"С 2014 года градус недоверия к собеседнику поднялся до невиданной высоты"

Продол­жаем серию интер­вью с пред­ста­ви­те­лями инте­рес­ных медиа-проек­тов. На этот раз обща­емся с участ­ни­ком команды "Фото-Исто­рии" и адми­ном одно­имён­ного теле­грам-канала Анто­ном о воров­стве контента, преиму­ще­ствах теле­грама как медиа-площадки и агрес­сии коммен­та­то­ров.

- Вашему проекту уже шесть лет. Расска­жите, как всё начи­на­лось. Почему решили создать паблик, посвя­щён­ный исто­рии в фото­гра­фиях?

- Ответ от осно­ва­теля: Исто­рия нача­лась с того, что два одес­сита решили доба­вить к паблику с мемами "Студенту-Исто­рику" новую группу под простым назва­нием "Фото-исто­рия". Цель заклю­ча­лась в том, чтобы в доступ­ной и понят­ной манере изла­гать людям исто­ри­че­ские факты, подкреп­лен­ные картин­ками. Создали группу первого января, когда пришли домой после ново­год­ней вече­ринки. Идея роди­лась как-то сама собой. Зани­ма­лись, в первую очередь, сами. Тогда таких пабли­ков было мало и мы быстро вышли вперед, благо­даря грамот­ным текстам и полез­ной системе нави­га­ции. Позже мы подо­брали себе това­ри­щей из числа россиян, кото­рые болели исто­рией так же , как и мы. Благо­даря одному из них (Антону) мы сейчас начали рабо­тать с теле­гра­мом и доста­точно успешно.

- «Фото – Исто­рия» — это коллек­тив­ный проект? Сколько адми­нов у паблика?

- Костяк адми­ни­стра­ции сфор­ми­ро­вался в 2011 — 2012 годах, на данный момент проек­том зани­ма­ется шесть чело­век. Расцвет паблика "Фото-Исто­рии" — это 2012 — 2014 гг., именно тогда у всех было время и силы для постов. Собственно, я присо­еди­нился к команде в сере­дине 2011 года. На карте мира адми­ни­стра­ция — это Укра­ина и Россия.

 

- Как ты попал в команду? 

- Я в 2011 вёл курс "Исто­рия кине­ма­то­графа", на его основе решил делать паблик. На тот момент я уже видел сетку пабли­ков исто­рии, и там как раз было сооб­ще­ство о кино. Напи­сал свое резюме, прошёл стажи­ровку в "Фото-Исто­рии" и через пару меся­цев стал адми­ни­стра­то­ром.

Но с фото­гра­фией оказа­лось весе­лее. Адми­ни­стра­ция у всех пабли­ков пере­се­ка­ется, так что везде поне­многу каждый что-то разме­щал.

- Сколько времени у вас зани­мает актив­ность в паблике и в теле­грам-канале?

- Час в день, я слежу только за теле­грам­мом, пабли­ком зани­ма­ется другой чело­век. В основ­ном это дорога на работу и обратно.

- А работа и обра­зо­ва­ние у вас как-то связаны с исто­рией? 

- Обра­зо­ва­ние у всей команды исто­ри­че­ское. У меня, напри­мер, исто­рико-архи­во­ве­де­ние. А работа никак не связана с обра­зо­ва­нием. После дембеля пробо­вал пройти конкурс в исто­ри­че­ский проект, но там 200 чело­век на место, и вот я вернулся на старую работу. Как у любого полу­про­фес­си­о­нала мечта у меня отве­чать за пиар музея, архив­ного фонда или исто­ри­че­ского проекта.

- У вас актив­ный теле­грам-канал, кото­рый отли­ча­ется от того, что вы выкла­ды­ва­ете на VK. Это обуслов­лено особен­но­стью формата или ауди­то­рией? Кто вас читает на VK, а кто в теле­граме?

- Канал и паблик не пере­се­ка­ются, так как ведут их два разных чело­века. От паблика я лично ушёл, не могу разо­рваться. Мой люби­мый довод — аутизм. Только здесь не рабо­тает лайк, да и вообще любая обрат­ная связь обруб­лена. Сидишь в доте, постишь порт­реты из семей­ного альбома и плакаты о вкус­ной и здоро­вой пище. И никто НИКТО не придёт тебе в коммен­та­рий расска­зать, как ты не прав, что постишь такое.

Я исполь­зую накоп­лен­ный архив пабли­ков, иногда фото­ар­хивы. Иногда, если берётся незна­ко­мая тема недели, изучаю интер­неты. Часто присы­лают фото­гра­фии из семей­ных альбо­мов, у нас есть специ­аль­ный альбом для подоб­ного. К сожа­ле­нию, часто это просто снимки фото­гра­фий, мы же просим именно сканы. Из послед­них вспо­ми­на­ется кадры из дела опозна­ния остан­ков Гитлера, с фото­до­ку­мен­тами. В интер­нете этих мате­ри­а­лов вообще нет.

У наших проек­тов мужская ауди­то­рия. На VK мужчины от 25 до 65 — это 70% чита­те­лей. По теле­граму точной стати­стики нет.

- В соци­аль­ных сетях и теле­граме довольно много одно­тип­ных исто­ри­че­ских проек­тов с фото­гра­фи­ями. Мне кажется, что они не только друг у друга воруют контент, но зача­стую исполь­зуют один и тот же архив BBC, извест­ный как «Исто­рия XX века в черно-белой фото­гра­фии». Так ли это? Как вы отно­си­тесь к воров­ству контента? 

- В 2011 году хоро­ших пабли­ков можно было пере­счи­тать паль­цами одной руки. А где-то в 2012 — 2013 гг. начался бум history marketing. Дела­ете паблик, копи­ру­ете посты пабли­ков исто­ри­че­ской ниши, поку­па­ете рекламу в огром­ных коли­че­ствах – и вот у вас полмил­ли­он­ный паблик по исто­рии.

Мы же не коммер­че­ская сооб­ще­ство, куда нам со Скруд­жем тягаться. У нас зато уже было имя и узна­ва­е­мый почерк. Собственно даже читая копи­пасту, легко понять откуда взято описа­ние фото­гра­фии. У "Фото-Исто­рии" выра­бо­тался имму­ни­тет — у нас уникаль­ная цифро­вой отпе­ча­ток и наше описа­ние доста­точно легко распо­знать. Когда-то в VK мы ходили по пабли­кам, кото­рые копи­ро­вали из нашего паблика, и тыкали носом, откуда этот пост. Но это быстро надо­ело, ибо слиш­ком много их. Легче зани­маться со своей ауди­то­рией чем в пустую писать претен­зии.

А "воров­ство", кстати, привело к плодо­твор­ному сотруд­ни­че­ству. Напри­мер, нас в теле­граме начал кто-то читать из сотруд­ни­ков Кунст­ка­меры и очень удивился, найдя фото­гра­фии из ката­лога. С тех пор рабо­таем с ними. Так же было с "Русской плане­той".

Открыл тут случайно рейтинг постов теле­грамма и смотрю на свои посты, кото­рые постил вчера, у сооб­ще­ства покруп­нее. Отпи­сал им, да вот молчат. Инте­ресно, как будет в теле­граме с этим.

- У вас есть сторон­ние проекты — посвя­щён­ный агита­ции и паблик, на кото­ром выкла­ды­ва­ются исто­ри­че­ские книги, а также замо­ро­жен­ный паблик с филь­мами. Расска­жите про эти проекты. Ими зани­ма­ется та же команда, что и основ­ной «Фото-Исто­рией»?

- Да, команда у нас на всю сеть одна, кроме "Агит-исто­рии" (там новый адми­ни­стра­тор), а "Книго-исто­рия" это совмест­ный проект с одним исто­ри­че­ским сооб­ще­ством. Самый прослав­лен­ный паблик — это "Агит-исто­рия". Он попал в ката­лог журнала Афиша, пару раз уже полу­чал Проме­тея. Собственно, канал в теле­граме мате­ри­алы из всех этих пабли­ков. Здесь нужно быть чуть шире.

- Как обстоят дела с моне­ти­за­цией проекта? Заку­пают ли у вас рекламу? Есть ли да, то кого бы вы опре­де­лили в каче­стве основ­ной кате­го­рии рекла­мо­да­те­лей?  

- С рекла­мой не скла­ды­ва­ется с самого осно­ва­ния. У нас слиш­ком высо­кий порог (ведь вся адми­ни­стра­ция — это исто­рики) и детские проекты, вроде "очень важный исто­ри­че­ский факт на каждый день" всегда вызы­вали недо­уме­ние и смех. То же самое с само­ре­кла­мой. Первых 500 чело­век приняли на борт с подпис­чи­ков сетки, а дальше кропот­ли­вый постинг. Потом нас начали вклю­чать в подборки "best history Telegram" от журна­лов или пабли­ков, часто без нашего ведома и согла­со­ва­ния описа­ния канала (так, напри­мер, мы стали цитата "ботом присы­ла­ю­щим потря­са­ю­щие исто­ри­че­ские фото­гра­фии".)

Обыч­ная исто­рия: вече­ром в канале было 900 чело­век, завтрак и уже 1.500.  Поэтому для меня потря­се­ние, когда, напри­мер, в коммью­нити исто­ри­че­ских кана­лов публи­куют цифры по вложе­нию в разви­тие канала (что-то около моей зарплаты). Изна­чально мы были бессе­реб­рен­ни­ками и идей­ными, такими и оста­ёмся. В теле­граме иногда делаем что-то при участии других кана­лов, напри­мер, пост о благо­тво­ри­тель­но­сти для "Таких Дел" или про руины для "Архи­тек­туры".

Хоте­лось бы видеть каче­ствен­ные и мощные каналы в каче­стве рекла­мо­да­те­лей (хотя бы как концеп­ция). Но я уже отча­ялся ждать, мы чаще полу­чаем пред­ло­же­ния о продаже канала чем ссылки на годные проекты. Скоро начнём брать сами репо­сты из сосед­них кана­лов репост (да здрав­ствует эколо­гия!)

Вообще, самое неудоб­ное в Теле­грамме, это понять откуда к тебе пришли подпис­чики. Я только недавно узнал о стати­стике здесь. Зато теперь гуглю назва­ние канала если откуда-то появи­лись 200 чело­век.

- Год назад вы заявили о премии, кото­рую должны были вручить авто­рам наибо­лее ярких исто­ри­че­ских пабли­ков. Что из этого вышло?

- С премией мы опоз­дали года на два. Полу­чили пару откли­ков и забыли.

- Вы созда­вали сайт. Но при этом сейчас им не поль­зу­е­тесь. Почему? Сайт – это прошлый век? Буду­щее — это кросс-плат­фор­мен­ные медиа?

- Сайт создали, чтобы нано­сить ветмарку на фото­гра­фии и быть где-то ещё, кроме VK. Потом просто закон­чи­лись ресурсы для дубли­ро­ва­ния мате­ри­а­лов, да и масте­ров копи­пасты это неcильно оста­нав­ли­вало. Да, кросс-плат­фор­мен­ные медиа — это буду­щее, но сайт как архив и индек­са­ция в поиске тоже необ­хо­дим.

- Зада­вал этот вопрос Евге­нию Бузеву из «Она разва­ли­лась» спрошу и у вас: почему такие агрес­сив­ные поль­зо­ва­тели в коммен­та­риях в исто­ри­че­ских пабли­ках?

- У людей мало чего-то своего (част­ная собствен­ность, личная жизнь), этакий пере­жи­ток супер­кол­лек­тив­ного обще­ства. И вот иногда, Исто­рия даёт чело­веку пози­цию за кото­рую он должен стоять. В эпоху расцвета у нас было огром­ное коли­че­ство коммен­та­риев, с хоро­шими темами, трол­лями. Где-то после 2014 это все затухло, какой-то градус недо­ве­рия к собе­сед­нику поднялся до неви­дан­ной высоты. Возможно и из-за этого сейчас пустыня в коммен­та­риях.

- Кого бы поре­ко­мен­до­вали читать в теле­граме. 

Кара­уль­ного (чтобы быть в курсе), Крас­ный Сион (чтобы не тонуть в повестке дня) и "Вершки и корешки" (чтобы не забы­вать о лите­ра­туре и критике)

- Какие планы на ближай­ший год?

-  Сего­дня снова попал в какой-то список, значит на днях пере­ва­лим отметку в 8.000 душ (пере­ва­лили — прим. ред.). В честь этого, скорее всего, буду откры­вать канал по совре­мен­ной (и не очень) фото­гра­фии  и с филь­мами. Беда пока с назва­нием и аватар­кой (пока кружится что-то из песен "Граж­дан­ской обороны"). Это зави­сит от вдох­но­ве­ния.

Конечно, давит коли­че­ство уже адми­ни­стри­ру­е­мых и замо­ро­жен­ных проектов.Главный мой недо­ста­ток — это прокра­сти­на­ция и выте­ка­ю­щее из неё упущен­ное. Напри­мер, вовремя создан­ная коллек­тив­ная соли­дар­ность VK могла бы помочь создать экоси­стему history пабли­ков, но уже не пере­иг­рать. Радует, что в теле­граме это рабо­тает.

- А какое назва­ние дума­ете дать новому проекту? 

- Обще­ство «Память».

- Желаю успе­хов! 


Пять кадров из телеграм-канала "Фото-История"

Горожане на митинге против возвращения дореволюционного названия города. Ленинград. РСФСР. СССР. 11 июля 1991 года.
Горо­жане на митинге против возвра­ще­ния доре­во­лю­ци­он­ного назва­ния города. Ленин­град. РСФСР. СССР. 11 июля 1991 года.

 

Книжный магазин в Копенгагене. Королевство Дания. 1899 год
Книж­ный мага­зин в Копен­га­гене. Коро­лев­ство Дания. 1899 год

 

Продукты, которыми во время полета питались космонавты - члены экипажа космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4". Москва. РСФСР. СССР. 1962 год
Продукты, кото­рыми во время полета пита­лись космо­навты — члены экипажа косми­че­ских кораб­лей "Восток-3" и "Восток-4". Москва. РСФСР. СССР. 1962 год

 

Позорный столб с фамилиями нарушителей дисциплины на ст. Ховрино. Московская область. РСФСР. СССР. 1932 год.
Позор­ный столб с фами­ли­ями нару­ши­те­лей дисци­плины на ст. Ховрино. Москов­ская область. РСФСР. СССР. 1932 год.

 

The Beatles. Лондон. Великобритания. 1967 год.
The Beatles. Лондон. Вели­ко­бри­та­ния. 1967 год.

Поделиться