«Надо полностью доверять творцам»

Книж­ное изда­тель­ство «Ноокра­тия» было осно­вано Зора­ном Пити­чем, лите­ра­то­ром и бывшим музы­кан­том группы «Маку­ла­тура». «Ноокра­тия» выпус­кает совре­мен­ную прозу и научно-попу­ляр­ную лите­ра­туру. Были изданы книги «Антро­по­ло­гия повсе­днев­но­сти» Васи­лины Орло­вой, вошед­шая в число 50 лучших книг 2018 года по версии «Неза­ви­си­мой газеты», «Послед­ние герои неге­ро­и­че­ского времени. Голоса подпо­лья из центра Европы» Мари­анны Сорви­ной, «Антро­по­цен, космо­цен, робо­то­цен» обозре­ва­теля журнала «Знание — сила» Алек­сандра Волкова, а также худо­же­ствен­ные романы самого Зорана Питича и Миха­ила Ермо­ла­ева.

VATNIKSTAN пооб­щался с Зора­ном Пити­чем о прин­ци­пах изда­тель­ства, лите­ра­тур­ных журна­лах и псев­до­ниме.


— «Ноокра­тия» — назва­ние с претен­зией. Как твоё изда­тель­ство оправ­ды­вает своё звуч­ное имя? (Ноокра­тия — вид поли­ти­че­ского устрой­ства или соци­аль­ной системы обще­ства, кото­рая осно­вана на прио­ри­тете чело­ве­че­ского разума. — Ред.)

— Даже если бы в книгах «Ноокра­тии» описы­ва­лись оргии канни­ба­лов, то всё равно бы оправ­ды­ва­лось, ибо любая инфор­ма­ция умень­шает энтро­пию. А наши книги тем более прибли­жают наступ­ле­ние неми­ну­е­мое ноокра­тии. Да, как ты заме­тил, я не стес­ня­юсь возвы­шен­ного пафоса, изда­вая книги тира­жами всего несколько сотен экзем­пля­ров!

— Как ты пришёл к изда­тель­ской деятель­но­сти? Это неиз­беж­ный шаг на пути любого совре­мен­ного лите­ра­тора, кото­рый стре­мится, чтобы его сочи­не­ния преоб­ра­зи­лись в книги?

— Нет, ну печа­тают же в «престиж­ных изда­тель­ствах» похож­де­ния сбежав­ших из «Дома-2», так что совре­мен­ным авто­рам отча­и­ва­ется не стоит. А вот мне пришлось начать выпус­кать книги, как хочу их видеть именно я, а не какая-нибудь выпуск­ница филфака, окопав­ша­яся в изда­тель­ском офисе. Да, я изна­чально плани­ро­вал печа­тать не только свои произ­ве­де­ния. Просто начал с себя, чтоб зара­бо­тать на выпуск книг других авто­ров.

— Ты раньше сотруд­ни­чал с изда­тель­ством «ИЛ-Мьюзик», но в итоге сделал отдель­ное изда­тель­ство. В чём прин­ци­пи­аль­ное отли­чие «Ноокра­тии» от «ИЛ-Мьюзика»? Что ты не мог реали­зо­вать в рамках «ИЛ-Мьюзик», но смог сделать с «Ноокра­тией»?

— Вот как раз тех авто­ров, кото­рые нико­гда не появи­лись бы в «ИЛ-Мьюзик». Уже хотя бы потому, что я не соби­рался огра­ни­чи­ваться худо­же­ствен­ной прозой. Поэтому в рамках «Ноокра­тии» насла­жда­юсь полной свобо­дой выбора, а также предо­став­ляю её выбран­ным мной авто­рам. Вообще не вмеши­ва­юсь в их твор­че­ский процесс, ибо сам не люблю, когда мне указы­вают что и как писать и делать. Хотя подо­зре­ваю, что есть люди, кото­рым пода­вай «редак­тора-надсмотр­щика», но у нас в «Ноокра­тии» другие идеалы и прин­ципы!

— Разброс тем «Ноокра­тии» довольно суще­ствен­ный — есть и худо­же­ствен­ные книги, и научно-попу­ляр­ная лите­ра­тура. Как ты подби­ра­ешь работы для изда­ния?

— Так сложи­лось, что неко­то­рых авто­ров я знаю лично, а с науч­ным обозре­ва­те­лем журнала «Знание — сила» Алек­сан­дром Волко­вым позна­ко­мился недавно. Хотя читал все его статьи ещё в юности. Я обри­со­вы­ваю круг тем, кото­рые мне инте­ресны, а дальше говорю: «Творите в своё удоволь­ствие!» Надо полно­стью дове­рять твор­цам, кото­рых ты сам выбрал, я считаю. Жаль, что среди моих друзей нет астро­фи­зи­ков, зато с антро­по­ло­гами всё в порядке!

Зоран Питич

— Ты совме­ща­ешь изда­тель­скую деятель­ность с другой рабо­той или это твоё глав­ное дело?

— Я хоть и филан­троп с недав­них пор, но с детства не любил ни подчи­няться, ни коман­до­вать, поэтому с таким миро­воз­зре­нием мне оста­ётся лишь ездить на вело­си­педе на пляж­ный волей­бол, пить вино на лавках и мнить себя осно­ва­те­лем «Ноокра­тии», вспо­ми­ная свои прошлые худо­же­ствен­ные опыты. Как ты уже, навер­ное, заме­тил, неза­ви­си­мые изда­тели — люди доста­точно аске­тич­ные. Это я вспом­нил недав­нее интер­вью нашего коллеги из обще­ства «Ча-ща». Ну так мне тоже мало что нужно для ощуще­ния внут­рен­ней гармо­нии. Все эти бездум­ные приоб­ре­те­ния «статус­ных вещей» — что-то из обла­сти зоопси­хо­ло­гии.

— С какими глав­ными труд­но­стями ты столк­нулся, когда начал зани­маться изда­тель­ской деятель­но­стью?

— Труд­но­стей вообще ника­ких, кроме нехватки финан­сов. Хотя что бы я делал со своими замыс­лами, если бы не «арт-дирек­тор» «Ноокра­тии» Катя, кото­рая зани­ма­лась их физи­че­ским вопло­ще­нием. Вообще, только так и можно возво­дить ноокра­тию — на непод­дель­ном энту­зи­азме прекрас­ных людей.

— Ты долго участ­ву­ешь в лите­ра­тур­ном процессе — и как писа­тель, и как изда­тель. Насколько велик, по твоим ощуще­ниям, инте­рес к совре­мен­ной отече­ствен­ной прозе? Какая ауди­то­рия у толстых лите­ра­тур­ных журна­лов — это писа­тели стара­ются для писа­те­лей?

— Про лите­ра­тур­ные журналы боль­шин­ство моло­дых чита­те­лей не знают вовсе. К сожа­ле­нию, их тираж исчис­ля­ется сотнями экзем­пля­ров, что сопо­ста­вимо с тира­жами «Ноокра­тии». Насчёт совре­мен­ной прозы: участ­вуя в неза­ви­си­мых книж­ных ярмар­ках в панк-барах, можно поду­мать, что таких люби­те­лей доста­точно много, и я их всех знаю. Есть, конечно, много женщин в метро, чита­ю­щих любов­ные детек­тивы, но я ещё с ними не позна­ко­мился.

— С какой книги ты бы сове­то­вал начать знаком­ство с твоим лите­ра­тур­ным твор­че­ством?

— У меня их всего три, и надо читать их по хроно­ло­гии созда­ния. Первая — это «Расши­рен­ная версия Вселен­ной». Но можно начать и с мини­а­тюры «Вся Вселен­ная» из 11 стро­чек, кото­рые вам многое объяс­нят.

— В 2015 году тебя номи­ни­ро­вали на «Наци­о­наль­ный бест­сел­лер». Это тебе помогло в продви­же­нии твор­че­ства? Как ты, в целом, отно­сишься к лите­ра­тур­ным премиям?

— Чем больше банке­тов, тем весе­лее. Но «Наци­о­наль­ный бест­сел­лер» на мне никак не отра­зился, потому что вместо банкета в Асто­рии я пошёл пить вино с девуш­кой на крышу.

— Ты много путе­ше­ству­ешь и заре­ко­мен­до­вал себя как трэвел-блогер, у тебя есть книга «Белые слоны», осно­ван­ная на твоих путе­вых замет­ках. В каких самых стран­ных местах ты побы­вал?

— Трэвел-блогер — это какой-нибудь Варла­мов, посты кото­рого напо­ми­нают подписи к фото­гра­фиям. А мои посты в ЖЖ вообще никто не читал, у них и фото­гра­фий не было. Зато их потом без редак­ти­ро­ва­ния печа­тали в газе­тах и журна­лах. Самые стран­ные места — нудист­ский пляж с видом на святую гору Афон в Греции, девочки в цвета­стых юбках, игра­ю­щие в волей­бол на трост­ни­ко­вых остро­вах Урос на озере Тити­кака. Остров весь стран­ный: странно, что туда вообще доплыли люди.

— А плани­ру­ешь какие-то книги выпус­кать про путе­ше­ствия в рамках «Ноокра­тии»?

— Я очень хочу издать книгу доцента МГУ Андрея Тутор­ского, антро­по­лога и этно­графа, про помо­ров, микро­не­зий­цев и право­слав­ные деревни в Уганде. Возможно, через год издам свою книгу очер­ков и путе­вых заме­ток, кото­рые не вошли в «Белые слоны».

— Ты был участ­ни­ком группы «Маку­ла­тура». На данный момент ты как-то связан с музы­кой?

— До «Маку­ла­туры» я играл в школь­ной трэш-группе «Утюг». Мы не давали ника­ких концер­тов, чтобы нас не выгнали из школы, ну и я просто боялся выхо­дить на сцену. Но три года гастроль­ных туров в «Маку­ла­туре» зака­лили мой харак­тер. Однако моя скром­ность и 4 класса музы­каль­ной школы позво­ляют мне лишь играть дома на отклю­чён­ной элек­тро­ги­таре. Хотя я пред­ло­жил Косте Сперан­скому сделать соль­ный проект, однако он сейчас слиш­ком занят веган­ской стряп­нёй в питер­ской «Кабине».

— Какие новинки стоит ожидать от «Ноокра­тии» в тече­ние этого года?

— В июне выйдет книга моего препо­да­ва­теля по фило­со­фии, а ныне извест­ного анар­хи­ста Петра Рябова «От Баку­нина до Лосева». Также ожидаю руко­пись книги о русском космизме. Про этно­гра­фию мы уже пого­во­рили.

— Зоран Питич — это псев­до­ним. Почему именно Зоран Питич? Ты как-то связан со стра­нами бывшей Югосла­вии?

— Теперь да, отве­дав ракии и побы­вав пару лет назад в Сербии, Боснии и Черно­го­рии. Если бы Москва нахо­ди­лась в тех широ­тах, я бы туда и пере­ехал. Но я слиш­ком люблю Сереб­ря­ный бор и марьин­ские отстой­ники. Ну а псев­до­ним пришлось взять из-за своей редкой фами­лии, вдох­но­вив­шись филь­мами Кусту­рицы лет 17 назад.


Книги изда­тель­ства «Ноокра­тия» можно будет приоб­ре­сти на меро­при­я­тии «Перво­май с VATNIKSTAN: концерт & книж­ная ярмарка», кото­рое прой­дёт в москов­ском баре Frakcia 1 мая 2019 года.

Поделиться