«Аналогов „ТамТама“ нет и быть не может»

Питер­ский клуб «ТамТам», просу­ще­ство­вав­ший с 1991 по 1996 год, имел колос­саль­ное значе­ние для моло­дёж­ной куль­туры. Факти­че­ски это заве­де­ние стало первым местом в России, где на посто­ян­ной основе играли альтер­на­тив­ную рок-музыку. В «ТамТаме» дебю­ти­ро­вали такие группы, как «Tequilajazzz», «Король и Шут», «Markscheider Kunst», «Нож для фрау Мюллер». Высту­пали там и наибо­лее аван­гард­ные рок-группы пере­стро­еч­ного поко­ле­ния, вроде «Авто­ма­ти­че­ских удовле­тво­ри­те­лей» и «АукцЫ­она». В «ТамТаме» сфор­ми­ро­вался гитар­ный хард­кор, попу­ля­ри­зи­ро­ва­лись реггей, сайко­билли и панк с элемен­тами этни­че­ской музыки.

Инте­рес к насле­дию «ТамТама» только растёт. Недавно твор­че­ским объеди­не­нием «Хрущёвка» был выло­жен фильм «ТамТам. Музыка смут­ного времени» – пожа­луй, наибо­лее полное видео­ис­сле­до­ва­ние по тема­тике. VATNIKSTAN расспро­сил режис­сёра фильма и одного из осно­ва­те­лей «Хрущёвки» Ивана Борт­ни­кова о судь­бах музы­кан­тов поко­ле­ния «ТамТама», факторе нарко­ти­ков в станов­ле­нии рок-волны 1990-х и зако­нах доку­мен­таль­ного кино.


— Как ты узнал про клуб «ТамТам» и почему тебя заин­те­ре­со­вало это место?

— Узнал я клубе, скорее всего, из доку­мен­таль­ного сери­ала Льва Лурье «Куль­тур­ный слой», хотя, возможно, и раньше. В общем, довольно давно. А заин­те­ре­со­вался темой, зани­ма­ясь музы­каль­ной DIY-журна­ли­сти­кой, поскольку очень многие музы­канты расска­зы­вали мне байки о «ТамТаме».

Осознан­ное любо­пыт­ство к данной теме нача­лось после прослу­ши­ва­ния песен группы «Югенд­штиль», одной из самых недо­оце­нён­ных групп 1990-х, на мой взгляд. Они звучали грязно, психо­де­лично и уверенно. Их с виду неслож­ные, но на самом деле мета­фо­рич­ные тексты, засе­дают в разум и момен­тально погру­жают в холод­ную и пуга­ю­щую, но при этом танце­валь­ную атмо­сферу. До этого момента я ассо­ци­и­ро­вал «ТамТам» только с извест­ными и куль­то­выми бандами – Tequilajazzz и «Коро­лём и Шутом». Именно эффект от прослу­ши­ва­ния «Югенд­штиля» заста­вил меня начать изучать питер­ский анде­гра­унд 1990-х, кото­рый варился в этом клубе.

Прослу­шав множе­ство инте­рес­ных, но мало кому извест­ных групп, я понял, что музыка того времени мне по вкусу и многие группы неза­слу­женно забыты.

Афиша выступ­ле­ний в «ТамТаме»

— Про «ТамТам» довольно много писали, снимали доку­мен­таль­ные фильмы и программы. Что бы ты выде­лил из того, что было сделано у тебя?

— Во-первых, я снимал фильм, оппо­ни­руя Лурье, изна­чально я в основ­ном пригла­шал людей, кото­рых не было в его программе. Во-вторых, я хотел снять фильм не столько о клубе и груп­пах, сколько о времени, о девя­но­стых, о пере­ход­ном пери­оде между двумя эпохами, когда рухнули одни ценно­сти и не сфор­ми­ро­ва­лись новые. В-третьих, я отка­зался от диктор­ского текста, за исклю­че­нием цитат, чтобы не давать свою оценку собы­тиям. Герои сами расска­зы­вают исто­рию без моего коммен­та­рия.

— Были ли какие-то слож­но­сти в обще­нии с музы­кан­тами? Возможно, какие-то темы были табу­и­ро­ваны? Может быть, кто-то наот­рез отка­зался от интер­вью?

— Был один герой, кото­рый отка­зался от интер­вью. Ещё несколько чело­век мне просто не отве­тили. Но не буду назы­вать имена и явки в надежде на появ­ле­ние этих людей в других моих рабо­тах.

Проблем в обще­нии не возни­кало. Все были очень пози­тивно настро­ены. Для меня самым слож­ным было интер­вью с Севой Гакке­лем (осно­ва­те­лем «ТамТама». – Ред.). У меня было очень мало времени и очень много вопро­сов. До сих пор боюсь спро­сить у него, понра­вился ли ему фильм.

— Музы­канты, кото­рых вы опро­сили, выгля­дят солид­ными и уверен­ными в себе людьми. Многие до сих пор высту­пают в своих груп­пах. Чем зани­ма­ются герои «ТамТама» – те, что не на слуху? Связаны ли они как-то с музы­кой, помимо хобби?

— Героев «ТамТама» так много, что невоз­можно расска­зать про всех. Кого-то уже с нами нет.

Самая инте­рес­ная судьба, на мой взгляд, у Тимы Земля­ни­кина. Земля­ни­кин был модным тусов­щи­ком и играл в группе «Нож для фрау Мюллер». По слухам, он экспе­ри­мен­ти­ро­вал с разного рода нарко­ти­ками и жил прак­ти­че­ски в парал­лель­ной вселен­ной. И вот в один прекрас­ный момент этот, каза­лось бы, поте­рян­ный чело­век стано­вится служи­те­лем в храме! Из Ада в Рай. Про него можно отдель­ный доку­мен­таль­ный фильм снять.

Awdogesa. Проект, состо­яв­ший из Тимы Земля­ни­кина (посе­ре­дине), Эдика Стар­кова из «Химеры» (справа) и Дмит­рия Желон­кина (слева)

Ещё меня пора­зили братья Соко­ловы из группы «Бычий цепень». Они стали борцами со лжена­у­кой. Ездят на архео­ло­ги­че­ские раскопки, пишут книги, снимают разоб­ла­чи­тель­ные ролики про лжена­уч­ные программы РенТВ и не только.

— Сева Гаккель, осно­ва­тель «ТамТама», гово­рил в одном из интер­вью, что знаме­ни­тый «Ленин­град­ский рок-клуб» устра­и­вал концерты раз в месяц и основ­ная заслуга его клуба заклю­ча­лась в том, что «ТамТам» стал первой площад­кой, где музы­канты играли посто­янно. То есть полу­ча­ется, «ТамТам» был не просто первым альтер­на­тив­ным рок-клубом, а в прин­ципе един­ствен­ным рок-клубом города? Ты навер­няка смот­рел, какая музы­каль­ная среда была в городе в эти годы.

— До «Там-Тама» были места, где иногда высту­пали группы. Напри­мер, сквот «НЧ/ВЧ», но это не был клуб в «запад­ном пони­ма­нии», это было место, где соби­ра­лись нефор­малы. Ближе к 1994 году у детища Севы Гаккеля появи­лись конку­ренты – Ten, «Гора», Fish Fabrique и другие.

— Как ты дума­ешь, почему «посмерт­ная» попу­ляр­ность «ТамТама» только увели­чи­ва­ется – это дань уваже­ния перво­про­ход­цам анде­гра­унд­ного рока или же настолько сильно клуб пред­вос­хи­тил своё время? Или же, может быть, волну увле­че­ния «ТамТа­мом» запу­стили музы­каль­ные критики?

— Весь анде­гра­унд в Питере начала 1990-х тусил, играл, пил, нала­жи­вал связи и заво­дил знаком­ства именно в этом клубе. Это было место силы. Там созда­ва­лись новые группы, там проте­кала вся музы­каль­ная жизнь. Была высо­кая концен­тра­ция твор­че­ской энер­гии вокруг одного места. Сейчас нет такого объеди­ня­ю­щего места, все субкуль­тур­ные тусовки разо­шлись по разным клубам. Поэтому «ТамТам» стал важным местом для питер­ской музыки, для питер­ской куль­туры. Не сказал бы, что его слава увели­чи­ва­ется с годами. В 1994-м о нём гово­рили намного больше, чем сейчас.

— Группа «Химера» стала симво­лом «ТамТама». Ты бы мог назвать «Химеру» самой яркой груп­пой из тех, что высту­пали в заве­де­нии?

— Мне сложно опре­де­лить самую яркую группу клуба, поскольку в клубе я не был. А если судить по запи­сям, по альбо­мам, то «Химера» без преуве­ли­че­ния группа яркая, но «Югенд­штиль» или «Сказы Леса», напри­мер, не менее инте­рес­ные группы, на мой взгляд.

Группа «Химера»

— Нарко­тики – одна из частей фильма про «ТамТам». Можно ли пред­ста­вить себе рок-волну начала 1990-х без нарко­ти­че­ского бума?

— Я не могу. Как это не больно призна­вать, но нарко­тики были частью нового и неиз­ве­дан­ного мира, в кото­ром хотело оказаться созна­ние вчераш­него пионера или октяб­рёнка. Это сломало многих талант­ли­вых людей. И это правда.

Нарко­тики были частью нового времени. Для людей твор­че­ских, изна­чально ищущих новые ощуще­ния, новые формы, попро­бо­вать их в то непо­нят­ное время было боль­шим иску­ше­нием. Конечно, это влияло на музыку. Музы­кант, игра­ю­щий трез­вым, и музы­кант, импро­ви­зи­ру­ю­щий под PCP, будут испол­нять разную музыку. Но это не озна­чает, что повально все люди, кото­рые ходили и высту­пали в клубе, употреб­ляли нарко­тики. Боль­шин­ству хватало пива.

«Скины из „ТамТама“» стали симво­лом клуба. В вашем фильме Сева Гаккель расска­зы­вает, что он не отли­чал панков и скин­хе­дов. Как ты счита­ешь, сооб­ще­ство панков, скин­хе­дов и хард­кор­щи­ков начала 1990-х – это единая тусовка, кото­рая посте­пенно размы­ва­лась? И по твоему мнению, насколько драки в «ТамТаме» были идео­ло­ги­зи­ро­ваны или же это просто пьяная моло­дец­кая удаль была?

— Это миф. Скин­хе­дов там было не так много, как сейчас почему-то об этом гово­рят.

Конечно, когда в городе один музы­каль­ный клуб, туда прихо­дят пред­ста­ви­тели всех субкуль­тур. Прихо­дят панки, прихо­дили фанаты сайко­билли, раста­маны, хиппи, ну и скины могли прийти. На раннем этапе там несколько раз высту­пали группы нацист­ского толка, но это было скорее по незна­нию и недо­смотру Гаккеля, кото­рый просто не сразу понял, кто такие скин­хеды.

Скин­хеды из «ТамТама»

— В фильме проци­ти­ро­ван отры­вок из книги Дмит­рий Спирина, фронт­мена «Тара­ка­нов», про «ТамТам». Он гово­рит, что ему было очень неуютно в клубе, и он описал заве­де­ние как очень непри­гляд­ное место. Почему моск­вичу место таким пока­за­лось?

— Мне сложно судить. Думаю, стоит прочи­тать книгу Дмит­рия Спирина, может, там мы найдем ответ. Кстати, с уваже­нием отно­шусь к «Тара­ка­нам», они, как мини­мум, одни из немно­гих, кто может раска­чать боль­шую ауди­то­рию в нашей стране.

Могу сказать, что часто москов­ские гости удив­ля­ются тому, как прохо­дят тусовки в Питере. Даже сейчас. У нас в клубах больше анар­хии и меньше пафоса. В Москве часто наобо­рот.

— Сам ты какие группы слуша­ешь из поко­ле­ния «ТамТама»? Мог бы ты назвать пять компо­зи­ций, кото­рые бы, на твой взгляд, харак­те­ри­зо­вали «ТамТам»?

— Слушаю много. Люби­мую группу выде­лить одно­значно не смогу. Но если гово­рить, о том, какие треки для меня симво­ли­зи­руют «ТамТам», то, это, в первую очередь, «ZUDWA» «Химеры», «Тот свет» «The Пауков», «Страшно» «Югенд­штиля», «Кокаин» «Tequilajazzz».

— Какой ближай­ший аналог «ТамТаму» из совре­мен­ных питер­ских клубов ты бы назвал? У моих друзей ассо­ци­а­ции возникли с «Ионо­те­кой». Есть ли какие-то схожие черты этого заве­де­ния с «ТамТа­мом»?

— Анало­гов нет. И быть не может. У «ТамТама» долгое время не было достой­ных конку­рен­тов. Алек­сандр Ионов (осно­ва­тель «Ионо­теки». – Ред.), конечно, крёст­ный отец совре­мен­ного анде­гра­унда, и он очень много сделал для появ­ле­ния действи­тельно достой­ных групп, но в «Ионо­теке» играет отнюдь не весь спектр питер­ского анде­гра­унда. Хотя «Ионо­тека» тоже куль­то­вое место.

Посе­ти­тели «ТамТама»

— Ты созда­тель объеди­не­ния «Хрущёвка», именно под этим брен­дом выхо­дил доку­мен­таль­ный фильм. Что оно из себя пред­став­ляет?

— Я лишь один из созда­те­лей. Изна­чально наше коммью­нити состо­яло из четы­рёх чело­век, прие­хав­ших с дале­кой Камчатки. Я, Нико­лай Резне­ченко, Кирилл Маху­тов и Екате­рина Косте­лич. Мы стали созда­вать видео-контент и расска­зы­вать в своих пабли­ках об анде­гра­унд­ных испол­ни­те­лях нашей страны. Потом к нам присо­еди­ни­лись Максим Якушин, Антон Уваров, Сергей Матвеев, Иван Деми­денко, отве­ча­ю­щие за музы­каль­ное напол­не­ние наших ресур­сов. Затем к нам пришли мои одно­группники по кино­вузу Зоя Петрова и Влад Кура­кин, с кото­рыми мы уже сняли два фильма.

— Стили­сти­че­ски ваш фильм похож на «Героев совет­ского нью-вейва», другой доку­мен­таль­ный фильм, вышед­ший на канале «Хрущёвки». Интер­вью, клипы и хроники эпохи – идеаль­ный рецепт для доку­мен­таль­ного фильма?

— Когда в доку­мен­таль­ном кино затра­ги­ва­ются собы­тия прошлого, другую форму повест­во­ва­ния сложно приду­мать. Ведь это фильм о том, чего уже нет. Поэтому уместны хроника и интер­вью.

Напри­мер, сейчас Зоя Петрова и Саша Диско­тека снимают фильм о музыке нашего времени, там и «Ионо­тека» есть, и фести­валь «Боль», и винишки-тян. Этот фильм будет сделан ближе к формату кино­на­блю­де­ния.

Кроме того, Влад Кура­кин снял доку­мен­таль­ное остро­со­ци­аль­ное кино об обма­ну­тых доль­щи­ках »Проти­во­сто­я­ние» с митин­гами, саспен­сом и с точными наблю­де­ни­ями. Но это не фильм под эгидой «Хрущёвки».

— Какие у тебя планы в каче­стве доку­мен­та­ли­ста и как созда­теля «Хрущёвки»? Над какими доку­мен­таль­ными филь­мами ты рабо­та­ешь?

— В данный момент я снимаю два фильма. Первый фильм – «Русская псих­а­така» – я делаю совместно с Кирил­лом Ерми­чё­вым. Он повест­вует о разви­тии жанра сайко­билли в России. Второй фильм под рабо­чим назва­нием «40 лет против» будет расска­зы­вать исто­рию разви­тия питер­ской нефор­маль­ной музыки с 1978 по 2018 год.

Это лично мои планы, но под эгидой «Хрущёвки» гото­вятся разные проекты от других режис­сё­ров. Напри­мер, Андрей Юрков (админ паблика «Уезд­ный город N») делает очень инте­рес­ный автор­ский фильм о нынеш­ней жизни неко­гда попу­ляр­ных героев ленин­град­ского анде­гра­унда. Очень наде­юсь, что у него полу­чится хоро­шее кино.

Также Влад Кура­кин и Зоя Петрова снимают свои новые работы. Ждите в этом году много чего инте­рес­ного от «Хрущёвки».

Иван Борт­ни­ков

«Тамтам: Музыка смутного времени»


Другие документальные фильмы про «ТамТам» и архивные видео из клуба:

Поделиться