«В Петербурге „уличная культура“ развивается быстрее и шире, чем в остальных городах России»

В Санкт-Петер­бурге 6 июля в заве­де­нии FISH FABRIQUE NOUVELLE состо­ится кино­по­каз доку­мен­таль­ного фильма об улич­ных музы­кан­тах «На улицу!». В пред­две­рии показа VATNIKSTAN расспро­сил режис­сёра Киру Ветлу­гину о стерео­ти­пах, связан­ных с улич­ными музы­кан­тами, и состо­я­нии отече­ствен­ной доку­мен­та­ли­стики.


— Почему тебя увлекла именно тема­тика улич­ных музы­кан­тов?

— Потому что я, как и многие, к ним нерав­но­душна. Стал­ки­ва­ясь с улич­ными музы­кан­тами каждый день, прохо­жие слушают их, апло­ди­руют, снимают на теле­фон, подки­ды­вают им денег и при при этом боль­шин­ство из них даже не пред­став­ляет, что для музы­кан­тов это не способ пораз­влечься, а важная часть жизни, для неко­то­рых пере­хо­дя­щая в призва­ние. К тому же, к сожа­ле­нию, стерео­тип о том, что улич­ный музы­кант — это лени­вый попро­шайка, кото­рый, выучив три аккорда, внаг­лую клян­чит у людей деньги, не имея ни слуха, ни голоса — по-преж­нему жив. Хоте­лось бы раз и навсе­гда его разве­ять, а также дать зрите­лям возмож­ность полу­чить более подроб­ное пред­став­ле­ние о жизни улич­ных арти­стов.

— Как прохо­дила работа над филь­мом? Сколько времени ушло на созда­ние кино? Кто входил в команду?

— Работа над филь­мом нача­лась со встречи с нужными людьми, кото­рые выслу­шали идею, пове­рили в неё, поддер­жали и научили за корот­кий срок меня тому, что знают и умеют сами. От замысла до финаль­ной версии монтажа — полтора года. В команду входят мои настав­ники режис­сёры-доку­мен­та­ли­сты Иван Борт­ни­ков и Влад Кура­кин, опера­тор в Петер­бурге Алек­сандра Валу­ева, опера­тор в Москве Антон Авдеев, пере­вод­чики и анима­торы. А также все мои нерав­но­душ­ные друзья и знако­мые.

— Это твой первый проект в каче­стве режис­сёра?

— Первый, но не послед­ний.

— Фильм дати­ро­ван 2018 годом. Он выхо­дит на экраны только сейчас. Почему?

— У нас не было стро­гих рамок для окон­ча­ния работы над филь­мом, так как мы всё делали сами. Соот­вет­ственно, дата выхода на экраны была назна­чена, в момент когда мы решили, что время пришло.

Афиша фильма

— Ты снимала фильм только про Санкт-Петер­бург? Какие ключе­вые особен­но­сти петер­бург­ских улич­ных музы­кан­тов?

— В фильме приняли участие музы­канты из несколь­ких горо­дов и даже стран. Но основ­ные места съемок Петер­бург и Москва. Одной из особен­но­стей явля­ется то, что в Петер­бурге «улич­ная куль­тура» разви­ва­ется быст­рее и шире, чем в осталь­ных горо­дах России, это уже неотъ­ем­ле­мая часть города. Также могу выде­лить особен­но­сти взаи­мо­дей­ствия музы­кан­тов друг с другом — сопер­ни­че­ство за более прибыль­ные места и проблемы с поли­цией, ведь в отли­чие от Москвы, где теперь стри­теры прохо­дят отбор и полу­чают офици­аль­ное разре­ше­ние для выступ­ле­ний на улице и в метро, в Питере эти вопросы по-преж­нему не урегу­ли­ро­ваны.

— Пред­став­ля­ется, что репер­туар улич­ных музы­кан­тов очень консер­ва­ти­вен. Как бы ты описала типич­ный репер­туар улич­ного музы­канта?

— Не описала бы, ведь я заду­мала эту картину с целью разру­шить подоб­ные пред­став­ле­ния.

— Была ли исто­рия улич­ного музы­канта, кото­рая тебя макси­мально пора­зила? Стал­ки­ва­лась ли ты с исто­рией, когда улич­ные музы­канты превра­ща­лись во всерос­сий­ских звёзд?

— Я стара­лась пока­зать в фильме разные типажи героев, поэтому каждая исто­рия по-своему уникальна и удиви­тельна. Приме­ров того, как улица стала стар­том для буду­щих звезд в фильме несколько, среди них исто­рия Билли Новика, группы «Маль­чиш­ник», «Аффи­наж» и других.

— Хоть полно­цен­ного доку­мен­таль­ного кино нет про улич­ных музы­кан­тов, эта тема широко осве­ща­ется в СМИ, есть множе­ство видео на YouTube. Что бы ты сама посо­ве­то­вала посмот­реть?

— Из доку­мен­таль­ного реко­мен­дую фильм, посвя­щен­ный исто­рии брейк данса на Арбате (1986−2017). Из худо­же­ствен­ного — «Одна­жды» Дж. Карни, «Август Раш» К. Шери­дан, «Улич­ный кот по кличке Боб» Р. Спот­ти­свуда и «Солист» Джо Райта.

Кира Ветлу­гина

— Как в целом ты оцени­ва­ешь состо­я­ние отече­ствен­ной доку­мен­та­ли­стики?

— Остав­ляет желать лучшего. Но это личный выбор каждого, если нет возмож­но­сти разви­ваться в этой сфере в России, то суще­ствует ещё целый мир. Всё в наших руках.

— Какие бы доку­мен­таль­ные фильмы ты посо­ве­то­вала посмот­реть?

— В первую очередь фильмы моих коллег и настав­ни­ков Ивана Борт­ни­кова «ТАМТАМ. Музыка смут­ного времени», Влада Кура­кина и Зои Петро­вой «Герои совет­ского нью-вейва», «Проти­во­сто­я­ние» Влада Кура­кина, «Критик» Андрея Айра­пе­това, «Утоп­лен­ники» Никиты Смор­ка­лова. Так как эти картины нагляд­ный пример того, что все возможно. Без огром­ных бюдже­тов, доро­гу­щей техники и прочих вещей, отсут­ствие кото­рых обычно явля­ется препят­стви­ями для начи­на­ю­щих режис­се­ров. Хочешь снимать кино — снимай.

— Над каким проек­том ты сейчас рабо­та­ешь и какие у тебя планы?

— Следу­ю­щий фильм будет ориен­ти­ро­ван на более широ­кую ауди­то­рию, то есть близ­кий и понят­ный не только россий­скому зрителю. Так же в планах сделать фильм-наблю­де­ние, с макси­маль­ным погру­же­нием в мир героя. Наблю­дать и фикси­ро­вать, абсо­лютно не вмеши­ва­ясь в ход собы­тий.

Поделиться