи­сал обшир­ные отве­ты на обви­не­ния, но ни один из них не был опуб­ли­ко­ван. Потом Троц­кий напи­шет январ­ско­му пле­ну­му ЦК 1925 года пись­мо, в кото­ром под­ве­дёт итог лите­ра­тур­ной дис­кус­сии. Троц­ко­го сме­ща­ют с долж­но­сти нар­ко­ма по воен­ным и мор­ским делам и пред­се­да­те­ля Ревво­ен­со­ве­та, при этом его остав­ля­ют чле­ном Полит­бю­ро. Ста­лин, по опре­де­ле­нию Буха­ри­на, была «гени­аль­ным дози­ров­щи­ком», масте­ром поли­ти­че­ском борь­бы. Ста­лин счи­тал, что если по Троц­ко­му уда­рить слиш­ком силь­но, то это вызо­вет нега­тив­ную реак­цию. Ста­ли­ну доно­си­ли, что в воен­ных кру­гах счи­та­ли, что нуж­но защи­щать Троцкого.

Впо­след­ствии Троц­кий при­знал­ся в эми­гра­ции, что ему пред­ла­га­ли взять власть. Гла­ва мос­ков­ско­го гар­ни­зо­на Мура­лов пред­ла­гал Троц­ко­му сме­стить Ста­ли­на, Зино­вье­ва и Каме­не­ва. Гово­рят, что это мож­но было сде­лать эле­мен­тар­но и бес­кров­но. Троц­кий отка­зал­ся. Ныне совре­мен­ные сто­рон­ни­ки Троц­ко­го дис­ку­ти­ру­ют, пра­виль­но ли сде­лал Троц­кий, отка­зав­шись от сило­во­го вари­ан­та захва­та вла­сти. Но Троц­кий счи­тал, что подоб­ный путь — это бона­пар­тизм. По его мне­нию, мож­но было дей­ство­вать толь­ко через пар­тий­ные структуры.

Выступ­ле­ние Льва Троц­ко­го во вре­мя годов­щи­ны Октябрь­ской рево­лю­ции. 1923 год

— Как оппо­зи­ция реа­ги­ро­ва­ла на «лите­ра­тур­ную дискуссию»?

— Оппо­зи­ция на этом эта­пе не дей­ству­ет. Были люди, кото­рые сим­па­ти­зи­ро­ва­ли Троц­ко­му, но какой-либо борь­бы не было. «Лите­ра­тур­ная дис­кус­сия» ока­за­лась пер­со­наль­ной исто­ри­ей Троцкого.

— На момент нача­ла 1920‑х годов кого боль­ше не любил Троц­кий — Ста­ли­на или Каме­не­ва с Зиновьевым?

— Ста­ли­на он, конеч­но, не любил ещё со вре­ме­ни момен­та Граж­дан­ской вой­ны. У них был кон­фликт в свя­зи с Цари­цы­ном, не хотел Ста­лин под­чи­нять­ся Троц­ко­му, на тот момент руко­во­ди­те­лю Крас­ной армии. Но Троц­кий Ста­ли­на не вос­при­ни­мал все­рьёз. Каме­нев и Зино­вьев, по мне­нию Троц­ко­го, были реаль­ны­ми вождя­ми, тео­ре­ти­ка­ми, ора­то­ра­ми, людь­ми с поли­ти­че­ским весом. А Ста­лин же помо­гал Каме­не­ву и Зино­вье­ву в орга­ни­за­ци­он­ных вопро­сах. Очень мно­гие так Ста­ли­на недо­оце­ни­ли. Потом, когда Троц­кий с Каме­не­вым и Зино­вье­вым объ­еди­нят­ся, Троц­кий сде­ла­ет заяв­ле­ние об этой ошибке.

— Поче­му к оппо­зи­ции при­со­еди­ня­ют­ся участ­ни­ки пра­вя­ще­го три­ум­ви­ра­та Каме­нев и Зиновьев?

— Каме­нев и Зино­вьев так­же дума­ли, что они будут поли­ти­че­ски­ми и идей­ны­ми вождя­ми, а Ста­лин будет у них в каче­стве орго­ви­ка. Столк­но­ве­ние про­ис­хо­дит на XIV съез­де в 1925 году. Но Троц­кий не участ­ву­ет в этом про­ти­во­сто­я­нии. Для него это­го борь­ба двух бюро­кра­ти­че­ских груп­пи­ро­вок. Зино­вьев и Каме­нев полу­ча­ют боль­шин­ство в Ленин­гра­де, а в осталь­ных парт­ор­га­ни­за­ци­ях у Ста­ли­на, бло­ки­ру­ю­ще­го­ся теперь с Буха­ри­ным, была пол­ная поддержка.

После это­го про­ис­хо­дит объ­еди­не­ние оппо­зи­ции 1923 года с «новой оппо­зи­ци­ей» Каме­не­ва и Зино­вье­ва. Было слож­но для Троц­ко­го, Пре­об­ра­жен­ско­го и дру­гих пой­ти на аль­янс с Зино­вье­вым и Каме­не­вым, кото­рые недав­но их клей­ми­ли. Неко­то­рые даже пред­ла­га­ли объ­еди­нить­ся со Ста­ли­ным про­тив Каме­не­ва и Зино­вье­ва. Но в кон­це кон­цов в каче­стве общих прин­ци­пов объ­еди­не­ния оппо­зи­ции была борь­ба за демо­кра­тизм и за выпол­не­ние «ленин­ско­го заве­ща­ния». Соглас­но «Пись­му к съез­ду», извест­но­му как заве­ща­ние Лени­на, Ста­ли­на необ­хо­ди­мо было сни­мать с поста гене­раль­но­го сек­ре­та­ря партии.

В это же вре­мя раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дис­кус­сия о соци­а­лиз­ме в отдель­но взя­той стране. В 1924 году, уже после смер­ти Лени­на, Ста­лин вне­зап­но дела­ет откры­тие, что у Лени­на в рабо­тах была кон­цеп­ция «соци­а­лиз­ма в отдель­но взя­той стране». Троц­кий же пишет, что такой кон­цеп­ции не было, боль­ше­ви­ки гово­ри­ли о все­мир­ной рево­лю­ции. С точ­ки зре­ния Зино­вье­ва, Каме­не­ва и Троц­ко­го, идея соци­а­лиз­ма в отдель­но взя­той стране про­ти­во­ре­чи­ла марк­сиз­му, лени­низ­му и была бес­смыс­ли­цей. Начи­на­ет­ся спор вокруг дан­но­го тези­са. С одной сто­ро­ны, этот спор выгля­дит схо­ла­сти­че­ским. С дру­гой сто­ро­ны, эта про­бле­ма име­ла прак­ти­че­скую сто­ро­ну. Речь идёт о зна­чи­мо­сти меж­ду­на­род­но­го ком­му­ни­сти­че­ско­го дви­же­ния. Зна­че­ние Комин­тер­на во гла­ве с Зино­вье­вым снижается.

По мне­нию Ста­ли­на, идея «соци­а­лиз­ма в отдель­но взя­той стране» мог­ла спло­тить и вооду­ше­вить пар­тий­ные кад­ры. Миро­вая рево­лю­ция явно не ожи­да­лась. Меж­ду­на­род­ное рабо­чее дви­же­ние раз­ви­ва­лось, но ком­му­ни­сты вовсе не сто­я­ли на поро­ге захва­та вла­сти. Поэто­му нуж­но было дать мас­сам про­стую и понят­ную соци­а­ли­сти­че­скую пер­спек­ти­ву: мы можем постро­ить соци­а­лизм сами, без учё­та того, что будет про­ис­хо­дить где бы то ни было ещё.

Но одно­вре­мен­но отход от идеи миро­вой рево­лю­ции был и сня­ти­ем тео­ре­ти­че­ских огра­ни­че­ний для госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки. Если счи­тать, что соци­а­лизм может быть постро­ен толь­ко при высо­кой про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, раз­ви­тии про­из­во­ди­тель­ных сил и изме­не­нии соци­аль­но-поли­ти­че­ской струк­ту­ры обще­ства, то нель­зя было сго­нять кре­стьян в кол­хо­зы, про­воз­гла­шать бес­клас­со­вое обще­ство на базе недо­раз­ви­той эко­но­ми­ки. То, что вошло в исто­рию как ста­лин­ский «вели­кий пере­лом», было невоз­мож­но при сохра­не­нии кон­цеп­ции гло­баль­но­сти рево­лю­ци­он­но­го процесса.

Соци­а­лизм — про­дукт дли­тель­но­го исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, созда­ю­ще­го высо­ко­раз­ви­тую про­мыш­лен­ность, про­ле­тар­скую струк­ту­ру обще­ства. Маркс писал, что если стро­ить соци­а­лизм на нищей тех­ни­че­ской базе, то будут постро­е­ны казар­мы. Соб­ствен­но, что и про­изо­шло. У Троц­ко­го была идея, что толь­ко на осно­ве объ­еди­не­ния инду­стри­аль­но­го Запа­да и аграр­ной Рос­сии мож­но постро­ить соци­а­лизм в миро­вом мас­шта­бе. Но он отнюдь не думал, что кре­стьян в Рос­сии будут заго­нять в коммуны.

Ста­лин, Рыков, Каме­нев, Зино­вьев. 1925 год

— Какая была эко­но­ми­че­ская про­грам­ма оппозиционеров?

— В эко­но­ми­ке суще­ству­ет пред­став­ле­ние, что Троц­кий и его сто­рон­ни­ки были фана­та­ми воен­но­го ком­му­низ­ма, они хоте­ли уни­что­жить нэп. Этот сфор­ми­ро­ван­ный в совет­ской исто­рио­гра­фии сте­рео­тип ниче­го обще­го с дей­стви­тель­но­стью не име­ет. Оппо­зи­ция не носи­ла антинэпо­в­ско­го характера.

Речь шла о том, как раз­ви­вать совет­скую эко­но­ми­че­скую модель, кото­рая сфор­ми­ро­ва­лась с помо­щью наци­о­на­ли­за­ции боль­шей части промышленности.

С 1925 года совет­ская эко­но­ми­ка пере­жи­ва­ла кри­зи­сы, обу­слов­лен­ные так назы­ва­е­мы­ми «нож­ни­ца­ми цен». Опять же тер­мин Троц­ко­го. На сель­ско­хо­зяй­ствен­ные про­дук­ты были низ­кие цены, на про­мыш­лен­ные това­ры — высо­кие. Кре­стьяне недо­воль­ны. С чем это свя­за­но? В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни это обу­слов­ле­но тем, что Рос­сия изо­ли­ро­ва­лась от миро­во­го рын­ка. Моно­по­лия внеш­ней тор­гов­ли меша­ла про­ник­но­ве­нию более дешё­вых и более каче­ствен­ных про­дук­тов зару­беж­ной про­мыш­лен­но­сти. При­хо­ди­лось поку­пать свою про­дук­цию, кото­рая была поху­же и подороже.

Соот­вет­ствен­но, кре­стьяне начи­на­ют тор­мо­зить про­да­жу хле­ба. Воз­ни­ка­ет кри­зис хле­бо­за­го­то­вок. Им про­да­вать хлеб невы­год­но из-за этих нож­ниц и отсут­ствия про­мыш­лен­ных това­ров. Зачем про­да­вать, если мож­но исполь­зо­вать этот хлеб как-то для себя? День­ги осо­бо было тра­тить неку­да. Оппо­зи­ция гово­ри­ла: про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в том, что в Рос­сии сла­бая про­мыш­лен­ность. Либо давай­те откры­вать СССР миро­во­му рын­ку (что ком­му­ни­ста­ми исклю­ча­лось), либо раз­ви­вать свою про­мыш­лен­ность. Упор был имен­но на раз­ви­тии про­мыш­лен­но­сти. Это было бы выгод­но всем.

Ста­лин и Буха­рин гово­ри­ли о том, что клю­че­вая про­бле­ма — это цены на про­мыш­лен­ные това­ры. Они наста­и­ва­ли на сни­же­нии цен в адми­ни­стра­тив­ном поряд­ке. Оппо­зи­ция назы­ва­ла это глу­по­стью и при­зы­ва­ла к инду­стри­а­ли­за­ции. Ста­лин и Буха­рин, в свою оче­редь, обви­ня­ли троц­ки­стов в стрем­ле­нии к сверх­ин­ду­стри­а­ли­за­ции. Они утвер­жда­ли, что троц­ки­сты не любят кре­стьян и хотят за их счёт про­ве­сти инду­стри­а­ли­за­цию. В 1927 году насту­па­ет тяже­лей­ший кри­зис, кото­рый при­во­дит к тому, что Ста­лин про­сто отме­ня­ет нэп.

Оппо­зи­ция, кро­ме того, гово­ри­ла о том, что нуж­но про­во­дить более чёт­кую клас­со­вую линию. Накап­ли­ва­ют­ся излиш­ки у вер­хов кре­стьян­ства — кула­че­ства. Нуж­но на это кула­че­ство боль­ше нажи­мать. Они при­зы­ва­ли вве­сти рент­ное обло­же­ние кула­ков, с уче­том каче­ства зем­ли. Пре­об­ра­жен­ский так фор­му­ли­ро­вал: «Зада­ча совет­ско­го режи­ма взять как мож­но боль­ше с кре­стьян­ства для инду­стри­а­ли­за­ции, пото­му что ника­ких дру­гих источ­ни­ков нет, и при этом не порвать союз с кре­стьян­ством». Пред­по­ла­га­лось, что кре­стьян­ству инду­стри­а­ли­за­ция тоже будет выгод­на. В горо­де оппо­зи­ция при­зы­ва­ла уве­ли­чи­вать зар­пла­ты у рабо­чих в соот­вет­ствии с про­из­во­ди­тель­но­стью тру­да. Те инве­сти­ции в про­мыш­лен­ность, за кото­рую высту­па­ли оппо­зи­ци­о­не­ры, пред­по­ла­га­ли уве­ли­че­ние зара­бот­ной пла­ты рабо­чих. Оппо­нен­ты их обви­ня­ли в демагогии.

— Кто под­дер­жи­вал оппозицию?

— Были пар­тий­ные функ­ци­о­не­ры, кото­рые с нача­ла 1920‑х годов были про­тив Ста­ли­на. Мно­гих из них сме­сти­ли с постов в 1922 году после того, как утвер­ди­лась власть Ста­ли­на в каче­стве гене­раль­но­го сек­ре­та­ря пар­тии. Часть бюро­кра­тии была в оппо­зи­ции. Троц­кий при­зна­вал, что в оппо­зи­ции были аппа­рат­чи­ки. Дру­гая часть оппо­зи­ции — иде­а­ли­сти­че­ская. Это вете­ра­ны Граж­дан­ской вой­ны, для кото­рых соци­а­лизм и миро­вая рево­лю­ция не были пустым зву­ком. В ядре оппо­зи­ции было мно­го тех, кто про­шёл Граж­дан­скую вой­ну моло­ды­ми. Та систе­ма, что стро­ил Ста­лин, про­ти­во­ре­чи­ла их идеалам.

К оппо­зи­ции при­мы­ка­ли те, кто выра­жал про­тест по раз­лич­ным вопро­сам дея­тель­но­сти пар­тии. Оппо­зи­ция вос­при­ни­ма­лась как люди, кото­рые про­сто что-то гово­рят про­тив вла­стей. Порой в архи­вах встре­ча­ют­ся инте­рес­ные дан­ные. Груп­па пра­во­слав­ных веру­ю­щих высту­пи­ла с под­держ­кой Троц­ко­го, или же на пар­тий­ном собра­нии при­шла запис­ка доклад­чи­ку, где было напи­са­но: «да здрав­ству­ет Троц­кий, да здрав­ству­ет Учре­ди­тель­ное собра­ние». Эми­гра­ция оце­ни­ва­ла оппо­зи­цию в каче­стве рас­ша­ты­ва­ю­ще­го систе­му фак­то­ра. Рабо­чие боро­лись за свои инте­ре­сы и поэто­му при­мы­ка­ли к оппо­зи­ции. Ведь все проф­со­ю­зы были ого­су­дар­ствле­ны. Доля моло­дё­жи и рабо­чих в сере­дине 1920‑х годов увеличивается.

Лиде­ры «Левой оппо­зи­ции» в 1927 году.
Сидят сле­ва напра­во: Л. Сереб­ря­ков, К. Радек, Л. Троц­кий, М. Богу­слав­ский и Е. Пре­об­ра­жен­ский;
сто­ят: Х. Раков­ский, Я. Дроб­нис, А. Бело­бо­ро­дов и Л. Сосновский.

— А не вос­при­ни­ма­лась ли оппо­зи­ция как некое эли­тар­ное объ­еди­не­ние людей, кото­рое суще­ству­ет толь­ко в партии?

— Конеч­но, вос­при­ни­ма­лась. Дол­гое вре­мя оппо­зи­ция рабо­та­ла толь­ко в рам­ках пар­тии и счи­та­ла, что не сто­ит обра­щать­ся к бес­пар­тий­ным. Оппо­зи­ци­о­не­ры высту­па­ли на пар­тий­ных собра­ни­ях с кри­ти­кой Ста­ли­на, вно­си­ли контр­пред­ло­же­ния на голо­со­ва­ние, кото­рые обыч­но полу­ча­ли меньшинство.

Оппо­зи­ция рабо­та­ла в рам­ках пар­тий­ных яче­ек, но в кон­це 1920‑х годов ста­ло понят­но, что это бес­смыс­лен­но. Пар­тий­ные ячей­ки ниче­го не реша­ли. И они пошли в мас­сы. Сра­зу идёт при­ток акти­ви­стов. Типич­ный при­мер — Вар­лам Шала­мов. Он не был чле­ном пар­тии, но участ­во­вал в под­поль­ной троц­кист­ской орга­ни­за­ции. Пер­вый его срок — за под­поль­ную типо­гра­фию, при­чём его сра­зу же отпра­ви­ли в лагерь. К тем бес­пар­тий­ным, кто при­мы­кал к троц­ки­стам, при­ме­ня­лись самые суро­вые наказания.

— Как про­па­ган­ди­ро­ва­ли свои идеи троц­ки­сты в сре­де обыч­но­го населения?

— В пред­две­рии XV съез­да пар­тии в 1927 году про­во­ди­лись так назы­ва­е­мые «смыч­ки». В лесу, пар­ках или на част­ных квар­ти­рах при­хо­ди­ли и чле­ны пар­тии, и бес­пар­тий­ные и про­во­ди­ли собра­ния с выступ­ле­ни­ем доклад­чи­ков. По оцен­кам оппо­зи­ции, через «смыч­ки» про­шло более 20 тысяч чело­век. Оппо­зи­ция, конеч­но, очень посте­пен­но при­хо­ди­ла к идее, что нуж­но выхо­дить за рам­ки пар­тии. У них была обще­боль­ше­вист­ская кон­цеп­ция, что толь­ко пар­тия боль­ше­ви­ков — един­ствен­ный выра­зи­тель инте­ре­сов про­ле­та­ри­а­та. Одно­пар­тий­ная систе­ма — это осно­ва дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та. В кон­це кон­цов они при­шли к иде­ям мно­го­пар­тий­но­сти, но был дол­гий путь.

— «Бюл­ле­тень оппо­зи­ции» был глав­ным жур­на­лом троц­ки­стов. Что он из себя представлял?

— В 1929 году троц­ки­сты нала­ди­ли выпуск это­го жур­на­ла за рубе­жом и изда­вал­ся он за рубе­жом. Послед­ний номер вышел после убий­ства Троц­ко­го в 1941 году. Это очень инте­рес­ный источ­ник по исто­рии 1930‑х годов не толь­ко СССР, но и мира. У жур­на­ла была широ­кая цепь кор­ре­спон­ден­тов по все­му миру. Оппо­зи­ци­о­не­ры снаб­жа­ли редак­цию жур­на­ла инте­рес­ной инфор­ма­ци­ей. «Бюл­ле­тень» попа­дал в Совет­ский Союз раз­ны­ми путя­ми. Пер­во­на­чаль­но на него про­сто под­пи­сы­ва­лись — так же, как Цен­траль­ный Коми­тет под­пи­сы­вал­ся на дру­гие эми­грант­ские изда­ния. При­во­зи­ли жур­нал совет­ские моря­ки и дипло­ма­ты. Бюл­ле­тень спе­ци­аль­но печа­тал­ся в мик­ро­фор­ма­те. Но я не думаю, что бюл­ле­тень широ­ко читался.

«Бюл­ле­тень оппо­зи­ции», напе­ча­тан­ный в микроформате

— Когда изго­ня­ют троц­ки­стов из партии?

— В 1927 году XV съезд исклю­ча­ет оппо­зи­цию из пар­тии, не толь­ко вождей, но рядо­вых пар­тий­цев, если те не отре­ка­ют­ся от при­над­леж­но­сти к оппо­зи­ции. По стране про­хо­дят собра­ния пар­тий­ных яче­ек, где оппо­зи­ци­о­не­ры долж­ны ска­зать, про­дол­жа­ют ли они под­дер­жи­вать оппо­зи­цию. Нет точ­ных дан­ных, сколь­ко чело­век было исклю­че­но. Ста­лин оце­ни­вал чис­ло оппо­зи­ци­о­не­ров в 30 тысяч. Офи­ци­аль­но было исклю­че­но 4 тыся­чи. На пле­ну­ме Ста­лин озву­чил офи­ци­аль­ные циф­ры, но был выкрик из зала, что 10 тысяч чело­век голо­со­ва­ло за оппо­зи­цию. Ста­лин повто­рил циф­ру в 10 тысяч и доба­вил, что ещё 20 тысяч оппо­зи­ци­о­не­ров не при­шли на собра­ния яче­ек. По моим под­счё­там, из пар­тии было исклю­че­но поряд­ка 8 тысяч.

Затем мно­гие из этих убеж­дён­ных оппо­зи­ци­о­не­ров перед пар­ти­ей капи­ту­ли­ру­ют. Они с энту­зи­аз­мом встре­тят ста­лин­ский «вели­кий пере­лом», счи­тая, что Ста­лин исполь­зу­ет идеи оппо­зи­ци­о­не­ров. На этом осно­ва­нии часть оппо­зи­ци­о­не­ров вер­ну­лась в пар­тию на рубе­же 1920 и 1930‑х годов. Но самые рья­ные оппо­зи­ци­о­не­ры — поряд­ка тыся­чи чело­век — назы­ва­ли ста­лин­ский «вели­кий пере­лом» кари­ка­ту­рой на инду­стри­а­ли­за­цию. В 1927 году оппо­зи­ци­о­не­ры ухо­дят в под­по­лье. И что инте­рес­но, чис­лен­ность их групп рас­тёт, пото­му что при­мы­ка­ют не толь­ко партийцы.

В 1928–1929 годах выхо­дит на пер­вый план рабо­чий вопрос. В это вре­мя идёт фор­си­ро­ван­ное наступ­ле­ние на рабо­чих. Ухуд­ша­ет­ся поло­же­ние рабо­чих. Мно­гие рабо­чие начи­на­ют в раз­ных фор­мах про­те­сто­вать, даже басто­вать. Оппо­зи­ци­о­не­ры актив­но участ­ву­ют в этой борь­бе. Если кре­стьяне бун­ту­ют и рабо­чие басту­ют, и если воз­ник­нет поли­ти­че­ская сила, кото­рая воз­гла­вить про­те­сты, то режим может пасть. Но у оппо­зи­ции нет чёт­ко­го пони­ма­ния того, что она хочет. Рабо­чие спра­ши­ва­ют: «А что нам делать?». Оппо­зи­ци­о­не­ры гово­рят: «Голо­суй­те за наши резо­лю­ции, доби­вай­тесь хоро­ших кол­лек­тив­ных дого­во­ров и ока­зы­вай­те дав­ле­ние на пар­тию, что­бы та вер­ну­ла нас в свои ряды».

Когда позд­нее оппо­зи­ци­он­ные груп­пы ради­ка­ли­зи­ру­ют­ся, уже ста­но­вит­ся позд­но. К 1930 году уже ника­ко­го под­по­лья нет. Троц­ки­сты сидят в тюрь­мах и в ссыл­ках. В тюрь­мах они изда­ва­ли само­дель­ные жур­на­лы, устра­и­ва­ли голо­дов­ки и демон­стра­ции про­те­ста. Они тре­бо­ва­ли, что­бы в ГУЛА­Ге суще­ство­вал поли­ти­че­ский режим, что­бы поли­ти­че­ских дер­жа­ли отдель­но от уго­лов­ных, что­бы их исполь­зо­ва­ли по спе­ци­аль­но­сти. До убий­ства Киро­ва эле­мен­ты «поли­ти­че­ско­го режи­ма» в спе­ци­аль­ных тюрь­мах – поли­ти­зо­ля­то­рах — ещё сохра­ня­лись. Но кон­чи­лось тем, что прак­ти­че­ски все «неразору­жив­ши­е­ся оппо­зи­ци­о­не­ры» были уни­что­же­ны во вре­мя «боль­шо­го тер­ро­ра». Имен­но эти тюрем­ные акти­ви­сты ста­ли его пер­вы­ми жертвами.

— Извест­на мани­фе­ста­ция 7 нояб­ря 1927 года по слу­чаю деся­ти­ле­тия Октябрь­ской рево­лю­ции. Были ли ещё какие-то попыт­ки мас­со­во про­ве­сти улич­ные акции?

— Да, эта демон­стра­ция боль­ше все­го извест­на. Счи­та­ет­ся, что сле­ду­ю­щая круп­ная про­тест­ная акция в Москве — это мани­фе­ста­ция про­тив суда над Синяв­ским и Дани­элем в 1965 году. Круп­ная акция про­шла так­же в Кие­ве осе­нью 1928 года, когда аре­сто­ва­ли двух рабо­чих-оппо­зи­ци­о­не­ров, кото­рые поль­зо­ва­лись боль­шим авто­ри­те­том. Их тол­па пыта­лась осво­бо­дить. Боль­ше мне не извест­ны пуб­лич­ные мас­со­вые акции оппозиционеров.

Оппо­зи­ци­он­ная демон­стра­ция 7 нояб­ря 1927 в пред­став­ле­нии худож­ни­ка 1990‑х годов

— Отсут­ствие про­тестных акций обу­слов­ле­но кон­цеп­ту­аль­ным жела­ни­ем решать все поли­ти­че­ские вопро­сы внут­ри партии?

— На рубе­же 1920–1930‑х годов было слож­но про­во­дить демон­стра­ции. Уже на ста­дии под­го­тов­ки и орга­ни­за­ции участ­ни­ков акции бы аре­сто­ва­ли. Но, без­услов­но, на кон­цеп­ту­аль­ном уровне оппо­зи­ци­о­не­ры не были сто­рон­ни­ка­ми улич­ных акций. Они под­спуд­но дума­ли о «тре­тьей силе», потен­ци­аль­ной контр­ре­во­лю­ции. Для троц­ки­ста была дилем­ма: с одной сто­ро­ны, нуж­но бороть­ся про­тив режи­ма, а с дру­гой — пра­вые могут вос­поль­зо­вать­ся поли­ти­че­ской нестабильностью.

— То есть пра­вые был боль­шим врагом?

— До опре­де­лён­но­го момен­та да. Хотя отно­ше­ние к пра­вой оппо­зи­ции меня­лось. Пона­ча­лу, когда про­изо­шёл раз­рыв Ста­ли­на с Буха­ри­ным, кото­ро­го обви­ни­ли в пра­вом уклоне, сим­па­тии троц­ки­стов были на сто­роне Ста­ли­на. Буха­ри­на они счи­та­ли хуже. Но потом оппо­зи­ци­о­не­ры ста­ли высту­пать за то, что­бы всем тече­ни­ям в пар­тии были предо­став­ле­ны рав­ные пра­ва: пусть будет пра­вое тече­ние Буха­ри­на, левое — Троц­ко­го и цен­трист­ское — Ста­ли­на. В нача­ле 1930‑х годов троц­ки­сты фак­ти­че­ски при­шли к выво­ду о необ­хо­ди­мо­сти объ­еди­не­ния с «пра­вы­ми» оппо­зи­ци­о­не­ра­ми. В цен­тре вни­ма­ния теперь ста­вит­ся ста­лин­ский режим. В обла­сти эко­но­ми­ки кри­ти­ка «сплош­ной» кол­лек­ти­ви­за­ции и ста­лин­ско­го вари­ан­та инду­стри­а­ли­за­ции у пра­вых и троц­ки­стов была оди­на­ко­вой. И те, и дру­гие счи­та­ли, что при­ну­ди­тель­ная кол­лек­ти­ви­за­ция — это ужас, это изде­ва­тель­ство над соци­а­лиз­мом, в ходе инду­стри­а­ли­за­ции идёт гон­ка за тем­па­ми, а не за каче­ством. Высту­па­ли про­тив «при­зо­вых ска­чек» инду­стри­а­ли­за­ции, счи­та­ли, что все шаги долж­ны быть эко­но­ми­че­ски обоснованы.

В 1930‑е годы про­ис­хо­дит сбли­же­ние всех анти­ста­лин­ских оппо­зи­ци­он­ных сил. Пер­во­на­чаль­но воз­ни­ка­ет груп­па Рюти­на. К этой груп­пе при­со­еди­нит­ся несколь­ко троц­ки­стов. Затем воз­ни­ка­ет объ­еди­нён­ный блок оппо­зи­ции 1932 года. Это попыт­ка создать аль­янс всех анти­ста­лин­ских сил. В извра­щён­ном виде этот аль­янс фигу­ри­ро­вал на про­цес­се 1938 года как «правот­роц­кист­ский блок». Наря­ду с троц­ки­ста­ми, в этом бло­ке при­ни­ма­ли уча­стие в бло­ке сто­рон­ни­ки Зино­вье­ва и Каме­нье­ва, груп­па Сафа­ро­ва — Тар­ха­но­ва, неиз­вест­ная груп­па, назы­ва­е­мая в архи­ве Троц­ко­го, «О» и «пра­вые», сами рютин­цы. Ника­кой дея­тель­но­сти это­го бло­ка не было, сра­зу же нача­лись аре­сты, но дого­во­рён­но­сти были.

— Когда раз­го­ня­ли демон­стра­цию 1927 года, по сви­де­тель­ству Ива­ра Сми­л­ги, раз­да­ва­лись воз­гла­сы: «Бей жидов-оппо­зи­ци­о­не­ров». Исполь­зо­вал­ся ли анти­се­мит­ский мотив в борь­бе с оппозицией?

— Без­услов­но. Вожди оппо­зи­ции: Троц­кий — Брон­штейн, Каме­нев — Розен­фельд, Зино­вьев — Радо­мысль­ский. Очень про­сто было дать понять, что оппо­зи­ци­о­не­ры — евреи, пото­му что они высту­па­ют за миро­вую рево­лю­цию, кос­мо­по­ли­ты, кото­рые не любят рус­ских кре­стьян. Конеч­но, не напря­мую, анти­се­ми­тизм в те годы карал­ся как уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние. Хотя Троц­кий цити­ро­вал поста­нов­ле­ние одной из мест­ных яче­ек, где при­зы­ва­лось «исклю­чить оппо­зи­ци­о­не­ров из пар­тии, пото­му что сама их наци­о­наль­ность пред­рас­по­ла­га­ет к тор­га­ше­ству, бес­прин­цип­но­сти и прочему».

Это, конеч­но, ред­кий слу­чай, когда такое было напи­са­но на бума­ге. Анти­се­мит­ский аспект борь­бы с оппо­зи­ци­ей ком­мен­ти­ро­вал сам Ста­лин. Он заяв­лял: «Мы борем­ся про­тив оппо­зи­ци­о­не­ров, не пото­му что они евреи, а пото­му что они оппо­зи­ци­о­не­ры». (Выска­зы­ва­ние, кото­рое, по сути, акцен­ти­ро­ва­ло наци­о­наль­ность глав­ных лиде­ров оппо­зи­ции.) Анек­дот того вре­ме­ни: «В чём отли­чие Мои­сея от Ста­ли­на? Мои­сей вывел евре­ев из Егип­та, а Ста­лин вывел евре­ев из Политбюро».

Во вре­мя раз­го­на подоб­ные воз­гла­сы мог­ли быть. В раз­гоне демон­стра­ции 1927 года участ­во­ва­ли, поми­мо, соб­ствен­но, мили­ции и ГПУ, выра­жа­ясь совре­мен­ным язы­ком, «титуш­ки», воору­жён­ные дубин­ка­ми отря­ды зара­нее под­го­тов­лен­ных людей гоп­ни­че­ско­го типа. Инте­рес­но, что они под­чи­ня­лись Мар­те­мья­ну Рюти­ну, кото­рый сам впо­след­ствии вой­дёт в ряды оппозиционеров.

Троц­кий в кру­гу семьи. 1928 год

— Что слу­чи­лось с троц­ки­ста­ми в 1930‑е? Они все были уничтожены?

— К 1936–1937 годам те люди, кто хоть один раз про­го­ло­со­вал за оппо­зи­цию, были репрес­си­ро­ва­ны. Я видел в РГАСПИ (Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный архив соци­аль­но-поли­ти­че­ской исто­рии. — Ред.) соот­вет­ству­ю­щие доку­мен­ты. Хоть один раз колеб­нул­ся в сто­ро­ну Троц­ко­го — твоя судь­ба, как пра­ви­ло, пред­ре­ше­на. КРТД и КРТЗД — «контр­ре­во­лю­ци­он­ная троц­кист­ская дея­тель­ность», «контр­ре­во­лю­ци­он­ная троц­кист­ско-зино­вьев­ская дея­тель­ность». Судь­ба этих людей сло­жи­лась очень печаль­но. Либо рас­стрел, либо они полу­ча­ли огром­ные сро­ки. Лишь еди­ни­цы выжи­ли. А идей­ные троц­ки­сты прак­ти­че­ски все были уни­что­же­ны. Для Ста­ли­на троц­ки­сты были, как для Гит­ле­ра евреи. Если чело­век в 1936 году на вопрос «как Вы отно­си­тесь к Ста­ли­ну» отве­чал, что «Ста­лин — тиран», его бы одно­знач­но уничтожили.

Хоть в кон­це 1930‑х годов в СССР уже не было реаль­ной троц­кист­ской оппо­зи­ци­он­ной орга­ни­за­ции, Троц­кий стал мифом сопро­тив­ле­ния. Валь­тер Кри­виц­кий, чекист-невоз­вра­ще­нец, в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях удив­лял­ся, что иду­щие на рас­стрел в 1930‑е годы моло­дые пар­ни и девуш­ки кри­ча­ли «да здрав­ству­ет Троц­кий». Не пото­му, что они чита­ли «Бюл­ле­тень оппо­зи­ции», а пото­му что Троц­кий был для них сим­во­лом протеста.

— Вопрос исто­риософ­ско­го харак­те­ра. Как Вы счи­та­е­те, борь­ба троц­ки­стов и ста­ли­ни­стов — это эпи­зод веч­но­го про­ти­во­бор­ства сто­рон­ни­ков еди­но­го обще­ми­ро­во­го раз­ви­тия и осо­бо­го пути, вро­де сла­вя­но­фи­лов и запад­ни­ков, марк­си­стов и народ­ни­ков, госу­дар­ствен­ни­ков и либе­ра­лов, гло­ба­ли­стов и антиглобалистов?

— Троц­кист­ское тече­ние в гораз­до боль­шей сте­пе­ни, неже­ли ста­лин­ское тече­ние, про­дол­жа­ло линию меж­ду­на­род­ной соци­ал-демо­кра­тии, марк­сиз­ма как кон­цеп­ции обще­ми­ро­во­го исто­ри­че­ско­го пути. У Ста­ли­на в его идео­ло­гии пре­об­ла­да­ли идеи автар­кии, идеи силь­ной пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной дер­жав­ной вла­сти, что ско­рее ассо­ци­и­ру­ет­ся с наци­о­на­ли­сти­че­ской тра­ди­ци­ей. В этом смыс­ле мож­но ска­зать, что да. Борь­ба про­грес­си­стов и реак­ци­о­не­ров вопло­ти­лась в виде ком­му­ни­сти­че­ской фор­ме в борь­бе троц­ки­стов и сталинистов.

— А в каких худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях ярче все­го про­де­мон­стри­ро­ван образ оппозиционеров?

— Без­услов­но, сле­ду­ет читать Вар­ла­ма Шала­мо­ва. На мой взгляд, он более силь­ный писа­тель, чем Сол­же­ни­цын. Шала­мов, впер­вые репрес­си­ро­ван­ный как троц­кист, и впо­след­ствии сохра­нил левое, но анти­ста­лин­ское и анти­то­та­ли­тар­ное миро­воз­зре­ние. Инте­рес­на кни­га Васи­лия Аксё­но­ва «Мос­ков­ская сага». Аксё­нов из троц­кист­ской семьи. Его мать была акти­вист­кой оппо­зи­ции. Когда я читал кни­гу, я удив­лял­ся, насколь­ко точ­ное опи­са­ние собы­тий 1920–1930‑х годов у Аксё­но­ва. Ско­рее все­го, он общал­ся с людь­ми, кото­рые были непо­сред­ствен­ны­ми сви­де­те­ля­ми про­ис­хо­див­ше­го тогда. Что каса­ет­ся кино, то экра­ни­за­ции Шала­мо­ва и Аксё­но­ва неудачны.

Порт­рет Алек­сея Вик­то­ро­ви­ча Гусева

— Что бы Вы посо­ве­то­ва­ли почи­тать из исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ры? Поре­ко­мен­дуй­те книж­ки Троц­ко­го и книж­ки о Троц­ком или троцкизме.

— Из работ Троц­ко­го — это «Ито­ги и пер­спек­ти­вы», там изло­же­на кон­цеп­ция пер­ма­нент­ной рево­лю­ции. Вышла в 1907 году, а затем была пере­из­да­на в 1919 году и вхо­ди­ла во все сбор­ни­ки. Так­же назо­ву «Исто­рию рус­ской рево­лю­ции», «Пре­дан­ную рево­лю­цию» и неза­кон­чен­ную кни­гу «Ста­лин». Во вре­мя рабо­ты над этой кни­гой Троц­кий был убит. Уни­каль­ная ситу­а­ция, когда авто­ра уби­ва­ет герой его кни­ги. Это самая зре­лая кни­га Троцкого.

О Троц­ком я бы посо­ве­то­вал почи­тать три­ло­гию Дой­че­ра — «Воору­жён­ный про­рок», «Без­оруж­ный про­рок», «Про­рок в изгна­нии». Он был «кри­ти­че­ским троц­ки­стом», хотя, напи­сал и био­гра­фию Ста­ли­на, кото­рую троц­ки­сты сочли апо­ло­ге­ти­че­ской. Имен­но Дой­че­ру при­над­ле­жит при­пи­сы­ва­е­мая Чер­чил­лю фра­за о том, что Ста­лин при­нял Рос­сию с сохой, а оста­вил с атом­ной бом­бой. Он очень силь­ный писа­тель, он рабо­тал с закры­тым архив­ным фон­дом Троц­ко­го в США, одна­ко с науч­ной сто­ро­ны исполь­зу­е­мый мате­ри­ал пло­хо им оформлен.

Послед­ние рабо­ты — это трёх­том­ник Чер­няв­ско­го и Фель­ш­тин­ско­го о Троц­ком и кни­га Чер­няв­ско­го, вышед­шая о Троц­ком в серии «Жизнь заме­ча­тель­ных людей». С кон­цеп­ту­аль­ной точ­ки зре­ния, есть мно­го пре­тен­зий к этим кни­гам. Авто­ры, на мой взгляд, черес­чур пря­мо­ли­ней­но про­во­дят в текстах свои поли­ти­че­ские пред­по­чте­ния либе­раль­но-кон­сер­ва­тив­но­го тол­ка — посту­ли­ру­ют в духе того, что Троц­кий, «как и все рево­лю­ци­о­не­ры, не ценил чело­ве­че­скую жизнь». Но в назван­ных рабо­тах доста­точ­но пол­ное изло­же­ние фак­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла со ссыл­ка­ми на источ­ни­ки, в том чис­ле архив­ные. По исто­рии оппо­зи­ции реко­мен­дую семи­том­ник Вади­ма Рого­ви­на. У Рого­ви­на дру­гая край­ность — он иде­а­ли­зи­ру­ет Троц­ко­го. Читая Чер­няв­ско­го и Фель­ш­тин­ско­го с одной сто­ро­ны, а Рого­ви­на — с дру­гой, мож­но соста­вить ком­плекс­ное пред­став­ле­ние о Троцком.

Поделиться