"К увлечению 1920 годами пришел через визуальные образы и формы"

Новое интер­вью из цикла бесед с попу­ля­ри­за­то­рами исто­рии. На этот раз пооб­ща­лись с созда­те­лем проекта "Тогда" и редак­то­ром "Элек­тро­не­кра­совки" Ильёй Стар­ко­вым про русский аван­гард, бум просве­ти­тель­ских медиа и онлайн-музеи.

- Как форми­ро­вался твой инте­рес к тема­тике дово­ен­ной совет­ской исто­рии? Инте­рес обуслов­лен увле­че­нием эсте­ти­кой аван­гарда? Какую роль в твоей исто­ри­че­ской деятель­но­сти играет тот факт, что ты дизай­нер (хотя тебе не очень нравится, когда тебя так назы­вают)?

- Так как я дизай­нер, то к увле­че­нию 1920 годами пришел через визу­аль­ные образы и формы, это были, как правило, конструк­ти­вист­ские офор­ми­тель­ские вещи в виде обло­жек книг, журна­лов и плака­тов. Со време­нем сфера инте­ре­сов расши­ря­лась и углуб­ля­лась.

- Расскажи, как возник проект "Тогда". Какие ты ставил акценты? Чем ты вдох­нов­лялся? Это музей в виде сайта или журнал?

- Посте­пенно накоп­лен­ный массив инфор­ма­ции моих увле­че­ний 1920–1930 годами потре­бо­вал какой-то систе­ма­ти­за­ции. Так появился проект "Тогда", где сфор­ми­ро­ва­лись несколько широ­ких направ­ле­ний: дизайн, кино, книги и журналы, быт. Всё это пода­ётся в формате журнала. Из этих широ­ких направ­ле­ний появ­ля­ются узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные темы, иссле­до­ва­ни­ями кото­рых я зани­ма­юсь. Это отдель­ные явле­ния и лично­сти обозре­ва­е­мого пери­ода. Напри­мер, в немом кино меня безумно интри­го­вали интер­титры (межкад­ро­вые тексто­вые кадры), я интер­тит­рам посвя­тил отдель­ный проект. В общем, глав­ная стра­ница сайта всегда отра­жает тот диапа­зон тем, явле­ний и персон, кото­рыми я зани­ма­юсь в данный момент. Коротко пере­числю: отдель­ные лично­сти аван­гарда, напри­мер, Соло­мон Телин­га­тер (в прошлом году совместно с сыном худож­ника, Влади­ми­ром Телин­га­те­ром запу­стили интер­нет-архив работ); немое кино; архи­тек­тура аван­гарда; ОБЭРИ­Уты, фото­мон­таж и шриф­то­вые работы в оформ­ле­нии пери­о­дики и книг; форми­ро­ва­ние и орга­ни­за­ция "нового быта", "нового чело­века" и исто­рия повсе­днев­но­сти; твор­че­ские груп­пи­ровки; детские книги и рисунки. Работа над этим мате­ри­а­лом невоз­можна без сотруд­ни­че­ства с другими куль­тур­ными инсти­ту­тами. В этой связи на сайте сфор­ми­ро­вался ещё один формат — онлайн-музей. Сейчас свои стра­нички есть у Мемо­ри­ала, Кунст­ка­меры, Музея Маяков­ского, Парка Горь­кого и других парт­не­ров. Если гово­рить о вдох­но­ве­нии, то резуль­таты этой работы и сам процесс, пожа­луй, вдох­нов­ляют больше всего.

Интер­титр

- "Элек­тро­не­кра­совка" — это продол­же­ние проекта "Тогда"? Как возникла идея сотруд­ни­че­ства с Некра­сов­ской библио­те­кой?

- "Элек­тро­не­кра­совка" — это совер­шенно новый для меня проект, и если сейчас можно прове­сти какие-то парал­лели с "Тогда", то посте­пенно их будет меньше.

У библио­теки имени Н.А. Некра­сова есть свой уникаль­ный редкий фонд, насчи­ты­ва­ю­щий более 12 000 изда­ний. Фонд посте­пенно оциф­ро­вы­ва­ется и нужда­ется в продви­же­нии. Моя идея заклю­ча­лась в созда­нии медиа вокруг этого архива. Собственно, так мы запу­стили проект "Элек­тро­не­кра­совка". В моем идеаль­ном пред­став­ле­нии, "Элек­тро­не­кра­совка" — это целая экоси­стема состо­я­щая из онлайн-проекта и оффлайн собы­тий, в виде лекто­рия, встреч, кино­по­ка­зов.

- Журнал при "Элек­тро­не­кра­совке", в кото­ром обра­ба­ты­ва­ются мате­ри­алы библио­теки, — это начи­на­ние глобаль­ное. Сколько чело­век задей­ство­вано в журнале? Как постро­ена работа редак­ции? Как вы выби­ра­ете темы?

- Журнал — это только один из разде­лов "Элек­тро­не­кра­совки", мы вытас­ки­ваем инте­рес­ные мате­ри­алы или кален­дар­ные инфо­по­воды из книг и газет, пере­со­би­раем их в новые и акту­аль­ные сейчас форматы подачи инфор­ма­ции. Будут на сайте игры и  тесты. Пока работа завя­зана только на мне как редак­торе и авторе в одном лице.

- "Элек­тро­не­кра­совка" соче­тает в себе черты другого твоего проекта — "Москва Тогда". В полной мере тот проект не реали­зо­вался. Это было связано с отсут­ствием ресур­сов? Насколько трудо­ём­ким было рабо­тать с этим проек­том?

- "Москва Тогда" временно замо­ро­жен­ный проект, новой инфор­ма­ции туда не загру­жа­ется. Проект полу­чился более масштаб­ным чем я пред­став­лял. Но я всегда о нем помню и, наде­юсь, полу­чится его продол­жить в том виде, в кото­ром я его себе пред­став­лял. Пере­се­че­ние с "Элек­тро­не­кра­сов­кой" здесь в кален­дар­ных собы­тиях в Москве, но идея и формат совер­шенно разные. На "Элек­тро­не­кра­совке" —  это медиа­по­дача, а  "Москва Тогда" в идеале — это инстру­мент, в том числе для иссле­до­ва­те­лей.

- Сколько времени в день ты прово­дишь, рабо­тая с архи­вами? Ты сам скани­ру­ешь книги? 

- Если гово­рить об "Элек­тро­не­кра­совке", то, конечно, не сам. Это много­лет­няя работа, многих отде­лов библио­теки. Сайт — лишь верхушка айсберга. На "Тогда" — по-разному, нет какого-то плана и распи­са­ния, иногда могу пару недель плотно зани­маться в библио­те­ках и архи­вах, а потом посте­пенно в тече­ние несколь­ких меся­цев публи­ко­вать.

- Твои преды­ду­щие проекты суще­ство­вали за счёт пожерт­во­ва­ний. Насколько активно люди жерт­во­вали деньги на просве­ти­тель­ский проект?

- В целом проект "Тогда" как отправ­ная точка других подпро­ек­тов суще­ствует за счет моей дизай­нер­ской деятель­но­сти, объем пожерт­во­ва­ний примерно равен объему затрат на техни­че­ское содер­жа­ние сайтов — оплату доме­нов и хостинга.

- Как ты счита­ешь, возможно ли делать научно-попу­ляр­ный проект о совет­ском прошлом без поли­ти­зи­ро­ван­но­сти? Как избе­жать холи­ва­ров с коммен­та­риях, кото­рые возни­кают даже из-за невин­ных карти­нок?

- С поль­зо­ва­тель­скими коммен­та­ри­ями на сайтах и в соцсе­тях я понял простую вещь: коммен­та­рии редко оста­вят по хоро­шему поводу. Поэтому един­ствен­ной формой обрат­ной связи я оста­вил почту и личные сооб­ще­ния, где, собственно, и были самые содер­жа­тель­ные коммен­та­рии.

- В России в тече­ние послед­них лет появи­лось несколько ярких и совре­мен­ных исто­рико-куль­ту­ро­ло­ги­че­ских проек­тов, вроде "Арза­маса", "Карт исто­рии", "Элек­тро­не­кра­совки". Ты согла­сен, что возник бум увле­че­ния исто­рии со стороны людей, кото­рые прежде темой прошлого сторо­ни­лись? Или же просто прогресс дошёл до консер­ва­тив­ной сферы исто­рии?

- Мне кажется, это палка о двух концах. Бум в просве­ти­тель­ских медиа произо­шёл, потому что в совре­мен­ной журна­ли­стике не оста­лось места для неза­ви­си­мых проек­тов. Совре­мен­ные исто­рико-куль­тур­ные проекты они не про исто­рию в целом, а про исто­рию чело­века и его окру­же­ние, то есть это те же "ново­сти" только не про 2018 год, а, напри­мер, про 1923 год. И пришед­шие из совре­мен­ных медиа стили­стика, форматы подачи и техно­ло­гии делают эту меди­а­и­сто­рию массо­вой.

Илья Стар­ков

- А какие интер­нет-ресурсы, посвя­щён­ные исто­рии, ты бы выде­лил?

- Кроме тех, что уже упоми­на­лись раньше,  — "Прожито", элек­трон­ный архив руко­пи­сей, тексто­вый корпус личных днев­ни­ков, "Устная исто­рия", онлайн-архив мему­ар­ных бесед, "Маги­сте­рия", обра­зо­ва­тель­ный сайт с лекциям.

- Какие бы изда­ния, выло­жен­ные на сайте "Элек­тро­не­кра­совки" ты бы посо­ве­то­вал поли­стать. Назови пять самых класс­ных подши­вок.

- Учиты­вая мои увле­че­ния 1920–1930 годам, изда­ния будут на эту тему:

  • - "Новый Леф" — журнал твор­че­ской груп­пи­ровки ЛЕФ под пред­во­ди­тель­ством Влади­мира Маяков­ского
  • - "Новый зритель" —  кино­жур­нал 1920-х, для тех кто инте­ре­су­ется аван­гард­ным кино — бесцен­ная вещь.
  • - "СССР на стройке" — фото­жур­нал о преле­стях жизни в СССР, кото­рый делался в основ­ном на экспорт, поэтому над ним труди­лись лучшие фото­графы и дизай­неры: Алек­сандр Родченко, Арка­дий Шайхет, Эль Лисиц­кий, варвара Степа­нова, Соло­мон Телин­га­тер и многие другие.
  • - "Стро­и­тель­ство Москвы" — архи­тек­тур­ный журнал преиму­ще­ственно изда­ва­е­мый в 1920-е, поэтому много конструк­ти­визма и утопи­че­ских проек­тов
  • - "Цирк и эстрада" — трудно пове­рить, но были отдель­ные изда­ния посвя­щен­ный цирку

Поделиться